Главная страница
Навигация по странице:

  • Схема соц. структуры .Индивиды-----(соц статусы; соц роли)-----соц общность(соц.группа)расширенная структура

  • 2.Концепции социальной структуры

  • 1.Институциональный подход.

  • 2. Структуралистский подход. Истоки уходят в социологию Спенсера он же и ввел термин структура.

  • 5. Системный анализ Парсонса.

  • 6. Структурно-функциональный анализ.

  • Направления субъективного подхода к анализу общества.

  • 9. Психологическое направление. .

  • 3.Природа социального неравенства

  • 4. Виды социального неравенства и его проявления в обществах разного типа Виды социального неравенстваНеравенство

  • ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ 2 СЕМЕСТР ССЕСИЯ передел. 1. Социальная структура общества и ее элементы. Социальная структура общества и ее элементы


    Скачать 304 Kb.
    Название1. Социальная структура общества и ее элементы. Социальная структура общества и ее элементы
    Дата16.09.2018
    Размер304 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ 2 СЕМЕСТР ССЕСИЯ передел.doc
    ТипДокументы
    #50766
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6


    1.Социальная структура общества и ее элементы.

    Социальная структура общества и ее элементы
    Любое общество предстает не как нечто однородное и мо­нолитное, а как внутренне расчлененное на различные соци­альные группы, слои и национальные общности. Все они нахо­дятся между собой в состоянии объективно обусловленных свя­зей и отношений — социально-экономических, политических, духовных. Более того, только в рамках этих связей и отноше­ний они и могут существовать, проявлять себя в обществе. Это обусловливает целостность общества, его функционирование как единого социального организма, суть которого раскрывали в своих теориях О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Дарендорф и другие социологи. Можно сказать, что
    социальная структура обществапредставляет собой сово­купность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу эко­номических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.
    К основным элементам социальной структуры общества мож­но отнести:

    • классы, которые занимают различное место в системах общественного разделения труда, отношений собствен­ности на средства производства и распределения общест­венного продукта. С таким их пониманием согласны со­циологи разных направлений;

    • жителей города и деревни;

    • представителей умственного и физического труда;

    • сословия;

    • социально-демографические группы (молодежь, женщи­ны и мужчины, старшее поколение);

    • национальные общности (нации, народности, этнические группы).

    Почти все элементы социальной структуры неоднородны по составу и в свою очередь делятся на отдельные слои и группы, предстающие как самостоятельные элементы социальной структу­ры с присущими им интересами, которые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами.

    . Важно понять, что без уяснения социальной структуры общества, без четкого представления о том, какие социальные группы внутри него существуют и каковы их интересы, т.е. в каком направлении они будут действовать, нельзя сделать ни шагу вперед в руко­водстве обществом, в том числе в области экономики, соци­альной, политической и духовной жизни.
    Основными элеентами являются люди, которые выполняют определенные функции и роли.
    1. Главное индивиды наделенные соц. статусами (отсюда соц.статусная структура общ.)
    2. Различн. Объединения людей над статусом. (соц слои, классы, нации = след. Слоевая структура общ. Классовая структура общества.)
    соц. структура могут быть иные структуры (этнические-деление общ. На этнич. Группы.) есть структуры по доходам.(экономические)
    социальная структура выражает объективное деление общ. На различн общества и при этом указывает положение людей друг к другу по многочисленным признакам.
    При этом соц. структура это не набор случ. Элементов.
    Соц. структура выражает строение целостного объекта и связь между элементами.
    3.В кач. Основного элемента структуры – устойчивые связи (соц.связи)
    соц. связь – вид зависимости людей сущ.

    Соц. связь в форме соц. взаимодействия и их обратной стороны соц. отношений
    4. Соц институты и социальные организации
    Схема соц. структуры .
    Индивиды-----(соц статусы; соц роли)-----соц общность(соц.группа)
    расширенная структура
    индивиды (соц статус.; социальная роль (статусная стр-ра))-------соц связи(соц. вз-я ; соц. отнош.)------формы(соц. общн.)----соц институты соц организ.
    При всей очевидности общ. Как эмпирич. Объекта описать соц. стр-ру и проанализировать не так просто.
    Ученые выделяют 2 смысла:
    В широком смысле под соц. структурой общ. Понимают деление общ. На сферы жизни. В обществе 4 сферы(э,п,с,д)
    Все эти сферы представляются соц. институтами.
    Институциональная структура общества.
    В узком смысле под структурой понимают социально-классовое строение общ.
    Главное это соц. дифференциация – деление людей на слои группы и классы.
    Отсюда 2 теоретич. Подхода к анализу строения общ.
    Из широкого вытекает теория соц. институтов, из узкого вытекает теория соц. неравенства.
    Оба подхода продуктивны, но серьезно различаются
    Анализ институциональной структуры показывает соц. гармонию, потому что институты выполняют полезную фун-ю.
    Тоерия соц. неравенство делает упор на различн, положение слоев и групп в обществ., поэтому показывает соц. дисгармонию в общ.

    2.Концепции социальной структуры

    Концепций много каждая парадигма имеет свой взгляд за исключением парадигм гуманистической социологии, которая делает упор на поведение человека.
    1)объкт. Концепции соц. структ.
    2)субъективные концепции.
    Разница в том, что объективн. Концепции соц. структуры общества сущ. Объективно независимо от деятельности людей и человек попадает в соц. структуру действует как принудительная сила. Субъективные исходят из того, что струк-ра общ. Не являя. Принуд. Силой.
    Объективные подходы(институциональный, структурализм, функционализм, системный анализ, структурно-функциональный анализ, сетевая теория.)


    1.Институциональный подход. Основан Контом и Спенсером, развивали этот подход Веблен, Дюркгейм и Милс.
    Согласно этому подходу соц. структура общ. Понимается как совокупность институциональных порядков – опред. Типы отношений между людьми. Анализируется совокупность соц. институтов в различных сферах общ-ва. Соц. структура – это особый порядок расположения институтов, который помогает взаимодействовать людям.
    Институциональный подход сочетается с др. объективными подходами.
    2. Структуралистский подход. Истоки уходят в социологию Спенсера он же и ввел термин структура. Структурализм подерж. Дюркгеймом. По настоящему этот подход сформировался в 20 веке (Леви-стросс) В США структурализм распр. Через Питера Блау и Роберта Мертона. Для Питера Блау и Роберта Мертона социальная структура общества была подвижной системой взаимодействующих между собой элементов. Они, разделяют социальную и культурную системы. Социальную структуру образуют социальные институты, групповые позиции, статусно-ролевые отношения.
    Положение индивида в социальной структуре общества и есть его социальный статус (например, менедженер, отец, военнослужащий, домашняя хозяйка и т. д.), т. е. признаваемая окружающими позиция в социальной системе. Социальный статус имеет нормальный аспект, т. е. набор ожидаемых норм поведения, и вероятный аспект, т. е. набор ценностей, убеждений, жизненных принципов, взглядов, типичный для определенной группы индивидов.

    3. Функционализм.
    Основы функционального анализа были заложены Г. Спенсером, который, как нам известно, представлял человеческое общество как аналог живого организма, каждая часть которого выполняет свою роль в интересах всей системы (органицизм).
    Эти идеи развивали Э. Дюркгейм, Б. Малиновский и А. Радклиф-Браун.
    Р. Мертон сформулировал три постулата функционализма:
    постулат функционального единства общества, означающий согласованность функционирования всех его частей;
    постулат универсального функционализма, который означает полезность для общества происходящих в нем социальных явлений и процессов;
    постулат функциональной необходимости, означающий, что в обществе имеют место только необходимые ему функциональные социальные факты.
    Из этих постулатов вытекает, что все происходящие в обществе социальные явления должны быть функциональны, т. е. способствовать его выживанию, адаптации к окружающей среде.

    5. Системный анализ Парсонса.
    Системный подход к анализу общества явился результатом применения к социальной жизни теории систем. Одним из первых это осуществил Т. Парсонс (1902–1979). В 1951 г. он опубликовал книгу «Социальная система», в которой изложил свои взгляды на общество. Экономист по образованию, Парсонс начал свой путь в социологии как типичный функционалист. И его системный анализ общества не противоречил, а, наоборот, развивал функционализм. Общество как система, считал Парсонс, функционирует за счет социальных действий индивидов. Общество хоть и имеет свою структуру, но его суть — жизнь в процессе, в развитии.

    Функции систем и подсистем.
    1. Адаптивная(приспособление) А

    2.Целенаправленная(цель)G

    3.Интеграция I

    4.Латентная(функ-я поддержания порядка образца культурных норм) L

    AGIL(экономич, полит, соц, культ.)
    Социальную структуру общества, по Парсонсу, составляют личности, играющие объективные роли, и группы со своими групповыми ролями.

    . Социальная система Парсонса — это общество в развитии, одновременно его статика и динамика.

    6. Структурно-функциональный анализ.
    Сторонниками структурно-функционального анализа в современной социологии кроме Р. Мертона являются Т. Парсонс, А. Гидденс, Н. Луман и др.

    Иерархическое построение статусов имеет мотивационное значение, толкающее индивида к достижению все более высокого статуса, так как это вознаграждается увеличением социальных льгот, социального престижа. Деятельность индивидов на своих социальных позициях в соответствии с их социальными ролями служит не только удовлетворению их индивидуальных потребностей, но и исполнению общественно-полезных функциональных императивов.
    Направления субъективного подхода к анализу общества.

    Субъективные концепции на 1 место ставят проблему человеческих мотивов его поведения его осознания мира. Субъективные концепции нельзя противопоставить объективным, потому что они пересекаются с ними, они не в состоянии опровергнуть объективные концепции.

    7.С имволический интеракционизм

    Это направление социологической мысли опирается на труды американских социологов Джорджа Мида (1863–1931) и Чарльза Кули (1864–1929),

    Центральное понятие социологической теории Дж. Мида — межиндивидуальное взаимодействие. Именно совокупность всех взаимодействий и создает общество. Начальной фазой межиндивидуального взаимодействия выступает жест или слово. Если взаимодействующие индивиды уже имеют опыт общения, то жест (или слово) вызывает у всех вступающих во взаимодействие одинаковый отклик, т. е. жест (слово) становится символом.

    Символический интеракционизм — это взаимодействие индивидов с помощью символов, это понимание общества как суммы взаимодействий взаимодействующих индвидов.

    8. Феноменология.
    Основоположником социологической феноменологии был австрийский социолог Альфред Шюц, эмигрировавший в 1939 г. в США.

    В своих работах он опирался на философию Гуссерля. Как и все социологи субъективистского подхода, Шюц отталкивался в своих рассуждениях от понятия личности. Каждый индивид, по Шюцу, в повседневной жизни оказывается помещенным в так называемую «биографическую ситуацию», т. е. его видение мира определяется его рождением, воспитанием, развитием, религиозными, идеологическими, культурными воздействиями.
    Общими для подходов всех феноменологов являются следующие моменты:

    действительность, реальный мир зависит от сознания индивидов, их интерпретации феноменов этого мира. Но индивиды воспринимают мир как объективный, независимый от них;

    индивид не является принадлежностью социальной структуры общества; он своей деятельностью эту структуру постоянно создает, укрепляет и изменяет;

    .

    9. Психологическое направление..
    Природа общества, по Фрейду, определяется борьбой инстинкта жизни (Эрос) и инстинкта смерти (Танатос), а также борьбой индивидов с существующими общественными отношениями. Борьбой между неосознанными и осознанными инстинктами и обусловлены столкновения индивидов и групп, функционирование организаций и институтов.
    Эрих Фромм (19001980), представитель так называемой франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма. Социология Э. Фромма объединяет взгляды 3. Фрейда, К. Маркса и М. Шелера. По Фрому, история человеческого общества — это формирование и развитие человеческих личностей в условиях враждебного окружения, подавляющей личность социальной структуры. Связями между психикой людей и социальной структурой выступают социальные характеры, т. е. набор определенных черт, выработанный на основе психики человека под воздействием социальной среды (сравните с 3. Фрейдом). 
    3.Природа социального неравенства

    Природа социального неравенства социальное неравенство прямо связано социальной структурой общества
    Неравенство и социальная структуры это одно и тоже нет неравенства нет социальной структуры - ведущая тема социологии 
    Неравенство понимается в разных смыслах социология изучает неравенство в двух смыслах 
    Широком смысле социальное неравенство это социальная дифференциация это все социально значимые различия между людьми.
    В Узком смысле социальное неравенство это различия социальных классов социальных групп и общностей которые занимают не одинаковое положение в обществе образуют систему социального неравенства
    В общем виде Социальное неравенство Заключается в неодинаковом доступе индивидов и групп к дифицитным ликвидным ресурсам общества (соц блага, экономические ресурсы, политическая власть)
    Социология теория неравенства делится на два направления первое функционалистское
    Второе - конфликтологическле по Марксу 
    Функционалистская объясняется по Дюркгейму и вырастает теория социальной стратификации.
    В теории социальной стратификации социальное неравенство трактуется как следствие неравенства позиций, должностей и профессий разница в размере материального и морального вознаграждения, престиж, власти, образование между различными стратами и слоями населения. Вторая теория конфликтологическая по Марксу марксизм делает упор на проблему деление общества на классы а значит на классовое неравенство и эксплуатацию. Поэтому рассматривается процесс социальной дифференциацииС неодинаковыми и противоположным экономическими интересами главную роль играет отношений частной собственности и власти. Отсюда исходит классовая структура общества.
    Природа социального неравенства объективна само общество несёт в себе неравенство. Неравенство есть системнообразующий элемент. Общество с момента рождения несёт в себе неравенство. Само общество постоянно воспроизводит социальное неравенство и нуждается в нём. Социальное неравенство и прождает социальную структуру общества, а с другой стороны наличие социальной структуры это проявление неравенства. Социальное неравенство выступает источником развития общества так как уравниловка ведёт к застою. Однако избыток социального неравенства начинает тормозить развития и приводит к кризису бунтам и даже распаду общества.
    4. Виды социального неравенства и его проявления в обществах разного типа
    Виды социального неравенства

    Неравенство - это особая форма дифференциации при которой отдельные личности находятся на разных ступенях соц. иерархии, обладающие неравным образом жизни , шансами и возможностями удовлетворения своих потребностей.

    Виды неравенств:

    -физ. Неравенство

    -интеллектуальное

    -информационное

    -профессиональное

    -образовательное

    -этническое

    -гендерное

    Религиозное или конфессиональное

    -расовое

    -экономическое (неравномерное распределение экономических ресурсов- доходов и собственности – между различными стратами или слоями населения)

    -политическое неравенство (неодинаковый доступ к источникам власти и участию в принятии управленческих решений)

    -Гендерное неравенство (неравномерное распределение экономических ресурсов- доходов и собственности – между мужчиной и женщиной)

    - культурное неравенство неодинаковый доступ к культурным благам

    -Социальное неравенство (неравномерное распределение дефицитных ресурсов денег, власти, образования, между различными стратами и слоями населения. Сущность экономического неравенства состоит в том , что меньшинство населения получает большинство доходов, Высокие доходы получает наименьшая часть населения а средние и наименьшие – большинство населения. Но последние могут распределятся по-разному. Пример (США и Россия/ ромб и конус)

    В более крупных и сложных обществах неравенство проявляется отчетливее. Весьма удачна попытка Герхарда Ленски (1970) сравнить общества с точки зрения неравенства. Он обнаружил, что в обществах охотников и собирателей растений (например, папуасов Кивай) неравенство имеет место в наименьшей мере. В таких обществах работа распределяется соответственно возрасту и поду. Старики нянчат малышей; женщины тратят основную часть времени на приготовление пищи, сбор фруктов и овощей; мужчины заняты военным делом и охотой.

    В садоводческих обществах любой излишек продуктов, который остается после сбора урожая, снова распределяется среди членов группы. Важную роль распределителя обычно осуществляет один и тот же человек. Он приобретает власть, может кому-то отдать предпочтение по сравнению с другими, в результате происходит неравное распределение благ.

    Ленски обнаружил, что неравенство наиболее ярко проявляется в аграрных обществах. Усовершенствование сельскохозяйственной техники (системы ирригации и вспашки) способствовало повышению производства продуктов питания. В результате большее количество людей могло проживать на небольшой территории; малые и крупные города могли обеспечиваться прилегающими к ним сельскохозяйственными районами. В аграрных обществах, как и в садоводческих, люди, исполняющие роль политического лидера или священника, находятся в более выгодном положении, они обладают намного более крупными ресурсами. Наконец, управляющие в аграрном обществе имеют больше власти, чем в примитивном, поскольку они контролируют более широкую сферу деятельности.

    По мнению Ленски, в промышленных обществах на деле существует меньшее неравенство, чем в аграрных, несмотря на то что они сложнее. Это объясняется тем, что в первых, наблюдается несколько меньшая концентрация власти. В промышленных обществах, стремящихся иметь демократические правительства, может происходить борьба за влияние между политическими группами, например между профсоюзами и объединениями фермеров.

    Несмотря на явную тенденцию к большему равенству на более высоких уровнях экономического развития, в индустриальных странах процветает неравенство (особенно по уровню доходов). В развитых странах достигнуто большее равенство, чем в развивающихся, но существуют некоторые исключения. Израиль, Индия находятся на довольно низком уровне развития, но в них наблюдается относительно высокая степень равенства (Крисберг, 1979). В Китае, где правительство осуществляет контроль над экономикой, также отмечается высокая степень равенства несмотря на низкий уровень развития.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта