Глава 4. Общество 169 Эмиль Дюркгейм
Дюркгейм объяснил, что общество существует объективно — вне зависимости от индивидов.
Он связывал социальные элементы с обществом в целом через их функции.
Общества нуждаются в солидарности. Традиционным обществам присуща механическая солидарность, которая основана на сходстве моральных принципов; современные же зависят от органической солидарности, вырастающей из разделения труда.
Основные понятия
Агрокультура — широкое возделывание почв с помощью плугов, которые приводятся в действие тягловыми животными или более мощными источниками энергии.
Аномия — термин Дюркгейма, обозначающий условия, при которых общество мало печется о моральном облике индивидов.
Земледелие — применение ручных инструментов для получения урожая.
Идеальный тип — абстрактное утверждение о важнейших особенностях любого социального феномена.
Индустриальная система — производство товаров с использованием передовых энергоисточников, приводящих в движение крупные механизмы.
Капиталисты — люди, владеющие и управляющие фабриками и другими предприятиями ради извлечения прибыли.
Классовое сознание — термин Маркса, относящийся к признанию рабочими себя классом, сплоченным против капиталистов и в конечном счете против самого капитализма.
Классовый конфликт — конфликт между целыми классами, связанный с распределением материальных ценностей и власти в обществе.
Ложное сознание — термин Маркса, предложенный для объяснения социальных проблем не пороками общества, а недостатками индивидов.
Механическая солидарность — термин Дюркгейма, отражающий социальные связи, основанные на общности мнений и моральных ценностей и сильные между членами доиндустриальных обществ.
Общество — люди, вступающие во взаимодействие на определенной территории и имеющие общую культуру.
Органическая солидарность — термин Дюркгейма, отражающий социальные связи, основанные на специализации и взаимозависимости и сильные между членами индустриальных обществ.
Отчуждение — ощущение одиночества и страдания, вызванное бессилием.
Охота и собирательство — использование простых орудий для охоты на животных
Пастушество — одомашнивание животных.
Постиндустриальная система — технологии, которые поддерживают экономику, основывающуюся на информации.
Пролетарии — люди, которые продают свой производительный труд за заработную плату.
Разделение труда — специализация экономической деятельности.
Рационализация общества — термин Вебера, обозначающий исторический переход от традиции к рациональности как к главенствующей форме человеческого мышления.
Рациональность — целенаправленный, трезвый расчет наиболее эффективных путей выполнения отдельной задачи.
Социальные институты — крупные сферы социальной жизни, или социальные
подсистемы, организованные для удовлетворения потребностей людей. Социальный конфликт — борьба между сегментами общества за ценные ресурсы.
Социокультурная эволюция — термин Ленски, обозначающий изменения, которые происходят по мере приобретения обществом новой технологии.
Традиция — настроения и верования, передающиеся из поколения в поколение.
Вопросы для размышления
Одно ли и то же, на ваш взгляд, развитие новой технологии и прогресс? Почему вы так думаете?
Поясните отличие материалистических взглядов Маркса от идеалистических Вебера.
И Маркса и Вебера беспокоил тот факт, что современное общество отчуждает людей. В чем различие их подходов? Как их понятие об отчуждении соотносится с концепцией аномии Дюркгейма?
Рассмотрите изменяющийся статус женщин с тех точек зрения на общество, что были проанализированы в этой главе. Какое объяснение мог бы дать каждый из теоретиков возрастающему тендерному равенству? Можете ли вы дать критику этих теорий с феминистских позиций?
Итак, исследование Гоффмана показывает, что поведение, хотя оно в некоторых отношениях и спонтанно, оказывается шаблонным больше, чем нам хочется. Глава 5. Социализация "171 ГЛАВА 5
Социализация
Холодным зимним днем 1938 г. социальный работник поспешно проследовал к дверям жилого дома на одной из ферм Пенсильвании. Расследуя дело о возможном жестоком обращении с ребенком, работник вошел в дом и там, на первом этаже, обнаружил запертую в чулане 5-летнюю девочку. Ее звали Анна, она была втиснута в старое кресло, а ее руки связаны над головой так, что Анна не могла пошевелиться. На ней были какие-то грязные обноски, а руки и ноги казались тонкими как спички (Davis, 1940). Положение этой девочки можно живописать исключительно в трагических красках. Она родилась в 1932 г. у незамужней и психически больной женщины 26 лет, жившей вместе со своим строгим отцом. Взбешенный «незаконным» материнством дочери, дед даже не пожелал видеть ребенка в своем доме. Поэтому первые 6 месяцев Анна перекочевывала из одного благотворительного заведения в другое. Когда мать уже не смогла оплачивать уход, Анна вернулась во враждебный дедовский дом. Чтобы смягчить гнев отца, мать Анны поместила ее в чулан и давала ей молока ровно столько, сколько нужно было, чтобы поддерживать в ней жизнь. Там девочка и оставалась - день за днем, месяц за месяцем, почти напрочь лишенная контактов с людьми - в течение 5 лет. Узнав о спасении Анны, социолог Кингсли Дэвис (Davis, 1940) немедленно отправился взглянуть на нее. Он нашел ее пребывающей под присмотром местных властей в окружном приюте. Дэвис ужаснулся при виде истощенного ребенка, который не умел ни смеяться, ни говорить, ни даже улыбаться. Анна совершенно не шла на контакт, как будто жила одна-одинешенька в пустынном мире.
Опыт социального общения: ключ к нашей человечности
Такова кошмарная история ребенка, лишенного социальных контактов. Анна, физически живая, едва ли выглядела человеком. На ее примере понятно, что ребенок, лишенный социального опыта, не способен мыслить, выражать эмоции и совершать осмысленные действия, становясь скорее предметом, нежели личностью. -— Под термином социализация понимается социальный опыт, охватывающий всю жизнь, благодаря которому индивиды развивают свой человеческий потенциал и усваивают культуру. По сравнению с представителями животных видов, чье поведение биологически запрограммировано, люди нуждаются в социальном опыте, чтобы научиться культуре и выжить. Социальный опыт обусловливает личность {отчетливые постоянные образцы действия, мышления и чувствования человека). Личность создается благодаря интернализации — или усвоению — нашего окружения. Но без социального опыта личность, как показывает история Анны, не развивается rorpp
Развитие человека: относительное влияние наследственности и окружающей среды
Беспомощный при рождении, младенец зависит от других, нуждаясь в питании \ и уходе. История Анны делает эти факты очевидными. Однако 100 лет назад боль шинство людей ошибочно полагали, будто поведение человека является продук том нашего биологического устройства. х
Чарльз Дарвин: роль природы. Чарльз Дарвин, занимаясь изучением эволю- • ции (см. главу 3 «Культура»), объяснил, что каждый вид развивается на протяжении тысяч поколений по мере того, как генетическая изменчивость улучшает его способность к выживанию и воспроизводству. Признаки, способствующие выживанию, проявляются как «природа» вида. По этой причине в свое время полагали, будто люди, как и другие живые существа, имеют инстинктивную «человеческую природу». При нашей склонности считать свой собственный образ жизни естественным, утверждалось, что наша экономическая система отражает «инстинктивную потребность человека к конкурентной борьбе», что некоторые люди являются «прирожденными преступниками» или что женщины эмоциональны «от природы», тогда как мужчины «от природы» разумны (Witkin-Lanoil, 1984).
Неправильно понимали Дарвина и те, кто пытался осмыслить культурное многообразие. После многовекового изучения мира европейцам было известно, что жители разных краев ведут себя неодинаково. Однако европейцы связывали эти различия не с культурой, а с биологией. Они шли еще дальше, заявляя, будто члены технологически примитивных обществ с биологической точки зрения менее развиты, а потому их нельзя считать полноценными людьми. Этот этноцентрический взгляд помогал оправдывать колониализм: почему бы не эксплуатировать других, если они не кажутся вам людьми?
Социальные науки: роль окружающей среды. В XX в. биологические объяснения поведения человека оказались под огнем критики. Психолог Джон Б. Уот-сон (1878-1958) разработал теорию бихевиоризма, согласно которой поведение является не инстинктивным, а выученным. Поэтому люди остаются людьми, где бы они не жили, отличаясь лишь своими культурными образцами. Иными слова-' ми, исследователь усматривал корни человеческого поведения не в наследственности, а в воздействии окружающей среды.
Сегодня специалисты, занимающиеся изучением социального мира, проявляют осторожность и ни одно человеческое поведение не называют инстинктивным. Это не означает, что биология не играет в поведении человека никакой роли. В конце концов, жизнь людей зависит от функционирования организма. Нам известно и то, что у детей часто бывают общие с их родителями биологические признаки (например, рост и цвет волос) и наследственность сказывается на интеллекте, способностях к музыке и рисованию, а также на личности (например, в реагировании на фрустрацию). Мозг, если он не задействован на ранних этапах жизни человека, не развивается сполна. В то же время реализация индивидом того или иного врожденного потенциала зависит от факторов окружающей среды, создающих возможности к его развитию (Plomin & Foch, 1980; Goldsmith, •J 72 Часть II. Основы общества
Глава 5. Социализация -|73
У младенцев наблюдаются разнообразные рефлексы - биологически обусловленные формы поведения,
способствующие выживанию. Сосательный рефлекс, который на самом деле возникает до рождения, позволяет
получать питание. Хватательный рефлекс, который можно вызвать, если положить палец на ладонь младенца,
после чего его кисть сомкнётся, помогает поддерживать контакт с матерью и позднее хватать предметы.
Рефлекс Моро, который вызывается испугом, заставляет младенца разводить руки и смыкать их на груди.
Это действие, исчезающее через несколько месяцев после рождения, по-видимому, развилось
у наших предков, чтобы падающий младенец смог уцепиться за шерсть на теле матери
Таким образом, не отрицая значения природы, мы можем сказать, что большую роль в формировании человеческого поведения играет окружающая среда. Если выразиться точнее, то среда — наша природа.
Социальная изоляция
Конечно, исследователям непозволительно экспериментировать с людьми, помещая их в полную изоляцию. Но 40 лет назад ученые все-таки выполнили показательное исследование, в котором изучалось влияние социальной изоляции на приматов.
Опыты с приматами. Психологи Гарри и Маргарет Харлоу (Harlow & Harlow, 1962) создавали для макак-резусов, поведение которых подчас поразительно напоминает человеческое, разнообразные условия социальной изоляции. Они обнаружили, что при полной изоляции на протяжении всего лишь 6 месяцев (при нормальном питании) развитие обезьян нарушалось. По возвращении в группу эти макаки вели себя пассивно, тревожно и боязливо.
Тогда Харлоу посадили детенышей обезьян в клетки с искусственной «мамой», сооруженной из проволочной сетки с приделанной деревянной головой и «соском» на месте груди, куда выходило отверстие питательной трубки. Впоследствии эти макаки тоже оказались не способны общаться с другими.
Однако когда исследователи накрыли искусственную маму мягкой ворсистой тканью, те смогли к ней прильнуть. Эта близость, как заключили Харлоу, пошла им ня пот,™ т-лк кяк позднее v них было выявлено меньше нарушений в развитии,
чем у первых обезьян. Эксперимент подтвердил важность любовного укачивания малышей взрослыми.
Наконец, Харлоу открыли, что детеныши обезьян в состоянии оправиться от 3-месячной изоляции. Но если она достигала 6 месяцев, то наносила необратимый эмоциональный и поведенческий ущерб.
Изучение изолированных детей. Трагические истории детей, изолированных их домашними, показывают пагубность для человека лишения социальных переживаний. Рассмотрим три случая.
Анна: окончание истории. Финал истории с Анной согласуется с открытиями Харлоу. После того как ее нашли, девочке оказывалось всестороннее внимание и вскоре наступило улучшение. Когда Кингсли Дэвис навестил ее через 10 дней, он увидел ее более оживленной и даже улыбающейся. За следующий год Анна достигла устойчивого прогресса, выказывая все больше интереса к людям и постепенно научаясь ходить. Через 1,5 года она могла самостоятельно принимать пищу и играть.
Однако, как могли бы спрогнозировать Харлоу, 5 лет социальной изоляции вызвали необратимые нарушения. В 8 лет умственное развитие Анны было ниже, чем у 2-летнего ребенка. Говорить она начала едва ли не в 10 лет. Возможно, это объяснялось умственной отсталостью ее матери. Загадка так и не была решена, поскольку девочка умерла в возрасте 10 лет от заболевания крови, быть может, связанного с годами жестокого обращения (Davis, 1940, 1947).
Второй случай: Изабелл. Вторая история повествует еще об одной девочке, найденной при очень похожих обстоятельствах примерно в то же время, что и Анна. После изоляции, длившейся свыше 6 лет, этот ребенок — Изабелл — демонстрировал такое же отсутствие реактивности, как и Анна. Правда, в отличие от той Изабелл помогла специальная учебная программа, проводившаяся под руководством психологов. Через неделю Изабелл уже пыталась говорить, а еще через 1,5 года знала около 2 тыс. слов. Психологи заключили, что интенсивные усилия позволили уложить 6 лет нормального развития Изабелл всего в 2 года. К 14 годам Изабелл ходила в 6-й класс, не изжив еще опыта пережитых испытаний, но находясь на пути к более или менее нормальной жизни (Davis, 1947).
Третий случай: Джени. Более недавний случай изоляции в детстве касается калифорнийской девочки, с которой жестоко обращались ее родители (Curtiss, 1977; Pines, 1981; Rymer, 1994). С 2-летнего возраста Джени была привязана в темном гараже к стулу с отверстием. В 1970 г., когда ее нашли, и ей было уже 13 лет, Джени весила всего 59 фунтов', а по умственному развитию соответствовала годовалому ребенку. После интенсивного лечения она выздоровела физически, но разговаривает по-прежнему, как маленький ребенок. Сейчас Джени живет в приюте для взрослых инвалидов с нарушенным развитием.
Вывод. Все имеющиеся данные указывают на решающую роль социального опыта в формировании личности. Бывает, что людям удается оправиться от жестокого обращения и изоляции. Но существует та точка, установить которую со всей определенностью нельзя из-за малого числа изученных случаев, после которой изоляция в младенческом возрасте вызывает необратимые нарушения в развитии.
1 о ими (Ь\/нт пянрн иппш-ппо 4.S3 г. Таким обоазом. вес Джени составлял 26,7 кг. — Примеч. науч. ред. 174 Часть II. Основы общества
Глава 5. Социализация |75 Осмысление социализации
Социализация — сложный процесс, продолжающийся всю жизнь. В дальнейших разделах главы будет освещена деятельность шести исследователей, которые внесли весомый вклад в наше понимание человеческого развития.
Зигмунд Фрейд: элементы личности
Зигмунд Фрейд (1856-1939) жил в Вене во времена, когда большинство европейцев считали поведение человека биологически предопределенным. Врач по образованию, он постепенно обратился к изучению личности и в итоге разработал знаменитую теорию психоанализа.
Основные человеческие потребности. Фрейд полагал, что биология играет ключевую роль в развитии человека, хотя и не как специфические инстинкты. Он предположил, что у людей есть две основные потребности. Первая — в совокуплении, которую Фрейд назвал инстинктом жизни, или эросом (по имени древнегреческого бога любви). Вторая — агрессивное стремление, названное инстинктом смерти, или танатосом (от древнегреч. «смерть»). Эти противоположные силы действуют на бессознательном уровне и порождают глубинное внутреннее напряжение.
Модель личности по Фрейду. Фрейд объединил основные потребности с влиянием общества, чтобы создать модель личности, состоящую из трех частей: Ид, Эго и Суперэго. Ид (от лат. «оно») воплощает основные влечения человеческого существа, которые бессознательны и требуют немедленного удовлетворения. Уходя корнями в биологию, Ид существует при рождении, превращая новорожденного в сплошное требование внимания к себе, прикосновения и пищи. Но общество противостоит центрированному на себе Ид, и потому одно из первых слов, какое выучивает ребенок, — «нет».
Чтобы избежать фрустрации, ребенок должен научиться реалистически подходить к миру. Это осуществляется через Эго (от лат. «я»), которое есть сознательные усилия индивида, направленные на уравновешивание врожденных влечений к поиску наслаждения с требованиями общества. Эго развивается, когда мы осознаем себя, но также понимаем, что не можем получить всего, чего хотим.
Наконец, в человеческой личности развивается Суперэго (от лат. «над» или «помимо» эго), которое представляет собой культурные ценности и нормы, интер-нализированные индивидом. Суперэго выступает нашей совестью, объясняя нам, почему мы не можем получить всего, чего хотим. Оно начинает формироваться, когда ребенок осознает родительский контроль, и созревает, когда человек приходит к пониманию, что поведение каждого должно учитывать культурные нормы.
|