Главная страница
Навигация по странице:

  • Причины изменений культуры.

  • Глобальная

  • Глобальная миграция: поток людей.

  • Теоретический анализ культуры

  • Культурные уни­версалии

  • Основные понятия Афроцентризм

  • Культура

  • Культурная трансмиссия

  • Культурный лаг

  • Культурный шок

  • Мультикультурализм

  • Нематериальная

  • Нравы

  • Социальный контроль

  • Убеждения

  • Элитарная

  • Социология Дж. Машоунис. Оглавление Джон Масионис Социология 9е издание


    Скачать 11.25 Mb.
    НазваниеОглавление Джон Масионис Социология 9е издание
    АнкорСоциология Дж. Машоунис.doc
    Дата17.05.2017
    Размер11.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциология Дж. Машоунис.doc
    ТипДокументы
    #7768
    страница10 из 74
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   74

    124 Часть II. Основы общества

    Поборники также живописуют мультикультурное пространство в качестве пути к примирению растущей в США социальной разнородности. В условиях стремительно­го роста азиатских и испаноязьгчных сообществ некоторые аналитики предсказыва­ют, что нынешние дети уже станут свидетелями того, что большинство американцев составят люди африканского, азиатского и латиноамериканского происхождения.

    Помимо этого, сторонники мультикультурализма заявляют, что это — хороший способ повысить успеваемость детей афроамериканцев. В противовес европоцен­тризму некоторые призывают к афроцентризму, доминированию африканских куль­турных образцов, в чем усматривается путь к исправлению многовекового преумень­шения или игнорирования достижений африканских обществ и афроамериканцев.

    Хотя в последние годы мультикультурализм снискал себе немало сторонников, он вызвал и критику. Оппоненты говорят, что данный подход поощряет раздроб­ленность вместо единства, призывая людей идентифицироваться со своей соб­ственной категорией, а не со всей нацией. По мнению критиков, вместо того чтобы признать наличие каких-либо общих культурных стандартов истины, провозгла­шается предпочитаемым оценивать идеи, отталкиваясь от расовой (и половой) принадлежности тех, кто их преподносит. Наша человеческая общность, следова­тельно, распадается на «африканский», «азиатский» и т. д. опыт.

    Основной упрек, по словам критиков, состоит в том, что мультикультурализм, во­преки заявлениям его сторонников, не помогает меньшинствам. Похоже, что некото­рые поветрия (от исследований, посвященных афроамериканцам, до районов, занятых исключительно чернокожими) поощряют ту самую расовую сегрегацию, которую на­шей нации стоило таких больших трудов побороть. Кроме того, в начальных классах, обучающихся по афроцентристским программам, дети лишаются многих важных по­знаний и навыков из-за того, что им преподают лишь определенные темы, подаваемые под одним углом зрения. Историк Артур Шлезингер-младший заявляет об этом пря­мо: «Если бы Клиглу из Ку-клукс-клана захотелось использовать школы, чтобы иска­лечить чернокожих американцев, то он вряд ли нашел бы что-либо эффективнее про­граммы, составленной в духе афроцентризма» (Schlesinger,Jr., 1991; р. 21).

    Есть ли возможность прийти хоть к какому-то согласию в этом споре? Почти все признают, что американцам следует обращать больше внимание на культурное многообразие, хотя нахождение конкретной точки равновесия между pluribusи ипит остается пока весьма проблематичным.

    Контркультура

    Культурная разнородность включает также откровенное отрицание традиционных идей и поведения. Контркультура состоит из культурных образцов, которые резко расходятся с теми, что широко приняты в обществе.

    Во многих обществах контркультура — удел молодежи (Spates, 1976,1983; Spates & Perkins, 1982). Например, в 1960-е отвергалась культура мейнстрима как связан­ная с конкуренцией, эгоистичная и материалистическая. Взамен нее хиппи и про­чие носители контркультуры предпочитали общинный стиль жизни, принцип ко­торого — «быть», а не «делать»; развитие же личности, или «расширение сознания», ценилось превыше таких материальных благ, как дома и автомобили. Эти представ­ления привели к тому, что некоторые люди оказались «выпавшими» из рамок боль-

    Контркультуры по-прежнему процветают. В 1990-е гг. воинствующие группы мужчин и женщин, которые противостояли федеральному правительству, призва­ли к иной политической системе. Подобный экстремизм привел к взрыву феде­рального здания в Оклахома-сити в 1995 г., когда погибли 168 человек.

    Культурные изменения

    Наверное, самым главным в нашем мире оказывается то, что «все проходит». Даже динозавры, благоденствовавшие на нашей планете в течение 160 млн лет, ныне лишь ископаемые. Удастся ли человечеству выжить в грядущем? С уверенностью можно говорить только о том, что история человека, связанная с культурой, будет демонстрировать постоянные изменения.

    В табл. 3.1 сравниваются взгляды студенчества в 1968 (на пике развития контр­культуры 1960-х) и 2000 гг.

    Таблица 3.1 Взгляды студенчества на этапе поступления в колледжи США в 1968 и 2000 гг.

    Жизненные цели («Жизненно важно» или «Очень важно»)




    1968',

    %

    2000,

    %

    Изменение,

    %

    Выработать философию жизни

    Быть политически активным

    Помогать другим в беде

    Создать семью

    Добиться успеха в собственном бизнесе

    Быть очень состоятельным человеком

    Мужчины Женщины Мужчины Женщины Мужчины Женщины Мужчины Женщины Мужчины Женщины Мужчины Женщины

    79

    87 52 52 50 71 64 72 55 32 51 27

    43

    42 32 25 53 (39 73 73 45 35 76 71

    -36

    -45

    -20

    -27

    +3

    -2

    +9

    + 1

    -10

    +3

    -25

    +44

    ' В некоторых пунктах для сравнения приводятся данные не 1968 г, а начала 1970-х.

    Источники: Richard G. Braungart & Margaret M. Braungart, From Yippies to Yuppies: Twenty Yean of Freshmen Attitudes, Public Opinion, vol. 11, no. 3 (September-October 1988); p. 53—56; LindaJ. Sax, Alexander W. Austin, William S. Korn & Kathryn M. Mahoney, The American Freshman. National Norms for Fall 2000 (Los Angeles: UCLA Higher Education Research Institute, 2000).

    Некоторые взгляды изменились незначительно. Сегодня, как и в предыдущем поколении, большинство мужчин и женщин стремятся создать семью. Но нынеш­ние студенты намного более заинтересованы в делании денег, чем в развитии жиз­ненной философии.

    Изменение какого-либо одного культурного показателя обычно подстегивает кор­ректировку других. Например, увеличение доли работающих женщин сопровождает изменение семейных поведенческих образцов, к чему относятся увеличение возраста заключения брачных уз и рост числа разводов. Это иллюстрирует принцип культур-

    126 Часть II, Основы общества

    Глава 3. Культура 127


    Культурный лаг. Некоторые элементы культуры изменяются быстрее других. По наблюдению Уильяма Огберна (Ogburn, 1964), технология развивается очень быстро, порождая новые элементы материальной культуры (например, детей из пробирки). Она опережает культуру нематериальную (например, представления о родительских правах и обязанностях), которая не успевает эти перемены усвоить. Огберн назвал это несоответствие культурным лагом, под которым понимается тот факт, что некоторые элементы культуры изменяются быстрее других, в ре­зультате чего может быть подорвана система культуры. Как быть с традицион­ными понятиями о материнстве и отцовстве, когда одна женщина способна родить ребенка, вынашивая яйцеклетку другой, оплодотворенную в лаборатории спермой абсолютно незнакомого человека?

    Причины изменений культуры. Изменения культуры вызываются рядом обсто­ятельств. Первое — изобретательство, процесс создания новых ее элементов. Оно подарило нам телефон (1876), аэроплан (1903) и компьютер (конец 1940-х гг.), которые оказали огромное влияние на уклад нашей жизни. Процесс изобретатель­ства продолжается постоянно, на что указывают тысячи заявок, ежегодно подавае­мых в Патентное бюро США.

    Совершение открытий — вторая причина изменений культуры, подразумеваю­щая распознавание и лучшее понимание чего-то уже существующего — от далекой звезды до продуктов, традиционных для другой культуры, или спортивных дости­жений женщин. Многие открытия осуществляются в ходе кропотливых научных исследований, однако иные оказываются подарком судьбы (например, так случи­лось в 1898 г., когда Мария Кюри оставила камень на фотобумаге и заметила, что та засветилась в результате излучения, в итоге чего был открыт радий).

    Третьей причиной изменений культуры является диффузия, распространение культурных особенностей из общества в общество. Поскольку новая информаци­онная технология позволяет за считанные секунды переслать информацию в лю­бую точку земного шара, культурная диффузия никогда не была настолько выра­женной, как в наши дни.

    Американское общество, безусловно, дало миру множество важных элементов культуры — от джазовой музыки до компьютеров. Конечно, диффузия — это не односторонний процесс: многое из того, что мы считаем «американским», на самом деле пришло из иных стран. Часы, газеты, деньги, одежда, меблировка и даже анг­лийский язык заимствованы у других культур (Linton, 1937a).

    Этноцентризм и культурный релятивизм

    10 декабря, небольшое поселение в ЛА.арокко. ^Наблюдая, как ллногие наши по­путчики перебирают кераллику, производимую крошечнылл льестнылл заводолл, с уверенностью лложно сказать, что аллериканцы принадлежат к числу вели­чайших покупателей в ллире. л\Аы восторгаеллся китайскилш и индийскилли ковралли ручной работы, рассллатриваелл изящные ллеталлоизделия из Тур­ции или приобретаелл красочные срарсроровые изразцы, которые находила здесь, в А^арокко. Ы конечно, выгодно покупаелл все эти предллеты. Однако глав­ная причина столь низких цен внушает тревогу: ллногие товары из стран с низ-килл и среднилл уровнелл доходов произведены 5—б-летнилли детьлли, днялли на-

    В детстве видится время невинности и свободы от бремени постоянного труда. Однако в бедных странах многие семьи зависят от детского заработка. Поэтому то, что представители одного общества считают правильным и естественным, жители других регионов мира находят обескураживающим и даже аморальным. Наверное, прав был китайский философ Конфуций, заметивший: «Все люди одинаковы; раз­нятся лишь их привычки».

    Практически любую из возможных идей или форм поведения можно обнару­жить в том или ином регионе мира, — это разнообразие культуры приносит путе­шественникам и восторги и огорчения. Австралийцы, включая фонарик, направля­ют его вниз, а американцы — вверх; японцы дают названия не улицам, а перекрест­кам, — обычай, который неизменно смущает приезжающих из США, поступающих наоборот; египтяне при разговоре стоят очень близко к собеседнику, что раздра­жает жителей Соединенных Штатов, привыкших сохранять несколько футов «личного пространства». В сельских районах Марокко в туалетах нет бумаги, что повергает в ужас западных туристов.



    ■(28 Часть II. Основы общества

    Глава 3. Культура 129


    Учитывая, что определенная культура обусловливает реальность, понятно, по­чему люди повсеместно демонстрируют этноцентризм {практику оценки чужой культуры по стандартам родной). В какой-то мере он необходим людям, чтобы быть эмоционально привязанными к своему образу жизни. Но этноцентризм по­рождает также непонимание, а иногда — конфликты.

    Культурной тенденциозности не лишен даже наш язык. Столетия назад жители Северной Америки и Европы называли Китай «Дальним Востоком». Но этот термин, который не используют китайцы, является этноцентрическим выражением, обозна­чающим регион, находящийся далеко на востоке от нас. Сами же китайцы называют свою страну, как «Срединную Империю», т. е. они, подобно жителям Запада, счита­ют свое общество средоточием мира. Приведенная ниже карта отражает этноцен­тризм в действии, представляя «перевернутую» картину западного полушария. Логической альтернативой этноцентризму является культурный релятивизм {практика оценки культуры исходя из ее стандартов). Культурный релятивизм прививается нелегко: он требует понимания непривычных ценностей и норм и отхода от культурных стандартов, которым люди следовали всю свою жизнь. Од­нако по мере того как жители разных стран все чаще контактируют друг с другом,



    важность понимания чу­жих культур возрастает еще больше.

    «Опрокинутый» мир. Северная Америка должна находиться «сверху., а Южная -«снизу»; именно так принято нами считать. Но, поскольку Земля -шар, подобные представления являются скорее традициями, чем непреложными истинами. Причина, по которой данная карта западного полушария кажется нам непра­вильной, заключена не в том, что она географически ошибочна; нет, она попросту попирает наше этно­центрическое допущение, согласно которому Соединенные Штаты должны находиться «над» осталь-

    Деловые люди в США начинают понимать, что успех в мировой экономике за­висит от знания тех или иных культурных особенностей. Так, в компании GeneralMotorsна горьком опыте убедились, что в испаноязычных странах модель «Nova» продается плохо, потому что по-испански ее название означает «не едет». Слоган пивоваренной компании Coors, гласивший — «Разгрузись», напугал покупателей, решивших, что пиво вызовет у них диарею. Компания BraniffAirlinesпревратила «Летайте в коже» {FlyInLevel') в неуклюжее испанское «Летайте голыми». Компа­ния EasternAirlinesпреобразовала свой слоган «Мы каждый день обретаем крылья» {WeEarnOurWingsDaily) в такой: «Мы каждый день отправляемся на небеса». Фрэнк Пурдье пал жертвой неудачного маркетинга, когда его лозунг «Нужен кру­той мужик, чтобы приготовить нежного цыпленка» {ItTakesaToughMantoMakeaTenderChicken) зазвучал по-испански так: «Сексуально возбужденный мужчина наполнит страстью цыпочку» (Helin, 1992).

    Однако проблемы кроются и в самом культурном релятивизме. Если почти любое поведение в каком-нибудь регионе считается нормальным, не означает ли это позволительность всего? Оправдывается ли детский труд тем фактом, что бедные марокканские семьи получают выгоду?

    Поскольку все мы люди, обязательно должны быть какие-то универсальные стандарты надлежащего поведения. Но в чем они состоят? И как, пытаясь их раз­работать, избежать навязывания другим жителям планеты своих собственных стандартов должного? Простых ответов на эти вопросы нет. Только вот, сталкива­ясь с чуждым обычаем, нельзя поспешно судить, пока не выяснится, что же по это­му поводу думают представители данной культуры. Не забывайте смотреть со сто­роны и на собственный образ жизни. В конце концов, изучая других, мы глубже познаем себя.

    Глобальная культура?

    Ныне, как никогда прежде, можно наблюдать распространение общих для всех культур обычаев. Гуляя по улицам Сеула (Южная Корея), Куала-Лумпура (Ма­лайзия), Мадраса (Индия), Каира (Египет) и Касабланки (Марокко), мы видим людей, одетых в джинсы, слышим знакомую поп-музыку и созерцаем рекламу тех же товаров, что и на родине. Вспомните карту мира 3.1, из которой видно, что ан­глийский язык на большей части Земли стремительно превращается в предпочи­таемый второй язык. Становимся ли мы свидетелями рождения единой глобаль­ной культуры?

    Действительно, контакты между странами расширяются, превращаясь в пото­ки товаров, информации и самих людей.

    1. Глобальная экономика: поток товаров. Международная торговля никогда еще не переживала такого подъема. Глобальная экономика привела к распро­странению по всему миру множества потребительских товаров (от автомо­билей и ТВ-шоу до музыки и моды).

    2. Глобальная коммуникация: поток информации. Спутниковая связь позво­ляет людям видеть и слышать события, происходящие за тысячи миль от

    "130 Часть II. Основы общества

    Глава 3. Культура 131


    3. Глобальная миграция: поток людей. Осведомленность о ситуации за рубе­жом мотивирует людей переменить место жительства, переехав туда, где, по их мнению, живется лучше. Кроме того, пути сообщения, особенно воздуш­ные, облегчают перемещение, как никогда раньше. В результате в большин­стве стран проживает значительное количество уроженцев других регионов (в том числе около 30 млн человек в США, — 11% населения).

    Эти международные связи усиливают сходство мировых культур. Но говорить о глобальной культуре следует с тремя важными уточнениями. Во-первых, миро­вые потоки товаров, информации и людей неравномерны. В целом зоны городов (центры торговли, связи и проживания населения) связаны между собой прочнее, чем сельские местности, остающиеся в изоляции. Более того: возрастание эконо­мической и военной мощи Северной Америки и Западной Европы означает, что эти регионы в большей мере влияют на остальной мир, чем наоборот.

    Во-вторых, тезис о глобальной культуре допускает, что люди, где бы они ни жили, могут позволить себе разнообразные новинки из области товаров и услуг. Как объясняется в главе 12 «Глобальная стратификация», отчаянная нужда, от которой страдает население значительной части мира, лишает людей даже пред­метов первой необходимости, не позволяя вести спокойную и безопасную жизнь.

    В-третьих, хотя многие культурные обычаи обнаруживаются по всему миру, люди не везде приписывают им одинаковый смысл. Так же ли понимают культуру хип-хоп токийские тинейджеры, как их сверстники в Нью-Йорке или Лос-Андже­лесе? Или, скажем, нам нравится пища разных народов, хотя мы плохо осведомле­ны о жизни людей, ее создавших. Иными словами, все люди смотрят на мир через призму своей собственной культуры (Featherstone, 1990; Hall & Neitz, 1993).

    Теоретический анализ культуры

    Культура помогает нам осмыслить себя и окружающий мир. Специальной же за­дачей социологов является постижение культуры. Они задействуют несколько теоретических подходов.

    Структурно-функциональный анализ

    Структурно-функциональная парадигма описывает культуру как комплексную стратегию удовлетворения человеческих нужд. Заимствуя философскую доктри­ну идеализма, этот подход полагает в основу культуры ценности (Parsons, 1966; Williams, 1970). Таковые наполняют смыслом нашу жизнь и объединяют людей. Другие бесчисленные аспекты культуры функционируют различным образом, поддерживая жизненный уклад.

    Функциональное мышление помогает нам понять чужой образ жизни. Возьмем, например, фермера-аммита, который у себя в Огайо вспахивает сотни акров с по­мощью упряжки лошадей. Его методы земледелия могут не соответствовать нашей культурной ценности, касающейся эффективности труда, но, с его точки зрения, эти тяжелые занятия развивают дисциплину, необходимую для ведения глубоко религиозной жизни. Долгие дни, проведенные в совместных трудах, придают ам-

    Конечно, такие обычаи не лишены и дисфункциональных аспектов. Для неко­торых тяжелый труд и жесткое религиозное послушание оказываются чрезмерны­ми, вынуждая их покинуть общину. Кроме того, религиозное рвение иногда пре­пятствует достижению компромисса, что выливается в постоянное дробление мира аммитов (Hostetler, 1980; Kraybill, 1989; Kraybill & Olshan, 1994).

    Если культуры — стратегии для удовлетворения человеческих нужд, следова­ло бы ожидать, что в мире окажется множество общих образцов. Культурные уни­версалии представляют собой черты, присущие всем известным культурам. Срав­нивая сотни культур, Джордж Мэрдок (Murdock, 1945) выделил десятки культур­ных универсалий. Одним таким общим элементом выступает семья, чьи функции везде состоят в контроле над сексуальным воспроизводством и надзоре за воспи­танием детей. Повсеместно обнаруживаются и похоронные ритуалы, так как всем людским сообществам приходится мириться с реальностью смерти. Еще одной культурной универсалией являются шутки, служащие средством безопасной раз­рядки социального напряжения.

    Критическая оценка. Действенность структурно-функциональной парадигмы состоит в том, что она обнажает механизм, посредством которого культура удов­летворяет человеческие потребности. Тем не менее, подчеркивая господствующие в обществе культурные образцы, этот подход игнорирует культурную разнородность. Поскольку он заостряет внимание на культурной стабильности, принижается роль изменений. Другими словами, культурные системы не настолько стабильны и сво­бодны от конфликтов, насколько уверяет структурный функционализм.

    Анализ социального конфликта

    Парадигма социального конфликта подчеркивает связь между культурой и нера­венством. С этой точки зрения любая культурная особенность выгодна некоторым членам общества в ущерб другим.

    Начать анализ в русле теории социального конфликта можно с вопроса о том, почему определенные ценности господствуют в обществе. Многие теоретики кон­фликта, особенно марксисты, утверждают, что культура формируется обществен­ной системой экономического производства. «Не сознание людей определяет их бытие, — заявил Маркс, — а, наоборот, их общественное бытие определяет их созна­ние» (Магх & Engels, 1978; р. 4; первое изд. — 1859). Следовательно, теория соци­ального конфликта уходит корнями в философскую доктрину материализма, со­гласно которой общественная система материального производства (такая, как наша собственная индустриально-капиталистическая экономика) мощнейшим об­разом сказывается на остальной культуре. Этот материалистический подход проти­воречит идеалистическим позициям структурного функционализма.

    Анализ социального конфликта привязывает ценности свободной конкуренции к экономике капитализма, которая служит интересам богатой элиты. Кроме того, капиталистическая культура учит нас думать, что у состоятельных и могуществен­ных людей энергии и таланта больше, чем у других, и потому они заслуживают своего богатства и привилегий. Взгляд на капитализм как на нечто «естественное» заставляет отказаться от всяких усилий, направленных на устранение экономиче-

    132 Часть II. Основы общества

    Глава 3. Культура 133


    Однако напряженность, порожденная неравенством, приводит к взрыву и дви­жениям за социальные перемены. Недавними образчиками таковых в США вы­ступают движение за гражданские права и женское движение. Оба они стремятся к достижению большего равенства, встречая на своем пути сопротивление защит­ников существующего положения дел.

    Критическая оценка. Парадигма социального конфликта гласит, что культур­ные системы неодинаково обращены к человеческим нуждам, позволяя некоторым людям господствовать над другими. Это неравенство, в свою очередь, порождает стремление к переменам.

    Однако акцентируя способность культуры сеять распри, данная парадигма приводит к недооценке способов, которыми культурные образцы объединяют чле­нов общества. Поэтому для более полного понимания следует учитывать оба взгля­да — структурно-функциональный и социального конфликта.

    Социобиология

    Под культурой обычно подразумевают человеческое творение, но влияют ли на нее биологические факторы? Третьей теоретической парадигмой, с одной стороны, опирающейся на биологию, а с другой — на социологию, выступает социобиоло­гия {теоретическая парадигма, которая изучает пути воздействия человеческой биологии на то, как мы создаем, культуру).



    Придерживаясь рамок эволюционного подхода, социобиологи указывают на двойной

    стандарт, согласно которому мужчины относятся к женщинам как к сексуальным объектам чаще,

    чем такое проделывают женщины с мужчинами. Если согласиться с этим утверждением, то, по мнению

    многих социологов, подобное поведение - вроде того, что отражено фотографией Рут Оркин,

    «Американская девушка в Италии» - правильнее понимать как вытекающее из культуры,

    Социобиология основывается на теории эволюции, выдвинутой Чарльзом Дар-вином (Darwin, 1859) в его книге «Происхождение видов». Дарвин утверждал, что живые организмы изменяются на протяжении длительных периодов в результа­те естественного отбора, который сводится к четырем простым принципам. Во-пер­вых, все живые существа живут ради размножения. Во-вторых, схема, подлежащая воспроизводству, заложена в генах, исходных единицах жизни, которые передают признаки одного поколения следующему. В-третьих, случайная изменчивость генов позволяет видам «испытывать» новые жизненные образцы в конкретной среде. Эта изменчивость приводит к тому, что некоторые организмы выживают успешнее других и передают своему потомству благоприятные гены. В конечном счете за тысячи поколений выживают и становятся доминантными те генетические образцы, которые способствуют воспроизводству. Таким образом, по мнению био­логов, виды адаптируются к окружающей среде, а доминантные признаки прояв­ляются в качестве «натуры» организма.

    Социобиологи утверждают, что большое количество культурных универсалий отражает тот факт, что все люди принадлежат к одному биологическому виду. Имен­но наша общая биология лежит, например, в основе явно универсального «двойного стандарта» сексуального поведения. По словам его исследователя Альфреда Кинзи, «во всем мире мужчины намного чаще, чем женщины, желают иметь сексуальные отношения с множеством партнеров» (цит. по: Barash, 1981; р. 49). Но почему?

    Нам всем известно, что дети рождаются благодаря соединению женской яйце­клетки с мужским сперматозоидом. Но биологическая значимость одного сперма­тозоида и одной яйцеклетки совершенно различна. У здоровых мужчин запас спер­матозоидов, вырабатываемых яичками, постоянно пополняется на протяжении боль­шей части жизни. В момент эякуляции мужчина выделяет сотни миллионов сперматозоидов — количество, которого вполне достаточно, чтобы оплодотворить всех женщин в Северной Америке (Barash, 1981; р. 47). В яичниках же новорожден­ной девочки содержится весь ее жизненный запас фолликулов, или незрелых яйце­клеток. Как правило, яичники женщины выбрасывают по одной яйцеклетке еже­месячно. Итак, если мужчина биологически в состоянии стать отцом многих ты­сяч детей, то женщина способна выносить лишь малое их количество.

    При таком биологическом различии мужчины эффективнее воспроизводят свои гены, когда ведут беспорядочную половую жизнь и с готовностью вступают в сексуальные отношения. Однако эта схема расходится с репродуктивными ин­тересами женщин. Каждая беременность требует вынашивания ребенка в тече­ние 9 месяцев, родов и какого-то времени на послеродовой уход за ребенком. Следовательно, эффективная репродукция с позиции женщины зависит от тща­тельного выбора мужчины, чьи качества (начиная с того, что он просто останется рядом) способствуют выживанию и в перспективе успешной репродукции ребен­ка (Remoff, 1984).

    «Двойной стандарт», безусловно, зависит не только от биологии и переплета­ется с историческим господством мужчин над женщинами (Barry, 1983). Но социо­биология полагает, что в основе этого культурного образца, как и многих других, лежит биологика. Проще говоря, повсеместность двойного стандарта объясняется

    "134 Часть II. Основы общества

    Глава 3. Культура "135


    Критическая оценка. Социобиология породила любопытные теории о биоло­гических корнях некоторых культурных образцов. Однако по ряду причин этот подход остается спорным.

    Во-первых, некоторые критики опасаются, что он способен оживить биологи­ческие аргументы вековой давности, когда некоторые ратовали за превосходство одной расы или одного пола. По мнению же его защитников, псевдонаука расового превосходства полностью отвергается; и действительно, социобиология способ­ствует единению всех людей, так как эволюционная история одна. Социобиология не утверждает, что мужчины и женщины отличаются друг от друга чем-то таким, чего не в состоянии преодолеть культура. Вовсе не провозглашая мужчин более значимыми, чем женщин, этот подход подчеркивает жизненную важность обоих полов для репродукции человечества.

    Во-вторых, по мнению критиков, у социобиологов мало фактов в поддержку выдвигаемых теорий. Исследования, проведенные на сегодняшний день, дают осно­вания говорить, что биологические силы не определяют поведение людей сколь либо жестким образом. Скорее, люди научаются поведению в пределах культурной си­стемы. Заслуга социобиология, следовательно, состоит в том, что она объясняет, по­чему некоторые культурные образцы усваиваются легче других (Barash, 1981).

    Культура и человеческая свобода

    Предмет рассмотрения этой главы связан с важным вопросом о том, насколько свободны культурные создания. Привязывает ли культура нас друг к другу и к нашему прошлому? Или она способствует индивидуальному мышлению и незави­симому выбору?

    Культура, становящаяся тормозом

    Люди не могут жить вне культуры. Но способность к ее созданию имеет и обрат­ную сторону. Возможно, человек — единственное живое существо, которое дает имена. Такая жизнь в мире символов означает также, что мы способны испытывать отчуждение. Культура же во многом является делом привычки, ограничивая наш выбор и понуждая нас в каждом новом поколении повторять спорные образцы, например расовую предвзятость. Кроме того, в век новых информационных тех­нологий мы вправе задуматься над той степенью, в которой средства массовой ин­формации, следуя интересам бизнеса, манипулируют нашей культурой с целью извлечения прибылей.

    Наконец, акцент, который американское общество делает на победе в конкурент­ной борьбе, понуждает искать превосходства, но этот образец также изолирует людей друг от друга. В каких-то отношениях материальные блага вполне устраи­вают человека, но и отдаляют от той безопасности и того удовлетворения, какие следуют из близких отношений и духовности.

    Культура как свобода

    Плохо ли это или хорошо, люди могут считаться культурными в точности так же, как муравьи и пчелы заложниками их биологического устройства. Однако одно

    готовый, заранее запланированный, мир; культура, напротив, заставляет нас совер­шать выбор всякий раз, когда мы создаем и переделываем мир для себя. Нет луч­шего доказательства такой свободы, чем само культурное многообразие американ­ского общества и даже еще большая человеческая разнородность в мире вообще.

    Одной из целей, к которой стремятся все социологи, как раз и оказывается осмысление данного культурного многообразия. В материале под рубрикой «Гло­бальная социология» указаны некоторые отличия культуры Соединенных Штатов от канадской. Но, где бы ни жить, чем лучше мы разберемся в окружающей нас культуре, тем полнее сможем использовать возможности даруемой ею свободы.

    ГЛОБАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

    Соединенные Штаты и Канада: разные культуры?

    Для многих жителей Соединенных Штатов эта страна и является «Америкой». Однако на се­вере континента находится еще одна страна с высоким уровнем доходов - Канада. Как соот­носятся культуры двух этих стран?

    Сначала следует заметить, что обе страны - образования мультщльтурные. Иммиграция собрала в США людей со всего мира, и то же самое произошло в Канаде. Как и в США, мно­гие иммигранты прибыли из Европы, а самые последние по времени волны - из Азии и Ла­тинской Америки. В городе Ванкувере, например, расположенном на западном побережье Канады, существует крупная китайская община, соответствующая примерно испаноговоря-щей общине Лос-Анджелеса.

    Канада и Соединенные Штаты отличаются друг от друга в одном принципиальном отноше­нии. В Канаде исторически сложились две господствующие культуры: французская (около 25% населения) и британская (примерно 40%). Франкофоны составляют крупное большин­ство в провинции Квебек (где французский язык имеет официальный статус) и значительное меньшинство - в Нью-Брунсвике (где принято двуязычие).

    Другими словами, одинаковы ли главные ценности в США и Канаде? Сеймур Мартин Липсет (Lipset, 1985) считает, что нации различаются. Соединенные Штаты провозгласили свою не­зависимость от Великобритании в 1776 г.; Канада официально отделилась лишь в 1982 г. Таким образом, продолжает Липсет, господствующая культура Канады - нечто среднее меж­ду культурами Соединенных Штатов и Великобритании.

    Так, для американской культуры свойствен больший индивидуализм, чем для канадской, где силь­нее коллективистские отношения. В США корни индивидуализма возводятся к исторической роли ковбоя - независимого человека, и даже закоренелые преступники вроде Джесси Джеймса и Билли Кида почитаются за героев, поскольку они выступали против властей. В Канаде же, напротив, с огромным уважением взирают на Маунти - известного офицера канадской полиции. В политическом отношении жители Соединенных Штатов склонны считать, что человек обязан сам позаботиться о себе. Однако в Канаде бытует мнение, что правительство обязано печься об инте­ресе каждого гражданина - как это принято и в Великобритании. В этом одна из причин того, например, что в Канаде существует гораздо более разветвленная система социального обеспече­ния (включая всеобщее здравоохранение), чем в США (единственная страна с высоким уровнем доходов, не имеющая такой программы). Также примерно Уг жителей Соединенных Штатов вла­деют одной или несколькими единицами оружия, и в этой стране глубоко укоренилась идея, что человек имеет на это право, - хотя она и вызывает споры. В Канаде оружием владеют немно­гие, и правительство, как и Великобритании, ограничивает право на владение им.

    136 Часть II. Основы общества

    Глава 3. Культура ] 37


    Резюме

    1. Культура — это образ жизни, разделяемый членами общества. У некоторых животных имеется ограниченная способность к созданию культуры, но толь­ко люди основывают на ней свою жизнь.

    2. С развитием человеческого мозга около 3 млн лет назад возникли первые элементы культуры; она заменила биологические инстинкты в качестве ос­новной стратегии выживания нашего вида.

    3. Культура опирается на символы. Язык — это система символов, посредством которой культура передается из поколения в поколение.

    4. Ценности представляют собой определенные культурные стандарты долж­ного; убеждения — утверждения, которые люди, имеющие общую культуру, считают истинными.

    5. Культурные нормы, направляющие человеческое поведение, подразделяют­ся на два вида: нравы имеют огромное моральное значение, тогда как народ­ные обычаи — правила воспитанности.

    6. Элитарная культура (для «высоколобых») складывается из образцов, отлича­ющих общественную элиту; популярная культура состоит из образцов, широ­ко распространенных в обществе.

    7. США относятся к числу стран с наиболее разнородной культурой. Субкуль­тура — набор отдельных культурных образцов, поддерживаемых определен­ной частью населения, а контркультура — набор таких образцов, которые су­щественно расходятся с общепринятым образом жизни. Мультикультурализм представляет собой усилия в рамках системы образования, направленные на улучшение понимания и оценки культурного многообразия.

    8. Изобретения, открытия и диффузия порождают культурные изменения. Культурный лаг — следствие того, что отдельные составляющие системы культуры изменяются быстрее других.

    9. Этноцентризм подразумевает оценку других людей в соответствии со стан­дартами культуры того человека, который оказывается сторонним наблюда­телем. Культурный релятивизм, напротив, представляет собой оценку чужой культуры в соответствии с ее стандартами.




    1. Глобальные культурные образцы порождаются мировыми потоками това­ров, информации и людей.

    2. С точки зрения структурно-функционального анализа культура является в целом стабильной системой, построенной на основных ценностях. Культур­ные образцы работают на поддержание общей системы.

    3. С точки зрения парадигмы социального конфликта культура — зыбкое поле неравенства и конфликтов. Для отдельных категорий людей культурные об­разцы оказываются выгоднее, чем для других.

    4. Социобиология изучает, как эволюция формирует творение культуры людьми.

    5. Культура способна ограничивать социальные возможности, однако мы уме­ем формировать и переделывать наш мир в соответствии со своими потреб-

    Основные понятия

    Афроцентризм — доминирование африканских культурных образцов.

    Европоцентризм — господство европейских (особенно английских) культурных образцов.

    Контркультура — культурные образцы, которые резко расходятся с теми, что ши­роко приняты в обществе.

    Культура — ценности, убеждения, поведение и материальные предметы, которые сообща формируют образ жизни людей.

    Культурная интеграция — тесная связь между различными элементами системы культуры.

    Культурная трансмиссия — процесс, посредством которого культура передается из поколения в поколение.

    Культурные универсалии — черты, присущие всем известным культурам.

    Культурный лаг — тот факт, что некоторые элементы культуры изменяются быст­рее других, в результате чего может быть подорвана система культуры.

    Культурный релятивизм — практика оценки культуры по ее собственным стандартам.

    Культурный шок — дезориентация личности при ведении непривычного обра­за жизни.

    Материальная культура — материальные ценности, созданные членами общества.

    Мультикультурализм — образовательная программа, признающая культурную раз­нородность Соединенных Штатов и содействующая уравниванию всех культур­ных традиций.

    Народные обычаи - нормы обычного, бессистемного взаимодействия.

    Нематериальная культура — неосязаемый мир идей, создаваемых членами общества.

    Нормы - правила и экспектации, благодаря которым общество руководит пове­дением своих членов.

    Нравы — широко наблюдаемые и имеющие огромную моральную значимость нормы.

    Популярная культура — культурные образцы, широко распространенные в обществе.

    Символы — все, что несет в себе особый смысл, признаваемый людьми одной культуры.

    Социальный контроль — разнообразные средства, которыми члены общества по­ощряют приверженность нормам; попытки общества регулировать мышление и поведение людей.

    Социобиология - теоретическая парадигма, которая изучает пути воздействия человеческой биологии на то, как люди создают культуру.

    Субкультура — культурные образцы, обособляющие некую часть общества.

    Тезис Сапира—Уорфа - тезис, согласно которому люди воспринимают мир сквозь призму культуры языка.

    Tnvrm^An.n TuiuTjo i (г гтгл п 1,-элivм !.1Р ПШПкМИ л тт а nfsvrTnnHCTRa О|<Т)УЖЯIO!IК1 ГО МIУШ.

    -(38 Часть II. Основы общества

    Убеждения — определенные утверждения, которые люди считают истинными.

    Ценности — некие культурные стандарты, отталкиваясь от которых, люди опреде­ляют благо, добродетель и красоту и которые в широком смысле являются нор­мативами жизни в обществе.

    Элитарная культура — культурные образцы, отличающие элиту общества.

    Этноцентризм — практика оценки чужой культуры по стандартам родной.

    Язык — система символов, которая позволяет людям общаться друг с другом.

    Вопросы для размышления

    1. В США хот-доги, гамбургеры, картофель фри и мороженое издавна счита­лись любимой национальной едой. Какими культурными образцами можно объяснить любовь к этим продуктам?

    2. Какие уроки культуры преподают нашим детям такие игры, как «Царь горы», пятнашки или прятки? Что вы скажете о школьных соревнованиях по спел­лингу? Какие культурные ценности отражают такие детские сказки, как «Умелый Паровозик», и настольные игры «Змейки и лесенки», «Монопо­лия» и «Риск»?

    3. В какой мере можно говорить о рождении глобальной культуры? Как вы от­носитесь к подобной перспективе — положительно или отрицательно? По­чему так?

    4. Случалось ли вам сталкиваться с какими-либо субкультурами? С какими? Чем они отличаются?

    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   74


    написать администратору сайта