Социология Дж. Машоунис. Оглавление Джон Масионис Социология 9е издание
Скачать 11.25 Mb.
|
Глава 1. Социологический подход 39 Новая промышленная экономика. В период европейского Средневековья большинство людей возделывало землю около своего дома или работали на мелких мануфактурах (от лат. «делать вручную»). Но к концу XVIII в. изобретатели открыли новые источники энергии — мощь льющейся воды, а потом и пара, что помогло привести в действие огромные машины, установленные на заводах и фабриках. Если до этого рабочие трудились на дому или небольшими группами, то теперь они превратились в часть огромной и безымянной рабочей силы, работающей на чужих людей — владельцев предприятий. Это изменение в системе производства разъединило семьи и ослабило традиции, веками управлявшие жизнью общины. Рост городов. По всей Европе промышленные предприятия привлекали людей, нуждавшихся в работе. Параллельно с этим развивался и обратный процесс — огораживания. Землевладельцы отвоевывали все больше и больше земель, превращая фермы в овечьи пастбища, потому что овцы давали шерсть для текстильных фабрик, бурно развивавшихся в то время. Оставленные без земли, фермеры-арендаторы покидали село в поисках работы на новых предприятиях. Когда города выросли до невиданных размеров, новоявленные горожане столкнулись с нарастающими социальными проблемами, в том числе с загрязнением окружающей среды, преступностью и бездомностью. Проживая на улицах, наводненных чужими друг для друга людьми, они приспосабливались к незнакомой, обезличенной социальной среде. Политические изменения. В Средние века люди воспринимали общество как установленное Богом: монархи считали себя «помазанными на царство», и каждому человеку, какую бы он ни занимал ступень на социальной лестнице, свыше предназначено было сыграть свою роль. Этот теологический взгляд на общество отраж-ден в строках из старого англиканского гимна «Все ясно и прекрасно: Богач в своем замке, Бедняк в своей хижине, Бог их возвышает и смиряет, И предписывает их положение. Однако очень скоро экономическое развитие и стремительный рост городов породили новые политическйёТгдеи. Приблизительно к 1600 г. прежние устои были Подвергнуты энергичным нападкам. В трудах Томаса Гоббса (1588—1679), Джона Локка (1632—1704) и Адама Смита (1723—1790) центр переместился с морального долга людей перед Богом и правителями к идее о том, что человеку надо преследовать собственные интересы. В новой политической атмосфере философы заговорили о свободе личности и правах индивида. Вторя Локку, американская «Декларация независимости» гласит, что каждый человек обладает «определенными неотъемлемыми правами», включая «право на жизнь, свободу и поиски счастья». Французская революция, начавшаяся в 1789 г., явилась символом этого драматического разрыва с прежней политической и социальной традицией. Алексис де Токвилль (1805-1859), социальный мыслитель, заявил, что изменения в обществе, произведенные французской революцией, означали «не что иное, как возрождение всего человеческого рода» (Tocqueville, 1955; р. 13; 1-е изд. — 1856). Новое общественное сознание. Огромные предприятия, разрастание городов, свое окружение. Когда оказалась расшатанной прежняя социальная почва, в Англии, Франции и Германии (именно там, где перемены были наиболее значительными) родилась новая дисциплина — социология. Наука и социология Природа общества захватывала умы блестящих мыслителей античного мира, в том числе китайского мудреца Конфуция (551-479 до н. э.) и греческих философов Платона (ок. 427-347 до н. э.) и Аристотеля (384-322 до н. э.)1. В дальнейшем эту тему поднимали римский император Марк Аврелий (121-180), средневековые мыслители св. Фома Аквинский (12257-1274) и Кристина де Пизан (ок. 1363-1431), а также великий английский драматург Вильям Шекспир (1564-1616). Однако все эти мыслители изображали скорее идеальное общество, чем анализировали реальное. Создавая новую научную дисциплину, основоположники социологии, конечно, задумывались о том, как возможно усовершенствовать социальный мир, но главной задачей все-таки оказалось стремление понять, каким же образом функционирует общество в действительности. Описывая такую направленность мышления, французский философ Опост Конт (1798-1857) и ввел в обиход термин социология. Последняя принадлежит к числу самых юных научных дисциплин, будучи намного моложе истории, физики или, например, экономической науки. Конт (Comte, 1975; перв. изд. - 1851-1854) рассматривал социологию как результат исторического развития, насчитывающего три этапа. На самой ранней, теологической стадии, охватывающей период с начала человеческой истории до конца европейского средневековья, наступившего около 1350 г., люди воспринимали общество с религиозной точки зрения, видя в нем проявление воли Бога. С Ренессанса теологический подход сменился тем, который Конт назвал метафизической стадией. На протяжении этого периода люди считали общество, скорее, естественным, нежели сверхъестественным, явлением. Томас Гоббс (1588— 1679), например, полагал, что оно отражает не столько божественное совершенство, сколько изъяны эгоистичной людской натуры. То, что Конт назвал научной стадией истории, берет начало с деятельности ранних ученых, среди которых следует упомянуть польского астронома Николая Коперника (1473-1543), итальянского астронома и физика Галилео Галилея (1564-1642) и английского физика и математика Исаака Ньютона (1642-1727). Вклад Конта заключался в применении научного способа рассмотрения, поначалу использовавшегося для изучения только явлений физического мира, к изучению общества2. 1 На протяжении всей книги аббревиатура «до и. э.» означает «до нашей эры». Мы пользуемся этой терминологией вместо традиционной «до Р. X.» («до Рождества Христова»), учитывая религиозное многообразие общества. Аналогичным образом вместо традиционной аббревиатуры «A. D.» (anno Domini), мы ставим «н. э.», «наша эра». 2 Своеобразной иллюстрацией к указанным Контом этапам может служить экскурс в историю пред ставлений людей: древние греки и римляне принимали планеты за божества; мыслители-метафи зики эпохи Ренессанса видели в них астральные силы (способствуя развитию астрологии); ко вре мени же Галилея ученые считали планеты природными объектами, существование которых подчи- 40 Часть!. Основы социологии Позиция Конта была ярким примером позитивизма, который определяется как способ познания, опирающийся на науку. Конт верил, что общество подчиняется непреложным законам, подобно тому как физический мир повинуется гравитации и другим закономерностям природы. Находясь под сильным влиянием идей французского мыслителя, социология сформировалась как научная дисциплина в США в начале XX в. И до сих пор большинство социологов все еще полагают, что научная составляющая — важнейшая часть их дисциплины. Однако, как видно из главы 2 («Социологическое исследование»), мы уже понимаем, что поведение человека гораздо сложнее, чем движение планет или даже действия других живых существ. Поскольку люди наделены воображением и совершают подчас спонтанные действия, их поведение невозможно до конца объяснить никакими строгими «общественными законами». К этому можно добавить, что первых социологов, среди которых был, например, Карл Маркс (1818-1883), идеи которого рассматриваются в главе 4 («Общество»), глубоко беспокоило разительное неравенство в возникшем индустриальном обществе. Они хотели, чтобы социология не только служила познанию социального мира, но и способствовала изменениям, которые бы утвердили социальную справедливость. Социологическая теория Сплетение наблюдений с осмыслением подводит нас к другому аспекту социологии — к теории. Теория — утверждение о том, как и почему отдельные факты связаны между собой. Точнее говоря, задача социологической теории состоит в том, чтобы объяснить социальное поведение в реальном мире. Вспомните теорию Эмиля Дюркгейма, согласно которой особенно склонны к самоубийству категории людей, отличающихся относительно слабой социальной интеграцией (мужчины, протестанты, богатые и не состоящие в браке). Размышляя над проблемой суицидов, Дюркгейм задумался над множеством теорий. Но какая из них была правильной? Чтобы оценить теорию, как это будет объяснено в следующей главе, социологи собирают данные, применяя разнообразные методы научного исследования. Факты позволяют подтвердить одни теории и отвергнуть или видоизменить другие. Дюркгейм собрал данные, которые вскрывали закономерности, показывавшие, что определенные категории людей более расположены совершать самоубийства. Эти закономерности позволили ему сформулировать теорию, которая наилучшим образом соответствовала всем имевшимся фактам. Карта США 1.1' показывает уровень суицидов в каждом из 50 штатов и дает вам возможность самостоятельно заняться теми или иными теоретическими построениями. ' На этой карте показано, в каких штатах уровень суицидов высок, в каких он средний и в каких — низкий. Найдите закономерности. В целом, высокий процент самоубийств отмечается в тех штатах, где люди проживают в удалении друг от друга. В более густонаселенных регионах процент самоубийств невысок. Подтверждают ли эти данные теорию самоубийств Дюркгейма пли противоречат 42 Часть I, Основы социологии Глава 1. Социологический подход 43 При построении теории социологи сталкиваются с двумя главными вопросами: какие предметы следует изучать, как увязывать полученные факты. Ответы на эти вопросы зависят от теоретической «дорожной карты», или парадигмы (Kuhn, 1970). Теоретическая парадигма — исходный образ общества, который направляет ход мышления и исследования. Социология располагает тремя основными подходами: структурно-функциональной парадигмой, парадигмой социального конфликта и парадигмой символического интеракционизма. Структурно-функциональная парадигма Это схема для построения теории, рассматривающей общество как сложную систему, отдельные части которой работают слаженно для обеспечения единства и стабильности. Как ясно из названия, данная парадигма сосредоточивает внимание на социальной структуре, под которой понимается любой относительно устойчивый образец социального поведения. Социальная структура придает форму нашей жизни, идет ли речь о семье, работе или учебе. Кроме того, данная парадигма направлена на выяснение социальных функций структуры или ее последствий для деятельности общества в целом. Вся социальная структура — от простого рукопожатия до сложных религиозных ритуалов — обеспечивает существование общества, по крайней мере — в той его форме, которая существует. Своим существованием структурно-функциональная парадигма во многом обязана Огюсту Конту, указавшему на важность социальной интеграции во времена стремительных перемен. Эмиль Дюркгейм, содействовавший введению социологии во французских университетах, основывал свою деятельность также па этом подходе. Третьим основоположником структурно-функциональной парадигмы был английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903). Он сравнил общество с человеческим организмом. Как структурные составляющие последнего — скелет, мышцы и различные внутренние органы — функционируют независимо, работая на выживание всего организма в целом, так и социальные структуры действуют сообща, защищая общество. Таким образом, данная структурно-функциональная парадигма упорядочивает социологические наблюдения, выявляя разнообразные структуры общества и изучая их функции. В США многие идеи Конта, Спенсера и Дюркгейма были продвинуты Талкот-том Парсонсом (1902-1979), главным приверженцем структурно-функциональной парадигмы в США. Парсонс подходил к обществу как к системе и стремился выявить основополагающие задачи, какие любое общество обязано выполнить, чтобы выжить, а также пути реализации этих задач. Современный американский социолог Роберт К. Мертон уточнил наше понимание самой концепции социальной функции. Он (Merton, 1968) пояснил, что, во-первых, люди редко воспринимают все функции социальной структуры. В качестве явных функций он описывает распознанные и ожидаемые последствия того или иного социального явления. Латентные функции — напротив, нераспознанные и непредусмотренные последствия того или иного социального явления. Например, очевидная функция системы высшего образования в США — обеспечить молодых людей информацией и навыками, необходимыми для работы. По всей вероятности, настолько Же ВаЖНОЙ. ХОТЯ И пеже ППИЯНЯВЯеМПЙ. ЯППЯРТГЯ лпигяя rhvuiriiMa imnimnnfoii — «сватовство» людей одинакового социального происхождения. Еще одной латентной функцией становится удержание миллионов молодых людей вне рынка рабочей силы, где многие из них, скорее всего, не смогут найти себе никакой работы. Кроме того, как объясняет Мертон, социальные явления различным образом влияют на разных членов общества (Stern, 1998). Например, традиционные семьи являются хорошей средой для воспитания детей, но в то же время в них привилегированное положение занимают мужчины, а вот женщинам возможностей оставлено немного. Мертон высказывает еще одно важное соображение: социальная структура не всегда бывает полезной. Социальные дисфункции — это нежелательные для деятельности общества последствия того или иного социального явления. Люди обычно расходятся во мнениях, когда речь заходит о том, что считать полезным или пагубным. Скажем, являющееся функциональным для одной категории лиц (например, для фабрикантов или лендлордов) для другой (фабричных рабочих и арендаторов) может быть совершенно дисфункциональным. Критическая оценка. Главная особенность структурно-функциональной парадигмы — представление об обществе как устойчивом и упорядоченном образовании. Социологи, придерживающиеся такого подхода, стремятся выяснить, «что же приводит в движение» эту систему. В середине XX в. большинство социологов придерживались именно структурно-функциональной парадигмы. Однако затем ее влияние ослабло. Фокусируясь на социальной стабильности и единстве, критики подобного подхода указывают на то, что он тяготеет к забвению классового, расового и тендерного неравенства, порождающего значительную общественную напряженность и конфликты. Сфокусированность на стабильности при невнимании к конфликтам делает данную парадигму несколько консервативной. Своеобразной реакцией на этот подход стала иная теоретическая парадигма — социального конфликта. Парадигма социального конфликта Парадигма социального конфликта представляет собой схему для построения теории, которая воспринимает общество как арену неравенства, порождающего конфликты и изменения. В отличие от структурно-функционального акцента на солидарности этот подход упор делает на неравенстве. Его сторонники изучают характер связи таких факторов, как социальный класс, раса, возраст, этническая и тендерная принадлежность, с неравномерным распределением денежных средств, власти, образования и социального престижа. Данная парадигма отвергает идею о том, что социальная структура способствует функционированию общества в качестве единого целого, показывая, как социальные образцы служат для выгоды одних людей и обездоливания других. Социологи, следующие такой парадигме, рассматривают конфликт между доминирующими и непривилегированными категориями лиц — богатыми и бедными, с белой и иного цвета кожей, мужчинами и женщинами. Как правило, люди, принадлежащие к верхушке общества, стремятся защитить свое положение, а не имеющие подобных преимуществ слои пытаются побольше выгадать для себя. 44 Часть I. Основы социологии Глава 1. Социологический подход 45 Анализ конфликтов в нашей системе образования показывает, как школьное обучение воспроизводит классовое неравенство в каждом последующем поколении. Так, в средних школах учащихся распределяют в зависимости от программ — либо подготовки к поступлению в колледж, либо профессионального тренинга. Со структурно-функциональной точки зрения от подобного деления на «потоки» выигрывают все, поскольку школьное обучение соответствует способностям учащихся. Однако, согласно парадигме социального конфликта, подобное разделение зачастую скорее связано с социальным происхождением, чем с талантом, а потому состоятельные ученики причисляются к потокам высшего уровня, тогда как дети бедных заканчивают обучение в потоках низшего уровня. Таким образом, молодые люди из привилегированных семей получают самое лучшее школьное образование, а в дальнейшем п высокооплачиваемую работу. Дети же из бедных семей не готовы к учебе в колледже и, как и их родители до них, обычно выполняют низкооплачиваемую работу. В обоих случаях социальная ступень словно бы переходит по эстафете от одного поколения к следующему, в то время как школы оправдывают сложившуюся практику тем, что они учитывают индивидуальные результаты (Bowles & Gintis, 1976; Oakes, 1982, 1985). В США социальный конфликт выходит далеко за рамки системы школьного образования. В последующих главах этой книги объясняется, каким образом неравенство, основанное на классовой, расовой и тендерной принадлежности, укоренено в организации самого общества. Многие социологи пользуются парадигмой социального конфликта не только для того, чтобы осмыслить общественное устройство, по и для осуществления социальных перемен, устраняющих неравенство. Подобную цель преследовал У. Э. Б. ДюБуа, а также Карл Маркс, чьи труды имели особое значение для развития этой парадигмы. Маркс не терпел тех, кто стремился лишь анализировать общество. В своей хорошо известной декларации (слова ее высечены на его памятнике, расположенном на лондонском кладбище Хайгейт) Маркс утверждал: «Философы так лишь различным образом объясняли мир; тогда как дело заключается в том, чтобы изменить его». Критическая оценка. В последние десятилетия парадигма социального конфликта снискала большое число приверженцев. И все же, подобно другим подходам, она подвергается критике. Фокусируясь на неравенстве, она не учитывает, что разделяемые всеми ценности и взаимозависимость унифицируют членов общества. Кроме того, но мнению ее критиков, политическая направленность данной парадигмы не позволяет ей претендовать на научную объективность. Однако, как показано во главе 2 («Социологическое исследование»), теоретики конфликта отклоняют критические упреки в свой адрес, возражая, что все подходы имеют политические следствия, пусть и различающиеся. Еще одно замечание в адрес как структурно-функциональной парадигмы, так и парадигмы социального конфликта состоит в том, что они живописуют общество крупными мазками, рассматривая его с позиций «семьи», «социальных классов», «расы» и т. д. Третий же из указанных теоретических подходов в меньшей степени рассматривает общество с точки зрения масштабных социальных структур, в большей Парадигма символического интеракционизма Структурно-функциональной парадигме и парадигме социального конфликта присуща общая макроуровневая ориентация — сфокусированность на социальных структурах, которые образуют общество как целое. Макроуровневая социология охватывает большую картину, весьма похожую на вид огромного города с вертолета, когда видно, как по шоссейным дорогам люди перемещаются с одного места на другое или как меняется застройка от богатых кварталов к бедняцким. В социологии существует и микроуровневая ориентация — сфокусированность на социальных взаимодействиях в конкретных ситуациях. Такое изучение общественной жизни сходно с вниманием к тому, что происходит на улице, например общение детей на школьной спортплощадке или реакция прохожих на бездомных людей. Парадигма символического интеракционизма, таким образом, представляет собой схему для построения теории, которая воспринимает общество как продукт повседневного взаимодействия индивидов. Каким же образом из личного опыта десятков миллионов людей образуется «общество»? Один из ответов, представленный в главе 6 («Социальное взаимодействие в повседневной жизни»), гласит, что общество является не чем иным, как общей реальностью, которую люди создают в ходе взаимного общения. Люди — это существа, живущие в мире символов и означивающие практически все. Следовательно, «реальность» — всего лишь определения значений, которыми мы наделяем свое окружение, обязанности по отношению к другим людям и собственную самоидентичность. Конечно, этот процесс определения субъективен и различается от человека к человеку. Так, один может определить бездомного как «простого бездельника, ждущего подаяния», и не обратить на него внимания, а другой разглядеть в нем «собрата, оказавшегося в нужде», и предложить ему помощь. Таким же образом, один человек может испытывать чувство безопасности, проходя мимо офицера полиции, совершающего дежурный обход, тогда как другой будет охвачен тревогой. Поэтому социологи, использующие подход символического интеракционизма, смотрят на общество как на сложную, постоянно меняющуюся мозаику субъективных значений. Парадигма символического интеракционизма уходит корнями в идеи Макса Вебера (1864-1920), немецкого социолога, который подчеркивал необходимость понимать среду с точки зрения тех людей, которые в ней находятся. Подход Вебера рассматривается в главе 4 («Общество»). С тех времен социологи внесли много нового в микроуровневую социологию, создав целые ее направления. В главе 5 («Социализация») излагаются идеи Джорджа Герберта Мида (1863-1931), который изучал, как мы формируем свои личности на основе социального опыта. Глава 6 («Социальное взаимодействие в повседневной жизни») представляет работу Ирвина Гоффмана( 1922-1982), чей драматургический анализ описывает людей, подобно актерам исполняющим разнообразные роли. Другие современные социологи, включая Джорджа Хоманса и Питера Блау, разработали анализ социального обмена. По их мнению, взаимодействие в обществе направляют те приобретения и потери, которых каждый индивид ожидает при общении с другими (Molm, 1997; Mulford et al, 1998). Например, в ритуале ухаживания люди ищут партнеров, способных предложить им как минимум столько же — с точки зрения физической привлекательности — ума и достатка, сколько они в 46 Часть I. Основы социологии Глава 1. Социологический подход 47 Критическая оценка. Парадигма символического интеракционизма несколько сглаживает тенденциозность, свойственную макроуровневым подходам к анализу общества. Не отрицая существования таких структур, как «семья» и «социальные классы», парадигма символического интеракционизма напоминает нам, что в своей основе общество сводится к взаимодействию людей. Это означает, что микро-уровневая социология пытается представить общество таким, каким его реально воспринимают индивиды. Но и у парадигмы символического интеракционизма есть ее обратная сторона: фокусируясь на повседневных взаимодействиях, она оставляет без внимания более крупные социальные структуры, культурные эффекты и такие факторы, как классовая, тендерная и расовая принадлежность. Таблица 1.1
В табл. 1.1 суммированы основные черты структурно-функциональной парадигмы, парадигмы социального конфликта и парадигмы символического интеракционпзма. Каждая парадигма помогает ответить на ряд определенных вопросов. Однако понять общество наиболее полным образом возможно в том случае, если социологический подход включает все три указанные парадигмы, что и будет продемонстрировано при анализе сферы спорта в США. Практическое использование парадигм: социология спорта В начале этой главы мы отметили любовь жителей США к спорту. И дело не только в том, что большая часть молодежи занимается им, но и в том, что телевизионные программы — как молодежные, так и для пожилых — изобилуют показом событий из мира спорта, а значительную часть новостей составляют отчеты о результатах различного рода спортивных соревнований. В США выдающиеся игроки, такие как Марк Мак-Гвайр (бейсбол), Шакилл О'Нил (баскетбол) и Венус Уильяме (теннис), относятся к числу самых знаменитых людей. Вообще, в США спорт стал многомиллиардным бизнесом. Как же поясняют три сооциологические парадигмы это привычное явление нашей повседневной жизни? Функции спорта. Структурно-функциональный подход сосредоточивает внимание на тех способах, благодаря которым сфера спорта содействует функционированию общества. К очевидным ее функциям относятся отдых, улучшение физическое состояния и вполне безвредная «разрядка напряжения». Спорт обладает и важными латентными функциями, начиная от укрепления социальных связей и заканчивая созданием десятков тысяч рабочих мест. Самым же важным является, пожалуй, то, что он побуждает к соревнованию и достижению успеха — моментам, которым в нашем образе жизни отведено главное место. У спорта есть и дисфункциональные последствия. Бывает, например, что в тех колледжах и университетах, которым важнее вывести на поле команду-победителя, набор учащихся осуществляют исходя из их спортивных, а не учебных способностей. Эта практика не только снижает академические стандарты учебного заведения, но и обделяет спортсменов, оставляя им мало времени на учебу (Upthegrove, Roscigno, & Charles, 1999). Спорт и конфликты. Анализ социального конфликта начинается с указания на то, что спорт тесно связан с социальным неравенством. Некоторые спортивные виды, в том числе теннис, плавание, гольф и катание на лыжах, обходятся дорого, а потому привлекают в основном состоятельных людей. Однако футбол, бейсбол и баскетбол доступны для всех. Короче говоря, игры, в которые играют люди, являются не только делом выбора, но отражают и их социальное положение. На протяжении всей истории спорт был преимущественно мужским делом. Так, во время первых современных Олимпийских игр, состоявшихся в 1896 г., женщины были исключены из соревнований; в большинстве регионов США вплоть до недавнего времени девочкам не разрешали играть даже в командах низшей лиги. Такая практика оправдывалась неправильными утверждениями о недостаточной силе и выносливости женщин, чтобы заниматься спортом, или об опасности утра- 48 Часть I. Основы социологии Глава 1. Социологический подход 49 спортсменами, оставляя другой половине роль зрительниц и болельщиц. Сегодня среди женщин профессиональных спортсменок больше, чем когда-либо в прошлом, и все же они по-прежнему остаются позади мужчин, особенно в наиболее доходных и престижных видах спорта, Хотя наше общество в течение длительного времени не допускало людей с не белым цветом кожи к участию в соревнованиях, проводившимся в высших лигах, для спортсменов-профессионалов возможность зарабатывать большие деньги за последние десятилетия значительно расширилась. Игроки афроамериканского происхождения были впервые допущены в высшую бейсбольную лигу после того, как Джеки Робинсон сломал расовый барьер и в 1947 г. стал членом команды «Бруклин Доджерс» (BrooklynDodgers). В 2000 г., спустя более 50 лет, после того как в профессиональном бейсболе легендарный номер Робинсона — «42» — был исключен во всех командах1, афроамериканцы (12% населения США) составили 13% среди игроков высшей бейсбольной лиги, 67% - среди игроков Национальной футбольной лиги, 78% — в Национальной баскетбольной лиге (CenterfortheStudyofSportinSociety, 2000). Одной из причин притока в профессиональные виды спорта афроамериканцев является то, что успех в спорте — с учетом среднего числа подач пли забитых голов — может быть точно определен и на него не влияют расовые предрассудки. Справедливо также, что некоторые из людей с небелым цветом кожи особенно стараются преуспеть в спорте, где у них больше возможностей добиться успеха, чем на иных поприщах (Steele, 1990; Hoberman, 1997, 1998; Edwards, 2000; Harrison, 2000). В последние годы средние заработки спортсмеков-афроамерйканцев превысили заработки белых игроков. Однако репутация профессионального спорта в США по-прежнему запятнана расовой дискриминацией. Так, от принадлежности к той или иной расе зависят позиции игроков на поле в стандартной расстановке, называемо]! «стэкинг» (stacking). На рис. 1.2 показан результат исследования расового аспекта в футболе. Обратите внимание, что белые игроки преобладают в нападении, а также играют на центровых позициях по обе стороны от разделительной линии. Вообще говоря, афроамериканцы, по сути, широко представлены всего в пяти видах спорта -бейсболе, баскетболе, футболе, боксе и легкой атлетике. И во всех областях профессионального спорта подавляющее большинство менеджеров, главных судей и владельцев спортивных команд — белые (Gnida, 1995; Smith & Leonard, 1997). Можно спросить, кто получает выгоду от спортивной деятельности. Хотя отдельные игроки получают астрономические гонорары, а миллионы фанатов с восторгом следят за своими командами, спорт является внушительным бизнесом, составляя предмет собственности для незначительного чиста людей (преимущественно белых мужчин). В итоге можно сказать, что спорт к США построен па неравенстве, порождаемом гендерной и расовой принадлежностью, а также экономической властью. Традиция не вручать бш с никому номер уходящего ил спорта выдающегося игрока весьма рас- Рис. 1.2. Расовая принадлежность и спорт: «стэкинг» в профессиональном футболе Источник: CenterfortheStudyofSportinSociety, 2001 Спорт как интеракция. На микроуровне спортивное событие представляет собой сложную драму, развивающуюся в ходе непосредственного общения людей. Отчасти игра ведется в соответствии с позициями игроков и установленными правилами. Но бывает, что соперники действуют спонтанно и непредсказуемо. Соответственно вооруженные парадигмой символического интеракционизма, мы склонны рассматривать спорт не столько как систему, сколько как непрерывный процесс. Кроме того, придерживаясь этой точки зрения, можно предположить, что каждый игрок понимает происходящее по-своему. Кому-то лучше находиться в обстановке жесткого соперничества, тогда как другим очарование самой игры может казаться важнее победы. (Древние римляне ввели в обиход слово amateur, буквально — «любитель», которым обозначали всех, кто занимается каким-либо делом из 50 Часть I, Основы социологии Помимо разного отношения к соревнованию у членов команд создаются разные реальности событий, связанные с разного рода предубеждениями, завистью и амбициями, которые они привносят в игру. Вдобавок к этому поведение каждого отдельно взятого игрока по ходу игры может меняться. Например, в профессиональном бейсболе новичок сначала испытывает неловкость во время первых нескольких соревнований в рамках Высшей лиги. Однако со временем большинство прекрасно приживаются в команде. Джеки Робинсону (первому афроамериканцу, участнику игр в высшей лиге, начавшему в 1947 г.), знавшему, что многие белые игроки и миллионы таких же фанатов настроены против него, было очень трудно привыкнуть к полю, где он впоследствии чувствовал себя как дома. Но потом его выдающиеся способности и уверенный, пронизанный самим духом взаимодействия стиль игры завоевали ему уважение всей нации. Три теоретические парадигмы — структурно-функциональная, социального конфликта и символического интеракционизма — предоставляют различные интерпретации, но ни одна из них не бывает правильнее другой. Относительно разных проблем каждая парадигма дает свое толкование; чтобы в полной мере оценить силу социологического подхода, надлежит ознакомиться со всеми этими подходами и предлагаемыми в их рамках объяснениями. Резюме
Глава 1. Социологический подход 51 собственной жизни; в-третьих, побуждает нас к более активному участию в жизни общества и, в-четвертых, позволяет уяснить социальное многообразие в окружающем мире.
Основные понятия Глобальный подход — изучение внешнего мира и места, которое занимает в нем наше общество. Латентные функции - нераспознанные и непреднамеренные последствия того или иного социального паттерна. Макроуровневая ориентация - сфокусированность на социальных структурах, 52 Часть I, Основы социологии Микроуровневая ориентация — сфокусированность на социальных взаимодействиях, осуществляемых в конкретных ситуациях. Парадигма символического интеракционизма — схема построения теории, согласно которой общество — это продукт повседневного взаимодействия индивидов. Парадигма социального конфликта — схема построения теории, согласно которой общество воспринимается как арена неравенства, порождающего конфликты и изменения. Позитивизм — путь познания, основанный на научных принципах. Социальная структура — любой относительно устойчивый образец социального поведения. Социальные дисфункции — нежелательные последствия того или иного социального явления для деятельности общества. Социальные функции — последствия социального образца для деятельности общества в целом. Социология — систематическое изучение человеческого общества. Стереотипы — преувеличенные описания, применяемые к любому индивиду — представителю той или иной категории лиц. Страны с высоким уровнем доходов — государства с весьма продуктивными экономическими системами, где для большинства людей характерны высокие доходы. Страны с низким уровнем доходов — государства с менее продуктивными экономическими системами, где большинство людей живут в бедности. Страны со средним уровнем доходов — государства с умеренно продуктивными экономическими системами, где личные доходы примерно соответствуют среднему общемировому уровню. Структурно-функциональная парадигма — схема построения теории, утверждающей, что общество — это сложная система, отдельные части которой работают слаженно, чтобы обеспечить единство и стабильность. Теоретическая парадигма — исходный образ общества, который направляет способ мышления и исследования. Теория — утверждение о том, как и почему связаны между собой отдельные факты. Явные функции — распознанные и ожидаемые последствия того или иного социального явления. Вопросы для размышления
Глава 1. Социологический подход 53
Глава 2. Социологическое исследование 55 ГЛАВА 2 Социологическое исследование Посетив Атланту в зимние праздничные дни, социолог Лу Бенджамин (Benjamin, 1991) позвонила матери своей старой приятельницы по колледжу. Бенджамин хотелось узнать новости о своей подруге Шебе - женщине, которая, как ей было известно, лелеяла ту же, что и она, мечту: получить диплом, работать учителем и писать книги. Мечта Бенджамин сбылась, а вот у Шебы, как это очень скоро выяснилось, дела обстояли намного хуже - ей катастрофически не повезло. Бенджамин вспомнила, что замечала раньше первые признаки беды. Закончив колледж, Шеба приступила к учебе в канадском университете. Но в письмах к Бенджамин она все чаще критически описывала свой мир; складывалось впечатление, будто Шеба обособляется от других людей. Проблема, по ее мнению, заключалась в расизме. Будучи афроамериканкой, она ощутила себя объектом враждебности на расовой почве. Ее немедленно исключили за неуспеваемость, и она ушла, обвиняя в своей неудаче белых профессоров. Затем вообще покинула Северную Америку, получив наконец степень доктора философии в английском университете и обосновавшись в Нигерии. С тех пор Бенджамин ничего не слышала о своей старой подруге. Бенджамин была счастлива узнать, что Шеба вернулась в Атланту. Но ее восторг обернулся шоком, когда она увидела Шебу: подруга страдала от психического срыва и едва ли была способна с кем-либо общаться. Эмоциональный спад Шебы был предметом тревог и беспокойства Бенджамин в течение нескольких месяцев. Она знала, что в этой личной трагедии сошлось множество факторов, но, испытав жало расизма на себе, именно ему отводила главную роль в истории Шебы. Как бы отдавая дань старой подруге, Бенджамин решила изучить воздействие расовых предрассудков на жизнь незаурядных и хорошо образованных афроамериканцев. Бенджамин понимала, что бросает вызов расхожему мнению о том, что в наши дни расовая принадлежность не представляет серьезных препятствий, особенно для талантливых афроамериканцев (Wilson, 1978). Но ее собственный опыт - и, как она думала, опыт Шебы, - похоже, противоречил такому суждению. Чтобы проверить свои идеи, Бенджамин провела два следующих года, опрашивая 100 преуспевших афроамериканцев из всех регионов страны о влиянии расовой принадлежности на их жизнь. В ответах этой «Талантливой Сотни»1 мужчин и женщин она нашла доказательство тому, что даже для привилегированных афроамериканцев расизм остается тяжелым бременем. Ниже в этой главе мы сможем детально рассмотреть исследование Лу Бенджамин. Сейчас же обратите внимание на то, как социологический подход помог ей нащупать социальные образцы, воздействующие на жизнь индивидов. Не менее важно и то, что работа Бенджамин демонстрирует социологию в действии, процесс социологического исследования. 1 Название Бенджамин произвела от «Талантливой Десятки» — термина, которым У. И. Б. Дюбуа По мнению многих, ученые трудятся только в лабораториях, где проводят измерения, используя сложное оборудование. Но, как показано в этой главе, если некоторые социологи и занимаются такими иследованиями, большинство работают совсем рядом, — там, где люди: на улицах, в домах и на рабочих местах, в школах и больницах, барах и тюрьмах. В этой главе анализируются методы, при помощи которых социологи проводят исследования. По ходу изложения мы увидим, что последние подразумевают не только процедуры сбора информации, но и обсуждение вопроса о ценностях. Должны ли социологи стремиться быть объективными? Или им следует указывать на необходимость перемен? Конечно, Лу Бенджамин предприняла свое исследование не только для того, чтобы показать существование расизма; она хотела вывести его на всеобщее обозрение и таким образом бросить ему вызов. Вопросов о ценностях мы коснемся после рассмотрения основ социологического исследования. Основы социологического исследования Социологическое исследование начинается с выполнения двух простых требований. Об одном речь шла в главе 1: используйте социологический подход. С его помощью удается повсеместно выявить любопытные образцы поведения, требующие дальнейшего изучения. Именно социологическое воображение Лу Бенджамин подхлестнуло ее интерес к влиянию расовой принадлежности на жизнь.талантли-вых афроамериканцев. Второе требование вытекает непосредственно из первого: будьте любознательны и задавайте вопросы. Бенджамин хотелось побольше узнать о воздействии, которое оказывала принадлежность к опредленной расе, на людей, добившихся в жизни серьезных успехов. Она задавала целый ряд вопросов. Кто является лидером чернокожей общины в государстве? Как влияет на самоидентичность лидеров их принадлежность к расовому меньшинству? Совпадают ли их представления о себе с тем, как их и то, что они делают, воспринимают белые люди? Социологический взгляд на мир и предъявление вопросов образуют фундамент социологического исследования. Они возбуждают наше любопытство, но в дальнейшем перед нами встает задача найти ответы на эти вопросы. Чтобы осмыслить формы понимания, предлагаемые социологией, нам следует уяснить, что «истина» бывает разной. Наука как одна из форм истины Когда мы говорим о «знании» чего-либо, то можем подразумевать ряд вещей. Так, большинство жителей США заявляет о вере в Бога. О прямом контакте с Богом могут поведать очень немногие люди, но все утверждают, что верят в него. Такой вид знания мы называем верой или верованием. Истина другого рода связана с высказыванием какого-либо признанного знатока. Например, те родители, которых интересуют вопросы воспитания детей, могут ознакомиться с книгами специалистов или проконсультироваться у детского психолога. Третья разновидность истины основывается на простом соглашении между 56 Часть 1. Основы социологии Глава 2. Социологическое исследование 57 маленьким детям нельзя вести половую жизнь — только потому, что это мнение является единодушным. Во всем мире что-либо почитаемое людьми за истину оказывается различным, и мы часто сталкиваемся с фактами, которые не совпадают с нашим собственным опытом. Представьте, что вы доброволец из «Корпуса мира» и только что прибыли в маленькое, живущее традиционным укладом латиноамериканское селение. Ваша задача состоит в том, чтобы помочь местным жителям вырастить урожай. В первый же день вашей работы на полях вы наблюдаете странный обычай: крестьяне, посадив семена, кладут сверху мертвую рыбу. В ответ на ваш вопрос они говорят, что рыба — дар богу жатвы. Деревенские старики с суровым видом добавляют, что самым неурожайным выдался год, когда так не сделали. В представлении этого общества использование рыбы имеет смысл в качестве подношения богу жатвы. Люди верят в это, и каждый, похоже, согласен с тем, что подобная «система» действует. Но вы, обладая научным сельскохозяйственным образованием, только диву даетесь и качаете головой. Научная истина в данной ситуации является чем-то совершенно иным: гниющая рыба удобряет землю, принося лучший урожай. Диего Ривера, Мексика (1886-1957). Сотворение Земли {TheCreationoftheEarth). Источник, воспроизводится no иллюстрации к PopolVutf, акварель. © 2003 Banco de Mexico Diego Rivera and Frida Kahlo Museums Trust Мифы, как и научные факты, - важное измерение человеческого бытия. На картине «Сотворение Земли» мексиканский художник Диего Ривера (1886-1957) изображает мифическое объяснение происхождения человека. Миф (от греч. «повествование» или «слово») может основываться на реальных фактах, а может не быть таковым. Тем не менее он передает некую исходную истину о смысле и цели жизни. Вопросов же смысла не властна касаться как раз наука, но не искусство Наука воплощает в себе четвертый путь познания истины. Наука — логическая система, которая основывает знание на прямых, систематических наблюдениях. Научная социология в таком случае есть изучение общества, основанное на систематическом наблюдении за социальным поведением. Держась в стороне от веры, осведомленности знатоков и общего мнения, научное знание опирается на эмпирические данные, т. е. на информацию, которую мы можем проверить при помощи органов чувств. Наш пример с «Корпусом мира» не означает, что жители ортодоксальных селений игнорируют свидетельства своих органов чувств или что представители технологически развитых обществ отрицают вненаучные пути познания. Например, медик-исследователь, использующий научные принципы для получения нового лекарства от рака, может по-прежнему придерживаться своих религиозных верований; он может обращаться к специалистам при необходимости принятия финансовых решений и разделять политические взгляды своей семьи и друзей. Короче говоря, все мы одновременно придерживаемся разнообразных истин. Здравый смысл против научных данных Научные данные иногда расходятся с нашим здравым смыслом. Ниже приводится ряд утверждений, которые многие жители Северной Америки полагают истинными:
58 |