Американцы китайского происхождения. Китайская иммиграция в США началась в 1849 г., во времена золотой лихорадки в Калифорнии. Быстро росли новые города и появлялись новые виды коммерческой деятельности, потребность в дешевой рабочей силе привлекла около 100 тыс. китайских иммигрантов. Большинство приехавших были молодыми людьми, готовыми выполнять тяжелую, непрестижную работу, которой избегали белые. Но в 1870-е гг. начался экономический спад, и отчаявшиеся белые стали соперничать с китайцами при устройстве на любые вакантные места. Внезапно трудолюбивые китайцы стали представлять угрозу. Другими словами, экономические трудности вызвали предубеждения и дискриминацию (Ling, 1971; Boswell, 1986).
Вскоре суды отказались от юридической защиты китайских рабочих, запретив им занимать многие должности, и общественное настроение ополчилось против «желтой опасности». Когда все, казалось, были настроены враждебно, возникла популярная фраза «шанс китайца», описывающая человека, столкнувшегося с необъективностью (Sung, 1967; Sowell, 1981).
В 1882 г. американское правительство приняло первый из нескольких законов, препятствующих китайской иммиграции. Поскольку мужчины, приехавшие из Китая, превосходили китаянок по численности почти в 20 раз, возникший дисбаланс сократил количество браков, и к 1920 г. популяция китайцев резко сократилась — до 60 тыс. (Hsu, 1971; Lai, 1980). Китаянки, оказавшиеся в США, были очень популярны, и очень скоро от их традиционной покорности мужчинам не осталось и следа (Sowell, 1981).
Реагируя на расовую враждебность, некоторые китайцы переезжали на Восток; многие пытались обрести безопасность в китайских кварталах. Там сохранялись их национальные традиции и сообщества родственников, названные кланами, обеспечивали финансовую помощь и представляли их общие интересы. Однако при этом китайские кварталы препятствовали изучению их жителями английского языка, что ограничивало возможности при трудоустройстве (Wone. 197 П.
Из всех этнических меньшинств люди индийского происхождения самые богатые, многие из них работают в медицинской сфере или в иных профессиональных областях. Как вы объясняете тот факт, что одни этнические группы занимают более высокое или более низкое социальное положение, чем другие?
Вновь возникшая потребность в рабочей силе во время Второй мировой войны побудила президента Франклина Рузевельта отменить в 1943 г. запрет на китайскую иммиграцию и расширить гражданские права американцев китайского происхождения, рожденных за границей. Вследствие этого многие переехали из китайских кварталов и смогли культурно ассимилироваться. В 1900 г., например, 70% китайцев в Гонолулу жили в китайском квартале этого города; сегодня таковых меньше 20%.
С 1950 г. американцы китайского происхождения сделали большие успехи. Сегодня они больше не работают исключительно в китайских прачечных и ресторанах; они имеют различные престижные профессии, особенно в сфере науки и новой информационной технологии.
Как показано в табл. 14.4, медианный доход семьи американцев с китайскими корнями в 2000 г. ($59 494) был выше среднего по США ($50 891). Это указывает, в частности, на большее число работающих членов семьи1. Американцы китайского
Медианный возраст для всех американцев азиатского происхождения в 2000 г. был равен 32,7 года, несколько ниже аналогичного общенационального показателя (35,3) и показателя белых (38,6 года). Но диапазон по медианному возрасту велик: японцы — 36,1; китайцы — 32,1; филиппинцы - 31,1; 494 Часть III, Социальное неравенство
Глава 14. Раса и зтничность 495 происхождения также имеют завидные результаты в академических достижениях; среди них выпускников колледжей почти вдвое больше, чем в среднем по стране.
Несмотря на их успехи, многие из них все еще борются с завуалированными (а иногда открытыми) предубеждениями и дискриминацией. Такая враждебность — одна из причин того, что показатель бедности среди американцев с китайскими корнями равен среднему по стране. Однако он выше среди тех, кто остается жить в китайских кварталах, работая в ресторанах или выполняя другую низкооплачиваемую работу. Социологи спорят о том, помогают ли расовые и этнические анклавы их резидентам или усиливают эксплуатацию (Portes & Jensen, 1989; Zhou & Logan, 1989; Kinkead, 1992; Gilbertson & Gurak, 1993).
Американцы японского происхождения. Японские иммигранты начали приезжать в США в 1860-е гг., и их численность к 1890 г. достигала лишь 3 тыс. Большинство этих иммигрантов поселились на Гавайских островах (аннексированных Соединенными Штатами в 1898 г. и получивших статус штата в 1959 г.), будучи дешевой рабочей силой. Однако после 1900 г., когда число японских иммигрантов в Калифорнии увеличилось и они стали требовать более высокой оплаты своего труда, белое население отреагировало на это ограничением иммиграции (Daniels, 1971). В 1907 г. США подписали соглашение с Японией, сдерживающее въезд мужчин — главной экономической угрозы, но позволявшее въезжать в США женщинам, В период 1942-1944 гг. более 100 тыс. японцев были насильственно выселены из их домов, удалены от дел и помещены в лагеря для интернированных лиц. На этой фотографии видно, как мать сдерживает слезы, когда военные готовятся отправить ее с тремя маленькими детьми (обратите внимание на опознавательные бирки) с острова Брейнбридж (недалеко от побережья штата Вашингтон)
чтобы ослабить дисбаланс полов среди японцев в Америке. В 1920-е гг. в Калифорнии и других штатах сегрегация считалась законной, а межрасовые браки были запрещены, что в значительной степени остановило дальнейшую японскую иммиграцию. Лишь в 1952 г. Соединенные Штаты расширили гражданские права японцев, родившихся за границей.
Японские и китайские иммигранты отличались в трех отношениях. Во-первых, японских иммигрантов было меньше, поэтому к ним относились не столь враждебно, как к многочисленным иммигрантам-китайцам. Во-вторых, они знали о США больше, чем китайцы, что помогло быстрее ассимилироваться (Sowell, 1981). В-третьих, японские иммигранты предпочитали занятие сельским хозяйством жизни в городах. Но многие белые выступали против передачи в собственность японцам обрабатываемой земли; так, в 1913 г. в Калифорнии запретили дальнейшую покупку земли. Многие родившиеся за рубежом японцы (называемые иссей) ответили тем, что перевели землю на имя своих родившихся в Америке детей (нисей), которые имели конституционное право на гражданство.
Американцы японского происхождения столкнулись с самыми большими проблемами после 7 декабря 1941 г., когда Япония разбомбила американский военно-морской флот в Перл-Харбор на Гавайях. Тогда боялись, что они станут шпионить в пользу Японии или иным образом противодействовать американским военным успехам. В течение года президент Франклин Рузвельт подписал Правительственное постановление № 9066, беспрецедентный акт, согласно которому переехавшие в Америку японцы должны были удерживаться в лагерях. Вскоре власти переместили 110 тыс. человек (90% всех выходцев с Японских островов, осевших в США, и свыше 2000 живших в 13 латиноамериканских странах) в отдаленные резервации внутри страны (Sun, 1998).
Забота о национальной безопасности всегда усиливается во время войны, но интернирование японцев подвергалось резкой критике. Во-первых, оно было направлено на целую категорию людей, а не на человека, который уличен в совершении какого-либо нелояльного акта. Во-вторых, примерно две трети лишенных свободы были нисей, т. е. американские граждане по праву рождения. В-третьих, хотя Соединенные Штаты также находились в состоянии войны с Германией и Италией, против выходцев из этих стран не предпринимались никакие огульные действия подобного рода.
Переселение означало поспешную продажу домов, мебели и предприятий по бросовой цене. В результате почти все американцы японского происхождения были разорены. В военных тюрьмах, окруженных колючей проволокой и охраняемых вооруженными солдатами, семьи теснились в одноместных камерах, часто в зданиях, где прежде содержали домашний скот (Fujimoto, 1971; Bloom, 1980). Интернирование закончилось в 1944 г., когда Верховный Суд объявил его неконституционным. В 1988 г. конгресс выделил $20 тыс. каждой жертве в качестве символической компенсации.
После Второй мировой войны американцы японского происхождения восстановили свое положение. Лишившись традиционных видов коммерческой деятельности, они освоили широкий диапазон новых занятий, и поскольку в их культуре высоко ценятся образованность и трудолюбие, эти граждане США добились за- 496 Часть III. Социальное неравенство
Глава 14. Раса и этничность 497 зяйств был почти на 50% выше среднего по стране. Процент бедных семей составлял менее '/2 от общенационального.
Восходящая социальная мобильность поощряла культурную ассимиляцию и межрасовые браки. Третьи и четвертые поколения американцев японского происхождения (сансей и ёнсей) редко живут в японских анклавах, как это все еще делают многие американцы с китайскими корнями, и большинство заключают браки с неяпонцами. В результате некоторые забыли свои традиции, даже родной язык. Однако значительная часть принадлежит к национальным ассоциациям, что помогает поддерживать их этническую идентичность (Fugita & O'Brien, 1985). К сожалению, отдельные люди, по-видимому, оказались между двумя мирами, — уже не японцы в культурном отношении, но так и не принятые полностью из-за расовых различий обществом в целом.
Недавно прибывшие из Азии иммигранты. Недавние иммигранты из Азии включают филиппинцев, индийцев, корейцев, вьетнамцев, полинезийцев и гуам-цев. С учетом лиц китайского и японского происхождения американцы выходцы из Азии — наиболее быстро увеличивающееся меньшинство, составляющее — !/3 от общего числа всех иммигрантов Америки (U. S. Immigration and Naturalization Service, 1999). Если же кратко обозреть положение корейцев и филиппинцев — представителей стран, которые имели особые связи с США, можно понять социальное разнообразие недавно прибывших людей из Азии.
Корейцы. Иммиграция в Соединенные Штаты стала следствием американского участия в корейской войне (1950-1953). Войска США в Южной Корее непосредственно соприкоснулись с корейской культурой, и некоторые солдаты нашли там себе жен. У южных корейцев контакт с военными пробудил интерес к США.
Среди азиатских иммигрантов силен дух предпринимательства. Они скорее, чем белые, в 3 раза чаще, чем латиноамериканцы, и в 4 раза чаще, чем афроамери-канцы, становятся владельцами предприятий в сфере мелкого бизнеса (U. S. Census Bureau, 1995). Среди же всех американцев азиатского происхождения именно по преимуществу корейцы обретают такой статус. Например, жители Нью-Йорка знают, что большинство гастрономов там принадлежат корейцам; а жителям Лос-Анджелеса известно, что корейцы управляют большей частью винных магазинов.
Многие выходцы из Кореи усердно работают; впрочем, доход их семей несколько ниже среднего по стране, как показано в табл. 14.4. Кроме того, их неохотно принимают люди, даже из числа других американцев азиатского происхождения.
Филиппинцы. Большое количество иммигрантов из Филиппин частично объясняется тем фактом, что Соединенные Штаты управляли Филиппинскими островами с 1898 (в качестве уступок Испании после испано-американской войны) по 1946 г. (когда Филиппины стали независимой республикой).
Данные, приведенные в табл. 14.4, свидетельствуют, что филиппинцы в целом живут хорошо. Но, присмотревшись, можно обнаружить двойственную тенденцию, когда одни филиппинцы добиваются больших успехов в различных профессиональных областях (особенно в медицинской), а другие изо всех сил пытаются свести концы с концами, занимаясь неквалифицированным трудом (Parrillo, 1994).
Высокие доходы многих филиппинских семей объясняются тем, что работают
тельниц США, таковых 50%. Кроме того, многие из них имеют какую-либо профессию, и это отражает тот факт, что 42% американок филиппинского происхождения прошли 4-летний курс обучения в колледже, по сравнению с 26% американок, имеющих корейские корни.
Таким образом, картина жизни американцев азиатского происхождения достаточно сложная. Японцы ближе всех подошли к достижению социального принятия, но экономические успехи других азиатов, особенно корейцев и китайцев, не уменьшили исторических предубеждений и дискриминации. Хотя многие американцы азиатского происхождения преуспели, часть из них остается бедной. Отмечается одна очевидная тенденция — исключительно высокие темпы иммиграции, а это означает, что люди азиатского происхождения будут играть центральную роль в нашем обществе в XXI в. (Lee, 1994).
Испаноязычные американцы
В 2000 г. испаноязычных жителей США насчитывалось более 35 млн, что составляет 12,5% населения страны. Согласно данным переписи 2000 г., это самая многочисленная категория меньшинств, превосходящая по численности афроамерикан-цев (12,3% населения). Однако немногие люди, попадающие в эту категорию, описывают себя как «латинос». Как и выходцы из Азии, это группа различных популяций, каждая из которых отождествляется с отдельной страной происхождения (Marin & Marin, 1991). Двое из трех живущих в США латиноамериканцев (20 млн человек) — иммигранты из Мексики, которых иногда называют «чиканос». Далее следуют пуэрториканцы (3 млн), кубинцы (1,2 млн). Многие другие страны Латинской Америки представлены меньшим числом людей.
Большая часть латиноамериканцев живет на юго-западе США. Каждый четвертый калифорниец — из Латинской Америки (в Лос-Анджелесе почти '/, населения города — латиноамериканцы). На национальной карте 14.4 показано, как расселены американцы латиноамериканского, африканского и азиатского происхождения на территории США1.
Медианный доход семей испаноязычных жителей США — $35 050 за 2000 г. — значительно ниже среднего по стране2. Как сказано в следующих разделах, одни категории иммигрантов из Латинской Америки живут лучше других.
Американцы мексиканского происхождения. Некоторые чиканос — потомки людей, которые жили в части Мексики, аннексированной США после мексикано-американской войны (1846-1848). Однако большинство из них — недавние иммигранты. Фактически в последние десятилетия из Мексики в Соединенные Штаты прибыло больше людей, чем из какой-либо другой страны.
1 В 2000 г. американцы азиатского происхождения составляли 3,6% американского населения по срав- нениюс 12,3% афроамериканцами и 12,5% испаноязычными. Карты показывают географическое рас пределение этих категорий людей в 2000 г. В сравнении видно, что южная половина США — это дом для намного большего числа меньшинств, чем северная половина. Но сконцентрированы ли предста вители этих трех категорий в одних и тех же регионах? Какие тенденции демонстрируют эти карты?
2 В 2000 г. медианный возраст испаноязычных американцев равнялся 25,8, что значительно ниже обще- *
Глава 14. Раса и этничность 499 Американцы
латиноамериканского
происхождения
_ От 95 .10 99,7% ЕЭ От 70 до 94,4% " От 50 до 69,9% Hi От 25 до 49,9% S3 От 12,5 ДО 24,9% ■В От 5 до 12,4% ■ От 1 до 4,9% О От 0 до 0,9% В среднем по США: 12,55%
Карта
США 14.4. Концентрация американцев латиноамериканского, африканского ^
Таблица 14.5 Социальное положение испаноязычных американцев в США (данные за 2000 г.)
Все испано- Выходцы Выходцы Выходцы В целом
язычные из Мексики из Пуэрто-Рико с Кубы по США
Медианный доход семьи
$35050 $31123* $30129* $38312* $50891
Процент бедных семей 21,2% 24,1%* 25,8%* 17,3%* 11,3%
Учились 4 года или больше в колледже (в возрасте 25 лет и старше) 10,6% 6,9% 13,0% 23,0% 25,6%
* Данные за 1999 г.
Источник. U. S. Census Bureau, 2001.
Подобно многим другим иммигрантам, американцы с мексиканскими корнями работали чернорабочими на фермах или в других местах. В табл. 14.5 показано, что в 1999 г. медианный доход их семей составлял $31 123, или около 2/3 общенационального стандарта. Четверть семей чиканос живет в бедности, что более чем вдвое выше среднего показателя по стране. И, несмотря на улучшение их положения после 1980 г., они все еще получают худшее образование, чем взрослые американцы, и чаще оставляют обучение.
Пуэрториканцы. Пуэрто-Рико (как и Филиппины) перешли под американский контроль в результате окончания испано-американской войны в 1898 г. В 1917 г. пуэрториканцы (но не филиппинцы) стали американскими гражданами.
Нью-Йорк — центр пуэрториканской жизни в континентальной части США, здесь живет около 1 млн пуэрториканцев. Однако приблизительно 40% этого сообщества относятся к числу бедняков, и только 13% в возрасте от 25 лет и старше окончили колледж. Адаптация к культурным образцам материка, что означает и обучение английскому языку, — лишь одна из проблем. Кроме того, пуэрториканцы, имеющие темную кожу, сталкиваются с особенно сильными предубеждениями и дискриминацией. В результате каждый год больше людей возвращается в Пуэрто-Рико, чем прибывает оттуда, поэтому в течение 1990-х гг. Нью-Йорк потерял приблизительно 100 тыс. пуэрториканцев (Navarro, 2000).
Этот феномен «вращающейся двери» препятствует ассимиляции. 75% семей пуэрториканцев в США говорят дома по-испански, в то время как среди выходцев из Мексики таковых 50% (Sowell, 1981; Stevens & Swicegood, 1987). Общение исключительно на испанском языке поддерживает сильную этническую идентичность, но ограничивает экономические возможности. У пуэрториканцев также выше доля домашних хозяйств, возглавляемых женщинами, чем среди иных групп латиноамериканцев, что увеличивает риск бедности.
В табл. 14.5 показано, что в 1999 г. медианный доход семьи пуэрториканцев был равен $30 129, пли 60% от среднего по стране. Хотя давно переселившиеся на материк добились экономических успехов, недавние иммигранты изо всех сил пытл- 500 Часть III, Социальное неравенство
Глава 14. Раса и зтничность 501
Ник Куиджано. Ла Вида эн Брома, 1988: Уличная жизнь в старом Сан-Хуане
Сила семейных уз и соседских связей показана на этой картине пуэрториканкского художника Ника Куиджано, изображающей уличную жизнь в старом районе Сан-Хуана
находятся в наиболее невыгодном социальном положении среди латиноамериканских меньшинств (Rivera-Batiz & Santiago, 1994; Holmes, 1996b).
Американцы кубинского происхождения. В течение десятилетия после возглавленной Фиделем Кастро марксистской революции 1959 г. 400 тыс. кубинцев иммигрировали в Соединенные Штаты. Те, кто сбежал, были высокообразованными профессионалами, которые быстро добились таких же успехов в США, как и у себя на родине (Fallows, 1983; Krafft, 1993).
В табл. 14.5 указывается, что медианный доход домашнего хозяйства кубинцев в 1999 г. составил $38 312, что намного больше, чем у других латиноамериканцев, но все же ниже среднего по стране. 1 млн выходцев с Кубы удается тонко балансировать, достигая успеха в обществе и сохраняя свою традиционную культуру. Из всех латиноамериканцев кубинцы чаще всех говорят дома по-испански: так делают в 8 из 10 семей. Однако их культурное своеобразие и заметные общины, такие как Маленькая Гавана в Майами, вызывают враждебность со стороны некоторых людей.
Белые этнические меньшинства
Термин «белые этнические меньшинства» признает этническое наследие и невыгодное социальные положение многих белых людей. Это люди, не относящиеся к WASP, предки которых жили в Ирландии, Польше, Германии, Италии или других европейских странах. Более половины американцев попадает в категорию белых
Беспрецедентная эмиграция из Европы в течение XIX в. сначала привела к берегам Америки немцев и ирландцев, и затем итальянцев и евреев. Несмотря на культурные различия, все они надеялись, что Соединенные Штаты дадут большую политическую свободу и экономические возможности, чем их родина. Большинство из них действительно стали жить лучше в Новом Свете, но убеждение, что «улицы в Америке вымощены золотом», оказалось далеким от истины. Многие иммигранты нашли лишь тяжелую работу за низкую плату.
Белые этнические меньшинства также страдали от предубеждений и дискриминации. Нейтивистские организации1 выступали против въезда в Соединенные Штаты европейцев, не относящихся к WASP, и немало газетных объявлений с предложением работы предупреждали вновь прибывших: «Касается только американцев» (Handlin, 1941 :67).
В 1921 г. нейтивисты праздновали победу, когда федеральное правительство приняло закон, вводящий квоту на иммиграцию. Она была повышена лишь 1968 г. Наиболее строго регулировался въезд людей из Южной и Восточной Европы, которые имели более темную кожу и культурные традиции, отличные от англосаксонских протестантских (Fallows, 1983).
В ответ на широко распространенный расизм многие белые этнические меньшинства — подобно другим иммигрантам — образовали свои анклавы. Некоторые также заняли устойчивые позиции в некоторых видах коммерческой деятельности и профессиональных областях: итальянцы занялись строительством, ирландцы работали в строительстве и на государственной службе, евреи преобладали в швейной промышленности, а многие греки (как и китайцы) — в розничной торговле продовольствием (Newman, 1973).
Многие представители рабочего класса все еще живут в традиционных сообществах, хотя те, кто преуспел, постепенно ассимилируются. Большинство потомков иммигрантов, которые трудились на предприятиях с потогонной системой и жили в перенаселенных арендуемых квартирах, теперь имеют комфортабельные условия. И они гордятся своим этническим наследием.
Раса и зтничность: перспективы
США были и долго будут оставаться страной иммигрантов. Этот феномен породил поразительное культурное разнообразие и истории успеха, надежды и борьбы, рассказанные на сотнях языков.
Большинство иммигрантов прибыли во время большой волны, которая достигла максимума около 1910 г. Следующие два поколения постепенно улучшили свое экономическое положение и несколько ассимилировались. Правительство также предоставило гражданские права коренным американцам (1924), родившимся за рубежом филиппинцам (1942), американцам китайского происхождения (1943) и американцам японского происхождения (1952).
1 Нейтивистское движение — протекционистское движение с конца 1820-х гг., связанное с борьбой пер- Глава 14. Раса и зтничность 503
Как показано на рис. 14.3, следующая волна иммиграции началась после Второй мировой войны и стала нарастать, когда правительство ослабило иммиграционные законы в 1960-е гг. В течение 1990-х гг. в США ежегодно прибывало по 1 млн человек, что в 2 раза больше, чем во времена большой иммиграции 100 лет назад (хотя вновь прибывшие теперь въезжают в страну, население которой в 5 раз больше, чем ранее). Однако сегодняшние иммигранты прибывают не из Европы, а из Латинской Америки и Азии, больше всего — из Мексики, Филиппин и Южной Кореи.
Вновь прибывшие сталкиваются с теми же самыми предубеждениями и дискриминацией, что и приехавшие давно. Действительно, в последние годы отмечался рост враждебности к иностранцам (иногда называемой ксенофобией — от древнегреч. «страх незнакомого»). В 1994 г. калифорнийские избиратели приняли «Предложение 187» — поправку к Конституции штата Калифорния, запретившую предоставление социальной помощи (включая обучение) незаконным иммигрантам. Они проголосовали также, чтобы все дети изучали в школе английский язык. В 2000 г. некоторые землевладельцы вдоль юго-западной границы США взялись за оружие, чтобы препятствовать въезду большого количества иммигрантов из Мексики, и некоторые политики призвали к решительным действиям для прекращения дальнейшей иммиграции.
Подобно предшественникам, многие иммигранты пытаются раствориться в американском обществе, полностью утратив свою традиционную культуру. Некоторые образовали расовые и этнические анклавы, так что Маленькие Гаваны и корейские кварталы сегодня встают в один ряд с Маленькими Италиями и немецкими кварталами прошлого. Как и прибывшие до них, вновь приехавшие питают надежду, что их расовая и этническая идентичность может быть источником силы, а не знаком низшего положения.
Резюме
Расы — это социально обусловленные категории, которые разделяют людей по различным физическим особенностям. Хотя 100 лет назад ученые выделили три большие категории — кавказоидов, монголоидов и негроидов, — рас в чистом виде не существует.
Этничность основана не на биологических признаках, а на общей культуре. Человек может стремиться подчеркивать или минимизировать свои культурные особенности. Общества также могут выделять или не выделять людей по их культурной принадлежности.
Меньшинства, включающие представителей различных расовых и этнических категорий, — это люди, которых общество определяет как социально обособленных и находящихся в невыгодном социальном положении.
Предубеждения — это жесткие и необъективные обобщения о некоторой категории людей. Расизм относится к разрушительному типу предубежде-
504
Часть III. Социальное неравенство
Глава 14. Раса и этничность 505 ний; расисты утверждают, что одни люди по своей природе лучше или хуже других.
Дискриминация — образец действий, когда человек неодинаково относится к различным категориям людей.
Плюрализм означает, что расовые и этнические категории, хотя и различаются, имеют равное социальное положение. Ассимиляция — процесс, с помощью которого меньшинства постепенно усваивают культурные образцы доминирующей категории людей. Сегрегация — это физическое и социальное разделение людей. Геноцид — истребление определенной группы людей.
Коренные американцы — первые люди, заселившие Америку, — подверглись геноциду, сегрегации и принудительной ассимиляции. Сегодня их социальное положение значительно хуже среднего по стране.
Белые англосаксонские протестанты преобладали среди первых европейских поселенцев в США, и многие из них до сих пор продолжают занимать высокое социальное положение.
Афроамериканцы пережили 200 лет рабства. За его отменой в 1865 г. последовала узаконенная сегрегация. Сегодня, несмотря на юридическое равенство, афроамериканцы все еще находятся в невыгодном положении.
Американцы китайского и японского происхождения пострадали как от расовой, так и от этнической враждебности. Хотя еще продолжают существовать некоторые предубеждения и дискриминация, уровень доходов и образованности лиц, принадлежащих к обеим этим категориям, выше среднего. Недавняя иммиграция, особенно корейцев и филиппинцев, сделала американцев азиатского происхождения наиболее быстро растущей расовой категорией населения США.
Латиноамериканцы — это ряд испаноязычных этнических групп. Выходцы из Мексики — наиболее многочисленное меньшинство из их числа, сконцентрированное на юго-западе США. Пуэрториканцы, третья часть которых живет в Нью-Йорке, — самые бедные латиноамериканцы, жители США, а кубинцы, осевшие в Майами, — самые богатые.
Белые этнические меньшинства — люди с европейскими корнями, не относящиеся к WASP. Хотя их положение в течение XX в. и улучшилось, они все еще борются за свое экономическое благополучие.
В последние годы иммиграция возросла. Теперь большинство иммигрантов прибывают не из Европы, а из Латинской Америки и Азии.
Основные понятия
Ассимиляция — процесс, с помощью которого меньшинства постепенно усваива-
Геноцид — систематическое убийство представителей одной категории людей другими.
Дискриминация — любое действие, которое предполагает неравное обращение с различными категориями людей.
Институционализированные предубеждения и дискриминация — предвзятость, свойственная общественным учреждениям.
«Козел отпущения»- — человек или категория людей, как правило, не наделенные властью, которых люди несправедливо обвиняют в своих бедах.
Меньшинство — любая характеризующаяся физическими или культурными особенностями категория людей, которую общество выделяет как низшую.
Плюрализм — состояние общества, при котором расовые и этнические меньшинства различаются, но обладают социальным паритетом.
Предубеждения — жесткие и иррациональные обобщения о целой категории людей.
Раса — социально обусловленная категория, состоящая из людей, имеющих общие биологически наследуемые черты, которые члены общества считают значимыми.
Расизм — убеждение, что одна расовая категория по своей природе лучше или хуже другой.
Сегрегация — физическое и социальное разделение категорий людей.
Смешение рас — биологическое воспроизводство, осуществляемое партнерами, происходящими из разных расовых категорий.
Стереотип — преувеличенное описание, применяемое к каждому человеку из определенной категории.
Этничность — общее для группы людей культурное наследие.
Вопросы для размышления
Укажите различия между расовой и этнической принадлежностью. Что подразумевают, говоря, что раса и этничность социально обусловлены?
Каким образом предубеждения и дискриминация дополняют друг друга?
На что указывает растущее значение латинской музыки, которую исполняют Глория и Эмилио Эстефан и Рики Мартин, если учитывать этническую ситуацию в США?
Как вы считаете, становится ли американское общество свободнее от расовых предрассудков? Действительно ли нужно стремиться к преодолению расовых предрассудков? Почему?
Новая информационная технология и социальная стратификация 507
КИБЕРСФЕРА. ЧАСТЬ III
Новая информационная технология и социальная стратификация
Изменения в технологии преобразовывают характер работы. Это также влияет на структуру вознаграждений, изменяя формы социального неравенства. В этой третьей рубрике «Кибер-сферы» рассматриваются несколько способов, связывающих распространение компьютерной технологии с социальной стратификацией.
Информационная революция и стратификация американского общества
Компьютеры обеспечивают более широкие возможности для инвалидов. Эта компьютерная
Большинство аналитиков соглашаются, что в последние десятилетия в США отмечается экономическая поляризация, когда обогащаются семьи, которые уже имеют высокие доходы (Persell, 1997; Keister, 2000). В ходе технологической революции, по крайней мере- в ее начале, доход и богатство, как правило, концентрируются у небольшой группы людей, совершивших ключевые открытия, а также создавших и расширивших рынки новых изделий и услуг. Подобно тому как капитаны промышленной революции Джон Д. Рокфеллер и Эндрю Кар-неги сколотили огромные состояния 100 лет назад, информационная революция привела к появлению новой элиты. В течение нескольких лет самым богатым человеком в стране был Билл Гейтс, основатель корпорации Microsoft, которая производит не нефть или сталь, а операционные системы, использующиеся в большинстве сегодняшних персональных компьютеров. В целом же это можно сказать обо всех, кто вложил деньги (они относятся к тем, кого Карл Маркс назвал «капиталистами») в успешно развивающиеся новые отрасли промышленности и получает наибольшую прибыль. В течение 1990-х гг., когда разворачивалась информационная революция, ключевые показатели на фондовой бирже поднялись в 5 раз, и такие компании новых технологий, как Microsoft(программное обеспечение), Intel(компьютерные
микросхемы), Compaq(персональные компьютеры) и CiscoSystems(компьютерные сети) получили еще более впечатляющие прибыли. Резкий спад на фондовой бирже в 2000 и 2001 гг., особенно затронувший высокотехнологичные компании, урезал их доход. Но все равно высокие технологии составляют ныне огромную долю американской экономики. Но волна изменений в технологиях не приносит пользу всем. По мере того как компании осваивают новации, стремясь повысить эффективность и прибыль, некоторые люди терпят неудачу. В последние десятилетия, например, десятки миллионов промышленных рабочих мест в США просто исчезли. От этого страдают конкретные рабочие и, как правило, их семьи. Еще одно влияние новой информационной технологии на социальное неравенство связано с неодинаковыми навыками работы на компьютере. В 2000 г. более 50% всех американцев в возрасте старше 15 лет были пользователями Интернета. Однако это вовсе не какие-то обычные люди; они представляют собой информационную элиту, привилегированную в нескольких отношениях. Приблизительно 95% из них белые (по сравнению с 85% от их доли во всем населении), 60% - мужчины (по сравнению с 59% населения) и 40% - профессионалы или менеджеры (таковых 18% населения). Другими словами, пользователи компьютеров -это люди с доходами выше средних. Среди них выделяются студенты колледжей, но даже в этой группе обнаруживаются различия. На рис.-киберсфера 111.1 показано, что студенты, посещающие частные (и более дорогие) колледжи и университеты, с большей вероятностью будут пользоваться электронной почтой, чем посещающие общественные учебные заведения. Студенты колледжей, предполагающих двухлетнее обучение, и тех, где традиционно обучаются чернокожие, меньше используют компьютеры.
Рис.-киберсфера III. 1. Доля студентов младших курсов университетов и колледжей, сообщивших о частом пользовании электронной почтой в течение последнего года (данные за I999 г.). Источник: Sax et al.. 1999
Тенденция такова, что через некоторое время пользователи компьютеров начинают точнее отражать структуру населения в целом. Однако на данный момент новые информационные технологии способствуют повышению уровня экономического неравенства, создавая кибер-элиту и порождая новые низшие слои общества, состоящие из людей, не владеющих важными теперь навыками (Wynter, 1995; Edmondson, 1997b; Sax et al., 1999). 508 Киберсфера. Часть III Информационная революция: тендер и раса
Индустриальная революция породила тенденцию, согласно которой женщины и мужчины становятся более равными в социальном отношении. Машинное оборудование разрушило жесткую связь между работой и физической силой; все больше женщин устраиваются на работу, поскольку технология ограничения рождаемости помогла снизить уровень рождаемости, сделав материнство вопросом индивидуального выбора. Информационная революция предвещает продолжение этой тенденции. Работа в компьютерную эру предполагает не создание или перемещение вещей, а управление идеями, что не дает преимуществ ни мужчинам, ни женщинам.
Кроме того, общение посредством компьютеров скрывает пол человека, очевидный при взаимодействии лицом к лицу, что уравнивает положение мужчин и женщин. То же самое справедливо применительно к расовой и этнической принадлежности, так что возникающее ки-берсообщество вполне может характеризоваться более активными контактами между людьми всех рас и культур.
Но при этом важную роль играет доступ к компьютерной технологии. До настоящего времени культурная предвзятость в новом киберсообществе благоволила мужчинам: большинство игр, благодаря которым дети знакомятся с компьютерами, были разработаны для мальчиков, так же как компьютерные курсы в колледжах посещали главным образом мужчины. Поскольку представители расовых и этнических меньшинств находятся в невыгодном экономическом положении и посещают школы с худшим финансированием, эта часть нашего населения будет иметь меньше возможностей пользоваться компьютерами - ключом к успеху в новом столетии.
Информационная революция и глобальная стратификация
Во всем мире описанный нами феномен элиты сохраняется еще жестче: информационная революция непосредственно охватывает лишь крошечную долю людей. Карты мира 4.1 и 7.1 демонстрируют, что компьютеры и доступ в Интернет возможны в богатых регионах мира, по крайней мере для тех, кто может это себе позволить. В большинстве африканских стран, напротив, люди вряд ли приобретут компьютер, а в некоторых регионах их вообще слишком мало и нет доступа в Интернет. Кроме того, большое количество африканских языков и алфавитов будет замедлять процесс компьютеризации континента.
Хотя интернет - реальность в большинстве стран Азии, существующие культурные и технические проблемы ограничивают распространение компьютеров в этом регионе, поскольку почти на всех клавиатурах используется латинский алфавит. Хотя в Китае и других азиатских странах представители технической элиты могут разговаривать и писать на английском, большинство людей используют сложные наборы символов, которые еще должны быть включены в компьютерную технологию. Таким образом, информационная революция в целом пришла в ту часть мира, которая уже извлекает выгоду из развития промышленной технологии, - еще один случай, когда богатые становятся еще богаче.
|