Социология Дж. Машоунис. Оглавление Джон Масионис Социология 9е издание
Скачать 11.25 Mb.
|
ГЛАВА 6.,..„ ,.™™^, , m^o^^itvP,ry*-,r,ivik' п?падр. пппта поижиллаются десятки муж-чин на особых, велосипедах, с ллаленькилли коляскалли, приделаннылли спереди, — вьетналлский эквивалент таксоллоторов. /Лье отллахиваеллся от них., но следующие 20 ллинут уходят на то, что ллы ллотаелл головалли в ответ, на приставания, нескольких водителей, которые едут рядолл и уллоляют воспользоваться их услугалли. АА.ы решаелл пересечь улицу, но вдруг осознаелл, что вокруг нет ни запрещающих сигналов, ни светофоров, а улии,а представляет собой непрерывный поток велосипедов, ллотоциклов и ллаленьких грузовиков. Нто делать? /Лестные не выказывают никакого заллеилательства; они просто идут куда надо, ухитряясь не попасть под транспорт, который нелледленно заполняет пространство позади них. Оллешаться с движениелл? С ллалень-килли детьлли, сидящилли на закорках? Х>а, ллы поступаелл илленно так; илленно это срабатывает во ^ьетналле. В любом обществе люди, когда они осмысливают обыденные ситуации, опираются на социальные структуры. Как следует из описанного знакомства некой семьи с вьетнамским городом, мир может дезориентировать и даже испугать, когда его культурные нормы не соответствуют нашим ожиданиям. Итак, из чего же строится наша повседневная жизнь? Статус Один из кирпичиков социальной структуры — статус (социальное положение, занимаемое индивидом). Социологи не употребляют слово «статус» в его обыденном значении «престижа», когда у президента колледжа «статус выше», чем у только что нанятого ассистента. Скорее, в организации колледжа статусами выступают и «пост президента», и «должность профессора». В любой жестко ранжированной среде никакое взаимодействие невозможно без взаимной предварительной оценки социального положения участников. Поэтому у военных форма снабжена четкими знаками отличия, обозначающими их уровень полномочий. Не оцениваем ли мы друг друга во многом так же по ходу обыденных интеракций, отмечая приблизительный возраст человека, качество его одежды и манеры, из чего м пмплпмм ргп гпммяпкипр ппппжрммр'? Любой статус является частью нашей социальной идентичности и помогает определить отношение к другим людям. Как заметил один из основоположников социологии Георг Зиммель, «первым условием общения с кем бы то ни было... является знание, с кем именно вы имеете дело» (Simmel, 1950; р. 307). Набор статусов У каждого человека есть несколько статусов одновременно. Набор таковых складывается из всех статусов, которыми индивид обладает в данное время. Девочка-подросток — дочь для своих родителей, сестра для своего брата, подруга для представителей ее социального круга и вратарь для членов ее футбольной команды. Такие наборы статусов, точно так же как они ветвятся по многим направлениям, изменяются с течением жизни. Ребенок вырастает в родителя, студент становится юристом; люди вступают в брак, чтобы стать мужьями и женами, иногда вновь оказываясь в одиночестве из-за кончины супруга или развода. Присоединение к организации или нахождение работы увеличивают наш статусный набор; уход от дел уменьшает его. За свою жизнь индивиды приобретают и теряют десятки статусов. Предписанный и достигнутый статус Социологи классифицируют статусы с точки зрения того, как люди их получают. Предписанный статус есть социальное положение, которое индивид приобретает при рождении или потом — невольно — в жизни. Образчиками таковых служат статусы дочери, кубинца, тинейджера или вдовца. Предписанные статусы — дело, в котором людям предоставляется небольшой выбор или его не дается вовсе. Достигнутый статус, напротив, представляет собой социальное положение, которое индивид занимает по своему выбору и которое отражает его личные способности и успехи. В СШАтаковыми выступают статус студента-отличника, олимпийского чемпиона, супруга, компьютерного программиста или вора. На практике большинство статусов предполагает некое сочетание предписанное™ и достижений. Это означает, что первые влияют на вторые. Людей, достигающих, к примеру, статуса юриста, наверняка объединяет предписанное преимущество рождения в благополучных семьях. Лишним доказательством здесь выступает и то, что многие менее желательные статусы — например, преступника или безработного — легче достигаются людьми, рожденными в бедных семьях. Доминирующий статус Некоторые статусы важнее других. Доминирующий статус — тот, который, имеет особое значение для социальной идентичности и часто выстраивает всю жизнь индивида. Для большинства людей им оказывается род их занятий, так как он многое сообщает о социальном происхождении, образовании и доходах. В отдельных случаях быть «Бушем» или «Кеннеди» уже достаточно, чтобы оказаться в центре всеобщего внимания. В негативном смысле доминирующим статусом выступает и серьезная болезнь. Бывает, что лаже закадычные друзья избегают людей, больных раком или синдро- 200 Часть II. Основы общества Глава 6. Социальное взаимодействие в повседневной жизни 201 Ролевые модели учат нас тому, что в нашем мире поистине любой человек может восприниматься каким-то особым образом. В декабре 1955 г. водитель городского автобуса в Монтгомери, штат Алабама, потребовал в согласии с требованиями закона от пассажирки Розы Парке встать и уступить место белому человеку. Она отказалась и была арестована, с нее сняли отпечатки пальцев и затем оштрафовали на $14 за правонарушение. Этот храбрый поступок побудил афроамериканское население Бирмингема бойкотировать городские автобусы, что привело к отмене закона, дискриминирующего автобусных пассажиров мом приобретенного иммунодефицита (СПИД), просто из-за самой болезни. В большинстве обществ также ограничиваются возможности для женщин независимо от их способностей, в результате чего доминирующим статусом становится тендерная принадлежность (ср.: Webster & Hysom, 1998). Иногда инвалидность выступает настолько доминирующим статусом, что такие люди воспринимаются окружающими лишь как страдающие недугом, в результате чего к ним не относятся как к полноценным личностям. Роль Второй составляющей социального взаимодействия является роль (поведение, ожидаемое от некого лица с определенным статусом'). Люди обладают статусом и исполняют роль (Linton, 1937b). Например, обладание статусом студента означает, что такой человек будет посещать занятия, выполнять задания и в целом станет стремиться обогатить свою личность в процессе учебы. Статусы и роли также зависят от культуры. В США «дядя» — это брат либо матери, либо отца. Однако во Вьетнаме братья по материнской и отцовской линии называются по-разному и имеют различные обязанности. Конечно, в каждом обществе фактическое исполнение роли различается в зависимости от личности человека, хотя в некоторых обществах дозволяется большее индивидуальное выражение роли, чем в других. Рис. 6.1. Статусный набор и ролевой набор Набор ролей Поскольку мы обладаем несколькими статусами сразу, повседневная жизнь оказывается смешением многочисленных ролей. Чтобы обозначитьряЭролей, закрепленных за отдельным статусом, Роберт Мертон (Merton, 1968) ввел термин ролевой набор. На рис. 6.1 показаны четыре статуса одного индивида, и каждый привязан к отдельному ролевому набору. Во-первых, как профессор женщина общается со студентами (роль учителя) и с другими учеными (роль коллеги). Во-вторых, будучи исследователем, она собирает данные (роль лабораторного ученого), которые использует в публикуемых трудах (роль автора). В-третьих, женщина обладает статусом «жены», выступая в роли супруги (наперсницы и сексуальной партнерши) по отношению к своему мужу, с которым разделяет хозяйственную роль. В-четвертых, она обладает статусом «матери», выполняя обычные обязанности по отношению к детям (материнская роль) и по отношению к школе и прочим организациям (гражданская роль). Ролевой конфликт и ролевое напряжение В индустриальных обществах большинство людей оперирует массой обязанностей, продиктованных их разнообразными статусами и ролями. Как могут подтвердить многие матери, родительские функции, равно как и работа вне дома, могут изматывать как физически, так и эмоционально. Социологи, таким образом, признают существование ролевого конфликта, т. е. конфликта между ролями, соответству- 202 Часть II. Основы общества Глава 6. Социальное взаимодействие в повседневной жизни 203 Мы переживаем ролевой конфликт, когда нас «разрывает» между несколькими направлениями, но мы стараемся отреагировать на многочисленные статусы, которыми обладаем. Иногда решаем «чем-нибудь поступиться». Например, хорошо известный человек может принять решение не участвовать в избирательной кампании, поскольку ее требования помешают семейной жизни. В других случаях некоторые люди не спешат обзаводиться детьми, чтобы выстроить карьеру. Даже те роли, которые связаны с каким-то отдельным, единичным, статусом, способны налагать на нас взаимоисключающие требования. Ролевым напряжением называется напряжение между ролями, закрепленными за отдельным статусом. Начальнику на заводе, быть может, нравится поддерживать дружеские отношения с рабочими. Но в то же время у него есть производственные задачи и ему приходится сохранять дистанцию, необходимую для оценки подчиненных. Иными словами, хотя серьезные проблемы возникают не во всех случаях ролевого напряжения, бывает, что балансировать приходится при выполнении различных ролей, закрепленных даже за одним-единственным статусом (Gigliotti & Huff, 1995). Одна из стратегий сведения ролевого конфликта к минимуму состоит в том, чтобы «разложить свою жизнь по полочкам» так, чтобы исполнять роли, связанные с одним статусом, в определенное время и в определенном месте, а роли, соответствующие другому статусу, — в совершенно иной обстановке. Знакомым примером этой схемы является решение «оставить проблемы на работе» перед тем, как отправиться домой, к семье. Выход из роли После того как Элен Роуз Фукс Ибо (Ebaugh, 1988) оставила жизнь католической монахини ради карьеры социолога в университете, она вышла из роли. Это процесс, когда люди расстаются со значимыми социальными ролями. Изучив ряд «бывших», включая экс-монахинь, экс-врачей, экс-мужей и экс-алкоголиков, Ибо выделила элементы, обычные для превращения в «экс-». Процесс начинается, когда люди начинают сомневаться в своей способности и впредь выполнять определенную роль. Едва в их воображении возникают альтернативные роли, они рано или поздно приходят к поворотному моменту в своей биографии и принимают решение начать новую жизнь. Однако даже на этом этапе прошлая роль, случается, продолжает оказывать влияние на наши жизни. «Экс-» не расстается с образом «Я», сформированным предыдущей ролью, который способен помешать построению нового «Я». Бывшая монахиня, например, может колебаться в решении, быть ли ей стильно одетой и делать ли модные прически. Кроме того, приходится перестраивать отношения с людьми, знавшими тех по прошлой жизни. Еще одной проблемой является научение новым социальным навыкам. По признанию Ибо, например, монахини, которые начинают встречаться с мужчинами после десятилетий, проведенных в монастыре, часто бывают потрясены, узнав, что сексуальные нормы весьма отличаются от тех, которые они знали, Социальное конструирование реальности Более 60 лет назад нобелевский лауреат, итальянский драматург Луиджи Пиран-делло, написал пьесу «Похвала честности». Главным персонажем ее является Ан-джело Бальдовнно, блистательный мужчина с богатым прошлым. Он приходит в респектабельный дом семьи Ренни и представляется особенным образом: Мы неизбежно творим себя. Позвольте мне объяснить. Я вхожу в этот дом и немедленно делаюсь тем, кем я должен стать, кем я могу стать: я создаю себя. Я имею в виду, что подаю себя вам в форме, подходящей для отношений, которые я хочу с вами установить. И вы, конечно, делаете то же самое по отношению ко мне (Pirandello, 1962; р. 157-158). Из представления героя следует, что, хотя наше поведение направляется статусом и ролью, мы способны также формировать нечто, происходящее от случая к случаю. Другими словами, «реальность» дана вовсе не безоговорочно, как может показаться. Под выражением социальное конструирование реальности понимается процесс, посредством которого люди творчески формируют реальность в результате социального взаимодействия. Эта идея лежит в основе знакомой нам парадигмы символического интеракционизма, описанной в предыдущих главах (Berger & Luckmann, 1966; Maines, 2000). Как следует из замечания Анджело Бальдовнно, в сознании любого человека, особенно оказавшегося в незнакомой среде, добрая часть «реальности» остается смутной. Поэтому мы подаем себя в такой манере, которая соответствует среде и нашим целям, а когда то же самое делают окружающие, и выковывается реальность. Следовательно, социальное взаимодействие предполагает «сложные переговоры». Большинство обыденных ситуаций подразумевает как минимум некоторое согласие относительно происходящего — отчасти потому, что люди распознают разнообразные статусы тех, с кем взаимодействуют. Но даже при этом они вынуждены поступать ожидаемым образом, чтобы сделать свой статус правдоподобным для других: профессор, которого, по общему разумению, полагается воспринимать серьезным человеком, должен и вести себя соответствующе (Ridgeway & Erickson, 2000). Конечно, участники событий спримут их по-разному — в меру своих интересов и намерений. Иными словами, в ходе любой интеракции каждый участник обладает чуть отличными представлениями о том, чем является «реальность». Даже самые слова, которые мы выбираем, отражают наше видение «поворота» событий. Материал, приведенный ниже в рубрике «Практическая социология», увязывает эту идею с языком, при помощи которого военные создают (или утаивают?) реальность. «Бывалые» То, что люди обычно называют «бывалым», показательно в отношении конструирования реальности. В своей автобиографии «Эти опасные улицы» Пири Томас вспоминает свой переезд в испанский Гарлем. Однажды, возвращаясь домой, юный Пири обнаружил, что ему преградил путь Ванеко, главарь местной уличной баи- 204 Часть II. Основы общества Глава 6. Социальное взаимодействие в повседневной жизни 205
Казалось, что Ванеко стало неловко. Он осознал мой упрек и чувствовал себя не в своей тарелке. Его парни таращились на меня. Теперь им было интересно не столько затоптать меня, сколько посмотреть, чем закончится наша беседа с Ванеко. «Ну», — таким был его ответ. Я знал, что победил. Конечно, мне предстояло драться, но я могу сражаться с одним человеком, а не с десятью или пятнадцатью. Если я проиграю, меня побьют, и если выиграю, меня тоже могут побить. Я позаботился об этом, сказав: «Я не знаю ни тебя, ни твоих парней, но они, по-моему, настроены мирно. Они не похожи на панков». Я намеренно вывел его из игры, сказав «они». Теперь его ребята были отдельно от него. Я подрезал его. Теперь ему придется драться со мной один на один, чтобы доказать свою крутизну мне, своим парням и, что самое важное, своей улице. Он вышел из унизительного положения и предложил: «На равных, Гринго?» (Thomas, 1967; р. 56-57). Эта ситуация обнажает драму — иногда деликатную, иногда жестокую, когда люди креативно выстраивают реальность. Но, разумеется, не каждый оказывается в такой ситуации на равных. Окажись поблизости полицейский, когда Пири и Ванеко намеревались драться, — и оба юноши могли угодить в участок. ПРАКТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ Играем в прятки: тщательно подбираем слова Военные организации тщательно выбирают слова, чтобы «спрятать» ужасы войны и выставить военные действия нужными и полезными. Вильям Лутц, профессор английского языка в Рутгерском университете, собрал образчики выражений офицеров США в период войны в Персидском заливе. Сравните представленную ниже военную терминологию с ее переводом. Передают ли эти военные обороты реальность или, по-вашему, изменяют ее? Военный язык Случайное попадание Виды оружия, зачищающие территорию Принуждающий потенциал Ресурсы подавления Баллистическое отверстие Обыденный смысл Бомбы и снаряды, не достигающие цели и поражаю щие гражданское население Кассетные бомбы, которые убивают и уничтожают все, что располагается на конкретной территории Способность бомб и снарядов уничтожать или травмировать врага Снижение боеспособности врага путем уничтожения людей и разрушения оборудования Дыра от попадания пули Теорема Томаса Проявляя находчивость и сражаясь с Ванеко, пока оба они не выдохлись, Пири Томас завоевал признание и сделался членом банды. То, что произошло тем вечером в испанском Гарлеме, является примером теоремы Томаса, названной так в честь У. И. Томаса (Thomas, 1966; р. 301; первое изд. — 1931). Она гласит: ситуации, определяемые как реальные, реальны по своим последствиям. Применительно к социальному взаимодействию теорема Томаса означает, что, хотя реальность в процессе своего формирования «податлива», она может стать «жесткой» по своим последствиям. В описанном нами случае члены местной бандитской группировки увидели, что Пири Томас ведет себя достойно, и потому в их глазах он действительно стал достойным. Этнометодология Не считая реальность чем-то «внешним», парадигма символического интеракцио-низма утверждает: люди творят реальность в ходе повседневного общения. Но как мы определяем для себя реальность? Ответ на этот вопрос является задачей этно-методологии — специального подхода в рамках парадигмы символического инте-ракционизма. Сам по себе термин состоит из двух частей: древнегреч. этно означает людей и их понимание своего окружения; методология — набор методов или принципов. Вместе — этнометодология (изучение пути, которым люди осмысливают свое обыденное окружение). Этнометодология в основном является плодом деятельности Гарольда Гар-финкеля (Garfinkel, 1967), который оспорил господствовавший в те времена взгляд на общество как на широкую, абстрактную «систему» (вспомните структурно-функциональный подход Эмиля Дюркгейма, описанный в главе 4 «Общество»). Гар-финкель хотел проанализировать, каким образом мы осмысливаем бесчисленные знакомые ситуации. Наши разговоры и поведение, объяснял исследователь, покоятся на более глубоких допущениях относительно мира, которые мы обычно считаем чем-то само собой разумеющимся. Задумайтесь на минуту, из чего исходит человек, задавая кому-то простой вопрос: «Как дела?» Имеется ли в виду состояние здоровья? Мысли? Состояние духа? Финансовое положение? И вообще — ожидается ли ответ или просто так проявляется вежливость? Этнометодология, следовательно, изучает процесс осмысления социальных контактов. Гарфинкель утверждает, что единственным способом обнаружить, каким образом мы наполняем события смыслом, является целенаправленное нарушение правил. Намеренно игнорируя общепринятые установления и наблюдая за реакцией людей, мы «вычленяем» механизм, посредством которого люди выстраивают реальность. Поэтому Гарфинкель предлагал своим студентам отказываться от «правил игры» в самых разнообразных ситуациях. Некоторые студенты, жившие вместе с родителями, начинали вести себя как квартиранты, а не как дети; дру- 206 Часть II, Основы общества чтобы умышленно попирать правила; иные же заводили беседы и медленно придвигались все ближе и ближе к собеседнику. Впоследствии студенты докладывали о реакции окружающих. Как правило, «жертвы» приходили в раздражение, из чего следует, насколько важна для нас повседневная реальность. Попытка точно установить, почему люди сердились, заставила студентов обдумать негласные соглашения, которые лежат в основе семейной и коллективной жизни, совершения покупок, честной игры и т. п. Некоторые социологи считают этнометодологию несерьезным видом исследований, ибо она фокусируется на обычных переживаниях и применяет необычные, даже дикие, методы. И все-таки этот подход помогает нам лучше осознать незаметные образцы повседневной жизни. Построение реальности: класс и культура Люди накапливают повседневный опыт не из пустоты. То, что мы делаем или видим в своем окружении, зависит и от наших интересов. Созерцая, например, ночное небо, влюбленные открывают для себя романтику, тогда как ученые рассматривают те же звезды как массы атомов водорода и гелия. Восприятием человека управляет и социальное происхождение, а потому жители, скажем, испанского Гарлема видят мир несколько иначе, чем жители манхэттенского фешенебельного Ист-Сайда. И действительно, на территории США реальность выстраивается по-разному. Если взять гольф, тот этот вид спорта популярен среди определенных слоев населения. Карта США 6.1 показывает, где любят играть в гольф, а где нет'. В глобальной перспективе конструирование реальности различается даже сильнее. Например, возникают такие ситуации: в Лондоне люди, ждущие автобуса, обычно выстраиваются в очередь; жители Нью-Йорка редко бывают такими дисциплинированными. В Саудовской Аравии закон запрещает женщинам садиться за руль — дело, неслыханное в США. В американских мегаполисах страх стать жертвой преступления намного сильнее, чем где-либо еще, включая Лондон, Париж, Рим, Калькутту и Гонконг; это чувство опасности, исходящей от общества, формирует повседневную реальность для десятков миллионов американцев. Следовательно, люди выстраивают реальность на основе окружающей культуры. В главе 3 («Культура») объяснено, почему жители разных стран неодинаково осмысливают отдельные жесты, так что путешественники неожиданно для себя участвуют в построении другой реальности. Так, в своем исследовании популярной культуры, ДжоЭллин Шивли (Shivery, 1992) показывала вестерны мужчинам европейского происхождения и коренным американцам. Обе категории заявили, что фильмы им понравились, но по разным причинам. Белые зрители поняли их как прославление суровых людей, которые сражались, стремясь навязать природе Запада свою волю. Коренные же американцы увидели в тех же фильмах восхваление земли и природы вне каких бы то ни было людских амбиций. На карте показана популярность гольфа у населения всех 3141 округов США (данные на 2000 г.). Свыше 25 млн человек но всей стране получают от него удовольствие, но по ряду признаков они не типичны. Посмотрите на карту. Какие тенденции вы видите? Подсказкой служит то, что заядлыми 208 Часть II, Основы общества |