Главная страница
Навигация по странице:

  • Социальная стратификация

  • Что такое социальная стратификация

  • Социальная стратификация — это особенность общества, а не просто от­ ражение индивидуальных различий.

  • Социальная стратификация сохраняется из поколения в поколение.

  • Социальная стратификация универсальна, но изменчива.

  • Социальная стратификация предполагает не только неравенство, но и оп­ ределенные убеждения.

  • Кастовая и классовая системы

  • Два примера: Индия и Южная Африка.

  • Касты и сельская жизнь.

  • Меритократия.

  • Социология Дж. Машоунис. Оглавление Джон Масионис Социология 9е издание


    Скачать 11.25 Mb.
    НазваниеОглавление Джон Масионис Социология 9е издание
    АнкорСоциология Дж. Машоунис.doc
    Дата17.05.2017
    Размер11.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциология Дж. Машоунис.doc
    ТипДокументы
    #7768
    страница30 из 74
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   74
    ЧАСТЬ III

    Социальное неравенство

    ■ В Интернете никто не знает, что ты собака. Источник: Peter Steiner. © 1993, из коллекции New Yorker.

    Глава 10. Социальная стратификация 337

    ГЛАВА 10

    Социальная стратификация

    10 апреля 1912 г. океанский лайнер «Титаник» отправился от доков Саутгемптона (Англия) в свое пер­вое плавание через Северную Атлантику к Нью-Йорку. Гордый символ нового индустриального века, этот огромный корабль перевозил 2300 мужчин, женщин и детей, и некоторые из них наслаждались такой роскошью, какую не в состоянии себе представить большинство современных путешественни­ков. Люди победнее теснились на нижних палубах, отправляясь в поисках лучшей жизни в США. Спустя два дня команда получила по радио предупреждение об айсбергах, появившихся в тех широтах, через которые пролегал путь корабля, но не придала этому значения. Около полуночи, когда судно стре­мительно двигалось на запад, вахтенный офицер был ошеломлен, увидев, что прямо перед ним из спо­койного океана возвышается массив льда. Через несколько мгновений «Титаник» столкнулся с огром­ным, как само судно, айсбергом, который пропорол его борт, словно гигантский корабль был всего лишь большой консервной банкой.

    Морская вода хлынула в трюмы, и судно стало крениться носом в воду. Через 25 минут люди в спешке погрузились в спасательные шлюпки. К двум часам ночи нос судна полностью ушел под воду, а корма поднялась высоко вверх. Через несколько минут все огни погасли. В кромешной тьме сотни пассажи­ров и членов команды провели последние минуты жизни, цепляясь в надежде за палубу, прежде чем «Титаник» исчез в холодных водах Атлантики (Lord, 1976).

    Новость о трагической гибели более чем 1600 человек облетела весь мир. Однако если посмотреть на этот ужасный несчастный случай беспристрастно, в ракурсе социологии, можно отметить, что некоторые категории пассажиров имели намно­го больше шансов выжить, чем другие. Правила того века гласили, что в спасатель­ные шлюпки сажали сначала женщин и детей, поэтому 80% жертв оказались муж­чинами. Сыграл свою роль и классовый признак. Больше чем 60% пассажиров пер­вого класса спаслись, потому что располагались на верхних палубах; там для них прозвучало предупреждение и имелось большее число спасательных шлюпок. Из пассажиров второго класса выжили лишь 36%, а третьего (они размещались на нижних палубах) — только 24%. На борту «Титаника» класс, как оказалось, озна­чал намного больше, чем качество каюты. Это было вопросом жизни или смерти. Судьба находившихся на борту «Титаника» — драматичная иллюстрация того, насколько социальное неравенство влияет на существование людей, а иногда и на саму их жизнь. В этой главе рассматривается важное понятие социальной страти­фикации. Как продолжение этой темы в главе 11сказано о социальном неравенстве в США, а в 12-й — о том, какое место занимают США в глобальной системе богат­ства и бедности.

    Что такое социальная стратификация?

    Десятки тысяч лет люди жили небольшими обществами охотников и собирате­лей. Хотя члены этих групп выбирали кого-либо как самого быстрого, сильного или опытного в собирании пищи, каждый занимал примерно одно и то же соци­альное положение. Но с усложнением обществ — этот процесс детально описан в главе 4 — происходили важные изменения. Некоторые категории людей нача­ли возвышаться над другими, что позволило им захватить больше денег, власти и авторитета.

    Социальная стратификация — это система, посредством которой общество распределяет категории людей по иерархии. Она базируется на четырех основных принципах.

    1. Социальная стратификация — это особенность общества, а не просто от­ражение индивидуальных различий. Многие из нас размышляют о социаль­ном положении, обращая внимание на личный талант и достижения, и в ре­зультате часто преувеличивают ту меру, в какой нам подвластна наша судь­ба. Вряд ли более высокий процент спасшихся пассажиров первого класса на «Титанике» объясняется тем, что эти люди были умнее или лучше умели плавать, чем пассажиры второго и третьего классов. Они спаслись во мно­гом потому, что на судне существовала система привилегий. Так и дети из богатых семей скорее, чем из бедных, отличаются хорошим здоровьем, хо­рошей успеваемостью в учебе, добиваются успеха в работе и дольше живут. Ни богатые, ни бедные не ответственны за возникновение социальной стра­тификации, однако эта система определяет жизнь всех людей.

    2. Социальная стратификация сохраняется из поколения в поколение. Что­бы убедиться в том, что стратификация — это черта обществ, а не индиви­дов, следует обратить внимание на тот факт, что неравенство существует из поколения в поколение. Во всех обществах социальное положение, которое занимают родители, передается и их детям.

    На некоторых людей, особенно в обществах, которым свойствен высокий уровень доходов, влияет социальная мобильность (изменение положения в социальной иерархии). Она бывает восходящей или нисходящей. Безуслов­но, радуют достижения Бритни Спирс или Майкла Джордана, некогда зани­мавших довольно скромное положение, а теперь добившихся известности и богатства. Но люди также перемещаются и вниз по ступеням иерархии, тер­пя неудачи в бизнесе, теряя работу или заболевая. Чаще же всего социальный уровень людей меняется как бы в «горизонтальном» плане, когда они меня­ют одну работу на другую. Для большинства людей социальное положение остается почти одинаковым в течение всей жизни.

    3. Социальная стратификация универсальна, но изменчива. Социальная
    стратификация повсеместна. Но в чем и насколько люди неравны, зави­
    сит от конкретного общества. В одном случае это обусловлено прести­
    жем, в другом богатство или власть — главный признак различий между

    338 Часть III. Социальное неравенство

    Глава 10. Социальная стратификация 339


    людьми. Кроме того, в одних обществах отмечается большее неравен­ство, а в других меньшее. 4. Социальная стратификация предполагает не только неравенство, но и оп­ределенные убеждения. Любая система неравенства не только дает некото­рым людям больше преимуществ, чем другим, но и определяет такой поря­док как справедливый. Общества различаются и тем, в чем состоит неравен­ство людей, и объяснениями того, почему же люди вынуждены занимать неодинаковое положение.

    Кастовая и классовая системы

    Социологи отличают «закрытые» (предусматривающие небольшие изменения в социальном положении) и «открытые» системы (допускающие значительную со­циальную мобильность) (Tumin, 1985).

    Кастовая система

    Кастовая система — это социальная стратификация, основанная на предписании социального положения, т. е. на происхождении. Как таковая эта система закрытая, поскольку лишь происхождение определяет судьбу человека, вероятность социаль­ной мобильности, основанной на индивидуальных достижениях, незначительна или вообще отсутствует. Кастовые системы жестко распределяют людей по кате­гориям, в рамках которых они остаются всю свою жизнь.

    Два примера: Индия и Южная Африка. Многие аграрные общества — образ­цы кастовой системы. Одним из примеров является Индия. В традиционных ин­дийских деревнях проживает большая часть населения этой страны. В Индии сис­тема каст (варн — от санскрит, «цвет») состоит из четырех категорий: это брахман, кшатрий, вайшья и шудра. Однако на местном уровне каждая складывается из со­тен субкастовых групп (или джати).

    Каста также играла важную роль в истории ЮжнойАфрики. До недавнего вре­мени политика апартеида в этой стране обеспечивала 5 млн южноафриканцев евро­пейского происхождения богатство и власть, позволяя доминировать над прибли­зительно 35 млн чернокожих жителей страны. Между ними находились еще 3 млн людей смешанной расы — «цветные» — и около 1 млн азиатов. В предлагае­мой далее информации («Раса как каста: сообщение из Южной Африки») указы­вается, каково же состояние кастовой системы в Южной Африке теперь.

    В кастовой системе сам факт рождения людей формирует их дальнейшую жизнь. Во-первых, традиционным кастовым группам соответствуют определенные профессии, поэтому на протяжении многих поколений члены одной семьи выпол­няют работу одного и того же типа. Хотя в Индии определенную деятельность (на­пример, занятие сельским хозяйством) могут выполнять все, касты различаются тем, что делают их члены (священники, парикмахеры, специалисты по выделке кожи, уборщики и т. д.). В Южной Африке белые все еще занимают большинство престижных рабочих мест, а многие чернокожие занимаются неквалифицирован­ным гНизичепсим тгшттпм

    ГЛОБАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

    Раса как каста: сообщение из Южной Африки

    На южной оконечности Африканского континента находится Южно-Африканская Республика, по величине равная примерно Аляске и с населением около 44 млн человек (по данным на 2001 г.). Издавна населенная чернокожими людьми, эта область привлекла белых голланд­ских торговцев и фермеров в середине XVII в. Во время второй волны колонизации (в начале XIX в.) ее наводнили иммигранты из Великобритании, которые вытеснили голландцев в глубь страны. К началу 1900-х британцы захватили власть, объявив об образовании Южно-Афри­канского Союза. В 1961 г. Великобритания утратила контроль над этой страной и признала независимость ЮАР.

    Однако реальную свободу получило лишь белое меньшинство. За многие годы до этого в целях обеспечения политического контроля над черным большинством белые ввели полити­ку апартеида, или расового разделения. Апартеид был узаконен в 1948 г., в результате чего чернокожее население было лишено прав на гражданство, владение землей и участие в пра­вительстве. По сути, черные южноафриканцы стали более низкой кастой, получая плохое образование и выполняя вспомогательную, низкооплачиваемую работу. При этой системе даже в доме белых из «среднего класса» был по крайней мере один чернокожий слуга. Преуспевающее белое меньшинство защищало апартеид, утверждая, что чернокожие угро­жали их культурным традициям или, проще говоря, были низшими существами. Но сопро­тивление апартеиду постоянно росло, вынуждая белых отвечать жестокими военными мера­ми, чтобы сохранить свою власть.

    Постоянное сопротивление - особенно со стороны молодых чернокожих, жаждущих права политического голоса и расширения экономических возможностей, - со временем привело к политическим изменениям. Помимо давления со стороны коренного населения апартеид критиковали многие государства, включая США. К середине 1980-х гг. положение дел начало меняться, когда южноафриканское правительство предоставило ограниченные политические права людям смешанной расы и азиатам. Затем всем позволили формировать профсоюзы, устраиваться на работу, ранее разрешенную только для белых, и иметь собственность. Вла­сти страны также начали демонтировать систему законов, которая устанавливала расовое разделение в общественных местах.

    Темп изменений набрал силу к 1990 г., когда из тюрьмы выпустили Нельсона Манделу. В 1994 г. по итогам первых национальных выборов, в которых приняли участие люди всех рас, Мандела был избран президентом, и на этом закончилось столетие правления бе­лого меньшинства.

    Несмотря на впечатляющие политические изменения, социальная стратификация в Южной Африке все еще основана на расовой принадлежности. Даже имея право на собственность, У3 черных южноафриканцев безработные, и большинство продолжает жить в крайней нищете. В наихудших условиях живут приблизительно 7 млн укулелека, что на языке кхоса означает «по­граничные люди». Название населенного пункта Соуэто-Бай-де-Си («Соуэто у моря») может на­поминать о месте для летнего отдыха, но в действительности это дом для тысяч укулелека, ко­торые живут в жалких, перенаселенных лачугах, сделанных из ящиков, искореженного металла, картона и другого хлама. Там нет электричества. Не имея водопровода и канализации, люди используют ведра, чтобы выносить нечистоты; женщины выстраиваются в очередь к единствен­ному крану, откуда поступает вода, которым пользуется более 1000 человек. Трудно найти хоть какую-нибудь работу, а те, кто все-таки обретают ее, счастливы заработать $200 в месяц. Нынешний президент Южной Африки Табо Мбеки, избранный в 1999 г., возглавляет нацию, все еще не избавившуюся от последствий столетнего господства расовой кастовой системы. Сфера

    340 Часть III, Социальное неравенство

    Глава 10. Социальная стратификация 341


    туризма сейчас на подъеме, что обещает в ближайшие годы экономический бум. Но страна может полностью избавиться от наследия прошлого только в том случае, если предоставит всем гражданам равные возможности.

    Источники: Fredrickson, 1981; Wren, 1991; Hawthorne, 1999; Mabry & Masland, 1999.

    Во-вторых, поддержанию жесткой социальной иерархии способствует инсти­тут брака, согласно которому супруги должны принадлежать к одной категории; «смешанные» браки запрещены, поскольку тогда возникает путаница с распреде­лением детей по кастовым категориям. Система требует, чтобы люди женились на равных себе. Социологи называют это явление эндогамным браком (от древнегреч. эндо — «внутри»). В Индии родители традиционно выбирают супругов своим де­тям, и часто еще до того, как те достигают юношеского возраста. До 1985 г. в Юж­ной Африке межрасовые браки (и даже половая связь) были запрещены законом; сегодня же они разрешены, но поскольку большинство чернокожих и белых все еще живут в обособленных районах, они по-прежнему редки.

    В-третьих, кастовые нормы предписывают людям оставаться среди «себе подоб­ных». Индусы поддерживают эту сегрегацию, полагая, что «чистый» с ритуальной точки зрения человек, принадлежащий к более высокой касте, будет «осквернен» контактом с человеком более низкого положения. Апартеид в Южной Африке был устроен во многом так же.

    Наконец, кастовые системы опираются на сильные культурные предубеждения. Индийская культура построена на моральном принципе, согласно которому чело­век разделяет пожизненную принадлежность к определенной профессии незави­симо от того, какова она. Хотя в Южной Африке законов апартеида больше не су­ществует, большинство людей все еще проводят различие между «белой» и «чер­ной» профессиональной деятельностью.

    Касты и сельская жизнь. Кастовые системы существуют в аграрных обществах, потому что сельский уклад жизни зависит от развитого чувства долга и дисципли­ны. Касты сохраняются в сельских районах Индии даже через 60 лет после фор­мальной их отмены; власть таковых ослабла в больших городах, где люди имеют больше возможностей в выборе работы и партнеров для брака. Точно так же быст­рая индустриализация Южной Африки сделала более важными личный выбор и права человека, поэтому отмена апартеида была лишь вопросом времени. В разви­тых индустриальных странах, например в США, сохраняются некоторые элемен­ты кастовой системы, однако обращение с людьми исходя исключительно из расо­вой и тендерной принадлежности ныне чревато обвинениями в расизме и дискри­минации по половому признаку.

    Обратите внимание, что отмена каст не означает конец социальной стратифи­кации. Напротив, она знаменует собой всего лишь изменение ее характера, как это показано в следующих разделах.

    Классовая система

    Сельское хозяйство диктует сохранение в течение жизни человека установленно­го порядка, созданного кастовыми системами. Но индустриальное производство

    стемы — социальной стратификации, основанной как на происхождении человека, так и на индивидуальных достижениях.

    Классовая система более открыта; для людей, получивших образование и овла­девших соответствующими навыками, характерна социальная мобильность по отно­шению к социальным позициям родителей. Социальная мобильность стирает клас­совые различия, так что даже близкие родственники могут иметь разное социальное положение. Границы стираются также, когда люди переезжают на жительство в дру­гую страну или из сельской местности в город, стремясь получить образование и найти работу (Lipset & Bendix, 1967; Cutright, 1968; Treiman, 1970). Как правило, вновь прибывшие соглашаются на низкооплачиваемые должности, таким образом продвигая других вверх по социальной лестнице (Tyree, Semyonov, & Hodge, 1979).

    Разделение людей по расовому, половому признакам или социальному проис­хождению в индустриальных и постиндустриальных обществах рассматривается как неправильное, все обладают равными политическими правами и равны перед законом. Кроме того, в обществах, где уровень доходов высок, профессия человека не определяется его происхождением, а является предметом его личного выбора. Больший индивидуализм также проявляется в свободе избрания супруга.

    Меритократия. По сравнению с аграрными обществами, где касты — норма жиз­ни, индустриальные общества движутся к меритократии' социальной стратифи­кации, основанной на личных заслугах. Поскольку члены индустриальных обществ должны обладать широким диапазоном способностей (помимо навыков ведения сельского хозяйства), стратификация основана не только на происхождении, но и на «заслугах», под которыми мы подразумеваем выполняемую работу, а также то, насколько хорошо с ней справляется человек. Содействуя развитию меритократии, индустриальные общества стремятся установить равенство возможностей, хотя при этом ожидается, что люди достигнут неравных результатов.

    Если бы воцарилась абсолютная меритократия, социальное положение полно­стью зависело бы от способностей и усилий человека. Такая система отличалась бы развитой социальной мобильностью, и в ней стирались бы социальные катего­рии, по мере того как люди непрерывно перемещались бы по системе вверх или вниз — в зависимости от достигнутого. В кастовых обществах «заслуга» предпола­гает упорный труд, требующий низкой квалификации, например в сфере сельско­го хозяйства. В кастовых системах считаются достойными уважения те люди, ко­торые покорно выполняют свою работу и остаются «на своем месте».

    Конечно, кастовые системы устроены так, что человеческий потенциал тратит­ся впустую, но они отличаются высокой степенью упорядоченности. И здесь кро­ется ответ на важный вопрос: почему индустриальные и постиндустриальные об­щества сохраняют некоторые особенности кастовых (например, право наследова­ния состояний), не становясь меритократиями. Это связано с тем, что в противном случае понижается значимость семьи и других социальных групп. В конце концов, экономическая эффективность еще далеко не все. Хотели бы мы оценивать чле­нов своей семьи исключительно по их работе? Думается, нет. Следовательно,

    342 Часть III. Социальное неравенство

    классовые системы, существующие в странах с высоким уровнем доходов, посте­пенно становятся меритократиями. Так повышается их эффективность и произво­дительность труда, но сохраняются элементы кастового общества, позволяющие поддерживать порядок и социальное единство.

    Статусная согласованность — это степень согласованности социального поло­жения человека по различным параметрам социального неравенства. Кастовая си­стема отличается ограниченной социальной мобильностью и высокой статусной согласованностью, так что положение человека, определяемое по критериям богат­ства, власти и престижа, остается одним и тем же. Особая же мобильность классо­вых систем приводит к меньшей статусной согласованности. Так, в США у препо­давателя колледжа, имеющего ученую степень, может быть высокий социальный престиж, но достаточно скромный доход. Низкая статусная согласованность озна­чает, что классы менее жестко определены, чем касты.

    Социальное происхождение и успех: Великобритания

    Хороший пример, показывающий, как в классовых системах сочетаются признаки кастового общества и меритократии, — Великобритания (в состав которой входят Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия). Это индустриальная страна, у которой продолжительная история аграрного общества.

    Сословная система. В средние века в Англии была система трех сословий, по­добная кастовой. Первое сословие — наследственная аристократия — составляла 5% населения; ей принадлежало большинство земель, считавшихся в те времена главной формой богатства (Laslett, 1984). Большинство аристократов не имело никакой профессии, потому что воспринимало торговлю или любое другое заня­тие недостойными себя. Поскольку у знати было предостаточно слуг, она прово­дила время так, чтобы совершенствовать мастерство верховой езды и ратного дела, лелеять свой утонченный вкус, занимаясь живописью, музыкой и литературой.

    Чтобы обширные земельные владения не были раздроблены наследниками, за­кон первородства требовал, чтобы они переходили к старшему сыну или другому родственнику мужского пола. Младшие сыновья вынуждены были искать другие источники доходов. Некоторые становились священниками (вторым сословием), духовная власть которых подкреплялась обширными земельными владениями церкви. Другие молодые люди из высшего сословия оказывались военными или адвокатами или осваивали другие профессии, которые считались подобающими людям знатного происхождения. В эпоху, когда женщины не могли наследовать собственность отца и лишь немногие из них имели возможность зарабатывать на жизнь, гарантированное будущее дочери аристократа зависело от удачного брака.

    Ниже аристократии и духовенства на ступенях сословной иерархии находилось большинство мужчин и женщин, принадлежащих к третьему сословию, или про­столюдинам. Многие работали на земле, принадлежащей аристократии. Большин­ство простолюдинов были плохо образованными или вообще неграмотными.

    Когда промышленная революция вызвала рост английской экономики, некото­рые из этих простолюдинов, жившие в городах, заработали столько денег, что смог­ли бросить вызов аристократии. Усиление меритократии, возросшая значимость

    Глава 10. Социальная стратификация 343

    цов привели к тому, что границы между сословиями были стерты и возникла клас­совая система.

    Возможно, как знак времени следует рассматривать случаи, когда нуждающие­ся в деньгах дворяне продают наследные титулы с молотка. Например, в 1996 г. титул «лорд Уимблдонский» был выставлен на аукцион графом Спенсером, бра­том принцессы Дианы, чтобы выручить за него $300 тыс., требующихся на ремонт водопровода в одном из его особняков (МсКее, 1996).

    Великобритания сегодня. В современной Великобритании существует классо­вая система, пусть даже и несущая на себе отпечаток феодального прошлого. Не­большая группа британских семейств владеет перешедшими к ним по наследству состояниями, обучает своих детей в дорогих школах и играет важную политиче­скую роль. Монарх, королева Елизавета II, считается главой государства, а палата лордов в парламенте состоит из пэров, половина из которых — дворяне. Однако контроль над правительством перешел к палате общин, премьер-министр и другие политические деятели, которые не принадлежат к дворянским родам, достигают такого положения на основе своих достижений, побеждая на выборах, а не но пра­ву происхождения.

    Примерно одна четвертая британцев относится к «среднему классу». У многих вполне приличный доход, получаемый от работы и бизнеса и вложения в форме акций и облигаций.

    Около половины жителей Великобритании по своему положению находятся ниже среднего класса, считают себя «рабочим классом», имея скромные доходы от физического труда. В последние десятилетия отмечалось падение объемов про­мышленного производства, например, уменьшение добычи угля и производства стали, что привело к высокому уровню безработицы среди рабочих. Некоторые оказались просто нищими, сместившись в число еще четверти британцев, лишен­ных всяческих социальных и экономических благ. Люди из низшего класса (про­ще говоря, бедняки) сконцентрированы в северных и западных областях Велико­британии, затронутых жестоким экономическим кризисом.

    Современная британская классовая система совмещает в себе элементы касто­вого общества и меритократии, в результате чего общество в значительно]"! мере стратифицировано, положение людей неравное, в то же время часть из них пере­ходит вверх или вниз по ступеням социальной лестницы. Как следствие истори­ческой сословной системы можно расценить тот факт, что социальная мобильность в меньшей степени свойственна Великобритании, чем США (Kerckhoff, Campbell & Wmfield-Laird, 1985). Более жесткая система неравенства, существующая в Вели­кобритании, отражается, например, в той важности, которая придается акценту. Характерные образцы речи возникают в любом обществе, когда люди поколения­ми отделены друг от друга. Американцы рассматривают акцент как признак, ука­зывающий на место жительства человека (немногие перепутают «гнусавый выго­вор» выходцев со Среднего Запада и протяжное произношение южан), для британ­цев же это черта принадлежности к определенному социальному классу, отличие представителей элиты, которые говорят на литературном английском языке, от прочих. Как говорят, два акцента настолько различны, что, по-видимому, британ­цы — единственный няпоп. пязлеленньтй обшим языком.

    344 Часть III. Социальное неравенство

    Другой пример: Япония

    Социальная стратификация в Японии также имеет черты кастового общества и ме-ритократии. Япония — это одновременно самая старая в мире монархия и современ­ное общество, где богатство определяется индивидуальными достижениями.

    Феодальная Япония

    К V в. н. э. Япония представляла собой аграрное общество с жесткой кастовой системой; население разделялось на знать и простолюдинов; всеми управляла императорская семья. Император, власть которого считалась божественной, и его помощник (или сёгун) надзирали за множеством региональных военачальников на местах.

    Ниже аристократии в иерархии располагались самураи, каста воинов, само название которой означает «служить». Эта вторая категория японского общества состояла из солдат, которые обучались военному искусству и жили согласно ко­дексу чести, основанному на абсолютной верности их вождям.




    Традиционная кастовая система, предполагающая различные социальные категории людей,

    все еще существует в современной Японии, Эти женщины, служащие в гостинице, кланяются

    в знак уважения снимавшему номер мужчине, когда он уезжает (на старом


    Как и в Великобритании, большинство японцев в то время были простолюди­нами, трудившимися в поте лица, чтобы обеспечить себе скудное пропитание. Од­нако в отличие от европейца простой японец не принадлежал к самой низшей со­циальной категории. На дне были буракумины, или «изгои», контактов с которы­ми избегали как господа, так и простолюдины. Имея много общего с низшей кастой в Индии, представители «дна» жили отдельно, выполняли самую грязную работу и, конечно же, не могли изменить свое положение.

    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   74


    написать администратору сайта