Процесс рекреационного освоения региона (на примере Крыма) - Николаенко Т. В.. Процесс рекреационного освоения региона (на примере Крыма) - Ник. Оглавление введение глава теоретическая, методологическая и методическая основа исследования
Скачать 1.15 Mb.
|
ГЛАВА 3. ЭВОЛЮЦИЯ ОСВОЕНИЯ КРЫМА И МЕСТО РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТОМ ПРОЦЕССЕ 3.1. Эволюция социо-культурного освоения Крыма и стандарты рекреационной деятельности на полуострове В истории освоения Крыма нами выделено 14 периодов. Еще раз уточним, что под периодом понимается составная часть этапа, в рамках которой проводятся существенные и четко различимые изменения с определенными частями социо-культурного пространства СКС. Основное отличие периода от этапа состоит в том, что изменения могут носить локальный характер и быть связанными только с отдельными регионами СКС. Совокупность периодов составляет этап. Основанием для периодизации эволюции Крыма послужила общая периодизация эволюции социо-культурных систем, предложенная Д.В. Николаенко [162, 163] и приведенная в приложении 1. В дополнение к ней нами проанализирована эволюция массового туризма в различных СКС. Результаты анализа приведены в приложении 2. На уровне отдельных регионов проявляются именно периоды, которые являются составными частями более общих этапов эволюции. Они охватывают различные временные промежутки. Некоторые периоды более длительны, другие - менее. Однако для всех периодов характерно, что в их рамках происходили существенные перемены, связанные с освоением региона. Как правило, периоды связаны с установлением нового доминанта в данном регионе. В данной работе мы предельно кратко описываем суть каждого периода и особенности рекреационной активности населения в его рамках. Значительная информация содержится в картоидах, характеризующих каждый период. Картоиды и условные обозначения к ним приведены в файлах re-6, re-7 & re-8. Общие пространственно-временные таблицы социо-культурной эволюции и характеристика массового туризма приведены в файлах re- 9, re-10 & re-11. ПЕРИОД 1. С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО VIII - VII ВЕКОВ ДО НОВОЙ ЭРЫ (схема 11). О начальном периоде социо-культурной эволюции Крыма существуют крайне обрывочные сведения. Вероятно, имело место доминирование варварско-кочевой социо-культурной системы (СКС) в обитаемой части территории Крыма. Контакты степной части полуострова с хоумлендом варварско-кочевой СКС, скорее всего, были устойчивыми и систематическими: ничто не могло им препятствовать. Южный берег Крыма (ЮБК) и горные районы, скорее, не были освоены людьми варварско-кочевой СКС. Это связано с необычными для них физико-географическими условиями данной части полуострова и, следовательно, невозможностью заниматься традиционными видами хозяйственной деятельности, следовать привычному стандарту поведения и образу жизни. Горы и Южный берег, вероятно, требовали оседлого проживания. Рекреация в Крыму связана только с местным населением. Представлена недельным и квартальным циклами, с присущей пионерному освоению территории слабой различимостью типов пространства и временных ритмов перемещения людей. Путешествия и миграции с целью освоения новых территорий мало различимы. ПЕРИОД 2. С НАЧАЛА ГРЕЧЕСКОЙ ЭКСПАНСИИ ДО ВОСХОЖДЕНИЯ РИМА КАК НОВОГО ЛИДЕРА ЗАПАДНОЙ СКС: С VIII - VII ПО II - I ВЕКА ДО НОВОЙ ЭРЫ (схема 12). Прибрежная зона Крыма становится частью районов освоения распространяющейся западной СКС. Началась греческая приморская экспансия. В Крыму и на побережье Черного моря в целом идет создание многочисленных греческих городов-государств. Это общий процесс, характерный для западной СКС в целом. Крым для западной СКС - только предельно удаленная территория очагового освоения. Греческие города-государства носили характер анклавов и положили начало процессу смешанного социо-культурного освоения Крыма. Города-государства Крыма тесно связаны с хоумлендом в Греции. Аналогичные процессы шли и в других районах бассейнов Черного и Средиземного морей. Греческие города-государства не порождали социо-культурного давления на варварско-кочевую СКС, и поэтому имело место их многовековое сосуществование. Причины феномена видятся нам в том, что западная СКС второго этапа не могла вести социо-культурной переработки кого бы то ни было, а варварско-кочевая СКС никогда не делала этого в принципе. В итоге - века относительно мирного сосуществования двух СКС в пределах различных физико-географических районов одного небольшого полуострова. Сложилось территориальное разделение труда, и имела место стабильная экономическая кооперация двух СКС. Рекреация в Крыму связана только с местным населением и четко различается для греческого прибрежного населения и населения внутренних районов Крыма. Для населения внутренних частей полуострова, представляющих варварско-кочевую СКС, характерны недельный и квартальный циклы, с присущей пионерному освоению территории слабой различимостью типов пространства и временных ритмов перемещения людей. Путешествия и миграции с целью освоения новых территорий мало различимы. Для греческого населения Крыма рекреация реализуется в недельных, квартальных и годовых циклах. Годовые циклы для большинства греческого населения имели пространственно пассивный характер и были связаны с самыми крупными праздниками городов-полисов. Для небольшой части населения годичная рекреация приобретала пространственно активной характер и была связана с поездками в Грецию и Малую Азию. Годовой цикл рекреации слабо отличим от жизненного, то есть дальние путешествия совершались очень редко. ПЕРИОД 3. СО II - I ВЕКОВ ДО НОВОЙ ЭРЫ ПО 380-Е ГОДЫ НОВОЙ ЭРЫ (схема 13). В целом, сохраняется преимущественное доминирование западного социо-культурного стандарта в прибрежной зоне Крыма и безусловное доминирование варварско-кочевого стандарта в степной части полуострова. Начала активно формироваться малоазиатская внешняя буферная зона как самостоятельное социо-культурное образование. Крым продолжает формироваться как район смешанного социо-культурного освоения. Имеет место устойчивое сочетание двух СКС, которые слабо влияют друг на друга и категорически не ориентированы на взаимное преобразование. Впервые проявляется различие внешней буферной зоны (Малой Азии) и региона смешанного освоения (Крыма) в бассейне Черного моря. На месте бывших греческих городов-государств и в контакте с ними в причерноморском районе возникают многочисленные государственные образования. Они ведут самостоятельную политику и отрываются от западной СКС, избегая при этом доминирующего влияния как варварско-кочевой, так и какой-либо другой СКС того времени. Показателем относительной социо-культурной самостоятельности Крыма являются войны Митридата VI с Римом, возникшие по инициативе боспорского царя. С 88 по 64 годы до новой эры прошло три таких войны. Аналогичного рода социо-культурные процессы протекали в Малой Азии как внешней буферной зоне. Рекреация в Крыму не приобретает принципиальных отличий по сравнению с прошлым периодом. Она также связана только с местным населением. По-прежнему имеется четкое различие стандартов рекреации для греческого прибрежного населения и населения внутренних районов Крыма. Для греческого населения Крыма характерны недельный, квартальный и годовой циклы рекреации. Специфика годового цикла могла быть связана с его нерегулярностью по причине многочисленных и продолжительных войн. Отчасти изменилась география годовых рекреационных поездок. Крым больше стал ориентироваться на Малую Азию, а не на Грецию. Соответственно, могли измениться и направления годовых рекреационных поездок. ПЕРИОД 4. С 380-Х ГОДОВ НОВОЙ ЭРЫ ДО СЕРЕДИНЫ VI ВЕКА (схема 14). Социо-культурная интеграция варварско-кочевой и западной СКС – общий и, безусловно, доминирующий процесс этого времени. Его следствием для Крыма стало очередное перемешивание населения степной части полуострова в результате миграций в западном направлении большого количества новых народов варварско-кочевой СКС. Происходит драматическое ослабление и затем полная утеря связей приморских греческих городов-анклавов с материнской (западной) СКС, а также ослабление экономических связей с малоазиатской внешней буферной зоной – в связи с общим снижением интенсивности экономических контактов в этот период - и усиление социо-культурных связей с ней как наследницей западной СКС. Рекреация в Крыму приобретает существенные отличия по сравнению с прошлым периодом. Она также связана только с местным населением. По-прежнему имеется четкое различие стандартов рекреации для греческого прибрежного населения и населения внутренних районов Крыма. Драматические изменения происходят с населением степной части полуострова. Недельный и квартальный циклы рекреации, скорее, неизменны. Крепнет связь Крыма с хоумлендом варварско-кочевой СКС. В итоге формируется годовой цикл рекреации в виде общих (религиозных) праздников. Доминирует культ Тенгри ("Великого Неба"). Годичная рекреация для большинства населения носит пространственно пассивную форму. Возникает феномен годичной – жизненной пространственно активной рекреации в виде поездок в иные районы хоумленда варварско-кочевой СКС. Это, безусловно, новинка. Для греческого населения Крыма характерны недельный, квартальный и годовой циклы рекреации, причем годовой цикл рекреации все более совмещается с жизненным. Усиливаются ориентации и направленность на Малую Азию. В конце периода греческое население Крыма оказывается фактически изолированным на полуострове. Соответственно, годовой цикл рекреации приобретает пространственно пассивный характер и связан только с самыми крупными праздниками городов-полисов. ПЕРИОД 5. С VI ВЕКА ПО X ВЕК (схема 15). Дальнейшая эволюция Крыма как региона смешанного освоения. Сосуществование варварско-кочевого социо-культурного стандарта в его обновленном варианте (степная часть Крыма) с византийским, связанным с обновленными греческими портами-анклавами (приморская, в основном, южнобережная часть Крыма). Византийская империя как новая форма малоазиатского внешнего буфера унаследовала греческую приморскую систему расселения Крыма. Рекреация в Крыму связана только с местным населением и четко различается для греческого прибрежного населения (подчиненного Византийской империи) и населения внутренних районов Крыма. Для населения внутренних частей полуострова, представляющих варварско-кочевую СКС, характерны недельный и квартальный циклы, с присущей пионерному освоению территории слабой различимостью типов пространства и временных ритмов перемещения людей. Путешествия и миграции с целью освоения новых территорий мало различимы. По сравнению с предыдущим периодом, в настоящий период наступает резкое их снижение. Для греческого населения Крыма характерны недельный, квартальный и годовой циклы рекреации. Годовые циклы для большинства греческого населения носили пространственно пассивный характер и были связаны с самыми крупными праздниками городов. Под влиянием Византийской империи набор праздников изменился, но их роль в рекреации осталась прежней. Для небольшой части населения годичная рекреация обретала пространственно активный характер и была связана с поездками в Малую Азию. Годовой цикл рекреации слабо отличим от жизненного. ПЕРИОД 6. С X ВЕКА ДО НАЧАЛА XIII ВЕКА (схема 16). Продолжение сосуществования различных социо-культурных стандартов освоения Крыма. В варварско-кочевой СКС происходит формирование буферных зон и постепенное оседание кочевников в восточных районах ее хоумленда, их частичная ассимиляция соседями. В приморской части Крыма сохраняется Византийское доминирование над портами-анклавами. Оно ослабевает в связи с внутренней деградацией Византийской империи и полностью зависит от ее тяжелого состояния. Идет борьба между западной и мусульманской СКС за контроль Малой Азии как внешнего буфера. Реальностью Южного берега Крыма становится присутствие очередных западных представителей (итальянцев). Рекреация в Крыму связана только с местным населением и четко различается для греческого и итальянского прибрежного населения и населения внутренних районов Крыма. Для населения внутренних районов полуострова, представляющих варварско-кочевую СКС, характерны недельный и квартальный циклы. Пространственно активный годовой цикл не выделяется. Годовой цикл рекреации мог быть пространственно пассивным и связанным с определенными праздниками. Новинкой, вероятно, является частичное изменение недельного цикла под влиянием поверхностного усвоения хазарами иудаизма. Но это во многом сомнительное дело. В любом случае, структура рекреационных циклов не меняется. Для греческого и итальянского (генуэзского и венецианского) населения Крыма характерны недельный, квартальный и годовой циклы рекреации. Годовые циклы для большинства приморского населения имели пространственно пассивный характер и были связаны с самыми крупными праздниками городов. Под влиянием Генуи и Венеции набор праздников изменился, но их роль в рекреационной деятельности осталась прежней. Для небольшой части населения годичная рекреация была пространственно активной, связанной с поездками в Европу и Малую Азию. Это, скорее, касалось только итальянского населения Крыма. Греческое население к этому времени практически утрачивает связь с Грецией. ПЕРИОД 7. С НАЧАЛА XIII ВЕКА ПО 1370-Е ГОДЫ (схема 17). Продолжение сосуществования различных социо-культурных стандартов освоения Крыма. Драматически меняется соотношение сил СКС. В варварско-кочевой СКС происходит интеграция с российской, мусульманской и китайской СКС. Следствием ее для Крыма становится установление доминирования на полуострове монголо-татар. Формируется их Крымский улус. Монголо-татары производят очередное перемешивание населения степной части. Начинается усвоение ислама. Так, древнейшая мечеть на полуострове построена в городе Солхате (ныне Старый Крым) в 1262 году выходцем из Бухары. В приморской части Крыма происходит постепенное замещение византийского доминирования над портами-анклавами на итальянское. Венеция и Генуя становятся основными наследниками византийских портов-анклавов. В Крым возвращается западная СКС. В труднодоступных районах Крыма, мало интересных для монголо-татар, начинают формироваться реликтовые социо-культурные этнические общности населения, государственности и даже религии (крымчаки, караимы, греко-армянские и готские образования). Их сохранение - во многом итог отсутствия на полуострове социо-культурного доминанта, ориентированного на целостное освоение территории Крыма. Рекреация в Крыму связана только с местным населением и четко различается для прибрежного населения и населения внутренних районов Крыма. Население внутренних районов полуострова, представляющее варварско-кочевую СКС, переживает драматические перемены. Крым стал частью громадного пространства, находящегося под контролем монголо-татар. Представлены недельный и квартальный циклы. Пространственно активный годовой цикл носит элитарный характер и связан с визитами в другие регионы, контролируемые монголо-татарами. Эти визиты, как правило, приходились на разного рода праздники. Относительная связь монголо-татарской «империи» сохранялась до 1370-х годов и, следовательно, до этого же времени могли иметь место такого рода поездки. Для большинства населения внутренних районов Крыма годовой цикл рекреации мог быть только пространственно пассивным. С конца XIII века начинается поверхностное усвоение ислама и, соответственно, его праздников. Рамадан постепенно становится доминантом в пассивном годовом рекреационном цикле населения степного Крыма. Для греческого и итальянского (генуэзского и венецианского) населения Крыма характерны недельный, квартальный и годовой циклы рекреации. Прибрежные города попали в вассальную зависимость от монголо-татар, но это не отразилось на социо-культурных стандартах поведения. Годовые циклы для большинства приморского населения имели пространственно пассивный характер и были связаны с самыми крупными праздниками городов. Доминирует генуэзский стандарт праздников. Для небольшой части населения годичная рекреация носит пространственно активный характер и связана с поездками в Европу и Малую Азию. Это, впрочем, касается только генуэзского населения Крыма. ПЕРИОД 8. С 1370-Х ГОДОВ ПО 1475 ГОД (схема 18). Продолжение сосуществования различных стандартов освоения Крыма. Основная причина перемен в Крыму связана с изменениями в отношениях варварско-кочевой СКС с мусульманской, российской и китайской СКС. Вторая причина - изменения в мусульманской СКС, которая постепенно переходит к этапу активного распространения и генерирования военно-политических вассалов за пределами своего хоумленда. Формируется Крымское ханство как особая форма государства - итог драматических перемен в варварско-кочевой СКС, которая стала ассимилироваться в ранее покоренных ею СКС (российской, мусульманской и китайской). Крымское ханство оказалось вне досягаемости какой-либо СКС и благодаря этому реализовало реликтовый социо-культурный вариант государственности. Византийская империя слабеет и, соответственно, теряет свои территории в Крыму. Приморские южнобережные территории полностью переходят под контроль Генуи, которая успешно кооперируется с Крымским ханством. Возникает прецедент взаимовыгодного альянса западной СКС с властями Крыма и Малой Азии. Они объединяются, в основном, на базе борьбы против общего врага - российской СКС. Альянсу не мешает религиозная несовместимость ислама и католицизма. Социо-культурные реликты Крыма сохраняются и даже укрепляются. Этому способствует традиционная терпимость варварско-кочевой СКС, которая находит выражение и в случае с Крымским ханством. Рекреация в Крыму связана только с местным населением. Стандарты прошлого периода во многом сохраняются и четко различаются для прибрежного населения и населения внутренних районов Крыма. Для населения внутренних районов полуострова, представляющего варварско-кочевую СКС, характерны новые перемены в рекреационной деятельности. Основное в том, что становление Крымского ханства повлекло к усвоению ислама тюркским населением Крыма, и мусульманские праздники ислама становятся стандартом. Представлены недельный и квартальный циклы. Пространственно активный годовой цикл, связанный с посещением Мекки, практически не развит. Однако пассивный годовой цикл, связанный с рамаданом, становится нормой. Характерно имитационное следование исламским стандартам, с массой нарушений важных религиозных канонов. Для греческого и итальянского (генуэзского и венецианского) населения Крыма стандарты рекреационной деятельности остаются во многом схожими с прошлым периодом и проявляются в недельном, квартальном и годовом циклах. Прибрежные города сохраняют вассальную зависимость от Крымского ханства и фактическую независимость социо-культурных стандартов поведения. Годовые циклы для большинства приморского населения носят пространственно пассивный характер и связаны с самыми крупными праздниками городов. По-прежнему доминирует генуэзский стандарт праздников. Для небольшой части населения годичная рекреация носит пространственно активный характер и связана с поездками в Европу, что касается только генуэзского населения Крыма. |