Главная страница
Навигация по странице:

  • ЧАСТЬ I Основы социологии

  • Важность глобального подхода

  • Глобальная деревня: социальный образ нашего мира

  • Странами с высоким уровнем доходов

  • К странам со средним уровнем доходов

  • Место нашего проживания порождает огромную разницу в формировании жизни людей.

  • Многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся в США, намного серьез­ нее в других регионах. Так, в

  • Глобальное мышление — хороший способ побольше узнать о себе.

  • Практическое применение социологического подхода

  • Социологический подход помогает нам оценить истинность здравого смыс­ ла.

  • Социологический подход помогает нам оценить как возможности, кото­рые предоставляет нам жизнь, так и препятствия.

  • Социологический подход помогает нам жить в мире многообразия.

  • Социология Дж. Машоунис. Оглавление Джон Масионис Социология 9е издание


    Скачать 11.25 Mb.
    НазваниеОглавление Джон Масионис Социология 9е издание
    АнкорСоциология Дж. Машоунис.doc
    Дата17.05.2017
    Размер11.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциология Дж. Машоунис.doc
    ТипДокументы
    #7768
    страница2 из 74
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   74
    Тематические материалы для размышления. В девятом издании1 «Социоло­гии» в специальных рубриках представлены материалы, отражающие главные темы книги. Информация, касающаяся глобальной социологии, направляет чита­телей на осмысление их собственного образа жизни с учетом захватывающего со­циального многообразия, которым отличается наш мир. Вопросы, посвященные практической социологии, раскрывают важность социологического подхода для познания окружающего мира. Материалы для критического мышления учат сту­дентов задаваться социологическими вопросами о своем окружении и помогают им оценить важные спорные вопросы, такие размышления сопровождаются тремя вопросами типа «А как считаете вы?»

    В настоящее пособие впервые включены настоящие социологические карты мира и США, позволяющие сравнить число рождающихся детей, разброс в дохо­дах, предпочитаемые языки и религиозные верования и т. д.

    Изучение национальной карты позволяет осветить социальную разнородность Соединенных Штатов. Становится возможным рассмотреть все 3014 округов США, ознакомиться с рядом показателей: количеством самоубийств, доходами на душу населения, трудовой занятостью, посещением колледжей, долей межрасовых браков, наиболее распространенной религиозной конфессией, случаями беремен­ности в среде несовершеннолетних, а также узнать, где люди играют в гольф и где предпочитают вино и пиво. Каждая национальная карта снабжена пояснением, в котором есть несколько вопросов, стимулирующих учащихся в их размышлени­ях над социальными проблемами.

    ' Данный учебник впервые вышел и США и 1987 г., и с тех пор каждые два года автор выпускал пере-

    22 Предисловие

    Несколько слов о языке

    Поскольку данное пособие претендует на отражение социального многообразия США, необходимо продумать соответствующую терминологию. Вместо выраже­ния «чернокожие» в большинстве случаев предпочтение отдается словам «афро-американцы» или «цветные». Выходцы из Латинской Америки называются испа-ноязычными.

    Студенты, однако, должны сознавать, что многие люди не описывают себя таки­ми словами. Хотя понятие Hispanic(«испаноязычный») широко употребляется в во­сточных регионах США, а на западе бытуют Latinoи женская форма Latina(«лати­ноамериканцы»), на всей территории Соединенных Штатов люди с испанскими кор­нями идентифицируют себя с той или иной прародиной, будь то Мексика, Аргентина или какая-либо другая страна Латинской Америки, а также Испания в Европе.

    То же самое относится к американцам азиатского происхождения. Большинство выходцев из Азии именует себя, учитывая ту страну, из которой они родом (напри­мер, Японию, Филиппины, Тайвань или Вьетнам).

    В данном пособии термином «коренные американцы» обозначены все люди, населяющие Америку (включая Гавайские острова), чьи предки жили здесь до прибытия европейцев. Однако и в этом случае большинство людей, входящих в столь широкую категорию, идентифицируют себя со своей исторической родиной (например, чероки, хопи или зуни). Термин «индейцы» относится лишь к тем ко­ренным американцам, которые проживают в континентальной части Соединенных Штатов, и не охватывает коренное население Аляски или Гавайских островов.

    Обучение глобальному мышлению приводит нас также к осторожному исполь­зованию языка. Слово «американец» там, где речь идет исключительно о Соеди­ненных Штатах, в данном тексте не употребляется, ибо под ним в буквальном смысле понимается принадлежность к двум континентам. При разговоре о нашей стране термин «экономика США» оказывается корректнее, чем «американская экономика». Это правило может показаться мелочным, но в нем заложено важное признание того, что в двух Америках мы выступаем лишь одним (хотя и очень зна­чимым) обществом из многих.

    Джон Масионис

    ЧАСТЬ I

    Основы социологии

    Глава 1. Социологический подход 25

    ГЛАВА 1

    Социологический подход

    Уитни Линнеа - веселая, ухоженная десятилетняя девочка, живущая в маленьком городке на Среднем Западе Соединенных Штатов. Как и большинство ее друзей, она любит спорт. Стоит теплый осенний день, и Уитни отвозят из школы на футбольную тренировку. Она забирается в мамин автофургон и устра­ивается сзади перекусить, пока будут преодолены пять миль до игрового поля. Через час мама вернет­ся и заберет ее. По субботам проходят футбольные состязания: бывает, что матчи, проходящие в дру­гой местности, требуют потратить на поездки в оба конца целых два часа.

    Футбол не единственный вид спорта, которым увлекается Уитни. Когда погода портится, его место за­нимает плавание; плавательный сезон продолжается до конца марта. Ежедневные тренировки прохо­дят в бассейне ближайшего колледжа - двадцать минут на езду в оба конца, а по субботам случается бывать в разных местах штата.

    Весной Уитни играет в футбол и в Детской бейсбольной лиге. В апрельские и майские субботы она обычно спешит с утреннего футбольного матча на дневной бейсбольный, который может проходить в тридцати милях от места, где она находится. С учетом всех тренировок и спортивных состязаний Уитни ее родители накручивают 5 тыс. миль (Ferguson, 1999).

    В США около 40 млн молодых людей — примерно трое из четверых — занимаются каким-либо одним или несколькими видами спорта, начиная от футбола и закан­чивая плаванием и американским сквошем. Случись вам спросить у них, почему они это делают, большинство, вероятно, ответили бы, что им просто нравится спорт. Но дело не только в том, что они выбирают занятие, которое им приглянулось. В США спортивные состязания намного притягательнее для людей, чем в боль­шинстве других стран. Иными словами, если посмотреть на поведение Уитни под таким ракурсом, можно увидеть, что наш повседневный выбор во многом связан с обществом, которое нас окружает. То, как люди решают проводить свое время, не зависит от «свободной воли», о которой говорят философы. Правильнее будет ска­зать — и в этом важнейший урок, какой мы извлекаем при изучении социологии,— что социальный мир направляет наши действия и жизненный выбор, как времена года влияют на выбор одежды и занятости.

    Социологический подход

    Социология — это систематическое изучение человеческого общества. Сердцеви-

    Способность увидеть общее в частном

    Питер Бергер (Berger, 1963) понимал под социологическим подходом умение видеть общее в частном. Он считал, что социологи выявляют общие образцы в поведении отдельных людей. Хотя каждый человек уникален, общество понуж­дает людей действовать тем или иным образом — например, увлекаться спортив­ными состязаниями. Кроме того, в любой отдельно взятой стране оно по-разно­му воздействует на различные категории людей (на женщин, например, иначе, чем на мужчин; на богатых не так, как на бедных, и на детей — не как на взрос­лых). Мы переходим к социологическому мышлению, когда осознаем, каким образом общие категории, под которые мы подпадаем, формируют наш частный жизненный опыт.

    В этой книге исследуется способность общества предопределять наши мысли, чувства и действия. Люди с высоким уровнем доходов, например, имеют обыкно­вение увлекаться дорогостоящими видами спорта (допустим, горнолыжным), тог­да как люди с низким уровнем доходов предпочитают менее затратные виды (бейс­бол и баскетбол). Другими словами, выходцы из более благополучной социальной среды склонны придерживаться уверенного и оптимистического взгляда на свою жизнь. Это вовсе не удивляет, если понять, что преимущество их положения обес­печено большими возможностями и лучшими подготовкой и навыками.




    Нам будет легко уловить власть общества над индивидом, если мы представим, насколько по-разному

    мы жили бы, случись нам родиться в какой-нибудь из стран, уроженцами которых являются эти дети:

    в Боливии, Шри-Ланке, Эфиопии, Ботсване, Китайской Народной Республике или Сальвадоре


    Социологический взгляд на мир заставляет нас осознать и важность тендера. Как говорится в главе 13 («Тендерная стратификация»), каждое общество опреде­ляет важность принадлежности к мужскому или женскому полу, предоставляет

    26 Часть I. Основы социологии

    Глава 1. Социологический подход 27


    мужчинам и женщинам разную работу и возлагает на них различные семейные обязанности. В этом отношении оно вновь оказывает на нас влияние на прояже-нии жизни, внушая, что определенные виды спорта, образование и карьерные цели соответствуют тому или иному полу.

    Способность увидеть необычное в банальном

    На первых порах применение социологического подхода равнозначно умению видеть необычное в банальном. Это вовсе не означает, что социологи фокусиру­ются на эксцентричных элементах общества. Социологическая направленность ума означает отказ от расхожей идеи, будто поведение человека попросту об­условлено его решением что-то предпринять. Нет, социологический подход ра­тует за непривычное представление, согласно которому общество формирует наши жизни.

    Для жителей Северной Америки, которым свойствен дух индивидуализма, на­учение распознавать механизмы, через которые общество влияет на нас, потребует некоторой тренировки. Представим, что кто-то спросил у вас, почему вы «избра­ли» для себя именно тот колледж, где вы учитесь. В ответ вы смогли бы указать одну из следующих причин:

    «Я хотел остаться поближе к дому».

    «Я получил стипендию баскетболиста».

    «С дипломом журналиста, который здесь получу, я смогу найти хорошую работу».

    «Здесь учится моя подружка».

    «Мне не удалось попасть в институт, в котором я действительно хотел бы учиться».

    Подобные ответы вполне правдивы. Но высказана ли в них вся правда?

    Рассматривая сам факт посещения студентом колледжа с социологической точ­ки зрения, можно для начала вспомнить, что во всем мире лишь 5 человек из 100 полу­чают высшее образование. И в США всего лишь столетие назад для большинства населения вопрос об учебе в колледже не был актуален.

    Если сегодня окинуть взглядом аудитории, становится очевидным, что соци­альные силы по-прежнему значительно влияют на то, кто учится в колледжах. Типичные их студенты в США — молодые люди, преимущественно в возрасте меж­ду 18 и 24 годами. Почему это так? Да потому, что в нашем обществе именно этот период жизни связан с посещением колледжа. Впрочем, значение имеет не только возраст, поскольку закончить вуз удается менее чем половине всех поступивших в него юношей и девушек.

    Еще одним фактором являются способность оплатить обучение. Так как высшее образование — удовольствие не из дешевых, студентами чаще всего оказываются выходцы из семей, чьи доходы превышают средние. Как разъясняется в главе 19 («Образование»), если вам повезло жить в семье, годовой доход которой превышает $75 тыс., вероятность того, что вы будете студентом колледжа, в 3 раза больше по сравнению с тем, кто происходит из семьи с годовым доходом ниже $20 тыс. В этом и кроется одна из причин того, что в числе людей, «избравших» для себя учебу в кол­ледже, ппонент белых выше ffi.3%Y чем аЛпоамепиканнев f 59%Y

    Индивидуальность в социальном контексте

    Чтобы осознать способность общества формировать индивидуальный выбор, за­думайтесь над количеством детей, которых рожают женщины. В США, как видно из карты мира 1.1, на среднестатистическую женщину за всю ее жизнь приходится меньше двух детей1.

    В Индии, однако, в среднем на одну женщину приходится 3 детей; в Южной Африке — около 4; в Камбодже — около 5; а в Нигерии — около 7.

    Почему же возникают эти разительные отличия? Как объясняется в последую­щих главах, женщины, живущие в бедных странах, реже получают школьное обра­зование и располагают меньшими экономическими возможностями; они по пре­имуществу ведут домашнее хозяйство и реже пользуются контрацептивами. По­нятно, что общество во многом определяет выбор мужчин и женщин, касающийся деторождения.

    Власть общества над самым сокровенным выбором человека иллюстрируют и другие данные, связанные со случаями самоубийств. Действительно, что еще мо­жет быть столь же личным выбором, как решение покончить с собственной жиз­нью? Но Эмиль Дюркгейм (1858-1917), один из пионеров социологии, показал, что силы общества не дремлют даже в случае, казалось бы, сугубо частного акта самоуничтожения.

    Анализируя официальную хронику в своей родной Франции, Дюркгейм обна­ружил, что для некоторых категорий лиц сведение счетов с жизнью — явление бо­лее характерное, чем для других. Среди протестантов, состоятельных людей и тех, кто не состоял в браке, процент самоубийств был значительно выше, чем среди женщин, католиков, иудеев, бедняков и семейных граждан. Дюркгейм объяснил различия в терминах социальной интеграции: среди людей, имеющих прочные со­циальные связи, количество самоубийств невелико, тогда как среди отличающих­ся большим индивидуализмом — высоко.

    В том обществе, которое изучал Дюркгейм, доминировали мужчины, пользовав­шиеся, конечно же, большей свободой, чем женщины. Однако свобода, несмотря на свои очевидные преимущества, также способствует и социальной изоляции, а потому — росту числа самоубийств. Подобным же образом протестанты оказа­лись более склонными к суициду, чем католики и ортодоксальные иудеи, чьи ри­туалы позволяли установить более прочные социальные связи. У состоятельных людей свободы гораздо больше, чем у бедных, — но она, опять-таки, дается ценой более высокого процента самоубийств. Наконец, можете ли высказать, почему для одиноких людей риск суицидов выше, чем для семейных?

    Анализ Дюркгейма точен и спустя столетие (Thorlindsson & Bjarnason, 1998). На рис. 1.1 показана частота самоубийств для четырех категорий населения Соеди­ненных Штатов.

    1 Является ли деторождение исключительно вопросом личного выбора? Если посмотреть на мир в целом, становится ясно, что это вовсе не так. У женщин из бедных стран бывает намного больше де­тей, чем у тех, кто живет в богатых государствах. Можете ли вы указать какие-нибудь причины столь глобального различия? Другими словами, это означает: родись вы (и не важно, мужчина вы или жен­щина) в другом обществе, то вели бы жизнь, совершенно отличную о той, какая у вас сейчас.






    Рис. 1.1. Показатель смертельных исходов, вызванных попыткой само­убийства, подсчитанный для предста­вителей различных полов и рас в США. Источник: U. S. National Center for Health Statistics, 2000 Цифры отражают число смертей, вызванных попыткой самоубийства, на 100 тыс. человек для каждой категории людей (статистические данные за 1998 г)

    В 1998 г. было зарегистрировано 12,4 самоубийств на каждые 100 тыс. белых граж­дан, что вдвое превышает показатель среди афроамериканцев (5,7). У последних чи­сло самоубийств среди мужчин (10,2) было почти в 6 раз выше, чем среди женщин (1,8). По логике Дюркгейма, более высокие показатели суицидов среди белых людей и мужчин отражают тот факт, что последние обладают большими достатком и сво­бодой; низкие же показатели среди женщин и цветных обусловлены ограниченно­стью их социального выбора. Таким образом, как и во времена Дюркгейма, мы на­блюдаем общие образцы в частных поступках отдельных индивидов.

    Важность глобального подхода

    10 декабря, С^лес, ААарокко. Т>ля этого экзотического средневекового города с паутиной узких улочек и переулков характерна своя, жизнь — детский еллех, безллолвие женщин, закрывающих леща, и спокойные взгляды ллужчин, погоняющих ослов, которые впряжены в тележки с товаралли. За прошедшие столетия С/Эес ллало излленился. Здесь, на северо-западе ^Асррики, ллы лишь на несколько сотен ллиль отстоиле от более привычных ритлюв &вропы. Ы все-таки кажется, что город удаляет в прошлое на целую тысячу лет. какого путешествия у нас еще никогда не было'. уМы никогда так ллного не дуллали о своелл роднолл долее!

    По мере того как новейшие информационные технологии сближают даже самые удаленные друг от друга уголки Земли, многие академические дисциплины берут на вооружение глобальный подход, предполагающий изучение всего мира и того места, которое занимает в нем наше общество. В чем же состоит значение глобаль­ного подхода для социологии?

    Во-первых, осмысление явлений в мировом масштабе обусловлено логикой разви­тия социологического подхода. Социология разъясняет, что место, занимаемое нами в обществе, оказывает глубокое влияние на наш жизненный опыт. Соответственно по­ложение, отведенное нашему обществу в мировой системе, влияет па каждого жителя США. Ниже описывается «всемирная деревня», что позволяет продемонстрировать глобальные социальные очептания и место, котооое занимают в миое США.

    30 Часть I, Основы социологии





    Глобальная социология

    Глобальная деревня: социальный образ нашего мира

    Земля - дом для 6,2 млрд людей, живущих в городской и сельской местности 192 государств. Для того чтобы объять социальную картину мира, представьте себе на минуту, что население планеты сократилось до одного-единственного поселения, насчитывающего тысячу человек. В этой «глобаль­ной деревне» более половины (610) жителей - азиаты, включая 210 граждан Китайской Народной Республики. Далее, в порядке убывания, мы насчитаем 130 африканцев, 120 европейцев, 85 выход­цев из Латинской Америки и стран Карибского бассейна, 5 из Австралии и Южной Океании и только 50 человек из Северной Америки, включая 45 граждан Соединенных Штатов. Изучение жизненного уклада, характерного для поселения, обнажит некоторые обескуражи­вающие факты: деревня - богатое место с безграничным, как может показаться, ассорти­ментом товаров и услуг. И тем не менее большинство жителей могут только мечтать о таких сокровищах, ибо в нашей деревне 80% всей прибыли получают всего лишь 200 человек. Для большинства ее жителей величайшая проблема - обеспечить себя достаточным количе­ством продуктов. Деревенские рабочие ежегодно производят гораздо больше, чем нужно для того, чтобы накормить каждого; но даже при этом половина жителей, включая большинство детей, недоедает и многие ложатся спать голодными. 200 самым нищим обитателям дерев­ни (у которых всех вместе денег меньше, чем у самого богатого жителя) не хватает чистой питьевой воды и крыши над головой. Слабые и неспособные к работе, некоторые из них изо дня в день становятся жертвами опасных болезней.

    Жители деревни гордятся тем, что в их общине много учебных заведений, включая 5 универ­ситетов. Диплом об окончании колледжа получили около 50 жителей, но почти половина на­селения не умеет ни читать, ни писать.

    Представители Соединенных Штатов оказались бы в глобальной деревне среди самых бога­тых людей. Хотя мы склонны считать благополучие нашим достоинством, социологический подход показывает, что эти достижения связаны в основном с привилегированным положе­нием, которое занимают США в глобальной социальной системе.

    Источник. Вычисления произведены автором на основе данных, опубликованных Организацией Объ­единенных Наций и Бюро данных о населении (PopulationReferenceBureau).

    Карта мира 1.2' служит наглядным путеводителем, позволяющим сравнить эко­номическое развитие разных стран. В странах с высоким уровнем доходов, вклю­чая США, Канаду, Аргентину, страны Западной Европы, Израиль, Саудовскую Аравию, Австралию и Японию, высокопродуктивная экономика в целом обеспе­чивает людям материальное изобилие. В странах со средним уровнем доходов, включая большинство государств Латинской Америки и страны Восточной Евро­пы, экономика не столь продуктивна, средний уровень жизни приближается к сред-

    1 Данные, потребовавшиеся для создания этой карты, предоставлены Организацией Объединенных Наций. Доля валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в странах с высоким уров­нем доходов составляет, как минимум, S10 000. Многие, однако, оказываются гораздо более обеспе­ченными; для Соединенных Штатов эта цифра превышает $31 тыс. В странах со средним уровнем доходов доля ВВП надушу населения колеблется от $2500 до $10 тыс. В странах с низким уровнем доходов эта цифра ниже $2500. Приведенные здесь цифры отражают новую систему «паритетов покупательной способности валют», принятую Организацией Объединенных Наций. В ходе этих подсчетов цифры доходов не переводились в доллары США напрямую; вместо этого была устаиов-

    32 Часть!, Основы социологии

    Глава 1, Социологический подход 33


    немировому, но значительно отстает от такового в США, В этих странах высок процент бедных людей, которым едва хватает средств на жизнь. В странах с низ­ким уровнем доходов нищета жестока и повсеместна. Невзирая на то что малочи­сленной элите этих беднейших стран живется очень неплохо, большинство насе­ления борется за выживание, располагая малой толикой тех доходов, которые обычны для Соединенных Штатов.

    Странами с высоким уровнем доходов1 являются государства с исключитель­но продуктивными экономическими системами, где большинство населения получает относительно высокие доходы. К ним относятся США, Канада, Аргентина, страны Западной Европы, Израиль, Саудовская Аравия, Япония и Австралия. Взятые вместе, эти 40 стран производят большую часть мировых товаров и услуг и кон­тролируют большую часть мировых богатств. Граждане этих государств в среднем живут хорошо — и не потому, что они умнее других, просто им повезло родиться в той части мира, которая отличается изобилием.

    К странам со средним уровнем доходов относятся государства с умеренно про­дуктивными экономическими системами, где доходы людей близки к среднему обще­мировому уровню. Их число равняется примерно 90; это большинство стран Вос­точной Европы, некоторые государства на юге Африки и почти все страны Латин­ской Америки. Население в них наполовину сельское, наполовину городское; люди ходят пешком, водят тракторы, мотороллеры, ездят на велосипедах и домашних животных — точно так же, как и водят автомобили; в среднем учатся в школах лишь



    Одна из важных причин возникновения глобального мышления заключается в том, что мы, проживая в государстве с высоким уровнем доходов, едва ли можем оценить страдания, которыми охвачена значительная часть мира. Этот мальчик растет в африканском государстве Гана; он несет воду для приготовления еды, набранную из общественной колонки; нечистоты же текут по немощеной улице, В бедных странах, подобных этой, половина детей не доживает до взрослого возраста

    В тексте п па страны

    на глава 1

    рсдпочитается именно эта терминология взамен общепринятого, но устаревшего деления «развитые», «развивающиеся» и «третьего» мира. Рассмотрению этих вопросов посвяще-2 («Глобальная стратификация»).

    по нескольку лет. В большинстве стран со средним уровнем доходов также суще­ствует заметное социальное расслоение, когда отдельные люди баснословно бога­ты (например, представители бизнес-элиты в государствах Северной Африки), а большое число граждан не имеют ни надежного жилья, ни полноценного питания.

    Наконец, около половины людей в мире живут в 60 странах с низким уровнем доходов, — в государствах с менее продуктивными экономическими системами, где большинство людей попросту бедны. Как видно из карты мира 1.2, по преимуще­ству беднейшие страны мира находятся в Африке и Азии. Здесь также горстка людей исключительно богата, но большинство пытается выжить в условиях нище­ты, когда не хватает чистой воды, пищи; царит антисанитария, и — что, наверное, хуже всего — крайне мало надежды на улучшение жизни.

    В главе 12 («Глобальная стратификация») подробно рассматриваются причи­ны и последствия глобального распределения богатства и нищеты. Однако мате­рия.!! каждой из глав настоящей книги освещает жизнь в мире, лежащем за преде­лами США. Это вызвано четырьмя причинами:

    1. Место нашего проживания порождает огромную разницу в формировании жизни людей. Как мы узнали из карты мира 1.1, жизнь женщин из богатых и бедных стран существенно различается. Чтобы познать себя и оценить по­ложение других, нам следует объять социальную панораму мира, — достой­ный повод обратить внимание на все карты мира, которые приводятся в дан­ном пособии.

    2. Повсеместно общества становятся все более взаимосвязанными. Истори­чески сложилось так, что США не слишком обращали внимание на другие страны, однако в последние десятилетия, как никогда раньше, сблизились с остальным миром. Современные электронные технологии позволяют за счи­танные секунды пересылать звуки, изображения и письменные документы в любую точку земного шара.

    Одним из последствий применения новых технологий, как будет объяснено в последующих главах, оказывается тот факт, что сегодня люди во всем мире имеют общие предпочтения в музыке, манере одеваться и питании. Пользу­ясь своим экономическим влиянием, такие страны с высокими доходами, как США, воздействуют на другие нации, в результате люди везде охотно погло­щают американские гамбургеры, танцуют под ритмы популярной музыки и все больше и больше общаются друг с другом на английском языке. Наш образ жизни распространяется по всему миру, но и другие нации влия­ют на нас. В США ежегодно прибывает почти 1 млн официально зарегист­рированных иммигрантов, и американцам приходится торопиться усвоить их моду и кухню, что чрезвычайно усиливает расовое и культурное много­образие в нашей стране.

    Транснациональная торговля породила глобальную экономику. Крупные корпорации производят и продают товары по всему миру, а мировые финан­совые рынки, связанные спутниковой связью, работают круглосуточно. Бир­жевые дельцы в Нью-Йорке наблюдают за финансовыми рынками Токио м Гпиьпип о тп впрчо tew(Ьепмепы в Айове следят за пенами назешю в Tdv-

    34 Часть I. Основы социологии

    Глава 1. Социологический подход 35


    зии, бывшей советской республике. С учетом того, что в США 8 из 10 новых профессий связаны с международной торговлей, глобальное мышление ста­новится важным, как никогда.

    1. Многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся в США, намного серьез­нее в других регионах. Так, в США серьезной проблемой остается пробле­ма бедности, но, как следует из главы 12 («Глобальная стратификация»), в Латинской Америке, Африке и Азии она намного сложнее и масштабнее. Или: хотя в США женщины по-прежнему занимают более низкое, чем муж­чины, социальное положение, в бедных странах мира тендерное неравенство выражено намного разительнее.

    2. Глобальное мышление хороший способ побольше узнать о себе. Мы не можем гулять по улицам чужого города, не осознавая, что значит жить в США. Сопоставления в глобальном масштабе преподносят нам и неожиданные уроки. В главе 12, например, рассказывается о поселении сквоттеров1 в ин­дийском городе Мадрасе. Там, несмотря на отсутствие элементарных мате­риальных благ, люди живут, окруженные любовью и поддержкой членов семьи. Почему в таком случае в США нищета ассоциируется с изоляцией и озлобленностью? Являются ли тогда материальные удобства, столь значи­мые для «изобильной» в нашем понимании жизни, наилучшим способом обрести благополучие?

    Подытоживая сказанное, следует подчеркнуть, что понять самих себя во все более взаимосвязанном мире нам удастся лишь настолько, насколько мы сможем понять других (Macionis, 1993).

    Практическое применение социологического подхода

    Применение социологического подхода на практике не вызывает никаких сложно­стей, когда мы встречаем людей, отличных от нас: они каждый раз невольно напоми­нают, что наша индивидуальная жизнь формируется обществом. Однако посмотреть на мир с социологической точки зрения помогают и две другие возможные ситуа­ции: когда человек живет как маргинал или в условиях социального кризиса.

    Социология и социальная маргинальность

    Время от времени каждый ощущает себя «аутсайдером». Однако для некоторых категорий людей быть аутсайдером — не входить в господствующую группу — обычное дело, повседневное состояние. Чем очевиднее социальная маргинальность людей, тем в больше мере они способны использовать социологический подход.

    Так, ни один афроамериканец не вырастает в США, не осознав значения расо­вой принадлежности. Однако белые, составляя господствующее большинство, реже задумываются о расе, полагая, что она имеет отношение не к людям как тако­вым, а только к цвету их кожи. В каком-то смысле «аутсайдерами» являются так-

    1 Сквоттеры (от англ. tosquat- селиться па чужом земле) - люди, самовольно селящиеся и пустую-

    же женщины, геи, инвалиды и престарелые люди. Те, кто находятся на обочине со­циальной жизни, осознают такие социальные явления, о каких редко задумыва­ются остальные. Следовательно, чтобы лучше усвоить социологический подход, нужно отказаться от привычного представления и посмотреть на свою жизнь под другим углом зрения.

    Социология и социальный кризис

    Любого из нас периоды перемен или кризиса способны выбить из колеи и заста­вить обратиться к социологическому подходу. Американский социолог К. Райт Миллс (Mills, 1959) показал это на примере Великой депрессии 1930-х гг. Когда уровень безработицы достиг 25%, безработные оказались бессильны что-либо сде­лать, но винили в происходящем общество. Они не говорили: «Со мной творится что-то неладное, мне не найти работу»; их оружием невольно стал социологический подход, позволивший им понять: «Экономика рухнула; работы не найти, потому что ее нет!»

    Однако не только социальные изменения стимулируют социологическое мыш­ление, но и наоборот: второе порождает первые. Чем больше мы узнаем, как рабо­тает «система», тем остре наше желание ее каким-либо образом изменить. Так, ко­гда выяснилась роль тендерной принадлежности, многие мужчины и женщины ста­ли активно устранять традиционные различия, вызванные тендерными ролями.

    Иными словами, введение в социологию — это приглашение научиться по-но­вому увидеть привычные паттерны социальной жизни. Но стоит ли соглашаться на это? В чем же состоят практические преимущества обращения к социологиче­скому подходу?

    Преимущества социологического подхода

    В нашей повседневной жизни обращение к социологическому подходу дает ряд преимуществ:

    1. Социологический подход помогает нам оценить истинность здравого смыс­ла. Мы полагаем многие вещи само собой разумеющимися, однако это вовсе не делает их по-настоящему истинными. Хорошим, уже приведенным выше, примером является представление, согласно которому мы — свободные инди­виды, лично ответственные за свои жизни. Если считать, что человек — хозя­ин собственной судьбы, то легко приписать некое превосходство особо успеш­ным людям, а тех, чьи достижения намного скромнее, счесть ущербными. Со­циологический подход, напротив, побуждает нас сомневаться в истинности подобных убеждений, и в том случае, когда очевидно отсутствие таковой, — разбираться, почему же эти мнения столь прочно укоренены.

    2. Социологический подход помогает нам оценить как возможности, кото­рые предоставляет нам жизнь, так и препятствия. Социологическое мыш­ление приводит нас к пониманию того, что в той игре, какой является жизнь, мы сами делаем ставки, но масть определяет общество. Чем больше мы вникаем в игру, тем лучшими игроками становимся. Социология позволяет

    niinmoTT. UO чип Т5 1/1Л1 гЛпячПМ UTdfilJ зЛгЬрКТИПНРР ЛобиВЯТЬСЯ СВОИХ НвЛеЙ.

    36 Часть!. Основы социологии

    Глава 1. Социологический подход 37


    3. Социологический подход позволяет нам быть активными членами обще­
    ства. Чем больше мы понимаем механизмы работы общества, тем более ак­
    тивными гражданами становимся. Для кого-то это означает поддерживать
    общество, каким оно является в настоящем; другие могут сделать попытку
    изменить целый мир. Оценка любого аспекта социальной жизни — незави­
    симо от того, какова ваша цель — означает выявление социальных сил и
    оценку последствий их деятельности.

    Ниже описываются возможности, которые предоставляет людям социоло­гический подход, как это видит Ч. Райт Миллс.

    4. Социологический подход помогает нам жить в мире многообразия. Жите­
    ли Северной Америки составляют всего 5% населения мира, и, как показано
    в последующих главах, значительная часть остальных 95% живет совсем
    иначе, чем мы. Однако обычно люди склонны считать свой собственный
    образ жизни «правильным», «естественным», «лучшим». Социологический
    подход побуждает нас критически оценивать относительные достоинства и
    недостатки любого образа жизни, в том числе и нашего собственного.

    Социология, политика и профессии

    Преимущества, которые предоставляет знание социологии, не ограничиваются сферой личностного роста. Социологи помогали формировать государственную политику и систему права, участвовали в решении вопросов, касавшихся десегрега­ции школ, перевозки школьников, порнографии и социального обеспечения. Напри­мер, работа Линор Вейцман (Weitzman, 1985), в которой рассматривались финан­совые трудности, возникшие у разведенных женщин, «оказала реальное влияние на государственную политику и привела к принятию в Калифорнии четырнадца­ти новых законов» (Weitzman, 1996; р. 538).

    Кроме того, социологическое образование — хорошая подготовка к трудовой деятельности. Американская ассоциация социологов сообщает, что работа ее чле­нов востребована в сотнях профессиональных сфер, среди которых рекламный бизнес, банковское дело, уголовное судопроизводство, образование, управление, здравоохранение, связи с общественностью и научные исследования (Billson & Huber, 1993).

    Большинство мужчин и женщин, которые в изучении социологии достигают высот, превышающих степень бакалавра, становятся преподавателями и иссле­дователями. Но все большее число профессиональных социологов работают в раз­ного рода прикладных областях. Например, клинические социологи работают с проблемными клиентами, как и клинические психологи. Правда, если психоло­ги фокусируются на индивиде, то социологи выискивают проблемы в сети его со­циальных связей. Еще одной разновидностью прикладной социологии являются оценочные исследования. В эпоху господства трезвого расчета администраторам приходится оценивать эффективность едва ли не всех программ и политических решений. Тогда особенно востребованными оказываются именно социологи — и в первую очередь тс, кто обладают навыками исследовательской работы (Deuts-

    ПРАКТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

    Социологическое воображение: превращение личных проблем в общественные вопросы

    Возможности социологического подхода заключаются не только в изменении жизни отдель­ных людей, но и в трансформировании всего общества. По мнению Ч. Райта Миллса, причи­ной бедности и других социальных проблем является общество, а не личные промахи людей. Социологическое воображение объединяет людей с тем, чтобы они осуществили изменения путем трансформации личных проблем в общественные вопросы. В приводимой далее цитате' Миллс объясняет, почему необходимо социологическое вооб­ражение:

    «Когда общество становится индустриальным, крестьянин превращается в рабочего; феодал сходит со сцены или становится бизнесменом. Когда классы расцветают или приходят в упа­док, человек либо имеет работу, либо нет; когда уровень капиталовложений увеличивается или уменьшается, человек либо повышает свое благосостояние, либо разоряется. Когда про­исходят войны, страховой агент становится ракетчиком, а служащий магазина - оператором радара; жена живет без мужа, а ребенок растет без отца. Ни историю общества, ни отдель­ную жизнь человека невозможно понять без понимания и того, и другого. И все-таки люди, как правило, не рассматривают переносимые тяготы с позиции историче­ских перемен... Благополучие, которым они наслаждаются, обычно не связывают с расцве­том и упадком общества, в котором они живут. Редко осознавая запутанную связь между со­бытиями своей собственной жизни и ходом мировой истории, люди обычно и не подозрева­ют, что эта связь значит для их будущего и для осуществления истории, частью которого они могут быть. Они не обладают тем качеством ума, благодаря которому возможно понять вза­имодействие между людьми и обществом, биографией и историей, отдельным «я» и миром... Что им нужно... так это качество ума, которое поможет [увидеть]... что происходит в мире и... что, быть может, творится в них самих. Именно это качество... можно назвать социологиче­ским воображением».

    Источник: Mills, 1959; рр.3-5)

    Истоки социологии

    Подобно «выборам», которые делают индивиды, крупные исторические события редко происходят сами по себе. Социология вызвана к жизни могущественными социальными силами.

    Социальные перемены и социология

    Поразительные трансформации, произошедшие в XVIII и XIX столетиях, рази­тельно изменили европейское общество. На развитие социологии повлияли три фактора: рост промышленной экономики, основанной на фабричном производстве; стремительный рост городов и новые идеи демократии и политических прав.

    В этом отрывке Миллс пользуется слоном «человек» (man«человек, мужчина». — Примеч. ие­рее.) и местоимениями мужского рода применительно к людям вообще. Обратите внимание, что даже в такой откровенной критике общества, какую дал Миллс, все, что касается тендерной иринад-

    Часть I, Основы социологии

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   74


    написать администратору сайта