Главная страница
Навигация по странице:

  • Ирландский вопрос

  • Внешняя политика Англии в первой половине ХIХ века, колониальные захваты

  • И ИЮЛЬСКОЙ МОНАРХИИ Жозеф де Местр как идеолог Реставрации

  • Найборт - Новая история C. Очерки новой истории и историографии


    Скачать 2.01 Mb.
    НазваниеОчерки новой истории и историографии
    АнкорНайборт - Новая история C.doc
    Дата22.12.2017
    Размер2.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаНайборт - Новая история C.doc
    ТипДокументы
    #12519
    страница21 из 38
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   38

    Чартистское движение
    Во второй половине 30-х гг. XIX века в Англии развернулось чартистское движение. Его участники решили предъявить парламенту свои требования в виде петиции о «Народной хартии». Слово сharter «хартия» по-английски произносится «чартер», поэтому их стали называть чартистами. Непосредственной причиной чартистского движения являлся экономический кризис 1834-36 гг., созданная им безработица и понижение заработной платы. «Народная хартия» была разработана в 1838 г. комитетом, в который входили члены парламента буржуазные радикалы, сторонники всеобщего избирательного права и отмены Хлебных законов, а также представители «Лондонской ассоциации рабочих», созданной в 1836 г. для культурно-просветительной деятельности среди рабочих сторонником идей Оуэна столяром В. Ловеттом.

    Во главе радикалов стояли текстильный фабрикант Ричард Кобден и адвокат Джон Брайт, основной целью борьбы которых была отмена всех протекционистских пошлин. Их стали называть фритредерами, т. е. сторонниками свободной торговли (англ. free «фри» – свободный, traid «тред» – торговля, ремесло, профессия). В 1839 г. Кобден создал «Лигу против Хлебных законов», которая стала взаимодействовать с чартистами в борьбе за всеобщее избирательное право. Радикалы рассчитывали, что его введение позволит провести в парламент больше сторонников фритредерства.

    Руководители рабочих-чартистов надеялись, что при всеобщем избирательном праве они смогут послать в парламент своих депутатов, которые будут принимать законы в интересах рабочих. Народная хартия, составленная представителями радикалов и рабочих, содержала шесть пунктов: всеобщее избирательное право для мужчин; ежегодные выборы в парламент; тайная подача голосов; отмена имущественного ценза для лиц, избираемых в парламент; вознаграждение членам парламента; равномерное распределение избирательных прав по округам.

    Среди чартистских руководителей не было единого мнения по вопросу о том, какими методами добиваться осуществления Хартии. Образовались два течения: «физической силы», возглавляемое адвокатом О’ Коннором и журналистом О’ Брайеном, призывавшими отстаивать требование всеобщего избирательного права «всеми, и притом не только законными средствами», и «моральной силы», признававшее только мирную пропаганду и отвергавшее насильственные методы. Во главе этого течения стояли радикальный депутат парламента Аттвуд и секретарь Лондонской ассоциации рабочих В. Ловетт.

    В феврале 1839 г. в Лондоне состоялся первый съезд чартистских делегатов, получивший название Всеобщего конвента промышленных классов. В нем принимали участие 53 представителя от различных чартистских ассоциаций. Среди них были и рабочие и буржуазные радикалы. По вопросу о методах борьбы за Хартию победу одержала точка зрения сторонников «моральной силы». Конвент окончательно утвердил Хартию и принял решение о подаче ее в парламент.

    Чартистское движение охватило все крупные промышленные центры. Устраивались многотысячные митинги, участники которых ставили свои подписи под национальной петицией с требованием к парламенту принять Народную хартию. Поскольку рабочие, являвшиеся наиболее массовой силой этого движения, днем были заняты на фабриках, организуются ночные демонстрации и походы из селения в селение при свете факелов для сбора подписей под петицией. Собрания многотысячных толп и ночные факельные шествия производили устрашающее впечатление.

    В июле 1839 г. петиция о Народной хартии с подписями в один миллион 280 тысяч человек была подана в парламент, но депутаты ее отклонили. После этого в ряде промышленных центров произошли столкновения чартистов с полицией. Власти подвергли аресту и тюремному заключению многих руководителей чартистского движения, но оно не прекратилось и даже начало принимать более организованный характер.

    24 июля 1840 г. в Манчестере на митинге делегатов промышленных городов северной и центральной Англии было провозглашено образование Национальной чартистской ассоциации Великобритании. Члены ассоциации обязывались бороться за Хартию, все они получили специальные карточки и платили членские взносы по два пенса в квартал. По всей стране развернулась широкая сеть ее отделений.

    Лидером движения стал ирландец Фергюс О’Коннор, выдающийся оратор, публицист. С 1837 г. он издавал еженедельную газету «Северная звезда» в Лидсе, которая превратилась в наиболее популярный чартистский печатный орган. О’Коннор был сторонником течения «моральной силы», но допускал, что если эта тактика не приведет к успеху движения, и правительство будет применять репрессии к чартистам, то они могут прибегнуть к насильственным методам борьбы за Хартию. Личная честность и неподкупность сочеталась у О’Коннора с большим тщеславием. Освобожденный из тюрьмы в августе 1841 г., он проехал в Йорке на специально сооруженной триумфальной колеснице, охотно принимая различные почести. Ему был присвоен специальный титул «Лев свободы».

    В 1842 г. в условиях экономической депрессии снова начался подъем чартистского движения. В парламент была представлена вторая петиция о Народной хартии, под которой стояло более 3 миллионов подписей. В этой петиции наряду с требованиями всеобщего избирательного права говорилось о низкой заработной плате рабочих, недостаточности фабричного законодательства, выражался протест против закона о бедных 1834 г., против гнета налогов, господства монополий, в том числе монополии владения машинами, землей, средствами сообщения. Вторая петиция чартистов, так же как и первая, была отклонена парламентом. В ряде промышленных районов прошли забастовки рабочих, но организовать всеобщую стачку чартистам не удалось, т. к. тред-юнионы не поддержали эту идею. Было арестовано много чартистов и их лидеров.

    Выступления чартистов и фритредеров привели к падению влияния вигов. На выборах 1841 г. они потерпели поражение. Образовался торийский кабинет, во главе которого до 1846 г. стоял Роберт Пиль, сторонник фритредерства. Он видел, что тори не смогут удержать власть, если не пойдут на уступки фабрикантам по вопросу о свободе торговли. В 1842-43 гг. его правительство провело через парламент законы о снижении ввозных пошлин на хлеб и сырье и об отмене экспортных пошлин на английские товары. В 1846 г. парламентом был принят акт об отмене Хлебных законов. Вскоре были отменены пошлины и на другие товары. Англия перешла к системе фритреда. Это означало победу промышленной буржуазии над земельной аристократией. Далеко не все члены партии тори поддерживали политику Р. Пиля. Это привело к расколу партии и образованию в парламенте группы его сторонников, «пилитов», в дальнейшем все больше сближавшихся с вигами.

    В 1842-48 гг. парламент принял законы, по которым запрещалось использование под землей труда детей моложе десятилетнего возраста и женщин. Мальчики в возрасте от 10 до 13 лет могли теперь работать в шахтах лишь 3 дня в неделю, а продолжительность детского и женского труда на всех промышленных предприятиях ограничивалась 10 часами в сутки. Несомненно, что на принятие парламентом этих законов оказало влияние чартистское движение

    Экономический подъем 1842-46 гг., в результате которого положение рабочих несколько улучшилось, привел к затуханию чартистского движения. Но с 1847 г. в связи с новым экономическим кризисом чартистская агитация усиливается. Снова стали собираться подписи под петицией, повсеместно происходили демонстрации и митинги в ее поддержку. Этот подъем чартистского движения совпал с революциями 1848 г. во Франции, Германии, Италии. Чартистский Конвент принял решение организовать 10 апреля 1848 г. массовую демонстрацию в поддержку петиции, которую О’Коннор, избранный в 1847 г. членом палаты общин, должен был представить в парламент в этот день.

    Правительство подготовилось к подавлению беспорядков, которые могли возникнуть в ходе массовой демонстрации чартистов. К Лондону были стянуты войска, улицы заняли свыше 150 тысяч добровольных констеблей из числа зажиточных горожан, и демонстрация не состоялась. Петицию, под которой стояло более 5 миллионов подписей, все же было разрешено представить в палату общин на рассмотрение. Однако английский парламент отклонил и эту третью петицию чартистов на том основании, что якобы под ней было много фальсифицированных подписей. Одновременно были произведены аресты известных лидеров чартистского движения, оно быстро пошло на спад и потеряло свой прежний массовый характер.

    В начале 50-х гг. предпринимались попытки возрождения чартизма, но они не увенчались успехом. Экономический подъем привел к снижению безработицы, некоторому улучшению положения рабочих. К тому же началась массовая эмиграция бедняков в Австралию и Калифорнию, где в это время были открыты золотые россыпи. К концу 50-х гг. чартистское движение окончательно затухает.

    Крупнейшие специалисты по истории рабочего движения английские историки конца XIX – начала ХХ века лейбористы Сидней и Беатриса Веббы рассматривали чартизм как «детскую болезнь» рабочего движения, свойственную ранней стадии развития капитализма. В отличие от них советские историки вслед за В.И. Лениным рассматривали чартизм как «первое широкое, действительно массовое, политически оформленное пролетарски-революционное движение». Они писали о чартизме как о наивысшем подъеме классовой борьбы английского пролетариата, после которого рабочее движение в Англии пошло на спад. В 1959-61 гг. на страницах журнала «Новая и новейшая история» прошла дискуссия по вопросу о характере Национальной чартистской ассоциации, вносившей организованность в чартистское движение. Одни историки считали ее первой пролетарской партией, т. к. у нее была программа, отражавшая интересы рабочих, разветвленная сеть местных организаций. Другие заявляли, что первой пролетарской партией был возглавляемый Марксом и Энгельсом «Союз коммунистов», а в идеологии чартистов сохранялись мелкобуржуазные иллюзии. Принявший участие в дискуссии английский историк-марксист Л. Мортон поддержал точку зрения на Национальную чартистскую ассоциацию как на самостоятельную партию рабочего класса. После этой дискуссии в советской историографии закрепилось определение Национальной чартистской ассоциации как первой в истории пролетарской партии, хотя еще и недостаточно зрелой. Эта точка зрения имеет под собой определенное основание, однако оценка советскими историками чартизма, как наивысшего этапа в английском рабочем движении, после которого наступил его спад, не соответствует действительности. Дальнейший рост тред-юнионов, усиление их борьбы за улучшение экономического положения рабочих, появление парламентской Лейбористской партии, означало переход английского рабочего движения от бунтарских методов борьбы, как это было свойственно чартизму, к более высокому уровню развития рабочего движения и более эффективным методам борьбы за улучшение положения рабочих.

    Ирландский вопрос
    Внутриполитическую обстановку в Англии все эти годы осложнял ирландский вопрос. Во время Французской революции в 1898 г. произошло восстание против англичан в Ирландии под руководством тайного «Общества соединенных ирландцев», выступавшего за независимость страны. Руководители восстания обратились к Директории с просьбой о помощи. Французское правительство направило в помощь ирландцам 15-тысячное войско под командованием генерала Гоша, однако буря рассеяла корабли французской эскадры. Не получив помощи от французов, ирландцы потерпели поражение, участников восстания вешали без суда. Вскоре английское правительство провело полную государственную унию Англии и Ирландии. В 1801 г. ирландский парламент был ликвидирован. Взамен Ирландия получила право посылать несколько депутатов в английский парламент.

    Однако согласно принятому еще в 1673 г. «тест-акту» католики не имели права быть членами палаты общин, и это затрудняло избрание ирландцев, в большинстве своем католиков, в английский парламент. В 1815 г. начались новые волнения в Ирландии. Ирландский адвокат О’Коннел, избранный членом парламента, но как католик не имевший права занять там свое место, организовал Национальную лигу. В скором времени вся Ирландия покрылась целой сетью небольших обществ, входивших в состав Национальной лиги. Их целью было добиться равноправия ирландцев с англичанами. В 1829 г. английский парламент принял билль об эмансипации католиков, отменивший прежние ограничения для них. После этого О’Коннел выдвинул требование об установлении автономии для Ирландии. Он внес в палату общин проект о расторжении унии. Против этого проекта объединилось подавляющее большинство депутатов, как тори, так и вигов. В 1847 г. О’Коннел умер, и решение этого вопроса в английском парламенте было отсрочено.

    Закон 1846 г. об отмене хлебных пошлин лишил Ирландию монополии на ввоз хлеба в Англию. Мелкие ирландские фермеры не могли выдержать конкуренцию дешевого зерна из европейских стран и оказались в тяжелом положении. Они разорялись, их выселяли из домов, после того как помещики отказывались продлить срок аренды. Неурожай 1847-48 гг. еще более усугубил тяжелое положение ирландских крестьян. Ирландское национально-освободительное движение принимает более радикальный характер. Создаются организации «Молодая Ирландия» и «Ирландская конфедерация», ставившие целью достижение независимости Ирландии. Их лидеры историк Джон Митчелл (1815-75) и другие призывали к вооруженному восстанию против английского господства. Правительство приняло чрезвычайные меры, чтобы подавить назревавшую революцию, Ирландия была объявлена на военном положении. Вооруженные восстания, вспыхнувшие в 1848 г. в некоторых городах и местечках были подавлены в зародыше, а их руководители арестованы. Митчелл был приговорен каторге в Тасмании, в 1853 г. бежал в США.
    Внешняя политика Англии в первой половине ХIХ века,
    колониальные захваты
    После разгрома наполеоновской Франции Англия постепенно отходит от тесного сближения со своими бывшими союзниками. Она не вступила в Священный союз, т. к. считала, что он пытается играть слишком большую роль в делах всей Европы, а это угрожало влиянию Англии в мире и самостоятельности ее политики. Вопреки решениям Священного союза Англия признала южноамериканские республики, образовавшиеся в результате войны за независимость от Испании и установила с ними тесные торговые связи, надолго обеспечив преобладание здесь английского капитала.

    Позиция Англии по отношению к восстанию греков против турецкого ига, вспыхнувшего в 1821 г. также противоречила принципам Священного союза. Английское правительство объявило о нейтралитете Англии в греко-турецкой войне, но разрешило банкирам Лондона предоставить Греции денежные займы под залог ее национального богатства. В 1827 г. Англия, Франция и Россия заключили соглашение, по которому обязались добиваться автономии Греции. Турция отказалась его признать. После этого соединенные эскадры Англии, Франции и России выступили против турецко-египетского флота и уничтожили его при Наварине 20 октября 1827 г. Последовавшая затем русско-турецкая война 1828-29 гг. и победы русской армии под командованием генерала Дибича над турками, способствовали установлению независимости Греции.

    После парламентской реформы 1832 г., когда власть в Англии перешла к торгово-промышленной буржуазии, активизировалась её колониальная политика. В 1838 - 42 гг. Англия вела войну с Афганистаном, но потерпела неудачу. В 1839 г. она оккупировала район Адена на юге Аравии, важный стратегический пункт на пути в Индию. В 1849 г. после двух войн с сикхами в Индии Англия захватила Пенджаб.

    На Дальнем Востоке, используя ранее занятый Сингапур как базу, Англия добивается открытия рынков Южного Китая. В 1839-42 гг. она ведет против Китая войну, известную под названием «первой опиумной войны». Китай потерпел поражение. По Нанкинскому договору, который завершил эту войну, Китай должен был открыть для торговли с Англией пять портов, передать ей в «вечное владение» остров Гонконг и уплатить контрибуцию. В следующем году Англия навязала Китаю соглашение об экстерриториальности, т. е. неподсудности китайским законам и китайскому суду англичан, находившихся на территории Китая.

    Ещё в конце XVIII века англичане приступили к колонизации Австралии. Сначала британское правительство использовало восточное побережье Австралии и остров Тасманию как место для ссылки осужденных преступников. С 20-х гг. XIX века в Австралию началась массовая эмиграция добровольных переселенцев из Англии, основавших там ряд колоний. Коренное население Австралии англичане оттесняли в пустынные районы материка, захватывая земли, пригодные под пастбища для овец и ведения других отраслей сельского хозяйства. Австралийские колонии вскоре начали снабжать метрополию шерстью, мясом, кожами, зерном. В середине XIX века в Австралии были открыты богатые месторождения золота, которые привлекли новый массовый поток переселенцев. В 1841 г. Англия аннексировала Новую Зеландию. В 1843 г. она оккупировала Наталь в Южной Африке. Проживавшие там буры, потомки голландских колонистов, переселились к северу от реки Оранжевой.

    К середине ХIХ века Англия стала одной из наиболее могущественных колониальных держав.

    ФРАНЦИЯ В ГОДЫ РЕСТАВРАЦИИ БУРБОНОВ

    И ИЮЛЬСКОЙ МОНАРХИИ
    Жозеф де Местр как идеолог Реставрации
    Вместе с Людовиком XVIII к власти во Франции пришли дворяне-эмигранты, идеал которых оставался в феодальном прошлом. Его они выдвигали в качестве альтернативы вышедшему из революции новому буржуазному порядку. Одним из наиболее известных идеологов реставрации монархии Бурбонов являлся Жозеф де Местр (1754-1821) уроженец Савойи, крупный помещик, аристократ, писатель и пьемонтский государственный деятель, масон. После аннексии Савойи Францией в 1792 г. де Местр отказался принести присягу французскому правительству, эмигрировал и жил в Швейцарии. В 1803 г. в качестве посланника сардинского короля он был направлен в Россию и лишь в 1817 г. вернулся во Францию. Известность ему принесла книга «Размышления о Франции», написанная в 1796 г., затем им были изданы «Рассуждения о суверенитете», «О папе», «Санкт-Петербургские вечера» и другие.

    Де Местр осуждал злоупотребления старого дореволюционного порядка, но он крайне отрицательно оценивал идеи Просвещения как идеологию французской революции, полемизировал с ними во всех своих произведениях. Де Местр писал, что начиная от эпохи Реформации, в Европе возник дух бунта против Бога, религии, тронов. Его следствием стало Просвещение, заменившее народные догматы индивидуальным разумом. По его мнению, философы, писатели, ученые-просветители создали заговор против обычаев, способствуя падению нравов, разжигая ненависть к власти и церкви. Де Местр замечает, что в новом, пропагандируемом просветителями обществе собственный интерес становится для человека единственным мотивом поведения, исчезают «моральные узы», соединявшие людей. Недолговечность конституций, законов, принятых в период революции, де Местр объясняет тем, что индивидуальный человеческий разум, утративший связь с разумом божественным, выражающим себя в исторически сложившихся традициях и обычаях, становится бессильным.

    Конституция, по мнению де Местра, не может быть делом человеческого ума, для этого он слишком слаб: «Всякая писаная конституция есть не что иное, как клочок бумаги. Такая конституция не имеет престижа и власти над людьми. Люди повинуются тому, что сокровенно, таким тёмным и могучим силам, как нравы, обычаи, предрассудки. Писаная конституция всегда бездушна, а между тем вся суть дела в народном духе, на котором стоит государство». Ошибкой революционных конституций де Местр считал то, что они были рассчитаны на абстрактного человека, а его нет, есть французы, англичане, немцы, русские и т. д. Выражение де Местра о том, что «каждый народ имеет то правление, которого заслуживает», стало крылатым. По его мнению, любой закон должен находиться в гармонии с характером народа. Различия в способе правления у разных народов де Местр объясняет особенностями их исторического развития. Он высказывает мнение о том, что записанные законы и конституции тогда долговечны, когда они санкционируют уже существующие неписаные права, данные каждому народу от высшей, божественной власти. Таинственное творческое первоначало, по его словам, проникает в мир через посредство религии, т. к. «у колыбели каждого народа стоят жрецы».

    Понятие «народ» в концепции де Местра – это группа людей, имеющих общие язык, территорию, культуру, обычаи, характер. Народ обладает общей душой и подлинным моральным единством, обладает своими дурными и добрыми чертами, способен иметь заслуги и вину и подлежит за это карам и наградам, как и отдельный индивид. Порядок в обществе реализуется через общественную иерархию, возникающую органически – «всюду и везде правила аристократия». Идеологи революции на первое место ставили права человека, де Местр – его обязанности. Лучшие люди страны, по его мнению, это не те, кто заботится о каких-то особых правах, а те, кто выполняет особые обязанности. Чувство долга и сознание обязанностей очищает и облагораживает, а претензия на права озлобляет и маскирует нежелание нести обязанности. Принцип, украшающий дворянство – «положение обязывает».

    По мнению де Местра, каждый народ обладает коллективным разумом. Индивидуальный разум должен подчинить себя коллективному, народному разуму, в противном случае он уничтожает общественные связи, разрушает общество, порождая классовый и индивидуальный эгоизм. В философии просветителей де Местр видел только разрушительное действие. Причиной французской революции он называет то, что в своей гордыне философия просветителей выступила с претензией на обладание мудростью и руководству людьми: «Чтобы покарать и посрамить её, господь должен был осудить её на мимолётное царствование. И это страшное наказание было единственным средством спасения».

    Идеи исторической преемственности, органического развития общества, понятие «народного духа», признание божественного плана в судьбах народов, выдвинутые де Местром, стали основополагающими в теории европейского консерватизма XIX века. Однако консервативные идеи в это время находили гораздо меньший круг единомышленников, нежели либеральные, т. к. революция конца XVIII века нанесла непоправимый удар по феодальному строю и его защитникам. Франция уже достаточно прочно вступила на путь буржуазного развития, идеологией которого стал либерализм.
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   38


    написать администратору сайта