Главная страница
Навигация по странице:

  • Что такое девиантность Девиантность

  • Социальные основы девиантности

  • Девиантность различается в зависимости от культурных норм. Ни

  • Люди становятся девиантными, когда оказываются таковыми в глазах других.

  • Как установление, так и нарушение правил подразумевает социальную

  • Функции девиантности: структурно-функциональный анализ

  • Подтверждает культурные ценности и нормы.

  • Реакция на девиантность уточняет границы морального.

  • Реакция на девиантность способствует социальному единению.

  • Побуждает к реализации социальных изменений.

  • Иллюстрация: пуритане в Массачусетс-Бей.

  • Социология Дж. Машоунис. Оглавление Джон Масионис Социология 9е издание


    Скачать 11.25 Mb.
    НазваниеОглавление Джон Масионис Социология 9е издание
    АнкорСоциология Дж. Машоунис.doc
    Дата17.05.2017
    Размер11.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциология Дж. Машоунис.doc
    ТипДокументы
    #7768
    страница22 из 74
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   74
    ГЛАВА 8

    Девиантность

    Рикки Мак-Гинн сидел в своей камере в Хантсвилльской тюрьме, штат Техас, вытирая рот и вперившись взглядом в пол. Он только что покончил с чизбургером, картофелем фри и выпил «Dr. Pepper», закончив последнюю, как он думал, трапезу в своей жизни. 43-летний Мак-Гинн был признан виновным в звер­ском убийстве своей 12-летней падчерицы и приговорен к смерти. Приговор приведут в исполнение всего через несколько часов.

    Затем, за 18 минут до того, как Мак-Гинн должен был умереть, губернатор штата Техас Джордж Буш приостановил казнь. Адвокаты заявили, что анализ на ДНК докажет невиновность Мак-Гинна. Губерна­тор согласился отложить экзекуцию (Alter, 2000).

    За последние годы отношение общества к смертной казни претерпело изменения. Наиболее страшило, что приговоренными окажутся невиновные. В 2000 г. губернатор штата Иллинойс Джордж Райан отдал приказ приостановить смертные казни в этом штате, потому что были свидетельства, согласно которым 13 приговоренных, ожидавших смерти в иллинойских тюрьмах, на самом деле были невиновны.

    Впрочем, в деле Рикки Мак-Гинна отсрочка была недолгой. Уполномоченные лица провели анализы ДНК, которых требовали его адвокаты, и результаты подтвердили его виновность. Без права на повторные апелляции 27 сентября 2000 г. Мак-Гинн вновь заказал себе последний обед и был умерщвлен с помо­щью смертельной инъекции.

    В этой главе анализируется проблема насильственных преступлений и других кри­минальных деяний, составляется профиль преступников и рассматривается си­стема уголовного права. Однако сначала мы коснемся более широкого вопроса: причин, по которым общества устанавливают стандарты должного и недолжного. Как мы увидим, закон выступает всего лишь частью сложной системы социаль­ного контроля: общество учит каждого из нас соответствовать — большую часть времени — бесчисленным правилам. Начнем с определения нескольких основопо­лагающих понятий.

    Что такое девиантность?

    Девиантность осознанное нарушение культурных норм. Поскольку тем и на­правляется почти любая человеческая деятельность, понятие девиантности чрез­вычайно емкое. Одной ее разновидностью выступает преступление — нарушение уголовного законодательства, официально принятого в обществе. Даже криминаль­ная девиантность охватывает широкий спектр поведения, начиная от мелких до-

    260 Часть II, Основы общества

    Глава 8. Девиантность 261


    Большинство примеров нонконформности, которые сразу приходят в голову, касается негативных случаев нарушения правил: например, кражи из ночного ма­газинчика, жестокое обращение с ребенком или управление автомобилем в нетрез­вом виде. Но и чрезмерно усердствующих людей — учеников, которые слишком часто поднимают руку, или тех, кто неуемно восторгается новой компьютерной технологией — мы тоже считаем девиантными, даже если относимся к ним с изве­стным уважением (Huls, 1987).

    Не всякая девиантность предполагает действие или даже выбор. Само суще­ствование некоторых категорий людей может быть тягостным для других. Пожи­лые люди кажутся молодым безнадежно «отставшими от реальности», а некоторые белые испытывают дискомфорт от одного лишь присутствия цветных. Физически здоровые люди часто считают инвалидов аут-группой — в точности так же, как богатые сторонятся бедных, ибо те не соответствуют их стандартам.

    Социальный контроль

    Все мы находимся под социальным контролем, состоящим в разнообразных сред­ствах, которыми члены общества поощряют приверженность нормам. Он пред­ставляет собой попытки общества регулировать мышление и поведение людей. За­частую этот процесс протекает неформальным образом: например, родители хва­лят или бранят своих детей либо приятели высмеивают чьи-либо музыкальные вкусы. Серьезная девиантность может потребовать вмешательства системы уго­ловного права, под которой понимается официальная реакция полицейских, судеб­ных и тюремных властей на заявленные нарушения закона.

    Иными словами, речь идет о большем, чем индивидуальный выбор или личный недостаток. Как общество определяет девиантность, кто получает клеймо девиант-ной личности и что люди предполагают сделать в этом случае — все связано с ха­рактером организации общества. Однако данный факт люди осознали лишь с те­чением времени.

    Биологический контекст

    В главе 5 («Социализация») сказано, что 100 лет назад люди понимали — или, точ­нее, неправильно понимали — поведение человека как выражение биологических инстинктов. Поэтому на заре изучения криминальности акцент делался на био­логических причинах. В 1876 г. итальянский врач Чезаре Ломброзо (1835-1909), работавший в тюрьмах, предположил, что преступников можно узнать по физиче­ским чертам: низким лбам, выдающимся челюстям и скулам, большим ушам, за­метному оволосению тела и необычно длинным рукам. Ломброзо заявил, что пре­ступники напоминают обезьяноподобных предков.

    Но физические признаки, на которые указывал итальянский врач, можно най­ти во всей популяции. Сегодня мы знаем, что никакие физические черты того типа, что описал Ломброзо, не позволяют отличить преступников от законопослушных граждан (Goring, 1972; первое изд. — 1913).

    В середине столетия Уильям Шелдон (Sheldon, Hard & McDermott, 1949) из­брал иную линию, предполагая, что можно спрогнозировать криминальность по

    минальную биографию, после чего пришел к выводу, что уголовные наклонности чаще всего проявляются у мускулистых молодых людей атлетического сложения. Шелдон Глюек и Элеанор Глюек (Gluek & Gluek, 1950) подтвердили вывод Шел-дона, но предупредили, что отменное физическое развитие вовсе не обязательно ведет к преступности. По их мнению, родители держатся на некоторой дистанции от крепко сложенных сыновей, которые, в свою очередь, когда вырастают, не слиш­ком чутко относятся к окружающим. Более того: люди, которые ожидают от мус­кулистых юношей хулиганских действий, сами же и провоцируют их на подобное агрессивное поведение.

    Сегодня генетики заняты поисками возможной связи между биологическим устройством и преступными наклонностями. Хотя никому так и не удалось обна­ружить исчерпывающего доказательства конкретной связи, общее генетическое строение людей вместе с социальными влияниями, по всей вероятности, объясня­ет некоторую наклонность к криминальным деяниям. Иными словами, биологи­ческие факторы могут оказывать реальный, но скромный эффект на возможную преступную деятельность индивида (Rowe, 1983; Rowe & Osgood, 1984; Wilson & Herrnstein, 1985; Jencks, 1987; Pallone & Hennessy, 1998).

    Критическая оценка. Биологические теории объясняют преступность лишь отчасти. Исследователи указывают, что насильственные преступления в подавля­ющем большинстве случаев совершают мужчины и что приемных детей родители чаще подвергают жестокому обращению, чем родных. Но мы слишком мало знаем о связях между генами и поведением людей, чтобы делать из этого однозначные выводы (Daly & Wilson, 1988).

    Более того: коль скоро биологический подход предполагает изучение конкрет­ного индивида, он не позволяет установить, как вышло, что определенные виды поведения с самого начала стали считаться девиантными. Поэтому, хотя нам пред­стоит еще многое выяснить о влиянии биологии человека на поведение, гораздо большее внимание в современных исследованиях уделяется социальным влияни­ям (Gibbons & Krohn, 1986; Liska, 1991).

    Личностные факторы

    Подобно биологическим теориям, психологические объяснения девиантности фо­кусируются на индивидуальной анормальности. Некоторые личностные черты считаются наследственными, но большинство психологов уверены, что личность формируется главным образом под воздействием социального опыта. Девиант­ность, следовательно, рассматривается как продукт «неудачной» социализации. Иллюстрацией к психологическому подходу служит исследование, выполнен­ное Уолтером Реклессом и Саймоном Динитцем (Reckless & Dinitz, 1967). Реклесс и Динитц начали с того, что попросили ряд преподавателей разделить 20-летних студентов-мужчин на тех, у кого вероятны и у кого маловероятны проблемы с за­коном. Затем они проинтервьюировали юношей и их матерей, чтобы оценить кон­цепцию «Я» у каждого опрошенного и их отношение к окружающим. Анализируя полученные результаты, Реклесс и Динитц обнаружили: «хорошие мальчики» со­знательнее (Суперэго по Фрейду), они умеют справляться с фрустрацией и идея-

    262 Часть II. Основы общества

    Глава 8. Девиантность 263


    мальчики» были менее сознательными, плохо переносили фрустрацию и ощуща­ли себя пребывающими вне традиционной культуры.

    Нетрудно догадаться, что у «хороших мальчиков» было меньше трений с полици­ей, чем у «плохих». Поскольку все они проживали в районе, где делинквентность была широко распространенным явлением, исследователи приписали беспроблемный об­раз жизни личности, которой удается обуздывать девиантные импульсы. Опираясь на эту идею, Реклесс и Динитц назвали свой анализ теорией сдерживания.

    Критическая оценка. Психологи продемонстрировали, что особенности лично­сти имеют отношение к девиантности. Но факт тот, что большинство тяжких пре­ступлений совершается людьми с нормальным психологическим профилем.

    В целом и биологические и психологические теории рассматривают девиант­ность как индивидуальную черту, не касаясь механизма изначального возникно­вения концепций должного и недолжного; причин, по которым одних правонару­шителей люди считают девиантными, а других — нет; и роли власти в формирова­нии общественной системы социального контроля. Чтобы изучить эти вопросы, перейдем к социологическому анализу девиантности.

    Социальные основы девиантности

    Хотя мы склонны рассматривать девиантность с позиций свободного выбора или личных недостатков индивидов, все поведение — и девиантное и конформное — создается обществом. Далее указываются и объясняются три социальных источ­ника девиантности:

    1. Девиантность различается в зависимости от культурных норм. Ни одна мысль и ни один поступок не бывают девиантными по природе; они стано­вятся таковыми лишь по отношению к определенным нормам; последние по­всюду разные, а потому отличается и девиантность. В отдельных областях Невады разрешена проституция, запрещенная во всех других штатах. Кази­но в Атлантик-сити и Лас-Вегасе, а также на речных судах на Миссисипи и в многочисленных резервациях коренных американцев продолжают завлекать расточительных игроков, но во всех прочих регионах США азартные игры запрещены. Более того, в большинстве крупных и малых городов существу­ет какой-то один уникальный закон. Так, в Саут-Падре-Айленд (штат Техас) запрещено носить галстуки; в Маунт-Проспект (штат Иллинойс) нельзя разводить голубей и пчел; в Лос-Анджелесе запрещены газовые опрыскива­тели листьев; в Гувере (штат Южная Дакота) не допускается ловить рыбу с керосиновыми фонарями, а в Беверли-Хиллз четко определено количество теннисных мячиков, которые могут находиться на корте (Sanders & Horn, 1998; Steele, 2000).

    Если обратиться к мировой практике, то понимание девиантности оказыва­ется еще разнообразнее. В Албании запрещено любое публичное проявление религиозной веры: там, например, нельзя осенять себя крестным знамени­ем; Куба и Вьетнам преследуют своих граждан за «общение с иностранца­ми»; в Сингапуре запрещена торговля жевательной резинкой; в Иране по­лиция может арестовать женщину за пользование косметикой; граждане




    В характере девиантности отражаются впитанные людьми моральные ценности. В Беркли, кампусе Калифорнийского университета, издавна гордились непредвзятой терпимостью к сексуаль­ному разнообразию. Поэтому, когда в 1992 г. Эндрю Мартинес вздумал ходить на занятия чуть ли не голым, люди не стали обвинять «голого парня» в амораль­ном поведении. Однако даже в политиче­ски корректной атмосфере Беркли так продолжалось недолго: администрация исключила Мартинеса из числа студентов, усмотрев в его наготе сексуальное оскорбление общественных нравов

    Люди становятся девиантными, когда оказываются таковыми в глазах других. Культурные нормы нарушают все, иногда вплоть до того, что пре­ступают закон. Большинству из нас, например, случается на ходу разговари­вать с собой или «заимствовать» авторучки с рабочего места. Будет ли по­добное поведение расценено как признак психического заболевания или криминал, зависит от того, как окружающие воспринимают, определяют его и реагируют на него.

    Как установление, так и нарушение правил подразумевает социальную власть. Закон, по утверждению Карла Маркса, оказывается средством защиты интересов власть имущих. Бездомный, стоящий на углу и поносящий прави­тельство, рискует быть арестованным за нарушение порядка; кандидат в мэры, ведя избирательную кампанию, делает то же самое, и полиция его охраняет. Иными словами, нормы и их применение отражают социальное неравенство.

    Функции девиантности: структурно-функциональный анализ

    Главное, что выявила структурно-функциональная парадигма: девиантность — не­обходимая составляющая социальной организации. Это соображение было выска-

    264 Часть II. Основы общества

    Глава 8. Девиантность 265


    Эмиль Дюркгейм: функции девиантности

    В своем новаторском исследовании девиантности Эмиль Дюркгейм (Durkheim, 1964а, первое изд. — 1893; 1964b, 1-е изд. — 1895) высказал поразительную идею: в девиантности нет ничего анормального. По сути, она выполняет четыре важней­шие функции:

    1. Подтверждает культурные ценности и нормы. Будучи носителями морали, люди предпочитают какие-то установки и формы поведения другим. Но по­нятие о добродетели опирается на противоположное — о пороке: не может быть добра без зла, а правосудия без преступления. Девиантность, следова­тельно, нужна для определения и поддержания нравственности.

    2. Реакция на девиантность уточняет границы морального. Считая отдельных людей девиантными, общество разграничивает должное и недолжное. В кол­леджах, например, четко различаются честная учеба и обман, — это выража­ется в наказании тех, кто списывает.

    3. Реакция на девиантность способствует социальному единению. Как пра­вило, реакция людей на существенную девиантность — общее возмущение. Таким образом, по мнению Дюркгейма, они постоянно подтверждают свя­зывающие их моральные узы. Например, после атаки террористов на Все­мирный торговый центр и Пентагон в 2001 г. чувство боли и ярости объеди­нило не только пострадавших, но всю нацию.

    4. Побуждает к реализации социальных изменений. Девиантные люди сдви­гают моральные границы общества, предлагая альтернативы существующе­му положению дел и побуждая к изменениям. Как заявлял Дюркгейм, то, что девиантным расценивается в данный период времени, завтра может стать мо­ральной нормой (Durkheim, 1964b; р. 71). Например, в 1950-х рок-н-ролл за­клеймили как морально упадническую музыку, но всего через несколько лет он превратился в многомиллиардную индустрию.

    Иллюстрация: пуритане в Массачусетс-Бей. Жизнеспособность теории Дюрк­гейма доказывается изучением пуритан из Массачусетс-Бей, которое предпринял Кай Эриксон (Erikson, 1966). Автор показывает, что даже пуритане, столь дисцип­линированная и глубоко религиозная группа, имеют представление о девиантно­сти, что позволяет им четко обозначить границы моральных норм. Слова Дюркгей­ма вполне могут касаться пуритан:

    Представьте себе сообщество святых, совершенный монастырь, где собрались образ­цовые люди. Там ничего не будут знать о так называемых преступлениях, но провин­ности, которые мирянину показались бы [незначительными], произвели бы тот же скандал, какой порождает обычное преступление в обычных умах... По той же самой причине совершенный и честный человек судит свои малейшие прегрешения с суро­востью, которую большинство приберегает для деяний, в большей мере заслужива­ющих называться преступлениями (Durkheim, 1964b; p. 68-69).

    Иными словами, девиантность имеет отношение не только к нескольким «пар­шивым овцам»; это необходимое условие «добропорядочной» социальной жизни. Девиантность бывает универсальной, но ее характер зависит от моральных

    оказывались захваченными «волнами преступности», например, таковым стал всплеск «охоты на ведьм» в Салеме в 1692 г. Реагируя на каждый случай «колдов­ства», они отшлифовывали свои представления о важнейших моральных пробле­мах. Когда речь заходила о надлежащих верованиях, они чествовали одних своих членов и проклинали других, девиантных.

    Наверное, самое интересное из открытого Эриксоном — то, что хотя характер преступлений изменялся, процент людей, которых пуритане считали девиантны­ми, оставался неизменным. Эта устойчивость, по мысли исследователя, подтверж­дает точку зрения Дюркгейма, согласно которой девиантные лица нужны для уточ­нения изменяющихся границ морали в обществе. Иными словами, постоянно от­нося небольшое число людей к девиантным, пуритане очерчивали моральный контур своего сообщества.

    Теория напряжения Мертона

    Возможно, что девиантность важна для функционирования общества, но Роберт Мертон (Merton, 1938, 1968) утверждал: избыточное ее проявление оказывается следствием определенных общественных порядков. Точнее говоря, степень и ха­рактер девиантности зависят от того, какие средства (скажем, возможность учить­ся и работать) предоставляет общество для достижения культурных целей (напри­мер, финансового успеха).

    Институционализированные средства

    Принять Отвергнуть

    Конформность, по словам Мертона, — преследование традиционных целей одоб­ренными средствами. Поэтому в американских историях о людях, которые достигли успеха, прославляются те, кто приобретает состояние и престиж благодаря своему таланту и упорному труду. Но не у всех, стремящихся добиться таких традиционных форм успеха, есть возможность его достичь. Люди, выросшие в бедности, имеют мало шансов, если действуют по правилам; они могут попытаться заполучить деньги пре­ступным путем — торгуя, допустим, кокаином. Этот тип девиантности Мертон на­звал инновацией: использование не­традиционных средств (наркотор­говли) для достижения культурно одобренной цели (приобретения со­стояния). На рис. 8.1 показано, что инновация сопряжена с принятием культурной цели и отказом от тради­ционных средств к ее достижению.

    Рис. 8,1. Мертоновская теория девиантности.

    Поиск

    Мг*тпии1л1г Martnn 1 Qfifl

    266 Часть II, Основы общества

    Глава 8. Девиантность 267


    По Мертону, напряжение между акцентом, который делает американская куль­тура на богатстве, и ограниченной возможностью разбогатеть порождает воровство, наркоторговлю и прочую уличную преступность, особенно среди бедноты. Так, печально известный гангстер Аль Каноне в чем-то был вполне традиционной фи­гурой: он гнался за славой и удачей, составляющими самую суть «американской мечты». Но, как и многие представители меньшинств, которым не удалось открыть дверь, ведущую к «законному успеху», Капоне двинулся к вершине своим путем. Как сказал один из исследователей:

    Типичным преступником в эпоху Капоне был мальчик, видевший, какие вещи счи­таются признаком успеха в обществе, в котором ему приходится пробираться па-верх, — «кадиллак», крупный счет в банке, первоклассная квартира. Как же добиться столь узнаваемого статуса? Это был мальчик с незаурядными способностями, вооб­ражением и инициативой; окажись он в иных условиях, то стал бы капитаном инду­стрии или важной политической фигурой своего времени. Но у пего не было возмож­ности поступить в Йельский университет и стать банкиром или брокером; диплом юриста, окончившего Гарвардский университет, был для него за семью печатями. Однако имелся сравнительно простой способ приобрести все эти блага, которые, как ему постоянно твердили, были доступны для него, американского гражданина, и без которых он ощутил бы, что не является таковым в полном смысле этого слова. Он мог стать гангстером (Allsop, 1961; р. 236).

    Наверное, не стоит удивляться тому, что Капоне, у которого было мало шансов поступить в Йельский или Гарвардский университет, избрал своей первой профес­сией сотрудничество с гангстером, называвшим себя мистером Фрэнки Йейлем и владевшим ночным клубом под названием HarvardInn. («Гарвард Инн»).

    Невозможность оказаться на вершине успеха с помощью нормативных средств влечет за собой и другую разновидность девиантности, которую Мертон назвал ритуализмом (см. рис. 8.1). Бюрократы, занимающие низкие ступени на своей слу­жебной лестнице, зная, что они добьются лишь небольшого финансового успеха, цепко держатся за правила, чтобы чувствовать себя уважаемыми людьми и казать­ся таковыми в глазах посторонних.

    Еще одна реакция на неспособность преуспеть — ретретизм', отказ и от куль­турных целей, и от средств. По сути, индивид «выпадает» из культуры мэйнстри-ма. Изгоями оказываются некоторые алкоголики, наркоманы и бездомные. Их де-виантность заключается в нетрадиционном стиле жизни и, что, может быть, еще серьезнее — в их добровольном выборе именно такой жизни.

    Реакцией на фиаско является также и бунт. Подобно изгоям, бунтари отрицают как культурное определение успеха, так и нормативные средства его достижения. Бунта­ри — такие, как радикальные «борцы за выживание» — идут дальше, формируя контр­культуру и отстаивая альтернативы существующему социальному порядку.
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   74


    написать администратору сайта