Главная страница
Навигация по странице:

  • Общественно-политические идеи Сен-Симона.

  • Найборт - Новая история C. Очерки новой истории и историографии


    Скачать 2.01 Mb.
    НазваниеОчерки новой истории и историографии
    АнкорНайборт - Новая история C.doc
    Дата22.12.2017
    Размер2.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаНайборт - Новая история C.doc
    ТипДокументы
    #12519
    страница22 из 38
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   38

    Политический строй. Революция 1830 года
    После Ватерлоо и вторичного отречения Наполеона I от престола в 1815 г. во Францию снова вернулись Бурбоны. Вторая Реставрация сопровождалась репрессиями против активных сторонников Империи. Военные суды вынесли тысячи обвинительных приговоров. За переход на сторону Наполеона были расстреляны маршал Ней и ряд генералов. Десятки тысяч офицеров и чиновников были уволены в отставку. Но все же эти 100 дней Наполеона показали Бурбонам, что они «вернулись не на родительский престол, а на наполеоновский», как говорил Талейран. Людовик XVIII понял невозможность полного восстановления абсолютизма без дальнейших потрясений в обществе и вынужден был смириться с этим. Принятая им «Хартия 1814 г.» стала основным конституционным документом в период Реставрации. Она признавала установленное революцией гражданское равенство всех подданных, отмену сословных привилегий духовенства и дворянства, право новых собственников, в том числе и крестьян, на владение имуществом, приобретенным во время революции. Оставались в силе Кодексы законов, созданные при Наполеоне, дворянские титулы, полученные при нем. Сохранялось новое административное и судебное устройство страны.

    Хартия 1814 г. закрепляла за королем всю полноту исполнительной власти. Законодательная власть предоставлялась парламенту, состоявшему из двух палат: палаты пэров и палаты депутатов. В палату пэров входили принцы королевского дома и другие лица, назначаемые королем с правом наследования этой должности. Члены палаты депутатов избирались на основе высокого имущественного ценза. Право голоса получили около 100 тысяч наиболее состоятельных граждан, преимущественно крупных землевладельцев. Основной прерогативой парламента стал контроль над государственным бюджетом, в котором одинаково были заинтересованы и старые и новые собственники. Интересы помещиков все более переплетались с интересами банкиров, фабрикантов, владельцев металлургических предприятий, шахтовладельцев, которые теперь нередко являлись и крупными землевладельцами. Многие бывшие земельные аристократы вступали в капиталистические компании с финансистами по эксплуатации шахт, рудников, извлекали доходы от продажи леса, хлеба, шерсти, льна, угля и других товаров. Чтобы обеспечить большие доходы землевладельцам, были установлены высокие пошлины на привозной хлеб. В интересах крупных промышленников были введены также высокие таможенные пошлины на ввозимые во Францию железо, каменный уголь, машины и ткани. Эти пошлины гарантировали большие прибыли французским промышленникам и охраняли их от конкуренции английских товаров.

    Палата депутатов, избранная в 1815 г., состояла преимущественно из крайних монархистов, противников конституционного строя, так называемых ультрароялистов, которые упорно добивались восстановления старых порядков. Людовик XVIII говорил, что «они большие роялисты, чем сам король» и уже осенью 1816 г. был вынужден распустить эту «бесподобную палату». Новые выборы дали на некоторое время перевес партии умеренных монархистов, полагавших, что отказ от конституции и попытки возвращения старых порядков толкнет массы на новую революцию.

    С началом Реставрации в стране наступил долгожданный мир, способствовавший стабилизации положения в экономике, деформированной десятилетиями войн. После кратковременного пребывания на посту премьер-министра Талейрана в 1814 и 1815 гг. во главе правительства был поставлен талантливый администратор герцог Ришелье. К этому времени он обладал большим управленческим опытом, приобретенным за годы эмиграции в должности генерал-губернатора Новороссии. В Одессе «Дюку Ришелье», в благодарность за его успешную деятельность по руководству краем, был поставлен памятник, который и в настоящее время является одной из главных достопримечательностей этого города. Во Франции с его именем связаны почти все либеральные реформы первых лет Реставрации. При нем был реорганизован и сокращен королевский двор, к высшим должностям получили доступ имперское дворянство и буржуазия.

    В 1820 г. ремесленник Лувель убил наследника престола племянника Людовика XVIII герцога Беррийского. Это привело к отходу от либеральной политики первых лет Реставрации и наступлению ультрароялистов на конституционные принципы. Был еще более повышен имущественный ценз для избирателей, восстановлена предварительная цензура над прессой. Школа и все образование были поставлены под строжайший надзор католической церкви. Либеральная профессура подверглась гонениям. Сторонники либеральной политики герцог Ришелье и игравший видную роль в его правительстве министр полиции граф Деказ, были отправлены в отставку. Усилилась реакция и во внешней политике. В 1823 г. по поручению Священного союза Франция осуществила вооруженную интервенцию в Испанию для подавления вспыхнувшей там революции.

    16 сентября 1824 г. Людовик XVIII умер. Под именем Карла Х корону унаследовал его младший брат, глава ультрароялистов, граф д’Артуа, которому в то время исполнилось 67 лет. Уже в первый год его правления были изданы законы о выплате бывшим эмигрантам денежного возмещения за конфискованные у них во время революции земли. Им было уплачено около миллиарда франков. Большая часть этой огромной суммы досталась приближенным короля, верхам аристократии. Герцог Луи Филипп Орлеанский и его сестра получили 50 миллионов франков, принц Конде – 30 миллионов. Правительство усилило цензуру печати и надзор духовенства над школами, университетами, литературой и искусством. Был принят «закон о святотатстве», вводивший пожизненную ссылку на каторгу за кражу церковного имущества и смертную казнь через четвертование за «осквернение причастия». В 1826 г. был принят закон о неделимости дворянских имений, которые должны были передаваться по наследству только старшему сыну, что позволяло закрепить систему крупного землевладения. Карл Х распустил национальную гвардию, состоявшую в основном из представителей средних слоев буржуазии, за то, что во время смотра они не оказали ему должных почестей.

    Реставрация Бурбонов с самого начала встретила отрицательное отношение в различных слоях населения Франции. Создаются враждебные им тайные общества. Наиболее многочисленным и разветвленным было общество карбонариев, возникшее в 1821 г. Карбонарии действовали в глубоком подполье. Группы заговорщиков обычно не знали друг друга, они объединялись в ложи и венты, которые в свою очередь объединялись конспиративным центром. В карбонарские группы (венты) входили отставные военные и офицеры действующей армии, адвокаты, служащие, студенты, иногда ремесленники. Во главе всей организации карбонариев во Франции стояла Верховная вента, среди руководителей которой был генерал Лафайет. Карбонарии ставили перед собой цель свержение Бурбонов, далее их мнения расходились. Одни намеревались привести к власти наследника боковой ветви Бурбонов герцога Луи Филиппа Орлеанского, который, как они полагали, не будет стремиться к возврату старых порядков, другие – герцога Рейхштадского, сына Наполеона I, третьи мечтали об установлении республики. Усилившиеся после смерти Людовика XVIII репрессии ослабили движение карбонариев.

    Открытую оппозицию ультрароялистам составляли умеренные либералы, выступавшие с критикой политики Бурбонов. Они выражали настроение широких слоев торгово-промышленной буржуазии, которых высокий имущественный ценз для избирателей лишал участия в управлении страной. Их идеологом был Бенжамен Констан (1767-1830), известный теоретик французского либерализма. Сам термин «либерализм» вошел в употребление именно в этот период. Особой популярностью в кругах либералов пользовалось учение Бенжамена Констана об «индивидуальных правах» человека, к которым он относил свободу личности, свободу совести, свободу предпринимательства, неприкосновенность частной собственности, свободу печати, суд присяжных. Бенжамен Констан был противником революционных методов борьбы, его политическим идеалом была конституционная монархия, которая, как он полагал, является нейтральной по отношению к борьбе классов и партий и стоит над ними.

    Однако Карл Х не собирался стоять в стороне от той политической борьбы, которая развертывалась между ультрароялистами и либералами. В августе 1829 г. он назначил во главе правительства герцога Жюля де Полиньяка, бывшего эмигранта, ультрароялиста. Палата депутатов потребовала его отставки. Король объявил о ее роспуске. Новые выборы закончились поражением сторонников Полиньяка. Политическая обстановка во Франции становилась все более напряженной. Чтобы несколько ослабить растущее недовольство, правительство предприняло завоевание Алжира в интересах крупной промышленной буржуазии, стремившейся к приобретению новых рынков. В мае 1830 г. французская эскадра высадила на алжирском берегу армию в 60 тысяч человек, французские войска заняли город Алжир. Однако этот успех в колониальной политике не смог изменить создавшуюся во Франции обстановку всеобщего недовольства курсом правительства Полиньяка, направленным на восстановление абсолютной монархии. Положение усугублялось еще и начавшимся в 1826 г. затяжным экономическим кризисом.

    Потерпев поражение на выборах, правительство все же решило не отступать, и приготовило удар по либеральной оппозиции. 26 июля 1830 г. в правительственной газете «Монитёр» были опубликованы чрезвычайные королевские указы (ордонансы), представлявшие собой открытое нарушение Хартии 1814 года. Они изменяли действующую избирательную систему, по которой либеральная оппозиция дважды подряд одерживала победу. Был повышен имущественный ценз для избирателей. Избирательное право фактически предоставлялось лишь наиболее крупным землевладельцам. Отменялась свобода печати, вводилась система предварительных разрешений для периодических изданий, что наносило удар по всей либеральной прессе.

    Эти ордонансы вызвали всеобщее возмущение в Париже. В помещении редакции либеральной газеты «Националь» собрались журналисты и вынесли коллективный протест против королевских указов как незаконных. Протест журналистов и печатников, потерявших работу, получил массовую поддержку. На улицах собрались толпы парижан. 27 июля начались столкновения с полицией, строительство баррикад. Рабочие, ремесленники, мелкие служащие, студенты, отставные офицеры и солдаты наполеоновской армии взялись за оружие, воздвигли баррикады и вступили в бой с королевскими войсками. 28 июля народное восстание приняло еще более массовый характер. Вооруженная борьба протекала под лозунгом «Долой Бурбонов! Да здравствует свобода!» Королевские войска, которыми командовал изменивший Наполеону в марте 1814 г. маршал Мармон, оказались бессильными и не смогли подавить восстание. 29 июля восставшие овладели Тюильрийским дворцом, над которым сразу же был вывешен трехцветный флаг первой революции. Войска вынуждены были покинуть Париж. 2 августа Карл Х подписал отречение от престола и вместе со своим семейством бежал в Англию. Власть перешла в руки временного правительства, во главе которого стали банкир Лафит и генерал Лафайет.

    Либералы, возглавившие революцию 1830 г. возвели на французский престол родственника Бурбонов Луи Филиппа Орлеанского, близкого к умеренным либералам. Бурбоны показали, что они так и не смирились с конституционными ограничениями монархии и не оставили надежды вернуться к старым порядкам. Французские либералы последовали примеру Англии, где «славная революция» 1688 г. путем замены правящей династии привела к укреплению конституционного строя. На улицах Парижа был расклеен манифест временного правительства: «Карл Х уже не может вернуться в Париж, он пролил народную кровь, учреждение республики возбудило бы раздоры и поссорило бы нас с Европой. Герцог Орлеанский король-гражданин, он носил трехцветную кокарду, ему вручает корону французский народ».

    Революционное движение, поднявшееся в Бельгии, в некоторых германских государствах, а также восстания в итальянских городах, в русской части Польши, усиление борьбы за парламентскую реформу в Англии, не позволили Священному союзу осуществить военную интервенцию во Францию для восстановления династии Бурбонов. Революция 1830 г. покончила с попытками восстановления во Франции феодально-абсолютистских порядков в интересах аристократического дворянства. Она являлась новым шагом на пути постепенного буржуазно-демократического преобразования страны.

    9 августа новый король присягнул на верность конституции, представлявшей собой несколько видоизмененную Хартию 1814 г. Права палаты депутатов были расширены, наследственность пэров отменена, имущественный ценз для избирателей снижен, в результате чего число избирателей увеличилось вдвое и достигло 200 тысяч человек. Была восстановлена национальная гвардия, введено местное самоуправление. Однако малочисленность избирателей тормозила дальнейшее развитие парламентаризма. В палате происходило свободное обсуждение финансовых вопросов и утверждение бюджета, осуществлялся контроль над расходованием средств, но по-прежнему, не было одного из основных признаков демократического строя – ответственности правительства перед парламентом.

    Палата депутатов остановила свой выбор на Луи Филиппе, т. к. он был сыном одного из активнейших участников революции конца XVIII века на её первом этапе, Филиппа Орлеанского. Он и сам служил офицером в революционной республиканской армии под фамилией Эгалитэ. Во время якобинской диктатуры его отца казнили, как и многих других деятелей первого этапа революции. Луи Филиппу, спасаясь от ареста, удалось бежать за границу, домой он вернулся после реставрации Бурбонов.

    Став королем в результате революции, Луи Филипп не мог опираться на «божественное право» и другие традиционные монархические ценности. Поэтому он старался поддерживать свою репутацию защитника Родины и «солдата свободы». Во время коронации Луи Филипп принял королевские символы из рук бывших маршалов Империи: Макдональда – корону, Удино – скипетр, Мортье – меч. После смерти Наполеона I в 1821 г. немало видных бонапартистов перешло на сторону Орлеанов. В дальнейшем Луи Филипп решительно подавлял возникавшие бонапартистские заговоры, но всячески афишировал свою причастность к славе «великой эпохи» и сделал многое для возвеличивания Наполеона I. Он превратил Версальский дворец в музей военной славы, назначил пенсии ветеранам наполеоновских войн. В 1840 г. с острова св. Елены на родину был перенесен прах Наполеона I. Однако, создавая культ Наполеона, Луи Филипп добился не столько повышения свого авторитета, сколько усиления бонапартизма, сошедшего было с политической арены.

    Герцог Луи Филипп Орлеанский являлся одним из богатейших людей Франции и был тесно связан с крупными банкирами, вроде Ротшильда, оказывавшими большое влияние на всю политику правительства. У него было 10 детей и он много времени уделял управлению своим огромным состоянием, избегал показной роскоши, расточительства. По словам В. Гюго «Он редко посещал обедню, не ездил на охоту, никогда не появлялся в опере. У него совсем не было двора. Он выходил на улицу с дождевым зонтиком под мышкой». Поведение короля как обычного буржуа, создавало ему популярность в народе, однако при этом королевская власть теряла свой ореол таинственности и недосягаемости, что приводило к снижению ее престижа. В стране не прекращалась политическая борьба в форме республиканских, бонапартистских, легитимистских заговоров и восстаний.

    Общественно-политические идеи Сен-Симона.
    Изменения, которые произошли во Франции под влиянием революции конца ХVIII века, привели к появлению большого количества литературы философского, исторического, социологического направлений, авторы которой пытались их осмыслить, дать им оценку. Одним из них был Сен-Симон (1760-1825). Он критиковал современное ему общество, предполагал, что на смену ему придет новый строй, без тех недостатков, которые были свойственны старому.

    К. Маркс, а затем и советские историки относили Сен-Симона к представителям «критически-утопического социализма». Однако в советской историографии не сразу утвердилась эта точка зрения. В.П. Волгин, один из крупнейших специалистов по истории развития общественной мысли во Франции, в двадцатые годы писал, что Сен-Симон был «социалистом более чем сомнительным». Ученик Волгина Ц. Фридлянд тогда же отмечал, что значение Сен-Симона состоит исключительно в том, что он являлся идеологом индустриализма. Одну из своих статей в журнале «Под знаменем марксизма» (1923, №10) он так и озаглавил: «Анри де Сен-Симон – идеолог индустриализма». В тридцатые годы, когда при сталинском стремлении к «единомыслию» в партии и в обществе, любое несоответствие с оценками основоположников марксизма не допускалось, Сен-Симона в советской литературе стали относить к представителям «критически-утопического социализма», как это определил Маркс. В. П. Волгин изменил свою точку зрения, Ц. Фридлянд был репрессирован. Французские историки видят в Сен-Симоне одного из родоначальников «теории индустриального общества», получившей широкое распространение с середины ХХ века в социологии, историографии и других общественно-политических науках.

    Клод Анри де Рувруа граф де Сен-Симон принадлежал к дворянскому роду, восходящему к Карлу Великому. Среди его учителей был знаменитый математик, энциклопедист Д’Аламбер. В чине капитана французской армии Сен-Симон принимал участие в боевых действиях против англичан во время войны за независимость США. Вернувшись на родину, он выступил сторонником революции 1789 г., несмотря на то, что два его брата эмигрировали, а сестра подвергалась аресту революционными властями. Он отказался от своего графского титула и принял фамилию «Боном», т. е. «Простак». В период Директории он нажил довольно крупное состояние спекуляцией национальными имуществами, но вскоре потратил его на неудачные эксперименты и разорился. После этого некоторое время Сен-Симон работал переписчиком в парижском ломбарде, проживая в каморке своего бывшего слуги, который, как говорят, будил его по утрам словами: «Вставайте граф, вас ждут великие дела». Ночью после службы Сен-Симон занимался научной работой, чтобы, как он писал в своей автобиографии, «найти способ для прекращения мирным путем страшного кризиса, переживаемого всем европейским обществом». Состояние нищеты, особенно после смерти слуги, удручает его, в 1823 г. он даже пытается покончить жизнь самоубийством, но, лишившись левого глаза, остается жить и при поддержке учеников, появившихся у него к этому времени, продолжает свое творчество.

    Его основные идеи изложены в книгах «Промышленная система» (1821) и «Новое христианство» (1825). Сен-Симон был одним из первых, кто представил историю Франции как борьбу победителей-франков (феодалов) и побежденных галлов (крестьян и горожан). Вслед за ним известные историки периода Реставрации О. Тьерри, Ф. Гизо и другие рассматривали прошлое Франции как постоянную борьбу побежденного третьего сословия против класса феодалов-победителей, а революцию конца XVIII века как закономерное завершение этой борьбы. Главной целью революции Сен-Симон считал утверждение нового индустриального строя, длительно вызревавшего в недрах феодализма. По его мнению, эта цель не была достигнута, т. к. лидеры революции упустили из виду то, что «смутная и метафизическая идея свободы» сама по себе бессильна принести благосостояние обществу. В результате революции во главе государства оказались не индустриалы, а землевладельцы-рантье, военные, юристы, которых он называл бесплодными.

    В новом обществе, по его мнению, управление государственными делами должно принадлежать «индустриалам», к которым он относил предпринимателей, банкиров, торговцев, ремесленников, рабочих и крестьян. Избранный индустриалами парламент должен быть не только высшей политической властью, но и хозяйственно-планирующим органом. Банкиры, фабриканты сохранят в новом обществе свои капиталы, но экономическая жизнь будет носить плановый, организованный характер, исключающий анархию производства, с присущими ей такими социальными последствиями, как безработица и пауперизм. Сен-Симон предусматривал создание социально ориентированного, «организованного индустриального общества».

    Он видел противоречия среди самих «индустриалов», но полагал, что эти противоречия отступают на задний план, т. к. развитие промышленности и торговли отвечает интересам и предпринимателей и рабочих. Для создания нового общества Сен-Симон предлагал исключительно мирные средства: «Способ убеждения есть единственный, который мы можем употреблять для достижения нашей цели». Реформы, по его мнению, должны проводиться постепенно, прежде всего, с целью «улучшения участи того класса, у которого нет иных средств существования, кроме собственных рук». Эту мысль он особенно подчеркивал в своей последней работе «Новое христианство». По его мнению, «братская любовь к ближнему» способна преобразовать общество.

    После смерти Сен-Симона его учение было развито учениками и последователями, среди которых наиболее известны Сент-Аман Базар (1791-1838) и Анфантэн (1796-1864). В 1829 г. они выпустили свой труд «Изложение учения Сен-Симона», в котором развили его идеи в социалистическом духе. Они уже не видят в «индустриалах» один общий класс. Для них рабочие представляют особый класс эксплуатируемых, и они вводят в политический лексикон такое понятие, как «эксплуатация человека человеком». Самую возможность эксплуатации труда капиталом сенсимонисты связывают с господством частной собственности и требуют ее отмены путем уничтожения права наследования с передачей накопленных отдельными лицами богатств государству. Государство, по их мнению, должно положить конец свободной конкуренции и создать плановую организацию производства и распределения. Они полагали, что в новом обществе будет осуществляться принцип «от каждого – по способностям, каждой способности – по ее делам». Политическое устройство преобразованного общества сенсимонисты представляли себе как иерархию, но не знатности и богатства, а иерархию способностей. Сторонники современной теории индустриального общества тоже видят в этом его основное отличие от старого традиционного общества. Они утверждают, что во Франции и в других странах Запада произошла трансформация капитализма в современное индустриальное, постиндустриальное и информационное общество вследствие научно-технического прогресса.
    Позитивизм как методология истории.

    Учеником Сен-Симона был основатель философии позитивизма Огюст Конт (1798-1857). Он работал у Сен-Симона секретарем, затем был репетитором и экзаменатором в Политехнической школе в Париже. В 1832-42 гг. О. Конт написал «Курс позитивной философии», в 1851-54 гг. издал 4-х т.т. «Система позитивной политики». Теория, по Конту, основывается на непосредственном опыте. Человек не может познать то, что лежит вне сферы его опыта. Понимание мира должно основываться на позитивных (положительных) научных данных о природе и обществе. Позитивизм становится методологической основой многих наук, в том числе и историографии. В развитии исторической науки большую роль сыграла мысль Конта о том, что на смену умозрительному подходу к объяснению общественной жизни, необходимо создать науку об обществе, как едином социальном организме, основанную подобно наукам естественным, на точных наблюдениях и фактах. Наблюдения показывали большое значение экономического и социального факторов в истории. Под влиянием позитивизма историческая наука не могла уже оставаться в рамках чисто политической истории, или истории идей. Общей тенденцией развития исторической науки во второй половине XIX века становится расширение ее тематики, изучение социальной и экономической истории, открытие новых видов и типов источников.

    Позитивизм возник и развивался одновременно с марксизмом. Так же как и марксизм, позитивизм признает прогрессивное поступательное развитие общества, но только эволюционным путем. Идея эволюции стала одной из основополагающих идей позитивизма. Несомненное влияние на это оказало открытие Ч. Дарвиным эволюции биологических видов в результате естественного отбора. Английский социолог позитивист Герберт Спенсер заявлял о принципиальном сходстве человеческого общества с биологическим организмом. Согласно позитивистской теории эволюции, прогресс общества – это постоянное, медленное развитие от простого к сложному, от однородного к неоднородному. Нормальным состоянием общества является состояние равновесия.

    В отличие от марксистского учения о том, что переход от низшей общественно-экономической формации к более высокой происходит в результате социальной революции, играющей роль ускорителя исторического прогресса, позитивизм предполагает совсем иное понимание роли революций в жизни общества. Социальная революция, по теории позитивизма, это – болезнь общества, отклонение от нормы, вызванное субъективными, нередко случайными причинами, она действует разрушительно и губительно на дальнейшее прогрессивное развитие. Нормальная закономерность общественного развития согласно позитивизму заключается в том, что в процессе эволюции каждое новое общественное явление постепенно вырастает внутри старой системы, не разрушая ее. В государстве позитивисты видели орган, стоящий над классами, сглаживающий противоречия между ними, выражающий интересы всего общества.

    Социологические и философские идеи позитивизма сыграли большую роль в развитии всех наук, в том числе и исторической науки. Они стимулировали поиски новых источников, их публикацию, разработку методики их анализа, способствовали развитию вспомогательных исторических дисциплин. Позитивисты представляли историю как результат взаимодействия множества факторов, таких как экономика, право, мораль, религия и т. д. Это расширяло диапазон исторических исследований, использование достижений психологии, медицины, антропологии и других наук о человеке. Философии в позитивизме отводилась роль синтеза знаний всех социальных и естественных наук. Почти вся современная наука является прямой наследницей позитивизма.
    Общественно-политические идеи Шарля Фурье.
    Шарль Фурье (1772-1837) также как Сен-Симон и Роберт Оуэн, по мнению К. Маркса и советских историков, являлся представителем «критически-утопического» социализма, хотя он и не выступал за отмену частной собственности. Фурье не получил такого блестящего образования, как Сен-Симон, он родился в семье торговца в городе Безансоне, работал в различных торговых домах Лиона, затем открыл собственную лавку по продаже колониальных товаров. Во время мятежа жирондистов в Лионе в 1793 г. Фурье был мобилизован в их армию. После подавления мятежа он не только потерял все свое состояние, но и сам едва не погиб. Спасаясь от ареста якобинцами, учинившими расправу над всеми, кто так или иначе был причастен к мятежу, он бежал на родину в Безансон, вступил в революционную армию, но вскоре был уволен по состоянию здоровья.

    В дальнейшем средства для жизни Фурье добывал конторской работой в торговых предприятиях Лиона, Марселя, Парижа. То, с чем он сталкивался в этих, по его словам «мастерских лжи», дало ему богатый материал для критики самых различных сторон жизни французского общества того времени. В 1829 г. он окончательно перебрался в Париж. Сделав однажды объявление в газетах о том, что будет ждать в определенный час того капиталиста, который захочет разделить с ним славу освободителя человечества и даст миллион франков, необходимых для начала осуществления его проектов, он всегда в указанное время оставался дома.

    Из многочисленных произведений Фурье наиболее значительным является «Новый хозяйственный и социетарный мир» (1829). Фурье утверждал, что существует всеобщая закономерность и единство в движении мира материального и духовного. Ньютон, открыв закон всемирного тяготения, вскрыл закономерности, лежащие в основе движения материального мира, а он, Фурье, открыл законы движения человеческого общества, управляющие социальным миром.

    Своим основным открытием Фурье считал идею о том, что в основе развития человеческого общества точно так же, как в основе физического мира, лежат законы всеобщего тяготения и притяжения. В человеческом обществе люди стремятся друг к другу по законам притяжения и отталкивания, подчиняясь присущим им страстям. Раскрыть страсти, описать, классифицировать их, по мнению Фурье, это единственный путь к построению нового общественного строя, не знающего бедствий современности.

    Фурье полагал, что те страсти, которые в существующих условиях не в состоянии проявить свои положительные качества, при других условиях будут служить продвижению общества вперед. Страсть к интриге поможет развертыванию соревнования между отдельными людьми и группами их и послужит действенным рычагом для развития производства. Страсть к творчеству приведет к тому, что труд, не дающий никакой радости в современном обществе, при иных условиях, будет вызывать энтузиазм, приносить удовлетворение. Страсть к перемене при соответствующей организации общественных работ позволит людям переходить от одного вида трудовой деятельности к другой. Если бы каждый работал исходя из собственной склонности, соответствующей присущей ему страсти, производительность труда была бы намного выше, полагал Фурье.

    Благоприятные условия для развития человеческих страстей на пользу общества будут созданы, по мнению Фурье, в производственном коллективе-ассоциации, которую он называл фалангой. Он предлагал создать множество фаланг в отдельных странах и континентах. Подобно тому, как фаланги древнеримских легионеров одерживали победу над врагом, современные фаланги приведут к победе более справедливого, гармоничного, по его определению, общественного строя. В учении Фурье фаланга – это производственное и потребительское товарищество. Основной вид труда в нем – сельское хозяйство, к которому, по его мнению, тяготеет большинство людей, именно оно должно занимать первое место, а промышленность второе. Необходимый капитал для приобретения земли для фаланги он предполагал составить из взносов рядовых членов ассоциации, а также из вкладов отдельных капиталистов, которые будут получать за них определенный доход. Распределение доходов в фаланге будет осуществляться по труду, таланту и капиталу.

    Труд в фаланге, как предполагал Фурье, не будет ни длительным, ни однообразным, ни принудительным. Он был твердо убежден в стремлении каждого нормального человека к трудовой деятельности, соответствующей его склонностям и страстям. Центром всей хозяйственной и умственной жизни фаланги будет так называемый фаланстер – поселение-дворец, в котором помимо жилых помещений разместятся мастерские, столовые, кухни, библиотеки и т.п. Жить члены ассоциации будут отдельными семьями, а питаться так, как они этого пожелают: порознь или же в общественных столовых.

    Женщина займет в фаланге одинаковое положение с мужчиной. Ясли, детские сады, общественные прачечные и кухни дадут ей возможность наравне с мужчиной повышать свой культурный уровень. Целью воспитания детей в фаланге будет гармоничное развитие личности. В детстве, пока еще не проявились способности, мальчики будут выполнять различные, в том числе и неприятные работы, например, заниматься уборкой улиц, уходом за домашними животными, ассенизацией. Девочки будут разводить цветники, ухаживать за птицами и т. п.

    Фурье утверждал, что в новом гармоничном строе изменятся не только люди, но и окружающий их мир. Молочные реки будут течь в кисельных берегах, появится «океан лимонада». Даже хищные звери изменят свою природу, появятся анти-тигры и анти-львы, которым тоже можно найти хозяйственное применение. Все это, конечно, чистая фантазия. Немецкий философ Дюринг называл творца фаланстеров «главою социалистов-идиотов». Полемизируя с ним, Энгельс отмечал у Фурье «зародыши гениальных идей и гениальные мысли, прорывающиеся сквозь фантастический покров». Такие черты коммунизма, как стирание различий между городом и деревней, между физическим и умственным трудом, организация соревнования, гармоничное развитие личности были заимствованы марксистами из учения Фурье.

    Идеи Фурье получили популярность во Франции в 30 – 40-х гг. Наиболее известным среди фурьеристов был Виктор Консидеран (1808-93). Инженер по образованию, публицист, он пропагандировал идеи Фурье, редактировал фурьеристские журналы. Один из них назывался «Фаланга». В 1832 г. под Парижем на средства одного капиталиста, последователя Фурье, была сделана попытка организовать фалангу и построить фаланстер. Однако дальше строительства дело не пошло, хотя пропаганда фурьеристских идей не прекращалась. В связи с экономическим кризисом в 1847 г. возникли фаланги в США, но с началом подъема производства они стали ненужными и распались. В России идеи Фурье оказали влияние на петрашевцев, Н.Г. Чернышевского. К концу XIX века фурьеризм сошел с исторической сцены. Идеи Фурье не имели такого значения в развитии мировой общественно-политической мысли, как теории Сен-Симона или Оуэна, но они пользовались популярностью в свое время, у них были сторонники и последователи, поскольку отражали умонастроение определенной части французского общества той эпохи.
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   38


    написать администратору сайта