Социология Дж. Машоунис. Оглавление Джон Масионис Социология 9е издание
Скачать 11.25 Mb.
|
Развитие личности. Для ребенка, центрированного на Ид, мир является ошеломляющим потоком физических ощущений, которые либо приятны, либо болезненны. Однако с развитием Суперэго он выучивает моральные понятия должного и недолжного. Иными словами, сначала дети способны ощущать добро только физически, но к 3-4 годам они воспринимают добро и зло в согласии со своей оценкой собственного поведения применительно к культурным нормам. Ид и Суперэго конфликтуют, но у хорошо приспособленного индивида Эго уравновешивает эти противоборствующие силы. Если конфликты не разрешаются в детстве, то в дальнейшем они могут всплывать на поверхность в виде рас- Культура, выступая в форме Суперэго, подавляет эгоистичные требования, заставляя людей считаться с другими. Часто бывает, что противоречивые требования «Я» и общества выливаются в компромисс, который Фрейд назвал сублимацией. Она преобразует эгоистичные стремления в социально приемлемое поведение. Сексуальные желания, например, приводят к браку, тогда как агрессия выплескивается в соревновательных видах спорта. Критическая оценка. Труды Фрейда вызывали споры еще в его собственное время. Теперь критики обвиняют его в суждении о людях с точки зрения мужчин и низведении женщин (Donovan & Littenberg, 1982). Однако Фрейд оказал влияние на всех, кто впоследствии занимался изучением человеческой личности. Особую важность для социологии имеет его представление о том, что мы интернали-зуем социальные нормы и что детские переживания оказывают стойкое воздействие на наши личности. Жан Пиаже: когнитивное развитие Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980) изучал человеческую когницию — то, как люди мыслят. Наблюдая за собственными тремя детьми, Пиаже заинтересовался не только тем, что они знали, но и как они познавали мир. В дальнейшем он выделил четыре стадии когнитивного развития. Сенсомоторная стадия. Первая, сенсомоторная стадия, уровень человеческого развития, когда индивиды воспринимают мир только чувственно). На протяжении примерно первых двух лет жизни младенец познает мир лишь с помощью пяти чувств: осязания, вкуса, обоняния, зрения и слуха. Для маленьких людей «знание» сводится к непосредственному, сенсорному восприятию. Дооперациональная стадия. Примерно в 2-летнем возрасте дети переходят на дооперациональную стадию — уровень развития человека, когда индивиды впервые начинают использовать языковые и другие символы. Теперь дети начинают думать о мире разумно и задействуют воображение. Но такие дети, возраст которых составляет от 2 до 6 лет, по-прежнему приписывают смысл лишь отдельным переживаниям и предметам. Они могут назвать любимую игрушку, но не могут объяснить, какие игрушки они любят. Не зная абстрактных понятий, ребенок не в состоянии также судить о размере, весе или объеме. В одном из своих самых известных экспериментов Пиаже ставил на стол два одинаковых стакана с поровну разлитой водой. Он спрашивал у нескольких детей в возрасте 5 и 6 лет, одинаковое ли количество воды находится в стаканах. Они утвердительно кивали. Затем дети наблюдали, как Пиаже брал один из стаканов и переливал его содержимое в более высокий и узкий стакан, где уровень воды повышался. Он спрашивал вновь, поровну ли разлита вода. Дети настаивали, что в более высоком стакане воды больше. К 7 годам дети способны мыслить абстрактно и понимают, что количество воды остается одним и тем же. Стадия конкретных операций. Далее следует стадия конкретных операций — уровень человеческого развития, когда индивиды впервые воспринимают причинные связи в своем окружении). Между 7 и 11 годами дети фокусируются на том, как и почему происходят разные вещи. Кроме того, на этой стадии дети наделяют отдельный предмет или событие более чем одним символом. Если, например, вы скажете 5-летнем\' малышу «Сегодня среда», то он может ответить: «Нет, сегодня мой день ■J 76 Часть II. Основы общества Глава 5. Социализация 177 рождения!», из чего следует, что он может использовать лишь один символ. Однако 10-летний ребенок, находящийся на стадии конкретных операций, сумеет ответить: «Да, и эта среда — день моего рождения!» Стадия формальных операций. Последней в модели Пиаже стоит стадия формальных операций — уровень развития человека, когда индивиды мыслят абстрактно и критически. Примерно в 12 лет люди начинают мыслить не только о конкретных ситуациях, но и абстрактно. Если бы вы, например, спросили у 7-летнего ребенка: «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?», то получили бы конкретный ответ — допустим: «Учителем». Но большинство тинейджеров умеет мыслить абстрактнее и может ответить: «Мне хотелось бы найти такую работу, чтобы помогать другим». Эта способность к абстрактному мышлению также позволяет молодым людям понимать метафоры. Ребенок, услышав слова: «Хорошая мысль, держи карамельку», может попросить конфету, но подросток распознает шутливую похвал}'. Критическая оценка. Если Фрейд полагал, что людей разрывают противоборствующие силы биологии и культуры, то Пиаже считал разум активным и творческим. Он видел возможность вхождения в мир, развертывающуюся по стадиям, как следствие и биологического созревания, и социального опыта. Но во всех ли обществах люди проходят все четыре стадии, указанные Пиаже? Жизнь в медленно изменяющемся традиционном обществе ограничивает способность к абстрактному и критическому мышлению. И даже в американском обществе 30% людей, по-видимому, никогда не достигают стадии формальных операций (Kohlberg & Gilligan, 1971). Лоренс Колберг: моральное развитие Лоренс Колберг (Kohlberg, 1981) внес свои уточнения в труды Пиаже, занявшись изучением морального мышления — способов, которыми индивиды оценивают ситуации как правильные или неправильные. В данном случае развитие вновь происходит по стадиям. Маленькие дети, воспринимающие мир исходя из боли и удовольствия (сенсо-моторная стадия по Пиаже), находятся на доконвенционалъном уровне морального развития. На этой ранней стадии «правильность» приравнивается к тому, что я ощущаю приятным». Конвенциональный уровень, вторая стадия Колберга, достигается в начале подросткового возраста (соответствуя стадии формальных операций, последней стадии в системе Пиаже). На этом этапе молодые люди утрачивают толику своего эгоизма, научаясь определять правильное и неправильное с точки зрения того, что нравится их родителям и что согласуется с культурными нормами. На этой стадии при вынесении моральных суждений индивиды также пытаются не просто наблюдать за чужими действиями, но оценивать намерения людей. На последней стадии морального развития по Колбергу, которой является постконвенциональный уровень, индивиды выходят за рамки норм своего общества, чтобы обдумать абстрактные этические принципы. Теперь они размышляют о свободе, независимости или справедливости — возможно, утверждая при этом, что законное еще не означает правильное. Критическая оценка. Как и работа Пиаже, модель Колберга представляет мо- нима ли эта модель к людям из всех существующих обществ. В США многие люди никогда не достигают постконвенционального уровня морального мышления, хотя точные причины этого неизвестны. Еще одной проблемой является то, что все субъекты в изысканиях Колберга были мальчиками. Автор совершил исследовательскую ошибку, которая описана в главе 2 («Социологическое исследование»): она состоит в распространении результатов, полученных при работе с субъектами мужского пола, на всех людей. Эта проблема побудила его коллег}', Кэрол Гиллиган, изучить влияние тендера на моральное мышление. Кэрол Гиллиган: тендерный фактор Кэрол Гиллиган, особенности научного подхода которой освещены в материале врезки, сравнила моральное развитие девочек и мальчиков и нашла, что представители двух полов используют различные стандарты правоты. КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Важность тендерной принадлежности для исследования Кэрол Гиллиган, образовательный психолог из Гарвардского университета, продемонстрировала влияние тендера на социальное поведение. В ее ранней работе была показана тендерная предвзятость исследований Колберга и других ученых, работавших только с субъектами мужского пола. Но продолжая исследования, Гиллиган (Gilligan, 1990) сделала крупное открытие: мальчики и девочки прибегают к различным стратегиям в принятии моральных решений. Поэтому, игнорируя тендерное различие, мы приходим к неполной картине человеческого поведения. Не так давно Гиллиган изучила влияние тендера на самоуважение. За 5 лет ее исследовательская команда проинтервьюировала свыше 2 тыс. девочек в возрасте от 6 до 18 лет. Она обнаружила отчетливую тенденцию: маленькие девочки вступают в жизнь уверенно и энергично, но их самоуважение улетучивается в подростковом периоде. Почему? Гиллиган утверждает, что ответ кроется в том, как американская культура определяет женщин. Идеальной представляется та, что спокойна, сдержанна и услужлива. Кроме того, когда девочки переходят из начальной школы в среднюю, они видят там меньше учителей-женщин и обнаруживают, что наиболее авторитетными фигурами являются мужчины. В результате к 20 годам девочкам приходится бороться за то, чтобы вернуть себе силу личности, которой они располагали десятью годами раньше. По иронии судьбы, когда Гиллиган и ее коллеги вернулись в частную школу - один из объектов их исследования, чтобы представить свои открытия, они обнаружили новое доказательство своей теории. Самые маленькие девочки, у которых брали интервью, страстно желали, чтобы их имена появились в готовившейся к выходу книге, однако девочки постарше колебались: многие из них боялись стать предметом обсуждения. А как считаете вы:
Ытпииитг ftillinan 1ОДП- Winldpr 1Q<¥) 178 Часть II. Основы общества Глава 5. Социализация 179 Гиллиган (Gilligan, 1982, 1990) утверждает, что мальчикам свойствен подход справедливости и они опираются на формальные правила в определении правильного и неправильного, девочкам же — подход заботы и ответственности, когда ситуация оценивается с прицелом на личные отношения. Воровство, например, с точки зрения мальчиков, дурно, потому что нарушает закон. Девочки более склонны удивиться, зачем кому-то понадобилось воровать, и могут симпатизировать человеку, который крадет, скажем, с целью накормить голодного ребенка. Колберг усматривает превосходство мужского мышления, основанного на правилах, над женским, отталкивающимся от личности. Но Гиллиган замечает, что безличные правила доминируют в жизни мужчин на работе, тогда как личные отношения занимают большее место в жизни женщин (матерей, обеспечивающих уход). Почему же, в таком случае, спрашивает Гиллиган, мы должны принимать мужские стандарты за норму суждения обо всех? Критическая оценка. Работы Гиллиган расширяют наше понимание развития человека и тендерных аспектов. Но чем объяснить зафиксированные ею различия между женщинами и мужчинами? В чем здесь дело — в наследственности или среде? По мнению Гиллиган, причиной всему является культурное обусловливание. Соответственно, по мере того как женщины все больше сосредоточивают свою жизнь на работе, моральное мышление, характерное для двух полов, становится не столь различным. Джордж Герберт Мид: социальное «Я» Джордж Герберт Мид (1863-1931) разработал теорию социального бихевиоризма, чтобы объяснить, каким образом социальный опыт формирует личность индивида (Mead, 1962; первое изд. — 1934). Его подход заставляет вспомнить о ранее описанном подходе Джона Б. Уотсона. Оба учитывали силу влияния среды на поведение. Но если Уотсон сфокусировал все внимание на очевидном поведении, то Мид изучал внутреннее мышление, определяющую черту человечности. «Я». Центральным понятием у Мида является «Я» — термин, обозначающий ту часть личности индивида, которая складывается из самоосознания и образа «Я». Гениальная прозорливость Мида проявилась в том, что он рассматривал «Я» как продукт социального опыта. Во-первых, «Я»развивается только при наличии социального опыта. Оно не является частью организма и отсутствует при рождении. Мид отрицал ту идею, что личность направляется биологическими силами (как настаивал Фрейд) или связана с биологическим созреванием (как утверждал Пиаже). По мнению Мида, «Я» развивается лишь в процессе взаимодействия человека с другими людьми. При отсутствии такового, как мы видели на примерах изолированных детей, организм растет, но «Я» не проявляется. Во-вторых, социальный опыт есть обмен символами. Только люди пользуются словами, движением кисти или улыбкой, чтобы создать смысл. Мы можем выдрессировать собаку, вознаграждая правильное поведение, но животное не придает своим действиям никакого смысла. Люди, напротив, находят его, воображая „„ ,,,.,„ „ „„т1л„„ ^^,, ,,„,! ,,,,, ,v тт(-^-т-чгтт/-гчи uoUondUMO Т/Г U ТЛ \rt 1,1 ГППЯЯШМ ГППЯТСР ПР- агирует на то, что вы делаете, а человек реагирует на то, что у вас на уме, когда вы это делаете. Таким образом, собаку можно научить отправляться в прихожую и приносить зонтик. Но собака не знает намерений: если она не сможет найти зонтик, у нее не проявится человеческая реакция — поискать вместо зонтика плащ. В-третьих, продолжает Мид, для понимания намерения необходимо представить ситуацию с чужой точки зрения. С помощью символов мы видим себя «в чужой шкуре» — глазами другого человека. Поэтому мы способны предугадать реакцию окружающих на наши поступки даже прежде, чем таковые будут совершены. Простой бросок мяча требует, чтобы мы представили, как другой человек поймает этот мяч. Социальная интеракция в таком случае предполагает, что мы смотрим на себя чужими глазами, — процесс, который Мид назвал принятием роли другого. Зеркальное «Я». По сути, окружающие — зеркало, в котором мы видим себя. Получается, наши представления о себе самих зависят от того, что, по нашему мнению, другие думают о нас. Если, например, как мы думаем, окружающие считают нас умными, то и мы станем воспринимать себя так же. Но если мы чувствуем, что они считают нас недотепами, то и сами будем относиться к себе именно таким образом. Под выражением зеркальное «Я» Чарльз Хортон Кули (1864-1929) понимал образ «Я», основанный на наших мыслях о том впечатлении, которое мы производим на других. /и Me. Четвертое соображение Мида состоит втом.чтолда, принимая роль дру -гого, осознаем себя. «Я», следовательно, состоит из двух частей. В качестве субъекта это «Я» активно и спонтанно. Активную сторону Мид назвал / (английское личное местоимение «Я» в именительном падеже). Но «Я» еще и объект, когда мы видим себя глазами других. Объективную сторону Мид назвал те (английское личное местоимение «Я» в косвенном падеже). Любой социальный опыт состоит из двух компонентов: мы инициируем действие (/-фаза «Я») и затем продолжаем его (или нет) исходя из реакции окружающих на нас (тие-фаза «Я»). Развитие «Я». Ключ к развитию «Я» — научение принимать роль другого. Имея ограниченный социальный опыт, младенцы могут сделать это только через имитацию. Это означает, что они копируют поведение, не понимая лежащих в его основе намерений, а потому не имеют никакого «Я». Когда дети научаются языку и другим символам, «Я» проявляется через игру, которая требует принятия ролей значимых других, особенно родителей. Игра в «маму и папу» (зачастую предполагающая буквальное исполнение родительских функций) помогает малышам представить мир с точки зрения родителей. Постепенно дети научаются принимать роли сразу нескольких других. Они могут переходить от простой игры (например, в догонялки), требующей участия одного человека, к сложным (например, бейсболу), в которых участвует много людей. Примерно к 7 годам большинство детей обладают социальным опытом, необходимым для участия в командных видах спорта. На рис. 5.1 изображен переход от имитации к простым и сложным играм. Но остается последняя стадия в развитии «Я». Сложная игра подразумевает принятие роли других лишь в одной ситуации, но социальная жизнь требует, чтобы ты сзып^! тты u-.i rpfla г тпоки чтения KVItbTVOHblX НОПМ. С ПОЗИЦИИ Любого вОЗМОЖЮгО 180 Часть II. Основы общества Глава 5. Социализация -| Q-| Рис. 5.1. Джордж Герберт Мид описал развитие «Я» как процесс приобретения социального опыта. Это означает, что «Я» развивается, когда мы расширяем свою способность принимать роль другого другого. Мид использовал термин обобщенный другой, под которым понимал широко распространенные культурные нормы и ценности, которые мы используем в качестве системы координат для оценки самих себя. С течением жизни «Я» продолжает изменяться вместе с нашими социальными переживаниями. И не важно, как много событий и обстоятельств воздействует на нас, мы всегда остаемся творческими существами. Поэтому, заключал Мид, и играем главную роль в нашей собственной социализации. |