Главная страница
Навигация по странице:

  • Вторая русская революция.

  • Платон и Маркс об идеологии.

  • Исторические виды идеологии.

  • Социология Дж. Машоунис. Оглавление Джон Масионис Социология 9е издание


    Скачать 11.25 Mb.
    НазваниеОглавление Джон Масионис Социология 9е издание
    АнкорСоциология Дж. Машоунис.doc
    Дата17.05.2017
    Размер11.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциология Дж. Машоунис.doc
    ТипДокументы
    #7768
    страница31 из 74
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   74
    Глава 10. Социальная стратификация 345

    Япония сегодня. К 1860-м гг. (период Гражданской войны в США) знать поня­ла, что Япония не может войти в современную, индустриальную эру со своей тра­диционной кастовой системой. Кроме того, как и в Великобритании, некоторые дворяне стремились женить своих детей на богатых простолюдинах, у которых денег было больше, чем у них. По мере того как Япония открывалась для остально­го мира, традиционная кастовая система становилась не столь жесткой. В 1871 г. была юридически отменена социальная категория «изгоев», хотя даже сегодня люди смотрят свысока на потомков представителей этой касты. После поражения Японии во Второй мировой войне дворянство утратило закрепленное законода­тельно общественное положение и император остается лишь символом традиций Японии, не владея реальной властью.

    Социальная стратификация в Японии значительно отличается от кастовой сис­темы, существовавшей столетия назад. Сегодня японское общество состоит из «вер­хнего», «среднего» (здесь различаются два слоя — «верхний» и «нижний») и «низ­шего» классов. Но между ними нет никаких устойчивых границ, и многие переходят из одного класса в другой. Однако поскольку японцы уважают свои традиции, про­исхождение человека всегда учитывается при оценке его социального положения. Официально все равны перед законом, хотя на практике многие люди все еще смот­рят друг на друга сквозь призму вековой системы каст (Hiroshi, 1974; Norbeck, 1983).

    Наконец, на формирование японского общества продолжают влиять традици­онные представления о тендерных ролях. Юридически оба пола равны, но мужчи­ны доминируют над женщинами во многих отношениях. Японские родители ско­рее пошлют на учебу в колледж сыновей, а не дочерей, поэтому до сих пор заметен значительный разрыв в уровне образования мужчин и женщин (Brinton, 1988). Большинство работающих японок занимают должности, которые ниже оплачива­ются, и лишь изредка бывают руководителями. Таким образом, фактор индивиду­альных достижений в современной классовой системе Японии не исключает учета традиционного доминирования мужчин.

    Бывший Советский Союз

    Бывший Союз Советских Социалистических Республик (СССР), который конкури­ровал с США как военная сверхдержава на протяжении почти всего XX в., возник после революции 1917 г. Она положила конец феодальной сословной системе, во гла­ве которой стояли потомственные дворяне, в результате чего земли, заводы и другие средства производства перешли из частной собственности под контроль государства.

    Бесклассовое общество? Русская революция вдохновлялась идеями Карла Маркса, который писал, что частная собственность на средства производства — основа существования социальных классов (см. главу 4 «Общество»). Когда госу­дарство взяло под свой контроль экономику, советские чиновники стали хвалить­ся тем, что построили первое в истории бесклассовое общество.

    Однако аналитики за пределами СССР скептически относились к таким заяв­лениям (Lane, 1984). Они указывали, что по профессиональной деятельности со­ветские люди фактически разделялись на четыре неравные категории. На верши­не социальной иерархии пребывали высшие должностные лица, или аппаратчи-

    346 Часть III. Социальное неравенство

    Глава 10. Социальная стратификация 347




    После развала Советского Союза в 1991 г. эта страна начала переход к рыночной экономике. С тех пор

    некоторые люди стали очень богатыми, другие же потеряли работу, когда закрылись старые, неэффективно

    работавшие предприятия. В результате за чертой бедности оказались около трети российских граждан.

    Сцены, подобные этой (москвичка, просящая милостыню), стали обычным явлением

    ранга, преподаватели вузов, ученые, врачи и инженеры. Ниже — рабочие, а на са­мом низком уровне — крестьяне.

    Эти категории людей имели различный уровень жизни, так что в бывшем Со­ветском Союзе не было абсолютно бесклассового общества. Но государственный контроль над заводами, землями, вузами и больницами действительно ограничи­вал экономическое неравенство (хотя это усилило роль власти) по сравнению с такими капиталистическими странами, как США.

    Вторая русская революция. После десятилетий строительства советского об­щества в соответствии с идеями Карла Маркса (и Владимира Ленина) в Советском Союзе начались изменения. Это случилось после того, как в 1985 г. лидером стра­ны стал Михаил Горбачев. Он проводил в жизнь программу, названную перестрой­кой. Горбачев понимал, что, хотя советская система сократила неравенство в эко­номической сфере, почти все советские люди были бедными, и их жизненный уровень оказался ниже, чем у жителей западных стран. Тогда лидер СССР пред­принял попытку стимулировать экономический рост, ослабив неэффективный централизованный контроль над экономикой.

    Реформы Горбачева стали одним из самых драматичных социальных движений в истории. Во всей Восточной Европе социалистические государства рухнули, а в 1991 г. перестал существовать и Советский Союз. Люди обвиняли в своей бед­ности и отсутствии основных свобод репрессивный правящий класс бюрократов коммунистической партии. В СССР, например, только 6% населения состояли в коммунистической партии, которая управляла всей страной.

    Советская история показывает, что социальное неравенство означает не одно

    крайних форм богатства и бедности, существовавших в Великобритании, Японии и США. Но все равно был класс элиты, господство которого было обусловлено властью, а не богатством. Таким образом, несмотря на тот факт, что и Михаил Гор­бачев, и его преемник Борис Ельцин зарабатывали гораздо меньше, чем американ­ский президент, они обладали огромной властью.

    Какой же в Советском Союзе была социальная мобильность? В течение XX в. она возрастала так же, как в Великобритании, Японии и даже США. Быстрый рост промышленности и политика властей привлекли множество обедневших кресть­ян к работе на заводах и в конторах (Dobson, 1977; Lane, 1984; Shipler, 1984). Это явление социологи называют структурной социальной мобильностью измене­нием в социальном положении большого числа людей благодаря переменам, происхо­дящим в самом обществе, а не индивидуальным усилиям.

    24 ноября. Одесса. Украина. Когда судно подходило к Одессе, южному порту бывшего Советского Союза на верном, люре, пошел первый за время нашего путешествия снег. Недалеко от причала ллы увидели ведущую в город кру­тую уЧотемкинскую лестницу. 'Щалл прозвучали первые выстрелы русской ре­волюции. С нашего последнего посещения просило 6 лет, и ллногое измени-лось; Советский Союз распался. Q-lo стала ли лучше жизнь? Юля некоторых людей — несомненно: появились шикарные ллагазины, в которых хорошо оде­тые покупатели выбирают отменные вина, модельную одежду и импортные духи. Снаружи стоят блестящие новые «Т^ольво», «Мерседесы» и даже несколь­ко «кадиллаков» рядышком с небольшими «Ладами» «прежних времен». Що для большинапва людей жизнь, очевидно, теперь намного хуже. Т^доль дорог тут и там барахолки, где люди продают предметы долихшнего обихода. ЛХногие просто в отчаянии; мясо стоит $4 за срунт, в то время как средняя зарплата состав­ляет примерно $50 в месяц. Т)аже город вынужден экономить, отключая уличное освещение в восемь часов. Настроение большинства людей кажет­ся столь же унылым, как улицы Одессы.



    40:1

    30:1

    го см

    20:1



    10:1

    Рис. 10.1. Экономическое

    неравенство в отдельных странах,

    1990-2000 гг. Источники: U. S.

    Равенство

    Census Bureau, 2001; The World

    Bank, 2001

    Эти самые последние данные демонстрируют, как распределялся

    348 Часть III. Социальное неравенство

    В течение 1990-х гг. структурная социальная мобильность в Российской Феде­рации ослабла. Между 1990 и 1998 гг. средняя продолжительность жизни мужчин в России снизилась на 8 лет, а женщин — на 2 года. Это объясняется многими фак­торами, в том числе плохой системой здравоохранения, но российские граждане явно страдают и от бурного периода экономических изменений (Rona-Tas, 1994; Specter, 1997b; Bohlen, 1998; Gerber & Hout, 1998).

    Безусловно, закрытие неэффективных государственных предприятий оздоров­ляет национальную экономику. Но большинство граждан переживают трудные времена, поскольку уровень их жизни падает. Кроме того, поскольку управляемые государством предприятия становятся частными, пропасть между богатыми и бед­ными увеличивается, что отражено на рис. 10.1. В то время как некоторые при­ветствуют свершающиеся перемены, другие изо всех сил держатся за привычную жизнь, надеясь, что уровень жизни когда-нибудь повысится.

    Идеология: власть и стратификация

    Отмечая социальное неравенство во всем мире, можно задаться вопросом, почему общества не стремятся равномернее распределять материальные ресурсы. Систе­мы, подобные кастовой, существовали в Великобритании и Японии на протяже­нии многих столетий, обеспечивая передачу земель и власти во владение несколь­ких сотен семейств. В течение 2000 лет люди в Индии разделяют идею, что приви­легированное или бедственное положение связано с рождением.

    Главная причина существования социальных иерархий, таким образом, лежит в области идеологии культурных убеждений, которые оправдывают социальную стратификацию. Убеждение — например, представление о том, что богатые умны, а бедные ленивы, — относится к идеологии в той степени, в которой оно определя­ет богатого человека как достойного уважения и означает, что бедные заслужили свое тяжелое положение.

    Платон и Маркс об идеологии. Древнегреческий философ Платон (427-347 до н. э.) определял справедливость как соглашение о том, кому что принадле­жит. В каждой культуре тот или иной тип неравенства считается справедливым. Карл Маркс понимал это примерно так же, хотя намного критичнее, чем Платон, относился к неравенству. Он критиковал капиталистическое общество за то, что богатством и властью обладают немногие, а общество оправдывает все «законами рынка». Капиталистическое законодательство закрепляет право собственности, на­следование которой гарантирует, что деньги передаются от одного поколения к другому, принадлежа узкому кругу семейств. Таким образом, согласно Марксу, культура и общественные институты поддерживают элиту общества, поэтому так долго и существуют иерархии.

    Исторические виды идеологии. Идеология изменяется вместе с подвижками в экономике и технологиях. Поскольку аграрные общества зависят от рутинного труда людей, в них устанавливаются кастовые системы. Они предполагают, что выполнение обязанностей, соответствующих социальному статусу, — это мораль­ный долг. При капитализме приобретает особую ценность личная инициатива, раз­вивается идеология меритократии. Богатство и власть превращаются в вознаграж­дения, которые получают те, кто лучше работает. Согласно логике индустриального

    Глава 10. Социальная стратификация 349

    становятся объектами презрения, не заслуживающими уважения. Эта жесткая по­зиция высказана Гербертом Спенсером (см. врезку).

    История показывает, насколько трудно изменить социальную стратификацию. Однако всегда кто-то бросает вызов существующему положению вещей. Традици­онные представления о «месте», отводимом женщине, сменяются иными с появле­нием экономических возможностей, которыми располагают женщины. Прогресс в обретении расового равноправия в Южной Африке ярко иллюстрирует повсеме­стное непринятие идеологии апартеида.

    Функции социальной стратификации

    Почему общества стратифицированы? Если исходить из структурно-функцио­нальной парадигмы, нужно признать, что социальное неравенство играет важней­шую роль в жизни общества. Эту позицию сформулировали более 50 лет назад Кингсли Дэвис и Вилберт Мур (Davis & Moore, 1945).

    КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

    Действительно ли обогащение — это «выживание сильнейших»)?

    «Выживает сильнейший» - мы все слышали эти слова, к которым прибегают, описывая общество как джунгли, где царит закон конкуренции. Так сказал один из пионеров социологии Герберт Спен­сер (1820-1903), чьи идеи о социальном неравенстве и поныне имеют своих сторонников. Спенсер, живший в Англии, был рьяным приверженцем теории Чарльза Дарвина (1809-1882). Согласно его концепции биологической эволюции, по мере приспособления к естественной среде происходят постепенные изменения видов. Спенсер, желая применить теорию Дарви­на к жизни общества, предположил, что оно представляет собой своеобразные «джунг­ли», в которых «наиболее приспособленные» люди поднимаются к вершине, а слабые посте­пенно ввергаются в нищету.

    В США эта точка зрения была популярна среди влиятельных промышленников того времени. Джон Д. Рокфеллер (1839-1937), который нажил огромное состояние на нефти, рассказывал «со­циальное евангелие Спенсера» маленьким детям в воскресной школе. По Рокфеллеру, развитие гигантских корпораций - и невероятное богатство их владельцев - очевидный факт природы. Ни Спенсер, ни Рокефеллер не испытывали большой симпатии к бедным, рассматривая нищету как свидетельство неприспособленности в мире конкуренции. Спенсер выступал против программ социального обеспечения, считая их штрафом, взимаемым с «лучших» членов общества (через налоги), и поощрением «худших» членов общества (через выгоды социального обеспечения). Современные социологи отмечают, что социальное положение - это не просто вопрос лич­ных усилий, как утверждал Спенсер. И совсем не обязательно, что компании или люди, кото­рые зарабатывают больше денег, приносят пользу обществу. Однако мнение Спенсера, со­гласно которому люди получают то, что заслуживают, - все еще весьма расхожее в нашей индивидуалистической культуре.

    А что думаете вы?

    1. Что подразумевал Герберт Спенсер, когда говорил о поощрении обществом «выживания сильнейших»?

    2. Почему, на ваш взгляд, идеи Спенсера все еще популярны в США?

    350 Часть III. Социальное неравенство

    Глава 10. Социальная стратификация 351


    КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

    Большие деньги: достойны ли богатые получаемых ими доходов?

    За час работы лос-анджелесский священник зарабатывает около $5, горничная гостиницы в Новом Орлеане - $7, водитель автобуса в Сан-Франциско - приблизительно $15, бармен в Финиксе -$20, а детройтский рабочий на автозаводе - примерно $25. Для сравнения, Бар­ри Бонде зарабатывает $40 тыс. в час, играя в бейсбол за команду SanFranciscoGiants. А как насчет актера Джима Кэрри, получающего $100 000 за каждый час, который он проводит на съемках фильма? Или Опры Уинфри, зарабатывающей $200 000 за каждый час, пока она бе­седует с гостями перед телевизионными камерами? Или Тима Аллена, недавно зарабатывав­шего по $1 млн за съемки каждого получасового эпизода комедии положений «Сделать свой дом лучше» (Ноте Improvement)?



    Тезис Дэвиса-Мура предполагает, что вознаграждение отражает ценность работы для об­щества. Но имеют ли таланты Майкла Джордана, который заработал $33 млн лишь за один год, играя в баскетбол (больше, чем все другие игроки ChicagoBullsвместе взятые), боль­шую ценность, чем усилия всех 100 американских сенаторов или 1000 полицейских? Короче говоря, действительно ли доход отражает социальную значимость людей? В индустриальных капиталистических странах, например в США, размер заработной платы отра­жает рыночные условия спроса и предложения. Чем выше ценность созданного вами в рыночной системе, тем большее вознаграждение вы получите. Согласно этому представлению, звезды кино и телевидения, известные спортсмены, авторы популярных песен, врачи и другие профессиона­лы, а также многие менеджеры в сфере бизнеса обладают редкими талантами, на которые имеет­ся большой спрос; следовательно, они зарабатывают во много раз больше, чем обычный амери­канский рабочий. Даже состояние Элвиса Пресли - через 25 лет после смерти этого популярного певца - все еще увеличивается на $35 млн ежегодно в виде отчислений за авторские права. Но критики тезиса Дэвиса-Мура задаются вопросом: действительно ли рынок по достоинству оце­нивает важность профессии? Скорее, говорят они, в американской экономике господствует не­большая группа людей, которые управляют системой в своих интересах. Руководители корпора­ций выплачивают себе многомиллионные жалованья и премии независимо от того, преуспевают их ком­пании или нет. Лоренс Эллисон, главный управляю­щий компьютерной корпорации Oracle, заработал в 2000 г. более $350 млн, хотя цена на акции его ком­пании резко упала. Кроме того, многие люди, кото­рые вносят реальный вклад в успехи общества,

    Джулия Роберте - одна из самых высокооплачиваемых женщин в мире киноиндустрии, получающая миллионы за исполнение главных ролей. Почему она зарабатывает

    получают взамен небольшое вознаграждение. Средний преподаватель должен был бы работать более 10 тыс. лет, чтобы получить столько же, сколько заработал Эллисон за один 2000 г. Таким образом, мы не рискнули бы поставить знак равенства между доходом и социальной ценностью работы. Те, кто считает рыночные категории мерилом профессиональной ценно­сти, утверждают, что лучшего критерия еще никто не придумал. Критики замечают, что наша экономическая система - эта закрытая игра, в которой участвует горстка людей, располага­ющих деньгами для игры.

    А что думаете вы?

    1. Считаете ли вы, что высокооплачиваемые деятели шоу-бизнеса, например Джулия Роберте, заслуживают в тысячу раз большего вознаграждения, чем обычный рабочий? Почему?

    2. Мы все согласны с тем, что родители выполняют важнейшую задачу, воспитывая детей. Почему работа по воспитанию своих детей не оплачивается?

    3. Каков, на ваш взгляд, тот довод, что более высокая оплата труда преподавателей улуч­шила бы качество их работы? Вы согласны с этим? Почему?

    Тезис Дэвиса-Мура

    Согласно тезису Дэвиса—Мура, социальная стратификация благотворно влияет на функционирование общества. Как иначе, спрашивают эти авторы, можно объяс­нить тот факт, что определенная форма социальной стратификации проявляется в каждом обществе?

    Дэвис и Мур отмечают, что существуют сотни профессий различной важности. Некоторые виды работы — скажем, мытье окон или ответы на телефонные звон­ки — довольно легкие и могут быть выполнены едва ли не каждым человеком. Другие — например, проектирование компьютеров или пересадка человеческих орга­нов — сложные и требуют таланта и всестороннего (и дорогостоящего) образования.

    Соответственно, как поясняют Дэвис и Мур, чем функционально значимее вы­полняемая работа, тем выше вознаграждение, которое предоставляет общество. Эта стратегия способствует росту производительности и эффективности труда, по­скольку вознаграждение — заработок, престиж, власть и досуг — поощряет людей выполнять важную работу лучше, усерднее. Таким образом, неравное вознаграж­дение выгодно отдельным людям, а сама его система (которая и лежит в основе социальной стратификации) предпочтительна для общества в целом.

    Авторы признают, что любое общество может быть эгалитарным1, но только в той степени, в какой люди позволяют какому-либо человеку выполнять ту или иную работу. Равенство также предполагает, что выполняющий ее плохо получа­ет то же вознаграждение, что и успешно с ней справляющийся. Такая система явно не стимулирует людей трудиться, прикладывать максимум усилий, что уменьша­ет эффективность общественного производства.

    Тезис Дэвиса—Мура заставляет задуматься, почему всюду существует опреде­ленная форма стратификации; но он не дает ясного понимания того, какое вознаг­раждение должно быть назначено за какую-либо работу или насколько различаю­щимся. Авторы только указывают, что работа, которую общество считает ценной,

    352 Часть III. Социальное неравенство

    Глава 10. Социальная стратификация 353


    должна вознаграждаться в достаточной мере — это отвлекает талантливых людей от не столь важных занятий.
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   74


    написать администратору сайта