Главная страница
Навигация по странице:

  • Стратификация и конфликт

  • Фрагментация капиталистического класса.

  • Более высокий уровень жизни.

  • Рост количества рабочих организаций.

  • Стратификация и технология: глобальный подход

  • Социальная стратификация: факты и оценки

  • Социально-экономический статус

  • Структурная социальная мобильность

  • Тезис Дэвиса—Мура

  • Социология Дж. Машоунис. Оглавление Джон Масионис Социология 9е издание


    Скачать 11.25 Mb.
    НазваниеОглавление Джон Масионис Социология 9е издание
    АнкорСоциология Дж. Машоунис.doc
    Дата17.05.2017
    Размер11.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциология Дж. Машоунис.doc
    ТипДокументы
    #7768
    страница32 из 74
    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   74

    Критическая оценка. Хотя тезис Дэвиса—Мура — важный этап в развитии со­циологического анализа, он вызывает критику. Например, Мелвин Тумин (Tumin, 1953) задается вопросом, как оценить важность какого-либо занятия. Очевидно, мы не можем сказать, что важна такая работа, за которую больше платят. Это пороч­ная логика (предполагается, что выполнение ценной профессиональной деятель­ности высоко вознаграждается, а затем и определяется важность работы по уров­ню данного вознаграждения; тезис верен исключительно по определению). Возмож­но, высокий уровень выплат, предоставляемых обществом, скажем, врачам, — это результат преднамеренных усилий медиков, стремящихся ограничить приток новых специалистов в свою область и таким образом увеличить спрос на их услуги.

    Кроме того, действительно ли оплата труда отражает вклад человека в разви­тие общества? С доходом, приближающимся к $100 млн в год, известная ведущая телепрограмм Опра Уинфри за 2 дня зарабатывает больше, чем Джордж Буш за целый год на посту президента. Но сможет ли кто-либо утверждать, что вести ток-шоу важнее, чем руководить страной? Во врезке представлены критические раз­мышления о связи между оплатой труда и его социальной значимостью.

    По мнению Тумина, тезис Дэвиса—Мура игнорирует, что социальная страти­фикация может препятствовать развитию индивидуального таланта. Находясь в привилегированном положении от рождения, дети богачей имеют много возмож­ностей развивать свои способности, чего лишены одаренные дети бедняков.

    Кроме того, предполагая, что социальная стратификация приносит пользу все­му обществу, сторонники тезиса Дэвиса—Мура игнорируют еще один факт: соци­альное неравенство приводит к конфликтам и даже революциям. Эта критическая точка зрения позволяет обратиться к парадигме социального конфликта, в рамках которого совершенно иначе объясняется социальная иерархия.

    Стратификация и конфликт

    Анализ, проводимый в терминах социального конфликта, показывает, что страти­фикация не приносит пользы всему обществу, но дает преимущества отдельным людям. Такой анализ основан на идеях Карла Маркса, а также Макса Вебера.

    Карл Маркс: классы и конфликт

    Карл Маркс, идеи которого рассматривались в главе 4 («Общество»), объяснял, что большинство людей либо владеют средствами производства, либо работают на других членов общества, и только так. Подобное служит основой для появления социальных классов. В средневековой Европе аристократия и верхушка духовен­ства владели землей; крестьяне трудились на ней как арендаторы. Индустриаль­ные классовые системы предполагают, что капиталисты (или буржуазия) управ­ляют фабриками и используют труд рабочих (пролетариата).

    Маркс наблюдал значительное неравенство в уровне доходов и власти, явля-

    фликт между классами. Он считал, что настанет время, когда притеснения и стра­дания заставят рабочих организоваться и в конечном счете свергнуть систему ка­питализма.

    Маркс жил в то время, когда небольшое число промышленников скопили огром­ные состояния. Эндрю Карнеги, Дж. П. Морган, Джон Д. Рокфеллер и Джон Дже­коб Астор (один из немногих очень богатых пассажиров, погибших на «Титанике») жили в сказочных особняках, украшенных бесценными произведениями искусст­ва, имели множество прислуги. Их богатство поражало: Эндрю Карнеги, основа­тель компании U. S. Steel, как сообщалось, зарабатывал около $20 млн в год (более $100 млн в современном эквиваленте), а средний рабочий в начале XX в. зараба­тывал ежегодно только $500 (Baltzell, 1964; Pessen, 1990).

    Но, по мнению Маркса, капиталистическая элита черпает силы не только в эко­номической активности. Возможности и богатство переходят родственникам — от поколения к поколению. Кроме того, юридическая система защищает частную соб­ственность и права наследования. Наконец, дети элиты общаются между собой в привилегированных школах, устанавливая социальные связи, которые будут им полезны в жизни. Другими словами, с точки зрения Маркса, капиталистическое общество воспроизводит классовую структуру в каждом новом поколении.




    CAl'JTAI, ,\ХТ) l.AHOI'it.


    Зга карикатура под названием «Капитал и труд» появилась в английской прессе в 1843 г., когда идеи Карла Маркса впервые привлекли к себе внимание. На ней ужасное положение английских шахтеров


    Критическая оценка. Сделанный Марксом анализ того, как капитализм порож­дает конфликт между классами, в значительной мере повлиял на взгляды социо­логов. Но поскольку марксизм — это революционное учение, призывающее к нис­провержению капиталистического устройства, он вызывает резкие возражения.

    354 Часть III, Социальное неравенство

    Глава 10. Социальная стратификация 355


    Мощной и справедливой критике подвергается отрицание им главного тези­са, на котором покоится тезис Дэвиса—Мура: чтобы у людей была мотивация для исполнения различных социальных ролей, требуется определенная система не­равного вознаграждения. Маркс отделил вознаграждение от результатов труда, поддерживая в целом уравнительную систему, основанную на принципе «от каж­дого по способностям, каждому по потребностям» (Marx, 1972; р. 388; первое изд. — 1848). Критики утверждают, что именно такой разрыв между вознаграждением и выполнением работы послужил причиной низкой производительности труда в бывшем Советском Союзе и других социалистических странах.

    Защитники марксизма возражают, что есть много доказательств, подтвержда­ющих взгляды его основателя, согласно которым люди по своей природе существа социальные, а не эгоистичные (Clark, 1991; Fiske, 1991). Следовательно, индиви­дуальное вознаграждение (тем более деньги сами по себе) — это не единственный способ мотивировать людей к выполнению их социальных ролей.

    Еще одна проблема состоит в том, что революционное движение, которое Маркс считал неизбежным в капиталистических обществах, так и не сложилось. В следую­щем разделе мы рассмотрим, почему предсказанная Марксом социалистическая ре­волюция не произошла, по крайней мере в развитых капиталистических странах.

    Почему не свершилась марксистская революция?

    Несмотря на предсказание Маркса, капитализм все еще процветает. Почему рабо­чие в США и других индустриальных обществах не свергли капитализм? Ральф Дарендорф (Dahrendorf, 1959) указывает четыре причины этого.

    1. Фрагментация капиталистического класса. Сегодня самыми крупными ком­паниями владеют миллионы акционеров, а не отдельные семейства. Кроме того, ежедневное управление большими корпорациями находится ныне в ру­ках класса менеджеров, которые могут быть или не быть главными акционе­рами. С широким распространением акций (к концу 1990-х гг. их имели при­близительно 40% взрослых американцев) все больше людей становятся непо­средственно заинтересованными в сохранении капиталистической системы.

    2. Более высокий уровень жизни. Как сказано в главе «Экономика и работа», столетие назад большинство рабочих на фабриках или на фермах выполня­ли труд «синих воротничков», менее престижную работу, которая предпо­лагает главным образом физический труд. Сегодня большинство рабочих от­носятся к «белым воротничкам», поскольку делают более престижную ра­боту, которая предполагает умственную деятельность. Эти специальности встречаются в торговле, управлении и других сферах. Большинство совре­менных «белых воротничков» не считают себя «промышленным пролетари­атом». Также важно, что доход среднего американского рабочего в течение XX в. возрос почти десятикратно, даже учитывая инфляцию, а рабочая не­деля уменьшилась. В результате большинство людей считают себя более обеспеченными, чем их отцы и деды; в данном случае имеет место структур­ная мобильность, поощряющая работников принять существующую систе-




    1. Рост количества рабочих организаций. Рабочие теперь оказывают органи­зационное влияние, которого у них не было столетие назад. Получив право организовывать профсоюзы, они выдвигают свои требования администра­ции предприятий, в качестве весомого аргумента прибегая к угрозе прекра­щения работы и забастовок. Другими словами, споры между администраци­ей и рабочими улаживаются таким образом, что не возникает опасность для капиталистической системы в целом.

    2. Более широкая правовая защита. В XX в. правительства приняли законы, которые делают труд безопаснее, и разработали такие программы, как соци­альное страхование безработных, защита инвалидов и социальное обеспече­ние, создающее большую финансовую стабильность для рабочих.

    Таблица 10.1 Два объяснения социальной стратификации: краткое обобщение

    Структурно-функциональная парадигма Парадигма социального конфликта

    Социальная стратификация поддерживает Социальная стратификация — результат

    жизнь общества. Увязка вознаграждения с социального конфликта. Разные возмож-

    социальной важностью приносит пользу об- ности доступа к социальным ресурсам от-
    ществу в целом вечают интересам одних людей и вредят

    другим

    Социальная стратификация уравповешива- Социальная стратификация ведет к тому,
    ет таланты и способности человека и зани- что многие таланты и способности в обще

    маемую им должность стве не будут развиваться вообще

    Социальная стратификация полезна и неиз- Социальная стратификация полезна лишь
    бежна для некоторых людей; она не является не-

    избежностью

    Ценности и убеждения, которые узаконивают Ценности и убеждения имеют идеологи-
    социалыюе неравенство, разделяют широкие ческип характер; они отражают интересы
    слои общества более влиятельных членов общества

    Поскольку системы социальной стратифика- Поскольку системы социальной стратпфи-

    ции полезны для общества в целом и помер- кации отражают интересы только части

    живаются культурными ценностями и убеж- общества, они едва ли будут стабильны
    дениями, они обычно стабильны

    Источник: Arthur L. Stinchcombc, Some Empirical Consequences of the Davis-Moore Theoiy of Stratification, American Sociological Review, Vol. 28, No. 5 (October 19G3): 808.

    Противоположный взгляд. Общество сгладило многие из острых углов капи­тализма, и все же немало социологов утверждают, что анализ капитализма, предпри­нятый Марксом, все еще вполне актуален (Miliband, 1969; Edwards, 1979; Giddens, 1982; Domhoff, 1983; Stephens, 1986; Boswell & Dixon, 1993; Hout, Brooks & Manza, 1993). Во-первых, богатство концентрируется в руках небольшого числа людей; например, 40% всей частной собственности США принадлежат лишь 1% населе­ния (Keister, 2000). Во-вторых, доходы, безопасность и удовлетворенность поло­жением у многих из нынешних «белых воротничков» примерно те же, что у фаб-

    356 Часть III. Социальное неравенство

    Глава 10. Социальная стратификация 357


    сегодняшние наемные работники, приобретены в результате классового конфлик­та, описанного Марксом, и борьба за обретенное все еще продолжается. В-четвер­тых, хотя теперь и существует правовая защита рабочих, закон по-прежнему защи­щает частную собственность богачей. Следовательно, заключают теоретики соци­ального конфликта, отсутствие социалистической революции в США не отрицает сделанного Марксом анализа капитализма.

    В табл. 10.1 указаны главные аспекты двух противоположных подходов, по­зволяющих понять социальную стратификацию.

    Макс Вебер: класс, статус и власть

    Макс Вебер, подход которого к социальному анализу описан в главе 4 («Общество»), соглашался с Карлом Марксом в том, что социальная стратификация порождает социальный конфликт, но считал двухклассовую модель Маркса упрощенной. Он полагал, что у социальной стратификации три различных показателя неравенства. Первый — экономическое неравенство (проблема, столь важная для Марк­са), которое Вебер назвал положением класса. Он рассматривал «классы» не как





    некие жесткие категории, а как континуум, расположенный в границах от высшего к низшему. Второй показатель — статус, или социальный престиж, и тре­тий — власть.

    Степень социального неравенства в аграрных обществах выше, чем в индустриальных. Один из признаков не вызывающей сомнений власти правителей - монументальные строения, возводившиеся долгие годы согнанными для этого простыми людьми. Хотя Тадж -Махал в Индии - одно из самых красивых в мире сооружений, в то же время это усыпальница

    Иерархия по социально-экономическому статусу. Маркс рассматривал соци­альный престиж и власть как отражение экономического положения и не считал их отдельными показателями неравенства. Вебер же отмечал, что статусная согласо­ванность в современных обществах подчас достаточно низкая: чиновник местного уровня, например, может располагать значительной властью, однако иметь неболь­шой достаток или социальный престиж.

    Вклад Вебера, таким образом, состоит в том, что он описал социальную стратифи­кацию в индустриальных обществах как многомерное распределение людей по ран­гам, а не иерархию определенных классов. В соответствии с идеями Вебера социологи используют термин социально-экономический статус для обозначения сложной клас­сификации, основанной на различных измерениях социального неравенства.

    Поскольку люди различаются по этим трем показателям — классу, статусу и власти, Вебер описывал общество не в классовой терминологии, подобно Марксу, а с помощью широкого набора социальных категорий. Таким образом, социальный конфликт, по Веберу, — изменчивое и сложное явление.

    Неравенство в истории. Вебер отмечал, что тот или иной из трех показателей социального неравенства проявляется со всей очевидностью в различные момен­ты истории. В аграрных системах особое значение придается статусу или социаль­ному престижу, подчиняющемуся кодексу чести. Члены этих обществ приобрета­ют статус, следуя культурным нормам, свойственным тем категориям, к которым они принадлежат.

    Индустриализация и развитие капитализма уравнивают традиционные соци­альные группы людей, выделяемые по происхождению, но приводят к поразитель­ному финансовому неравенству. Таким образом, как утверждал Вебер, важнейшим различием между людьми в индустриальных обществах является экономический показатель класса.

    Какое-то время спустя в индустриальных и особенно постиндустриальных об­ществах развивается бюрократическое государство. Увеличение штата чиновников и распространение различного рода организаций повышают роль власти в системе стратификации. Высокопоставленные должностные лица становятся новой эли­той, особенно в социалистических обществах, поскольку правительство регулиру­ет там многие аспекты жизни.

    Исторический анализ позволяет указать на еще одно отличие идей Вебера от представлений Маркса. Последний полагал, что социальную стратификацию мож­но ликвидировать, отменив частную собственность на средства производства. Ве­бер же сомневался в том, что она будет уничтожена после свержения капитализма. По его мнению, это могло бы уменьшить экономическое неравенство, хотя социа­лизм немедленно приведет к его усилению, поскольку создает множество прави­тельственных органов и отдает власть политической элите. Народные восстания против бюрократий, сложившихся в Восточной Европе и бывшем Советском Со­юзе, свидетельствуют в пользу позиции Вебера.

    Критическая оценка. Многоаспектное представление Вебера о социальной стра­тификации оказало сильное влияние на социологов. Но его критики (особенно те, кто поддерживает идеи Маркса) утверждают, что, хотя социальные границы класса, возможно, стали менее отчетливыми, индустриальные и постиндустриальные стра-тт, г о^д омтп Mrtiwoii^-mrfiAvinT n'.viH-iY-'ni.iiup ппммрпы глтшяп.ьного непаненства.

    358 Часть III. Социальное неравенство

    Глава 10. Социальная стратификация 359


    Кроме того, как мы увидим в главе 11 («Социальные классы в США»), разница в доходах людей за последнее время увеличилась. Соответственно одни поддержи­вают многомерную иерархию, предложенную Вебером, другие считают, что пред­ставление Маркса о противостоянии богатых и бедных ближе к истине.

    Стратификация и технология: глобальный подход

    Можно свести воедино множество замечаний, сделанных в этой главе, если рассмот­реть соотношение технологии, которая свойственна обществам, и типа социальной стратификации. Для этого требуется учесть модель социокультурного развития, выдвинутую Герхардом Ленски, которая детально описана в главе 4 («Общество»).

    Общества охотников и собирателей

    Владея простой технологией, охотники и собиратели производят только то, что необходимо для удовлетворения повседневных потребностей. Одни люди могут производить больше, чем другие, но выживание группы зависит от распределения между людьми всего, что они имеют. Таким образом, никто не является более обес­печенным, чем остальные.

    Земледельческие, скотоводческие и аграрные общества

    По мере того как развитие технологий приводит к созданию избыточного продук­та, усиливается социальное неравенство. В земледельческих и скотоводческих обществах немногочисленная элита контролирует значительную часть излишков. Крупномасштабное сельское хозяйство еще более продуктивно, и разительное не­равенство — самое заметное во всей человеческой истории — приводит к тому, что различные категории людей ведут совершенно разный образ жизни. Власть аграр­ной элиты над массами абсолютна, подобно власти богов.

    Индустриальные общества

    Индустриализация изменяет данную тенденцию, уменьшая неравенство. Побужда­емая потребностью в развитии индивидуального таланта, меритократия начинает доминировать и ослабляет традиционные элиты. Рост производительности повыша­ет уровень жизни большинства, которое было бедным. Кроме того, специализация труда в индустриальных обществах предполагает всеобщую образованность, что рез­ко сокращает неграмотность. Грамотное население, в свою очередь, требует для себя большего участия в принятии политических решений, уменьшая социальное нера­венство и ослабляя доминирование мужчин над женщинами.

    Через некоторое время даже богатство распределяется среди огромного числа людей (что противоречит предсказаниям Маркса). В 1920-е гг. 1% самых богатых американцев владели примерно 36% всего национального достояния; а к 1980-м гг. в их руках было уже 30% (Williamson & Lindert, 1980; Beeghley, 1989; 1991 GreenBook). Эти тенденции поясняют, почему марксистские революции произошли в аграрных обществах, — например, в бывшем Советском Союзе (1917), на Кубе (1959) и в Никарагуа (1979), где социальное неравенство было наиболее резко выраженным, а не в индустриальных обществах, как предсказывал Маркс. Однако

    Кривая Кузнеца

    В истории человечества технологический прогресс сначала увеличивает, но затем уменьшает степень социальной стратификации. Большее неравенство функцио­нально значимо для аграрных обществ, а вот индустриальные извлекают пользу из более эгалитарных условий. Эту историческую тенденцию выявил нобелевский лауреат, экономист Саймон Кузнец (Kuznets, 1955, 1966). Она представлена кри­вой, показанной на рис. 10.2.

    Формы социального неравенства во всем мире сегодня соответствуют кривой

    Кузнеца. Карта мира 10.11 показывает, что страны, где уровень доходов высок,

    Высокая

    Индустри- Пост-

    альные индустриальные общества общества

    Низкая

    Общества Земледельческие/ Аграрные
    охотников скотоводческие общества
    и собирателей общества

    Рис. 10.2. Социальная стратификация и развитие технологий: кривая Кузнеца. Источник: построена автором на основе работ Кузнеца (Kuznets, 1955) и Ленски (Lenski, 1966)

    Кривая Кузнеца показывает, что усложнение технологий, как правило, сопровождается более

    выраженной социальной стратификацией. Это меняется по мере того, как в индустриальных обществах

    ослабляются жесткие кастовые различия, открывается больше возможностей и устанавливается равенство

    людей перед законом. Политические права расширяются, и даже отмечается некоторое выравнивание

    экономических различий. Кривую Кузнеца также можно применить для сравнения социального

    положения двух полов. Однако возникновение постиндустриального общества привело к усилению

    экономического неравенства, как обозначено пунктирной линией, добавленной автором

    1 Общества во всем мире отличаются по жесткости и степени социальной стратификации, а также по уровню жизни в целом. На этой карте показано неравенство в уровне доходов. В странах с центра­лизованной экономикой социалистического типа (например, в Китайской Народной Республике и па Кубе) oiio наименьшее, хотя уровень жизни там низок. Постиндустриальные общества с преиму­щественно капиталистическими экономиками, включая США и большинство стран Западной Ев­ропы, имеют более высокий жизненный уровень, но и значительное неравенство в доходах. Эконо­мически менее развитые страны Латинской Америки и Африки (включая Мексику, Бразилию и Демократическую Республику Конго), а также Российская Федерация и большая часть арабского

    Глава 10, Социальная стратификация 361

    которые прошли через индустриальную эру (это касается США, Канады и стран Западной Европы), отличаются несколько меньшим неравенством в доходах, чем нации, в которых сельское хозяйство остается главной частью экономики (что ха­рактерно для Латинской Америки и Африки). Конечно, неравенство в доходах от­ражает не только развитие технологий, но также политические и экономические приоритеты. Из всех наций с высоким доходом США отличаются наибольшим экономическим неравенством.

    Что же нас ждет в будущем? Описанная Кузнецом тенденция проведена нами до постиндустриальной эры (см. пунктирную линию на рис. 10.2). Это показывает уси­ление социального неравенства. То есть по мере развития информационной револю­ции мы переживаем определенную экономическую поляризацию (которая рассмат­ривается в следующей главе); следовательно, долгосрочная тенденция может отли­чаться от того, что наблюдал Кузнец полвека назад (Nielsen & Alderson, 1997).

    Социальная стратификация: факты и оценки

    Шел 2081 г., и вес люди наконец стали равны. Не только перед Богом и законом. Они были равны во всех отношениях. Никто не был умнее другого. Никто не выглядел лучше другого. Никто не был сильнее или быстрее кого-либо. Равенство вытекало из 211-й, 212-й и 213-й поправок к Конституции и поддерживалось благодаря по­стоянной бдительности агентов Генерального Уравнителя.

    Этими словами Курт Воннегут (Vonnegut, 1961) начинает рассказ «Харрисон Бержерон», — воображаемый отчет о будущем США, когда социальное неравен­ство устранено. Воннегут предупреждает, что привлекательное само по себе равен­ство может быть опасным. В его рассказе описывается кошмар социальной инже­нерии, посредством которой талант, который отличает одного человека от другого, систематически нейтрализуется правительством.

    Чтобы стереть различия, делающие какого-либо человека «лучше» остальных, государство в рассказе Воннегута требует, чтобы физически привлекательные люди носили маски, усредняющие их внешность; интеллектуалы должны носить наушни­ки, воспроизводящие отвлекающий шум, а лучшие атлеты и балерины обязаны при­креплять гири, чтобы быть такими же неуклюжими, как все остальные. Иными сло­вами, хотя и возможно представить, что социальное равенство позволило бы людям максимально использовать свои таланты, Воннегут заключает: эгалитарное общество стремится максимально нивелировать индивидуальность человека.

    Как и рассказ Воннегута, во всей этой главе объяснения социальной страти­фикации включают субъективную оценку. Согласно тезису Дэвиса—Мура, соци­альная стратификация не только универсальна, по она действительно необходима для эффективной социально!! организации. Классовые различия в американском обществе, таким образом, отражают как отличия человеческих способностей, так и относительную важность отдельных специальностей. С этой точки зрения, равен­ство нежелательно, поскольку оно достигается лишь с помощью репрессивных мер, направленных на навязывание единообразия.

    Анализ в ракурсе социального конфликта, который отстаивал Карл Маркс, от-

    362 Часть III. Социальное неравенство

    Глава 10. Социальная стратификация 363


    для общества и является причиной страданий и конфликтов. На его взгляд, соци­альная стратификация возникает из несправедливости и жадности. Потому он и был сторонником принципа уравнительного распределения ресурсов. Маркс по­лагал, что равенство не снизит, а повысит благосостояние людей.

    В главе 11 («Социальные классы в США») рассматривается проблема нера­венства в США, и главное место отводится вопросу об имевшейся экономической поляризации. Затем, в главе 12 («Глобальная стратификация») мы рассмотрим положение в мире, задавшись вопросом, почему некоторые нации богаче, чем дру­гие. Как мы увидим, на всех уровнях исследование социальной стратификации предполагает сочетание фактов и субъективных мнений о форме справедливого общества.

    Резюме

    1. Социальная стратификация — это распределение людей по ступеням иерар­
    хии. Стратификация:

    • черта общества, а не только следствие индивидуальных различий;

    • существует на протяжении многих поколений;

    • универсальна, но изменчива по форме;

    • поддерживается культурными убеждениями.




    1. Кастовые системы, распространенные в аграрных обществах, основаны на социальном происхождении (рождении), не допускают социальной мобиль­ности и определяют всю жизнь человека, включая профессию и выбор су­пруга для брака.

    2. Классовые системы с элементами меритократии существуют в индустриаль­ных и постиндустриальных обществах и допускают социальную мобиль­ность, основанную на индивидуальных достижениях.

    3. Предполагалось, что социалистические общества, в которых средства про­изводства принадлежат государству, бесклассовые. Хотя в таких обществах обычно отмечается меньшее экономическое неравенство, чем в капиталис­тических, намного сильнее выражена разница в обладании властью.

    4. Социальную стратификацию трудно изменить, поскольку она поддерживает­ся различными социальными институтами, а культурные ценности и убежде­ния (идеология) представляют некоторые виды неравенства как естествен­ные и справедливые.

    5. Тезис Дэвиса—Мура гласит, что социальная стратификация универсальна, потому что способствует повышению экономической продуктивности обще­ства. В классовых обществах неравное вознаграждение привлекает самых способных людей к выполнению наиболее значимой работы.

    6. Критики тезиса Дэвиса—Мура отмечают, что:

    ♦ трудно объективным образом оценить функциональную важность какой-


    • стратификация мешает многим людям развивать свои способности;

    • социальная стратификация приносит пользу одним за счет других, по­рождая социальные конфликты.




    1. По мнению Карла Маркса, главного теоретика социального конфликта, по­следний ставит капиталистов (буржуазию), владеющих средствами произ­водства и стремящихся получить максимально возможную прибыль, в оп­позицию пролетариату, который предоставляет рабочую силу в обмен на заработную плату.

    2. Предсказанная Марксом социалистическая революция не произошла в стра­нах с высоким уровнем дохода — таких, как США. Некоторые социологи считают это подтверждением того, что анализ Маркса был порочен; другие указывают, что наше общество отличается явным социальным неравенством, ему свойствен классовый конфликт.




    1. Макс Вебер выделил три показателя социального неравенства: экономиче­ский класс, социальный статус (престиж) и власть. Поскольку положение людей по этим трем показателям может отличаться, стратификация превра­щается в многомерную иерархию, а не отдельные классы.

    2. Исторически, полагает Герхард Ленски, развитие технологий сделало обще­ства более неравными. Некоторое изменение этой тенденции отмечается в индустриальных обществах, как показывает кривая Кузнеца. Однако новая постиндустриальная экономика в США демонстрирует некоторое усиление экономического неравенства.

    3. Исследование социального неравенства касается не только фактов, но так­же политических убеждений и субъективных оценок того, как должно быть организовано общество.

    Основные понятия

    Идеология — культурные убеждения, которые оправдывают социальную страти­фикацию.

    Кастовая система — социальная стратификация, основанная на социальном про­исхождении, или рождении.

    Классовая система — социальная стратификация, основанная и на происхожде­нии, и на индивидуальных достижениях.

    Меритократия — социальная стратификация, основанная на личных качествах.

    Работа «белых воротничков» — более престижная работа, которая предполагает по преимуществу умственную деятельность.

    Работа «синих воротничков» -- менее престижная работа, которая означает глав­ным образом физический труд.

    Социальная мобильность — изменение положения в социальной иерархии.

    Социальная стратификация — система, посредством которой общество распреде-

    364 Часть III, Социальное неравенство

    Социально-экономический статус — сложное ранжирование людей на основе раз­личных показателей социального неравенства

    Статусная согласованность — степень согласованности социального положения человека, определяемого по различным показателям социального неравенства.

    Структурная социальная мобильность — изменение в социальном положении значительного числа людей, большей частью благодаря изменениям в самом об­ществе, а не индивидуальным усилиям.

    Тезис Дэвиса—Мура — утверждение о том, что социальная стратификация — уни­версальное явление, поскольку она приносит пользу обществу.

    Вопросы для размышления

    1. Почему социальная стратификация — это порождение общества, а не про­сто отражение индивидуальных различий?

    2. Чем отличаются кастовая и классовая системы? Что между ними общего? Каким образом индустриализация способствует меритократии в социальной стратификации?

    3. Почему, согласно тезису Дэвиса—Мура, директор колледжа должен зараба­тывать больше, чем преподаватель или секретарь? Что произойдет, если ста­нут всем служащим платить одинаково?

    4. В чем предсказания Карла Маркса о капитализме не сбылись? В чем они ока­зались верны?

    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   74


    написать администратору сайта