Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные понятия Доминирующий статус

  • Драматургический

  • Невербальная коммуникация

  • Ролевой конфликт

  • Самопрезентация

  • Социальное конструирование реальности

  • Статусный набор

  • Этнометодология

  • Исследование Стоиффера.

  • Крупные группы обращены к себе.

  • Гетерогенные группы обращены вовне.

  • Социальное равенство облегчает контакты.

  • Физические границы порождают социальные.

  • Социология Дж. Машоунис. Оглавление Джон Масионис Социология 9е издание


    Скачать 11.25 Mb.
    НазваниеОглавление Джон Масионис Социология 9е издание
    АнкорСоциология Дж. Машоунис.doc
    Дата17.05.2017
    Размер11.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциология Дж. Машоунис.doc
    ТипДокументы
    #7768
    страница19 из 74
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   74
    Тематика юмора. Во всем мире люди смеются и улыбаются, отчего юмор ста­новится универсальной человеческой чертой. Но по тому, что им кажется смеш­ным, они отличаются; юмор с трудом переводим на другие языки.

    1 октября, Кобе., Япония. Способны ли вы оценить шутки людей, живущих на друголл конце света? За обедом, я прошу двух японских коллег, женщин, расска­зать ллне какой-нибудь анекдот. «Т$ы знаете, что такое czayorf?» — спраши­вает у1сако. Si киваю. «Как вы попросите cZai/on по-японски?» Si отвечаю, что понятия не иллею. Она хохочет., произнося нечто, звучащее как «cZat/on, cZac/on».

    1 Игра слов: GodБог, и dogсобака. — Примеч. перев.

    2 Мелок, косметический каоанлаш. — Поимеч. псоев.

    220 Часть II, Основы общества

    Глава 6. Социальное взаимодействие в повседневной жизни 221


    &е приятельница /Аайюлли тоже сллеется. АА.ы с женой неловко сидим, с дере-вяннылли лицалш. ^Асако нелепого развеивает кайле сллушение, объясняя, что «дайте ллне» по-японски будет ku&et/oслово, которое звучит похоже на czac/on. Я. выдавливаю улыбку.

    Таким образом, то, что кажется смешным японцу, может не показаться забав­ным в Китае, Ираке или США. В известной степени и социальная разнородность США означает, что разные люди находят смешными различные ситуации. Жите­ли Новой Англии, южане и жители Запада шутят по-своему, и то же можно ска­зать по отношению к латиноамериканцам и американцам с англосаксонскими кор­нями, 15- и 40-летним, банкирам с Уолл-стрит и участникам родео с Юго-Запада.

    Однако в любом случае юмор связан с тем, чему присуща двойственность смыс­ла, или противоречивость. Например, первые шутки, с которыми многие из нас ознакомились в детстве, касались функций организма, являющихся культурными табу. Рассмешить малышей способно простое упоминание об «актах, о которых не принято говорить», или даже о некоторых частях тела.

    Есть ли шутки, которые преодолевают культурные барьеры? Да, но они долж­ны касаться универсальных человеческих переживаний, например предательства товарища.

    ЛА-не приходит в голову ллножество острот, но ни одна из них, похоже, не сра­ботает. Людялл, никогда не бывавшилл в CbUyl, трудно понять анекдоты об этой стране. ё.сть ли что-то более универсальное? Озарение: «Тлва прияте­ля идут по лесу и натыкаются на огролшого лледведя. Один нагибается завя­зать потуже шнурки на кроссовках. «Тлжейк, — говорит другой, — что ты де­лаешь? сЩ-ебе этого лледведя не перегнать1.» «АЛне и не нужно обгонять ллед-ведя, — отвечает Т)жейк. — /Ане нужно всего лишь обогнать /пе&г!» ^лыбки со всех сторон.

    Юмор и здоровье всегда были связаны. В Средние века люди употребляли сло­во гуморы (от лат. humidus«влага»), понимая под ним баланс жидкостей орга­низма, от которого зависит человеческое благополучие. Современные исследова­тели документально заверяют выраженную способность юмора снижать стресс и улучшать здоровье, подтверждая старую поговорку: «Смех — лучшее лекарство» (Robinson, 1983; Haig, 1988). Но в крайних случаях люди, которые воспринимают общепринятую реальность с неизменным легкомыслием, рискуют быть признан­ными девиантными или даже психически больными (обычный стереотип изобра­жает душевнобольных людьми, постоянно и беспричинно смеющимися, а психи­атрические больницы американцы издавна нарекли «веселыми фермами»).

    Функции юмора. Юмор обнаруживается повсеместно, так как выступает пре­дохранительным клапаном, который позволяет выйти потенциально деструктив­ным чувствам. Это значит, что он предоставляет возможность не быть серьезным и выразить отношение по чувствительному вопросу. Сказав нечто противоречивое, человек может также прибегнуть к помощи юмора, чтобы разрядить ситуацию про­стым заявлением: «Я, собственно, ничего не имел в виду: это была просто шутка!»

    Аналогичным образом люди используют юмор, чтобы снять напряжение в не-

    nnuaTur.iv miTvinnav R r^nur\unQhATP nnrRaiiipnnnfi ирпынннггни nrunrnyv) пт,[ fin

    установлено, что большинство пациентов, стремясь уменьшить нервозность, начи­нают шутить с докторами (Baker et al., 1997).

    Юмор и конфликт. Если юмор обладает способностью расслаблять смеющих­ся, то его можно задействовать, чтобы навредить другим. Например, мужчины, которые рассказывают анекдоты про женщин, обычно выражают по отношению к ним некоторую долю враждебности (Powell & Paton, 1988; Benokraitis & Feagin, 1995). Таким же образом остроты в адрес гомосексуалистов обнажают напряжение, царящее в США вокруг сексуальной ориентации. Юмор часто является признаком настоящего конфликта там, где одна или обе стороны предпочитают не предавать его гласности (Primeggia & Varacalli, 1990).

    «Уничижительные» шутки позволяют одной категории людей чувствовать себя хорошо за счет другой. Собрав и проанализировав шутки из различных обществ, Кристи Дэвис (Davies, 1990) заключила, что почти повсеместно одной из движу­щих сил, скрывающихся за юмором, оказывается конфликт между этническими группами. Типичная этническая шутка высмеивает какую-то непривилегирован­ную категорию людей, тем самым утверждая превосходство шутника и его аудито­рии. С учетом англоамериканских традиций общества США поляки и другие эт­нические и расовые меньшинства в течение долгого времени были объектом насмешек, как происходило с ньюфаундлендами («ньюфи») в Восточной Канаде, с ирландца­ми — в Шотландии, с сикхами — в Индии, с турками — в Германии, с хауса — в Ни­герии, с тасманийцами — в Австралии и с курдами — в Ираке.

    Люди из непривилегированных слоев тоже высмеивают власть имущих, хотя обычно с некоторой осторожностью. В США женщины посмеиваются над мужчи­нами точно так же, как афроамериканцам смешны обычаи белых, а бедные насмеш­ничают над богатыми. Во всем мире люди избирают своих лидеров мишенями для острот, а в некоторых странах официальные лица принимают подобные шутки все­рьез, желая подавить их (ср.: Speier, 1998).

    Итак, значение юмора гораздо больше, чем может показаться. Это способ умо­зрительного бегства от привычного мира, который никогда не соответствует пол­ностью нашим желаниям (Flaherty, 1984, 1990; Yoels & Clair, 1995). Становится по­пятно, почему в США так много комиков вышло из числа угнетенных людей, включая евреев и афроамериканцев. Покуда у нас сохраняется чувство юмора, мы утверждаем свою свободу и не становимся пленниками реальности. Улыбаясь, мы хотя бы чуть-чуть изменяем себя и окружающий мир.

    Резюме

    1. Социальная структура обеспечивает руководящие принципы поведения, что помогает сделать повседневную жизнь предсказуемой и доступной пониманию.

    2. Главным компонентом социальной структуры является статус. Внутри пол­ного набора статусов доминирующий имеет особую важность для идентич­ности индивида.

    3. Предписанные статусы не зависят от человеческой воли, тогда как достиг­нутые приобретаются. На практике большинство статусов оказываются как ппедписанными, так и достигнутыми.

    222 Часть II. Основы общества

    Глава 6. Социальное взаимодействие в повседневной жизни 223


    1. Роль — динамическое выражение статуса. Несовместимые роли, сопряжен­ные с двумя или несколькими статусами, порождают ролевой конфликт; не­совместимые роли, сопряженные с одним-единственным статусом, вызыва­ют ролевое напряжение.

    2. Под «социальным конструированием реальности» понимается идея о том, что мы выстраиваем социальный мир через наше взаимодействие с другими.

    3. Теорема Томаса гласит, что ситуации, определенные как реальные, становят­ся таковыми в своих последствиях.

    4. Этнометодология вскрывает допущения и представления людей об их соци­альном мире.

    5. Драматургический анализ рассматривает повседневную жизнь как театраль­ное представление, показывая, что люди стараются создать конкретные впе­чатления в сознании других.

    6. Власть общества влияет на представление. Это одна из причин того, что по­ведение мужчин обычно отличается от женского.




    1. Повседневное поведение опасно для человека вероятностью смущения или «потери лица». Чтобы предотвратить срыв чужого представления, люди ве­дут себя тактично.

    2. Языковые средства имеют жизненно важное значение для процесса социаль­ного конструирования реальности. Они неодинаково определяют мужчин и женщин — как правило, демонстрируя преимущество первых.

    3. Юмор проистекает из разницы между общепринятым и нетрадиционным определением ситуации. Поскольку он служит элементом культуры, жите­ли разных стран находят забавными несхожие ситуации.

    Основные понятия

    Доминирующий статус — статус, имеющий особое значение для социальной иден­тичности и часто выстраивающий всю жизнь индивида.

    Достигнутый статус — социальное положение, которое индивид занимает по сво­ему выбору и которое отражает его личные способности и успехи.

    Драматургический анализ —термин Ирвинга Гоффманадля изучения социально­го взаимодействия с точки зрения театрального представления.

    Личное пространство — зона вокруг индивида, на частное владение которой он выказывает определенные притязания.

    Невербальная коммуникация — коммуникация с использованием вместо речи телодвижений, жестов и выражений лица.

    Предписанный статус — социальное положение, которое индивид приобретает при рождении или потом — невольно — в жизни.

    Ролевое напряжение — напряжение между ролями, закрепленными за отдельным статусом.

    Ролевой конфликт — конфликт между ролями, соответствующими двум или не­скольким статусам.

    Ролевой набор — ряд ролей, закрепленных за отдельным статусом. Роль — поведение, ожидаемое от некого лица с определенным статусом. Самопрезентация — старание индивида оставить особое впечатление о себе в со­знании других.

    Социальное взаимодействие — процесс, посредством которого люди действуют и реагируют по отношению к другим.

    Социальное конструирование реальности — процесс, посредством которого люди творчески формируют реальность с помощью социального взаимодействия.

    Статус — социальное положение, занимаемое индивидом.

    Статусный набор — все статусы, которыми индивид обладает в данное время.

    Теорема Томаса — утверждение У. И. Томаса, согласно которому ситуации, опре­деляемые как реальные, реальны по своим последствиям.

    Этнометодология — термин Гарольда Гарфиикеля для изучения пути, которым люди осмысливают свое обыденное окружение.

    Вопросы для размышления

    1. Подумайте, как инвалидность может быть доминирующим статусом. Какие допущения свойственно делать людям относительно умственных способно­стей лиц, признанных инвалидами из-за физических проблем, например с це­ребральным параличом? Какие допущения делаются насчет сексуальнос­ти индивида?

    2. Слово conversation(разговор, беседа) имеет тот же корень, что и религиозный термин convert(новообращенный), из чего следует, что мы общаемся, ожидая изменения со стороны всех участников. В каком же смысле добропорядочная беседа требует открытой исповедальности от всех собеседников?

    3. Джордж Джин Натан однажды съязвил: «Я пью лишь затем, чтобы сделать других людей интересными». Что это значит с точки зрения конструирова­ния реальности? Можете ли вы выделить элементы юмора в этом заявлении?

    4. Вот шутка о социологах: «Вопрос: сколько нужно социологов, чтобы заме­нить лампочку? Ответ: ни одного, потому что с ней все в порядке; нужно менять систему]» Что смешного в этой шутке? Какие люди поймут ее сра­зу? Какие, скорее всего, не поймут? Почему?

    Глава 7. Группы и организации 225



    ГЛАВА 7

    Группы и организации

    Много лет назад, в 1948 г., жители Пасадены, штат Калифорния, не обратили большого внимания на от­крытие нового ресторана. И все же в дальнейшем малый бизнес, владельцами которого были братья Морис и Ричард Мак-Дональды, не только заметно изменил ресторанную индустрию; была введена новая орга­низационная модель, скопированная в бесчисленных предприятиях всех мыслимых разновидностей. Главная идея братьев Мак-Дональдов, которая сегодня называется «фаст-фуд» (быстрое питание), -быстрое и недорогое обслуживание больших масс людей. Братья выучили персонал выполнять четко специализированные действия так, чтобы один человек жарил гамбургеры, а другие их «упаковывали», готовили картофель фри, смешивали молочные коктейли и подавали еду заказчикам, работая по кон­вейерному методу.

    Шли годы, братья Мак-Дональды преуспевали и решили переместить свой единственный ресторан из Пасадены в Сан-Бернардино. Именно там в 1954 г. им нанес визит Рэй Крок, странствующий торговец смесителями и миксерами.

    Крок был захвачен эффективностью придуманной братьями системы и разглядел возможность созда­ния целой сети ресторанов быстрого питания. Все трое, став партнерами, составили план. Однако вскоре Крок выкупил McDonaldsи сделался одним из людей, чья биография стала историей величайшего успеха всех времен. На сегодняшний день около 28 тыс. ресторанов McDonaldsприготовили свыше 150 млрд гам­бургеров в США и в 120 других странах мира.

    Успех Мак-Дональдов доказывает не только популярность гамбургеров. Еще важ­нее роль ресторанов McDonaldsв утверждении по всему миру принципов, которых придерживается компания (Ritzer, 1993, 1998, 2000).

    Начнем с анализа социальных групп, ячеек людей, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни. Как станет понятно, в XX в. рамки групповой жизни чрезвы­чайно расширились. Будучи взращенным в узких границах мира семьи, соседских отношений и сферы мелкого бизнеса, американское общество стало постепенно дру­гим: возникли крупный бизнес и прочие бюрократические образования, которые социологи именуют формальными организациями. В этой главе предстоит осмыслить механизм расширения этих масштабов и их значение для нас как индивидов.

    Социальные группы

    Каждый человек стремится обрести чувство принадлежности к целому, выражаю­щееся в опыте групповой жизни. Социальная группа образуется двумя или боль­шим числом людей, которые идентифицируют себя друг с другом и взаимодействуют.
    Будучи людьми, мы являемся членами

    групп, которые могут быть большими

    и малыми, временными или длительно

    существующими. США считаются

    страной, где люди в особенности

    склонны образовывать группы,

    связанные родством, наследством












    или каком-либо интересом

    Люди объединяются в пары, семьи, становятся друзьями, собираются в церкви, образуют клубы, деловые предприятия, являются соседями и составляют крупные организации. Вне зависимости от формы группа возникает из людей с общими опытом, объектами симпатий и интересами. Иными словами, участники соци­альных групп, сохраняя свою индивидуальность, также видят в себе особое «мы».

    Не каждое собрание индивидов можно назвать группой. Люди с одинаковым статусом — женщины, домовладельцы, гомосексуалисты, солдаты, миллионеры и католики - вовсе не группы, это категории. Они, хотя и знают других людей с та­ким же статусом, все-таки с большинством из них незнакомы.

    А как насчет студентов, собравшихся в лекционном зале, или купальщиков, жарким днем заполнивших пляж? В таких условиях отдельные люди могут об­щаться, но лишь с немногими. Эти временные собрания людей лучше назвать тол­пой. В целом толпы отличаются анонимностью и недолговечностью, чтобы считать­ся группами.

    Однако надлежащие обстоятельства способны преобразовать толпу в группу. Если люди застревают в лифте, они обычно признают беду общей и обращаются друг к другу за помощью. Иногда устойчивые связи возникают после несчастий и катастроф.

    Первичные и вторичные группы

    Знакомые обычно приветствуют друг друга улыбкой и словами: «Привет! Как дела?» Ответ на это, как правило, таков: «Прекрасно, спасибо. А у тебя?» Подоб­ные слова чаще предписаны сценарием, нежели оказываются правдой. В большин­стве случаев детальный рассказ об истинном положении своих дел заставит людей

    226 Часть II, Основы общества

    Глава 7. Группы и организации 227


    Социологи выделяют два типа социальных групп — в зависимости от степени искренней личной заинтересованности участников друг в друге. Согласно Чарльзу Хортону Кули (1864-1929), первичной является малая социальная группа, члены которой связаны личными и длительными отношениями. Сближаясь благодаря первичным отношениям, люди обычно проводят много времени вместе, занимают­ся множеством дел и чувствуют, что хорошо знают друг друга. Невзирая на перио­дические конфликты, члены первичных групп проявляют подлинную заботу о вза­имном благополучии. Самой важной первичной группой общества выступает семья.

    Кули назвал эти личные и тесно сплоченные группы именно так, потому что они принадлежат к числу первых групп, с которыми мы встречаемся в жизни. Кроме того, семья и начальные игровые группы имеют первостепенную важность для процесса социализации, формируя установки, поведение и социальную идентичность.

    Первичные отношения дарят людям ощущение безопасности. В привычном социальном кругу семьи или друзей человек знает, что может быть «самим собой», не заботясь о впечатлении, которое он производит.

    Члены первичных групп помогают друг другу во многих отношениях, но взаи­моотношения воспринимают как самоцель, не считая их средством для достиже­ния какой-либо иной цели. Иными словами, мы предпочитаем считать, что родство и дружба связывают людей. Кроме того, члены первичной группы склонны считать друг друга уникальными и незаменимыми. В семье мы особенно преданы и эмоцио­нально привязаны к родственникам. Бывает, что братья и сестры не ладят между собой, но они всегда остаются близкими людьми.

    Вторичная группа - это крупная и обезличенная социальная группа, члены ко­торой преследуют определенную цель или занимаются определенной деятельно­стью. Она, в общем, совершенно отличается от первичной. Вторичные отношения сопровождаются слабыми эмоциональными связями и незначительным личным знакомством. Большинство вторичных групп недолговечно, а их возникновение и исчезновение не представляют особой важности. Образчиками таковых выступа­ют, к примеру, студенты, изучающие курс социологии, которые, наверное, никогда больше не увидят многих из своей компании по окончании семестра.

    Вторичные группы включают намного больше людей, чем первичные. Так, де­сятки и даже сотни человек работают вместе в одном офисе, но большинство из них почти не обращают внимания на окружающих. В некоторых случаях вторичная группа со временем может превратиться в первичную, как это происходит, когда сослуживцы на протяжении многих лет работают в одном офисе. Но в целом чле­ны вторичной группы не воспринимают себя как «мы».

    Если члены первичных групп ориентированы на личность, то вторичных — на цель. Безусловно, это не означает, будто последний вариант предполагает враждеб­ность или холодность. Взаимодействие студентов, сослуживцев и деловых партне­ров зачастую оказывается замечательным, даже если оно обезличенное. Однако если люди, составляющие первичную группу, определяют себя соответственно тому, кто они в родственном отношении или по личным качествам, то во вторич­ных группах главное, что из себя представляет другой или что он способен сде­лать. Иными словами, в последнем случае люди «ведут счет», памятуя о том, что

    особое поведение: члены вторичной группы обычно держатся официально и веж­ливо. Поэтому в подобной ситуации мы спрашиваем: «Как дела?» — не ожидая услы­шать правдивый ответ.

    В табл. 7.1 суммированы особенности первичных и вторичных групп.

    Таблица 7.1 Первичные и вторичные группы: резюме

    Первичная группа Вторичная группа

    Качество отношении Ориентация наличность Ориентация нацель

    Длительность отношений Обычно продолжительные Разная; отношения часто

    непродолжительны
    Диапазон отношений Широкий; отношения обычно Узкий; отношения обычно

    связаны со многими делами связаны с немногими делами
    Субъективное Являются целью сами по себе Являются средством для

    восприятие отношений достижения цели

    Типичные примеры Семья, круг друзей Сослуживцы, политические

    организации

    Не забывайте, что эти черты определяют группы в идеале; реальные же группы включают и те и другие элементы. Но расположение таких понятий на разных полюсах континуума помогает нам описывать и анализировать жизнь групп.

    Многие люди считают, что в маленьких городах и сельской местности царят преимущественно первичные отношения, а для больших городов более характер­ны вторичные связи. Это представление во многом верное, но некоторые городские районы — особенно населенные людьми из одной этнической или религиозной категории — отличаются тесной сплоченностью проживающих там.

    Лидерство в группе

    Как функционируют группы? Важным элементом групповой динамики оказывает­ся лидерство. Во многих маленьких дружеских группах лидера нет вовсе, но в боль­шинстве крупных вторичных групп существует официальный ряд начальников.

    Две роли лидеров. Существуют две разновидности лидерства. Инструменталь­ное лидерство представляет собой руководство группой, которое сосредоточива­ется на выполнении задач. Члены группы рассчитывают на таких лидеров, надеясь, что дела окажутся выполнены. Экспрессивное лидерство — руководство группой, фокусирующееся на коллективном благополучии. Этих лидеров интересует не столько достижение целей, сколько укрепление групповой морали и сведение к минимуму напряжения и конфликтов между членами группы.

    Инструментальные лидеры, поскольку они сосредоточены на успешном выпол­нении деятельности, обычно поддерживают с другими членами официальные (вто­ричные) отношения. Отдают приказы и поощряют или наказывают подчиненных в соответствии с их вкладом в групповую деятельность. Экспрессивные лидеры устанавливают более теплые личные (первичные) связи. Они готовы поддержать того, кто переживает тяжелые времена, способствуют сплочению группы и снима-

    228 Часть II. Основы общества

    Глава 7. Группы и организации 229


    уважение в глазах членов группы, то экспрессивному, как правило, удается сни­скать больше личной симпатии.

    В традиционной американской семье два типа лидерства связаны с тендерной принадлежностью. Исторически сложилось так, что культурные нормы возлагали инструментальное лидерство на мужчин, которые как отцы и мужья принимали на себя основную ответственность за финансовое обеспечение семьи и принятие важ­ных семейных решений. Экспрессивное лидерство традиционно выпадало на долю женщин: матери и жены стремились установить между членами семьи взаимоот­ношения согласия и взаимной поддержки. В результате дети больше уважали от­цов, но теснее привязывались к матерям (Parsons & Bales, 1955; Macionis, 1978a).

    Равенство мужчин и женщин сглаживает разграничение между инструменталь­ным и экспрессивным лидерством, основанном на тендере. В большинстве совре­менных групп мужчины и женщины берут на себя обе роли лидеров.

    Три стиля лидерства. Социологи характеризуют лидерство и с точки зрения стиля, в котором принимаются решения. Авторитарное лидерство фокусируется на инструментальных соображениях, предполагает личную ответственность за принятие решений и требует строгого подчинения от нижестоящих. Хотя оно мо­жет и не нравиться группе, авторитарный лидер, способный действовать быстро, высоко ценится в периоды кризиса.

    Демократическое лидерство более экспрессивно и ставит целью вовлечь в про­цесс принятия решений всех. Несмотря на менее успешные действия в кризисные периоды, которые оставляют мало времени для дискуссий, демократические лиде­ры обычно опираются на идеи всех членов группы, чтобы выработать творческое решение проблем.

    Лидерство типа laissez-faire {попустительского, отстраненного типа) (в пере­воде с французского приблизительно означает «оставить в одиночестве») позво­ляет группе функционировать в целом самостоятельно. Для достижения группо­вых целей этот стиль обычно бывает наименее эффективным (White & Lippitt, 1953; Ridgeway, 1983).

    Групповая конформность

    Группы влияют на поведение своих членов и способствуют конформности. «Впи­санность» дает надежное ощущение принадлежности к коллективу, однако в сво­их крайних проявлениях групповой прессинг может быть неприятным и порой опасным. Более того: даже незнакомые друг с другом люди способны усилить кон­формность, как это показали эксперименты Соломона Аша и Стенли Милгрэма.

    Исследование Аша. Соломон Аш (Asch, 1952) выполнил классический экспе­римент, продемонстрировавший могущество групп в создании конформности. Автор набирал студентов якобы для изучения зрительного восприятия. Перед на­чалом эксперимента он объяснил всем членам малой группы, кроме одного, что их подлинная задача заключена в том, чтобы оказывать давление на остающегося в неведении индивида. Рассаживая по 6-8 студентов вокруг стола, исследователь показывал им «стандартную» линию (карточка 1 на рис. 7.1) и предлагал ответить,




    Рис. 7.1. Карточки, использованные

    в эксперименте Аша при изучении групповой

    конформности. Источник. Asch, 1952

    Карточка 1 Карточка 2

    Любому человеку с нормальным зрением легко было сразу увидеть, что пра­вильным ответом является линия «А» на карточке 2. Поначалу, как и задумыва­лось, все отвечали верно. Однако потом тайные сообщники Аша начинали отвечать неправильно, повергая наивного субъекта (посаженного за стол так, чтобы его от­вет был предпоследним) в изумление и неловкость.

    Что же происходило? Аш обнаружил, что одна треть всех субъектов подлажи­валась к другим, давая неправильные ответы. Из этого недвусмысленно следует, что многие из нас готовы отказаться от собственного мнения — лишь бы не отли­чаться от остальных, даже незнакомых, людей.

    Исследование Милгрэма. Стенли Милгрэм, бывший студент Соломона Аша, предпринял свои собственные эксперименты по изучению конформности. В его спорном исследовании (Milgram, 1963, 1965; Miller, 1986) автор объяснял мужчи­нам, что они примут участие в опыте по изучению влияния наказания на научение. Одному субъекту за другим он поручал исполнять роль «учителя», а еще одного человека — на самом деле помощника ученого — помещал в соседнюю комнату в качестве «ученика».

    Учитель смотрел, как ученика усаживают в хитроумное устройство, похожее на электрический стул. Исследователь смазывал запястье ученика гелем для элект­родов, объясняя, что это «защитит его от ожогов». Затем исследователь прикреп­лял к запястью электрод и затягивал кожаные ремни, говоря, что они «воспрепят­ствуют излишним движениям, когда ученика подвергнут электрошоку». Хотя про­цедура ожидалась болезненная, исследователь заверял учителя в том, что она не вызовет «необратимого поражения тканей».

    Затем исследователь отводил учителя обратно в соседнюю комнату, объясняя, что «электрический стул» соединен с «шоковым генератором» — фиктивным, но правдоподобного вида прибором, на котором значилась надпись: «Электрошоко­вый генератор, тип "ZLB", приборостроительная компания DysonInstmmentCompany, Waltham, Mass». Сверху был диск, который якобы регулировал напряжение в диа­пазоне от 15 В («легкий шок») до 300 («сильный шок») и 450 В («опасно: предель­но допустимый шок»)

    Посаженному перед «шоковым генератором» учителю велели зачитывать вслух

    230 Часть II. Основы общества

    Глава 7. Группы и организации 231


    пока ученик вспомнит второе. При каждом неправильном ответе учитель был обя­зан применить электрошок.

    Исследователь велел учителю начинать с самого слабого шока (15 В) и с каж­дой ошибкой увеличивать напряжение еще на 15 единиц. Именно так и поступал учитель. На 75,90 и 105 В он слышал, как ученик стонет; при 120 раздавались кри­ки боли; при 270 — дикий вопль; при 315 — битье о стену; после этого — мертвая тишина. Никто из 40 субъектов, выступивших в роли учителя, даже не усомнился в процедуре, пока напряжение не достигало 300 В, а 26 — почти 2/3 — проходили весь путь до конца, заканчивая дело 450 В. Готовностью, с которой люди повиновались властным фигурам, был поражен даже сам Милгрэм.

    В дальнейшем автор (Milgram, 1964) модифицировал свой опыт, чтобы прове­рить, не потому ли Соломон Аш зафиксировал столь высокую групповую конформ­ность, что задание, использованное для измерения последней, было тривиальным? Сумели бы принудить людей к применению электрошоков еще и группы, состоя­щие из обычных лиц, — персон, не облеченных властью?

    На сей раз Милгрэм собрал группу из трех учителей, двое из которых были его помощниками. При ошибке ученика каждый из трех должен был предло­жить уровень напряжения; после чего группе следовало применить самое низ­кое напряжение из предложенных. Такая организация процесса вооружала наив­ного субъекта властью применять шок меньшего напряжения, независимо от предложений других.

    С каждой ошибкой «подсадные утки» предлагали применять все большее на­пряжение, оказывая давление на третьего участника, чтобы он поступил так же. И, по сути, они преуспели. Субъекты прибегали к напряжению втрое и вчетверо выше того, что применяли те, кто действовал в одиночку, в контрольных условиях. Таким образом, следует, что люди склонны действовать по указке не только «фи­гур, облеченных законной властью», но и групп, состоящих из обычных индиви­дов, — даже в случаях, когда это связано с причинением вреда другому человеку.

    Исследование Джениса. Ирвин Л. Дженис (Janis, 1972, 1989) утверждает, что групповому давлению уступают и специалисты. Дженис настаивает, что ряд оши­бок внешнеполитического ведомства США, включая неспособность предвидеть нападение японцев на Перл-Харбор в годы Второй мировой войны и неудачную войну во Вьетнаме, стал результатом групповой конформности в высших полити­ческих кругах.

    Здравый смысл подсказывает нам, что групповая дискуссия способствует приня­тию решений. Дженис возражает; согласно этому автору, члены группы часто стре­мятся к консенсусу, который исключает иные точки зрения. Исследователь назвал этот процесс групповым мышлением, понимая под ним тенденцию к согласованно­сти между членами группы, что приводит к узкому взгляду на тот или иной вопрос. В 1961 г. классическим образчиком группового мышления оказалось решение о вторжении на Кубу. Вспоминая этот факт, Артур Шлезингер-младший, советник президента Кеннеди, признался, что испытывает чувство вины, поскольку «вел себя столь сдержанно в процессе тех роковых кабинетных дискуссий». И добавля­ет: группа одергивала любого, кто пытался оспорить то, что Шлезингер назвал «бес-

    Референтные группы

    Как мы оцениваем свои установки и поведение? В этом нам помогает референтная группа социальная группа, которая служит эталоном при оценках и решениях.

    Юноша, воображающий реакцию своей семьи на женщину, с которой он встре­чается, задействуют семью в качестве референтной группы. Аналогичным образом начальник, который пытается выявить реакцию своих подчиненных на новую от­пускную политику, принимает их в качестве стандарта, на который он опирается. Как следует из этих примеров, референтные группы бывают первичными и вторич­ными. В любом случае наша потребность в конформности означает, что мы нахо­димся под сильнейшим влиянием чужих установок.

    В качестве референтных люди используют и те группы, к которым не принадле­жат. Хорошо подготовиться к интервью при приеме на работу — значит, одеться так же, как и сотрудники намеченной компании. Приведение себя в соответствие груп­пам, в которые мы не входим, как стратегию, направленную на принятие, иллюстри­рует процесс опережающей социализации, описанный в главе 5 («Социализация»).

    Исследование Стоиффера. В годы Второй мировой войны Сэмюел А. Стоиф-фер (Stouffer, 1949) выполнил классическое исследование динамики референтной группы. Исследователи просили солдат оценить свои шансы или же любого друго­го солдата получить повышение в подразделении. Предполагалось, что наиболь­ший оптимизм по поводу продвижения по службе обнаружится у солдат, занятых на хозяйственных должностях и относящихся ко вспомогательным командам, где повышения не редкость. Однако исследование Стоиффера выявило прямо проти­воположное: оказалось, что наиболее позитивно на свои шансы выдвинуться смот­рели солдаты из воинских подразделений с низким процентом повышений.

    Ключом к пониманию таких результатов оказываются группы, на которые рав­нялись военные, оценивая себя. Те, что были приписаны к подразделениям, где повышения происходили нечасто, оглядывались вокруг и видели людей, которые также не продвинулись. Следовательно, хотя они не получили повышения сами, его не добились и другие, а потому первые не чувствовали себя обделенными. Пе­ред глазами же солдат из подразделений, в которых отмечался высокий процент повышений, стояли те, кто поднимался по карьерной лестнице быстрее, чем они. В таком случае даже военные, получившие повышение в звании, наверняка счита­ли, что их обошли.

    Урок, который следует вынести из сказанного, состоит в том, что суждения о себе самих мы выносим не в изоляции; не сравниваем мы себя и с первыми попав­шимися людьми. Будучи независимыми от ситуации в абсолютном смысле, у нас формируется субъективное ощущение своего благополучия, когда мы сопоставля­ем себя с конкретными референтными группами (Merton, 1968; Mirowsky, 1987).

    Ин-группы и аут-группы

    Все мы предпочитаем какие-то одни группы другим — либо в силу политических взглядов, либо из соображений социальной престижности, а то и просто с огляд­кой на манеру одеваться. Так, в кампусе колледжа возможна ситуация, когда сту­денты, придерживающиеся левых взглядов, презирают тех своих сверстников, ко-

    232 Часть II, Основы общества

    Глава 7. Группы и организации 233







    © ©


    2 человека (1 связь) 3 человека (3 связи) 4 человека (6 связей)

    относятся к компьютерным «занудам» и «зубрилам», которые работают слишком усердно. Без сравнительной смеси позитивных и негативных оценок не обходится почти ни один социальный ландшафт.

    Подобными суждениями иллюстрируется еще один элемент групповой дина­мики: противопоставленность ин- и аут-групп. Ин-группой называется социальная группа, сообщающая своим членам чувство достоинства и преданности. Она увяза­на с аут-группой, под которой понимается социальная группа, выступающая объектом соперничества или оппозиции. Ин- и аут-группы базируются на той идее, что «мы» обладаем ценимыми чертами, которых нет у «них».

    Напряжение, царящее между группами, яснее очерчивает их границы и дарует людям более точную социальную идентичность. В то же время данная групповая динамика формирует стереотипы и искажает реальность. Точнее говоря, члены ин-групп придерживаются, как правило, позитивных взглядов на себя и неоправдан­но негативных взглядов — на разнообразные аут-группы.

    Свою роль играет и власть. Могущественные ин-группы способны определять других как аут-группу с низшим статусом. Так, белые люди исторически взира­ли на цветных именно так и подчиняли их себе в социальном, политическом и экономическом отношениях. Интернализуя эти установки, меньшинства вынуж­дены бороться за преодоление негативных образов «Я». Иными словами, ин-и аут-группы воспитывают лояльность, но порождают конфликт (Tajfel, 1982; Bobo & Hutchings, 1996).

    Размеры группы

    Если вы приходите на вечеринку первым, то оказываетесь в положении, позволя­ющем наблюдать кое-какую любопытную групповую динамику. До тех пор пока в комнате не соберется 6 человек, все присутствующие обычно поддерживают одну общую беседу. Но когда прибывают новые люди, группа вскоре разделяется на две или более ячейки. Размеры группы играют важную роль в характере взаимодей­ствия ее членов.

    Чтобы уяснить влияние таковых, рассмотрим количество связей между людь­ми — от 2 до 7. Как видно из рис. 7.2, два человека образуют одну связь; появление третьего создает три связи, а четвертого — шесть.

    Увеличение количества участников на одного умножает число взаимосвязей намного быстрее, так как каждый новый человек может общаться уже со всеми присутствующими. Поэтому в момент, когда вокруг одной темы объединяются семь человек, они соединены 21 «каналом». На этом этапе при наличии такого ко­личества открытых каналов группа, как правило, разделяется.

    Диада. Немецкий социолог Георг Зиммель (1858-1918) изучал социальную динамику в предельно малых группах. Чтобы обозначить социальную группу из двух членов, он (Simmel, 1950; 1-е изд. — 1902) воспользовался термином диада.

    Зиммель объяснил, что в диаде социальное взаимодействие обычно бывает ин­тенсивнее, чем в больших группах, поскольку ни одному из членов не приходится делить внимание другого с кем-то еще. В американском обществе примеры диа-



    5 человек (10 связей) 6 человек (15 связей) 7 человек (21 связь) Рис. 7.2. Размеры группы и взаимосвязи ее членов

    Но, подобно стулу о двух ножках, диады неустойчивы. Обоим членам диады приходится потрудиться над сохранением взаимосвязи; если один выпадает, груп­па прекращает существование. Поскольку устойчивость брака важна для общества, диада супружеская поддерживается правовыми, экономическими и часто религи­озными узами.

    Триада. Помимо диады Зиммель изучал и триаду — социальную группу из трех членов. Она предполагает три связи, каждая из которых объединяет двух человек из трех. Триада устойчивее диады, так как один участник может выступать в качестве посредника при напряжении отношений между двумя другими. Такая групповая динамика позволяет понять, почему члены диады (скажем, супружеская пара) не­редко обращаются к третьему (консультанту), чтобы снять возникшее между ними напряжение.

    Вместе с тем два человека из троих могут объединиться, чтобы навязать свои взгляды третьему, или же двое могут интенсифицировать свои отношения, застав­ляя третьего чувствовать себя вне игры. Когда, например, у двоих из тройки разви­вается романтический интерес друг к другу, они начинают понимать смысл старой пословицы: «Двое — компания, трое — толпа».

    Когда численность групп превышает трех человек, они становятся устойчи­вее и способны выживать, даже если лишаются нескольких своих членов. В то же время процесс разрастания ведет к тому, что сокращается интенсивное личное об­щение, возможное лишь в самых малых группах. Поэтому большие группы осно­вываются не на личной привязанности, а скорее на формальных правилах и уста­новлениях. В конце концов, их многочисленные участники позволяют активнее контактировать с внешним миром, открывая дверь новым установкам и поведе­нию (Carlev, 1991).

    234 Часть II. Основы общества

    Глава 7. Группы и организации 235


    Социальная разнородность: раса, класс и тендер

    Помимо сказанного на групповую динамику влияет расовая, этническая, классо­вая и тендерная принадлежность. Питер Блау (Blau, 1977; Blau, Blum & Schwartz, 1982; South & Messner, 1986) указывает на четыре отношения, в которых соци­альная разнородность воздействует на межгрупповой контакт:

    1. Крупные группы обращены к себе. Блау объясняет, что чем больше группа, тем скорее ее члены будут поддерживать связи только между собой. Допу­стим, в колледже пытаются повысить социальную разнородность, приглашая многих учащихся из-за рубежа. Эти студенты привнесут различия, но по мере увеличения числа приехавших они, скорее всего, сформируют свою собственную социальную группу. Поэтому попытки повысить социальную разнородность вызовут непреднамеренный эффект и усугубят сепаратизм.

    2. Гетерогенные группы обращены вовне. Чем больше внутренняя разнородность группы, тем выше вероятность того, что ее члены станут общаться с чужаками. Студенческие группы, в которые набирают людей обоих полов и разного со­циального происхождения, обычно устанавливают более широкие социальные контакты, чем те, чьи члены относятся к одному и тому же социальному типу.

    3. Социальное равенство облегчает контакты. Если группы имеют одинаковое социальное положение, их члены охотнее вступают во взаимодействие друг с другом. Таким образом, замкнутость группы обусловлена числом групп, ко­торые образуют социальную иерархию.

    4. Физические границы порождают социальные. Склонность членов груп­пы взаимодействовать с другими людьми уменьшается в той степени, в ка­кой социальная группа физически обособляется от остальных (имеет, на­пример, отдельную спальню и столовую).



    Сети

    Сеть паутина слабых социальных связей. Представьте себе сеть в виде «расплывча­той» группы, состоящей из людей, которые вступают друг с другом в случайный кон­такт, но у которых нет чувства границ и принадлежности. Если группу возможно срав­нить с «кругом друзей», то сеть — с «социальной паутиной», расширяющейся вовне и зачастую простирающейся на огромные расстояния, включающей массы людей.

    Некоторые сети близки к тому, чтобы стать группами, — так, например, можно сказать об институтских друзьях, которые поддерживают связь и после окончания обучения, пользуясь услугами электронной почты и телефонной связи. Чаще, од­нако, сеть включает людей, о которых мы знаем или которые знают о нас, но с кем мы общаемся редко, если вообще общаемся. Одна женщина с устоявшейся репута­цией общественного организатора говорит об этом так: «Мне звонят домой, кто-то спрашивает: "Это Розинн Наварро? Кое-кто посоветовал мне обратиться к вам. У меня есть проблема"» (цит. по: Kaminer, 1984; р. 94).

    Сетевые связи заставляют ощутить, что мы живем в маленьком мире. Еще в од­ном своем классическом эксперименте Стенли Милгрэм (Milgram, 1967; Watts, 1999) вручал людям в Канзасе и Небраске письма, предназначенные для нескольких чело­век в Бостоне, которых первые не знали. Адресов не было, и участникам поручали направить письма другим людям, их личным знакомым, которые могли бы найти адресатов. Милгрэм выяснил, что письма доходили до нужного человека по цепоч­ке, состоявшей в среднем из 6 субъектов. Этот результат привел исследователя к мысли, что все люди отстоят друг от друга «на шесть ступеней разделения».

    Сетевые связи бывают слабыми, но они могут быть могущественным ресурсом. Для иммигрантов, которые стараются обжиться в новой общине; деловых людей, стремящихся расширить свою деятельность, или для человека, ищущего работу, те, кого они знают, зачастую оказываются не менее важными, чем то, что они знают (ср.: Luo, 1997; Hagan, 1998; Petersen, Sapotra & Seidel, 2000).

    Сети опираются на колледжи, клубы, соседей, политические партии и интере­сы индивида. Очевидно, что в некоторых сетях присутствуют люди, которые бога­че других и наделены большими властью и престижем, — говорят «надежные свя­зи». Сети, состоящие из более привилегированных категорий людей, включая бе­лых, по сравнению с афро- и латиноамериканцами, представляют собой более ценную форму «социального капитала», который, например, скорее позволит лю­дям из этих категорий занимать высокооплачиваемые должности (Kasinitz & Rosenberg, 1996; Green, Tigges & Diaz, 1999).

    Кроме того, у некоторых людей сети обширнее, чем у других; они, таким обра­зом, контактируют с большим числом лиц. Как правило, самые широкие соци­альные сети включают молодых людей с хорошим образованием, проживающих в больших городах (Markovsky et al., 1993; Kadushin, 1995; O'Brien, Hassinger & Dershem, 1996; Fernandez & Weinberg, 1997; Podolny & Baron, 1997).

    Сети формируются и по тендерному признаку. Хотя обычно мужские и жен­ские одинаковы по величине, женщины подключают большее число родственни­ков (и других женщин), а мужчины — сослуживцев (и других мужчин). По данным исследования, для женских связей характерен другой оттенок, чем для типичных гртрй «лгшзрй-ппиятрттрй» Однако псе павно с поиближением к тендерному равен-

    236 Часть II, Основы общества

    ству в США мужские и женские сети становятся более похожими между собой (Moore, 1991,1992; Wright, 1995; Mencken & Winfield, 1999; Reskin & McBrier, 2000). Наконец, новая информационная технология породила всемирную сеть беспре­цедентных размеров, — Интернет. Эта форма коммуникации XXI в. подробнее рас­сматривается в разделе «Интернет: Всемирная сеть», а на карте мира 7.1 можно увидеть доступность услуг интернета в мировом масштабе1.

    ГЛОБАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

    Интернет: Всемирная сеть

    Его зарождение напоминает сюжет фильма «Dr. Strangelove», популярного в 1960-х гг., в годы «холодной войны». 30 лет назад правительственные чиновники и ученые пытались вычислить, как управлять страной после атомного нападения, которое, по их мнению, должно было вы­вести из строя телевидение и телефонную связь. Блестящим решением было создать систе­му коммуникации без центрального пункта управления, без ответственных лиц и без единого распределительного щита- короче говоря, электронную паутину, которая объединила бы страну в одну огромную сеть.

    К1985 г. паутина, состоящая из линий высокоскоростной передачи данных, была создана и ин­тернет смог появиться на свет. Сегодня он соединяет тысячи колледжей и университетов и десятки тысяч государственных учреждений, которые участвуют в оплате его работы. Де­сятки миллионов деловых предприятий и людей у себя дома также подсоединяются к этой «информационной магистрали» при помощи модемов и договоров с провайдерами. Сколько людей являются пользователями Интернета? Установлено, что в 2002 г. он свяжет более 400 млн человек в 180 (из 192) странах.

    Что предлагает Сеть людям? Популярные поисковые устройства вроде «YAHOO!» открывают сайт, где вы вольны искать практически все, что только придет вам в голову. При помощи электронной почты можно завязать кибер-роман, написать автору своего учебника или даже послать письмо президенту США. Благодаря интернету вы можете присоединяться к дискуссионным группам, «вир­туально» посещать музеи, получать данные из государственных учреждений, знакомиться с веб­страницами, представляющими социологический интерес, или повторять материал при подготовке к экзамену поданному предмету. Не обремененный никакими формальными правилами пользо­вания, Интернет содержит в себе потенциал, который ограничен лишь нашим воображением. Наверное, по иронии судьбы оказывается, что именно эта свобода раздражает некоторых людей. Критики заявляют, что «электронная демократия» угрожает нашей политической си­стеме; родители боятся, что их дети доберутся до общедоступных сайтов сексуальной на­правленности, а пуристы выходят из себя, когда интернет наводняет реклама. Эта «вольница» напоминает реальный мир. Поэтому понятно, что сегодня все больше и боль­ше людей пользуются паролями, логинами и другими «воротами» для создания замкнутых субсетей, ограниченных единомышленниками. Из одной огромной сети, следовательно, рож­дается несметное количество социальных групп.

    Источники: Elmer-DeWitt,1993,1994b; Hafner, 1994; O'Connor, 1997

    ' На этой карте показана мировая статистика доступа в Интернет исходя из числа пользователей на каждые 10 тыс. человек. Высокий уровень характерен для стран, где и уровень доходов высок, а также многих стран со средним уровнем доходов. В отличие от них, почти в половине государств (в основ­ном с низким уровнем доходов) доступ в Интернет незначительный. Какое влияние оказывает это на возможности людей получать информацию? Каковы вероятные последствия такого расслоения с точки зрения глобального неравенства в будущем?

    238 Часть II. Основы общества

    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   74


    написать администратору сайта