Социология Дж. Машоунис. Оглавление Джон Масионис Социология 9е издание
Скачать 11.25 Mb.
|
Сексуальные установки в США Что думают о сексе американцы? В отношении сексуальности наша культурная ориентация всегда отличалась непостоянством. С одной стороны, большинство европейских иммигрантов прибыли с жесткими представлениями о «правильном» сексуальном поведении, которые отводя ему только репродуктивную роль, реализуемую сугубо в границах брака. Как объяснялось в главе 8, пуритане, поселившиеся в Новой Англии, требовали соблюдения конформности во всех установках и образцах поведения и сурово карали любое несоответствие даже в тех случаях, когда сексуальное «нарушение» имело приватный характер, не выходя за пределы отдельно взятого дома. Стремление контролировать сексуальность сохранилось надолго: так, еще в 1960-е гг. в некоторых штатах закон запрещал продажу презервативов в магазинах. Даже сегодня в ряде штатов существуют законы, запрещающие гомосексуализм и разного рода «противоестественные» акты. Но это только одна сторона истории сексуальности в США. Как сказано в главе 3, американская культура характеризуется индивидуализмом, и, по мнению очень многих, следует предоставить людям свободу делать все, что тем вздумается, если это не причинит вреда окружающим. Убежденность, что все занятия людей дома, в приватных условиях, — это их личное дело, превращает секс в вопрос индивидуальной свободы и личного выбора. Итак, на чем же остановиться? Каким же обществом являются США, когда речь заходит о сексуальности, — запретительным или снисходительным? И тем, и другим. С одной стороны, многие американцы продолжают считать сексуальное поведение важным показателем морального облика человека. С другой стороны, секс повсеместно эксплуатируется и прославляется, а также активно пропагандируется в средствах массовой информации. Задав себе такие границы, перейдем к изменениям в сексуальных установках и поведении, которые происходили на протяжении XX в. Как мы увидим, перемены были значительными. Сексуальная революция В XX в. люди стали свидетелями сильных подвижек в сексуальных установках и обычаях. Первые признаки такого рода перемен появились в 1920-е гг., когда миллионы мужчин и женщин покинули свои фермы и провинциальные городки, перебравшись в стремительно растущие крупные города. Там, живя вдалеке от семей и общаясь друг с другом на работе, молодые люди наслаждались большей сексуальной свободой. В этом кроется одна из причин, по которым десятилетие запомнилось как «бурные двадцатые». В 1930-е и 1940-е гг. Великая депрессия и Вторая мировая война замедлили перемены. Но в послевоенный период, после 1945 г., Альфред Кинзи подготовил почву для того, что получило название сексуальной революции. Свою первую работу, посвященную сексуальности, он и его коллеги опубликовали в 1948 г.; она вызвала повсеместный шок. Кинзи не так уж много сказал о сексуальном поведении, хотя и привел кое-какие удивительные результаты; все дело было в том, что ученые занялись изучением секса, — именно это вызвало пересуды, охватившие всю Глава 9. Сексуальность 307 страну. В конце концов, тогда нелегко было разговаривать о сексе даже дома, в сугубо личной беседе. Две книги Кинзи (Kinsey, 1948, 1953) стали бестселлерами еще и потому, что была открыта правда о среднестатистическом американце: оказалось, он намного реже придерживался традиционных сексуальных обычаев, чем думалось большинству населения США. Таким образом, обе книги воспитывали непривычную сексуальную откровенность, которая способствовала наступлению сексуальной революции. В конце 1960-х гг. последняя достигла пика. В общественной жизни господствовала молодежная культура, а новая сексуальная свобода закрепилась в высказываниях типа «нравится — делай» и «секс, наркотики и рок-н-ролл». Некоторым людям, конечно, претила идея «сексуального взвинчивания и самоодурманивания», но поколение, рожденное в условиях демографического взрыва в период 1945—1960 гг., было первой в истории США когортой, которая выросла на идее, что секс является частью повседневной жизни всех и каждого независимо от семейного положения. Технология тоже сыграла свою роль в сексуальной революции. Противозачаточные таблетки, вошедшие в обиход в 1960 г., не только предотвращали беременность, но и облегчали сексуальные отношения. В отличие от презерватива и диафрагмы, которыми приходится пользоваться во время полового акта, таблетку можно принять в любое время суток. Теперь женщины, как и мужчины, могли заниматься сексом без всякой специальной подготовки. Для женщин сексуальная революция имела особое значение, так как их половая жизнь исторически регулировалась строже, чем мужчин. Применяя практику двойных стандартов, общество позволяет (и даже побуждает к этому) мужчинам вести сексуально активный образ жизни, одновременно ожидая от женщин целомудренного поведения до замужества и супружеской верности — в дальнейшем. Этот вывод подтверждается данными опроса, приведенными на рис. 9.1. Среди людей, родившихся в США в период между 1933 и 1942 гг. (тех, кому сегодня за 60), 56% мужчин и только 16% женщин признались, что к своему 20-летию имели двух сексуальных партнеров или более. Сравните этот огромный разрыв с образцом, выявленным у лиц, родившихся в период демографического взрыва между 1953 и 1962 гг. (кому сейчас за 40), достигших зрелости по завершении сексуальной революции. В этой категории 62% мужчин и 48% женщин заявляют, что к 20-летнему возрасту имели двух сексуальных партнеров или более (Laumann et al., 1994; p. 198). Из этого следует, что сексуальная революция повысила общую сексуальную активность, но сильнее изменила поведение женщин, нежели мужчин. Общей тенденцией, таким образом, выступает большая сексуальная открытость, которая возрастает по мере экономического развития общества, и можно понять глобальные формы контроля над рождаемостью, представленные на карте мира 9.11. 1 На этой карте показан процент замужних женщин, прибегающих к современным методам контрацепции (барьерным методам, контрацептивным таблеткам, имплантатам, спринцеванию, инутри-маточным контрацептивным спиралям или стерилизации). Чем же отличаются страны с высоким уровнем доходов от бедных? Можете ли вы объяснить ->tv пя-шпп\/? 308 Часть II, Основы общества Мужчины Женщины 62 56 48
Родившиеся в период между 1933 и 1942 гг. (достигшие 20-летия до начала Родившиеся в период между 1953 и 1962 гг. (достигшие 20-летия по завершении сексуальной революции) сексуальной революции) Рис. 9.1. Сексуальная революция: конец двойных стандартов. Источник: Laumannetal., 1994; р. 198 Сексуальная контрреволюция Сексуальная революция превратила секс в предмет обыденного обсуждения, а сексуальную активность сделала делом индивидуального выбора. И хотя американское общество всегда относилось к сексу двояко, сексуальная революция тоже была противоречивым событием. К 1980 г. атмосфера сексуальной свободы, которой были отмечены конец 1960-х и 1970-е гг., подверглась критике со стороны отдельных лиц, посчитавших ее свидетельством морального упадка нации. Таким образом, началась сексуальная контрреволюция. Если говорить языком политики, то она стала консервативным призывом вернуться к «семейным ценностям», отказаться от сексуальной свободы ради сексуальной ответственности. На практике такой поворот на 180° означал возвращение секса в границы брака. Критики противились не только идее «свободной любви», но и таким тенденциям, как сожительство (совместное проживание) и рождение внебрачных детей. Если оглянуться назад, становится очевидным, что сексуальная контрреволюция не поколебала идею о праве человека самому решать, когда и с кем ему вступать в сексуальную связь. Однако в результате большее число людей стало ограничивать количество сексуальных партнеров или полностью воздерживаться от секса. Во многих случаях подобные решения принимаются из соображений морали. 310 Часть II. Основы общества Глава 9. Сексуальность 31 1 Но для других случаев в решении ограничить свою сексуальную жизнь отражается страх перед заболеваниями, передающимися половым путем. Хотя инфекционными болезнями люди с 1960-х гг. стали страдать реже, венерическими — намного чаще. Сам факт, что некоторые венерические заболевания (например, генитальный герпес) неизлечимы, а другие (СПИД) смертельны, стало для людей хорошим поводом тщательно обдумывать свой сексуальный выбор. Добрачный секс Насколько же изменилось сексуальное поведение в США после сексуальной революции и контрреволюции? Любопытна одна тенденция, касающаяся добрачного секса, — вероятности того, что молодые люди вступят в сексуальные отношения до супружества. Сначала разберемся, что говорят по этому поводу взрослые американцы. Из табл. 9.1 видно, что около 35% характеризуют добрачные сексуальные отношения как «непозволительные всегда» или «почти всегда». Еще 20% считают, что добрачный секс «непозволителен лишь иногда», а около 40% не видят в нем «ничего плохого». Нынешнее поколение воспринимает его терпимее, чем раньше, но все равно общество разделяется по данному вопросу на два лагеря. Таблица 9.1 Как мы относимся к добрачному и внебрачному сексу Вопрос: «Изменение морали и отношения к сексу в нашей стране широко и обстоятельно обсуждалось. Если мужчина и женщина вступают в добрачную сексуальную связь, то как вы считаете: всегда ли это непозволительно, почти всегда непозволительно, непозволительно лишь иногда или в этом нет ничего плохого? Как вы относитесь к тому, чтобы семейный человек имел сексуальные связи на стороне?» Добрачный секс, % Внебрачный секс, % «Всегда непозволителен» 26,7 77,8 «Почти всегда непозволителен» 8,4 10,6 «Лишь иногда непозволителен» 20,5 7,0 «В этом нет ничего плохого» 39,9 2,5 «Не знаю»/не ответили 4,5 2,1 Источник: General Social Surveys, 1972-2000: Cumulative Codebook (Chicago: National Opinion Research Center, 2001), pp. 17-18 Теперь посмотрим на действия молодежи, касающиеся добрачных половых отношений. В среде женщин за прошедшее время произошли заметные изменения. В работах Кинзи (Kinsey, 1948, 1953; см. также Laumann et al., 1994) сообщалось, что из людей, родившихся в начале 1900-х гг., примерно 50% мужчин и всего лишь 6% женщин вступали в добрачные сексуальные связи, не достигнув возраста 19 лет. Исследования детей, появившихся на свет в эпоху демографического взрыва после Второй мировой войны, показывают некоторый рост числа сексуальных отношений до брака у мужчин и значительный — примерно на nnuv тплтт- — v -игрнпттлн Самые последние изыскания, когда предметом внимания стали мужчины и женщины, родившиеся в 1970-х гг., показывают, что к переходу в выпускной класс средней школы 76% юношей и 66% девушек имеют опыт добрачных половых связей (Laumann et al, 1994; p. 323-324). Таким образом, хотя в целом отношение общественности к добрачному сексу остается неоднозначным, подобное поведение широко практикуется в молодежной среде. Секс между взрослыми Если верить средствам массовой информации, то американцы отличаются высокой сексуальной активностью. Но не приукрашивают ли реальность эти расхожие образы? Как отмечает Лауманн (Laumann, 1994), уровень сексуальной активности жителей США различается. Поведенческие образцы распределяются так: одна треть взрослых сообщают, что имеют с партнером несколько сексуальных контактов в год или не имеет их вовсе; еще одна треть занимаются сексом один или несколько раз в месяц; оставшаяся треть занимаются сексом со своим партнером два раза в неделю или более. Кроме того, вопреки широко распространенному образу холостых волокит именно семейные люди чаще всего занимаются сексом со своими партнерами и партнершами. Состоящие в браке люди также признаются в наибольшем удовлетворении сексуальными отношениями как в эмоциональном, так и в физическом отношении (Laumann et al., 1994). Внебрачный секс Как быть с людьми, которые занимаются сексом не только с партнером по браку, но и на стороне? То, что люди традиционно называют «изменой» (социологи предпочитают более нейтральный термин — «внебрачный секс»), встречает широкое осуждение. Из табл. 9.1 видно, что почти 90% взрослых американцев считают, что если семейный человек занимается сексом не с партнером (партнершей) по браку, это «непозволительно всегда» или «почти всегда». Норма сексуальной верности в браке была и остается серьезным элементом американской культуры. Но если обратиться к поведению, выяснится: культурный идеал нередко отличается от реальности. Наверное, никого не удивит, что внебрачная половая жизнь распространена гораздо шире, чем некоторые предполагают. Вместе с тем такой секс отмечается не столь часто, как думают многие. Лауманн указывает, что около 25% женатых мужчин и как минимум 10% замужних женщин имели хотя бы одну внебрачную половую связь. Или, если посмотреть иначе, 75% мужчин и 90% женщин сохраняют сексуальную верность своим партнерам на протяжении всей супружеской жизни (Laumann et al., 1994; p. 214; NORC, 2001; p. 1135). Сексуальная ориентация За последние десятилетия общественное мнение относительно сексуальной ориентации претерпело заметные изменения. Под сексуальной ориентацией понимается предпочтение индивида, касающееся сексуальных партнеров: тою же пола, противо -наложного обоих пни ни одного из полов. Во всех человеческих обществах нормой 312 Часть II, Основы общества Глава 9. Сексуальность 313 считается гетеросексуальность (от древнегреч. hetero — «другое из двух»), сексуальная ориентация, при которой индивид испытывает влечение к лицам противоположного пола. Однако в любом обществе значительная часть людей характеризуется гомосексуальностью (от древнегреч. homo— «то же самое»), сексуальной ориентацией, при которой индивид испытывает влечение к представителям одного с ним пола. Размышляя над этими категориями, не забывайте, что гетеросексуальность и гомосексуальность не исключают друг друга. Это означает, что люди не обязательно подпадают под какую-либо одну категорию, но могут иметь и ту и другую сексуальную ориентацию в той или иной степени. На рис. 9.2 эти две сексуальные ориентации представлены в виде континуума, из которого видно, что большинство людей испытывают по крайней мере некоторое влечение к представителям обоих полов. Тот факт, что сексуальная ориентация не определена четко, указывает на важность третьей категории — бисексуальности {сексуальной ориентации, при которой индивид испытывает влечение к представителям обоих полов). Одни бисексуалы испытывают одинаковое влечение к мужчинам и женщинам; других какой-то один из полов привлекает больше другого. Наконец, еще одной, дополнительной, разновидностью сексуальной ориентации выступает асексуальность — сексуальная ориентация, при которой индивид не испытывает влечения ни к одному из полов. Важно отметить и то, что сексуальное влечение не тождественно сексуальному поведению. Вне всяких сомнений, некоторым людям случалось испытывать влечение к лицам одного с ними пола, но лишь немногие действовали в соответствующей манере. Это связано с культурными ограничениями, налагаемыми на наши поступки. Культурные системы неодинаково принимают различные сексуальные ориентации. В США и во всем мире гетеросексуальность выступает нормой потому, что, рассуждая с позиции биологии, гетеросексуальные отношения обеспечивают продолжение рода. Но даже при этом условии в большинстве обществ терпимо относятся к гомосексуальности. Так, в Древней Греции у мужчин, принадлежавших к высшему классу, гомосексуальность считалась высшей формой отношений; отчасти потому, что древние греки считали женщин интеллектуально неполноценными. Тогда гетеросексуальность выступала необходимым условием для продолжения рода, но «настоящие» мужчины предпочитали гомосексуальные отношения (Kluckhohn, 1948; Ford & Beach, 1951; Greenberg, 1988).
Сугубо Сугубо Бисексуальная Рис. 9.2. Континуум сексуальной |ллот/ап1.дэо [мм Иптпиииг Kin<;pv Pt я! 104Я Что задает нам сексуальную ориентацию? Предметом ожесточенных споров является прежде всего вопрос о том, как складывается сексуальная ориентация. Но все доводы сводятся к двум общим представлениям: согласно первому, она порождается обществом; согласно второму, продиктована биологическими причинами. Сексуальная ориентация: продукт общества. Как считают сторонники этой точки зрения, члены всех обществ конструируют набор смысловых значений, которые позволяют им осмыслить сексуальность. Поэтому представления о ней разнятся в зависимости от времени и места. Мишель Фуко (Foucault, 1990; первое изд. - 1978), например, утверждает, что еще сто лет назад не существовало отдельной категории лиц, именовавшихся «гомосексуалистами», и только потом ученые, а в итоге и общественность начали пользоваться этим понятием. Иными словами, конечно же, некоторые люди имели опыт, который мы назвали бы гомосексуальным. Но ни они, ни другие не усматривали в этом поведении ничего, что позволило бы превратить его в основание некой особой идентичности. Антропологи предъявляют дополнительные доказательства, что сексуальная ориентация конструируется обществом. По данным исследований, типы гомосексуальности разнятся в зависимости от обществ. В Сибири, например, у чукчей существует ритуальный обычай, в соответствии с которым мужчина переодевается в женщину и выполняет женскую работу. У самбийцев, живущих на восточном нагорье Новой Гвинеи, практикуется ритуал, когда мальчики оказывают оральные сексуальные услуги мужчинам, полагая, что поглощение семени придаст им мужественности. Существование в мире столь различающихся поведенческих образцов говорит о том, что сексуальная ориентация и ее проявления во многом зависят от самого общества (Herdt, 1993; Murray & Roscoe, 1998). |