Главная страница
Навигация по странице:

  • Идеи романтизма в историографии

  • АНГЛИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА Э. Бьёрк о Французской революции

  • Найборт - Новая история C. Очерки новой истории и историографии


    Скачать 2.01 Mb.
    НазваниеОчерки новой истории и историографии
    АнкорНайборт - Новая история C.doc
    Дата22.12.2017
    Размер2.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаНайборт - Новая история C.doc
    ТипДокументы
    #12519
    страница19 из 38
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   38

    ВЕНСКИЙ КОНГРЕСС И СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ
    Одержав победу над наполеоновской Францией, союзники провели в Вене международный конгресс для решения вопросов послевоенного устройства Европы. Официальные заседания начались 1 ноября 1814 г. и закончились 9 июня 1815 г. принятием «Заключительного акта». В Венском конгрессе принимали участие 216 представителей почти всех европейских государств. Среди них были императоры русский и австрийский, короли прусский, датский, вюртембергский и баварский, министры, канцлеры, крупные политические деятели. Работа конгресса сопровождалась балами, различными увеселительными представлениями и шумными развлечениями. Монархи праздновали победу над таким сильным противником, как Наполеон I.

    Вскоре между ними возникли разногласия по решению ряда территориальных вопросов, во время конгресса строились интриги, создавались тайные двусторонние соглашения, в частности, Австрии и Франции против Пруссии и России. Постановления, декларации, договоры о границах принимались отдельными комитетами, но многие вопросы решались не на заседаниях, а в кулуарах. Францию на конгрессе представлял Талейран, в это время министр иностранных дел правительства Людовика ХVIII. Ему удалось использовать противоречия между вчерашними противниками Франции, чтобы вывести ее из состояния изоляции и участвовать в решении многих вопросов наравне с победителями Наполеона.

    Ведущая роль на конгрессе принадлежала Александру I, как главному победителю французов, и австрийскому канцлеру Меттерниху, наиболее талантливому дипломату того времени. Именно благодаря Меттерниху стали широко использоваться в дипломатии такие понятия, как «политика союзов», «политика равновесия в Европе», «политика европейской безопасности». В основу нового передела Европы, проведенного Венским конгрессом, был положен выдвинутый Талейраном принцип легитимизма, т. е. монархической законности (от французского слова legitime, что значит законный).

    Несмотря на этот принцип, восстановить на тронах всех легитимных германских монархов оказалось невозможным, хотя решению вопроса о Германии был посвящен ряд заседаний. Штейн и другие немецкие прогрессивные деятели высказывали идеи об объединении Германии. Но Франция, Россия и другие державы опасались создания объединенной Германской империи. Ее сторонников не нашлось и среди немецких монархов. Все они хотели быть самостоятельными. Поэтому Венский конгресс не осуществил объединения Германии. Его решениями был создан Германский союз, включавший в себя 34 государства и 4 вольных города.

    При поддержке России, несмотря на противодействие Австрии и Франции, значительно расширила свою территорию Пруссия. Она добилась присоединения к себе северных округов Саксонии, шведской Померании, польской области Познань и порта Данциг, острова Рюген, Вестфалии и Рейнской области. Включение новых территорий в состав Пруссии, способствовало значительному усилению ее экономической мощи. Пруссия претендовала на включение в свой состав всей Саксонии.

    Саксонский король Фридрих-Август до конца оставался верным Наполеону, даже когда его войска перешли на сторону антифранцузской коалиции. Он бежал со всей семьей, с министрами, казной и драгоценностями в Регенсбург. После битвы при Лейпциге Фридрих-Август пленником вернулся в свою столицу. Решениями Венского конгресса значительная часть территории Саксонии была у него отнята и присоединена к Пруссии, но благодаря противоречиям между Пруссией и Австрией ему все же удалось сохранить корону.

    Австрия, являвшаяся самым упорным противником французской революции из всех континентальных держав, участвовала почти во всех антифранцузских коалициях. Она постоянно терпела поражения, теряла довольно значительные части своей территории, выплачивала огромные денежные контрибуции и не одержала ни одной победы над Наполеоном. Однако благодаря дипломатическим талантам ее представителя на конгрессе Меттерниха она вернула себе Тироль, Триест, Иллирию, Далмацию, Галицию и приобрела Зальцбург. Она захватила самые развитые в торговом и промышленном отношении северные итальянские области Ломбардию и Венецию. Австрийское влияние установилось и в центральной Италии. Тоскана, Модена, Парма стали наследственными владениями родственников австрийского императора.

    В Неаполе была восстановлена прежняя династия Бурбонов. Сардинский король Виктор-Эммануил I из итальянской Савойской династии вернулся на свой престол и в дополнение к прежним владениям Савойе, Пьемонту и о. Сардиния получил Геную. В Риме была восстановлена светская власть папы, который получил обратно Равенну, Болонью и Феррару, ранее захваченные французами.

    Венский конгресс подтвердил раздел Польши между Пруссией, Австрией и Россией. Россия получила герцогство Варшавское, преобразованное в Королевство польское, королем его стал Александр I. Россия сохранила за собой Финляндию, завоеванную у Швеции в 1809 г. и Бессарабию, присоединенную в 1812 г. после войны с Турцией.

    Бельгия и Голландия, отнятые у Франции, были объединены в Нидерландское королевство, которое должно было служить барьером против Франции на севере. Норвегия, ранее принадлежавшая Дании, была у нее отторгнута в наказание за союзнические отношения с Наполеоном I и присоединена к Швеции. Швейцария, в которую включили пограничные с Францией города Валлис, Женеву, Невшатель, образовала Конфедерацию 19 самоуправляющихся кантонов. Венский конгресс провозгласил вечный нейтралитет Швейцарии.

    Англия по решениям Венского конгресса закрепила за собой остров Мальта, важнейший опорный пункт для морского транспорта в Средиземном море, установила протекторат над Ионическими островами, в Северном море овладела островом Гельмголанд. Огромное значение имел захват мыса Доброй Надежды, владение которым позволяло Англии контролировать морской путь вокруг Африки. За Англией закреплялись голландские и испанские колонии, захваченные во время наполеоновских войн. Все эти приобретения еще более укрепили ее господство на морях и в колониях. Но основным достижением Англии после поражения Франции, её главного соперника в мировой торговле, было восстановление промышленно-торговой гегемонии в Европе. Франция оставалась в границах 1792 года.

    В сентябре 1815 г. был заключен «Священный союз», т. е. специальный договор о союзе европейских монархов против возможных в будущем революционных и национально-освободительных движений. Опыт показал, что в одиночку, без иностранной поддержки монархи каждой отдельной страны не в состоянии справиться с революцией. К Священному союзу присоединились почти все государи Европы. Английское правительство официально не поставило своей подписи под этим документом, чтобы избежать прений в парламенте, но выразило участникам Священного союза свое одобрение его целей. Акт Священного союза заявлял о поддержании христианской веры и повиновения подданных своим государям, которые должны подавать друг другу «пособие, подкрепление и помощь». Христианско-религиозная фразеология этого акта была принята для того, чтобы исключить возможность присоединения к нему мусульманской Турции. Западноевропейские державы и Россия не хотели ничем связывать свои руки в освобождении балканских народов из-под турецкого гнета.

    20 ноября 1815 г. Англия, Россия, Австрия и Пруссия возобновили ранее достигнутый ими договор о Четверном союзе. Они подтвердили свою договоренность о том, что династия Бонапартов навсегда отстраняется от французского престола. Четыре союзника обязались поддерживать этот договор вооруженными силами и брали на себя обязательство устраивать периодические конгрессы для рассмотрения общих мер по охране созданного в Европе «политического равновесия». Этот договор и акт Священного союза легли в основу деятельности дипломатических конгрессов в последующие годы. Венский конгресс не принял во внимание национальные интересы многих европейских народов, но все же его решения способствовали установлению мира в Европе до середины ХIX века.
    Идеи романтизма в историографии
    После Французской революции в начале XIХ века на смену просветительской идеологии появляется идейно-политическое течение и художественный метод в искусстве – романтизм. Термин романтизм первоначально означал поворот от наследия древних культур Греции и Рима, на которых основывалась идеология гуманистов и просветителей, к народным традициям западного средневековья, находившим свое отражение в рыцарских романах. Отсюда – «романизм», «романтизм». Романтизм возник на почве разочарования различных слоев европейского общества итогами Великой французской буржуазной революции. Революция разрушила привычный феодальный уклад жизни, но на смену ему пришел капитализм, не оправдавший ожиданий передовых людей того времени. Просветители обещали наступление «царства разума» с его лозунгами: Свобода, Равенство, Братство. В действительности новое буржуазное общество оказалось далеким от этого идеала. Поражение революции и крах империи Наполеона I приводили к мысли об ошибочности, банкротстве просветительских идей, которыми руководствовались деятели революции.

    Романтики выступили с позиций отрицания основных идей Просвещения. Если просветители выдвигали разум в качестве критерия оценок событий и фактов, верили в человеческий разум как двигатель прогресса, то романтики заявляли, что жизнь сложнее абстрактных схем просветителей, люди обладают не только разумом, но и душой, чувствами. В противовес культу разума отдельного человека, рационалистическому объяснению событий исторического прошлого и современности романтики выдвинули на передний план культ чувства, «движение сердца», интуицию. Методологической основой творчества историков-романтиков становится провиденциализм.

    Единые в критике нового, буржуазного, общества, романтики расходились в своих идеалах. Одни из них идеализировали средневековые нравы, патриархальные отношения, благородных сеньоров, святых и рыцарей. Другие критиковали феодально-монархическое прошлое, но в то же время проявляли неприязнь к господству материальных начал в жизни общества, которые нес с собой капитализм. Прочной основой человеческого общества, по их мнению, может служить только духовная связь людей. Романтики раскрывали огромные духовные возможности человека. По их представлениям, человеческая личность – это целый мир. Утверждение о самоценности отдельной духовно-творческой личности сочеталось у романтиков с особым вниманием к каждой отдельной нации, во всестороннем развитии которой они видели путь к достижению прогресса. В недрах романтизма родилось понятие «историзм», признанное и в современной историографии.

    Понятие историзм появилось в немецкой историографии в первые десятилетия XIX века под влиянием «Исторической школы права». Именно ее представители сформулировали основные принципы историзма. К ним относятся, во-первых, мысль об органическом, независимом от воли отдельного человека развитии народа и государства, идея непрерывной преемственности, понимание того, что настоящее неразрывно связано с прошлым, во-вторых, идея нации, как неповторимой коллективной индивидуальности, и в-третьих, связанная с ней идея «народного духа», как главной творческой силы в истории.

    Появление «Исторической школы права» было связано с тем, что после освобождения Германии от французского господства стали раздаваться призывы немецких либералов оставить в силе введенный во многих германских государствах Кодекс Наполеона, чтобы установить во всей Германии единое право, как первую ступень к национально-политическому объединению страны. В ответ на это прусский министр юстиции профессор Берлинского университета Ф. К. Савиньи (1779-1861) выступил с утверждением, что правовые и государственные формы не создаются волей законодателей, а являются результатом длительного и сложного процесса развития от доисторического прошлого. Невозможно поэтому, заявлял он, ни создать новое право, ни ликвидировать уже существующее. Законодатель – лишь выразитель «народного духа», единственной творческой силы. Для его познания нужно изучить всю историю народа. История – это путь к познанию современного состояния. Его единомышленник профессор Берлинского университета К. Ф. Эйхгорн (1781-1854) опирался на те же теоретические основы: «Государство, его устройство и законы, не есть продукт человеческого произвола, а результат органического развития, подчиняющегося своим собственным законам». Характер этого развития определяется «народным духом». Под историзмом последователи этой школы понимали представление о постепенном органическом развитии каждого явления, они рассматривали каждый этап в истории как определенное звено в общей цепи исторического развития. Историзм предполагает генетический анализ общественных явлений с момента их зарождения и изучение основных этапов их развития на протяжении всей истории.

    Просветители искали общее, универсальное, характерное для всего человечества, и это приводило к абстрактному восприятию отдельного человека, народа, государства. Романтики представляли, что «органическое», т. е. независимое от разума, сознательной воли отдельных людей, развитие исторического процесса раскрывается не в глобальном развитии всего человечества, а в конкретной истории отдельных народов и стран. Романтическая историография стремилась выявить особенные, самобытные черты разных народов. Историзм романтиков обусловил их активное внимание к особенностям национальной истории, национального уклада, быта, одежды и, прежде всего, к историческому прошлому народа.

    Особенности самобытного характера государства романтическая историография связывала с чертами присущего каждой нации «народного духа», в соответствии с которым происходит развитие национальной культуры, национального государства. Для того чтобы понять народный дух, нужно изучить историю, традиции, верования, легенды, обычаи и другие составляющие народной жизни.

    Представители романтического направления описывали исторические события как рассказ, украшенный живыми деталями, они придавали большое значение неповторимой конкретности исторического прошлого, местному колориту. Понятие «местного колорита» ввел в историческую литературу один из зачинателей романтизма, французский писатель, историк Рене Шатобриан (1768-1848). Наряду с английским писателем Вальтером Скоттом, автором исторических романов, он положил начало манере красочного исторического повествования, художественного отражения прошлого. Наряду с этим Шатобриан пытался преодолеть унаследованное от Просвещения отрицательное отношение к религии и другим ценностям старой эпохи. Он доказывал, что христианство оказало благотворное влияние на культуру, вызвало к жизни великие творения искусства, способствовало нравственному совершенствованию людей.

    Среди романтиков были представители консервативного и либерального направлений. Если консервативные историки отвергали полностью идеи просветителей, то либералы-романтики стремились их синтезировать с наиболее плодотворными идеями романтизма, к которым относили историзм научного мышления, представление об органическом развитии общества, понятие «народного духа». В этом русле они стремились выявить генезис буржуазии в средние века, зарождение и развитие соответствующих ее интересам политических учреждений.

    Бурные события Французской революции, наполеоновские войны, охватившие всю Европу, когда на протяжении короткого времени перекраивались границы государств, изменялись их формы правления, рушились старые устои общества, привели к обострению видения историков, к лучшему пониманию ими событий далекого прошлого. В этой связи в первой половине XIX века происходит подъем и разностороннее развитие исторической науки, возрастает ее общественная роль и влияние. Если ХVIII век называли «веком философии», то в ХIX веке история становится «наукой века».
    АНГЛИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
    Э. Бьёрк о Французской революции
    Одним из первых, кто подверг критике попытки французов преобразовать общество согласно учению просветителей, был английский публицист и политический деятель Эдмунд Бьёрк (1729-97). Он опубликовал свои «Размышления о революции во Франции» в 1790 г., когда она находилась ещё в умеренно-либеральной фазе. Поводом к написанию «Размышлений» послужило то, что «Общество революции» в Лондоне, созданное для торжественного празднования столетия «Славной революции» 1688 г., послало приветственный адрес Учредительному собранию в Париже по случаю принятия им 26 августа 1789 г. «Декларации прав человека и гражданина». Автор послания, лидер левых вигов Фокс, хотя и высказывал сожаление по поводу кровопролития, которым сопровождалось начало французской революции, все же заявлял, что взятие Бастилии – это «величайшее в мире событие», «новое торжество дела свободы в мире». Левые виги начали говорить о необходимости проведения в Англии парламентской реформы, чтобы предотвратить в стране революцию, подобную французской.

    Тори и правые виги, к которым принадлежал Бьёрк, встретили революцию во Франции резко враждебно. Бьёрк возмутился попыткой составителей приветственного адреса французскому Учредительному собранию поставить на одну доску английский «Билль о правах» 1689 г., вобравший в себя, по его словам, многовековые традиции английских свобод, и французскую «Декларацию прав человека и гражданина» 1789 года. Он заявлял, что французская «Декларация» разрушительна, т. к. создана людьми без практического опыта, теоретиками, исходившими из ошибочных и произвольных абстракций. По его мнению, в подсознательных инстинктах человека таится вековая мудрость поколений, заложенных в обычаях, традициях, верованиях народа. Природа человека, писал Бьёрк, отличается высокой степенью сложности, чувствам и страстям он повинуется больше, чем сознательной воле и расчетливому разуму. Английская конституция, по его оценке, является итогом размышлений многих умов в ходе многих столетий, поэтому она соответствует подлинной природе английского общества в его конкретно-историческом развитии и общему разуму, наследию веков и поколений.

    Равенство, за которое так боролись лидеры французской революции, по мнению Бьёрка, существует лишь в области морали и нравственности, все обязаны исполнять свой долг и никакое общество немыслимо без иерархии, именно в этом основа порядка, соответствующего природе. Если же по примеру Франции наверху поместить то, что должно быть внизу, произойдет извращение естественного порядка и неравенство усилится. Общественный договор, писал он, нельзя превращать в торговую сделку, распадающуюся по воле сторон, т. к. государство – это партнерство не только между живыми, но и между ушедшими и будущими поколениями. Человеку недостаточно только одного разума, чтобы ориентироваться в трудных обстоятельствах, он должен опираться на «таинственную мудрость», унаследованную от предков, т. е. предрассудки, на которые так нападали французские просветители с позиций рационализма. По Бьёрку, в традициях и предрассудках отражен разум всеобщий, коллективный, благодаря которому добродетель становится привычкой, долг – частью природы человека, а при их отсутствии люди лишаются ориентиров. Он писал, что Французская революция делает из своей страны чистый лист, действуя во Франции как в завоеванной стране, разрушая её наследие. Революции Бьёрк противопоставлял постепенную эволюцию в ходе непрерывного исторического развития, улучшений и реформ при сохранении основ существующего порядка. Э. Бьёрка считают одним из родоначальников европейского консерватизма.
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   38


    написать администратору сайта