Главная страница
Навигация по странице:

  • Существует классификация изложений по трем основаниям

  • Таких оснований два: 1. Способ восприятия текста;2. Характер его воспроизведения.По способу восприятия изложения делятся на

  • По характеру воспроизведения изложения подразделяются на

  • Сжатое изложение

  • Методика обучения русскому языку. МОРЯ Microsoft Word (2). Оперирует определенными фундаментальными понятиями


    Скачать 92.17 Kb.
    НазваниеОперирует определенными фундаментальными понятиями
    АнкорМетодика обучения русскому языку
    Дата21.01.2020
    Размер92.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМОРЯ Microsoft Word (2).docx
    ТипЗадача
    #105102
    страница6 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Изложение – это общее название работ, связанных с воспроизведением готового, «чужого» текста. Очевидно, что возможности изложения в формировании коммуникативных умений будут успешно реализованы только при условии использования на уроках русского языка разных видов обучающих изложений.

    Существует классификация изложений по трем основаниям:

    -«По цели проведения (обучающие и контрольные);

    - По характеру текстового материала (повествование, описание и рассуждение);

    - По способу содержания (полные или подробные, близкие к тексту, сжатые, выборочные, с элементами сочинения)» (22. С. 166).

    Изложения «подробные» и «близкие к тексту» решают одну дидактическую задачу: воспроизвести содержание полно, со всеми подробностями, сохраняя композицию и используя языковые средства автора текста.

    Выделение в особую группу изложений с элементами сочинения или изложений с творческими заданиями, по мнению автора данной работы, методически целесообразно, так как эти изложения решают свои, особые задачи и являются переходной ступенькой, «мостиком» между изложением и сочинением.

    В методических пособиях и практике работы выделяются и другие основания классификации изложения, например:

    - «По форме воспроизведения исходного текста (письменные и устные);

    - По характеру содержания текста (о школе, о природе, о спорте...);

    - По объему текста (рассчитанные на целый урок, изложения - миниатюры);

    - Изложения с использованием наглядных пособий».

    Для практики обучения речи важно выделить наиболее значимые основания классификации, позволяющие выделить специфику, потенциальные возможности изложения как важного вида работы по развитию связной речи. Таких оснований два:

    1. Способ восприятия текста;

    2. Характер его воспроизведения.

    По способу восприятия изложения делятся на:

    - Изложения, в которых исходный текст воспринимается на слух (читает учитель или магнитофонная запись);

    - Изложения, в которых текст воспринимается зрительно;

    - Изложения, в которых текст воспринимается на слух и зрительно.

    Разные способы восприятия исходного текста (слушание, чтение) обеспечивает формирование «своих» речевых умений. Следует учитывать и специфику каждого способа восприятия. Замечено, что восприятие читающего более сосредоточено, чем восприятие слушающего.

    По характеру воспроизведения изложения подразделяются на:

    1. Изложения подробные (содержание исходного текста воспроизводится полно, со всеми подробностями, сохраняется тип текста).

    2. Изложения выборочные (воспроизводится не весь текст, а какая-то его часть, связанная с определенной темой).

    3. Изложения сжатые (передается главное, основное содержание текста, детали, подробности опускаются).

    4. Изложения с творческим заданием (изложение предполагает внесение определенных изменений в содержание или композицию исходного образца - замену лица рассказчика, дополнение текста, перестановку частей).

    Сжатое изложение как особый вид учебного пересказа ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщенной передачи содержания.

    И.А. Алексеева выделяет способы сжатия текста:

    «…- исключение подробностей, деталей;

    - обобщение конкретных, единичных явлений;

    - сочетания исключения и обобщения».

    При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

    Главная дидактическая задача сжатого изложения - научить кратко, в обобщенной форме передать воспринятую информацию.

    При проведении сжатых изложений формируются такие умения как:

    1. Умение вычленять главное в информации.

    2. Умение при сжатии текста ориентироваться на ситуацию общения.

    3. Умение сокращать текст разными способами (исключение или обобщение).

    4. Умение найти и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

    Пропедевтические упражнения могут быть несколько иные:

    - Выделение главной информации предложения (простого или сложного).

    - Выделение предложения, в котором заключена главная (основная) мысль микротекста (абзаца).

    - Выделение детализирующей, объясняющей части микротекста.

    - Сокращение предложения, микротекста за счет исключения деталей, подробностей.

    - Расширение, развертывание предложения, микротекста путем введения деталей, подробностей, объяснений.

    - Подбор обобщающего слова к ряду слов.

    - Подбор одного обобщающего предложения к нескольким предложениям.

    ВОПРОС 25) Сочинения виды

    Сочинения, проводимые на уроках русского языка, по тематике (по содержанию) делятся на две большие группы: сочинения на лингвистические темы (например: "Сравнительная характеристика слов зелень - зеленый - зеленеть", "Самая интересная тема программы по русскому языку", "Для чего нужно изучать фонетику" и т.д.) и сочинения на темы из жизни - на так называемые свободные темы (это наименование не совсем точно отражает существо дела, так как обычно ученику предлагается одна или несколько тем и он или совсем несвободен или относительно свободен в выборе темы). В современной школе сочинения на темы из жизни занимают в практике работы учителя-словесника большое место, что объясняется их широкими воспитатель-но-образовательньми возможностями.

    По типу создаваемых текстов различаются: а) сочинения, традиционно относящиеся к "школьным жанрам", - сочинения-повествования, описания, рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения; рассуждения с элементами повествования, описания и т.д.; б) сочинения, близкие к тем речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике, - речевые жанры (хотя и они выполняются на школьном уровне): рассказ, заметка, статья в газету, репортаж, очерк (портретный), доклад и т.д.

    По стилю различаются сочинения разговорного стиля (например, рассказ о случае из жизни) и книжных стилей: делового (например, деловое описание), научного, учебно-научного (доклад на тему школьной программы), публицистического (статья в газету, очерк), художественного (например, художественное описание природы).

    По источнику получения материала различаются сочинения на основе жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, диа-, кино-, телефильмов, радио- и телевизионных передач, театрального спектакля, музыкальных впечатлений и т.д. При этом, естественно, в сочинении может использоваться как один, так и несколько источников получения материала.

    К источникам другого - психологического - ряда относятся память (сочинения на основе жизненного опыта, в основе которых лежат прошлый опыт, сложившиеся представления, приобретенные ранее знания и т.д.); восприятие (сочинения по наблюдениям, т.е. на основе специально организованного восприятия); воображение (сочинения по воображению, когда на основе имеющегося опыта создаются такие представления, образы, с которыми в жизни юный автор никогда не встречался: "Школа в будущем", "Я лечу на Луну" и т.д.).

    По объему выделяются сочинения-миниатюры. Они отличаются небольшим сравнительно с обычными сочинениями объемом, который в большинстве случаев обусловлен конкретным "узким" характером темы ("Осеннее небо сегодня", а не "Осень в нашем парке"), реже - композиционно-жанровыми особенностями сочинения (в частности, формой дневниковых записей, пейзажных зарисовок и т.д.). К сочинениям-миниатюрам предъявляются те же требования, что и к обычным сочинениям (см. об этом более подробно на с. 263).

    По осложненности дополнительным языковым заданием выделяются: сочинения с лексическим, грамматическим (морфологическим, синтаксическим), стилистическим и другими заданиями; сочинения по опорным словам и словосочетаниям. Эти сочинения используются, как правило, на уроках родного языка для закрепления знаний, умений и навыков, полученных учениками при изучении материала основной программы.

    В деятельности учителя, связанной с проведением сочинений, выделяются три этапа: 1) подготовка и организация сочинений; 2) их проверка и оценка; 3) анализ проверенных работ в классе.

    Работа над соч‒ем ‒

    1)вступит.беседа ‒о теме соч‒я, его объем, время проведения. Выбор темы позв.сформулир.осн.мысль.

    2)сбор материала‒наблюд, подбор мат0ла из литерат.источников, экскурсии, изуч.произвед.культуры и искусства.

    3)систематизация мат‒ла и составление плана ‒ накопив материал уч‒к выбирает тот, к‒ый понадобится для шк.сочинения. послед‒ть изложения информации, связь между предл‒ями и частями сочинения.Позв.выделить микротемы и создать план.

    4)словарн.работа‒постоянн.обогащ.состава речи уч‒ся.

    5)работа предупреждению орфогр.и пункт.ошибок‒сводится к повторению уже изуч.орфографич и пунктуацион.правил. +учитель выпис.на доску слова с неизуч.орфограммами,имена собств и тп.

    6) работа над композицией‒важно напомнить о комп‒ии соч‒опис, соч‒рассужд, соч‒повеств. Вступл и закл не должны превыш 1/5 всей работы.

    7)работа с черновиком‒совершенство.написанного

    8)перепис с черновика, проверка гот.работы. ‒ уч‒ся должен распред.время так, чтобы успеть не только перепис.текст сочинения, но и внимат‒но его проверить.

    9)при проверке и оценке сочинения‒уч‒ль д.учитывать полноту раскрытия темы, яркость замысла, самостоят‒ть мышления, логичность, умение исп.выразит.ср‒ва языка. При анализе на уроке д.учит.различн.ошибки:фактич, грамматич, пунктуац и др.
    ВОПРОС 26) Работа с текстом на уроках русского языка
     

        Работа с текстом на уроках русского языка является главной и эффективной формой развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи., формирования навыков орфографической зоркости.
          Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная. В работе с текстом учитываются его специфические категории: смысловая завершенность, структурная целостность и коммуникативная направленность, стилистическая и жанровая особенность, разные типы связи между элементами текста, композиционная оформленность
          Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом: комплексная работа с текстом, сочинение-рассуждение, различные виды диктантов, интеллектуально-лингвистические упражнения, работа с текстами-миниатюрами, составление синквейнов, кластеров к тексту, анализ текста. На уроках русского языка используются разные виды анализа текста : лингвистический, филологический, орфографический и пунктуационный, стилистический, коммуникативный.
         Работа по лингвистическому анализу текста художественного произведения способствует более глубокому проникновению в содержание текста, также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся. Подобная работа вызывает большой интерес у учащихся, развивает языковое чутье, помогает формировать умения связной речи. А работа над связной речью является одной из главных задач, которые решаются на уроках русского языка. Н. М. Шанский считает основной важнейшей целью лингвистического анализа выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении. Лингвистический анализ является фундаментом литературоведческого и стилистического изучения художественного текста.
          Стилистический анализ текста учит детей определять стиль текста, сферу использования текста, функции речи (общение, сообщение, воздействие). При помощи стилистического анализа ребята устанавливают стилевые черты, характерные для данного стиля. Также они анализируют языковые средства (фонетические, словообразовательные, морфологические, лексические, синтаксические), благодаря которым текст приобрел названные стилевые черты. Делают вывод о принадлежности текста к определенному стилю.
          Тексты подбираются с учётом возрастных особенностей учащихся. Тематика текстов разнообразна, например, в 5 классе «Дождь», «Летняя гроза», «Река», «Черёмуха», «Цирк», «Осенняя пора», в 6 классе «Дорога к лесу», «Преображение природы», «Бабочка», «Степь», Сосновый бор», «Восход солнца», «Метель», в 7 классе «Облака», «Снежинки», Сказки», в 8 классе «Лето», «Б.Пастернак», «Верный друг», «Иван Фёдоров», в 9 классе «Левитан», «Суриков», «Тишина», «Лебедь», «Пришвин»,»Весна», «Живописцы», «Водяная мельница», «Байкал»
            Коллекция образцов художественных, публицистических текстов обогащает речь учащихся, развивает их творческие способности. Подборка заданий и вопросов для учащихся также разнообразна: выделение в тексте микротем, составление текста из отдельных предложений. Упражнения на осознание замысла высказывания и развитие этого замысла в самостоятельно созданном текстовом фрагменте, задания на осознание связи содержания текста с его заголовком; упражнения на определение функционально-смыслового типа речи (повествование, описание, рассуждение); упражнения, которые раскрывают особенности употребления языковых единиц в устной и письменной речи, изобразительные возможности отдельных частей речи и членов предложения; упражнения на выявление в тексте содержательно-фактуальной, содержательно-концептуальной и содержательно-подтекстовой информации — все эти виды упражнений помогут выработать у школьников умения реализовать такие текстовые категории, как информативность, смысловая и содержательная ценность, связность, членимость, адресность, завершенность. 
          Привожу примерные вопросы для аналитического наблюдения:
    -Докажите, что это текст. Определите тип и стиль.
    -Сформулируйте основную мысль текста.
    -Выпишите предложения, в котором выражена основная мысль.
    -Из данных названий подберите то, которое точно выражает идею текста
    -Какие средства художественной выразительности использует автор? Какова их роль?
    -Выпишите метафоры из абзаца. С какой целью они сипользуются?
    - Какие чувства выражены в предложении...?
    Примерные грамматические задания:
    1.Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
    2. Выпишите прилагательное с Н или страдатеьное причастие с НН
    3.Выпишите предложение с причастным оборотом, с деепричастным оборотом, обособленным приложением, с однородными членами предложения.
    4. Объсните лексическое значение слов, подберите синонимы к слову, подберите антонимы к слову. Творческие задания:
    1. Написать сочинение по картине
    2. Напишите сочинение по данному началу.
    Утро. Подхожу к окну и … не узнаю улицы. Какое великолепие!
    3. Написать сочинение на определённую тему:
    «Мои впечаления о цирке»
    «Мне нравится художник Левитан»
    «Осень, осень....»
    4. Написать изложение-миниатюру по тексту.
         Ззнания, добытые посредством работы с текстом, имеют большое практическое значение для преподавания русского языка. Такая работа позволяет учителю-словеснику научить детей читать и понимать текст, более правильно организовать работу по развитию речи, воспитать учеников чуткими к красоте и выразительности русского литературного языка, привить им лингвистическое и эстетическое чутье. Таким образом, учитель сможет подготовить детей к реальной жизни, к решению жизненных задач посредством речи. 
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта