Социология Дж. Машоунис. Оглавление Джон Масионис Социология 9е издание
Скачать 11.25 Mb.
|
Часть II. Основы общества
Основные понятия Возмездие — акт морального отмщения, благодаря которому общество причиняет преступнику страдание, соизмеримое с тем, что повлекло за собой его преступление. Девиантность — осознанное нарушение культурных норм. Корпоративная преступность — незаконные действия корпорации или лиц, действующих от ее имени. Глава 8. Девиантность 299 Медикализация девиантности — трансформация моральной и правовой девиантности в медицинскую характеристику. Организованная преступность — бизнес, поставляющий незаконные товары или услуги. Преступление — нарушение уголовного законодательства, официально принятого в обществе. Преступление из ненависти — преступное действие, направленное против человека или его собственности, которое совершается преступником, побуждаемым расовой или какой-либо иной предвзятостью. Преступления без потерпевших — нарушения закона, при которых нет явных потерпевших. Преступления против личности — преступления, связанные с насилием или угрозой применения насилия к другим лицам. Преступления против собственности — преступления, связанные с похищением чужой собственности. Преступность в среде «белых воротничков» — преступления, совершаемые людьми высокого социального положения в их профессиональной деятельности. Реабилитация — программа исправления преступника с целью предотвращения новых правонарушений. Сделка о признании вины — судебные переговоры, в ходе которых обвинитель смягчает обвинение в обмен на то, что подсудимый признает свою вину. Сдерживание путем устрашения — попытка обуздать преступность при помощи наказаний. Система уголовного права — официальная реакция полицейских, судебных и тюремных властей на выявленные нарушения закона. Социальная защита — средства, благодаря которым общество не позволяет преступнику совершать дальнейшие преступления либо временно (заключение), либо навсегда (казнь). Социальный контроль — разнообразные средства, которыми члены общества поощряют приверженность нормам; попытки общества регулировать мышление и поведение людей. Стигма — выраженный негативный ярлык, который сильнейшим образом изменяет понимание индивидом себя и его социальную идентичность. Теория ярлыков — положение, согласно которому девиантность и соответствие нормам вытекают не столько из человеческих деяний, сколько из реакции на них других людей. Уголовный рецидивизм — повторные преступления лиц, признанных виновными в совершении преступных деяний. 300 Часть II. Основы общества Вопросы для размышления
ГЛАВА 9 Сексуальность В Сакраменто, штат Калифорния, стоял обычный осенний день, и учащиеся галдели, возвращаясь в местную среднюю школу после летних каникул. Коридоры были заполнены большими группами молодых людей; юноши и девушки обменивались рассказами о лете и радостно приветствовали своих друзей. Но главной была одна тема: возвращение преподавателя по имени Дэвид Уорфилд, который летом переменил свой пол с мужского на женский и взял себе новое имя - Дана Риверс. Уорфилд, проработавший в этой школе почти 10 лет, был популярным, удостоенным наград преподавателем журналистики, а еще комментировал школьные футбольные матчи. В прошлом году он уведомил администрацию о своей «тендерной дисфории» - патологическом состоянии, в результате которого он, будучи мужчиной физически, ощущал себя женщиной. Это состояние, по его объяснению, возникло у него еще в детстве. Он отчаянно старался «быть мужчиной», но просто не мог этого сделать. Уорфилд уже начал получать гормональную терапию и в следующем году планировал подвергнуться операции по изменению пола. Совет администрации школы неоднозначно воспринял замыслы Уорфилда. Его члены настаивали, чтобы по возвращении к работе он (она) ни слова не говорил(а) о каких-либо деталях своей операции. Однако Риверс рассказала об этом многим учащимся, что вынудило некоторых родителей обратиться с жалобами. Инцидент разделил школьный коллектив на тех, кто был за, и тех, кто был против того, чтобы Риверс продолжала свою педагогическую деятельность. В скором времени школьный совет уволил Риверс (Hornblower, 1999). В деле Даны Риверс ясно одно: сексуальность является важным — и противоречивым — аспектом жизни американского общества. Очевидно также, что многие молодые люди, как и ряд родителей, слишком мало знают о сексуальности. В этой главе излагаются некоторые данные, полученные в ходе научного изучения данного аспекта. С социологической точки зрения предметом нашего основного внимания станет определение обществом сексуальности и сексуальное самовыражение людей. Осмысление сексуальности Сколько времени в день вы проводите без тени мысли о сексуальном? Если вы не слишком отличаетесь от большинства людей, то ответите: «Не так уж и много». Это происходит потому, что сексуальность не сводится исключительно к «сексу». Она — лейтмотив, пронизывающий все общество; эта тема поднимается повсюду — в кампусе, на работе, и особенно в средствах массовой информации. Кроме того, индустрия секса — включая порнографию и проституцию — самостоятельный биз- 302 Часть II. Основы общества Глава 9. Сексуальность 303 Мы говорим, что красота бывает таковой только в глазах наблюдателя, поэтому очень важна культура в установлении стандартов привлекательности. Все люди, изображенные здесь - жители Марокко, Южной Африки, Нигерии, Бирмы, Японии и Эквадора, - считаются красивыми в своих странах. Социобиологи также отмечают, что всех людей на земном шаре, где бы они ни жили, привлекает юность, поскольку это касается нашего выбора для воспроизводства: оно легче всего дается в начале периода зрелости нес с многомиллиардным оборотом. Как показывает история Даны Риверс, сексуальность — важная составляющая наших мыслей о себе самих, а также оценки нас окружающими. Поистине, в жизни найдется немного сфер, где сексуальность не играла бы вообще никакой роли. Но, невзирая на такую ее значимость, понимают ее немногие. Почти всегда секс выступал культурным табу, и потому люди не говорили о нем — по крайней мере в благопристойных беседах. В результате, хотя секс способен доставить немало удовольствия, он вызывает стыд, а иногда — откровенный страх. Даже ученые долгое время считали его запретной темой для научного исследования. И только в середине XX в. исследователи обратили внимание на жизненно важный аспект социальной жизни. С тех пор, как будет видно из дальнейшего, мы очень много узнали о сексуальности человека. Пол: биологический аспект Полом называется биологическое различие между мужчинами и женщинами. Оно предназначено для репродуктивное™ человека. Яйцеклетка женщины и сперматозоид мужчины, содержащие в себе по 23 хромосомы (биологические коды, которыми зашифровано развитие организма), сливаются, чтобы образовать оплоло- творенное яйцо. Одна из этих хромосомных пар определяет пол ребенка. С материнской стороны в ней представлена Х-хромосома, а с отцовской — Xили Y. Если отцовская Х-хромосома соединится с материнской Х-хромосомой, то образуется зародыш женского пола (XX), а если отцовская - Y, зародыш мужского пола (XY). Через несколько недель пол эмбриона начинает определять его развитие. Если эмбрион мужского иола, то тестикулярная ткань начинает вырабатывать тестостерон - гормон, запускающий развитие мужских гениталий. Если данного гормона нет, у эмбриона возникают женские гениталии. В США на каждые 100 девочек рождается примерно 105 мальчиков, но, поскольку уровень мужской смертности выше, ситуация оказывается обратной: женщины образуют некоторое большинство, когда люди достигают 35-летнего возраста (U. S. National Center for Health Statistics, 2001). Пол и тело Мужчин и женщин отличает друг от друга разница в строении тела. С самого рождения у них наблюдаются разные первичные половые признаки, к которым относятся гениталии, репродуктивные органы. В период полового созревания у них развиваются вторичные половые признаки — телесные отличия помимо гениталий, которые характерны для биологически зрелых мужчин и женщин. Перспектива беременности, родов и кормления грудью приводит к тому, что у зрелых женщин развиваются более широкие бедра, увеличивается грудь и образуется мягкая жировая ткань как резервный запас питательных веществ. У зрелых мужчин обычно увеличивается мышечная масса в верхней половине туловища, кожные покровы обрастают волосами и становится низким голос. Конечно, это обобщенные различия, так как бывают мужчины, у которых волос на теле меньше, а голос тоньше, чем у иных женщин. Гермафродиты. Пол не всегда обозначен так четко, как мы только что описали. В редких случаях гормональный дисбаланс, возникающий еще до рождения, приводит к появлению на свет гермафродита (от Hermaphroditus- потомка древнегреческих богов Гермеса и Афродиты, в котором объединились оба пола) — человеческого существа, у которого в той или иной комбинации представлены мужские и женские половые органы. Поскольку в нашей культуре не предусмотрена половая двойственность, некоторые люди реагируют на гермафродитов со смущением или даже отвращением. Однако в других культурах реакция окружающих оказывается совершенно иной. Например, представители племени покота в Восточной Африке не обращают внимания на то, что им кажется простой биологической ошибкой, а представители племени навахо взирают на гермафродитов с почтением, видя в них полноту женского и мужского начала (Geertz, 1975). Транссексуалы. Некоторым гермафродитам делают хирургические операции на гениталиях, чтобы они выглядели (а иногда и функционировали) как сексуально нормальные мужчины и женщины. Другие люди намеренно изменяют свой пол: транссексуалами называются те, кто ощущает свою принадлежность к какому-либо из полон, хотя биологически принадлежит к противоположному. Именно это про- 304 Часть II, Основы общества Глава 9. Сексуальность 305 Как и многое в наше жизни, представления о поцелуях различаются в зависимости от места проживания. Маори, жители Новой Зеландии, трутся носами, когда хотят выразить любовные чувства изошло с Даной Риверс. На самом деле в США десятки тысяч людей ощущают себя пойманными в капкан чужого тела. Большинство из них становятся трансгендер-ными (трансвеститами), т. е, перестают придерживаться традиционных представлений о внешнем виде и поведении мужчин и женщин. Многие идут на шаг дальше и превращаются в транссексуалов после хирургического изменения своих гениталий (Tewksbury & Gagne, 1996; Gagne, Tewksbury & McGaughey, 1997). Пол: культурный аспект Сексуальность имеет биологическую основу. Но у нее, как и у всех аспектов человеческого поведения, есть и выраженная культурная подоплека. Биологии достаточно для объяснения захватывающих брачных ритуалов в животном мире, однако у людей нет аналогичной биологической программы. У нас существует своеобразный «сексуальный драйв»: люди находят секс приятным занятием и хотят его, а вот наше биологическое устройство диктует нам специфику сексуального поведения не больше, чем желание что-либо съесть определяет выбор каких-то особых продуктов или манеры поведения за столом. Культурные вариации. В разных обществах почти любой сексуальный обычай отличается широкой вариативностью. В своем ярком исследовании сексуальности в США Альфред Кинзи (Kinsey, 1948) показал, что большинство пар, по их собственному признанию, совершают половой акт лишь в одной позиции: лицом к лицу, когда женщина находится снизу, а мужчина — сверху. На другом конце света, в Южных Морях, большинство пар никогда не занимаются сексом в подобной манере. Когда жители тех мест узнали от западных миссионеров об этом обычае, они посмеялись над странной «миссионерской позой». Разнятся в культурах даже самые простые обычаи выражать любовные чувства. Если большинство американцев целуются на людях, то китайцы позволяют себе сделать это только в приватной обстановке. Французы, не стесняясь, обменивают- га пппрnvgmu u-.i rrvfinuK-p unurp urnrn — np.pi пязя (ro,f\oтрки^ л бе ль питы — тпое- кратно (тоже в щеки, попеременно). Маори, коренные жители Новой Зеландии, трутся носами, а в Нигерии большинство людей не целуются вообще. Столь же зависит от культурных традиций и чувство стыдливости. Если потревожить женщину, когда она принимает ванну, то какие части тела она прикроет? Поданным Элен Колтон (Colton, 1983), исповедующая ислам закрывает лицо; жительница Лаоса — грудь, островов Самоа — пупок; женщина с Суматры — колени, а европейская женщина одной рукой прикрывает грудь и другой — область гениталий. В каких-то обществах сексуальность ограничивают, в других — проявляют большую снисходительность. В Китае, например, нормы строго ее регулируют, чтобы люди реже вступали в добрачные половые связи. В США — по крайней мере в последние десятилетия — добрачная половая жизнь стала нормой, и люди могут заниматься сексом, даже если между ними нет никаких серьезных отношений. Табу на инцест Существуют ли какие-то культурные представления о сексе, которые были бы универсальными для всех стран? Ответ утвердительный. Универсальным культурным законом, обнаруживаемым во всяком сообществе, является табу на инцест (культурная норма, запрещающая сексуальные связи и браки между близкими родственниками). В США закон и культурные нравы не дозволяют близким родственникам (братьям и сестрам, родителям и детям) заниматься сексом и заключать браки. Однако конкретный состав членов семьи, на которых распространяется такое табу, различен в зависимости от того или иного общества. У некоторых народов (например, у североамериканских индейцев навахо) табу на инцест касается матери и других родственников по ее линии. Известны и такие сообщества (включая древние Перу и Египет), где среди знати одобрялись браки между братьями и сестрами (Murdock, 1965; первое изд. — 1949). Почему на инцест повсеместно накладывается запрет? Отчасти дело объясняется биологией: у всех животных спаривание родственных особей чревато рождением потомства с отклонениями. Но этим фактом не объясняется, почему это табу существует только у людей. Иначе говоря, контроль над сексуальностью в среде близких родственников представляется обязательным элементом социальной организации. Во-первых, подобный запрет ограничивает сексуальное соперничество в семьях, допуская секс только для супругов (и запрещая половые контакты, например, между родителями и детьми). Во-вторых, поскольку семейные узы определяют права и обязанности людей по отношению друг к другу, воспроизводство в результате сексуальных контактов между близкими родственниками привело бы к безнадежной путанице в родственных отношениях; если, например, у матери и сына родится дочь, то кем она им будет приходиться? В-третьих, требуя от людей заключать браки вне родных семей, табу интегрирует общество, поскольку люди ищут себе партнеров для создания новых семей. Табу на инцест было устойчивой сексуальной нормой в США и в других странах мира. Однако со временем многие принятые в нашей стране подобные нормы изменились. В XX в., как мы сейчас увидим, общество пережило сексуальную революцию, а впоследствии — сексуальную контрреволюцию. 306 Часть II. Основы общества |