Главная страница
Навигация по странице:

  • Спорные аспекты сексуальности

  • Проституция Проституцией

  • Преступление без потерпевших

  • Миф 1 : насилуют только незнакомые.

  • Миф 2: женщины сами провоцируют насильников.

  • Миф 3: изнасилование - это просто секс.

  • Изнасилование в

  • Теоретический анализ сексуальности

  • Латентные функции: проституция.

  • Сравнения в мировом масштабе.

  • Сексуальность: отражение социального неравенства.

  • Сексуальность: порождение социального неравенства.

  • Теория «странной» идентичности.

  • «странной» идентичности

  • Основные понятия Асексуальность

  • Вторичные половые признаки

  • Гомосексуальность

  • Первичные половые признаки

  • Проституция

  • Табу на инцест

  • О том, как новая технология изменяет жизненный уклад

  • Социология Дж. Машоунис. Оглавление Джон Масионис Социология 9е издание


    Скачать 11.25 Mb.
    НазваниеОглавление Джон Масионис Социология 9е издание
    АнкорСоциология Дж. Машоунис.doc
    Дата17.05.2017
    Размер11.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциология Дж. Машоунис.doc
    ТипДокументы
    #7768
    страница29 из 74
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   74

    Рис. 9.3. Сексуальная ориентация в США: результаты опроса. Источники: Laumann et al.,

    1994; NORC, 2001

    Движение за права геев

    В последние десятилетия общественное мнение по поводу гомосексуальности сме­стилось в сторону большего принятия. В 1973 г., как видно из рис. 9.3, о, приблизи­тельно две трети взрослых американцев объявляли гомосексуальные связи «непо­зволительными всегда» или «почти всегда». За 1970-е и 1980-е гг. этот процент из-

    316 Часть II, Основы общества

    Глава 9. Сексуальность 317


    Это изменение в значительной мере связано с движением за права геев, кото­рое возникло в середине XX в. (Chauncey, 1994). В те времена большинство людей не обсуждали проблему гомосексуальности, и в профессиональных сообществах (включая федеральное правительство и вооруженные силы) было принято уволь­нять любого человека, заподозренного в гомосексуальных наклонностях. Жесткой линии придерживались и профессионалы, занятые в сфере охраны психического здоровья, которые считали гомосексуальность «болезнью» и иногда направляли гомосексуалистов в психиатрические больницы, где якобы существовала возмож­ность их вылечить.

    Из-за такой атмосферы нетерпимости большинство лесбиянок и геев «уходили в подполье», держа свою сексуальную ориентацию в строгом секрете. Однако в 1960-х гг. движение за права геев обрело силу. Одна из важных вех — 1973 г., когда Американская ассоциация психиатров объявила, что гомосексуальность является не болезнью, а просто «формой сексуального поведения».

    Защитники прав гомосексуалистов ввели в обиход и термин гомофобия, имея в виду страх перед тесными личными контактами с людьми, которые считаются геями, лесбиянками или бисексуалами (Weinberg, 1973). Понятие «гомофобия» (буквально — «боязнь подобия») переводит стрелки на общество; вместо вопроса: «В чем заключается извращенность геев?» возникает новый: «В чем извращенность людей, которые нетерпимы к иной сексуальной ориентации?»

    Спорные аспекты сексуальности

    В США с сексуальностью сопряжены многочисленные споры, ведущиеся по цело­му ряду вопросов. Мы коснемся четырех проблем: беременности несовершеннолет­них, порнографии, проституции и сексуального насилия.

    Беременность несовершеннолетних

    Из-за возможности наступления беременности сексуальная жизнь — особенно половой акт — требует ответственности. Тинейджеры могут быть зрелыми в био­логическом, но не в социальном отношении, а потому не предвидеть всех послед­ствий своих поступков. Так, хотя кривая беременности несовершеннолетних сни­жалась, результаты опросов показывают, что ежегодно беременеют 1 млн несовер­шеннолетних американок, и в большинстве случаев это не планируется.

    Беременность означает не только то, что многим девушкам (а порой и будущим отцам) не удается закончить школу, но и высокий риск нищеты. Как видно из рис. 9.4, количество родов, приходящееся в нашей стране на несовершеннолетних, превы­шает аналогичные показатели в других странах с высоким уровнем доходов.

    Привела ли сексуальная революция к росту случаев беременности несовершен­нолетних? Ответом, как это ни удивительно, будет «нет». В 1950 г. таких примеров было больше, чем теперь, хотя это объясняется тем, что тогда люди вступали в брак в более юном возрасте. Также часто бывало, что беременность приводила к поспеш­ному замужеству. В результате беременных американок, не достигших совершен­нолетия, было много, но подавляющая часть из них — замужние. Сегодня, напро­тив многие зябрпеменевшие Левушки не спешат стать супругами. Примерно в по-



    Рис. 9.4. Материнство среди несовершеннолетних. Источник. The Alan Guttmacher Institute, 2000

    (Voydanoff & Donnelly, 1990; Holmes, 1996a). Карта США 9.1 показывает, где про­живают американки, рожавшие в возрасте от 15 до 19 лет1.

    Обеспокоенность высоким уровнем беременности несовершеннолетних приве­ла к введению в школах программ сексуального просвещения. Но, как явствует из материала врезки «Сексуальное просвещение: решение или проблема» такие про­граммы сомнительны и спорны.

    Порнография

    В общем смысле под порнографией понимается сексуально откровенный матери­ал, вызывающий сексуальное возбуждение. Однако долгое время предметом спора оставался вопрос, что же конкретно является или не является порнографией. Вер­ховный суд США, признав различия в отношении людей к живописанию сексуаль­ности, уполномочил местные общины самостоятельно решать, что именно попи­рает «общественные нормы» приличия и не имеет никакой компенсаторной соци­альной ценности.

    Если отбросить определения, то в США порнография, безусловно, популярна: видеофильмы для взрослых, сексуальные услуги по телефону и несметное коли-

    На карте показана частота случаев беременности женщин в возрасте от 15 до 19 лет в середине 1990-х гг. В каких регионах страны уровень беременности несовершеннолетних особенно высок?

    Глава 9, Сексуальность 319

    чество сексуально откровенных кинофильмов и журналов — все это вместе обра­зует индустрию с ежегодным оборотом примерно в $10 млрд. Цифра возрастает по мере того, как люди выходят на новые и новые порнографические сайты в Интер­нете; их насчитывается сотни тысяч.

    Критика порнографии традиционно основывалась на моральных соображе­ниях. Как подтверждают результаты национальных опросов, 60% взрослых аме­риканцев озабочены тем, что «материалы сексуального содержания подрывают мораль» (NORC, 2001; р. 244). Сегодня, однако, на порнографию смотрят и как на проблему власти, поскольку она выставляет женщин игрушками для муж­ских сексуальных утех.

    КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

    Сексуальное просвещение: решение или проблема?

    В большинстве современных школ предусмотрены программы сексуального просвещения для преподавания основ сексуальности. Преподаватели рассказывают подросткам, как растет и изменяется их тело, как рождаются дети и как избежать беременности, контролируя процесс зачатия или воздерживаясь от секса.

    Поскольку половина американских тинейджеров признается, что в 16 годам у них уже имеется сексуальный опыт, о таком же своем опыте к 17 годам говорит половина деву­шек, создается впечатление, что программы сексуального просвещения имеют смысл. Но, как указывают критики, с расширением числа подобных программ уровень сексуаль­ной активности несовершеннолетних повысился. Похоже, эта тенденция свидетельству­ет, что сексуальное просвещение вовсе не препятствует молодежному сексу; совсем наоборот: оно, возможно, побуждает несовершеннолетних к скорейшему началу половой жизни. Критики считают, что только родители имеют право вести с детьми разговоры о сексуальных отношениях, ибо в отличие от учителей способны передать им свои пред­ставления о дурном и хорошем.

    Однако сторонники сексуального просвещения возражают, утверждая, что результаты иссле­дований не подтверждают вывод о возрастании сексуальной активности молодежи. Они во­обще утверждают, что к последнему детей побуждает существующая культура - та, что вся­чески превозносит сексуальность. Если дело в этом, то рациональная стратегия заключена в их гарантированном понимании своих действий и принятии разумных мер предосторожно­сти для защиты себя от нежелательной беременности и венерических заболеваний. А как считаете вы:

    1. В школах можно ознакомиться с конкретными фактами, касающимися сексуальности. Но затрагивают ли педагоги эмоциональные проблемы, которыми часто сопровождается секс? Моральные аспекты? Почему?

    2. Что вы думаете о родителях? Их ли дело заниматься сексуальным просвещением своих детей? Поинтересуйтесь у сокурсников, много ли инструкций сексуального содержания они получили от своих родителей.

    3. Считаете ли вы, что молодые люди вообще имеют слабые представления о сексуальнос­ти? Или полагаете, что им известно слишком много? Какие конкретные изменения вы предложили бы внести в рассмотрение проблемы нежелательной беременности несовер­шеннолетних?

    320 Часть II, Основы общества

    Кроме того, некоторые критики считают ее причиной насилия совершаемого в отношении женщин. Хотя документально подтвердить причинно-следственную связь между тем, что люди видят, и их поступками, нелегко, результаты исследо­ваний подтверждают: порнография заставляет мужчин смотреть на женщин не как на людей, а как на вещи. Общественность разделяет озабоченность в связи с рас­пространением порнографической продукции и насилием: почти половина взрос­лых видит в этом прямую зависимость (NORC, 2001; р. 245).

    Все люди настроены против материалов, которые им кажутся оскорбительны­ми, но многие также ценят свободу слова и художественного самовыражения. Тем не менее оппозицию порнографии составляет необычная коалиция консерваторов (порицающих из моральных соображений) и сторонников прогресса (не одобряю­щих ее по политическим причинам).

    Проституция

    Проституцией называется продажа сексуальных услуг. Часто именуемая «древней­шей профессией в мире», проституция всегда была широко распространена, и при­близительно каждый пятый взрослый американец признается в том, что ему прихо­дилось оплачивать сексуальные услуги в то или иное время (NORC, 2001; р. 1135). Считая секс выражением интимных взаимоотношений двух человек, люди нахо­дят идею платного секса неприятной. Как следствие на всей территории США, за исключением некоторых областей Невады, проституция запрещена законом.

    Если говорить обо всем мире, то наибольшего размаха проституция достигает в странах с низким уровнем доходов, где сильны патриархальные настроения, а тра­диционные культурные нормы ограничивают возможности женщин зарабатывать себе на жизнь. На карте мира 9.2 показаны места наибольшего распространения проституции'.

    Типы проституции. Большинство проституток (многие предпочитают ней­тральный термин «сексуальные работники») — женщины, но они подпадают под разные категории. Девочки по вызову — элитные проститутки: как правило, привле­кательные, молодые женщины с хорошим образованием, которые сами договари­ваются о встрече с клиентами по телефону. Специальные страницы газет в любом крупном городе пестрят рекламными объявлениями, предлагающими «услуги со­провождения», посредством которых женщины (и гораздо реже мужчины) пред­лагают за плату как компанию для совместного времяпрепровождения, так и секс.

    «Сексуальные работники среднего звена» трудятся в «массажных салонах» или публичных домах под контролем своих менеджеров. У них меньше возможностей при выборе клиентов, и их услуги оплачиваются ниже; кроме того, они получают не больше половины того, что зарабатывают.

    Вообще, проституция широко распространена в тех обществах, где женщины занимают низшие сту­пени социальной лестницы. Китайская Народная Республика — во всяком случае официально — похваляется тендерным равенством, включая искоренение «порока»: проституции, которая угнета­ет женщин. В большей части Латинской Америки, где сильны патриархальные влияния, проститу­ция, напротив, дело обычное. Патриархат силен и во многих исламских странах, однако религия „, ,,-r,,r,..o-r п^тишивтч т1 потому ппоститупня имеет ограниченный характер. В западных странах

    322 Часть II, Основы общества

    Глава 9. Сексуальность 323


    На самом дне иерархии сексуальных работников находятся уличные прости­тутки — женщины и мужчины, работающие на улицах больших городов. Про­ституток-женщин контролируют мужчины-сутенеры, которые забирают боль­шую часть полученных теми денег. Работающие на улице больше других групп рискуют стать жертвами насилия со стороны сутенеров и клиентов (Gordon & Snyder, 1989; Davidson, 1998).

    Большинство проституток предлагают гетеросексуальные услуги. Геи, занима­ющиеся проституцией, также берут плату за секс. Исследователи сообщают, что многие из этой группы лиц пострадали от своих семей и друзей, которые отреклись от них из-за их сексуальной ориентации (Weisberg, 1985;Boyer, 1989; Kruks, 1991).

    Преступление без потерпевших? В США проституция почти повсеместно счи­тается противозаконным занятием, но многие люди видят в ней преступление без потерпевших (см. главу 8). Следовательно, вместо того чтобы неизменно следить за соблюдением законов, запрещающих проституцию, полиция устраивает эпизо­дические акции преследования. Похоже, наше общество желает контролировать проституцию, полагая, однако, что ликвидировать ее никогда не удастся.

    Является ли торговля сексом преступлением без потерпевших, которое нико­му не вредит? Конечно, многие люди, придерживающиеся принципа «живи сам и не мешай жить другим», скажут именно так. Но эта точка зрения игнорирует тот факт, что проституция подвергает многих женщин оскорблениям и насилию, а так­же играет роль в распространении заболеваний, передающихся половым путем, включая СПИД. Кроме того, многие женщины, живущие в бедности, попадают в капкан торговли сексуальными услугами — в основном для чужой выгоды, тогда как сами рискуют жизнью.

    Сексуальное насилие и оскорбление

    Хотя половая жизнь сопровождает любовные отношения, секс может переплетать­ся с насилием и ненавистью. Сексуальное насилие — от словесного оскорбления до изнасилования и убийства — широко распространено в США.

    Изнасилование. Хотя многие люди считают изнасилование разновидностью секса, в действительности оно является выражением власти, актом насилия, в ходе которого секс — средство, чтобы ранить, унизить или подавить другого челове­ка. По данным Федерального бюро расследований США, изнасилованию еже­годно подвергается около 90 тыс. женщин. Эта цифра отражает лишь официаль­ные данные, фактически она намного выше (McCormick, 1994, Federal Bureau of Investigation, 2001).

    Официальное определение изнасилования, данное федеральным правитель­ством, звучит так: «Плотское познание женщины, осуществленное с применением силы и против ее воли». Поэтому в официальные статистические сводки попада­ют только жертвы женского пола. Но насилуют и мужчин: на их долю, по-видимо­му, приходится 10% всех случаев. Большинство мужчин, насилующих представи­телей своего же пола, не являются гомосексуалистами: они — гетеросексуалы, по­буждаемые желанием не секса, а доминирования над другим человеком (Groth &

    КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

    Изнасилование во время свидания: разоблачение опасного мифа

    Эйприл Сандерс была вне себя от волнения: ей предстояло свидание с Бобом Мак-Мэгоном -старшекурсником, от которого она была без ума. В субботу вечером, в 10 часов, они встре­тились с Бобом на южной окраине Артс-Квод и, непринужденно болтая, направились через кампус на вечеринку. Чем больше Боб говорил, тем сильнее он нравился Эйприл. Когда они слились с толпой, собравшейся на излюбленной студентами площадке, там уже гремела музыка и пиво лилось рекой. Они выпили по несколько кружек и потанцевали. Потом подсели к столику, где пировали какие-то приятели Боба, угощавшиеся крепким ликером. Боб протянул Эйприл стакан. Она помедлила, но затем улыбнулась и выпила до дна. Он на­полнял ее стакан снова и снова, и вскоре у Эйприл закружилась голова. Она знала, что выпи­ла слишком много, и все, чего ей хотелось, - пойти домой и лечь спать. Краснея от стыда, она сказала, что хочет отправиться к себе, в общежитие. «Без проблем», - ответил Боб и настоял, что проводит ее.

    Придя домой, Эйприл впустила и Боба, а сама стала искать аспирин. Они сидели на кушетке и беседовали, когда Боб попытался ее поцеловать. Казалось, что в ту секунду перед ней был совершенно другой человек, настойчиво принуждавший Эйприл к сексу. «Не надо, Боб!» -умоляла Эйприл, охваченная страхом. Но Боб был решителен и силен, и она просто не суме­ла его остановить.

    Через 10 минут все кончилось, Боб встал и ушел. Первой реакцией Эйприл было желание принять душ. «Я чувствовала себя ужасно грязной, - вспоминала она впоследствии. - Я тер­ла и терла себя, как заведенная». Она проплакала несколько часов, пытаясь понять, почему вечер закончился так кошмарно. «Неужели меня изнасиловали? - спрашивала она себя. -Я говорила ему "нет", я пыталась остановить его». Но ее беспокоило и другое: «Кто мне пове­рит? Мы вместе выпивали. Я впустила его в свою комнату».

    Утром Эйприл Сандерс пошла к декану, чтобы заявить о нападении. Позднее, в тот же день, у нее состоялась беседа с двумя офицерами полиции. Полиция провела расследование, но действовала неохотно, так как Боб заявил, будто половой акт произошел по обоюдному со­гласию, а рассказ Эйприл оставался бездоказательным, ибо не было ничего - ни ссадин, ни разорванной одежды, ни результатов медицинского осмотра.

    Случай с Эйприл Сандерс абсолютно типичен. Фактически половина как минимум всех жертв сексуальной агрессии не обращается в полицию. Одной из причин этого может быть то, что многие женщины и мужчины не понимают, что такое изнасилование. По сути, в США настолько распространены три заблуждения, касающиеся изнасилования, что их можно назвать мифами. Миф 1: насилуют только незнакомые. Сексуальное нападение вызывает в сознании об­раз незнакомого мужчины, крадущегося в темноте и внезапно набрасывающегося на ничего не подозревающую жертву. Однако в четырех случаях изнасилования из пяти жертва знает преступника. Поэтому понятие об «изнасиловании в ходе свидания» или «изнасиловании по знакомству» больше соответствует реальному положению дел.

    Миф 2: женщины сами провоцируют насильников. По мнению многих, изнасилован­ная женщина наверняка повела себя так, что мужчина счел ее расположенной к сексу. Разве Эйприл Сандерс не согласилась пойти выпить? Разве она не впустила Боба в свою комнату глубокой ночью? Подобные сомнения в собственных действиях часто парализуют жертв. Но пойти с мужчиной куда бы то ни было или даже пригласить его к себе домой означает согла-

    324 Часть II. Основы общества

    Глава 9. Сексуальность 325


    Миф 3: изнасилование - это просто секс. О каком преступлении можно говорить, если к горлу женщины не приставляли ножа и не связывали и не затыкали рот кляпом? На это можно ответить, что по закону принуждение женщины к сексу без ее согласия является насильствен­ным преступлением. «Занятие сексом» подразумевает интимность, заботу и, самое главное, обоюдное согласие, тогда как при изнасиловании ничего этого нет. Оно не только жестоко самим фактом физического насилия, но и подрывает, если совершено по знакомству, дове­рие жертвы к людям. Особенно глубокие психологические раны остаются у той половины жертв изнасилования, которым нет еще и 18 лет; 1/3 из них подвергается нападению со сто­роны своих отцов и отчимов (Greenfield, 1996).

    Чем больше люди будут верить этим мифам, тем больше женщин окажется жертвами сексу­альной агрессии. Древние вавилоняне побивали изнасилованных замужних женщин камня­ми, будучи убеждены в их измене. За прошедшие тысячелетия представления мало измени­лись, и это позволяет понять, почему даже сейчас из 20 насильников лишь 1 отправляется за решетку.

    Проблема изнасилования нигде не обсуждалась столь широко, как в кампусах. Студенческая среда побуждает к скорому сближению и доверию. В то же время многим студентам еще немало предстоит узнать об интимных отношениях и о самих себе. Поэтому студенческая жизнь не только сближает, но и повышает вероятность сексуального насилия. Сегодня, чтобы справиться с этой бедой, во многих учебных заведениях активно рассматри­ваются мифы об изнасиловании и роли алкоголя в студенческой жизни. Студентам - и муж­чинам и женщинам в равной мере - нужно уразуметь две простые истины: секс без согласия женщины является изнасилованием, и если женщина говорит «нет», то она имеет в виду имен­но «нет» и только «нет».

    А как считаете вы:

    1. Почему, на ваш взгляд, мифы об изнасиловании распространены так широко?

    2. Какие программы и правила в вашем учебном заведении касаются сексуальной агрессии?

    3. Какие дополнительные меры необходимо принять?

    Источники: Gibbs, 1991a, 1991b; Gilbert, 1992

    Изнасилование в ходе свидания. Расхожий миф гласит, что изнасилование совершают только те, кого жертвы не знают. Однако в действительности большин­ство таких случаев совершается людьми, знакомыми с жертвой, и обычно проис­ходит в привычной обстановке, часто — дома. По этой причине «изнасилованием в ходе свидания» и «изнасилованием по знакомству» называется сексуальное наси­лие, осуществляемое над женщинами знакомыми ей мужчинами.

    Многие жертвы такого насилия не заявляют о преступлении. По мнению неко­торых, нападение не может быть изнасилованием, поскольку преступник — знако­мый. Но тенденция изменяется, и о подобных эпизодах заявляют все большее чис­ло женщин. Подробнее эта тема рассматривается в материале врезки.

    Теоретический анализ сексуальности

    Нам будет понятнее человеческая сексуальность, если мы воспользуемся социо­логическими теоретическими парадигмами. В следующих разделах поочередно

    Структурно-функциональный анализ

    Структурно-функциональный подход высвечивает вклад того или иного соци­ального явления в общее функционирование общества. Поскольку сексуальность является важным аспектом социальной жизни, общество регулирует сексуальное поведение.

    Необходимость регулирования сексуальности. С биологической точки зрения секс обеспечивает воспроизводство нашего вида. Однако культурные и социальные институты регламентируют, с кем и когда этим заниматься. Например, в большинстве обществ порицаются женатые люди, которые вступают в сексуальные связи с кем-либо, кроме своих супругов. В противном случае — если не обуздывать сексуальные страсти — семейная жизнь, особенно воспитание детей, окажется под угрозой.

    Другим примером, уже обсуждавшимся в этой главе, является табу на инцест. Повсеместное существование данной нормы показывает, что общество не допу­скает абсолютно свободного выбора сексуальных партнеров. Воспроизводство в рамках семьи, если помимо супругов в него включены и другие родственники, подрывает систему родственных связей и запутывает отношения между людьми.

    Сексуальность всегда строго контролировалась, поскольку секс обычно приводит к появлению детей, причем контроль распространялся не только на родителей, но и на их чад. Это видно по традиционному различению между «законнорожденностью» (в браке) и «незаконнорожденностью» (вне брака). Но если общество может эффе­ктивно влиять на рождаемость, его нормы становятся более снисходительными. Так произошло в США, где в XX в. секс превысил рамки основной, репродуктивной, функции и воспринят как форма интимности и даже отдыха (Giddens, 1992).

    Латентные функции: проституция. Ущерб, который наносит проституция, оче­виден: это распространение болезней и эксплуатация женщин. Но есть ли какие-нибудь латентные функции, позволяющие понять, почему проституция широко распространена вопреки попыткам общества обуздать ее? Определенно, это так, объясняет нам Кингсли Дэвис (Davis, 1971): проституция выполняет несколько полезных функций. Она позволяет удовлетворить свои сексуальные потребности большому числу людей, для которых секс — труднодоступное занятие, в том числе солдатам, путешественникам, а также людям с непривлекательной внешностью или испытывающим проблемы с установлением интимных отношений. Кроме того, добавляет Дэвис, доступность секса без каких-либо взаимных обязательств может даже помочь стабилизировать некоторые браки, в которых нет любви, отчего они могут в противном случае распасться.

    Критическая оценка. Структурно-функциональная парадигма помогает оце­нить важную роль сексуальности в организации общества. Табу на инцест и дру­гие культурные нормы свидетельствуют, что общество всегда уделяло внимание тому, кто и с кем занимается сексом, а главное — как осуществляется репродуктив­ная функция.

    Однако этот подход игнорирует колоссальное многообразие сексуальных пред­ставлений и обычаев, обнаруживаемых в каждом обществе. С течением времени сексуальные образцы изменяются настолько же, насколько они разительно отли­чаются друг от друга в различных странах. Чтобы оценить пестроту и изменчивость

    326 Часть II, Основы общества

    Анализ в рамках символического интеракционизма

    Парадигма символического интеракционизма показывает, как люди конструиру­ют повседневную реальность, взаимодействуя друг с другом. Как объясняется в главе 6, данный процесс высоко вариативен, отчего взгляды на сексуальность, при­нятые в какой-то отдельной группе или обществе, могут значительно отличаться от других. Аналогичным образом людские представления о сексуальности изменя­ются с течением времени.

    Социальное конструирование сексуальности. За XX в. почти все связанные с сексуальностью поведенческие образцы глубоко трансформировались. Наглядный пример тому — изменение отношения к девственности. 100 лет назад в нашем об­ществе нормой — по крайней мере для женщин — было сохранение девственности до вступления в брак. Это соблюдалось строго, ибо без эффективного контроля над рождаемостью лишь девственность невесты могла гарантировать мужчине, что она не вынашивает в своем чреве чужое дитя. Однако на сегодняшний день мы сдела­ла огромный шаг вперед, отделив секс от воспроизводства, в результате чего норма соблюдения девственности ослабла. В США из числа тех, кто родился между 1963 и 1974 гг., лишь 16,3% мужчин и 20,1% женщин утверждают, что оставались дев­ственными на момент заключения первого брака (Laumann et al., 1994: 503).

    Еще один пример того, как наше общество конструирует сексуальность, касает­ся молодежи. 100 лет назад детство было порой невинности и неосведомленности в сексуальных вопросах. Однако за последние десятилетия мышление изменилось. Хотя мы не ждем от детей сексуальной активности, большинство людей полагают, что подрастающее поколение должно быть просвещено в сексуальном отношении к годам отрочества, чтобы сделать разумный выбор своего сексуального поведения.

    Сравнения в мировом масштабе. С расширением обзора нагляднее становится вариативность смысла, наполняющего сексуальность. В одном классическом ис­следовании было показано, что некоторые культуры относятся к детской сексуаль­ности гораздо терпимее, чем другие. Антрополог Рут Бенедикт (Benedict, 1938), годами изучавшая образ жизни меланезийцев, живущих на юго-западе Новой Гви­неи, сообщила: взрослые там не обращают большого внимания на сексуальные экс­перименты, которыми малыши занимаются друг с другом. Меланезийские роди­тели закрывают глаза на это, поскольку до наступления половой зрелости секс не приводит к появлению детей. Возможно ли, чтобы большинство американских родителей отреагировали так же?

    Будучи частью культуры, значительно разнятся и сексуальные обычаи. Обре­зание младенцев мужского пола (обычай, требующий полного или частичного уда­ления крайней плоти) широко практикуется в США, но редко — в других частях света. Наоборот, в США почти не делают обрезание девочкам (удаление клитора), хотя этот обычай распространен в некоторых регионах Африки и Среднего Восто­ка (Crosette, 1995, Huffman, 2000). (Подробнее об обрезании девочек см. главу 13 «Тендерная стратификация».)

    Критическая оценка. Достоинства парадигмы символического интеракциониз­ма заключаются в демонстрации сконструированной природы привычных соци­альных явлений. Понимая, что люди «конструируют» сексуальность, мы можем

    Глава 9. Сексуальность 327

    Однако у этого подхода есть и недостатки; например, один связан с тем, что не все одинаково изменчиво. На протяжении всей истории Америки — и других стран — мужчины предпочитали смотреть на женщин с сексуальной точки зрения. Если этот поведенческий образец широко распространен, то, как мы увидим в следую­щем разделе, должна срабатывать какая-то более широкая социальная структура.

    Анализ с позиции социального конфликта

    Парадигма социального конфликта высвечивает феномен неравенства. Следова­тельно, данный подход показывает, каким образом сексуальность одновременно и отражает формы социального неравенства, и способствует их созданию.

    Сексуальность: отражение социального неравенства. Вспомните рассказ о проституции, которая запрещена почти на всей территории США. Даже при этом условии надзор дает сбои, особенно когда дело доходит до разбирательств, кого арестовывать, а кого — нет. Хотя в сексуальном акте участвуют две стороны, из отчетов видно, что полиция гораздо чаще арестовывает проституток-женщин (ко­торые бесправны), чем клиентов-мужчин (способных за себя постоять). Аналогич­ным образом из всех женщин, занимающихся проституцией, арест угрожает, преж­де всего лицам с наименьшими доходами и, скорее всего, из числа меньшинств (COYOTE, 2000). Мы также вправе задуматься, пошло бы в проститутки так мно­го женщин, имей они равные с мужчинами экономические возможности.

    Сексуальность: порождение социального неравенства. Теоретики социально­го конфликта, особенно феминистки, указывают на сексуальность как на основу неравенства между мужчинами и женщинами. Как такое возможно? Определять женщин только на основе сексуальности — значит считать их недочеловеками и низ­водить до объектов мужского интереса и внимания. И стоит ли З'Дивляться тому, что слово «порнография» происходит от древнегреч. роте, означающего «сексуальную рабыню мужчины»?

    Если мужчины относятся к женщинам именно так, легко понять, почему мно­гие считают порнографию (потребители которой почти сплошь мужского пола) орудием власти. Поскольку порнография обычно изображает женщин стремящи­мися доставить удовольствие мужчинам, она укрепляет представление о власти последних.

    Некоторые критики, настроенные более радикально, сомневаются, что когда-нибудь удастся удалить из гетеросексуальных отношений этот властный аспект. Большинство теоретиков социального конфликта не отвергают гетеросексуаль-ность напрочь, но сходятся в том, что сексуальность способна унизить и унижает женщин. Критики указывают, что в нашей культуре сексуальность часто подается как некий спорт (мужчины «ведут счет» числу женщин, с которыми переспали) и насилие («трахнуть», «грохнуть» и «натянуть» — все эти глаголы, например, употребляются в разговорах как о драке, так и о сексе).

    Теория «странной» идентичности. Наконец, под прицел теории социального конфликта попадают не только мужчины, доминирующие над женщинами, но и гетеросексуады, доминирующие над гомосексуалистами. В последние годы, когда многочисленные геи и лесбиянки вышли из «подполья» в поисках общественного

    328 Часть II, Основы общества

    Глава 9. Сексуальность 329


    «странной» идентичности понимается растущее число научных данных, позволя­ющих бросить вызов гетеросексуальной тенденциозности в американском обществе.

    Такая позиция основана на том, что наше общество отличается гетеросексиз-мом (воззрением, которое привешивает ярлык «странною» любому, кто не являет­ся гетеросексуалом). Гетеросексуальная культура подвергает преследованию ши­рокий круг людей, включая геев, лесбиянок, бисексуалов, транссексуалов и даже асексуальных индивидов. Кроме того, невзирая на согласие большинства с недо­пустимостью предвзятого отношения к женщинам (сексизм) и цветным (расизм), гетеросексизм встречает широкое понимание, а иногда и приобретает формы зако­на. Так, из наших вооруженных сил нельзя уволить женщину-военнослужащую за «женские поступки», ибо это стало бы откровенной тендерной дискриминацией. Зато ее можно уволить за гомосексуальные отношения, если она — сексуально ак­тивная лесбиянка.

    В нашем обыденном понимании мира гетеросексизм существует и на более тон­ком уровне. Называя кого-нибудь «сексуальным», разве мы не имеем в виду при­влекательность этого человека для гетеросексуалов?

    Критическая оценка. Применение парадигмы социального конфликта дает возможность рассмотреть в сексуальности как причину, так и следствие неравен­ства. В частности, данная парадигма помогает нам осмыслить власть мужчин над женщинами и доминирование людей с гетеросексуальной ориентацией над гомо­сексуалистами.

    В то же время этот подход упускает из виду тот факт, что сексуальность не для всех связана с властью: многие пары получают удовольствие от полноценных се­ксуальных отношений, которые углубляют их привязанность друг к другу. Кроме того, парадигма социального конфликта почти не учитывает усилий, предпринятых



    Контроль над женской сексуальностью -устойчивый лейтмотив в истории чело­вечества. В Средние века европейцы соорудили «пояс целомудрия» -металлическое устройство, которое женщины застегивали на себе, замыкая промежность, и которое не позволяло осуществить половой акт (а также, вероятно, мешало отправлению других естественных потребностей). Сегодня подобных устройств нигде не встретишь, однако социальный контроль над сексуальностью сохраняется.

    нашим обществом по искоренению несправедливости. Мужчины уже реже харак­теризуют женщин как сексуальные объекты (во всяком случае прилюдно), чем не­сколько десятилетий тому назад. Более того: растет общественная обеспокоенность сексуальным преследованием (см. главу 13 «Гендерная стратификация»), что неко­торым образом повлияло на снижение роли сексуальности в трудовых коллективах. Также имеется достаточно свидетельств, что движение за права геев гарантировало гомосексуалистам большие возможности и социальное принятие.

    Резюме

    1. До выхода в свет работ Кинзи (Kinsey, 1948, 1953) секс долго оставался та-буированной темой в культуре США. Эти труды были в числе первых науч­ных социологических публикаций, касавшихся сексуальности человека.

    2. Пол — это биологическое различие между мужчинами и женщинами; он опре­деляется при зачатии, когда сперматозоид соединяется с яйцеклеткой.

    3. Мужчины и женщины отличаются друг от друга не только гениталиями (первичными половыми признаками), но и развитием тела по мере созрева­ния (вторичными половыми признаками). У гермафродитов наблюдается то или иное сочетание мужских и женских гениталий. Транссексуалами назы­ваются люди, которые ощущают свою принадлежность к полу, противопо­ложному биологическому.

    4. У большинства животных секс вызывается действием биологического меха­низма, но для людей он является делом как культурного определения, так и личного выбора. В мире существуют самые разные формы поцелуев, стыд­ливости и красоты, что говорит о культурной основе сексуальных обычаев.

    5. Наше общество традиционно придерживалось жестких установок по отно­шению к сексуальности, хотя со временем они смягчились. Отсюда видно, что секс является не только биологическим, но и социальным явлением.

    6. Сексуальная революция, начало которой восходит к 1920-м гг., но набрав­шая обороты в 1960-е и 1970-е гг., привела к большей открытости во всех аспектах жизни, связанных с сексуальностью. По данным исследований, со­ответствующие изменения скорее коснулись женщин, чем мужчин. К 1980 г. назрела сексуальная контрреволюция, порицавшая попустительство и при­зывавшая вернуться к более консервативным «семейным ценностям».

    7. За XX в. в США увеличился процент людей, имеющих опыт добрачных се­ксуальных отношений. Исследования показывают, что на момент перехода в выпускной класс средней школы примерно 3/4 юношей и2/, девушек имеют опыт половой жизни.

    8. Уровень сексуальной активности взрослого населения США изменчив: одна треть сообщает, что занимается сексом с партнером несколько раз в год или не занимается вообще; еще одна треть занимается сексом один или несколь­ко раз в месяц; оставшаяся треть — два раза в неделю или более.

    9. Несмотря на широкое осуждение внебрачного секса, около 25% женатых муж-iM.u ,. 1 (W -«\iv-i.-uuY жрнишн ппнзняются в эпизодах сексуальной неверности.

    330 Часть II. Основы общества

    Глава 8. Девиантность 331


    1. Сексуальной ориентацией называется романтическое и эмоциональное вле­чение индивида к другому лицу. Существуют четыре основные разновидно­сти ориентации: гетеросексуальность, гомосексуальность, бисексуальность и асексуальность. Сексуальная ориентация порождается тем или иным со­четанием биологических и культурных факторов и человеческого выбора.

    2. Процент гомосексуалистов в населении зависит от того, как исследователи определяют гомосексуальность. О некотором гомосексуальном опыте сооб­щают около 9% взрослых мужчин и 4% взрослых женщин (по сравнению с 2,8% мужчин и 1,4% женщин, которые признают за собой гомосексуальную идентичность).

    3. Движение за права геев преследовало целью добиться большего принятия гомосексуалистов. Во многом благодаря этому процент американцев, по­рицавших гомосексуальность как морально непозволительное явление, не­уклонно снижался, и в настоящее время такие люди составляют приблизи­тельно половину населения.

    4. В США ежегодно около 1 млн несовершеннолетних девушек беременеют. Уровень беременности несовершеннолетних снижался начиная с 1950 г., когда многие девушки выходили замуж и рожали детей. Однако сегодня большинство забеременевших несовершеннолетних американок не состоят в браке и рискуют оказаться среди беднейших слоев, особенно если девуш­ки бросают учебу.

    5. Не предусматривая никакого универсального определения для порногра­фии, закон разрешает местным общинам самостоятельно устанавливать стандарты приличий. Многие консерваторы осуждают порнографию за ее аморальность; либералы же порицают ее как унижающую женщин.

    6. Проституция, продажа сексуальных услуг, запрещена почти на всей терри­тории США. Хотя многие считают проституцию преступлением без потер­певших, она превращает женщин в жертву и способствует распространению заболеваний, передающихся половым путем.

    7. В официальные сводки ежегодно попадает около 90 тыс. случаев изнасило­вания, однако их реальное количество превышает эту цифру в несколько раз. Хотя многие считают изнасилование сексуальным актом, в действительно­сти оно является грубым выражением власти. Большинство изнасилований совершается людьми, знакомыми с жертвой.

    8. Структурно-функциональная теория выявляет потребность общества в регу­лировании сексуальной активности. Универсальной нормой здесь выступает табу на инцест, сохранящее чистоту и прозрачность родственных связей.

    9. Парадигма символического интеракционизма заостряет внимание на много­образии смысловых значений, которыми люди наполняют сексуальность. Из этого следует, что общества отличаются друг от друга своими сексуальными установками и обычаями; подобным же образом в пределах отдельно взято­го общества сексуальные образцы изменяются с течением времени.

    10. Теория социального конфликта увязывает сексуальность с неравенством. С этой точки зрения мужчины доминируют над женщинами, в частности тем,

    Основные понятия

    Асексуальность — сексуальная ориентация, при которой индивид не испытывает влечения ни к одному из полов.

    Бисексуальность — сексуальная ориентация, при которой индивид испытывает влечение к представителям обоих полов.

    Вторичные половые признаки — телесные отличия (помимо гениталий), которые характерны для биологически зрелых мужчин и женщин.

    Гермафродит — человеческое существо, у которого в той или иной комбинации представлены мужские и женские половые органы.

    Гетеросексизм — воззрение, когда «странным» считается любой, кто не является гетеросексуалом.

    Гетеросексуальность — сексуальная ориентация, при которой индивид испыты­вает влечение к лицам противоположного пола.

    Гомосексуальность — сексуальная ориентация, при которой индивид испытыва­ет влечение к представителям одного с ним пола.

    Гомофобия — страх перед тесными личными контактами с людьми, которые счи­таются геями, лесбиянками или бисексуалами.

    Первичные половые признаки — гениталии, органы репродукции.

    Пол — биологическое различие между мужчинами и женщинами.

    Порнография — сексуально откровенный материал, вызывающий сексуальное возбуждение.

    Проституция — продажа сексуальных услуг.

    Сексуальная ориентация — предпочтение индивида тех или иных сексуальных партнеров: одного с ним пола, противоположного, обоих или ни одного из полов.

    Табу на инцест — культурная норма, запрещающая сексуальные связи и браки между близкими родственниками.

    Теория «странной» идентичности — развивающаяся область знания, которая оспа­ривает гетеросексуальную тенденциозность в социологии.

    Транссексуалы — люди, ощущающие свою принадлежность к какому-либо полу, несмотря на свою биологическую принадлежность к противоположному.

    Вопросы для размышления

    1. Что социологи понимают под сексуальной революцией? Какие изменения она повлекла? Можете ли вы привести какие-нибудь причины этих пере­мен?

    2. Что такое сексуальная ориентация? Почему исследователям трудно изме­рить эту характеристику?

    3. Считаете ли вы, что закон должен регулировать сексуальные изображения в книгах, фильмах и Интернете? Почему?

    4. Как общества регулируют сексуальность? Какую роль играет сексуальность

    О том, как новая технология изменяет жизненный уклад 333

    КИБЕРСФЕРА. ЧАСТЬ II

    О том, как новая технология изменяет жизненный уклад

    Подытоживая свое новаторское исследование о способах коммуникации, Маршалл Мак-Люэн (McLuhan, 1969) пишет: «Любая инновационная технология творит новую среду обитания человека». Иными словами, технология не только влияет на нашу трудовую деятельность, но задает опенок и форму всему жизненному укладу людей. Во втором разделе «Киберсферы» мы остановимся, чтобы поразмыслить над некоторыми отношениями, благодаря которым ин­формационная революция изменяет культуру и общество.

    Информационная революция и культурные ценности

    В главе 3 («Культура») отмечалась важность, которую члены общества придают материальным удобствам. Многие американцы в разные времена понимали под успехом хорошие заработки и удовольствие от обладания купленными на них вещами - домами, машинами и модной одеждой. Однако появляются признаки того, что в наступившем столетии ценности могут сместить­ся с простодушной сосредоточенности на накоплении вещей (продуктов индустриальной тех­нологии) к умению оценивать идеи (продукты информационной технологии). К такого рода новшествам относятся путешествия и бесчисленные разновидности опыта в виртуальной ре­альности, а также озабоченность собственным благополучием, включая самоактуализацию, которая сделалась популярной в последние десятилетия (Newman, 1991).

    Социализация в компьютерном веке

    Полвека назад в США телевидение переписало правила социализации заново, и, как говори­лось в главе 5 («Социализация»), современная молодежь проводит у телеэкрана времени больше, чем тратит на общение с родителями. Сегодня экраны не ограничиваются телеве­щанием; они - наши окна в кибернетический мир, где мы с помощью компьютеров связыва­емся друг с другом, развлекаемся и просвещаемся. Но эта тенденция к киберсоциализации поднимает ряд важных вопросов.

    Во-первых, не сгладит ли распространение компьютерной информации региональную раз­нородность, которой отмечена история США, когда Новая Англия отличалась от южной глу­бинки, а Средний Запад - от западного побережья? Мы знаем, что новая информационная технология связывает нашу страну со всем остальным миром, а потому вправе ожидать, что увидим расцвет как национальной культуры, так, со временем, и глобальной. Во-вторых, какое влияние оказывает киберкультура на наших детей? Хорошо ли для них вы­страивать всю свою жизнь вокруг компьютеров? По крайней мере для большинства из них компьютерные образы и информация играют важную роль в познании себя и мира. Не сни­жает ли это значимость родителей, к чему когда-то привело телевидение? Конечно, киберсо-циализация сумеет развлечь и направить, но в силах ли она удовлетворить эмоциональные потребности детей? Способствует ли она их моральному развитию? В конце концов, для ре­бенка нет ничего более важного и менее «техногенного», чем теплое объятие. В-третьих, кто будет контролировать киберсоциализацию? Родители - точно так же, как рань­ше они выражали тревогу в связи с тем, что их дети сидят у телеэкрана - теперь обеспокое­ны информацией, на которую, бродя по Интернету, могут натолкнуться их чада. На сегодняш­ний лень позиция (Ьевеоальных стлок такова: Всемипная пяутиня лппжня Лышхшпшпппять



    Родители прекрасно понимают, что почти неограниченный доступ к любой информации бывает сомнительным благом, Как перекрыть детям доступ к порнографическим и другим нежелательным материалам, размещенным на страницах Интернета? Или же спросим иначе: нужно ли это делать?

    при минимальном вмешательстве со стороны правительства. Что же мы как родители и граж­дане, ждем от содержимого виртуальной культуры? Должна ли информационная индустрия гнаться за прибылью? Должны ли существовать стандарты, гарантирующие образовательное содержание в определенном объеме? Кто должен принимать соответствующие решения?

    Кибер-«Я»

    Под именем VegDietчеловек входит в некий чат, каких в Интернете тысячи, ибо это огромная всемирная сеть. Через несколько секунд VegDietактивно обсуждает мировые проблемы еще с тремя людьми: MrMaine, Ferretи RedWine.

    Растущая популярность компьютерных чатов дает нам возможность разобраться в отличии онлайнового общения от более традиционного взаимодействия. Изучив общение он-лайн, Деннис Уоскул (Waskul, 1997) назвал «развоплощенным» то «Я», которое мы передаем посред­ством компьютера. Применяя драматургический подход Ирвинга Гоффмана, (см. главу 6), Уоскул отмечает: компьютерная технология не учитывает огромного количество «подсказок», касающихся идентичности человека, - это его местонахождение, внешность, одежда, воз­раст и пол, - и являет лишь такую, которую тот выбирает для предъявления. Киберпространство, следовательно, дает нам огромную свободу апробировать разные идентичности, и последствия такого шага незначительны и преходящи. Как объяснил один посетитель чата, «он-лайн - игра... Только здесь я могу поиграть в мое личное Я» (Waskul, 1997; р. 21).

    Но подождите минуточку: неолуддиты

    В XVIII в. группы английских ткачей, настроенных против индустриальной революции, стран­ствовали, разрушая новые машины везде, где удавалось проникнуть на фабрику. Луддиты (названные так в честь их лидера, Неда Лудда) были убеждены, что новая технология их эпо-.... .,„,.г,„™-г m,n,i,ADoui.Bi пппЛоггым м uYvmiiMT жичнг, r нрппм (7aoharv. 1997),

    334 Киберсфера. Часть II

    Хотя луддиты проиграли битву и не смогли воспрепятствовать изменениям, сегодня их дух жи­вет в людях, настроенных протиБ информационной революции. Эти неолуддиты, как их называ­ют, не имеют общих программ. Но они сходятся в том, что нам не следует очертя голову мчать­ся в кибернетическое будущее без критического осмысления того, каковы же предполагаемые положительные и отрицательные изменения, привносимые новейшей технологией. Неолуддиты напоминают нам, во-первых, о том, что технология не бывает социально ней­тральной. Она не просто существует в мире, но изменяет его, направляя человечество по ка­кому-то одному пути, отсекая альтернативные. Почитая технологию за благо как само собой разумеющееся, мы, подчеркивает Теодор Рожак (Roszak, 1986), отказываемся от власти са­мостоятельно определять собственную жизнь. Заменят ли компьютеры хорошего учителя? Мы хорошо помним, что ни одному компьютеру пока не удалось ни написать картину, ни сочи­нить поэму или симфонию. Главное же, наверное, в том, что компьютеры не способны рас­сматривать этические вопросы о добре и зле.

    Живя в условиях передовой культуры, мы легко представляем себе преимущества новой тех­нологии. Но должны также помнить, что технология, обслуживая нас, с таким же успехом может человека и принизить, и даже уничтожить. В конце концов, луддиты выступали не про­тив технологии; они лишь хотели гарантий, что она послужит людям, удовлетворяя их нужды, а не наоборот.



    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   74


    написать администратору сайта