Главная страница
Навигация по странице:

  • Стадия 1. Младенчество: вызов доверия (против

  • Стадия 3. Дошкольный возраст: вызов инициативы (против вины).

  • Стадия 4. Доподростковый возраст: вызов трудолюбия (против неполноцен­ ности).

  • Стадия 5. Подростковый возраст: вызов идентичности (против смешения идентичности).

  • Стадия 6. Ранний зрелый возраст: вызов интимности (против изоляции).

  • Стадия 8. Преклонный возраст: вызов интеграции (против отчаяния).

  • Средства массовой информации , «масс-медиа»

  • Период ранней зрелости.

  • Средний зрелый возраст.

  • Ресоциализация: тотальные институты

  • Личность

  • Опережающая социализация

  • Сенсомоторная стадия

  • Средства массовой информации

  • Стадия формальных операций

  • Тотальный институт

  • Социология Дж. Машоунис. Оглавление Джон Масионис Социология 9е издание


    Скачать 11.25 Mb.
    НазваниеОглавление Джон Масионис Социология 9е издание
    АнкорСоциология Дж. Машоунис.doc
    Дата17.05.2017
    Размер11.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциология Дж. Машоунис.doc
    ТипДокументы
    #7768
    страница16 из 74
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   74

    Критическая оценка. В работе Мида проанализирована сущность социально­го опыта как такового. Корни и «Я» и общества автор обнаружил в символической интеракции.

    По мнению некоторых критиков, представление Мида полностью социально и не включает никаких биологических аспектов. В этом отношении он расходится с Фрейдом (который выявил общие влечения внутри организма) и Пиаже (чьи ста­дии развития увязаны с биологическим созреванием).

    Надо быть очень внимательным и не путать понятия Мида о / и те с Ид и Суперэго, указанными Фрейдом\Для Т0"го Ид укоренен в биологии человека, тогда как Мид отрицал существован,иет<аких бы то ни было биологических эле­ментов «Я» (хотя он никогда не уто.ч.нял природу «/»). Кроме того, если Ид и Суперэго находятся в постоянной борьбе, то /и те сотрудничают, действуя со­обща (Meltzer, 1978).

    ЭрикХ. Эриксон: восемь стадий развития

    Все упомянутые мыслители указывали на детство как на решающий период для формирования личности. Эрик X. Эриксон (1902-1994) смотрел на социализацию шире. Он считал, что на протяжении всей жизни мы сталкиваемся с вызовами (Erikson, 1963; первое изд. — 1950).

    Стадия 1. Младенчество: вызов доверия (против недоверия). В период от рож­дения и приблизительно до восемнадцатого месяца жизни младенцы сталкивают­ся с первым из вызовов жизни: им нужно обрести чувство доверия к миру как без­опасному месту. В том, как младенец разбирается с этим вызовом, ключевую роль играют члены семьи.

    Стадия 2. Ходунковый возраст: вызов автономии (против сомнения и стыда). Следующий вызов, действующий до 3-летнего возоаста, состоит в научении павы-

    кам уверенного обращения с окружающим миром. Неудача в приобретении само­контроля побуждает детей сомневаться в своих способностях.

    Стадия 3. Дошкольный возраст: вызов инициативы (против вины). 4—5-лет­ние дети должны научиться быть занятыми в своей среде — включая взаимодей­ствие с людьми вне семьи — или испытывать чувство вины как не оправдавшие ожиданий родителей и других людей.

    Стадия 4. Доподростковый возраст: вызов трудолюбия (против неполноцен­ности). Между 6 и 13 годами дети поступают в школу, приобретают друзей и ста­новятся все более самостоятельными. Они либо гордятся своими успехами, либо боятся, что не соответствуют своему статусу.

    Стадия 5. Подростковый возраст: вызов идентичности (против смешения идентичности). В отрочестве молодые люди ведут борьбу за обретение идентич­ности. Тинейджеры отчасти идентифицируют себя с другими, но также желают быть уникальными. Почти все тинейджеры переживают некоторое смешение иден­тичности в ходе борьбы за ее приобретение.

    Стадия 6. Ранний зрелый возраст: вызов интимности (против изоляции). Для молодых взрослых вызовом становится установление и поддержание близких от­ношений. Влюбленность (а также приобретение близких друзей) подразумевает, что потребность в связи уравновешивается с потребностью в обладании независи­мой идентичностью.

    Стадия 7. Средний зрелый возраст: вызов продуктивности (против инертно­сти). Вызов среднего возраста состоит в том, чтобы внести свой вклад в судьбы членов своей семьи, на работе и в мире вообще. Неудача делает людей инертными, поглощенными собственными мелкими хлопотами (вспомните Скруджа из «Рож­дественской песни» Диккенса).

    Стадия 8. Преклонный возраст: вызов интеграции (против отчаяния). К зака­ту жизни, как объясняет Эриксон, люди хотят оглянуться на свои достижения, ощутив интеграцию и почувствовав удовлетворение. Тем, кто был поглощен лишь собой, старость приносит одно отчаяние, касающееся упущенных возможностей.

    Критическая оценка. Согласно теории Эриксона, формирование личности — процесс, растянутый на всю жизнь. Более того: успех, достигаемый па одной ста­дии (например, приобретение доверия в младенческом возрасте), подготавливает нас к следующему вызову.

    Одна из проблем, связанная с этой моделью, состоит в том, что не все сталки­
    ваются с этими вызовами точно в тайрм же/порядке, какой представил Эриксон.
    Неясной остается и дальнейшая судьба ^Гндивида, которому не удается преодо­
    леть вызов на какой-либо из стадий: означает ли это, что он обречен потерпеть
    неудачу и на всех последующих. Более обширный вопрос, поднятый ранее, когда
    рассматривались идеи Пиаже, таков: аналогично ли Эриксону определяют успеш­
    ную жизнь люди, принадлежащие к иным культурам и жившие в другие истори­
    ческие периоды? \

    В целом модель Эриксона помогает нам осмыслить социализацию и показыва­ет, каким образом семейная, школьная и прочая среда формирует нас. Теперь при-стяльнрр посмотпим на эти агенты социализации.

    182 Часть II. Основы общества

    Глава 5. Социализация ■[ 83


    Агенты социализации

    Любой наш социальный опыт хоть ненамгюго, нр-затрагивает нас. Однако некото­рые привычные условия имеют для процесш>6оциализации особую важность.

    Семья

    Семья оказывает сильнейшее влияние на социализацию. Младенцы полностью зависят от других людей, и ответственность обычно ложится на родителей и иных членов семьи. По меньшей мере до поступления детей в школу семья также обуча­ет детей навыкам, преподает им ценности и демонстрирует убеждения. Даяде "ти­нейджеры из всех людей больше всего по-прежнему доверяют родителям^ о чем говорят результаты недавнего опроса (рис. 5.2).

    Из исследования следует, что нет лучшего средства вырастить счастливого, хо­рошо приспособленного ребенка, чем любящая семья (Gibbs, 2001).

    Научение в семье связано не только с целенаправленными действиями родителей, но и с обстановкой, которую создают взрослые. Именно от окружения по большей части зависит, научатся ли дети видеть себя сильными или слабыми, смышлеными или тупыми, будут ли они чувствовать, что их любят или просто терпят и, как предполага­ет Эриксон, будут ли они считать мир заслуживающим доверия или опасным местом.

    Помимо этого, семья определяет для детей социальное положение, касающееся расовой, религиозной, этнической и классовой принадлежности. Со временем все эти элементы становятся частью «Я»-концепции ребенка.



    Рис. 5.2. Кому ты доверяешь? Источник: Okrent, 1999 Выборка из 409 тинейджеров-американцев в возрасте от 13 до 17 лет; по Интернету ответил

    ПЛ ........ /ОПОМ Пп^п п^плг.,пгл п опг«.пП 1(КК1 г Vinl/nlrH/irhDvrtnareInr

    Исследование показываетучто классовое положение родителей влияет на их ме­тоды воспитания детей (Ellison,\partkowski & Segal, 1996). От классового положе­ния зависит не только количество денег, расходуемых родителями на детей, но и то, чего они ожидают от них. Из опросов становится понятно, что после просьбы выбрать из перечня личностных черт те, что наиболее желательны в ребенке, представители низшего класса в США предпочитают послушание и конформность. В отличие от них люди с достатком выбирают разумность и креативность (NORC, 2001).

    Почему возникает такая,разница? Мелвин Кон (Kohn, 1977) объясняет, что люди, стоящие на низших ступенях социальной лестницы, обычно малообразован­ны и выполняют несложные работы, которые тщательно контролируются. Ожидая, что их дети окажутся в том же положении, они поощряют послушание и ради него даже могут практиковать физические наказания, например шлепки. Профессио­нальная деятельность благополучных, более образованных родителей обычно требует воображения и дает больше личной свободы. Поэтому они стараются про­будить те же качества в своих детях. Иными словами, родители действуют так, что­бы побудить/цетей идти по их стопам.

    Школа

    Учеба в школе расширяет социальный мир детей, в который включаются люди иного происхождения. В этом процессе дети усваивают значение, которое общество придает расовой и тендерное принадлежности. Исследования подтверждают, что в своих играх дети тяготеют к группам одной с ними расы и того же пола (Lever, 1978; Finkelstein & Haskins, 1983).

    В школах детям преподают множество знаний и навыков. Однако неформаль­ным образом преподносятся и другие уроки, которые можно назвать скрытым сце­нарием. Такие мероприятия, как спеллинг и спортивные игры, повышают ценность соревнования и показного успеха. Кроме того, дети получают бессчетные нефор­мальные уроки относительно правильного в моральном отношении образа жизни, принятого в их обществе.

    Для большинства детей школа также выступает первым опытом общения с бюрократией. Школьный день подчиняется безличным правилам и строгому рас­писанию. Ясно, что все перечисленное оказывается отличительными признаками многих организаций, где этим детям предстоит работать в дальнейшем.

    Наконец, школьная социализация происходит таким образом, что дети распреде­ляются в соответствии с гендернымк,ролями. Рафаэла Бест (Best, 1983) отмечает, что в школе мальчики больше занимаются физическими упражнениями и немало време­ни проводят на улице, тогда как девочки зачастую добровольно вызываются помочь учителю с уборкой в классе и в других хозяйственных делах. Тендерные различия со­храняются в колледжах, где женщины тяготеют к искусствам и гуманитарным наукам, а мужчины — к экономике, естествентшш наукам и компьютерной технике.

    Группы равных

    К моменту поступления в школу дети уже успевают открыть для себя группу рав­ных — социальную группу, члены которой имеют общие интересы, социальное по-пп-ш-риир и атплгт R птпичне от семьи и школы она позволяет детям ускользнуть

    1 84 Часть II. Основы общества

    Глава 5. Социализация -| 85


    из-под непосредственного надзора взрослых. Среди равных дети научаются са­мостоятельно формировать отношения. Такие группы также позволяют обсудить интересы, которые взрослые, быть может, не разделяют (например, одежду и по­пулярную музыку) или не терпят (наркотики и секс).

    Поэтому неудивительно, что родители выражают обеспокоенность кругом дру­
    зей своих чад. В стремительно меняющемся обществе^группы равных имеют огром­
    ное влияние, и установки молодых и пожильгх могут разниться из-за «разрыва
    между поколениями». Значимость групп сверстников обычно максимальна в под­
    ростковом возрасте, когда молодые люди начинают откалываться от семей и счи­
    тать себя взрослыми. А

    Однако даже в отрочестве родительское влияние на детей сохраняет свою силу. Сверстники могут влиять на преходящие интересы, например к музыке или филь­мам; но родители больше влияют на долгосрочные цели такие как поступление в колледж (Davies & Kandel, 1981).

    Наконец, любая округа или школа представляет собой социальную мозаику, состоящую из многочисленных групп равных. Как объясняется в главе 7 («Груп­пы и организации»), индивиды склонны позитивно относиться к своей группе и дискредитировать прочие. Кроме того, на людей влияют те группы равных, к кото­рым они хотят присоединиться, — процесс, названный социологами опережающей социализацией (научение, помогающее индивиду достичь желаемого положения). В школе, например, молодые люди могут имитировать стили и сленг группы, к ко­торой они рассчитывают примкнуть. Или же молодой юрист, надеющийся стать партнером в своей юридической фирме, может, чтобы быть принятым, придержи­ваться установок и поведения других партнеров.

    Средства массовой информации

    'Jjluxuu океан, приближаясь к Японии, 29 сентября. 2 недели ллы не видели зелл.ли, и нашил*. сои,иальнылл лсиролл целикрлл. и полностью стал корабль. Q-io ллногилл студенталг больше, чел* зелллц, недостает телевидения] Некото­рые взяли с собой видеозаписи старых серий «1?еверли-сХ.иллс 90210», ко­торые пользуются бешенылл цспехол*.. \

    Средства массовой информации, «масс-медиа» /^ обезличенные средства ком­муникации, нацеленные на огромную аудиторию. Слово «медиа» происходит от лат. «середина» и подразумевает соединение'^юдей. Средства массовой инфор­мации являются продуктом коммуникационной технологии (сначала газеты, затем радио и телевидение) и распространяют информацию в масштабном по­рядке.

    В современных США СМИ оказывают колоссальное влияние на наши установ­ки и поведение. Телевидение, изобретенное в 1939 г., вскоре сделалось главным из них: у 98% американских семей есть телевизор (телефон у 94%), а у 88% он не один. У 2/3семей имеется кабельное телевидение.^Как показывает рис. 5.3, США занима­ют первое место в мире по количеству владельцев телевизоров.

    Некоторые категории людей, включая лиц с низким уровнем доходов, прово-

    .. _„^„„ „„„..„ „„,,„,.„ !/-„„.„., ГШД 4 1 „„..„,,„.,.„,,„,,„т




    Рис. 5.3. Количество владельцев

    телевизоров в мире. Источник:. The World

    Bank, 2001

    в каких регионах США люди пред­почитают смотреть телевизор, а в каких они более расп&ложены чи­тать на досуге газеты'.\

    Насколько мы «приклеены к экрану»? Данные опроса доказы­вают, что в среднестатистической семье есть как минимум один теле­визор, который работает по 7 часов ежедневно, а люди проводят за просмотром телепередач почти половину своего сво­бодного времени (Nielsen, 1997; Seplow & Storm, 1997; Cornell, 2000). Исследование, проведенное KaiserFamilyFoundation, продемонстрировало, что молодые люди в воз­расте от 2 до 18 лет «потребляют массовую информацию» на протяжении пример­но 5,5 часов в день, включая 3-часовой просмотр телепередач, а остальное время расходуют на просмотр видеозаписей и видеоигры (McPherson, 1999).

    Для детей смотреть телевизор становится обычным делом еще до того, как они научаются читать. Они растут, проводя у телевизора столько же часов, сколько тра­тят на школу и общение с родителями. Так происходит, несмотря на результаты ис­следований, согласно которым телевидение делает детей пассивными и не исполь­зующими свое воображение (Singer & Singer, 1983; АРА, 1993; Fellman, 1995).

    Комик Фред Аллен сострил однажды, что мы называем телевидение «медиа», т. е. «средним», потому, что качество телепередач нередко оставляет желать луч­шего. По многим причинам телевидение (как и другие средства массовой инфор­мации) вызывает немало суровых суждений. Отдельные либеральные критики утверждают, что оно зеркальное отражение форм неравенства, свойственных на­шему обществу, и что в телевизионных программах редко подвергается сомнению существующее положение дел. В большинстве передач мужчин показывают как доминирующих над женщинами. И это еще не все: хотя представители расовых и этнических меньшинств смотрят телевизор примерно на 40% больше, чем белые люди, они, как правило, не допускаются к составлению программ (Gans, 1980; Cantor & Pingree, 1983; Ang, 1985; Parenti, 1986; Brown, 1990).

    На верхней карте показаны округа США, где просмотр телепередач находится на уровне выше сред­него, среднем и ниже среднего. Нижняя карта дает сравнительную информацию о времени, которое расходуется на чтение газет. Чем, по-вашему, можно объяснить тот факт, что телевидение чрезвы­чайно популярно на юге и в сельских районах Западной Виргинии? Объясняет ли ваша теория теп-

    Глава 5. Социализация 187




    Консервативные критики, находящиеся по другую сторону баррикад, обвиня­ют телевизионную и кинематографическую индустрию в том, что ими руководит «культурная элита». По их утверждениям, в последние годы «политически коррект­ные» СМИ подняли на щит либеральные ценности, включая права геев и идеи феминизма, оставляя за кадром консервативные ценности (Lichter, Rothman & Rothman, 1986; Woodward, 1992b';Prindle\ 1993; Prindle & Endersby, 1993; Rothman, Power, & Rothman, 1993). У

    Последнее соображение касается средств массовой информации и насилия. В 1996 г. Американская медицинская ассоциация (AmericanMedicalAssociationАМА, 1996) объявила, что насилие, которое демонстрируется в средствах массовой информации, особенно на телеэкране и в кинематографе, достигло предела, который угрожает здоровью граждан США' В современном исследовании обнаружена проч­ная связь между временем, которое учащиеся начальной школы проводят у телеви­зора, и пристрастием к видеоиграм, а также агрессивным поведением (Robinson et al., 2001). Похоже, что общественность в целом разделяет обеспокоенность насили­ем, связанным со средствами массовой информации: три четверти из опрошенных взрослых американцев признались, что либо уходили с киносеанса, либо выключа­ли телевизор из-за большого количества сцен насилия. Как было обнаружено в со­всем недавнем национальном исследовании, сцены насилия присутствуют почти в двух третях телевизионных передач, а в большинстве таких случаев персонажи не выказывают угрызений совести и не наказываются (Wilson, 1998).

    В 1997 г. телеиндустрия взялана вооружение систему рейтингов, определяемых для различных программ. Но остается другой, более важный вопрос: действительно



    Карта США 5.1. Просмотр телепередач и чтение газет в США. Источник. American Demographics magazine, August 1993; p. 64. AmericanDemographicsmagazine, November 1998; p. 46

    В последние десятилетия некоторые аналитики высказывали предположение о том,

    что общество США сокращает период детства, побуждая детей вырастать как можно быстрее.

    Какую роль играют, по-вашему, в этом процессе средства массовой информации? Что вы думаете

    о растущем числе детей, которые предоставлены сами себе, пока их родители работают?

    "188 Часть II. Основы общества




    ли вред от передач, в которых есть сцё^цы-секса и насилия, настолько велик, как гово­рят критики? И еще: почему же эти-ецены СМИ предпочитают в первую очередь?

    В целом телевидение и другие средства массовой информации обогащают нашу жизнь развлекательными и познавательными программами. Кроме того, знакомят нас с иными культурами и побуждают обсуждать текущие проблемы. Однако их роль особенно телевидения, в формировании нашей жизни остается темой, вызы­вающей ожесточенные споры.

    Наконец, на социальное научение влияют и другие группы помимо семьи, шко­лы и групп равных. В США для большинства людей таковыми оказываются рели­гиозные организации, рабочий коллектив, армия и социальные клубы. Рассмотрев многочисленные источники, становится понятно, что в них заложены разные по­слания. Поэтому социализация не просто вопрос научения, но сложный процесс впитывания и оценки противоречивой информации разного рода.

    Социализация и жизнь

    Хотя детство особенно важно для процесса социализации, научение продолжает­ся всю жизнь. Оглянувшись на пройденное, мы видим, что наше общество приво­дит человеческий опыт в соответствие с возрастом, превращая жизнь в ряд эта­пов — детство, отрочество, зрелость и наконец старость.

    Детство

    Несколько лет назад корпорация Nike, выпускающая спортивную одежду и обувь, сделалась объектом нападок. Ее кроссовки изготавливаются на Тайване и в Индо­незии, нередко маленькими детьми, которые, вместо того чтобы ходить в школу, работают на фабриках. В мире трудятся около 250 млн детей; как минимум 120 млн из них заняты полный рабочий день, получая примерно 50 центов в час (Human Rights Watch, 2001). Из карты мира 5.1 явствует, что чаще всего детский труд ис­пользуется в африканских и азиатских странах1.

    Критика в адрес корпорации Nikeбыла вызвана тем, что большинство жителей Северной Америки считают детство — первые 12 лет жизни — порой забав и уче­бы. Но 100 лет назад дети американцев и европейцев вели жизнь, во многом похо­жую на ту, какую ныне ведут дети из бедных стран. Как объясняет историк Филипп Арье (Anns, 1965), идея детства в целом совершенно нова. В Средние века с деть­ми 4—5 лет обращались, как со взрослыми, и ждали, что те сумеют постоять за себя.

    Идею детства мы защищаем потому, что молодежь в биологическом отношении незрелая. Но если посмотреть на мир и оглянуться в историю, то станет очевидно: дан­ная концепция укоренена в культуре. В богатых странах работать обязан вовсе не каж­дый, потому детство может быть растянуто и молодые люди смогут овладеть навыка­ми, которые им понадобятся в труде, связанном с передовыми технологиями.

    Индустриализация продлевает детство и отстраняет детей от работы и другой деятельности, кото­рые считаются подходящими только для взрослых. Таким образом, детский труд — редкость в США и других странах с высоким уровнем доходов. Однако в менее экономически развитых странах дети

    •J 90 Часть II, Основы общества

    Однако людей тревожит тот факт, что их дети растут слишком быстро. По сло­вам одного телеведущего, у сегодняшних детей 10-12 лет интересы и переживания примерно те же, что были в 12-14 лет у представителей предыдущего поколения (Hymowitz, 1998). Синдром «скороспелого ребенка» — отчасти результат измене­ний, произошедших в семье, включая высокую частоту разводов и занятость обо­их родителей на работе, из-за чего присмотр за детьми ослабевает. Кроме того жизнь молодых людей наполнена такими взрослыми проблемами, как секс, нарко­тики и насилие, которые привносит в нее «взрослое» телевидение (не считая ки­нофильмов и Интернета). Наверное, никого не удивит тот факт, что современные дети в отличие от тех, что жили 50 лет назад, больше подвержены стрессу и тревоге (Gorman, 2000).

    Юность

    В точности так же как индустриализация выделяет детство в отдельный жизнен­ный этап, юность оказывается буфером между детством и зрелостью. Как правило, мы связываем подростковые годы с эмоциональной и социальной неразберихой, когда родители препираются со своими отпрысками, пытающимися обрести соб­ственную идентичность. Мы склонны приписывать бури юности биологическим изменениям, связанным с половым созреванием, но сумятица скорее отражает не­согласованность культурного плана. В средствах массовой информации, например, превозносится секс, а в школах раздают презервативы, тогда как родители настаи­вают на воздержании. 18-летний юноша может столкнуться с долгом, выполнять который надлежит взрослому человеку, и отправиться на войну, но у него нет пра­ва взрослого употреблять алкоголь. Другими словами, юность — пора социальных противоречий, когда люди перестали быть детьми, но еще не стали взрослыми.

    Эта стадия, как и все другие, оказывается различной в зависимости от проис­хождения того или иного человека. Большинство молодых людей из среды рабо­чих сразу после средней школы оказываются во взрослом мире — они начинают трудиться, становятся родителями. Однако подростки из более состоятельных се­мей располагают средствами для поступления в колледж и, может быть, аспиран­туру, а потому продлевают свою юность, которая продолжается, когда им далеко за 20 и даже за 30.

    Зрелый возраст

    Зрелость, которая в зависимости от происхождения человека начинается в период между последними годами тинейджерства и временем, когда человеку исполняет­ся 30 лет, есть пора свершений. Закончив школу, люди выбирают себе карьеру и обзаводятся собственными семьями. Личность уже в основном сформирована. В то же время заметные сдвиги в окружении индивида — например, утрата рабо­ты, развод или тяжелая болезнь — могут вызвать серьезные изменения в «Я».

    Период ранней зрелости. В период ранней зрелости — вплоть до 40 лет — мо­лодые взрослые научаются самостоятельно улаживать свои обыденные дела, зача­стую смешивая приоритеты — родителей, партнеров, детей, обучение и работу (Levinsonetal., 1978). Женщины особенно склонны «пытаться объятьнеобъятное»,

    Глава 5. Социализация -| Q-|

    воспитание детей и ведение хозяйства даже в случае, если у них есть ответствен­ная работа помимо дома (Hochschild & Machung, 1989).

    Средний зрелый возраст. В среднем зрелом возрасте (приблизительно от 40 до 60 лет) люди ощущают, что обстоятельства их жизни уже вполне сложились. Они также глубже осознают непрочность здоровья, которое молодежь воспринимает как нечто само собой разумеющееся. Женщины, потратившие много лет на семью, находят период среднего зрелого возраста особенно затруднительным. Дети выра­стают и уже требуют к себе меньше внимания, а мужей поглощает работа, так что возникают периоды, которые трудно заполнить. У многих разведенных женщин возникают и серьезные финансовые проблемы (Weitzman, 1985, 1996). По всем этим причинам в годы средней зрелости все больше женщин возвращаются к уче­бе и выбирают себе новую карьеру.

    Для всех и каждого старение подразумевает физический упадок — перспекти­ва, которую для женщин американская культура превращает в весьма болезнен­ную. Поскольку хороший внешний вид имеет для них большое значение, морщи­ны, лишний вес и седина могут оказывать травмирующее воздействие. У мужчин, разумеется, тоже есть свои проблемы. Кто-то бывает вынужден признать, что не смог достичь своих карьерных целей. Другие осознают, что карьерный успех дался им ценой отстранения от семьи или пренебрежения собственным здоровьем (Far-rell & Rosenberg, 1981; Wolf, 1990).

    Преклонный возраст

    Старость — последние годы зрелости и последний этап самой жизни — начинает­ся примерно в 65-летнем возрасте. Опять-таки общества придают этому этапу жизни различное значение. В традиционных пожилые люди часто контролируют страну и ее ресурсы. Поскольку эти общества изменяются медленно, пожилые люди приобретают немалую мудрость за свою долгую жизнь, которая одаривает их уважением и почетом (Sheehan, 1976; Hareven, 1982).

    Однако в индустриальных обществах большинство молодых трудятся вне ра­мок семьи, будучи независимыми от стариков. Стремительные изменения ведут к тому, что молодежь воспринимает преклонный возраст как нечто неважное или даже не имеющее никакого веса. Юным людям старики кажутся теми, у кого нет представлений о новых веяниях и модах, а их познания и опыт — не обладая ника­кой ценностью.

    Весьма вероятно, что предвзятость по отношению к престарелым, которая су­ществует в США, будет несколько нивелироваться по мере роста числа пожилых людей. С начала XIX в. процент американцев, возраст которых превышает 65 лет, почти утроился и стариков сегодня насчитывается больше, чем тинейджеров. Бо­лее того; поскольку продолжительность жизни неуклонно увеличивается, боль­шинство мужчин и женщин в возрасте 65 лет («молодые старики») может рас­считывать еще на десятки лет жизни. По прогнозам Бюро переписи США (U. S. Census Bureau, 1999), в XXI в. наверняка увеличится доля американцев старше 85 лет, число которых может возрасти почти в 5 раз.

    У старости есть важные отличия от более ранних этапов жизненного пути.

    1 92 Часть II. Основы общества

    Глава 5. Социализация -| 93


    Старение, напротив, являет собой обратный опыт: расставание с ролями, которые некогда приносили удовлетворение и обеспечивали социальную идентичность. Пенсионный возраст бывает периодом активнейшей деятельности или может озна­чать утрату ценимых занятий, а иногда сопровождаться откровенной тоской. Как и любой переходный этап жизни, уход от дел требует научения новым образцам на фоне того, что человек отучается от привычек прошлого. Не менее тяжкой пере­меной, становится уход с работы мужа или жены, которые теперь вынуждены при­спосабливаться к партнеру.

    Умирание

    Всю большую часть истории человечества низкий уровень жизни и примитивная медицина означали, что смерть, вызванная болезнью или несчастным случаем, может последовать на любом этапе жизни. Однако сегодня 85% американцев уми­рают после 55 лет (U. S. NationalCenterforHealthStatistics, 2001).

    Наблюдая большое количество умирающих, Элизабет Кюблер-Росс (Ktibler-Ross, 1969) описала смерть как упорядоченный переход, вызывающий 5 отдельных реакций. Первой реакцией обычно становится отрицание, ибо наша культура склонна игнорировать реальность смерти. Второй фазой выступает гнев, когда че­ловек понимает смерть как величайшую несправедливость. Далее, гнев сменяется торгом, когда человек воображает, что избегнет смерти, заключив сделку с Богом. Четвертая реакция, смирение, часто сопровождается психологической депрессией. Наконец, привыкание к мысли о смерти достигается на пятой стадии, которая есть принятие. Человек, вместо того чтобы оказаться парализованным страхом и тре­вогой, теперь старается извлечь максимум из отмеренных дней жизни.

    С увеличением процента престарелых мужчин и женщин мы вправе ожидать, что в американской культуре наступит примирение с идеей смерти. В последние годы, например, жители США и других стран более открыто обсуждают кончину людей, и умирание теперь рассматривается как процесс, предпочтительный по сравнению с болезненным и долгим страданием. Кроме того, все больше супругов готовятся ныне к смерти, все юридически и финансово предусматривая. Возможно, что это откры­тое рассмотрение вопроса облегчает боль оставшегося жить супруга, — предмет раз­мышления для женщин, которые чаще переживают своих мужей.

    Жизненный путь: общий обзор

    Представленный обзор жизненного пути подводит нас к двум важным выводам. Во-первых, хотя каждая стадия жизни связана с биологическим процессом старения, жизненный путь в целом — социальная конструкция. По этой причине бывает, что в других обществах люди совершенно по-разному воспринимают этапы жизни, а то и не воспринимают их вовсе. Во-вторых, в любом обществе такие этапы являют собой характерные проблемы и перемены, которые подразумевают научение чему-то но­вому и во многих случаях отучение от привычных обыденных дел.

    Общества выстраивают логику жизненного пути в соответствии с возрастом, однако на формирование жизни людей влияют и прочие факторы — классовая, расовая, этническая и тендерная принадлежность. Соответственно описанные нами общие образцы применимы к различным категориям людей по-разному

    Наконец, жизненные переживания зависят и от исторической эпохи, в которую человек родился. Когорта — группа людей, выделенная по какому-либо общему при­знаку, обычно по возрастному. На возрастные когорты влияют одни и те же культур­ные и экономические тенденции, так что у их членов оказываются сходными уста­новки и ценности (Riley, Foner & Waring, 1988). Например, женщины и мужчины, родившиеся в 1940-х и 1950-х, выросли в эпоху экономической экспансии, которая придала им чувство оптимизма. Сегодняшние студенты, росшие в обстановке замет­ной экономической неопределенности, не настолько уверены в своем будущем.

    Ресоциализация: тотальные институты

    Последний тип социализации, оказывающийся опытом для более чем 2 млн амери­канцев, подразумевает помещение — зачастую, принудительное — в тюрьмы и пси­хиатрические заведения. Это особый мир тотального института — условия, в кото­рых люди изолированы от общества и ими управляет персонал администрации.

    Согласно Ирвингу Гоффману (Goffman, 1961), тотальные институты отличают­ся тремя особенностями. Во-первых, персонал надзирает за всеми сферами повсед­невной жизни, включая места питания, сна и работы постояльцев (которые обыч­но называются «заключенными»). Во-вторых, среда тотального института абсо­лютно стандартизирована, отличаясь единообразными питанием, формой одежды и занятиями для всех. В-третьих, официальные правила и повседневные режимы диктуют, когда, где и как заниматься заключенным своими обыденными делами.

    Такие режимные особенности тотальные институты преследуют ради одной цели — ресоциализации {радикального изменения личности заключенного путем тщательного контроля над окружающей средой). В тюрьмах и психиатрических заведениях заключенные физически изолированы за решетками и запорами, там тщательно следят за их доступом к телефону, почте и за контактами с посетителя­ми. Для заключенного такой институт превращается в целый мир, и персоналу проще добиваться долговременного изменения подопечного — или, по крайней мере, кратковременного повиновения.

    Ресоциализация —двоякий процесс. Во-первых, персонал разрушает существу­ющую идентичность нового заключенного, используя то, что Гоффман называет «унижениями, деградацией, оскорблением и профанациями "Я"» (Goffman, 1961; р. 14). Заключенный, к примеру, должен отказаться от всякой собственности, вклю­чая одежду и средства личной гигиены, необходимые для сохранения неповтори­мого внешнего вида. Взамен персонал выдает людям единообразную одежду, кото­рая всех делает одинаковыми. Персонал подвергает вновь прибывших «умерщвле­нию "Я"», включая обыски, пострижение наголо, медосмотры и снятие отпечатков пальцев, а в дальнейшем — присвоение заключенному номера. Оказавшись в за­крытых стенах, люди отказываются и от права на личную жизнь, так как за ними постоянно следят надзиратели.

    На второй стадии процесса ресоциализации персонал пытается образовать но­вое «Я» благодаря системе поощрений и наказаний. Обладание книгой, просмотр телепередач или право на телефонный звонок могут казаться чем-то совершенно естественным для людей, которые в этом не участвуют, но в жестких условиях

    ■J 94 Часть II. Основы общества

    Глава 5. Социализация -| 95


    тотального института эти элементарные права становятся сильнейшим поводом к тому, чтобы соответствовать общепринятым правилам. В конечном счете продол­жительность заключения обычно зависит от того, насколько хорошо заключенный уживается с персоналом.

    Ресоциализация способна произвести глубочайшие изменения, но тотальные институты по-разному влияют на людей. Если некоторых заключенных считают «реабилитированными» или «исправившимися», то другие, бывает, изменяются мало, а третьи вообще озлобляются и напитываются враждой ко всем окружающим. Наконец, если принять во внимание длительный срок заключения, некоторые так и остаются вечными заключенными, не способными к самостоятельной жизни.

    Но как же быть с нами, не относящимися к их числу? Что делает с нами социа­лизация — сокрушает ли она наши личности или обогащает нас?

    Резюме

    1. Социализация — это способ, благодаря которому индивиды развивают в себе человечность и обретают свою идентичность.

    2. 100 лет назад люди считали, что поведение человека направляется в основ­ном, биологическим инстинктом. Сегодня мы признаем, что оно формиру­ется по большей части воздействием внешней среды, нежели наследствен­ности.

    3. Неизменно пагубные эффекты изоляции от общества показывают, что опыт социального общения имеет решающее значение для человека.

    4. Согласно модели 3. Фрейда, человеческая личность делится на три состав­ляющие: Ид воплощает в себе врожденные человеческие влечения (инстин­кты жизни и смерти); Суперэго представляет усвоенные культурные ценно­сти и нормы, а Эго являет собой образование, в котором борются требова­ния Ид и запреты Суперэго.

    5. Жан Пиаже считал, что в развитии человека отражается как культурное со­зревание, так и растущий социальный опыт. Он выделил четыре стадии ког­нитивного развития: сенсомоторную, дооперациональную, стадию конкрет­ных операций и стадию формальных операций.

    6. Лоренс Колберг применил подход Пиаже к моральному развитию. Сначала индивиды ценят правоту с доконвенциональной точки зрения, в согласии со своими индивидуальными потребностями. Далее, нормы традиционной мора­ли объясняют родительские установки и культурные нормы. Наконец, пост­конвенциональное мышление помогает людям критиковать само общество.

    7. В качестве реакции на работу Колберга, опиравшегося на наблюдение толь­ко субъектов мужского пола, Кэрол Гиллиган открыла, что если мужчины полагаются на абстрактные стандарты правоты, то женщины черпают реше­ние своих проблем из взаимоотношений.

    8. Согласно Джорджу Герберту Миду, социальный опыт порождает «Я», кото­рое он описывал как частично автономное образование (Г) и частично — на-

    правляемое обществом (те). Хотя младенцы имитируют, «Я» развивается в простых и сложных играх, в итоге вбирая в себя «обобщенного другого». 9. Чарльз Хортон Кули употреблял термин «зеркальное Я», объясняя, что мы видим себя так, как, по нашему мнению, нас видят другие.

    1. Эрик X. Эриксон выделил характерные вызовы, с которыми индивиды стал­киваются на каждом этапе жизни, начиная с младенчества и заканчивая ста­ростью.

    2. Наибольшее влияние на установки и поведение ребенка обычно оказывает семья (самая первая среда социализации).

    3. В школах дети знакомятся с социальной неоднородностью, там проявляет­ся обезличенная оценка их учебной деятельности.

    4. Группы равных освобождают детей из-под надзора взрослых и в подростко­вом возрасте приобретают огромное значение.

    5. Немалое влияние на процесс социализации оказывают средства массовой информации, особенно телевидение. В США среднестатистический ребенок проводит у телевизора столько же времени, сколько расходует на посещение школы и общение с родителями. По результатам исследований установле­но, что агрессивное поведение маленьких детей связано с телевидением и ви­деоиграми.

    6. Каждый этап жизненного пути — детство, юность, зрелость и старость — со­циально сконструированы так, что зависят от специфики общества.

    7. Люди, живущие в странах с высоким уровнем доходов, до наступления ста­рости обычно стараются не задумываться о смерти. Для пожилых принятие смерти является частью процесса социализации.

    8. Тотальные институты — тюрьмы и психиатрические больницы — пытаются ресоциализировать заключенных (радикально изменить их личности).

    9. Социализация демонстрирует власть общества над формированием наших мыслей, чувств и поступков. Однако, будучи людьми, мы способны отвечать на это, формируя как себя, так и наш социальный мир.

    Основные понятия

    Группа равных — социальная группа, члены которой имеют общие интересы, со­циальное положение и возраст.

    Дооперациональная стадия — термин Пиаже, обозначающий уровень развития человека, когда индивиды впервые начинают использовать языковые и другие символы.

    Зеркальное «Я» — термин Кули для обозначения образа «Я», основанного на на­ших мыслях о том впечатлении, которое мы производим на других.

    Ид — выдвинутое Фрейдом обозначение основных драйвов человеческого су­щества.

    Когорта — группа людей, выделенная по какому-то общему признаку, обычно — по возрастному.

    1 96 Часть II. Основы общества

    Личность — отчетливые постоянные образцы действия, мышления и чувствования индивида.

    Обобщенный другой — термин Джорджа Герберта Мида, обозначающий широко распространенные культурные нормы и ценности, которые мы используем в качестве системы координат для оценки самих себя.

    Опережающая социализация — научение, помогающее индивиду достичь желае­мого положения.

    Ресоциализация — радикальное изменение личности заключенного путем тща­тельного контроля над окружающей средой.

    Сенсомоторная стадия — термин Пиаже, обозначающий уровень человеческого развития, когда индивиды воспринимают мир только чувственно.

    Социализация — социальный опыт, охватывающий всю жизнь, благодаря которо­му индивиды развивают свой человеческий потенциал и усваивают культуру.

    Средства массовой информации — обезличенные средства коммуникации, адре­сованные огромной аудитории.

    Стадия конкретных операций — термин Пиаже, обозначающий уровень челове­ческого развития, когда индивиды впервые воспринимают причинные связи в своем окружении.

    Стадия формальных операций — термин Пиаже, обозначающий уровень развития человека, когда индивиды мыслят абстрактно и критически.

    Суперэго — термин Фрейда, обозначающий культурные ценности и нормы, интер-нализированные индивидом.

    Тотальный институт — условия, в которых люди изолированы от общества и управ­ляются административным персоналом.

    Эго — предложенное Фрейдом обозначение сознательных усилий индивида, на­правленных на уравновешивание врожденных позывов к поиску наслаждения с требованиями общества.

    «Я» — термин Джорджа Герберта Мида, обозначающий ту часть личности инди­вида, которая состоит из самоосознания и образа «Я».

    Вопросы для размышления

    1. Чему учат нас случаи изоляции от общества относительно важности для че­ловека социального опыта?

    2. Сформулируйте два аспекта спора о роли наследственности и окружающей среды. В каком смысле человеческая природа и влияние среды не противо­речат друг другу?

    3. Всем нам случалось видеть, как маленькие дети закрывают лицо руками и восклицают: «Меня не видно!» Они думают, что если они вас не видят, то и вы их тоже. Как такое поведение связано со способностью малышей «при­нимать роль другого»? Может ли родитель рассчитывать, что маленький ребенок «увидит вещи с его, родительской, точки зрения»?

    4. Какие темы являются общими для воззрений Фрейда, Пиаже, Колберга, Гил-лиган. Мила и Эпикг.оня? В чем отличаются ну тсопии?

    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   74


    написать администратору сайта