Главная страница
Навигация по странице:

  • Расовый и этнический состав населения США

  • Социальное положение коренных американцев (данные за 2000 г.)

  • Социология Дж. Машоунис. Оглавление Джон Масионис Социология 9е издание


    Скачать 11.25 Mb.
    НазваниеОглавление Джон Масионис Социология 9е издание
    АнкорСоциология Дж. Машоунис.doc
    Дата17.05.2017
    Размер11.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциология Дж. Машоунис.doc
    ТипДокументы
    #7768
    страница48 из 74
    1   ...   44   45   46   47   48   49   50   51   ...   74

    Большинство и меньшинство: формы взаимодействия

    Социологи описывают формы взаимодействия между расовыми и этническими ка­тегориями с помощью четырех моделей — плюрализма, ассимиляции, сегрегации и геноцида.

    Плюрализм

    Плюрализм — это состояние общества, при котором расовые и этнические мень­шинства различаются, но социально равноправны. Другими словами, каждый че­ловек разделяет идею, что существуют различные культуры и, хотя группы людей различны, их социальное положение одинаково.

    Соединенные Штаты — плюралистическая страна в том смысле, что в амери­канском обществе равное положение людей закреплено законом. Кроме того, в боль­ших городах существуют бесчисленные «этнические деревни», где люди с гордо­стью поддерживают свои культурные традиции. В Нью-Йорке — это испанский Гарлем, Маленькая Италия и китайский квартал; в Филадельфии — итальянский Южный Филли; в Майами — Маленькая Гавана; в Чикаго — Маленький Сайгон; в Лос-Анджелесе — Латино Ист.

    Но в действительности США — вовсе не плюралистическая страна, и причины этого те же. Во-первых, хотя многие люди ценят свое культурное наследие, лишь малая часть хочет жить отдельно от других и исключительно с «себе подобными» (NORC, 2001). Во-вторых, американская терпимость к социальному разнообразию ог­раничена. Одна из реакций на расширение доли меньшинств в населении США — общественное движение за придание английскому языку статуса государственно­го. В-третьих, как станет ясным из этой главы, люди различных рас и культур име­ют неравное социальное положение.

    Ассимиляция

    Ассимиляция — это процесс, в результате которого меньшинства постепенно усва­ивают культурные образцы доминирующей категории людей. Она предполагает изменения в одежде, ценностях, религии, языке и выборе друзей.

    Многие люди думают о США как месте, где смешиваются различные нацио­нальности. Это представление было хорошо выражено в пьесе, популярной в нача­ле 1900-х гг.

    Америка — огромный божий тигель, в котором сплавляются и преобразуются все расы Европы. Вот стоите вы, добрые люди, — думаю я, когда вижу их па острове Эл-лис [историческое место въезда для многих иммигрантов в Нью-Йорке], — предста­вители 50 групп, говорящие на 50 языках, имеющие 50 историй и 50 видов ненависти и соперничества. Но вы не будете такими долго, братья, поскольку это божий пла­мень... Немцы и французы, ирландцы и англичане, евреи и русские, вступайте же в этот тигель! Бог создает американца! (Zangwill, 1921, р. 33; 1-е изд. — 1909).

    В действительности, однако, вместо того чтобы «переплавляться» в какой-то

    482 Часть III. Социальное неравенство

    Глава 14. Раса и этничность 483


    культуру, установленную ранними поселенцами. Это происходит потому, что ас­симиляция — путь к восходящей социальной мобильности и способ избежать предубеждений и дискриминации, направленных на слишком заметных чужаков (Newman, 1973).

    Степень ассимиляции зависит от этнической категории. Например, немцы и ирландцы «переплавлялись» сильнее, чем итальянцы, а японцы — в большей мере, чем китайцы или корейцы. Вместе с тем сторонники мультикультурализма высту­пают против ассимиляции, поскольку она предполагает, что меньшинства — это «проблема», и определяет их (а не представителей большинства) как тех, кто дол­жен измениться.

    Следует отметить, что данный процесс затрагивает этническую, но не расовую принадлежность. Например, многие потомки японских иммигрантов отказывают­ся от своих традиций, сохраняя расовую идентичность. Последняя может через определенное время стираться в результате смешения рас, биологического воспро­изведения парами партнеров различных расовых категорий. Хотя доля межрасовых браков повышается, она все еще низкая; лишь 5% всех американских детей рожда­ются от людей разных рас.

    Сегрегация

    Сегрегация физическое и социальное разделение категорий людей. Некоторые меньшинства, особенно такие религиозные группы, как аманиты, добровольно изо­лируются. Однако обычно большинство ограждает меньшинства, отдаляя их от себя. Раздельными могут быть место жительства, школы, занятия, больницы и даже кладбища. Тогда как плюрализм поощряет различия, не признавая невыгодное положение, сегрегация предписывает разделение, наносящее ущерб меньшинству.

    Расовая ее форма имеет в США долгую историю — от рабства и до наличия раз­деленных по расовому признаку мест жительства, школ, автобусов и поездов. Су­дебные решения, например решение 1954 г. по делу Браун, де-юре (от лат. «соглас­но закону») привели к уменьшению степени дискриминации в США. Однако де-факто («фактически») сегрегация продолжает существовать и поныне в форме бесчисленных общин, которыми живут люди преимущественно одной расы.

    В течение последних десятилетий такого рода сегрегация в США несколько нивелировалась (Farley, 1997). Но Дуглас Масси и Нэнси Дентон (Massey & Denton, 1989) документально подтвердили гиперсегрегацию бедных афроамериканцев в некоторых старых районах городов. Эти люди мало контактируют с другими вне своих общин. Неудобства гиперсегрегации испытывает одна пятая часть всех аф­роамериканцев, и только лишь несколько процентов сравнительно бедных белых (Jagarowsky & Bane, 1990; Krivo et al., 1998).

    Неудивительно, что живущие в условиях сегрегации меньшинства недовольны своим положением граждан второго сорта, и иногда действия даже одного челове­ка могут послужить причиной изменения. 1 декабря 1955 г. Роза Парке вошла в ав­тобус в Монтгомери, штат Алабама, и заняла место, согласно закону предназначен­ное для афроамериканцев. Когда в автобус села толпа белых пассажиров, водитель попросил четверых черных освободить их места. Трое так и сделали, но Роза Парке

    ее за нарушение законов расовой сегрегации. Суд позже признал Парке виновной и оштрафовал ее на $14. Тот факт, что она встала на защиту справедливости (точ­нее — «села», защищая ее), привел к бойкоту афроамериканским сообществом Монтгомери городских автобусов и в конечном счете положил конец этой форме сегрегации (King, 1969).

    Геноцид

    Геноцид — систематическое убийство представителей одной категории людей другими. Хотя эта ужасная форма расизма и этноцентризма нарушает все нормы нравственности, она периодически проявляется в человеческой истории.

    Геноцид ярко выражен в завоевании европейцами Америки. Начиная с XVI в. испанцы, португальцы, англичане, французы и голландцы насильственно колони­зировали обширные империи. Некоторые туземные народы пали жертвой расчет­ливого убийства, но большинство вымерли от европейских болезней, к которым у них не было врожденного иммунитета (Matthiessen, 1984; Sale, 1990).

    Геноцид также имел место и в XX в. Невообразимый кошмар произошел с ев­ропейскими евреями в 1930-1940-е гг.: 6 млн были замучены гитлеровскими на­цистами. Советский диктатор Иосиф Сталин истреблял людей в еще большем мас­штабе, убив около 30 млн реальных и предполагаемых врагов. В период с 1975 по 1980-е гг. коммунистический режим Пол Пота в Камбодже безжалостно уничто­жил всех «капиталистов», включая любого, способного говорить на европейском языке, и даже людей, которые носили очки, считавшиеся элитарным символом. В целом, на камбоджийских «полях смерти» погибли приблизительно 2 млн чело­век ('/ населения этой страны) (Shawcross, 1979).

    Как это ни печально, геноцид продолжается. Недавние примеры — хуту, убива­ющие тутси в Руанде; сербы, преследовавшие боснийцев на Балканах.

    Все четыре формы отношений между большинством и меньшинствами отмеча­лись и в США. Хотя многие люди с гордостью указывают на плюрализм и ассими­ляцию, важно признать, до какой степени наше общество было построено на сегре­гации (афроамериканцев) и геноциде (индейцев). В оставшейся части этой главы будет рассмотрено, как данные формы повлияли на историю и современное соци­альное положение основных расовых и этнических категорий в США.

    Расовый и этнический состав населения США

    ...Отдай мне твоих усталых и бедных; Они задыхаются в толпах огромных, Подобны обломкам, усеявшим берег. Пошли их ко мне, гонимых, бездомных, — Мой свет их введет в золотые двери.

    Эти слова Эммы Лазарус, начертанные на пьедестале статуи Свободы, выража­ют культурные идеалы человеческого достоинства, личной свободы и равных возможностей. Действительно, США обеспечили «лучшую жизнь» большему ко­личеству иммигрантов, чем любая другая страна. Но, как показывает история ра­совых и этнических меньшинств, «золотая дверь» Америки для некоторых откры-

    484 Часть III. Социальное неравенство

    Коренные американцы

    Термин «коренные американцы» относится к племенам — включая алеутов, эски­мосов, чероки, зуни, сиу, могавков, ацтеков и инков, которые первыми заселили западное полушарие. Приблизительно за 30 тыс. лет до того, как Христофор Ко­лумб (1446-1506) открыл Америку, мигрирующие народы по перешейку земли, где сегодня находится Берингов пролив (недалеко от побережья штата Аляска), пришли из Азии в Северную Америку. Постепенно они заселили всю Северную и Южную Америку.

    Когда в конце XV в. в Америку прибыли первые европейцы, коренных амери­канцев было несколько миллионов. Но к 1900 г., после безжалостного покорения и геноцида, «исчезающих американцев» насчитывалось лишь 250 тыс. (Dobyns, 1966; Tyler, 1973); земли, которыми они управляли, также впечатляюще сократились, как показано на карте США 14.2'.

    Именно Христофор Колумб первым назвал коренных американцев «индейца­ми», потому что ошибочно полагал, будто достиг Индии. В действительности он высадился на Багамских островах в Карибском море. Колумб счел островитян пассивными и мирными, что было полной противоположностью практичных и склонных к конкуренции европейцев (Matthiessen, 1984; Sale, 1990). Но те оправ­дывали захват новых земель, называя своих жертв ворами и убийцами (Unruh, 1979; Josephy, 1982).

    После войны за независимость образованное американское правительство ста­ло придерживаться плюралистического подхода к сообществам коренных амери­канцев и стремилось получить больше земли путем заключения соглашений. Опла­та за землю была далека от справедливой, однако, когда коренные американцы не захотели ее отдать, правительство применило военную силу для их выселения. К началу 1800-х гг. незначительное число коренных американцев оставалось к во­стоку от Миссисипи.

    В 1871 г. США объявили опеку правительства над коренными американцами и приняли стратегию принудительной ассимиляции. Те продолжали терять земли и вполне могли напрочь забыть свою культуру. Жизнь в резервациях поощряла за­висимость, языки предков заменялись на английский, а традиционные их религи­озные верования — на христианские. Чиновники из Бюро по делам индейцев заби­рали детей от родителей и помещали их в школы-интернаты, где те ресоциализиро-вались как «американцы». Власти предоставили контроль над жизнью в резервациях некоторым коренным американцам, поддерживавшим правительственную полити­ку, и отдали землю, традиционно находившуюся в совместном пользовании, в част­ную собственность ряду семей (Tyier, 1973).

    Лишь в 1924 г. коренные американцы получили право на американское граж­данство. После этого многие покинули резервации, усвоив еще больше господ­ствующих культурных образцов и вступая в брак с некоренными согражданами.

    1 200 лет назад североамериканские индейцы контролировали УАземли, которая в итоге стала совре­менными Соединенными Штатами. Сегодня коренные американцы контролируют 314 резерваций, разбросанных по всем США, что в совокупности составляет лишь 2% территории страны. Как бы

    486 Часть III. Социальное неравенство

    Глава 14. Раса и этничность 487


    Во многих больших городах значительную долю населения составляют коренные американцы. Однако в целом они контролируют лишь небольшую долю земли в стране; медианный доход семьи коренных американцев значительно ниже средне­го по США, и относительно немногие из них заканчивают колледж (табл. 14.2)1.

    Таблица 14.2 Социальное положение коренных американцев (данные за 2000 г.)

    Коренные американцы В целом по США

    Медианный доход семьи $31064 S50891

    Процент бедных семей 27,1% 11,3%
    Учились 4 года или больше

    в колледже (в возрасте 25 лет и старше) 9,3%* 25,6%

    * Оценка автора на основе последних доступных данных.

    Источник: U. S. Census Bureau, 2001.

    Из всесторонних интервью с коренными американцами в одном городе на за­паде США Джоан Албон (Albon, 1971) заключила, что более низкое социальное положение этих людей отражает целый ряд культурных факторов, включая несо­ревновательное представление о жизни и нежелание получать высшее образова­ние. Кроме того, она отметила, что многие коренные американцы имеют темную кожу, которая делает их жертвами предубеждений и дискриминации.

    Подобно другим расовым и этническим меньшинствам, они недавно подтвер­дили, что гордятся своим культурным наследием. Организации коренных амери­канцев сообщают о волне новых членов, и теперь многие дети могут говорить на родном языке лучше, чем их родители (Fost, 1991; Johnson, 1991;Nagel, 1996). Кро­ме того, юридическая автономия резерваций оказалась «козырем про запас» для многих племен, которые построили прибыльные казино и теперь управляют 20% всего американского игорного бизнеса. Но такое финансовое золотое дно кос­нулось лишь немногих коренных народов; большинство из них терпят свое невы­годное положение с глубоким чувством несправедливости, которую они испыты­вают со стороны белых людей.

    Белые англосаксонские протестанты

    Белые англосаксонские протестанты ( WhiteAnglo-SaxonProtestants, WASP) не были первыми людьми, заселившими Соединенные Штаты, но стали доминирующей группой, как только началась европейская колонизация. Большинство WASPан­глийского происхождения, хотя данная категория также включает шотландцев и валлийцев. Более 50 млн американцев, или каждый пятый, заявляют о принадлеж-

    ности к WASP. На национальной карте 14.3 показано, где в США отмечается наи­более высокая концентрация представителей этой группы населения'.

    Исторически иммигранты WASPимели высокую квалификацию и обладали мотивацией добиться успеха, что ныне называется протестантской трудовой эти­кой. Из-за их большой численности и могущества против них не возникало пред­убеждений и дискриминации, испытываемых другими категориями иммигрантов. По сути, их историческое господство привело к тому, что другие хотели стать по­добными им.

    WASPникогда не были единой социальной группой; враждебность разделяла англичан, приверженцев англиканской церкви, и шотландцев и ирландцев-пресви­териан, особенно это было ярко выражено в колониальные времена (Parrillo, 1994). Но в XIX в. большинство WASPобъединились перед лицом нашествия «нежела­тельных иностранцев»; немцев в 1840-х и итальянцев в 1880-х гг. Политические движения сумели провести законы, которые ограничили приток иммигрантов. Те, кто мог позволить себе это, укрылись в престижных районах и закрытых клубах. Таким образом, на 1880-е гг. — десятилетие, когда статуя Свободы стала привет­ствовать иммигрантов, приезжавших в Соединенные Штаты, — также приходится основание первого клуба, куда принимались только WASP(Baltzell, 1964).

    Примерно к 1950 г. господство данной категории людей, определяемое по сте­пени богатства и уровню привилегий, достигло максимума, на что указывает из­брание в 1960 г. первого католического президента Джона Фицджеральда Кенне­ди. Но большинство представителей верхнего слоя высшего класса (но не «нуво­риши» из нижнего слоя того же класса) - это именно WASP(Baltzell, 1964, 1976, 1979b, 1988). Культурное наследие их также остается. Английский язык — доми­нирующий в США, а протестантизм — религия большинства. Наша юридическая система также отражает ее английские корни. Однако историческое господство Ш5Рнаиболее очевидно сказывается в широко распространенном использовании терминов «раса» и «этничность» при описании всех, кто не WASP.

    Афроамериканцы

    Хотя афроамериканцы сопровождали европейских исследователей в Новом Све­те в XV в., большинство ученых считают началом «черной истории» США 1619 г., когда голландский торговый корабль привез 20 африканцев в Джеймстаун, штат Виргиния. Неизвестно, были ли эти люди рабами или обыкновенными пассажи­рами, но очень скоро человек с черным цветом кожи стал на этих берегах Атланти­ки восприниматься в качестве раба. В 1661 г. в Виргинии был принят первый за­кон, признающий рабство (Sovvell, 1981).

    Оно стало основой системы в южных колониях. Белые люди управляли план­тациями с рабами, служившими рабочей силой, и до 1808 г. некоторые из них также


    Сравнивая уровень образования и особенно дохода, имейте в виду, что различные категории насе­ления США различаются по медианному возрасту. В 2000 г. для всех американцев он был равен 55,3 года. Бел1>1елюдн(неиспаноязычныс) имели медианный возраст 38,6 лет, для коренных амери­канцев он составил 28,0. Поскольку со временем уровень образования и дохода людей повышается,

    1 Многие люди связывают белых англосаксонских протестантов с элитными сообществами на Вос­точном и Западном побережьях США. Но наиболее высокая концентрация WASPотмечается в шта­те Юта (из-за миграции мормонов английского происхождения), в Аппалачах и в северной Новой Англии (из-за исторической иммиграции). Однако в целом WASPсоставляют большую долю аме­риканского населения почти всюду, кроме штата Аляска, юга штата Техас и севера Великих равнин.

    Глава 14. Раса и этничность 489

    занимались работорговлей. Торговцы «живым» товаром, включая европейцев, афри­канцев и североамериканцев, насильственно перевезли приблизительно 10 млн афри­канцев в различные страны Америки, в том числе 400 тыс. в Соединенные Штаты. На маленьких парусных судах сотни рабов находились скованными вместе в тече­ние нескольких недель, необходимых для пересечения Атлантического океана. Многие умирали от антисанитарных условий и болезней, некоторые покончили жизнь самоубийством. В целом, половина из них умерли в пути (Tannenbaum, 1946; Franklin, 1967; Sowell, 1981).

    Выжить в поездке было еще не все, затем наступали годы рабской жизни. Хотя некоторые африканцы выполняли различную работу в городах, большинство тру­дились на полях, часто от рассвета до заката и еще дольше во время уборки уро­жая. Закон позволял владельцам применять любые дисциплинарные меры, кото­рые они считали необходимыми, чтобы рабы были послушными и усердно труди­лись. Даже убийство раба редко приводило к судебному иску. Владельцы часто разделяли семьи невольников на проводившихся аукционах, где людей покупали и продавали как предметы собственности. Поскольку рабы были неграмотны и удовлетворение всех их основных потребностей зависело от владельцев, они не были властны над своей судьбой (Franklin, 1967; Sowell, 1981).

    Как на Севере, так и на Юге было небольшое количество свободных «цветных», работавших мелкими фермерами, квалифицированными рабочими или занимаю­щихся мелким бизнесом. Но жизнь большинства афроамериканцев находилась в явном противоречии с принципами равенства и свободы, на которых были основа­ны Соединенные Штаты. Декларация независимости гласит:

    Мы считаем самоочевидной истиной, что все люди созданы равными, что Богом им дарованы определенные неотъемлемые права, среди которых право па жизнь, свобо­ду и стремление к счастью.

    Однако большинство белых людей не распространяли эти идеалы на черноко­жих. В деле Дреда Скотта, слушавшемся в Верховном Суде США в 1857 г., рассмат­ривался вопрос: «Являются ли чернокожие гражданами?», и было вынесено поста­новление: «Мы считаем, что они не граждане, и что они не подразумеваются под словом "граждане" в Конституции, и поэтому не могут требовать ни одного из прав и привилегий, которые обеспечивает этот документ гражданам США» (цит. по: Blaustein & Zangrando, 1968 :160). Таким образом, возникла, по выражению швед­ского социолога Гуннара Мюрдала (Myrdal, 1944), американская дилемма: отрица­ние демократическим обществом основных прав и свобод целой категории людей. Чтобы разрешить эту дилемму, многие белые просто определили чернокожих лю­дей как неполноценных от природы.

    В 1865 г. 13-я поправка к Конституции поставила рабство вне закона. Три года спустя 14-я поправка аннулировала постановление по делу Дреда Скотта, даровав гражданство всем людям, рожденным в США. Согласно 15-й поправке, ратифици­рованной в 1870 г., ни раса, ни положение раба в прошлом не могли никого лишить права голосовать. Однако так называемые законы Джима Кроу — классические примеры институционализированной дискриминации — все еще разделяли амери­канское общество на две расовые касты. Особенно это было заметно в южных шта-

    490 Часть III. Социальное неравенство

    Глава 14, Раса и этничность 491


    тах, где белые люди избивали и линчевали чернокожих (и некоторых белых), ко­торые бросили вызов существовавшей иерархии.

    XX в. разительно изменил жизнь афроамериканцев. После Первой мировой вой­ны десятки тысяч мужчин, женщин и детей присоединились к Большому пересе­лению, оставив сельский Юг и двинувшись на Север, чтобы занять рабочие места на фабриках. Хотя большинство из них открыли для себя значительные экономи­ческие возможности, немногие избежали расовых предубеждений и дискримина­ции, из-за которых в классовой иерархии их ставили ниже, чем белых иммигран­тов, прибывающих из Европы.

    В 1950-е и 1960-е гг. из переломных судебных решений, ставящих вне закона раздельное обучение в школах и откровенную дискриминацию при приеме на ра­боту и в общественных местах, выросло общенациональное движение за граждан­ские права. Кроме того, общественное движение за «черную власть» позволило афроамериканцам вновь обрести чувство гордости и целеустремленность.

    Несмотря на эти победы, афроамериканцы продолжают занимать зависимое положение в США, как показано в табл. 14.3. Медианный доход их семейств в 2000 г. ($34 204) был равен лишь 64% от дохода белых ($53 256)', и это соотношение мало изменилось за последние 30 лет. Вероятность стать бедной для семьи чернокожих в 3 раза выше, чем для семьи белых.

    Таблица 14.3 Социальное положение афроамериканцев (данные за 2000 г.)




    Афроамериканцы

    В целом по США

    Медианный доход семьи

    $34204

    $50891

    Процент бедных семей

    22,1%

    11,3%

    Учились 4 года или больше в колледже







    (в возрасте 25 лет и старше)

    16,6%

    25,6%

    Источник: U. S. Census Bureau, 2001.

    Число афроамериканских семей, прочно занявших место в среднем классе, в период 1980-2000 гг. повысилось более чем на 50%; 49% зарабатывают свыше $35 тыс. в год, а 32% — $50 тыс. больше. Но многие афроамериканцы все еще отно­сятся к рабочему классу или беднякам; за последние 15 лет их доходы сократились, поскольку фабричное производство, жизненно важное для жителей старых райо­нов городов, было перемещено в другие страны, где труд дешевле. Таким образом, уровень безработицы среди чернокожих почти вдвое выше, чем среди белых; 40% под­ростков с темным цветом кожи не имеют работы (Horton et al., 2000; Dejong & Madamba, 2001; U.S. Department of Labor, 2001).

    1 Разница в медианном возрасте (для белых неиспаноязычпых он составляет 38.6 лет; для черноко­жих — 30,2 года) объясняет различия в доходе и образовательном уровне. Эти различия также отра­жают более высокую долю семей с одним родителем среди чернокожих, чем среди белых. Если срав­нивать только полные семьи, афроамериканцы (со среднем доходом $50 741 в 2000 г.) зарабатыва-

    Последнее поколение афроамериканцев добилось значительного прогресса в уровне образования. Доля взрослых, закончивших среднюю школу, возросла от 50 до 75% и более — так почти преодолен разрыв между белыми и чернокожими. С 1980 по 2000 г. количество взрослых афроамериканцев, получивших образова­ние как минимум в колледже, увеличилось от 8 до более чем 16%. Однако из дан­ных, представленных в табл. 14.3, становится ясно, что доля афроамериканцев, про­учившихся не менее 4 лет в колледже, лишь немного превышает '/2 от общенацио­нального стандарта.

    Политическое влияние афроамериканцев также усиливается. В результате миг­рации чернокожего населения в города и перемещения белых в предместья в 5 из 10 американских мегаполисов на пост мэра избраны люди с черным цветом кожи. Однако в общенациональном масштабе лишь 2% избранных лидеров — афроаме­риканцы. По итогам выборов в конгресс 2000 г. оказалось: из 435 членов палаты представителей — 36 чернокожие, а вот среди сенаторов (которых 100 человек) таковых не было вообще ни одного.

    Таблица 14.4 Социальное положение американцев азиатского происхождения (данные за 2000 г.)

    Все американ- Американцы Американцы Американцы Американцы В целом

    цы азиатского китайского японского корейского филиппинского по США

    происхождения происхождения происхождения происхождения происхождения

    $50891 11,3% 25,6%

    Медианный доход семьи

    $60825* $59494* $74231* $48828* $67244*

    Процент бедных семей
    10,8% 10,8%* 5,4%* 10,5%* 4,9%*

    Учились 4 года или больше в колледже (в возрасте 25 лет и старше)
    43,9% 47,4%* 40,2%* 40,2%* 45,6%*

    * Оценка автора на основе последних доступных данных. Источник: U. S. Census Bureau, 2001.

    В течение 350 лет выходцы из Африки боролись за социальное равенство. В об­щенациональных масштабах мы далеко продвинулись в достижении этой цели. Открытая дискриминация теперь незаконна, и данные исследований указывают на устойчивую тенденцию к уменьшению предубеждений против афроамериканцев (Firebaugh & Davis, 1988; Wilson, 1992; NORC, 2001).

    В 1913 г. — через 50 лет после отмены рабства — У. Е. Б. Дюбуа указал на про­гресс в улучшении положения чернокожего населения. Но он также предостерег, что кастовая система, основанная на расовом разделении, все еще существует в США, и эта расовая иерархия сохраняется в XXI в.

    Американцы с азиатскими корнями

    Хотя американцы выходцы из Азии имеют определенную общность в расовых чер­тах, эту категорию людей, предки которых приехали из разных стран, характери­зует огромное культурное разнообразие. В 2000 г. общее количество американцев

    492 Часть III. Социальное неравенство

    Глава 14. Раса и зтничность 493


    азиатского происхождения превысило 10 млн, приблизившись к 4% всего населе­ния США. Наибольшая группа среди них — китайцы (2,4 млн), затем следуют филиппинцы (1,8 млн), индийцы (1,6 млн), вьетнамцы (1,1 млн), корейцы (1 млн) и японцы (796 тыс.). Более трети американцев азиатского происхождения живут в Калифорнии.

    Молодые представители этих групп завоевали репутацию хорошо успевающих учеников, и их численность в лучших колледжах и университетах США непропор­ционально высока. Многие из их предшественников также добились успеха в эко­номической и социальной сферах; большинство американцев азиатского проис­хождения теперь живут в предместьях как люди среднего класса (О'Наге, Frey & Fost, 1994). Все же, несмотря на их исключительные достижения (а иногда благо­даря им), составляющие данную группу часто обнаруживают, что другие сторонят­ся их или даже враждебны по отношению к ним(СЬиа-Еоап, 2000).

    В то же время образ американцев азиатского происхождения как «примерного меньшинства» скрывает бедность этих людей. Теперь следует сосредоточиться на истории и современном положении выходцев из Китая и Японии — наиболее сфор­мировавшихся меньшинств американцев азиатского происхождения, а потом крат­ко рассмотреть недавно прибывших иммигрантов из Азии.
    1   ...   44   45   46   47   48   49   50   51   ...   74


    написать администратору сайта