Главная страница
Навигация по странице:

  • «Оренбургский государственный педагогический университет »Институт дошкольного и начального образования

  • КАЛИНКИНА ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМИ СТИХОТВОРЕНИЯМИ

  • Глава 2. Опыт деятельности по обучению выразительному чтению младших школьников в процессе изучения лирических стихотворений в 3 классе

  • Заключение

  • Приложения

  • Объектом исследования данной работы

  • Глава 1. Теоретические основы обучения выразительному чтению младших школьников в процессе изучения лирических стихотворений

  • 1.2. Художественные особенности лирического стихотворения как литературного жанра

  • Теория

  • УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

  • РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

  • ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

  • Весь диплом. Калинкина Юлия. Оренбургский государственный педагогический университет Институт дошкольного и начального образования


    Скачать 132.17 Kb.
    НазваниеОренбургский государственный педагогический университет Институт дошкольного и начального образования
    Дата22.04.2023
    Размер132.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВесь диплом. Калинкина Юлия.docx
    ТипРеферат
    #1081618
    страница1 из 4
      1   2   3   4


    Министерство просвещения Российской Федерации

    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

    «Оренбургский государственный педагогический университет»

    Институт дошкольного и начального образования

    Кафедра Теории и методики начального и дошкольного образования.
    КАЛИНКИНА ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА
    РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМИ СТИХОТВОРЕНИЯМИ

    (бакалаврская работа)

    Квалификация – бакалавр

    Направление подготовки – 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки

    Профиль подготовки – Начальное образование и иностранный язык (английский)

    Форма обучения – очная
    РУКОВОДИТЕЛЬ_________________к.п.н., доцент В.А. Хопренинова

    подпись И.О. Фамилия

    «___»___________ 20__г.

    Нормоконтроль пройден ___________ __________________________

    подпись И.О. Фамилия

    «___»___________ 20__г.

    ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ

    Зав. кафедрой_________________________________________________

    наименование кафедры

    ______________________ ________________________________________

    подпись И.О. Фамилия

    «___»___________ 20__г.

    Оренбург, 2021 г.

    Содержание

    Введение………………………………………………………………………

    3

    Глава 1. Теоретические основы обучения выразительному чтению младших школьников в процессе изучения лирических стихотворений………………………………………………………………..



    6

    1.1 Сущностные характеристики навыка чтения; компоненты качества выразительного чтения……………………………………………………….


    6

    1.2. Художественные особенности лирического стихотворения как литературного жанра…………………………………………………………


    12

    1.3. Вопрос о формировании качества выразительного чтения младшего школьника в процессе изучения лирических стихотворений в научно- методической литературе……………………………………………………



    19

    Глава 2. Опыт деятельности по обучению выразительному чтению младших школьников в процессе изучения лирических стихотворений в 3 классе………………………………………………......



    27

    2.1 Диагностика уровня сформированности выразительного чтения младших школьников в 3 классе…………………………………………….


    27

    2.2 Комплекс методов и приемов, направленных на формирование выразительного чтения младших школьников в процессе изучения лирических стихотворений…………………………………………………..




    Заключение…………………………………………………………………..




    Литература…………………………………………………………………...




    Приложения.....................................................................................................




    Введение

    Литературное чтение играет огромную роль в обучении младших школьников. Данный учебный предмет способствует не только общему развитию учащихся и пробуждению интереса к чтению художественной литературы, но и формирует общеучебный навык чтения, а также умение работать с текстом. В связи с этим, научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению становится актуальной задачей начального образования. Об этом свидетельствует федеральный государственный образовательный стандарт и требования примерной основной образовательной программы начального общего образования.

    Актуальность выбранной темы заключается в том, что литературное чтение является базовым предметом в начальной школе, с помощью которого решаются узкопредметные задачи, а также достигаются метапредметные планируемые результаты, применимые младшими школьниками как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

    Уверенное владение навыком чтения, компонентом которого является выразительное чтение, – одно из основных условий успешности учащихся в усвоении необходимых планируемых результатов в начальной школе.

    Каждая деятельность школьника базируется на чтении – правильном, осознанном, выразительном и беглом. Поэтому овладение учеником высокой техникой чтения, повышение уровня литературного развития младших школьников – важная задача, стоящая перед учителем.

    Большое значение выразительное чтение играет при изучении лирики. Лирическая поэзия – важный элемент школьного курса литературы, ведь именно она приобщает младшего школьника к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных ее проявлениях. Особенно актуально это сейчас, когда в современном мире альтернативой книге стали телевизор, компьютер и другие гаджеты, чаще всего не имеющие связи с реальным миром. Поэтому тема формирования навыка выразительного чтения младших школьников в процессе изучения лирических стихотворений очень актуальна.

    А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И Розум в своем труде «Психология и педагогика» рассматривают такие важные процессы как память, мышление, воображение в педагогике, М. Р. Львов в работе «Методика преподавания русского языка в начальных классах» дает практические рекомендации педагогам русского языка и литературного чтения. Н.Ф. Бунаков в своем руководстве для учителя «В школе и дома» говорит о том, что чтение – главное орудие начальной школы. Г.В. Артоболевский в книге «Художественное чтение: книга для учителей и руководителей художественной самодеятельности» четко и емко раскрывает сущность понятия «лирика» и ее важность в процессе развития навыка выразительного чтения младших школьников.

    Многие другие психологи, педагоги и методисты также уделяли особое внимание данной проблеме, рассматривая выразительное чтение как обязательный компонент уроков литературного чтения в начальной школе.

    Проблема бакалаврской работы заключается в том, что, несмотря на то, что в научной и методической литературе уделяется большое внимание изучению вопроса о формировании выразительного чтения младших школьников, трудности в практике обучения выразительному чтению произведений разных жанров в начальной школе по-прежнему остаются.

    Таким образом, наличие проблемы обусловило выбор темы нашего исследования: «Развитие навыков выразительного чтения младших школьников в процессе работы над лирическими стихотворениями».

    Цель данного исследования теоретически обосновать и разработать комплекс упражнений по формированию выразительного чтения младшего школьника в процессе изучения лирических стихотворений.

    Объектом исследования данной работы является процесс обучения и воспитания на уроке литературного чтения в начальных классах.

    Предметом исследования работы является возможность использования разработанного комплекса мероприятий, состоящего из упражнений на развитие дыхания, голоса, отработки дикции, соблюдения пауз и логических ударений, направленного на формирование выразительного чтения младших школьников.

    Гипотеза исследования: предполагается, что навыки выразительного чтения учеников начальной школы будут формироваться в процессе работы над лирическими стихотворениями.

    Достижение поставленной цели требует постановки и решения следующих задач исследования:

    • изучить и проанализировать научно-методическую литературу, а также выявить основные понятия по теме исследования;

    • провести диагностическое исследование уровня сформированности выразительного чтения младших школьников;

    • разработать комплекс упражнений по формированию выразительного чтения младших школьников в процессе изучения лирических стихотворений

    Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса специальных упражнений, направленный на формирование навыка выразительного чтения у учеников начальной школы. Материалы могут быть использованы учителями на уроках литературного чтения для решения задач по формированию выразительного чтения в процессе работы на лирическими стихотворениями.

    Структура бакалаврской работы включает в себя введение, две основные части, заключение, приложения, список литературы (… источников).

    Глава 1. Теоретические основы обучения выразительному чтению младших школьников в процессе изучения лирических стихотворений

    1.1 Сущностные характеристики навыка чтения. Компоненты качества выразительного чтения

    В своем пособии для учителей «В школе и дома», представитель отечественной методики начального обучения, Н.Ф. Бунаков излагал такую точку зрения: «Чтение – главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность»[Бунаков Н.Ф. «В школе и дома». – М.,1886. –С.3.].

    В.А. Сухомлинский, выдающийся советский педагог, продолжал мысль Н.Ф. Бунакова: «Чтение – окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе»[Сухомлинский В.А. Как формировать у воспитанника радость познания //Антология гуманной педагогики. В.А.Сухомлинский. – М.: ИздательскийДом Шалвы Амонашвили, 2005 – 237с.].

    Чтение – это источник знаний, способ развития познавательных и речевых способностей, а также творческих сил ребенка. А выразительное чтение является могущественным средством воспитания и развития нравственности и эстетики у ребенка.

    Необходимо владеть определенными умениями для того, чтобы читать выразительно. Они базируются на анализе текста и компонентах выразительного чтения.

    Эту точку зрения высказали известные теоретики и методисты Т.Ф. Завадская[Завадская Т.Ф. Методика выразительного чтения / Т.Ф. Завадская. – М.: Просвещение, 2007. – 254 с.] и Л.А. Горбушина[Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников: Пособие для учителей / Л.А. Горбушина. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.], которые считали, что основой выразительного чтения является понимание смысла, «видение» и сопереживание. «Только зная цель повествования (т.е. куда оно идет и зачем все это рассказывается) и образно представляя содержание в своем воображении, чтец сможет вовлечь слушателей в круг тех событий, о которых идет речь, сделать их «сопереживателями» этих событий»[Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям. -М.: Просвещение, 1985 г.].

    Комплекс умений, который в школе называется «навык чтения» представлен общей схемой:



    Главное место в этом комплексе занимает осознанность, то есть понимание того, что было прочитано. Ведь чтение осуществляется ради того, что бы извлечь явное содержание, понять смысл и тему прочитанного текста.

    Навык чтения включает в себя несколько составляющих – смысловые, то есть понимание содержания высказывания и технические, то есть способ чтения, правильность, выразительность и скорость чтения.

    Смысловая сторона чтения – это понимание чтецом значения слов, содержания каждого предложения, основного смысла всего прочитанного текста, а также способность уловить связь между предложениями и объяснить свое отношение к прочитанному [Щепетова Н.Н. Методика чтения в начальной школе. - М. Просвещение,1950 - 220 с].

    Техническая сторона (способ чтения, темп, правильность и выразительность) подчинена смысловой стороне (пониманию). Каждый из компонентов имеет свои особенности, которые сказываются на процессе чтения. Важным компонентом технической стороны чтения является способ чтения:

    • послоговое;

    • плавное слоговое;

    • целыми словами;

    • плавное слитное.

    Первые два способа относятся к непродуктивным. Они крайне нежелательны. Последние два способа – продуктивные. Их необходимо отрабатывать и побуждать детей к скорейшему переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, то есть к самому продуктивному способу чтения.

    Важным компонентом является скорость чтения. В учебных программах для каждого из начальных классов указаны ориентировочные показатели по темпу (скорости) чтения:

    1 класс – 30-40 слов в минуту в конце учебного года;

    2 класс – 55-60 слов в минуту в конце учебного года;

    3 класс – 75-80 слов в минуту в конце учебного года;

    4 класс – 90 и выше слов в минуту в конце учебного года.

    Если результаты показателя ниже, это сигнал недоработки педагога. При методически верной работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен не только достигнуть обозначенных в программе показателей скорости, но и обогнать их.

    Правильность чтения нужно формировать на всех этапах овладения навыком чтения, потому что на каждом этапе ученик может допускать ошибки. Одни из них появляются из-за непонимания читаемого текста, другие – из-за нетвердого усвоения графического образа букв.

    Выразительность чтения проявляется в умении учеником правильно использовать логические ударения, умение ставить в нужных местах паузы, находить верную интонацию, читать громко и отчетливо. Эти навыки необходимы для того, чтобы с помощью них ученик смог выделить нужное слово или фразу, которые обладают наибольшей значимостью для слушателя. Чтобы научить читать выразительно, нужно довести до автоматизма технику чтения. Даже на начальных этапах следует обращать внимание учеников не только на то, что нужно использовать паузы и постановку логического ударения, но и находить нужную интонацию, которую им подсказывают знаки препинания [Горецкий В.Г., Тикунова Л.И. «Организация текущего и рубежногоконтроля за усвоением знаний, умений и навыков в процессе обучения детейчтению в начальных классах». – М.: Новая школа, 1994 – 48 с.].

    Выразительное чтение предполагает выработку у учащихся определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон и сила голоса, тембр высказывания, паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи – дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением[Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений Изд. 3-е, стереотип. М.: Дело, 2001. - 144 с.]. Раскроем основные понятия.

    Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха. Это достигается при условии использования всего мышечного аппарата грудной клетки.

    Произнося слова, мы выдыхаем из легких воздух, который через дыхательные пути проходит в гортань, где в результате смыкания и размыкания голосовых связок образует звук, который называется голосом. Он имеет свойства: силу, высоту, качество (тембр). Все они являются важным условием выразительности.

    Следует различать силу звука и громкость. «Сила звука – та объективная величина, характеризующая реальную энергию звука… Громкость – отражение в нашем сознании этой реальной силы звука, то есть понятие субъективное… Разгадка несоответствия силы и громкости звуков – в неодинаковой чувствительности нашего слуха к тонам различной высоты, хотя и равной силы»[Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений Изд. 3-е, стереотип. М.: Дело, 2001. - 144 с.].

    Под полнозвучностью голоса следует понимать его громкость. Одно из выразительных средств – смена силы голоса. Говорить можно громко, средне и тихо, зависит это от содержания самого произведения и задумки автора. Впечатление единообразия вызывает только громкое или наоборот только тихое чтение, чего мы стараемся избегать при обучении учащихся выразительному чтению.

    Тон последовательно меняется по высоте: становится то выше, то ниже на протяжении определенного отрезка речи. Чтобы голос легче переходил от низкого тона к высокому и наоборот, необходимо развивать его гибкость и диапазон.

    Помимо высоты, силы и длительности, звучание голоса различается также по своему качеству, то есть по окраске голоса – тембру. «Тембр, то есть звуковая окраска голоса, так же как и сила звука, мягкость его и «теплота», может улучшиться при постоянной заботе о нем, при специальных упражнениях, всякий раз индивидуально отбираемых для данного голоса»[Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений Изд. 3-е, стереотип. М.: Дело, 2001. - 144 с.].

    Интонация – выразительное средство звучащей речи. Конкретный смысл высказывания, его цель, чувство, отношение говорящего к тому, о чем говорится, и к собеседнику (слушателю) можно выразить с помощью интонации. Она организует речь: расчленяет ее на предложения и фразы (такты), выражает смысловое отношение между частями предложения, сообщает произносимому тексту значение сообщения, вопроса, приказания или просьбы. Интонация – сложное явление устной речи. В лингвистических работах под интонацией понимают совокупность средств организации звучащей речи.

    Понятия логическое и фразовое ударение включает работа над выразительностью. Синтагма – цельная синтаксическая интонационно-смысловая ритмическая единица. Синтагмой может быть одно слово или группа слов, например: «Осень. Осыпается весь наш бедный сад». Слова произносятся слитно от паузы до паузы. Это диктуется смыслом и содержанием предложения.

    Логическое ударение следует отличать от фразового, хотя иногда одно и то же слово несет на себе и фразовое, и логическое ударение, таким образом, совпадая. Главные по мысли слова в предложении выделяются тоном голоса и силой выдыхания, они выдвигаются на первый план, тем самым подчиняя себе остальные слова в смысловом отношении, это и называется логическим ударением. Оно крайне важно в устной речи.[Шишкова М.И. «Формирование навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих трудности в обучении» Статья журнал "Логопед" № 1 2006 год].

    Понятие логическая пауза также входит в работу над выразительностью. Она обозначает членение устной речи там, где на письме было бы пустое место между словами. Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность. Однако при неверной паузе очень легко нарушить смысл предложения, его содержание становится неясным и искаженным.

    Таким образом, подводя итог, можно сказать о том, что навык выразительного чтения очень сложен и многогранен. Учителю следует не упускать из внимания ни один из вышеупомянутых компонентов выразительного чтения, ведь благодаря им, ученики осваивают этот навык в полной мере и могут самостоятельно воспроизводить заложенный в произведение смысл автора.

    1.2. Художественные особенности лирического стихотворения как литературного жанра

    Прежде чем рассматривать художественные особенности лирического стихотворения как литературного жанра, необходимо остановиться на том, что мы понимаем под понятием «лирическое произведение».

    В 20-е годы XIX века немецкий ученый Г.Гегель, систематизируя идеи, накопленные европейской эстетикой, определил, что литературные произведения условно можно разделить на три рода: эпические, драматические и лирические. В отличие от эпоса и драмы, где главные герои показаны как люди, не похожие на автора и действующие в объективных обстоятельствах жизни, в лирических произведениях главное лицо – сам автор, а место действия – его внутренний мир.

    Лирика – самый тонкий род поэтического творчества, и необходимо признать, самый сложный для художественного воспроизведения. Глубокое своеобразие чувств, эмоций, смыслов и идей, заложенных автором в произведения, требуют от исполнителя особой чуткости и проницательности.

    Главная особенность лирического стихотворения – выражение субъективного личного чувства или настроения автора. В лирическом стихотворении обычно присутствует некий лирический образ, на котором сконцентрировано все внимание автора.

    Лирический образ – это образ-переживание, выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями. Диапазон лирических произведений безграничен, поскольку все явления жизни – природы и общества – могут вызвать переживания человека. Особенность и сила воздействия лирики заключается в том, что она всегда, даже если речь идет о прошлом, выражает живое, непосредственное чувство, переживание.

    Г.Н. Поспелов считает, что главное в лирике – эмоционально окрашенные описания и размышления. Лирические высказывания не сопровождаются изображением каких-либо событий. Где, когда и при каких обстоятельствах автор высказался, проясняется из самих его слов, либо вообще оказывается несущественным [Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение.-М.:Просвещение, 2000.с.156-154.]. Наиболее характерная форма изложения содержания для лирики – монологическая, ее очень ярко характеризует образный язык.

    При чтении лирического произведения, также как и при чтении прозы, недостаточно просто говорить слова, зная значения их сочетания, необходимо четко понимать, для чего эти слова произносятся. Для чего автор-лирик использовал именно эти тропы, почему построил предложение в таком порядке, а также другие особенности, которые в совокупности могут передать глубокий смысл произведения, заложенный автором.

    Лишь понимание, зачем говорится целое, дает возможность понять, с какой целью использовались отдельные части произведения, в которых чаще всего и заложена основная идея автора. Это понимание определяет задачи, которые ставит автор перед исполнителем, а вместе с тем – и подтекст, а также те интонации, которые будут соответствовать поставленным задачам.

    Применительно к частному случаю чтения лирики – чтению поэзии А. С. Пушкина – А. Шварц писал: «Пушкин не терпит интонационных преувеличений, не допускает «нажимов». В его стихах на протяжении четырех строк всегда концентрируются многие мысли. И если, передавая эти строки, вы интонационно «нажмете» на одну какую-либо мысль, – тотчас пострадает соседняя, – и гармония нарушена, ваше исполнение пошло вразрез с исполняемым текстом» [А.И. Шварц В лаборатории чтеца / М., 1968, с. 113].

    Во всяком случае, только творчески прожитые исполнителем образы способны впечатлить и даже покорить слушателя. Именно поэтому чтец, в работе над данными произведениями, не должен оставлять перед собой нерешенных исполнительских задач и непонятных ему образов, это неизбежно приведет к фальши и будет заметно даже самому неискушенному слушателю.

    Если лирика является самораскрытием человеческого характера, если она выявляет определенное состояние, то исполнителю, безусловно, нужно уметь «держать» в себе это состояние, то есть произносить текст поэта, опираясь на аналогичное свое состояние. Иными словами, при исполнении лирики необходима полная мобилизация внимания и глубокая сосредоточенность исполнителя.

    Вместе с тем, не следует воспринимать самораскрытие поэта как нечто сугубо биографическое. Мы знаем множество примеров, когда поэт предстает перед нами в облике, вдохновленным тем или иным событием, историческим персонажем или даже предметом, отличным от его биографического лица[Артоболевский Г.В. Художественное чтение: книга для учителей и руководителей художественной самодеятельности / М.: Просвещение, 1978. – 240 с.].

    Большое значение при исполнении также имеет структурная композиция стихотворения, требуемая особенностями исполнения данного жанра литературы. Закономерное распределение силовых моментов, правильное нахождение кульминации, как места наивысшего напряжения в смысловой перспективе, и прочие элементы композиции увеличивают силу воздействия на слушателя.

    Диапазон сил, скоростей, высот, палитра тембров – все это должно применяться на основе конкретного содержания и оформления того или иного произведения, передавая тем самым основную идею автора, сохраняя при этом его особенный стиль изложения.

    Кроме того, применение соответственного исполняемому произведению речевого стиля способствует художественной убедительности.

    Исполнителю необходимо вдумчиво вникать в произведение, чтобы максимально точно понять, какими средствами поэтической речи в данном произведении поэт делает нас соучастниками своих переживаний [Артоболевский Г.В. Художественное чтение: книга для учителей и руководителей художественной самодеятельности / М.: Просвещение, 1978. – 240 с.].

    Непрерывно возрастает огромное богатство словарного запаса русского языка, являющегося результатом длительной познавательной работы человеческой мысли. Такое увеличение происходит не только за счет образования новых слов или видоизмененных старых, но и за счет употребления уже имеющихся слов в различных возможных значениях. В частности, тропы, то есть слова и выражения, употребляемые в переносном значении, занимают большое место в нашей речи [Абрамович, Г. Л. Введение в литературоведение / Г. Л. Абрамович; под ред.: Т. П. Вагиной. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961. – 401 с. ].

    Рассмотрим разные виды тропов, С которыми учащиеся знакомятся в начальной школе, и используют, в частности, в процессе изучения лирических произведений.

    Эпитет – художественное определение, отмечающее существенную, с точки зрения автора, черту в изображаемом явлении.

    В отличие от логического определения эпитет не содержит в себе разделительного значения. В то время как логическое определение определяет признак одного предмета от признака других. Эпитет, как и другие изобразительно-выразительные средства языка, вызывает в нашем сознании целостное представление об изображаемом предмете, рассматриваемом писателем в том или ином аспекте [Абрамович, Г. Л. Введение в литературоведение / Г. Л. Абрамович; под ред.: Т. П. Вагиной. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961. – 401 с.].

    В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:

    • образно охарактеризовать предмет: «сияющие глаза», «глаза-брилианты»;

    • создать атмосферу, настроение: хмурое утро;

    • передать отношение автора к характеризуемому предмету.

    Все цветообозначения в художественном тексте являются эпитетами.

    Другим важным изобразительно-выразительным средством языка является сравнение. Сравнения поясняют малознакомый или неясно представляемый предмет путем сопоставления его с другим более знакомым но похожим на поясняемый.

    Писатели прибегают к сравнениям тогда, когда выделение существенных признаков изображаемых явлений может быть произведено наиболее точно при помощи сопоставления этих явлений с другими, похожими на них [Абрамович, Г. Л. Введение в литературоведение / Г. Л. Абрамович; под ред.: Т. П. Вагиной. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961. – 401 с.].

    Метафора-троп, основана на сходстве двух явлений. Она представляет собой скрытое сравнение. В отличие от простого сравнения, имеющего два члена: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, - метафора располагает только вторым[Абрамович, Г. Л. Введение в литературоведение / Г. Л. Абрамович; под ред.: Т. П. Вагиной. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961. – 401 с.].

    Особым видом метафоры является олицетворение, которое основано на перенесении признаков живого существа на явление природы, предмета и понятия [Абрамович, Г. Л. Введение в литературоведение / Г. Л. Абрамович; под ред.: Т. П. Вагиной. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961. – 401 с.].

    Метонимия. На ином принципе перенесения значения с одного явления на другое, чем метафора и близкие к ней тропы, основана метонимия. Она создается не путем сопоставления сходных предметов или признаков, а путем сближения отличных друг от друга предметов, находящихся в той или иной внешней или внутренней связи между собой[Абрамович, Г. Л. Введение в литературоведение / Г. Л. Абрамович; под ред.: Т. П. Вагиной. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961. – 401 с.].

    Таким образом, в начальной школе на уроках литературного чтения учащиеся знакомятся с доступными для их восприятия тропами. Возможно, точное название некоторых из них ученикам не знакомо, но они с достаточной уверенностью различают их особенности и могут с легкостью обнаружить тот или иной троп в тексте. Но это далеко не весь потенциал лирических стихотворений, который может использоваться в работе педагога начальных классов.

    Как уже говорилось выше, главный объект художественного познания в лирике – это характер самого «носителя речи», прежде всего его внутренний мир, его умонастроения и эмоции. Исходя из этого, мы видим огромный потенциал лирических произведений для педагогов в эстетическом воспитании младших школьников.

    Эстетическое воспитание ребенка – процесс, который совершается под влиянием различных жизненных отношений и воздействий, обладающих эстетическими свойствами. Б.Т. Лихачев подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Конечно, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности, как и развитие его интеллекта, процесс сам собой разумеющийся, но стихийный, скачкообразный и неуправляемый, что может привести к абсолютно разным последствиям. Именно поэтому Б.Т. Лихачев наряду с другими педагогами и психологами считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу и обеспечить глубокое постижение эстетических явлений [Лихачев Б.Т.Теория эстетического воспитания школьников : Учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов] / Б. Т. Лихачев. - М. : Просвещение, 1985.].

    Уже с младшими школьниками важно разучивать лирические стихотворения о природе, чувствах, которые они вызывают у человека, о его переживаниях и настроениях.

    Лирическая поэзия – важный элемент школьного курса литературы. Она приобщает к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных ее проявлениях.

    Но все это возможно лишь тогда, когда чтец донесет до слушателя те чувства и переживания, которые испытывал поэт, то волнение, которое охватывало его душу. И происходит это посредством выразительного чтения, которое помогает воспринять произведение, правильно его проанализировать, а следом передать эти чувства и переживания другим слушателям.

    Кроме того, потенциал лирических произведений не ограничивается только эстетическим становлением младших школьников, спектр его влияния достаточно велик. Например, при выразительном чтении лирики участвуют такие психические процессы, как память, мышление, внимание, эмоции. Огромную роль при этом играет воображение.

    Воображение – это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей. Это также создание образов существующих объектов, но не встречавшихся в личном опыте человека[Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. С Пб.: Питер, 2000 . - 564 с.].

    При выразительном чтении предъявляются определенные требования к воображению ребенка. Школьник должен не только запомнить содержание текста, но и представить себе картины прошлого, пейзажи, людей, которых он никогда не видел.

    Переход к всё более правильному и полному отражению действительности на основании соответствующих знаний есть основное направление в развитии детского воображения. С возрастом реализм детского воображения усиливается. Это обусловливается накоплением знаний и развитием критичности мышления.

    Опора на конкретные предметы – характерная особенность воображения младшего школьника. Так, в игре дети используются игрушки, домашние вещи. Без этого им трудно создать образы воображения. Точно также при чтении и рассказе ребенок опирается на картинку, поэтому в детских книгах особое внимание уделяется иллюстрациям – опорам младшего школьника для воссоздания образов героев в своем воображении. Постепенно на первое место начинает выступать опора не на предмет или действие, а на слово, которое дает возможность мысленно создать новый образ.

    Таким образом, мы видим, насколько богат и разнообразен художественный потенциал лирических стихотворений, как литературного жанра. Главная их особенность состоит в том, что в отличие от прозы, автор передает собственные переживания и эмоции, не прибегая к образам-героям или детальным описаниям окружающей среды, важным здесь всегда остается внутренний мир главного героя.

    Максимальное понимание идеи, заложенной автором в произведении, достигается при помощи использования особых изобразительно-выразительных средств – тропов, которые уже в начальной школе учащиеся способны понимать и прочитывать произведения, проникая в глубину художественных образов, художественного слова.

    1.3 Вопрос о формировании качества выразительного чтения младшего школьника в процессе изучения лирических стихотворений в научно-методической литературе

    Проблема формирования выразительного чтения младшего школьника в процессе изучения лирических стихотворений активно решается в научно-методической литературе, исследования на данную тему отражены как в монографиях ученых, так и в периодической печати, это подтверждают те материалы, которые мы рассмотрим далее.

    История развития методики чтения, начиная со второй половины XVIII века, свидетельствует о том, что выразительное чтение занимало и продолжает занимать особое место в практике русской школы. В сочинения М.В. Ломоносова, К.П. Зеленцкого, Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова описываются средства, которые делают речь выразительной, эмоциональной, образной[УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Свинцова Н.В. В сборнике: МОЛОДОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: ОТ ИДЕИ К ПРОЕКТУ. материалы I студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 502-504.].

    Одним из первых систематических пособий по преподаванию русского языка и литературы была книга Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1843г.). Именно тогда начались публичные чтения литературных произведений, что считается датой зарождения в России художественного чтения. По мнению Буслаева Ф.И.: «Величайшая ошибка заставлять учеников читать ораторски то, что они не совсем понимают, это ведет к манерности и портит чувство обманом».

    В 50 – 60-е годы 19 века К.Д. Ушинский, подобно Буслаеву, рекомендует обучать детей выразительному чтению путем подражания учителю. Кроме индивидуального чтения он рекомендовал хоровое.

    Е. В. Язовицкий видел работу учащихся над лирическими стихотворениями так. Получив задание, ученики должны несколько раз прочитать произведение, вникнуть в его суть, выяснить основную мысль автора, определить цель чтения, а затем им следует нарисовать в своем воображение предлагаемые автором события и постараться оживить их наиболее ярко и точно в процессе своего исполнения[
    Язовицкий, Е.В. Говорите правильно. Эстетика речи Издательство: М.-Л.: Просвещение. 272 с; 1969 г.].

    Много работ, которые были посвящены искусству звучащего слова, появилось в предреволюционные годы. Среди них также были работы, специально посвященные школе.

    Невозможно не согласиться с утверждением К.С. Станиславского: «Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы. Научившись этому так, чтобы все вошло в привычку, – можно творить». Овладеть техникой речи – значит уметь управлять речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение. Эти занятия способствуют привитию и укреплению навыка самообладания.

    В школьной практике считается, что общий литературный анализ и выявление интонационных особенностей речи – достаточная подготовка к выразительному чтению. Однако подготовка выразительного чтения на всех ступенях школьного образования требует систематической, специально направленной работы.

    Если учитель определяет специальную задачу урока – совершенствование умения учащихся читать выразительно, то, прежде всего, следует учитывать возможности конкретного произведения. Оно должно быть интересным по содержанию, эмоционально насыщенным, доступным, личностно значимым для детей. Именно это является предпосылкой для их внимания и интереса к смысловой, образной и эмоциональной нагрузке текста[РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Коновалова А.С., Анафиева Э.Р. В сборнике: Традиции и инновации в педагогике начальной школы. Сборник научных трудов. Посвящается 25-летию ГБОУВО РК КИПУ. 2018. С. 132-135.].

    Методисты выделяют следующие условия для наиболее успешного формирования выразительного чтения[ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Аскерова И.Г. В сборнике: Образовательное пространство: проблемы, достижения, перспективы. материалы Всероссийской научно-практической конференции. Шадринский государственный педагогический университет ; ответственные редакторы Л.А. Милованова, И.Н. Разливинских. 2019. С. 7-13.]:

    • использование методических приемов, направленных на обучение школьника на начальной ступени образования, целью которых является развитие выразительности;

    • изучение нормативных документов, ФГОС НОО и других, в которых представлены требования к содержанию программ литературного чтения, которые повлекут за собой формирование выразительности;

    • учитель должен идти в ногу со временем и подбирать современные способы, которые будут являться эффективными при формировании навыка выразительности;

    • учителю необходимо рационально применять подобранный материал

    В федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), предъявляются требования, обязательные при реализации основной образовательной программы начального общего образования, в числе которых:

    • понимание роли чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

    • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных и учебных текстов с использованием элементарных литературных понятий [Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт начального общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/документы/8033/файл/7256/Prikaz_№_1576_ot_31.12.2015.pdf (дата обращения: 11.04.2021)].

    Рассмотрим требования, предъявляемые в программе по литературному чтению к выразительности чтения учащихся младших классов.

    Литературное чтение для IIIV классов (УМК «Школа России», авторы В.В.Горецкий, Л.Ф.Климанова).

    Требования к заданиям, умениям и навыкам учащихся по классам.

    I класс:

    - постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух, темп чтения позволяющий осознать текст – 30-40 слов в минуту;

    - постепенное увеличение скорости чтения;

    - осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений);

    - произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков;

    - совершенствование звуковой культуры речи.

    II класс:

    - развитие навыка осознанного и правильного чтения, выработка чтения целыми словами, темп чтения незнакомого текста – не меньше 50 слов в минуту;

    - соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания;

    - понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования;

    III-IV классы:

    - владение навыками сознательного правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого ускоренного чтения 90 слов в минуту за счет отработки приемов целостного и точного зрительного восприятия слова;

    - понимание содержания прочитанного произведения, определение темы;

    - установление смысловых связей между частями произведения, определение главной мысли и выражение ее своими словами;

    - развитие поэтического слуха, воспитание эстетической отзывчивости на произведение, умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и тема чтения, определить логические ударения и паузы);

    - составление плана и пересказа;

    - введение в пересказы элементов описания, рассуждения, цитирования;

    - выделение в тексте слов автора, действующих лиц, пейзаж, бытовые описания [УМК Школа России, электронный источник http://school-russia.prosv.ru/ (дата обращения: 17.04.21)].

    Рассмотрев требования, предъявляемые примерной основной образовательной программой начального общего образования к выразительности чтения учащихся младшего школьного возраста, мы видим, что уже к концу четвертого класса чтение учащихся должно быть качественным. Практика показывает, что уровень развития навыка выразительного чтения учащихся низкий. В связи с этим необходимо уделять большее внимание этой стороне качественного чтения.

    Знакомство учащихся с лирическими произведениями имеет целый ряд аспектов. М.Р. Львов, говоря о специфике работы над лирическими произведениями в начальных классах, обращает внимание учителей на следующие моменты [Львов, М.Р., Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.]:

    • Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть образцовое чтение учителем, или чтение мастером художественного слова в записи. Первоначальному знакомству с текстом К.С. Станиславский придает огромное значение, утверждая, что первые впечатления являются предпосылками будущего творчества. «Если впечатления от первого чтения восприняты правильно, – это большой залог для дальнейшего успеха». [Станиславский, К.С. Работа актера над собой / К.С. Станиславский. - М., 2005. - 352 с.];

    • Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения;

    • Работа над языком произведения – одно из важнейших условий отработки выразительности чтения;

    • Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников. Его нужно тренировать, учить по «авторским знакам» воссоздавать эпизоды, события, так как юные читатели еще не достаточно опытны;

    • Желательно, чтобы в классе в конце урока 2-3 человека прочитывали текст, а после всем классом обсуждали удачи и промахи в их чтении.

    Если педагог отнесется с должным вниманием к данным рекомендациям, процесс усвоения и понимания лирических произведений детьми пройдет намного легче, следовательно, и само чтение будет более осознанным и выразительным.

    Исходя из рекомендаций М. Р.Львова, можно вывести алгоритм работы над выразительным чтением лирических произведений, который предполагает соблюдение следующих этапов:

    Первый этап – этап восприятия. Данный этап сопровождается первыми эмоциями, вопросами, удивлением, переживаниями. Необходимо обратить внимание на реакцию детей, на их комментарии, вопросы, высказывания. Вопросы детей – это начало диалога между автором и читателем. Этап связан с преодолением трудностей процесса чтения.

    Второй этап – анализ произведения. Данный этап специально организовывается учителем для того, чтобы учащиеся смогли понять главную авторскую идею, увидеть, как идея подается в данном произведении. Анализ произведения учит младших школьников всматриваться в каждое слово, предложение, строфу.

    Третий этап – интерпретация – рождение нового смысла. Необходимо соединить первые представления о замысле автора с результатами анализа.

    Четвертый этап – итог работы: выразительное чтение вслух [Ширкина Л.Б. Работа учителя с учащимися над выразительным чтением стихотворений. URL: http://infourok.ru/rabota_uchitelya_s_uchaschimisya_ nad_vyrazitelnym_chteniem_stihotvoreniy-334305.htm (дата обращения: 12.04.2021)].

    Рассмотрим основные методы и приемы обучения выразительному чтению младших школьников.

    Метод показа. На первоначальном этапе обучения данный метод является наиболее эффективным, хотя мнения педагогов и методистов на этот счет весьма неоднозначны. Многие считали, что показ ни что иное как обучение «с голоса», суть которого – прослушать, как читает учитель и повторить за ним. Вызвать в воображении учащихся живые картины описываемых событий, возбудить в них желание вникнуть в основную мысль автора – это главная цель показа, и ошибочно считать, что данный метод направлен только на то, чтобы навязать ученикам готовую интонацию. Хотя не следует отрицать тот факт, что показ наталкивает на подражание, но в нем будет только польза, если это подражание осознанному, качественному понимаю настроения текста произведения, а не слепое, поверхностное прочтение без учета особенностей и идеи автора стихотворения.

    Б. А. Буяльский выделил следующие формы осуществления метода показа [Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения Книга для учителя Изд-во М.: Просвещение, 1986г. 176 с.]:

    • декламированное чтение учителя;

    • прослушивание образцового исполнения диктора;

    • показательное чтение лучших учеников класса.

    Метод показа целесообразно сочетать с методом партитурных пометок текста в тех случаях, когда они могут быть полезны в воссоздании нужного тона.

    Метод разметки текста. Существуют общепринятые знаки разметки текста, которые помогают выделить главную мысль текста, зафиксировать найденные интонации, сделать необходимые заметки. Работая с учащимися, необходимо постепенно усложнять задания на составления партитуры:

    • ученики читают, следуя партитуре, составленной учителем;

    • учащиеся составляю партитуру совместно с учителем;

    • ученики самостоятельно делают разметку текста для выразительного чтения.

    Выбор партитурных знаков зависит от типичных ошибок учащихся при чтении лирических текстов, а также уровня подготовки учеников к проведению подобной работы[Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения. // Начальная школа. - 1990. - №3. - с. 67-69.].

    Метод сопоставления. Данный метод побуждает к обсуждению, оценке, предупреждает бездумное копирование и подражательство. Б. А. Буяльский выделяет несколько разновидностей форм сопоставления:

    • сопоставление чтения учителя и учащегося после того, как прочтет учитель;

    • сопоставление прочтения двух и более учеников;

    • сопоставление контрастно звучащих исполнений учителя.

    Данный метод заставляет учеников, во-первых, глубже вдумываться в идею произведения, чтобы прочитать стихотворение с верным настроением, во-вторых, учащиеся лучше понимают, почему читать следует именно так, а не иначе[Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения Книга для учителя Изд-во М.: Просвещение, 1986г. 176 с.].

    Таким образом, мы видим, что проблема качества сформированности выразительного чтения младших школьников активно решается как на уровне министерства образования России, о чем свидетельствуют предъявляемые требования к выразительному чтению младших школьников в федеральном государственном образовательном стандарте, основной образовательной программе и в учебно-методических комплектах различных авторов, так и на уровне школы – педагогами.

    СТИЛЬНа данный момент методистами и педагогами разработано достаточное количество разнообразных методик и упражнений, помогающих выстроить работу по развитию выразительного чтения младших школьников максимально эффективно, а учащимся успешнее и быстрее освоить рассматриваемый навык. Поэтому собрать, систематизировать и разработать комплекс методов, приемов и упражнений по развитию навыка выразительного чтения – цель нашего исследования.

      1   2   3   4


    написать администратору сайта