Главная страница
Навигация по странице:

  • Герхард Ленски: общество и технология

  • Чтобы обозначить

  • Индустриальная система

  • Рис.

  • Социология Дж. Машоунис. Оглавление Джон Масионис Социология 9е издание


    Скачать 11.25 Mb.
    НазваниеОглавление Джон Масионис Социология 9е издание
    АнкорСоциология Дж. Машоунис.doc
    Дата17.05.2017
    Размер11.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциология Дж. Машоунис.doc
    ТипДокументы
    #7768
    страница11 из 74
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   74
    ГЛАВА 4

    Общество

    Сидиди Аг Инака никогда не работал с Интернетом, не отправлял факс и даже не разговаривал по сото­вому телефону. В современном мире высоких технологий это может показаться довольно странным. Но ни сам Итака, ни кто-либо в его семье никогда не видели телевизора и не читали газет. Это кочевники племени туарегов, скитающиеся по бескрайним пескам Сахары на западе Африки, к се­веру от города Тимбукту в государстве, которое называется Мали. Известные как «голубые люди пусты­ни» за свои просторные голубые одежды, носимые и мужчинами и женщинами, туареги пасут верблю­дов, коз и овец и живут в стойбищах там, где бушуют песчаные бури, а дневная температура нередко достигает 120 градусов по Фаренгейту'. Их жизнь тяжела, но большинство стараются придерживаться древних традиций. С решительностью во взгляде Инака говорит: «Мой отец был кочевник, его отец был кочевник, я кочевник, мои дети будут кочевниками».

    Туареги относятся к числу беднейших людей на планете, живя просто, но трудно. В периоды засухи и они, и их животные рискуют погибнуть. Инака и его народ являются обособленным обществом, изолирован­ным от остального человечества и почти не затронутым современными идеями и передовой технологией. Многим они, без сомнения, покажутся любопытным пережитком прошлого. Но Инака не жалуется: «Такова жизнь моих предков. Такова жизнь, которую мы знаем» (Buckley, 1996; Matlotf, 1997; Lovgren, 1998).

    В прошлом существовали разнообразные сообщества людей, и в наши дни все еще заметно примечательное многообразие, примером чего служит история туарегов. Но что такое общество? Как и почему изменялись общества на протяжении исто­рии человечества?

    Под обществом понимаются люди, взаимодействующие на очерченной терри­тории и имеющие общую культуру. В этой главе кажущееся столь простым поня­тие будет рассмотрено с четырех различных позиций. Начнем с представления идеи Герхарда Ленски, описавшего пути изменения человеческих обществ за по­следние 10 тыс. лет. Он объяснил важность для социальной жизни технологии и ее революционных последствий. Затем перейдем к концепциям, которые предложи­ли три основоположника социологии. Карл Маркс, как и Ленски, видел в челове­ческой истории долгий и сложный процесс. Однако для Маркса в ее основе лежит социальный конфликт, который возникает из способа производства материальных благ. Макс Вебер избрал другую точку зрения, указывая, что общество формиру­ется под воздействием идей. Традиционное мышление примитивных обществ Ве­бер сравнил с рациональным, которое преобладает в современном образе жизни. Наконец, Эмиль Дюркгейм помог выявить различные связи, соединяющие тради­ционные общества с современными.

    i 40 Часть II. Основы общества

    Глава 4. Общество -J41


    Все четыре концепции отвечают на важные вопросы: что делает людей, подоб­ных членам племени туарегов из песков Сахары, столь разительно отличающими­ся от представителей привычного нам общества? Как и почему изменяются обще­ства вообще? Какие силы их разделяют? Какие силы сплачивают? После озна­комления с историческими тенденциями постараемся осмыслить проблему того, лучше или хуже становятся общества.

    Герхард Ленски: общество и технология

    Американцев, воспринимающих как нечто само собой разумеющееся телефоны и телевидение, школы и больницы, наверняка удивят кочевые племена Сахары, ко­торые ведут такую же примитивную жизнь, какой веками придерживались их пред­ки. Труды Герхарда Ленски (Lenski, Nolan & Lenski, 1995; Nolan & Lenski, 1999) помогают нам понять колоссальные различия между обществами, процветавшими и приходившими в упадок на протяжении человеческой истории.

    Чтобы обозначить изменения, происходящие по мере того, как общество приоб­ретает новую технологию, Ленски использовал термин социокультурная эволю­ция. Общества с примитивной технологией (например, туареги) почти не контро­лируют природу и, следовательно, способны поддерживать лишь немного людей. Технологически развитые, хотя и не обязательно лучшие, наоборот, поддержива­ют огромные массы людей, жизнь которых отличается большим разнообразием.

    Кроме того, чем объемнее технологическая информация, которой располагает общество, тем быстрее оно изменяется. В примитивных обществах перемены про­текают очень медленно; Сидиди Аг Инака заявляет, что «живет жизнью своих пред­ков». Современные же высокотехнологические общества изменяются настолько быстро, что разительные трансформации способны произойти всего лишь в тече­ние жизни одного поколения. Представьте, что вы интересуетесь мнением челове­ка, который жил несколькими поколениями раньше, о таймерах, сексе по телефо­ну, искусственном сердце, детях из пробирки, генной инженерии, электронной почте, умных бомбах, космических челноках, ядерной угрозе, транссексуализме, компьютерных хакерах и телевизионных ток-шоу.

    Другими словами, новые технологии пронизывают весь жизненный уклад об­щества. Когда наши предки впервые научились использовать силу ветра, чтобы надувать паруса, они смогли построить корабли, которые отвезли их в новые края, послужили развитию торговли и укрепили военную мощь. В качестве более близ­кого примера вспомните то, как изменило нашу жизнь распространение компью­терных технологий.

    Опираясь на труды Ленски, опишем пять типов обществ в зависимости от их технологии: охотников и собирателей; земледельческие и скотоводческие; аграр­ные; индустриальные; постиндустриальные.

    Общества охотников и собирателей

    Самые примитивные общества живут охотой и собирательством, под которыми понимается использование простых орудий для охоты на животных и сбора расте­ний. Начиная с момента появления человека (3 млн лет назад) и заканчивая всего

    тплгм- 1 О -п.,/-- пот г\т щтст г-огпттиаишргп иго тттгмты 1\г.! птт nvnTiTiimvur г*г»(ЛТ/тэтр rcavdvr

    Подобных обществ было много в мире даже еще в 1800 г. Однако ныне их лишь несколько, включая акай пигмеев в Центральной Африке, бушменов в Юго-Запад­ной Африке, аборигенов Австралии, индейцев племени каска на северо-западе Канады и малазийских батеков и семаев (Endicott, 1992; Hewlett, 1992).

    Плохо контролируя окружающую среду, охотники и собиратели большую часть времени выслеживают дичь и собирают съедобные растения. Отдых от занятий для них возможен лишь в местностях с буйной растительностью, изобилующих пищей. Для поддержания небольшого количества ведущего такой образ жизни людей не­обходимы обширные пространства, и потому сообщества охотников и собирателей растений представляют собой небольшие группы с несколькими десятками членов. Им также приходится вести кочевую жизнь, перемещаться в другие края, как толь­ко истощится растительность в зоне промысла, или двигаться вслед за мигрирую­щими животными. Они редко основывают постоянные поселения, хотя периоди­чески возвращаются в излюбленные места.

    Общества охотников и собирателей построены по родовому признаку. Семья добывает и распределяет пищу, защищает своих членов и обучает детей. Жизнь у всех схожа и сосредоточена на поисках пропитания. Существует определенная специализация по возрастной и тендерной принадлежности. Самые маленькие и самые старые делают, что могут, а здоровые взрослые обеспечивают основную добычу пищи. Женщины собирают растения — самый надежный источник пищи, а мужчины занимаются охотой, делом не столь верным. Хотя мужчины и женщи­ны выполняют разные задачи, большинство охотников и собирателей, по-видимо­му, придают обоим полам равную социальную значимость (Leacock, 1978).

    В таких обществах мало формальных лидеров. Почтением окружен шаман, или духовный вождь, престиж которого высок, но который не получает никаких мате­риальных наград и ради пропитания должен работать, как все. Иными словами, общества охотников и собирателей — эгалитарные1.

    Охотники и собиратели пользуются простыми видами оружия — копьями, луками со стрелами и каменными ножами, но редко воюют. Их подлинный враг — силы природы: бури и засуха способны уничтожить источники пищи; они бессильны в случае заболевания или увечья. Такая незащищенность понуждает сотрудничать и пользоваться всем сообща, что повышает шансы на выживание. Тем не менее многие умирают еще в детстве, а 20-летнего возраста достигают не более полови­ны людей (Lenski, Nolan & Lenski, 1995; p. 104).

    В XX в. технологически развитые страны постепенно окружили немногих оставшихся охотников и собирателей, сократив их ресурсы. Ленски утверждает, что сегодня такие общества попросту исчезают с лица Земли. К счастью, изучение их образа жизни дало ценную информацию об истории человечества и о нашей связи с миром природы.

    Земледельческие и скотоводческие общества

    10-12 тыс. лет назад появившаяся технология начала изменять жизнь людей. Люди открыли для себя земледелие — применение ручных инструментов для получения урожая. Возделывание почвы мотыгой и проделывание отверстий для семян пал-

    142 Часть II. Основы общества

    Глава 4. Общество 143


    кой кажутся простыми и очевидными вещами, но это позволило отказаться от со­бирательства и «выращивать свое». Первые земледельческие регионы — плодород­ные районы Среднего Востока, а позднее территория Латинской Америки и Азии. За 5 тыс. лет культурная диффузия привела к тому, что земледельческие знания распространились по всем основным частям мира.

    Не все общества отказались от охоты и собирательства в пользу обработки зем­ли. По-видимому, жившие среди изобилия растительности и дичи не откликнулись на новые технологические веяния (Fischer, 1979). Не приняли их и люди, населяв­шие пустынные (на Среднем Востоке или в Сахаре, на западе Африки) и горные регионы. Эти сообщества (в том числе туареги) стали разводить скот — одомаш­нивать животных. Сегодня земледельческие и скотоводческие общества представ­лены в Южной Америке, Африке и Азии.

    Одомашнивание растений и животных чрезвычайно повысило производство продуктов, употребляемых в пищу, а потому сообщества могли поддерживать уже не десятки, но сотни людей. Пастухи были кочевниками, направляя стада на све­жие пастбища. Земледельцы же основывали поселения, которые покидали только после того, как истощалась почва. Объединенные торговлей, эти поселения обра­зовывали общества, популяции которых достигали нескольких тысяч человек.

    Когда возникают излишки материальных благ (больше, чем нужно для каждод­невного проживания), необходимость в поисках пропитания отпадает. Тогда про­цветают ремесла, торговля. Люди остригают волосы, наносят татуировки. Тогда появляются жрецы. По сравнению с обществами охотников и собирателей земле­дельческие и скотоводческие более специализированные и сложные.

    Охотники и собиратели верят, что мир населен многочисленными духами. Зем­ледельцы почитают предков и постигают Бога как Творца. В скотоводческих эти верования углубляются, и Бог видится прямо причастным к всеобщему благопо­лучию. Такое восприятие Бога («Господь — Пастырь мой», псалом 23) широко распространено среди американцев, потому что христианство, ислам и иудаизм зарождались как религии у пастушеских народов Среднего Востока.

    Развитие промышленных технологий создает социальное неравенство. По мере того как одни семьи производят больше продуктов питания, чем другие, они зани­мают властное и привилегированное положение. Формирование альянсов, в том числе брачных, с другими элитными семьями позволяет социальным преимуще­ствам закрепляться и сохраняться в поколениях. Наряду с социальной иерархией возникает примитивное государство, опирающееся на военную силу и защищаю­щее господство элиты. Однако, не имея возможности связываться или путешество­вать на большие расстояния, правитель контролировал лишь весьма ограниченное число людей, а потому имперские основания проступали еще очень слабо.

    Одомашнивание растений и животных сделало примитивные общества бо­лее производительными. Но передовая технология никогда не бывает только благом. Как указывает Ленски, по сравнению с охотниками и собирателями в об­ществах земледельцев и пастухов существует большее социальное неравенство, часто встречается рабовладение, возникают затяжные войны и известен даже

    Аграрные общества

    Приблизительно 5 тыс. лет назад на Среднем Востоке произошла еще одна техно­логическая революция, которая изменила большую часть мира. Речь идет о возник­новении агрокультуры {возделывания почв с помощью плугов, которые тащут тяг­ловые животные или более мощные источники энергии). Социальная роль таких новшеств, как плуг, приводимый в действие силой животных, ирригация, колесо, письменность, появление цифр и использование различных металлов, оказалась настолько велика, что та эпоха называется «зарей цивилизации» (Lenski, Nolan & Lenski, 1995: 177).

    Такая техника обработки земли позволяла крестьянам возделывать намного большие площади, чем это удавалось ранее, когда обрабатывались небольшие де­лянки. У плугов есть дополнительное преимущество: они взрыхляют и вентили­руют почву, повышая ее плодородность. В результате крестьяне поколениями мог­ли обрабатывать одни и те же наделы, что, в свою очередь, способствовало оседло­му образу жизни. Так, приблизительно в 100 г. н. э. население аграрной Римской империи составляло 70 млн человек, занимавших площадь свыше 2 млн квадрат­ных миль (Stavrianos, 1983; Nolan & Lenski, 1995: 177).

    Как и прежде, повышение производительности труда означало усложнение спе­циализации. Задачи, с которыми раньше справлялись все — расчистка земель под пашни и добывание пищи — превратились в отдельные профессии. Кроме того, специализация привела к устареванию ранней системы бартерного обмена, деньги сделались стандартным платежным средством. Так как они облегчали торговлю, росли города, а их население начало достигать миллионов жителей.

    Аграрные общества демонстрируют разительное социальное неравенство. Во мно­гих crpai iax, включая США на заре их истории, значительную часть населения состав­ляли крестьяне или рабы. Элита, будучи освобожденной от ручного труда, занималась философией, искусствами и литературой. Это объясняет историческую связь между «элитарной культурой» и социальными привилегиями, о чем было сказано в главе 3.

    У собирателей и охотников, а также в земледельческом обществе, продуктами, ко­торые шли в пищу, занимались в основном женщины. Однако агрокультура выдвига­ет на позиции социального доминирования мужчин (Boulding, 1976; Fisher, 1979).

    Во многих обществах религия закрепляет власть сельскохозяйственных элит, определяя труд в качестве морального долга. Многие чудеса Древнего мира — на­пример, Великая китайская стена или египетские пирамиды — своим появлением были обязаны, возможно, только тому, что императоры и фараоны обладали абсо­лютной властью, заставляя своих подданных бесплатно трудиться всю их жизнь.

    Таким образом, в аграрных обществах беспрецедентную власть приобретают представители элиты. Чтобы удержать в подчинении большие империи, правите­ли нуждаются в услугах множества администраторов. Соответственно наряду с развитием экономики, складывается и политическая система, превращаясь в от­дельную сферу жизни.

    Из числа описанных аграрные общества отличаются наивысшей специализаци­ей и социальным неравенством. Кроме того, аграрная технология предоставляет людям больше возможностей жизненного выбора. Этим объясняется, что такие об-шгттия ги пкнрр птличяютгя nnvr от nnvra чем земледельческие и скотоводческие.

    144 Часть II. Основы общества

    Глава 4. Общество -J 45


    Индустриальные общества

    Индустриальная система (в той ее форме, которая установилась в США, Канаде и других богатых странах мира) — это производство товаров с использованием пе­редовых энергоисточников, приводящих в движение крупные механизмы. До наступ­ления промышленной эры главным источником энергии были физическая сила людей и животных. Однако приблизительно в 1750 г. на заводах и фабриках нача­ли применять энергию воды, а после — паровых котлов, что позволяло приводить в действие все более крупные механизмы.

    Как показано на рис. 4.1, с наступлением индустриальной эры общества стали изменяться быстрее.

    За одно столетие индустриальные общества изменились больше, чем за прошед­шую тысячу лет. Как сказано в главе 1, эти ошеломляющие перемены породили саму социологию. В XIX в., благодаря появлению железных дорог и пароходов решительно изменились способы транспортировки, созданные стальные небоскре­бы превысили высоту кафедральных соборов — символов минувших эпох.

    В XX в. появление автомобилей еще значительнее трансформировало западные общества, а электричество привело в действие все, что сегодня создает удобства в на­шей жизни: освещение, холодильники, лифты и стиральные машины. Вскоре возник­ли средства электронного сообщения, включая телефон, радио и телевидение, из-за чего мир стал казаться не таким огромным. Нынешнее поколение — свидетель того, как компьютеры резко повысили способность людей обрабатывать информацию.



    Рис. 4.1. Рост числа технологических нововведений. Источник: Lenski, Nolan & Lenski (1995)

    Этот рисунок иллюстрирует разительное изменение числа технологических новшеств в Западной

    Европе после индустриальной революции, произошедшей в середине XVII! в. Технологические нововведения

    множатся с невиданной скоростью, поскольку каждая инновация дополняет уже существующие элементы

    ...._. _._. . „ „ ,„ „,,„.л„, л.,™.,.. n^i™n" ппл ПЛШИШПОШШ! HunfUV Mill.IV UUUnQ^ltMM

    Изменился и труд. В аграрных обществах большинство мужчин и женщин ра­ботают либо дома, либо на близлежащих полях. Индустриализация уводит людей от дома к фабрикам, расположенным недалеко от источников энергии (угольных копей, например) и оснащенным гигантскими механизмами. Труд промышленных рабочих, безусловно, намного производительнее, однако в результате утрачивают­ся близкие рабочие отношения, прочные семейные узы и многие традиционные ценности, верования и обычаи, характерные для аграрных сообществ.

    Профессиональная специализация достигла невиданной степени. По сути, люди в индустриальную эпоху воспринимают окружающих с точки зрения выпол­няемой теми деятельности, а не по родственным связям (как это свойственно жив­шим в доиндустриальную эру). Кроме того, стремительные изменения и перемена мест приводят к анонимности, культурной разнородности и многочисленным суб-и контркультурам, как это описано в главе 3.

    Индустриальная технология трансформирует и семью, сводя на нет ее устояв­шуюся роль быть центром социальной жизни. Семья перестает служить основой для экономического производства, обучения и религиозного служения. И, как от­мечается в главе 17, технологическое изменение обусловливает отказ от рамок тра­диционной семьи, рост числа одиноких, разведенных людей, неполных или при­емных семей.

    Ленски указывает, что на ранней стадии индустриализации преимуществами передовых технологий пользуется лишь небольшая часть населения. Однако со временем благосостояние возрастает, так что все больше людей живет дольше и комфортнее. Хотя бедность остается в индустриальных обществах серьезной про­блемой, по сравнению с тем, что было столетием раньше, уровень жизни повысил­ся в 5 раз, а социальное неравенство уменьшилось. Определенное выравнивание, описанное в главе 10 («Социальная стратификация»), происходит потому, что индустриальные общества нуждаются в просвещенной и грамотной рабочей силе. Если в доиндустриальную эпоху огромная часть людей остается неграмотной, то общества промышленной эры гарантируют своим членам школьное образование на основе государственного финансирования и почти каждому гражданину предо­ставляют многочисленные политические права. Индустриализация усиливает по­требность в обладании правом политического голоса, как можно было совсем не­давно увидеть на примере Южной Кореи, Тайваня, Китайской Народной Респуб­лики, государств Восточной Европы и бывшего Советского Союза.

    Постиндустриальные общества

    Многие индустриальные общества, включая амеркиканское, вступили уже в сле­дующую фазу технологического развития, и можно расширить анализ Ленски, что­бы учесть тенденции последнего времени. Социолог Дэниел Белл (Bell, 1973) ввел термин постиндустриализм, чтобы обозначить технологию, которая поддержива­ет экономику, основывающуюся на информации. Если в индустриальных обществах производство сосредоточено на заводах и связано с механизмами, помогающими создать материальные блага, то постиндустриальное основано на применении ком-

    nuin-ronnn и nnvruY члртгтппиииу л/гтппйгтк тсптппыр nnrrnvmrnviOT. обпабатьшают.

    ■|46 Часть II. Основы общества

    Глава 4. Общество 147











    ■|48 Часть II. Основы общества

    накапливают и задействуют информацию. Если люди, живущие в индустриальном обществе, выучивают и применяют механические навыки, в постиндустриальную эпоху требуются другие умения — информационного типа. Они нужны, чтобы ра­ботать с компьютерами и реализовывать высокотехнологическую коммуникацию в какой-либо иной форме.

    Все это резко изменяет профессиональную структуру общества. В главе 15 («Экономика и работа») подчеркивается, что в постиндустриальном обществе для промышленного производства необходимо намного меньше рабочей силы. Взамен возрастает роль офисных работников, менеджеров и др. — всех тех, кто занят об­работкой информации (в областях, простирающихся от фундаментальных наук и рекламы до маркетинга и связей с общественностью).

    Информационная революция наиболее наглядна в богатых странах, однако но­вая технология влияет и на мир в целом. Как сказано в главе 3 («Культура»), неви­данный общемировой поток товаров, людей и информации связывает общества друг с другом и создает глобальную культуру. Подобно тому как индустриальная технология объединила разрозненные общины, в результате чего возникла нацио­нальная экономика, постиндустриальная способствует объединению наций для построения общемировой экономической системы.

    В табл. 4.1 сведены воедино способы, благодаря которым технология создает облик общества на разных этапах социокультурной эволюции.

    Ограничения технологии

    Технология избавляет человечество от многих проблем, повышая производитель­ность труда, уменьшая заболеваемость различными инфекциями, а иногда просто-напросто спасая людей от скуки. Но она не дает рецепта быстрого излечения от социальных проблем. Бедность, например, в Соединенных Штатах остается уде­лом миллионов мужчин и женщин (подробнее об этом см. в главе 11 «Социальные классы в США»), а по всему миру таковых насчитывается 1 млрд (см. главу 12 «Глобальная стратификация»). Технология порождает новые проблемы, которых не могли даже представить себе наши предки (и люди, живущие подобно сопле­менникам Сидиди Аг Инака, с рассказа о котором начинается эта глава) Индуст­риальные общества дают немалые возможности для личной свободы, но часто — ценой утраты чувства общности, которая пронизывала жизнь людей в додоиндус-триальном мире. Кроме того, хотя большинство могущественных мировых наций сегодня редко ведут полномасштабные внешние войны, накопленного ими запаса ядерных вооружений достаточно, чтобы вернуть нас в технологически примитив­ное состояние, — если, конечно, человечеству вообще удастся выжить.

    Передовая технология породила крупные социальные проблемы, касающиеся окружающей среды. На каждом этапе социокультурной эволюции появлялись все более мощные источники энергии и аппетит людей добыть естественные ресурсы Земли рос непомерно. Жизненно важным оказался вопрос о том, может ли челове­чество и впредь подвергать постоянной опасности планету, стремясь к собствен-

    __^_ Глава 4. Общество -|49

    Таким образом, технологические достижения в чем-то улучшили жизнь людей и приблизили население Земли к образу «мировой деревни». Однако установле­ние мира, гарантия справедливости и защита окружающей среды — те проблемы, которые одной только технологией не решить.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   74


    написать администратору сайта