Социология Дж. Машоунис. Оглавление Джон Масионис Социология 9е издание
Скачать 11.25 Mb.
|
ГЛАВА 14 Раса и этичность В ясный осенний день почти 50 лет назад в городе Топика, штат Канзас, один священник и его 9-летняя дочь шли, взявшись за руки, к общественной начальной школе, расположенной в четырех кварталах от их дома. Но администрация школы отказалась принять на учебу Линду Браун. Им сказали, что девочка должна посещать другое учебное заведение, расположенное на расстоянии двух миль. Это означало ежедневную ходьбу через шесть кварталов к автобусной остановке, где она иногда по полчаса ждала автобуса. В плохую погоду ребенок мог насквозь промокнуть, дожидаясь, пока придет автобус; однажды она настолько замерзла, что вернулась домой. Почему, спрашивала она у своих родителей, ей нельзя ходить в школу, которая находится ближе к их дому? Ответ, который непросто дать любящим родителям своей дочери, ставил Линду Браун перед жестоким фактом: цвет кожи сделал ее американским гражданином второго сорта. Несправедливость порядка, при котором существуют отдельные школы для черных и белых детей, заставила семью Браунов и других обратиться с суд от имени Линды Браун и других детей, и в 1954 г. дело Линды рассматривалось в Верховном суде США. В деле Браун против Совета по образованию Топики, штат Канзас Верховный Суд единодушно постановил, что разделенные по расовому признаку школы дают афроамериканцам худшее обучение, и отменил принятую с 1896 г. практику «раздельного, но равного» образования для представителей двух рас. Многие люди приветствовали решение Верховного Суда как важный поворотный пункт в американском образовании. Однако даже в начале XXI в. большинство детей в США все еще посещают не сбалансированные в расовом отношении школы. Хотя наше общество официально привержено принципу, согласно которому все люди созданы равными, расовая и этническая принадлежность продолжает во многом определять жизнь мужчин, женщин и детей. Неравенство и конфликты, порождаемые цветом кожи и культурной принадлежностью людей, еще более выражены в других частях мира. После развала прежнего Советского Союза в начале 1990-х гг. украинцы, молдаване, азербайджанцы и многие другие народы Восточной Европы стремятся вновь обрести свою культурную идентичность. Арабы и евреи на Ближнем Востоке, а также протестанты и католики в Северной Ирландии пытаются преодолеть глубоко укоренившиеся противоречия. Во многих странах мира цвет кожи и культура часто служат причинами вспышек насилия. По иронии судьбы, цвет кожи и культурная приверженность — источники гордости людей — также заставляют опускаться до ненависти и насилия. В этой главе рассматривается значение расовой и этнической принадлежности, объясняется, как эти социальные конструкты формировали нашу историю и почему сегодня они 468 Часть III, Социальное неравенство Глава 14. Раса и этничность 469 Биологические различия людей намного значительнее, чем предполагает любая система расовой классификации. Это очевидно, если попытаться отнести к отдельным расовым категориям изображенных здесь людей Социальное значение расы и этничности Люди часто смешивают расу и этничность. Поэтому и начнем с определения этих терминов. Раса Раса — это социальная категория, состоящая из людей, которые имеют общие биологически наследуемые черты, рассматривающиеся, членами общества в качестве важных. Люди могут относить друг друга к определенной расе на основе таких физических характеристик, как цвет кожи, черты лица, структура волос и форма тела. Физические различия возникли у наших предков как результат жизни в разных географических зонах мира. В жарких областях, например, для защиты от солнца у людей развилась более темная кожа (из-за естественного пигмента меланина); в областях с умеренным климатом люди имеют более светлые кожные покровы. Но эти различия в буквальном смысле поверхностны, поскольку все мы — представители одного биологического вида. Разнообразие наблюдаемых сегодня физических черт — это также и продукт миграции, поскольку генетические характеристики, когда-то доминировавшие в одном регионе, теперь обнаруживаются во многих. Особенно характерно смешение рас для Ближнего Востока (т. е. Западной Азии), исторически являвшегося перекрестком миграции людей. Напротив, расовая однородность свойственна народам, живущим изолированно, — например, японцам. Но в каждой популяции имеется определенная генетическая примесь, и расширение контактов между — — t - _ ? Хотя расовые категории указывают на определенные биологические факторы, это все-таки социальный конструкт. Он возникает только потому, что общество считает некоторые физические черты людей значимыми. Во всем мире отмечаются существенные различия в этом: как правило, американцы придают больше значения цвету кожи, чем, скажем, бразильцы. Кроме того, определения и значения понятия «раса» со временем изменяются. Например, еще в 1900 г. многие в США считали людей, имевших ирландские и итальянские корни, относящимися к различным расовым категориям, однако такой взгляд изменился к 1950 г. (Loveman, 1999). Сегодня Бюро переписи населения позволяет людям описывать себя, указывая не на одну категорию (возможен выбор из 63 вариантов), таким образом признавая наличие широкого диапазона расового многообразия (Porter, 2001). Расовые типы. Раса возникла как социальная категория, когда в XIX в. биологи попытались классифицировать все разнообразие физических типов человека, распределяя их по трем группам. Людей со светлой кожей и тонкими волосами они определили как кавказоидный тип, людей с более темной кожей и грубыми волосами назвали негроидным типом, а с желтой или коричневой кожей и характерными складками век отнесли к категории монголоидов. Социологи считают такие термины в лучшем случае вводящими в заблуждение, а в худшем — вредными. С одной стороны, никакое общество не состоит из биологически «чистокровных» людей. Цвет кожи тех, кого можно бы назвать «кав-казоидами» («индоевропейцами», «кавказцами» или привычнее — «белыми») варьируется от очень светлого (типичного для Скандинавии) до очень темного (в южной Индии). Те же вариации существуют среди так называемых «негроидов» (африканцев, или чернокожих) и «монголоидов» (т. е. азиатов). По сути, многие «белые» люди (например, в южной Индии) имеют кожу темнее, нежели немалое число «черных» (например, аборигенов-негроидов в Австралии). С другой стороны, три расовые категории отличаются приблизительно 6% своих генов, что меньше, чем генетические вариации внутри каждой из них (Gloash, 2000). Население США также весьма разнородно. На протяжении многих поколений и повсюду в Америке смешивались генетические черты «негроидных» африканцев, «кавказоидных» европейцев и «монголоидных» индейцев (чьи предки пришли из Азии). Поэтому многие «черные» имеют «белых» предков, а у немалого числа «белых» — часть негроидных генов. Таким образом, раса — это вовсе не «черно-белая» проблема. Почему люди пользуются набором расовых категорий? Дело в том, что последние позволяют обществам ранжировать людей, заявляя, что некоторые «лучше» других, хотя не существует никаких научных исследований, подтверждающих подобные убеждения. Поскольку же на карту поставлено многое, общества готовы устанавливать даже крайние формы расовых категорий. На протяжении XX в. во многих южных штатах считались «цветными» все, в ком течет хотя бы У32 капля африканской крови (т. е. если у такого человека есть хотя бы один афроамериканский пра-пра-пра-прародственник). Сегодня закон позволяет родителям объявлять расу ребенка на свое усмотрение. Но даже при этих условиях большинство американцев все еще очень чувствительно относятся к вопросу о расовой принадлежности. Тенденция к смешению рас. Число рождающихся ежегодно детей смешанной 470 Часть 111, Социальное неравенство Глава 14. Раса и этничность 471
Таблица 14.1 Приблизительная Процент от всего численность в США населения шихся на свет. Кроме того, при заполнении бланков переписи населения 2000 г. почти 7 млн человек охарактеризовали себя, отметив две или более расовые категории. Хотя жители США приписывают большую социальную важность расовой принадлежности человека, с биологической точки зрения последняя становится все менее значимой. Этничность Этничность — это общее для группы людей культурное наследие. Люди определяют себя — или других — как членов этнической категории, основываясь на наличии общих предков, языка или религии, которые определяют особую социальную идентичность. Соединенные Штаты — полиэтничное общество: хотя большинство людей говорят на английском языке, приблизительно 45 млн у себя дома и в своих сообществах общаются на испанском, итальянском, немецком, французском или некоторых других языках. Американцы — по преимуществу протестантская нация, но большинство людей с испанскими, итальянскими и польскими корнями относятся к римско-католической конфессии, а многие выходы из Греции, Украины и России — к восточной православной церкви. Более 6 млн живущих в Америке евреев, имеющих родственные связи с представителями различных наций, имеют общую религиозную историю. Свыше 7 млн мужчин и женщин являются мусульманами, из чего следует, что теперь в США мусульман больше, чем членов епископальной церкви (Blank, 1998). Подобно понятию расы, этничность — это социальная категория. Люди преувеличивают или преуменьшают значение особенностей своей культуры, чтобы лучше вписаться в окружающее общество или выделиться из него. Общество всегда определяет одни этнические различия как важные, а другие — как малозначимые. Например, столетие назад католиков и евреев считали «другими» в протестантских США. Сегодня дело обстоит иначе. Точно так же в американском обществе именно испаноязычных называют латинос, в то время если и говорить о «латинской» культуре, то следует вспомнить, конечно же, об Италии. Но выходцы оттуда, как правило, считаются «европейцами», в меньшей степени отличающимися от американцев (Camara, 2000; Brodkin, 2001). И расовая, и этническая принадлежность становятся важными показателями, поскольку общество считает их таковыми. Однако следует иметь в виду, что первая подчеркивает роль биологических черт, тогда как вторая — культурные особенности. Конечно, эти две характеристики взаимосвязаны. Например, американцы японского происхождения имеют характерные физические черты и — те, кто поддерживает традиционный образ жизни, — особую культуру. В табл. 14.1 представлен широкий спектр расового и этнического разнообразия в США, выявленный переписью населения 2000 г. Люди довольно легко изменяют свою этническую принадлежность: иммигранты могут через некоторое время отказаться от своих культурных традиций или, подобно североамериканским индейцам, пытаться их восстановить (Nagel, 1994; Spencer, 1994). Однако, если они вступают в брак с представителями той же этнической группы, к которой принадлежат сами, расовые особенности сохраняются во Расовые и этнические категории в США (данные за 2000 г.) Расовые или этнические категории* Испаноязычные Мексиканцы Пуэрториканцы Кубинцы Другие испаноязычные Африканского происхождения Коренные жители Северной Америки Североамериканские индейцы Эскимосы Алеуты Выходцы из Азии или с островов Тихого океана Китайцы Филиппинцы Индусы Вьетнамцы Корейцы Японцы Гавайцы Полинезийцы Гуамцы Другие азиаты или жители островов Тихого океана Европейцы (помимо испаноязычных) Немцы Ирландцы Англичане Итальянцы Французы Поляки Шотландцы Голландцы Норвежцы Шведы Русские Франкоязычные канадцы < Означает меньше чем 0.1%. 472 Часть III. Социальное неравенство Окончание табл. 14.1 Расовые или этнические категории* Приблизительная Процент от всего численность в США населения Выходцы из Вест-Индии Валлийцы Две или больше расы 6 826 228 2,4 * Люди латиноамериканского происхождения могут иметь любую расу. Многие также указывают более чем одну этническую категорию. Таким образом, общая сумма превышает 100%. Источник: U.S. Census Bureau, 2001. Наконец, этничность предполагает даже больше изменчивости и смешения, чем раса, поскольку большинство людей идентифицируют себя не с одной этнической группой. Например, звезда гольфа Тайгер Вудз описывает себя как на '/ белого, на !/ североамериканского индейца, на!/ негра, на Viтайца и на Vtкитайца (White, 1997). Меньшинства Как описано в главе 13 («Тендерная стратификация»), меньшинство — это любая категория людей, выделяемая обществом на основании физических или культурных особенностей и рассматриваемая как низшая. Людей относят к меньшинствам и по расовой, и по этнической принадлежности. Как показано в табл. 14.1, в количественном отношении среди американцев по-прежнему преобладают белые люди нелатиноамериканского происхождения (70% от всего населения). Но абсолютные показатели и процентные показатели от численности всего населения для каждого меньшинства быстро растут; именно потому они стали большинством в трех штатах и в 50 из 100 самых больших городов страны. Через столетие меньшинства, вероятно, составят большинство вообще всех американцев. На национальной карте 14.1 показано, где меньшинства уже в большинстве1. Их характеризуют два аспекта. Во-первых, они обладают своеобразием. Поскольку в любом обществе люди придают значение расе и эти физические черты почти невозможно изменить, большинство мужчин и женщин из меньшинств остро сознают такие свои особенности. Значение этничности (которую люди могут поменять) не столь устойчиво. На протяжении истории Америки некоторые люди (например, реформистские евреи) умаляли свою коренную этническую принадлежность, тогда как другие (включая многих ортодоксальных евреев) поддерживали особые культурные традиции и даже образовали свои общины. 5 лларта, Т>аллас, штат 'jilexac. £.сли посидеть в сройе почти любой большой гостиницы, люжно получить наглядный урок о контрастах; большинство гостей, регистрирующихся в отеле или освобождающих ноллера, — белые; большинство служащих, которые носят багаж, подают пищу и убирают коллна-ты, — цветные. 1 К 2000 г. меньшинства составили большинство населения трех штатов — Гавайев, Калифорнии и Ныо-Мексико, а также в округе Колумбия. Техас, где 45% жителей относятся к меньшинствам, вскоре также может присоединиться к ним. На другом конце списка — штаты Вермонт и Мэн, где отмечается самый низкий процент расовых и этнических меньшинств (приблизительно 2%). Поче- 474 Часть III. Социальное неравенство Глава 14. Раса и этничность 475 Вторая характеристика меньшинств — низшее положение. Как будет показано далее, представители меньшинств имеют более низкий доход, менее престижные профессии и хуже образованы. Эти факты означают, что класс, раса и этничность, а также пол человека — пересекающиеся и взаимно усиливающиеся показатели социальной стратификации. Конечно, не все представители меньшинств находятся в невыгодном положении. Например, некоторые латиноамериканцы очень богаты, ряд выходцев из Китая — известные бизнесмены, а афроамериканцы входят в число ведущих ученых США. Но даже самый большой успех редко позволяет человеку избежать положения представителя меньшинства (Benjamin, 1991). Расовая или этническая принадлежность часто служат основной характеристикой человека (описанной в главе 6 «Социальное взаимодействие в повседневной жизни»), которая перевешивает личные достижения. Термин «меньшинство» предполагает, что такая категория людей составляет небольшую долю всего населения. Однако это не всегда так. Например, чернокожие южноафриканцы находятся в невыгодном положении, хотя они составляют большинство в своей стране. В США женщин немного больше половины населения, но все же им приходится бороться за права и привилегии, которыми пользуются мужчины. |