Главная страница
Навигация по странице:

  • Рис.

  • Технология.

  • Прирост населения.

  • Культурные нормы.

  • Социальная стратификация.

  • Глобальная стратификация: теоретический анализ

  • Теория модернизации

  • Историческая перспектива.

  • Важность культуры.

  • Социология Дж. Машоунис. Оглавление Джон Масионис Социология 9е издание


    Скачать 11.25 Mb.
    НазваниеОглавление Джон Масионис Социология 9е издание
    АнкорСоциология Дж. Машоунис.doc
    Дата17.05.2017
    Размер11.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциология Дж. Машоунис.doc
    ТипДокументы
    #7768
    страница40 из 74
    1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   74

    Глава 12, Глобальная стратификация 41 1




    Десятки миллионов детей кое-как перебиваются на улицах Латинской Америки, и многие

    из них становятся жертвами болезней, наркотиков и насилия. Что, по-вашему, следует сделать,

    чтобы положить конец сценам, подобным этой - в Сан-Сальвадоре, столице Сальвадора?

    Приблизительно 100 млн детей во всем мире убегают из дома, и им приходится ночевать и жить на улице. Около половины всех малолетних бродяжек живет в Латинской Америке {UnitedNationsDevelopmentProgramme, 2000). Их около 10 тыс. в одном лишь Мехико (Ross, 1996). В Бразилии миллионы бездомных детей жи­вут в самодельных хижинах, под мостами или в проходах между домами. В Рио-де-Жанейро, который многим в США известен как бразильский морской курорт, полиция пытается контролировать число беспризорников; время от времени по улицам проносятся «эскадроны смерти»1, устраивая кровавый ритуал «чистки го­рода». Сообщения указывают, что в Рио-де-Жанейро каждый год убивают несколь­ко сотен бездомных детей (Larmer, 1992; U.S. HouseofRepresentatives, 1992).

    Бедность и женщины

    В богатых обществах женщины обычно выполняют менее престижную и ниже оп­лачиваемую работу. В бедных эта тенденция выражена еще жестче. На предприя­тиях, где принята потогонная система, изготавливают большую часть одежды и других изделий, потребляемых в богатых странах, включая США, и там работают в основном женщины.

    От их дохода зависит само благосостояние семей в бедных странах. В то же вре­мя традиция запрещает многим женщинам посещать школу и возлагает на них

    1 «Эскадроны смерти» (deathsquads) - различные группы убийц, особенно распространены в Цент­ральной Америке; их члены ликвидируют политических диссидентов, мелких преступников и т. д..




    Рис. 12.3. Процент родов, принятых

    специально обученным медперсоналом.

    Источник. The World Bank, 2001

    основную ответственность за воспитание детей и поддержание домашнего хозяйства. По оценке ООН в бедных странах мужчины владеют 90% земли, что намного боль­ше, чем в богатых. Таким образом, приблизительно 70% из 1 млрд человек во всем мире, живущих на грани абсолютной бедности, — это женщины (Hymowitz, 1995). Представительницы общества, где уровень доходов крайне низкий, располага­ют ограниченным доступом к средствам контроля рождаемости (что, в свою оче­редь, повышает ее уровень), и они, как правило, рожают без помощи специально обученного медицинского персонала. Рисунок 12.3 отражает яркий контраст в этой области между бедными и богатыми странами. ■

    Рабство

    Бедные общества страдают от многих проблем: голода, неграмотности, войн и раб­ства. Британская империя запретила рабство в 1833 г.; в Соединенных Штатах это произошло в 1865 г. Но по данным организации Anti-SlaveryInternational (ASP), 400 млн мужчин, женщин и детей (почти 7% человечества) живут сегодня в усло­виях, которые равнозначны рабству Qanus> 1996).

    ASIразличает четыре типа рабства. При системе рабского труда один человек владеет другим. Число таких рабов трудно оценить, потому что эта практика по­чти всюду противозаконна. Однако покупка и продажа рабов все еще имеют место во многих странах Азии, на Ближнем Востоке и особенно в Африке. Ниже описана реальная жизнь одной рабыни в африканской стране Мавритании (см. «Бог создал меня, чтобы быть рабыней»).

    Вторая, более распространенная форма рабской зависимости — детское раб­ство. В доведенных до отчаяния семьях бедняков детей выгоняют на улицу, где они живут своим трудом. Около 100 млн, в основном из бедных регионов Латинской

    412 Часть III, Социальное неравенство

    Третья форма рабской зависимости, долговое рабство — это практика, соглас­но которой предприниматели удерживают рабочих, но их зарплата недостаточна для того, чтобы погасить долги. В этом случае рабочие получают заработную пла­ту, но не могут оплатить продовольствие, которым их обеспечивает предпринима­тель. Таким образом, с чисто практической точки зрения они порабощены. В эту категорию попадают многие рабочие из бедных стран, занятые на предприятиях с потогонной системой (McCarthy, 1998).

    Четвертая форма рабской зависимости —рабские формы брака. В Индии, Таи­ланде и некоторых африканских странах женщин выдают замуж против их жела­ния. Многие заканчивают свою жизнь как рабыни, работающие на семью их мужа; некоторых из них принуждают к занятию проституцией.

    В 1948 г. ООН приняла Всемирную декларацию прав человека, в которой на­писано: «Никто не должен содержаться в рабстве или крепостничестве; рабство и работорговля должны быть запрещены во всех их формах». К сожалению, и более 50 лет спустя это социальное зло сохраняется.

    Корреляты глобальной бедности

    Почему же столь жестокая и всеохватная нищета по-прежнему существует в боль­шей части мира? Далее приводятся объяснения, вытекающие из следующих фак­тов, которые касаются жизни в бедных обществах.

    1. Технология. Около четверти населения в странах с низким уровнем дохо­дов обрабатывает землю вручную или с помощью животных. Поскольку эти источники энергии не могут сравниться с теми, что дает сила пара, нефти или атомной энергии, невозможно использовать сполна сложное машинное обору­дование.

    2. Прирост населения. В наиболее бедных странах отмечается самый высокий в мире уровень рождаемости. Несмотря на потери от бедности, население, например, Африки удваивается каждые 25 лет. Половину людей в этих стра­нах составляют подростки и дети. С таким количеством вступающих в дето­родный возраст тенденция к росту численности населения будет отмечать­ся и в будущем. Так, население Чада увеличивалось в последний период на 3,3% ежегодно, поэтому даже при некотором экономическом развитии жиз­ненный уровень в этой стране упал.




    1. Культурные нормы. Жизнь в бедных обществах обычно основана на тра­дициях. Придерживаясь давно сложившегося образа жизни, люди сопро­тивляются новшествам, даже если те сулят материальные выгоды. Почему индийцы, придерживающиеся своих обычаев, реагируют на нищету иначе, чем бедняки в США, объясняется ниже (см. «Иной вид бедности: сообще­ние из Индии).

    2. Социальная стратификация. В обществах с низким уровнем доходов богат­ство распределено крайне неравномерно. В главе 10 («Социальная страти­фикация») сказано, что социальное неравенство более резко выражено в аграр­ных обществах, чем в индустриальных. В Бразилии, например,'/, всей обраба-

    Глава 12, Глобальная стратификация 413

    1. Тендерное неравенство. Вопиющее тендерное неравенство, существующее в бедных странах, лишает женщин многих возможностей; обычно это озна­чает большое число детей. Рост населения, в свою очередь, замедляет эконо­мическое развитие. Таким образом, как заключают аналитики, повышение жизненного уровня в значительной части мира зависит от улучшения соци­ального положения женщин.

    2. Глобальные отношения власти. И, наконец еще одна причина бедности во всемирном масштабе заключается в отношениях между странами. Истори­чески богатство перетекало от бедных к богатым в результате политики ко­лониализма, процесса, с помощью которого одни страны обогащаются через политический и экономический контроль над другими. Колонизация евро­пейцами большей части Латинской Америки и Африки началась примерно 500 лет назад. Такая глобальная эксплуатация позволяла некоторым госу­дарствам развивать свою экономику за счет остальных.

    ГЛОБАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

    «Бог создал меня, чтобы быть рабыней»

    Фатма Минт Мамаду - молодая женщина, живущая в североафриканской Исламской Респуб­лике Мавритании. Когда ее спрашивают, сколько ей лет, она замолкает и улыбается. Она понятия не имеет, когда она родилась. Она не умеет читать и писать. Знает лишь о том, что должна ухаживать за верблюдами, пасти овец, переносить мешки с водой, стирать одежду, заниматься уборкой и подавать чай своему хозяину. Эта молодая женщина - одна из около 90 000 рабов в Мавритании.

    В центральной области этой страны иметь темно-коричневую кожу почти всегда означает быть рабом у хозяина-араба. Фатма принимает такое положение; в своей жизни она не знала ни­чего иного. Она спокойно объясняет, что она - рабыня, как и ее мать до нее. И ее бабушка еще раньше. «Как Бог создал верблюда, чтобы быть верблюдом, - пожимает плечами она, -так он создал меня, чтобы быть рабыней».

    Фатма, ее мать, а также братья и сестры живут в самовольном поселении на окраине Нуак­шота, столицы Мавритании. Их дом - хижина размером 3 на 4 метра, построенная из старых досок и строительного мусора. Крышей для них служит кусок ткани; нет никакого водопрово­да, канализации или мебели. Ближайший источник воды находится на расстоянии полутора километров.

    В этом районе рабство возникло 500 лет назад, примерно в то время, когда Колумб открыл Америку. Тогда, по мере того как арабские и берберские племена продвигались по этой об­ласти, распространяя ислам, они совершали набеги на местные деревни и обращали людей в рабство. С тех пор так продолжалось на протяжении многих поколений людей. В 1905 г. французские колониальные власти Мавритании запретили рабство. После того, как эта стра­на получила независимость в 1961 г., новое правительство еще раз подтвердило запрет. Но эти декларации не смогли изменить сильные традиции. Действительно, такие люди, как Фат­ма, даже не представляют, что значит свобода выбора.

    Следующий вопрос более личный: «Вас и других девушек когда-нибудь насиловали?» И сно­ва Фатма задумывается. Без малейшей эмоции она отвечает: «Конечно, ночью мужчины при­ходят, чтобы мы потом рожали. Вы это имеете в виду под насилием?»

    Источник. Burkett, 1997.

    414 Часть III, Социальное неравенство

    Глава 12. Глобальная стратификация 415


    Хотя в течение XX в. 130 прежних колоний получили независимость, их экс­плуатация продолжается; теперь она приняла форму неоколониализма (от древне-греч. нео — «новый»), — это глобальные отношения власти, предполагающие не пря­мой политический контроль, а экономическую эксплуатацию многонациональными корпорациями. Многонациональные корпорации гигантские предприятия, де­ятельность которых охватывает многие страны, — обладают огромной экономи­ческой властью. Их владельцы часто навязывают свою волю странам, где они за­нимаются коммерческой деятельностью, подобно тому, как поступали колониза­торы в прошлом.

    ГЛОБАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

    Иной вид бедности: сообщение из Индии

    Большинство американцев знают, что Индия - одна из беднейших стран на Земле. Объем ВВП на душу населения равен там лишь $2248 (см. табл. 12.1); именно в Индии живет '/ вообще всех голодающих людей.

    Но многим американцам трудно понять реальные масштабы такой бедности. Очень многие из 1 млрд индийцев живут в намного худших условиях, чем люди, которые в Соединенных Штатах считаются «бедными». Первое впечатление путешественника, оказавшегося в Индии, может шокировать. Мадрас, один из самых больших городов этой страны, с населением 7 млн жителей, кажется постороннему наблюдателю погруженным в хаос: улицы, забитые мо­тоциклами, грузовиками, телегами, которые тянут волы, и толпами людей. Вдоль шоссе на мешковине сидят торговцы и продают фрукты, овощи и готовую пищу, в то время как побли­зости работают, беседуют, купаются и спят люди.

    Мадрас усеян тысячами поселений из лачуг, ставших домом для полумиллиона бывших сель­ских жителей, которые пришли сюда в поисках лучшей жизни. Эти трущобы образуют хижи­ны, построенные из веток, листьев и кусков выброшенного картона и жести. Это жилье не приспособлено для жизни, там нет холодильников, водопровода и ванн. При виде этого ту­рист из США чувствует себя неловко; он знает, что люди, живущие в самых бедных районах наших городов, часто бывают недовольны, что иногда выплескивается в насилие. Но в Индии бедность воспринимают иначе, чем в США. Не видно никаких внушающих беспо­койство молодых людей, на улицах нет торговцев наркотиками, не ощущается опасность на­силия. В Соединенных Штатах бедность часто означает озлобленность и изоляцию; в Индии даже в трущобах люди живут в сплоченных семьях: дети, родители и часто бабушка и дедуш­ка радушно улыбаются незнакомцу.

    Для индийцев, придерживающихся своих традиций, жизнь определяется дхармой, что на хинди означает «долг» или «удел». Это учит людей принимать судьбу независимо от того, какова она. Мать Тереза, опекавшая неимущих, поняла саму сущность культурных различий: «У американцев сердитая бедность, - объясняла она. - В Индии бедность сильнее, но она счастливая».

    Возможно, не следует описывать человека, который изо всех сил цепляется за жизнь, как счастливого. Но бедность в Индии смягчается сплоченностью и поддержкой семьи и общи­ны, чувством того, что существование не бесцельно, и мировоззрением, согласно которому человек принимает все как есть. В результате, приезжий, впервые столкнувшись с примера­ми индийской бедности, может недоумевать: «Как люди могут быть настолько бедны и все же довольны, активны и счастливь!?»

    \Ar

    rm,44v.. лилп^ Hf^nnrnonun", QOTnm D МэпПЭГО МиПМС] иГШ^Пк 1 QRR Г

    Глобальная стратификация: теоретический анализ

    Есть два основных объяснения неравного распределения богатства и власти в мире: теория модернизации и теория зависимости. Каждая из них указывает свой путь ликвидации нужды.

    Теория модернизации

    Теория модернизации — это модель экономического и социального развития, в рам­ках которой глобальное неравенство объясняется технологическими и культурны­ми различиями между обществами. Она появилась в 1950-е гг. — время, когда аме­риканское общество было очаровано новой технологией и многие люди в бедных странах относились враждебно к Соединенным Штатам. На фоне усиливающего­ся во всем мире влияния социалистического Советского Союза творцы американ­ской политики разработали прорыночную внешнеполитическую линию, которой мы и придерживаемся до сих пор1.

    Историческая перспектива. Теоретики модернизации указывают, что еще не­сколько столетий назад весь мир был беден. Поскольку бедность была нормой на протяжении всей человеческой истории, объяснения требует именно богатство.

    Оно стало реальностью для европейцев с конца средних веков по мере откры­тия новых земель и расширения торговли. Вскоре началась промышленная рево­люция, преобразовавшая сначала Западную Европу и затем Северную Америку. Индустриальная технология вместе с развитием капитализма способствовала на­коплению новых беспрецедентных состояний. Вначале это новое богатство появи­лось лишь у немногих. Но индустриальная технология была настолько произво­дительной, что постепенно жизненный уровень даже самых бедных людей начал повышаться. Призрак абсолютной бедности, который бросал зловещую тень на человечество, наконец исчез.

    В течение XX в. уровень жизни в странах с высоким уровнем доходов, где нача­лась промышленная революция, возрос по крайней мере четырехкратно. Теперь процесс индустриализации идет во многих азиатских и латиноамериканских стра­нах со средним уровнем доходов, и они также становятся богаче. Но страны с низ­ким уровнем доходов, не обладающие передовой технологией, мало изменились.

    Важность культуры. Почему промышленная революция не устранила бедность во всем мире? Согласно теории модернизации, не каждое общество стремилось осваивать новые технологии. Для этого его культура должна придавать особое зна­чение выгодам от инноваций и приверженности материальным ценностям.

    В теории модернизации, таким образом, традиция считается самым большим препятствием экономическому развитию. В обществах с сильным институтом се­мьи и уважением к прошлому существует «культурная инерция», мешающая лю­дям принимать новые технологии, которые повысили бы их жизненный уровень. Далее сегодня многие люди выступают против технологического прогресса как угро­зы их семейным отношениям, традициям и религиозным убеждениям.

    1 Анализ теории модернизации основан па ряде работ: Rostow, 1960. 1978; Bauer, 1981; Berger, 1986; см. также: Firebauch. 1996: Firebaueh & Sandu. 1998.

    41 6 Часть III, Социальное неравенство

    Глава 12. Глобальная стратификация 417


    Как указывал Макс Вебер (Weber, 1958, оригинал — 1904-1905), в конце сред­них веков культурная среда Западной Европы одобрила изменения. Как указыва­лось в главе 4 («Общество»), протестантская Реформация изменила традиционный католицизм, породив образ жизни, ориентированный на прогресс. Богатство, к ко­торому с подозрением относилась католическая церковь, стало признаком лично­го достоинства, а растущая роль индивидуализма постепенно заменяла традици­онный акцент на родственных связях и сообществе. Вместе взятые, эти новые куль­турные нормы поддерживали промышленную революцию, которая подталкивала значительную долю населения от бедности к процветанию.
    1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   74


    написать администратору сайта