Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2. Изучение воспитательного потенциала кружковых занятий: мнения педагогов, результаты исследования. Проведение оперативной (срочной ) социально-психологической атмосферы

  • 2.3. Программа кружка «рукодельница»

  • Цель программы

  • Все занятия основаны на следующих принципах

  • Перечень предлагаемых работ.

  • 2.4. Методические рекомендации учащимся по выполнению творческого проекта

  • Порядок выполнения проекта

  • Технологический этап. Выполнение технологических задач, направленных на реализацию проекта. Заключительный этап.

  • Урочные и внеурочные занятия. Организация внеурочной работы в школе как педагогическая проблем


    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеОрганизация внеурочной работы в школе как педагогическая проблем
    Дата04.03.2022
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУрочные и внеурочные занятия.doc
    ТипРеферат
    #382763
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5
    Глава 2 Методическое обеспечение кружка «Рукодельница»
    2.1 Роль кружковой работы в формировании личностных качеств ребенка

    В толковом словаре русского языка Ожегов С.И. [21] дает следующее определение кружка. Кружок – группа лиц с общими интересами, объединившихся для постоянных совместных занятий чем-либо, а так же само такое объединение, организация. Педагог Каиров И.А. дает более глубокое определение. Кружки ученические – самодеятельные объединения учащихся, занимающихся углубленным изучением вопросов науки, литературы, искусства, одна из форм внеклассной и внешкольной работы. Задача кружка - углублять и расширять кругозор учащихся удовлетворять их интересы и запросы, развивать творческие способности, прививать практические умения и навыки и приобщать к общественно полезному производительному труду.

    Кружок является основной формой организации внеурочной работы. В педагогике существуют различные классификации кружков. По мнению А.С. Лында [16] в современной практике работы школы сложились следующие типы кружков:

    • предметно-технические (физические, химические, математические и др.). Во многих школах кружки этого типа часто называются просто предметными;

    • творческие конструкторские (кружки рационализаторов и изобретателей, конструкторские кружки);

    • учебно-технические, или кружки-курсы (автомобилистов, мотоциклистов, судоводителей.

    Как показывает опыт, техническим творчеством занимаются далеко не все школьники. Многие из них работают в кружках других типов (в художественной самодеятельности, изобразительного искусства и декоративно-прикладного искусства и т.д.).

    Казаренков Г.Н.[10] считает, что в школьной практике организуется два типа кружков:

    • узкоспециализированные (радио-фото, кино, прикладное искусство и т.п.), направленные на практическую работу с детьми, хотя частично привлекают и элементы учебных знаний.

    • широкопрофильные кружки (типа «Юный физик», «Юный математик» и т.п.) имеют программы, связанные с учебным материалом.

    Эффективность работы кружков зависит от того, насколько правильно определил учитель соответствие типа кружка поставленным целям,

    насколько учтены собственные возможности, реальный уровень воспитанности и образованности детей и др. условия.

    Отбор содержания материала для кружковых занятий производится учителем, исходя из поставленных целей и задач организации и проведения кружковой работы. И следует ориентироваться на особенности и возможности детей, количество школьников, их интересы, потребности и т.п. Стоит исходить из условий проведения кружковых занятий: места (кабинет, класс, зал), времени их проведения, оснащенности кабинета пособиями.

    При отборе содержания следует помнить о необходимости включения вопросов и проблем, являющихся наиболее важными, актуальными, значимыми в перспективе интеллектуального развития, формирования практических умений и навыков, вопросов, содержательная сторона которых формирует у школьников мировоззрение, любовь к Родине, готовность к труду.

    Содержание занятий кружка не должно повторять учебных тем. Его задача – содействовать развитию творческих способностей, активности и самостоятельности школьников.

    Исходя из темы нашей дипломной работы, нами были сформулированы основные цели и задачи работы кружка «Рукодельница».


    1. Развитие личностного творческого потенциала ребенка, формирование его эстетической культуры.

    2. Оптимизация эвристического мышления и познавательной деятельности.

    1. Раскрытие преобразующей силы искусства и знания, влияние их на формирование отношения к действительности, нравственных и эстетических идеалов.

    2. Развитие способности эстетического сопереживания действительности и искусства; эстетическое сопереживание и процесс восприятия искусства становится основой для самостоятельной творческой деятельности учащихся.

    3. Познание мира учащимися через собственную созидательную деятельность.

    4. Развитие интегративных качеств восприятия и способности художественного обучения как основы для целостного художественного восприятия, многомерности искусства.

    5. Оптимизация образного мышления как важнейшего фактора постижения мира.

    6. Формирование основ художественных знаний и необходимой предпосылки для реализации собственного творческого опыта школьника.

    В практике различных учителей существуют разнообразные

    приемы вовлечения детей в кружковую работу. Т.Ф. Софейкова,[20] учитель-методист школы 1 г. Абакана дает следующие рекомендации: « С первого шага организации кружка не следует писать сухого объявления и терпеливо ждать детей на занятия. Лучше всего побывать в каждом классе и в беседе с детьми немного рассказать о значении прикладного искусства в жизни человека, о цели кружка, показать кое-какие изделия и т.д. Не следует сразу записывать детей в кружок, а назначить точное время занятий и пригласить всех желающих»

    Для того, чтобы набор в кружках прошел более успешно, Т.И. Еременко [3] рекомендует организовать небольшую выставку работ кружковцев, на которой дети наглядно смогут увидеть, какими видами деятельности они смогут овладеть через кружковую работу.

    Отказывать ребятам в приеме в кружок нельзя. Необходимо продумать возможность включить в активную деятельность всех записавшихся детей. Как показывает практика, через определенный отрезок времени многие ребята по разным причинам выбывают из кружков. Стабильных членов кружков остается 15-20 человек. Такое количество вполне позволяет проводить с детьми кружковые занятия. Если некоторые ребята посещают занятия с пропусками их так же не стоит исключать из кружка. Для таких ребят следует придумывать деятельность, включающую их в общие дела кружка.

    На водном (первом) занятии целесообразно ознакомить кружковцев с планом работы и обсудить его содержание, учесть предложения детей, внести в план соответствующую корректировку и совместно со школьниками утвердить его. Итогом первого занятия должно быть пусть маленькое, но законченное изделие.

    Исходя из принципа оптимизации учебно-воспитательного процесса, учитель должен творчески подходить к выбору методов обучения во внеурочное время. Выбор оптимальных методов обучения в кружковой работе ориентирует учителя на учет следующих условий:

    • задачи данного занятия;

    • содержания занятия;

    • степень сложности материала;

    • уровень подготовленности кружковцев;

    • сравнительная характеристика возможностей, сильных и слабых сторон различных методов обучения;

    • особенности, сильные стороны личности самого учителя, уровень его профессиональной подготовки;

    • возможности учебного кабинета, наличие времени для занятий и т.п.


    Вовлекая детей в кружковую деятельность, мы приобщаем их к эстетической культуре, можно ожидать развития чувственного восприятия и эмоционального мира ребенка, формирования творческих способностей и эстетического вкуса, духовных качеств и целостного видения мира. Кружковая деятельность позволяет удовлетворять некоторые особые его потребности (потребность в развитии, в общении, в самореализации, самостоятельности в творчества, а так же потребность в удовлетворении радости, положительных эмоций).

    Воспитательный потенциал кружковой деятельности основывается на том, что она допускает свободное общение детей, свободное объединение их по группам интересов, большую самостоятельность и самоуправление чем в учебной работе. Традиции авторитарного руководства педагогов и беспрекословного подчинения школьников гораздо меньше проявляется на кружках, чем на уроках. Здесь ребятам легче проявлять себя в роли организаторов и руководителей.

    В целях изучения состояния кружковой работы в г. Абакане, нами был произведен анализ работы Центра детского творчества за 2000-2001 учебный год.

    Центр детского творчества – целостное учреждение дополнительного

    образования, объединяющее обучающие и воспитательные общественности основной деятельностью которых являются педагогические условия для самореализации личности школьника.

    В образовательную структуру входит 9 направлений. Принцип структурного построения: переход от системы кружковой работы к формированию детских творческих объединений ( школ, студий, клубов).

    В 2000 году раскрыто 437 групп, а в 2001 году сохранено 437 групп, охват детей 4970 человек, 2001 – 4820 детей.

    Это говорит о сохранности контингента детей и их увелечения с каждым годом обучения.



    2000-2001 учебный год

    Количество учащихся

    Количество групп

    1. Биология

    428

    35

    2. Спортивные секции

    540

    44

    3. Декоративно-прикладное направление

    1096

    107

    4. Технические направления

    222

    25

    5. Художественное направление

    1462

    128

    :6. Страноведение

    230

    22

    7. Краеведение

    101

    11

    8. Общественные организации

    416

    33

    9. НОУ

    525

    32

    Детские творческие объединения различных направлений деятельности позволяет вести разработку индивидуальных вариантов обучения, воспитания и развития ребенка, инициирует педагогов и методистов на создание программ и проектов, в целом способствует созданию системы дифференцированного обучения и воспитания в центрах и домах творчества.

    В школах организовано и работает 50 кружков, секций, клубов.
    2.2. Изучение воспитательного потенциала кружковых занятий: мнения педагогов, результаты исследования.
    Проведение оперативной (срочной ) социально-психологической атмосферы

    В качестве исследования социально-психологической атмосферы в коллективе, нами было проведено анкетирование (в классе и кружке) при помощи школы г. Абакана № 1. (Опросник Ф.Фидлера.)[18]. Детям были предложены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу коллектива. Предлагалось каждому ребенку разместить знак по каждому качеству по 8 бальной шкале

    (приложение №1).

    В анкетировании принимало участие 20 учащихся класса и 20 кружковцев. По результатам анкетирования выяснилось, что 89% испытывают чувства в кружке более комфортнее, чем в классе. 5% отмечают, что для них отношения в классе характерны таким качествам, как враждебность, равнодушие, недоброжелательность, отсутствие сотрудничества.

    По результатам опросника можно сделать вывод, о том, что для атмосферы в кружке характерны такие качества дружелюбие, увлеченность, теплота, сотрудничество, взаимная поддержка. Учащиеся лучше взаимодействуют друг с другом, сотрудничают получая помощь друг от друга. А атмосферу в классе нельзя назвать, не дружной, не сплоченной.

    По данной проблеме нами была проведена беседа с педагогами кружковой работы – Кадкиной И.М., Чучашной Н.И., Чебодаевой М.С., Прокопьевой Н.В., Софейковой Т.Ф.

    Несмотря на многообразие высказывания педагоги сошлись во мнении, что обучение декоративно-прикладному искусству школьников имеет большие возможности в воспитании у детей личностных качеств.

    Красота, имея огромную притягательную силу для человека, является наиболее активным и эффективным стимулятором его деятельности. Раскрытая перед детьми красота труда делает этот труд привлекательным и облегчает сам процесс трудовой деятельности.

    Правильная организация занятий кружка способствует развитию нравственных, эстетических качеств личности, расширяет его познание о мире общества и природы.

    Вовлечение детей в импровизацию формирует у них творческий подход к любому виду деятельности, критический взгляд на привычные представления, продукта творческого труда.

    Многообразные творческие занятия способствуют развитию детского мышления и воображения, формированию таких качеств личности как целеустремленность, воля, мужество, настойчивость, организованность, дисциплинированность.

    Знакомство детей на занятиях с предметами ДПИ учит воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивает у них творческие способности в процессе их собственной творческой деятельности.

    Таким образом, научные исследования, мнения педагогов, а также результаты анкетных данных позволяют сделать вывод о том, что организация кружковой работы может внести неоценимый вклад в процесс воспитания ребенка, формирования его личностных качеств.

    2.3. Программа кружка «рукодельница»

    (1 и 2 год обучения).
    Пояснительная записка.
    Вышивка – выдающая явление русской художественной культуры. Она по праву завоевала широкое признание и известность и имеет глубокие традиции.

    Материалы, которые используются в вышивке, доступны всем – гибкая, тонкая нить, льняная, шелковая, хлопчатобумажная, которая соединяется с тканью на ее поверхности узоры.

    Функции вышивке: служит для украшения одежды и убранства интерьера.

    Вышивка возникла давно, в ее арсенале множество технических приемов, ее возможности огромны: вышивки русского Севера, атласная гладь лицевого шитья на праздничных кокошниках и т.д. Оформлением и дополнением вышивным изделиям служили кружевные вставки, край кружева и т.п. Кружевные элементы выполнялись в различных техниках (коклюшечные и вязаные крючком).

    Народная художественная вышивка – яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает и доставляет радость общения с настоящим искусством.

    Организация трудовой деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения к национальной культуре нашего народа, ознакомление их с различными видами декоративно-прикладного искусства.

    Кружки художественной вышивке – это живые источники народного творчества. Вышивка это интереснейший вид женского художественного рукоделия связанный с знаниями праздничной одежды, предметов убранства, подарков, сувениров, изделий для ритуальных праздничных обрядов.

    Цель программы: Познакомить учащихся с наследием художественной вышивки, привить любовь к этому ремеслу. Сформировать знания, умения навыки по вышивке.

    Задачи:

    • эстетическое и трудовое воспитание учащихся;

    • научить сознательно подходить к выполнению изделий, не копировать механически образцы, а работать творчески.

    • вызвать желание трудится в коллективе и для коллектива, воспитывать дружеские взаимоотношения;

    • подготовить учащихся к самостоятельному труду, привить интерес к вышивке;

    • привить чувства и уважения к художественному творчеству других народов;

    • способствовать развитию художественного вкуса.

    Содержание программы:

    Программа рассчитана на два года обучения. Возраст детей от 12 до 15 лет. Учащиеся знакомятся с историей развития прикладного искусства, с наиболее распространенными видами вышивки в разных регионах, приобретают знания, умения и навыки по вышивке, учатся осознано применять полученные знания на практике. На практических занятиях изучают приемы выполнения различных швов.

    На занятиях кружка особое внимание уделяется выполнению санитарно-гигиенических требований и соблюдению техники безопасности.

    В программе учтены особенности национальной вышивки и ее истории. Во время занятий ученики выполняют образцы, зарисовки, узоры, схемы, изделия. В программе предусмотрено выполнение коллективной работы. Изученные швы выполняются на небольших по объему изделиях по выбору руководителя и учащихся ( в соответствии с изученным материалом или разделом).

    Учащиеся должны знать.

    • технику и приемы выполнения различных видов вышивки;

    • правила запяливания ткани;

    • требования к подбору игл, правила подбора ткани и ниток согласно виду вышивки;

    • способы увеличения и уменьшения рисунка;

    • способы перевода рисунка на ткань;

    • основные отличительные особенности вышивки различных народов, национальных традиций;

    • понятия: орнамент, композиция, раппорт, цветовая гамма и гармония.

    • правила безопасности труда при работе с ножницами, крючками, иглами и булавками способы работы с утюгом;

    • способы обработки края ткани иглой, крючком;

    • санитарно - гигиенические требования.


    Учащиеся должны знать не только теоретические аспекты, работы но и

    уметь практически применять полученные знания в процессе выполнения изделия.

    Учащийся должен уметь:

    • правильно подбирать материалы и инструменты для работы;

    • пользоваться наперстком;

    • правильно запяливать ткань;

    • переводить рисунок различными способами;

    • уметь использовать знания о композиции, орнаменте, раппорте узора, равновесии в рисунки, ритме, симметрии, цветовой гамме в практической работе;

    • выполнять различные швы на образцах и готовых изделиях;

    • украшать вышивкой одежду, предметы быта и интерьера;

    • контролировать качество работы, исправлять ошибки, недочеты;

    • соблюдать внутренний распорядок, технику безопасности и санитарно-гигиенические требования;

    • свободно владеть крючком, иглой;

    • уметь оформлять изделия;

    • проявлять творчество в создании художественного изделия.

    Все занятия основаны на следующих принципах:

    1. Учет индивидуальных возможностей к осуществлению практической

    деятельности.

    1. Сотрудничество (педагога с детьми и детей друг с другом) взаимопомощь друг другу.

    2. Успешность. Видеть результаты своего труда.

    3. Наглядность. Методическое обеспечение кружка.

    4. Ориентироваться на индивидуальные интересы детей в выполнении творческих работ.

    5. Выявление и развитие потенциальных творческих способностей ребенка.

    Перечень предлагаемых работ.

    1-й год обучения.

    1. Закладка для книг, салфетка с использованием простых швов.

    2. Вышивка по мотивам Русского Севера. Освоения основных элементов, северной вышивки (лесенка, елочка, цепочка), вышивка салфетки с петушком по мотивам Русского Севера.

    3. Скатерть – коллективная работа из отдельных квадратов. Изученные швы.

    4. Прихватка. Вышивка крестом. Оформление краев.

    2-й год обучения.

    1. Панно, салфетка, наволочка.

    2. Рушник, полотенце (счетные, гладевые швы) по выбору.

    3. Обработка края ткани крючком. Ажурный носовой платок (декоративная пауза).

    4. Проект по выбору ученика. Итоговая работа.



    Кружок «Рукодельница» срок обучения2 года – 288 часов, занятия проводятся 2 раза в неделю. Возраст 12 – 15 лет.


    Примерный тематический план 1-й год обучения.






    Наименование тем

    Кол-во часов




    Теория

    Практика

    всего

    1.

    Вводная беседа. Техника безопасности.

    2

    0

    2

    2.

    Характеристика материала и инструментов, оборудования для вышивки.


    2


    0


    2

    3.

    Техника вышивки простыми швами. Салфетка с мотивами Русского Севера

    4

    16

    20

    4.

    Компоновка орнамента, узор, рисунок.

    2

    6

    8

    5.

    Освоение основных элементов северной вышивке. Вышивка салфетки.

    4


    36

    40

    6.

    Коллективная работа.

    4

    36

    40

    7.

    Декоративная пауза.

    2

    6

    8

    8.

    Выполнение прихватки.

    2

    6

    8

    9.

    Подведение итогов. Выставка.

    4

    2

    6

    10.

    Заключительное занятие. Беседа с мастерами, экскурсия в музей.

    6

    0

    6




    Итого

    36

    110

    144

    Примерный тематический план 2-й год обучения






    Наименование темы

    Кол-во часов




    Теория

    Практика

    всего

    1.

    Вводное занятие

    2

    0

    2

    2.

    Техника вышивки счетными швами.

    1


    1

    2

    3.

    Ритм, симметрия, равновесие.

    2

    6

    8

    4.

    Рушник(счетными, гладьевыми швам) по выбору.

    4

    36

    40

    5.

    Декоративная пауза.

    2

    6

    8

    6.

    Выполнение проекта.

    4

    36

    40

    7.

    Подведение итогов. Выставка.

    4

    2

    6

    8.

    Беседа с мастерами. Экскурсия в музей.

    2

    0

    2




    Итого

    32

    110

    114



    ЛИТЕРАТУРА
    1.Богусловская И.Я. Русская народная вышивка.- М.: «Искусство»,

    1972

    2.Вяжите крючком. Альбом №1/Сост. Софейкова Т.Ф. Абакан, 1997

    3.Еременко Т.И. Кружок вязания крючком: пособие для учителей.-М.: Посвещение,1984

    4.Ефимова Л.В. Белогорская русская вышивка и кружево: Собр:Гос.Ист.музея (альбом)-2изд.-М.:изобразительное искусство,1985

    5. Шитье и рукоделие. Энциклопедия/Гл.ред. И.А.Андреева.- 2изд.-М.: Большая Российская «энциклопедия»,1999

    2.4. Методические рекомендации учащимся по выполнению творческого проекта
    Метод – это то средство, с помощью которого учитель решает стоящие перед ним задачи по обучению учащихся. Данное определение метода было сформулировано С.А.Смирновой [22]. В методике преподавания труда и педагогике существуют различные классификации методов обучения. Исходя из темы дипломной работы, нас будут интересовать лишь те методы, которыми чаще всего пользуются учителя при организации кружковой работы. Это метод рассказа, беседы, объяснения, демонстрации, иллюстраций, наглядных пособий, а так же метод познавательных игр, метод художественной творческой деятельности и метод художественного исполнительства.

    Выбор конкретных методов воспитания зависит от общих целей и конкретных воспитательных задач, определяющих содержание воспитания, от особенностей детского коллектива, и каждого отдельного ребенка, от роли и места его в коллективе, от особенностей творческого стиля педагога, от характера его общения с детьми, различных внешних обстоятельств и т.д. Эти обстоятельства часто не позволяют педагогу точно спланировать методику воспитательной деятельности – он должен быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию и соотносить свои действия с непредвиденными обстоятельствами. В этом и состоит творчество искусство воспитателя – в умении видеть изменения в коллективе детей и быстро, адекватно реагировать на них. Но независимо не от чего главное в деятельности учителя – продуманные, сознательные выбор и применение воспитательных методов.

    Задача воспитателей и руководителей кружков состоит в том, чтобы разнообразить методы воспитательной работы с участниками кружков, секций, клубов и др.; выбирать в соответствующих условиях те методы и средства воспитания, которые позволяют кратчайшим путем сформировать необходимые знания, умения, навыки, должное отношение к действительности. Для этого нужно использовать алгоритм выбора оптимальных методов, который предполагает оценку особенностей данного ученического коллектива, конкретизацию воспитательных задач с учетом этих особенностей. Сравнительная оценка возможностей тех или иных методов по решению определенной задачи обуславливает выбор из возможных методов тех, которые могут оказаться, наиболее эффективны в данной ситуации.

    Итак, просмотрев сущность внеклассной воспитательной работы через ее возможности, цели, задачи, содержание, формы, методы можно определить ее особенности:

    1. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных

    видов деятельности детей, организация которых в совокупности с

    воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества ребенка.

    1. Отсроченность от времени. Внеклассная работа – это прежде всего

    совокупность больших и малых дел, результаты которых отсрочены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

    1. Отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет большую

    свободу выбора содержания, форм, методов внеклассной воспитательной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.

    1. Отсутствие контроля за результатами внеклассной работы. Если

    обязательный элемент урока – контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассной работе такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченности результатов.

    1. Внеклассная воспитательная работа имеет широкий круг

    возможностей для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

    Одним из существенных недостатков традиционной педагогики – интенсивное насилие вербальных словесных методов обучения. На протяжении одиннадцати лет в школе дети ведут в основном сидячий образ жизни, формируя свои знания и умения. Ясно, что при такой системе обучение всякое природное начало – активная деятельность, творчество, самостоятельность и др. угаснут, что сейчас и проявляется у значительной части учеников.

    Метод проектного обучения предполагает не только разбудить дремлющие задатки творчества, но и создать условия для их развития. В чем же заключается метод проектов.

    Метод проектов (от греческого – путь исследования) – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

    Под учебным творческим проектом следует понимать самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до воплощения, с учетом потребностей, традиций, возможностей, обладающих определенной новизной, выполненное под контролем и консультацией учителя.

    Проектность – определенная черта современного мышления проектное мышление – процесс обобщенного и опосредственного познания действительности, в ходе которого учащиеся используют технологические, экономические знания других предметов: физике, химии, математики, необходимые для выполнения проектов.

    Слово «творчество» происходит от слова «творить», что в общественном смысле означает искать, изобретать, создавать новое и прекрасное. Оно противостоит шаблону, наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знаниях, вводит человека в атмосферу вечного поиска, создавая новые материальные и духовные ценности.

    Важной задачей обучения методом творческих проектов детей, является формирование у учащихся технологической грамотности и технологической образованности. Упор делается на развитие творческого потенциала, самостоятельности и профессионального самоопределения. Метод проектов способствует формированию у учащихся адекватной самооценки, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилию «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». Большое внимание уделяется формированию способностей оценивать идеи, исходя из реальных потребностей и материальных возможностей, а также выбирать наиболее оптимальные и экономические варианты.

    Созданная своими разумом и изготовленная своими руками вещь делает учащихся добрее, гуманнее, бережливее. Метод проектов способствует развитию эстетического вкуса учащихся. В настоящее время заметен всплеск народного творчества. Это не ностальгия о прошлом и не наша бедность, просто потребность создать красивую вещь – это содержится в генах большинства учащихся. Метод проектов, способствует выявлению и развитию задатков и способностей личности.
    Итак, проект это небольшая творческая работа, выполняемая учащимися индивидуально, коллективно или группой в конце года или четверти.

    Вся организация проектной деятельности предполагает четкое планирование. В нашем случае планирование – это тщательно продуманный перечень этапов работы школьников над проектом.

    Основные пункты :

    1. Сбор информации по теме проекта.

    2. Подготовка технологического задания, содержащего основные требования к проектируемому изделию.

    3. Определение проблемы, которая решается в ходе проектирования, разработка конструкторской и технологической документации, изготовления изделия, защита проекта.

    Цели и задачи.

    Сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребности предмета, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности.

    Тематика.

    Темы проектирования учащиеся выбирают самостоятельно или по рекомендации учителя. Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группы – временного творческого коллектива.

    Проекты рекомендуется выполнять по следующим направлениям:

    • изготовление декоративно-прикладного изделия;

    • изготовление авторского изделия.


    Порядок выполнения проекта
    Выполнение проекта осуществляется в четыре этапа.

    1. Подготовительный этап.

    1. Выбор темы учащимися, его обоснование и формирование мотивации деятельности по выполнению проекта.

    2. Определение объема знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения проекта .

    3. Составление учащимися совместно с учителем плана работы по проекту.

    4. Обучение умениям работать с литературой и другой информацией по теме проекта.

    1. Конструкторский этап.

    1. Разработка конструкции, технологии изготовления объекта труда и т.п.

    2. Разработка соответствующей документации, подготовка необходимых материалов, оборудования, инструментов и т.д. для работы над проектом.

    3. Технологический этап.

    Выполнение технологических задач, направленных на реализацию

    проекта.

    1. Заключительный этап.

    Защита проектов.
    Результаты труда, представленные к защите должны иметь этикетку, технологические описания, схемы, эскизы и другую документацию, полностью отражающую содержание выполненного проекта.

    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта