Главная страница

27 2020 ИГРОВАЯ игровой деятельности ЧАСТЬ 1 по слайдам2. Описание презентации Теория и методика игровой деятельности часть 1 по слайдам


Скачать 5.55 Mb.
НазваниеОписание презентации Теория и методика игровой деятельности часть 1 по слайдам
Дата29.01.2023
Размер5.55 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файла27 2020 ИГРОВАЯ игровой деятельности ЧАСТЬ 1 по слайдам2.docx
ТипДокументы
#911154
страница1 из 3
  1   2   3

Описание презентации Теория и методика игровой деятельности ЧАСТЬ 1 по слайдам

Теория и методика игровой деятельности

ЧАСТЬ 1 ПОН ЯТ И Е И Г РЫ И Е Ё РОЛЬ В РАЗ ВИ Т И И РЕ Б Ё Н КА

Понятие деятельности как психической активности По А. Н. Леонтьеву: Деятельность – это осмысленное и целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью или специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающей действительности и самого себя. Деятельность человека включена в систему отношений общества и является главным источником культуры и цивилизации. Различают три генетически сменяющих друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.

Игра как деятельность и как форма обучения № п/п Виды деятельности Форма активности ребенка Способы реализации 1 Игровая Направлена не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной. Сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и другие виды игры 2 Коммуникативная Направлена на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению. Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками 3 Познавательно-исследовател ьская Направлена на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира Исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними 4 Восприятие художественной литературы и фольклора Предполагает не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий. Театрализованные представления сказок, легенд и тд. 5 Самообслуживание и элементы бытового труда Требует приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей. Бытовой труд (в помещении и на улице) 6. Конструирование из различных материалов Развивает у него пространственное мышление, формирует у дошкольника способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал 7 Изобразительная Форма активности ребенка, в результате которой создается материальный продукт Рисование, лепка, аппликация, поделка. 8. Музыкальная Дает возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя Пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах 9. Двигательная Позволяет решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции Овладение основными движениями

Понятие «ведущей деятельности» и ее динамика в дошкольном возрасте Ведущая деятельность (англ. leading activity) — деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Динамика ведущей деятельности в дошкольном детстве № Возраст Название Особенности ведущей деятельности 1. От 0 до 1 года Младенчество Непосредственное общение младенца со взрослыми 2. От 1 года до 3 лет Раннее детство Предметно-манипулятивная деятельность, в процессе ее выполнения ребенок усваивает исторически сложившиеся способы действий с определенными предметами. Это индивидуальная предметная игра конструктивного типа 3. От 3 лет до 7 лет Дошкольное детство Творческие игры (сюжетно-ролевая, драматическая и т. д); игры с правилами (динамичная, дидактическая игра как пред-учебная деятельность)

Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста Л. С. В Ы Г О Т С К И Й : « И Г РА – В И Д Н Е П Р О Д У К Т И В Н О Й Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И , М О Т И В К О Т О Р О Й З А К Л Ю Ч А Е Т С Я Н Е В Е Е Р Е З УЛ ЬТАТА Х , А В СА М О М П Р О Ц Е С С Е » . И Г РА Н Е С О ЗД А Е Т О Б Щ Е С Т В Е Н Н О З Н АЧ И М О Г О П Р О Д У К ТА. В И Г Р Е Н АЧ И Н А Е Т С Я Ф О Р М И Р О ВА Н И Е Ч Е Л О В Е К А К С У Б Ъ Е К ТА Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И , И В Э Т О М Е Е Н А И ВА Ж Н Е Й Ш Е Е З Н АЧ Е Н И Е. И Г РА — Э Т О В И Д Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И В У С Л О В И Я Х С И Т УА Ц И Й , Н А П РА В Л Е Н Н Ы Х Н А В О С С О ЗД А Н И Е И У С В О Е Н И Е О Б Щ Е С Т В Е Н Н О Г О О П Ы ТА , В К О Т О Р О М С К Л А Д Ы ВА Е Т С Я И С О В Е Р Ш Е Н С Т ВУ Е Т С Я С А М ОУ П РА В Л Е Н И Е П О В Е Д Е Н И Е М. С Т Р У К Т У РА И Г Р Ы К А К Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И : Ц Е Л Е П О Л А ГА Н И Е ; П Л А Н И Р О В А Н И Е ; Р Е А Л И З А Ц И Я Ц Е Л И ; А Н А Л И З Р Е З УЛ ЬТА Т О В , В К О Т О Р Ы Х Л И Ч Н О С Т Ь П О Л Н О С Т Ь Ю Р Е А Л И З У Е Т С Е Б Я К А К С У Б Ъ Е К Т.

Различные подходы к пониманию и происхождению детской игры Традиция трактовки игры как социального действия восходит к В. Вундту, который подчеркивал: «Игра -это дитя труда. Нет ни одной игры, которая не имела бы прототипа в одной из форм серьезного труда. . . » . Фрейд видит в игровых замещениях проявление скрытых и вытесненных тенденций. А. Фрейд создает основы игровой психотерапии как условия для того, чтобы ребенок отыграл, выразил свои конфликты и тем самым избавился от них. Ж. Пиаже рассматривает игровые замещения как начало символизма, ступень в развитии абстрактного мышления. Детальную разработку теории детской игры дает Л. С. Выготский в лекции «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» (1933). Д. Б. Эльконин продолжил работу Выготского, выдвинул концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии «ведущей деятельности» . С позиций культурно-исторической теории провел психологический анализ игры, выявив ее роль в процессе развития ребенка ( «Детская психология» , 1960; «Психология игры» , 1978). П. Я. Гальперин развивает идею Выготкого о процессе интериоризации в своей концепции планомерно-поэтапного формирования умственных действий ( «К вопросу о внутренней речи» , 1957; «Развитие исследований по формированию умственных действий» , 1959)

Основные идеи Л. С. Выготского Игра должна быть понята как воображаемая реализация нереализуемых в настоящее время желаний. Но это уже обобщенные желания, позволяющие отсроченную реализацию. Критерий игры — создание мнимой ситуации. В самой аффективной природе игры заложен момент мнимой ситуации. Игра с мнимой ситуацией всегда включает правила. То, что в жизни бывает незаметно, в игре становится правилом поведения. Если ребенок играет роль матери, он действует по правилам поведения матери. Это могут быть правила, преподанные взрослыми, и правила, устанавливаемые самими детьми (Пиаже их называет правилами внутреннего самоограничения и самоопределения). Мнимая ситуация позволяет ребенку действовать в познаваемой, мыслимой, а не видимой ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на воздействия окружающих предметов. Начинается действие от мысли, а не от вещи. Два парадокса игры: ребенок стремится делать, как хочется (играть), но ограничивает себя правилами (как бывает). Сила самоуправления возникает в свободной игре. Игра учит желать, соотнося желание с правилом. Игра создает зону ближайшего развития. В игре ребенок выше своего возраста, он «как бы на голову выше самого себя. Действие в воображаемом поле, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов — все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития. Отсюда ее роль какведущейдеятельности. Развитие игры направленно от игры-воспоминания к игре-воображению, от акцентов на мнимую ситуацию — к главенству правила.

Основные идеи П. Я. Гальперина Развивая идеи Л. С. Выготского в отношении интериоризации как процесса формирования внутренних структур психики посредством усвоения внешней социальной деятельности П. Я Гальперин представляет свою концепцию планомерно-поэтапного формирования умственных действий, в которой выделяет следующие этапы: Первыйэтап характеризуется формированием ориентировочной основы будущего действия. Второй этап формирования умственного действия связан с его практическим освоением, которое осуществляется с использованием предметов в игровой и исследовательской деятельности. Третий этап связан с продолжением освоения заданного действия, но уже без опоры на реальные предметы. На данном этапе происходит перенесение действия из внешнего, наглядно-образного плана во внутренний план. Начетвертомэтапе освоения умственного действия происходит отказ от внешней речи. Осуществляется перенос внешнеречевого выполнения действия целиком во внутреннюю речь. Конкретное действие выполняется «про себя» . На пятом этапе действие выполняется полностью во внутреннем плане, с соответствующими сокращениями и преобразованиями, с последующим уходом выполнения данного действия из сферы сознания (то есть постоянного контроля над его выполнением) в сферу интеллектуальных умений и навыков.

ко Концепция сюжетно-ролевой игры Д. Б. Эльконина Д. Б. Эльконин, развивая идеи Л. С. Выготского, показывает исторический характер игровой деятельности. Основная тенденция и мотив игры — стремление ребенка войти в мир взрослых, быть как они. Ролевая игра социальна по своему происхождению и содержанию. Игра есть модель социальных отношений, форма познания мотивов и смыслов человеческой деятельности. Основной единицей игры является роль, она диктует правила поведения. В структуре игры Д. Б. Эльконин выделяет следующие компоненты: 1) роль, 2) игровые действия по реализации роли, 3) игровое замещение предметов, 4) реальные отношения между играющими детьми. Но эти компоненты характерны для достаточно развитой ролевой игры. Игра — язык ребенка. То, о чем взрослый взволнованно рассказывает, ребенок — проигрывает. Слово -опора переносных значений, и задержка в развитии речи задерживает развитие игры. Но с развитием речи-рассказа сюжетная игра сокращается, ребенок вербальными средствами выражает свои впечатления. В этом еще один парадокс игры.

Роль игры в развитии разных сторон психики и личности ребёнка 1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками. 2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов — «хочу» начинает подчинятся «нельзя» или «надо». 3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо). 4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности). 5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

Функции игры Развлекательная (это основная функция игры — развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес); Мотивационно-потребностная – возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели; Познавательная – формируется понятийная база ребенка, формируются высшие психические функции (память, мышление, речь) Социально-коммуникативная – освоение диалектики общения, усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей и норм; Самореализация в игре как полигоне человеческой практики; Игротерапевтическая – преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; Диагностическая – выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; Функция коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

Четыре главные черты присущие игре свободнаяразвивающаядеятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности ( «поле творчества» ); эмоциональнаяприподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоцио нальное напряжение» ); наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Место игры в Конвенции о правах ребёнка Конвенция — это международный документ, признающий все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет. Принята 20 ноября 1989 года. Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной личностью, самостоятельным субъектом права. Конвенция – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Место игры в Конвенции о правах ребёнка: Статья 31. Все дети имеют право играть и отдыхать в таких условиях, которые способствуют их творческому и культурному развитию, занятием искусством, музыкой, театральными постановками

ЧАСТЬ 2 РАЗЛ И Ч Н Ы Е В И Д Ы И Г Р О В О Й Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И Д О Ш КОЛ Ь Н И КО В И М Е Т ОД Ы И Х П С И ХОЛ О ГО — П Е Д А ГО Г И Ч Е С КО ГО С О П Р О В ОЖ Д Е Н И Я И О Р ГА Н И З А Ц И И С О С Т О Р О Н Ы В З Р О СЛ Ы Х : М Е Т ОД ОЛ О Г И Я И Г Р Ы В Д О Ш КОЛ Ь Н О М В О З РАС Т Е ( О Т 3 Д О 7 Л Е Т )

Виды игр по характеру педагогического процесса Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр: Обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; Познавательные, воспитательные, развивающие; Репродуктивные, творческие; Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Виды игр по характеру игровой методики № п/п Видыигры Разновидностиигры 1 Творческие Сюжетно-ролевые; Режиссерские (на основе готового содержания: по мотивам сказок; сюжетам самостоятельно придуманным детьми); Игра-драматизация; Игра-имитация; Игры – предметные (строительным материалом, конструкторами, с природным материалом); 2 Игры с правилами Дидактические (по содержанию: математические, речевые, экологические; по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные, словесные (игры-поручения, игры-беседы, игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки); Подвижные (игры с прыжками, с бегом, лазаньем и т. п. ; по предметам: игры с мячом, с обручем, скакалкой и т. д. ); развивающие; музыкальные; компьютерные (основанные на сюжетах художественных произведений; стратегии; обучающие)

Классификация игры по содержанию, виду и организации По виду отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни индивидуальны, групповые, коллективныеигры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строительные. В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх -взрослыми) устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр:

Компоненты игры и ее структура как процесса ( по Д. Б. Элбконину) Роль как единица игры дошкольника Компонентыигры : игровые условия — участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы; сюжет игры — та сфера действительности, которая отражается в игре; содержание игры — имитация предметной деятельности взрослых. Структураигры: Роли, взятые на себя играющими; Игровые действия как средство реализации этих ролей; Игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными; Реальные отношения между играющими; Сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Виды творческих игр Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры — эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на: Сюжетно-ролевая игра : в «дом» , «семью» , «праздник» , «школа» , «магазин» , «библиотека» , «почта» , «транспорт» и т. д. Режиссерские игры , в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу. Игры имитации , предполагающие имитацию поведения животных (курочки и петушки, игривые котята т. д. ) Игры драматизации на темы литературных произведений , кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков» , в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов)и т. д.

  1   2   3


написать администратору сайта