Социология Дж. Машоунис. Оглавление Джон Масионис Социология 9е издание
Скачать 11.25 Mb.
|
Карл Маркс: общество и конфликт Первое классическое представление об обществе дали работы Карла Маркса (1818-1883), одного из тех, кто стоял у истоков социологии. Внимательно следя за индустриальными преобразованиями в Европе, Маркс большую часть своей жизни провел в Лондоне, столице огромной в те времена Британской империи. Его потрясала производительная мощь новых предприятий. Великобритания и другие индустриальные страны производили товаров больше, чем когда бы то ни было прежде, причем ресурсы со всего мира с немыслимой скоростью направлялись на их фабрики и заводы. Удивление и негодование Маркса были вызваны тем, что промышленные богатства сосредоточивались в руках немногих. Прогулка по Лондону поражала картинами разительного контраста между блистательным изобилием и убогим запустением. В особняках с десятками слуг проживала горстка аристократов и промышленников. Но большинство людей трудились долгими часами за гроши и жили в трущобах, а то и ночевали прямо на улицах, где многие умирали от голода. Маркс бился над основным противоречием: как же это возможно, чтобы в невероятно богатом обществе было столько бедных? Не менее важным считал также выяснить, каким же образом удастся изменить эту ситуацию. По мнению многих, Маркс думал посеять в обществе смуту. Но он был движим состраданием и стремился помочь обществу, которое оказалось разделенным, обрести новый и справедливый социальный порядок. Ключом к мышлению Маркса является идея социального конфликта, борьбы между сегментами общества за ценные ресурсы. Конечно, социальный конфликт способен принимать разные формы. Скажем, ссорятся отдельные люди, или какие-то колледжи устраивают традиционные спортивные состязания; страны же нередко воюют. Однако для Маркса самой главной формой оставался классовый конфликт, порождаемый тем способом, каким общество производит материальные блага. Общество и производство Живя в XIX в., Маркс был свидетелем ранней стадии промышленного капитализма в Европе. Он отмечал, что эта экономическая система превратила малую часть населения в капиталистов — людей, владеюш,их и управляющих фабриками и другими предприятиями ради извлечения прибыли. Для этого они стремятся продать товар за цену, превышающую его себестоимость. Большая же часть населения превращается при капитализме в промышленных рабочих, которых Маркс назвал пролетариями — людьми, которые продают свой производительный труд за заработную плату. Между капиталистами и рабочими конфликт неизбежен. Чтобы и впредь извлекать высокие прибыли, первые замораживают заработную плату на низком voorhp Кпнрчно же. пабпчир хотят получать больше. Поскольку ппибыли 150 Часть II. Основы общества Глава 4. Общество 151 и зарплаты черпаются из одного и того же источника, развивается конфликт. В понимании Маркса, он мог закончиться только с исчезновением самого капитализма. Все общества состоят из социальных институтов — крупных сфер социальной жизни, или социальных подсистем, организованных для удовлетворения потребностей людей. Маркс утверждал, что один институт — экономика — господствует над прочими и определяет характер общества. Опираясь на философскую доктрину материализма, согласно которой опыт людей определяется способом производства материальных благ, Маркс полагал, что политическая система, семья, религия и образование способствуют утверждению экономики общества. Если Ленски настаивал на особой роли технологии в формировании общества, то Маркс писал об экономике как о «реальной основе» общества (Marx, 1959; р. 43, первое изд. — 1859). Он рассматривал экономическую систему в качестве базиса общества. Другие социальные институты, в том числе семья, политика и религия, базируются на этом фундаменте, образуют надстройку. Они сообщают экономические принципы другим сферам жизни, как показано на рис. 4.2. Социальные институты закрепляют господствующее положение капиталистов, защищая их состояния и законодательно передавая собственность в наследство от одного поколения к следующему в рамках семьи. Собственно, члены индустриальных капиталистических обществ не считают свои правовые и семейные системы очагами социальных конфликтов. Напротив, люди полагают свое право на частную собственность как «естественное». Американцы считают, что состоятельные сограждане заслужили свое богатство, а у бедных и безработных нет либо навыков, либо мотивации. Маркс отвергал подобные рассуждения. Он настаивал: сосуществование крупных состояний и невероятной бедности — лишь один из возможных вариантов, причем порождаемый именно капитализмом (Cuff & Payne, 1979). Таким образом, Маркс отвергал капиталистические идеи как ложное сознание, объяснение социальных проблем не пороками общества, а недостатками людей. По его мнению, во многих социальных проблемах повинен промышленный капитализм сам по себе. Заблуждение, говорил он далее, вредит людям, поскольку скрывает истинную причину их проблем. Рис. 4.2. Модель общества по Карлу Марксу Эта схема показывает материалистическое воззрение Маркса, согласно которому экономическое производство лежит в основе и задает форму всему обществу. Экономика подразумевает как технологию (промышленность, когда речь идет о капитализме), так и социальные отношения (в капиталистической системе -отношения между капиталистами, которые контролируют производство, и рабочими, выступающими источником труда). На эту инфраструктуру, или базис, опирается надстройка общества, куда относятся и его главные институты, и основные культурные ценности и идеи. Маркс утверждал, что все в обществе способствует ППППРПЖЯНМЮ -Э!ГПИЛМИЧРГГПЙ ГИГТРМк! На картине Норберта Генета «Обед бедняка в зимнем Париже» показана удручающая и привычная нищета мигрантов, переселявшихся в города, пока индустриальная революция набирала обороты. В этих страданиях Карл Маркс усматривал фундаментальное противоречие современного общества: промышленная технология обещает всеобщее материальное изобилие, но капитализм сосредоточивает богатства в руках немногих Конфликт и история По мнению Маркса, большинство обществ развивается постепенно, с течением времени. Но иногда случаются стремительные, революционные перемены. Маркс (как и Ленски) отмечал, что перемены могут быть вызваны технологическим прогрессом, однако главным образом они порождаются социальным конфликтом. Если представления Ленски перевести на язык Маркса, то древние охотники и собиратели строили примитивные коммунистические общества. Коммунизм — система, при которой все люди имеют равный доступ к пище и другим материальным благам. Ресурсы, хотя и были скудными, представляли всеобщее достояние, а не частную собственность. Все выполняли примерно одну и ту же работу, так что возможность социального конфликта была невелика. Земледельческие формы труда, как отмечал Маркс, породили неравенство. В эпоху доминирования земледельческих, скотоводческих и первых аграрных обществ, которые Маркс называл «древним миром», войны велись часто, а победители превращали побежденных в рабов. Небольшая по численности элита («хозяева») и ее рабы были втянуты в непримиримый социальный конфликт (Zeitlin, 1981). Сельское хозяйство еще больше обогатило верхи общества, разжигая сильную социальную рознь. Крепостные крестьяне, стоявшие на низшей ступени в эпоху европейского феодализма, жили немногим лучше рабов. По мнению Маркса, церковь и государство защищали феодальную систему как якобы созданную по Божьей воле. Следовательно, феодализм — общество «эксплуатации, завуалированной религи- ■|52 Часть II, Основы общества Глава 4. Общество -| 53 Постепенно феодальный строй был подточен новыми производительными силами. С непрерывным возрастанием торговли купцы и искусные ремесленники сформировали в городах класс буржуазии (французское слово, означающее буквально «городской»). Расширение торговли все более обогащало буржуазию. С начала XIX в. она уже контролировала и заводы, превращаясь в класс настоящих капиталистов, обладающих реальной властью, которая была сопоставима с имевшейся у старопоместного дворянства. Последнее же, со своей стороны, высокомерно взирало на нарождающийся класс «лавочников», однако со временем именно капиталисты установили контроль над европейскими обществами. Следовательно, если встать на позицию Маркса, новая технология была лишь частью индустриальной революции. Кроме того, это была революция классовая, в результате которой капиталисты свергли старую элиту аграрного общества. Индустриализация привела и к росту численности пролетариата. Английские землевладельцы превращали поля, некогда возделывавшиеся крепостными, в пастбища для овец, чтобы производить шерсть для текстильных фабрик. Согнанные с земли, крепостные перебирались в города работать на этих предприятиях. Маркс предвидел, что наступит день, когда рабочие объединятся в единый класс и подготовят условия для исторической конфронтации. На сей раз, как он надеялся, классовая революция вознесет угнетенных рабочих над угнетателями-капиталистами. Капитализм и классовый конфликт «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов» — этими словами Маркс и его соратник, Фридрих Энгельс, открыли свое знаменитое заявление «Манифест коммунистической партии» (Marx & Engels, 1972; p. 335; первое изд. — 1848). При индустриальном капитализме, как и в более ранних обществах, существуют два крупных социальных класса — правящий и угнетенный, — в чем отражаются два основных положения в системе производства. Подобно хозяевам и рабам в античном мире и дворянам и крепостным при феодальном строе, теперь в социальный конфликт вовлечены капиталисты и пролетарии. Ныне, как и в прошлом, один класс контролирует другой, будучи собственником средств производства. Маркс использовал термин классовый конфликт (а иногда классовая борьба) для обозначения конфликта между целыми классами, связанного с распределением материальных ценностей и власти в обществе. Классовый конфликт не есть что-то принципиально новое. Отличие его проявления в капиталистическом обществе, на которое указывал Маркс, состоит в том, насколько конфликт открыт. Аристократия и крепостные при всей разнице их положения были связаны давними традициями и взаимными обязательствами. Индустриальный капитализм уничтожил такие взаимосвязи, гордость и честь уступили место «голым личным интересам». Поскольку между пролетариями и их угнетателями никаких уз нет, Маркс не видел причины, которая помешала бы первым покончить со своим положением. Хотя индустриальный капитализм вскрыл классовый конфликт, авторы «Манифеста коммунистической партии» понимали, что революция не должна оказаться поспешной. Во-первых, рабочим следует осознать свое угнетенное положение ваться и действовать, чтобы разобраться со своими проблемами. Это означает, что рабочие должны заменить ложное сознание классовым (осознанием себя как класса, сплотившегося в борьбе против капиталистов и в конечном счете против самого капитализма). Повсеместно наблюдая бесчеловечность раннего капитализма, Маркс предсказывал скорое движение промышленных рабочих, направленное на уничтожение капитализма. А что же капиталисты? Их сила заключалась в огромных состояниях. Но Маркс усмотрел брешь в такой броне. Побуждаемые стремлением к личной выгоде, они боятся конкуренции. Поэтому Маркс решил, что капиталисты промедлят и не смогут объединиться даже вопреки своим общим интересам. Кроме того, рассуждал он, поскольку капиталисты, желая извлечь максимальные прибыли, удерживают зарплату работников на низком уровне, решимость рабочих возрастет. В итоге, по мнению Маркса, капиталисты сами способствуют собственному уничтожению. Капитализм и отчуждение Маркс также заклеймил капитализм за то, что тот порождает отчуждение — ощущение одиночества и страдания, вызванное бессилием. Находясь под властью капиталистов, пролетариат оказывается обычным товаром — источником рабочей силы, которую можно приобретать и выбрасывать по желанию. Дегуманизация, вызванная условиями и спецификой труда (особенно монотонной, нескончаемой заводской работой), приводит к тому, что рабочим не с чего радоваться жизни. Они чувствуют невозможность улучшения своего положения. Здесь ощутимо проступает еще одно противоречие капиталистического общества: по мере того как люди разрабатывают технологию для приобретения власти над миром, экономика приобретает все больший контроль над ними. Маркс указал четыре формы отчуждения:
■J 54 Часть II. Основы общества Глава 4. Общество ■] 55 утверждал, что «рабочий, трудясь, не реализует себя в работе, но отрицает себя; испытывает не благополучие, но отчаяние; не развивает свободно свои физические и душевные силы, но истощается физически, а умственно — обесценивается. Рабочий, следовательно, чувствует себя дома только в часы досуга, тогда как на работе он ощущает себя бездомным» (Marx, 1964a; р. 124—125; первое изд. — 1844). Другими словами, индустриальный капитализм искажает деятельность, которая должна служить выражению лучших качеств человека, превращая ее в тягостное переживание, ведущее к дегуманизации. ПРАКТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ Отчуждение и индустриальный капитализм Выдержки из книги СтадсаТеркела «За работой» (Working) показывают, как монотонные производственные операции способны привести рабочего к отчуждению. Филу Сталлингсу 27 лет, он работает в Чикаго на заводе Fordпо производству автомобилей: Я начинаю сборку автомобиля, завариваю первые швы. Or меня он отправляется на другую линию конвейера, где ему приделывают пол, крышу, багажник, капот, двери. Затем его водружают на несущую часть. Конвейерных линий - сотни... Я стою на одном месте, на участке примерно в 2-3 фута, всю ночь. Работа прекращается только тогда, когда останавливается линия. Над каждой машиной мы выполняем 32 операции. 48 машин в час, по 8 часов ежедневно. 32 раза умножить на 48 раз и на 8. Подсчитайте, сколько получится. Именно столько раз я нажимаю эту кнопку. Грохот - о, он ужасен. Если откроешь рот, то можешь проглотить целый сноп искр. (Показывает свои руки.( Вот ожог, вот еще ожоги. С грохотом справиться нельзя. Тебе приходится орать и одновременно управляться с горелкой, не сводя ее со шва. У меня есть несколько знакомых ребят, но они держатся настороженно и не желают общаться. Это слишком трудно. Ты постоянно предоставлен самому себе. Ты поглощен собой. Ты думаешь о вещах, которые сделал, они снятся тебе. Я постоянно возвращаюсь мыслями в детство - к тому, чем мы занимались с братьями. Самое дорогое, что остается, - прошлое. Это никогда не прекращается. Это просто длится, длится и длится. Клянусь, что есть те, кто прожил там, умер и никогда не видел конца конвейерной ленты. Им это и нужно, потому что она бесконечна. Она как змея. Вся она - просто туловище, без хвоста. Она опасна. Шерон Аткинс, 24 года, выпускница колледжа, она работает телефонным диспетчером в системе крупного бизнеса на Среднем Западе: Я мало общаюсь с людьми. Их не видно. Неизвестно, смеются ли они, язвительные или добрые. Поэтому разговоры получаются очень краткими. Я замечаю это, когда говорю с другими людьми. Моя речь получается сжатой, я говорю отрывистыми фразами - в той же манере, в какой целыми днями разговариваю по телефону... Ты стараешься заполнить свое время попытками думать о других вещах - как провести уик-энд или о семье. Тебе приходится напрягать воображение. Если оно не очень богатое и быстро надоедает придумывать, просто беда. Только для того, чтобы заполнить время, я пишу плохие на самом-то деле стихи или письма себе и другим людям и никогда их не отправляю. Письма - фантазии, своего рода бессвязные тексты о том, что я чувствую, о моей подавленности... Дома я никогда не отвечаю на телефонные звонки. Маркс рассматривал отчуждение (в его различных формах) как препятствие к социальному взаимодействию. Но он надеялся, что промышленные рабочие преодолеют его, сплотившись в настоящий социальный класс, осознающий причины своих трудностей и готовый к изменению общества. |