Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.1. Историко – теоретические сведения

  • 3.3. Технологические особенности вязанного кружева Вязанное кружево

  • 3.4. Региональные особенности русских счетных швов

  • Шов полукрест или «роспись».

  • 3.5. Материалы для вышивки

  • 3.6. Вышитые изделия и их роль в быту

  • 3.8. Поиск цветового решения

  • 3.9. Технологическая последовательность выполнения скатерти «Праздничная»

  • Урочные и внеурочные занятия. Организация внеурочной работы в школе как педагогическая проблем


    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеОрганизация внеурочной работы в школе как педагогическая проблем
    Дата04.03.2022
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУрочные и внеурочные занятия.doc
    ТипРеферат
    #382763
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5
    ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИЗГОТОАЛЕНИЕ СКАТЕРТИ «ПРАЗДНИЧНАЯ» ПО МОТИВАМ СЧЕТНЫХ РУССКИХ ВЫШИВОК
    3.1. Историко – теоретические сведения
    Богата наша родная земля полями, лесами, реками, недрами земли. Но истинное богатство на этой земле – ее люди, испокон веков известные своей добротой, трудолюбием, скромностью и великой мудростью. Россия всегда славилась мастерами, создавшими самобытное искусство, в котором отразилась вся духовная жизнь простого человека, его мечты и надежды, высокие нравственные идеалы [5].

    Народное искусство создавалось и видоизменялось на протяжении столетий в непосредственной и глубокой связи с жизнью и бытом народа. В его создании и развитии большую роль играли природные условия и местные условия быта, хозяйства, культуры, торговых связей, соседних отношений. Благодаря многим поколениям мастеров у каждого народа сложились свои собственные самобытные способы изготовления и оформления бытовых изделий, одежды, украшений.

    Народные вышивки издавна славятся разнообразием узоров, оригинальностью их расположения и утонченностью цветовых решений, которые создавались на протяжении столетий в зависимости от географических, исторических и культурных условий.

    Вышивания зародилось на Востоке и было известно с глубокой древности. Самые ранние и редкие его образцы – это вышитые фрагменты одежды на древнеегипетских мумиях. В Азии искусство вышивания возникло раньше, чем в древней Греции и Риме, и было заимствовано греками во время походов А. Македонского в Персию (IV в. до н.э.). Сам Александр великий заказал плащ у наиболее искусных вышивальщиц. Золотая вышивка упоминается также в «Одиссее» и «Илиаде». В Библии мы встречаем описания одежд для богослужений шитых разноцветными узорами, занавесов с вышитыми пурпурными херувимами[27].

    Самые ранние из известных вышивок выполнены шерстью, а затем стали появляться льняные, хлопчатобумажные шелковые. У древних азиатских народов вышивкой щедро украшали одежду, сапоги, ножны, конскую сбрую. Страсть к роскошным вышивкам передалась в Грецию и Рим. В Византии искусство вышивки достигло высокого совершенства, здесь также богато декорировалась одежда, конские седла и сбруя. Благодаря развитию торговых отношений с Грецией и ее колониями вышивания стало быстро распространятся в странах Европы, причем в Англии оно известно с более ранних времен.

    Крестовые походы способствовали широкому распространению вышивания. Занимались им знатные дамы и монахини. В эпоху Возражения происходит расцвет всех искусств, в том числе и прикладных. В основном вышивали по сукну или шелку золотыми, серебряными, шерстяными, шелковыми нитями.

    Трудно предположить, когда именно вышивка появилась в России. Можно проследить примерное движения этого рукоделия: Восток – Византия – Россия (кстати, многие мотивы русской вышивки имеют персидский характер). Вышивания – один из самых распространенных видов русского народного искусства. Древнейшие образцы X-XIVвв. Выполнены шелком и золотыми нитями, они найдены в погребениях знати. Этим рукоделиям занимались женщины почти всех социальных слоев: царицы и царевны, боярыни и боярышни, купчихи и крестьянки. Шили золотом и серебром, шелком, шерстью, льном и хлопком, украшали работу жемчугом, перламутром, бисером, бусинами, монетами, блестками, стеклярусом.

    Самыми распространенными способами вышивания являлись: роспись или полукрест, гладь счетная и свободная, прозрачная строчка – переветью или настилом (при этом из ткани выдергиваются нити основы и утка и получается сетка), крестик известный примерно с XVI в. (по полотну шьется только узор, по канве – узор с фоном). Вышивкой украшали предметы церковного обихода, столовое и постельное белье, одежду, детские вещи. Вышивка играла роль оберега, обязательно располагалась по всем концам ткани, швам, вырезам.

    Самые ранние образцы вышивки мы встречаем во Франции, где наиболее интересными изданиями были «Книга рукоделия» Э. Пуало (начало XIII в.) и журнал мод «Галантный Меркурий» (XVII в.) , и в Германии, где первый сборник узоров для вышивания П. Квинти был издан в Кельне в 1527 г. В России подобные издания появились позднее и по сегодняшний день они представляют большой интерес. Так, в «Курсе женских рукоделий» (1902 г.) Санкт-Петербургского издательства «Вестник моды», Рекомендованном «…во все женские заведения Ведомства учреждений Императрицы Марии при обучении шитью, вышиванию и так называемым изящным рукоделиями», описано очень большое число способов вышивания, среди которых первое место отводится вышивке крестом. Кроме привычных нам простого креста, полукреста, двухстороннего креста, двойного «болгарского» креста и звездочки там предлагается еще 10 видов швов по полотну и 40 видов швов по канве.[27]

    Искусство русской народной вышивки XVIII - начала XIX в. свидетельствует о многовековом пути его развития. Восновном вышивка была областью женского труда и творчества, и лишь в некоторых случаях ее выполняли мужчины. В Московской губерни в начале нашего века тамбурным вышиванием занимались и мужчины, уходившие в отхожий промысел на фабрики. Нередко в крестьянской семье к выполнению вышивки привлекали детей, включая и мальчиков.

    Теперь немного из истории развития ручной вязки крючком. Истоки этого мастерства следует искать в истории иголочного и коклюшечного кружева, которое было настолько дорогостоящим, что только дворянство и духовенство могло себе позволить его приобрести. Люди других сословий попытались сымитировать эти дорогостоящие кружева, дабы сделать их доступными для всех общественных классов: так увидели свет кружева ручной вязки крючком. Поначалу вязанные кружева служили лишь для украшения одежды. В эпоху Реставрации стало очень престижным отделывать кружевом изящные салфетки, скатерти и постельное белье. Маленькие сумочки самых разнообразных форм изготавливались из благородных материалов, часто вышивались жемчугом. Порой их использовали в качестве табакерок или кошельков. Воротники, жабо и манжеты, вывязанные крючком, также пользовались большим успехом.

    Веками простая тонкая ниточка, причудливо извиваясь, складывалась в прекраснейшие кружева, а рядом с ней взрослела и мужала женская душа. От матери к дочери, от бабушке к внучке передавались не только секреты мастерства, но и житейская мудрость. За тонкой кропотливой работай шел постоянный процесс воспитания будущей жены, матери. Нельзя утверждать, что крючок – панацея от всех наших бед, но польза его в духовном воспитании общества огромна и известно, что оно начинается дома, в семье, и во многом зависит от культуры быта.

    Слово «кружево» происходит от слова «окружать». В древние времена в России на скатертях, дорожках, полотенцах и в качестве отделки одежды, на рукавах, подолах, палах пришивались полоски ткани другого цвета, качества - либо вышивались, либо пускали обвязанную тесьму.[20]

    Кружевом называется также узорное ажурное полотно, которое существует как самостоятельное изделие или украшение одежды, быта это различные салфетки, скатерти, покрывала, шторы, воротники, жабо и т.п.

    Кружево бывает коклюшечное, шитое иглой (игольное), вязанное крючком. Наибольшую художественную ценность представляет коклюшечное и игольное, а вязанное крючком является лишь частичкой их, имитацией. Игольное кружево больше распространено в Европе. Тонкая и сложное кружево можно было выполнить только с появлением металлических булавок, которые известны с 16 в. именно со второй половины 16 в. начинаются появляться многочисленные кружевные изделия.

    Кружево – искусство европейское, но творческие находки русских мастериц настолько талантливы, что вошли в мировую культуру под названием «русское кружево». Русские мастерицы не только сохранили и развили лучшие традиции рукодельниц европейских стран, но и превратили кружево в подлинное национальное художественное явление, которое выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приемов, в изобразительном характере орнамента, что свойственно всему русскому народному искусству.

    В Сибири также любимым рукоделием было вязание крючком. Вряд ли можно было отыскать дом, где бы не было салфеток, подзоров, полотенец расшитых с кружевом. Пусть вязание крючком кружева не является художественно ценным, но оно прошло рядом с простой крестьянкой весь ее тяжкий многострадальный путь, украшал одежду, быт, ее тяжелую долю. Оно дошло до нас от мам, бабушек, прабабушек и сохранило тепло их рук, тайны дум, доброту сердца, трудолюбие и огромную фантазию мастериц [14].

    Вышивка и кружево – это не умирающие виды народного искусства. Замечательные произведения вышивальщиц и кружевниц, которые бережно хранятся в музеях и служат неисчерпаемым источником вдохновения для творчества наших современников. Уникальные вышитые и кружевные изделия, представляющие собой выдающиеся произведения декоративно – прикладного искусства пользуются огромным успехом на выставках и ярмарках.
    3.2.Традиционные мотивы орнаментов русской счетной вышивки.
    В процессе исторического развития у каждого народа определенный характер построения вышитого орнамента, его колорита, становились излюбленными те или иные мотивы.

    « Язык русской народной вышивки – это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяют холст и нитки, чаще всего, красные. Как и во всяком другом каноническом искусстве, в вещи характер изображений со строго определенной композицией, цветовым решением и техникой исполнения складывался веками и являет собой духовный и художественный опыт многих поколений. Корни орнамента уходят в глубокую древность . В них сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. Мастерицы помещали на предметы быта изображения солнца, женских фигур, изображение цветов, кустов, деревьев.

    Растительные мотивы сочетались в узоре с изображением птиц или зверей. Это был мир поэтических образов. Сказочные птицы павы с роскошными хвостами, скромные маленькие уточки, величавые, грациозные лебеди, горделивые кони, изящные олени с ветвистыми рогами изображались среди цветущих кустов и деревьев. Встречаются в народной вышивки русского языка.

    Мотивы цветов, деревьев, птиц, зверей, всадников и женских фигур в народном искусстве всегда были наделены емкой и многозначной символикой. Птиц-пав, изображенных по сторонам куста-дерева. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелание добра и счастья молодым. Птицы на вышивках очень декоративны, они не похожи на своих природных собратьев.

    Павлин – популярный мотив в вышивке всех русских областей. Павлин в народном представлении обычно птица женского рода. Узор под названием пава-птица, пава, иногда павлина встречают в вышивке (как и другие образцы птиц) в разных композициях, техники и стилевых решениях. Павы не основной вид птицы в архаических сюжетах с антропоморфными персонажами. Особенно они часто представлены по сторонам куста, дерева или повернуты друг к другу, идут друг за другом или изображены в виде отдельно стоящей крупной фигуры. Птица вышивалась в профиль, обобщенно с характерными признаками: хохолком и пышным хвостом» [17]

    У. Сирелиус выделил два основных вида павы в выставке Севера-Запада России. Он отметил с распушенными перьями хвоста с ромбовидными или круглые завитки на концах перьев как бы соответствуют ярким пятнам узора павлиньего хвоста. Разновидность этого изображения павы характеризуется широким хвостом, окруженным мелкими завитками-перышками.

    Второй вид – изображения павы с поднятым крылом и хвостом в виде большого горизонтального пера. Если первому виду начиная с эпохи средневековья имеются параллели в искусстве народов Европы (от Средиземноморья до Скандинавии), то второй вид характерен для России.

    Позднее древняя символика многих изобразительных мотивов была забыта. Однако, по традиции, их включали в узор свадебных рубах и полотенец как необходимый символический элемент, являвшийся залогом благополучия новой семьи.

    Орнаментальные мотивы. Народные вышивке издавна славятся

    разнообразием узоров, оригинальностью их расположения и утонченностью цветовых решений, которые создавались на протяжении столетий в зависимости от географических, исторических и культурных условий.

    Человек, живший постоянно среди природы, наблюдавший за нею уже в глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы, которыми он выражает свое восприятие окружающего мира и отношения к непонятным явлениям природы. Каждое мнение, каждый знак были полны понятного ему смысла, были одним из средств общения.

    Орнамент народных вышивок всегда тесно связан со структурой ткани

    домашнего изготовления. Стилизованные (упрощенные) изображения растительного животного мира точно передают характерные черты изображаемого предмета. В народных вышивках мастерицы довольно часто сочетали мотивы цветов и деревьев с фигурами птиц, зверей, человека.

    Орнаментальные мотивы, располагаются по всей поверхности изделия или какой-то его части (середине, углах, краях) не только украшали, но и подчеркивали его форму и размеры. Они состоят из широких и узких, продольных и поперечных фигур-раскидок, волнистых и зубчатых краев и т.п.

    Современные варианты расположение орнаментов на том или ином изделии зависит от его назначения, размеров и формы, вкуса и чувства меры вышивальщицы, и знания традиций и фантазии. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым. Фон изделия всегда подчеркивает ритмичность повторение каждого отдельного мотива и фигуры.

    Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись,

    сочетались с другими фигурами, создавая узоры-рисунки. Так возникли орнаменты – последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Основные назначения орнамента украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму.[14]

    Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. Термин «орнамент» связан со словом «украшением».

    Язык каждого орнамента тесно связан с историей и культурой народа, его восприятия окружающей среды. Создатели орнамента все время обращались к природе, используя увиденное, не копировали его, а перерабатывали, упрощая (стилизуя) и сохраняя самое характерное, наиболее близкое к национальному характеру, местным особенностям, эстетическим вкусам, понятиям о красоте.

    Народные мастерицы создавали узоры отличающие большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались раздельные наблюдением окружающей их природы со сказочным представлениям. Творчески обдуманное соединения отдельных элементов называется композицией и складываются из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.

    В русском орнаменте, как и в русском искусстве в целом отражаются национально-самобытная, проявленная в культуре каждого народа. Несмотря на многообразие проявлений, русское народное искусство отличается большой любовью к природным формам, плавному песиному ритму.

    Орнаментальные мотивы можно сгруппировать следующем образом: 1) геометрические мотивы (как составная часть сюжетной вышивке); 2) зооморфные мотивы, включающие орнитоморфные, тератологические мотивы; 3) растительная орнаментика; 4) антропоморфные мотивы, подразделяемые на две группы а) архаические, отражающие древние мифологические представления, б) бытовые или жанровые.

    Зооморфные мотивы - птицы один из любимых и наиболее распространенных образцов русской северной вышивке. Чаще всего образ птицы обобщен, в нем трудно определить ее вид. Птицы изображаются в сложных архаических сюжетах.

    Растительные мотивы - растительный мир занимает видное место в орнаменте русской выставке 18 начало 20-х веков. Растительные узоры издавна были известны в древнерусском прикладном искусстве, в архитектуре с 10 по 18 века, в рисунках заглавных букв рукописи с 12 по 14 века. На колтах, наручах изображались ростки крины. Мотив мирового дерева или дерева жизни, был известен в искусстве Восточной Европы. Особое значение дерева, растительности выступает и в вышивках с 18 по начало 20 веков. Дерево составляло центр композиции, которому обращены животные, птицы, дерево являлось объектом поклонения всадников или всадниц. Растения, деревья выполнялись в строгом геометрическом стиле с двумя или более особо выдел иными, длинными ветвями, нередко с корнями (двумя или тремя) или на треугольном основании, которое можно рассматривать, как корни, изображенное обобщено. Деревья отмечены ромбами, крестообразными фигурами.[17]

    Украшенные вышивкой изделия имеет многообразные бытовые функции. Чаще всего это традиционные или связанные с традиционными обычаями, обрядами и поверьями предметы, изделия, предназначены для народов. В них сочетались (как и в других видах народного творчества) утилитарное и декоративное значение. В 19 начале 20-х веков заметно усиливалась их декоративная сторона.

    Современные художники различных уголков России, используют богатое наследие вышивального искусства своего края, творчески перерабатывая традиционные мотивы народной вышивке, вводят их в орнамент современных изделий.
    3.3. Технологические особенности вязанного кружева
    Вязанное кружево можно разделить на три группы:

    1. продольное кружево;

    2. поперечное кружево;

    3. кружевное полотно; а) ажурное кружево, б) филейное, г) поперечное. Продольное кружево – вяжется рядами по всей длине изделия к

    которому оно будет пришито и заканчивают выполнением или оформлением зубцов. Поэтому продольное кружево не отличается большим разнообразием зубцов, но зато его легко сделать пышным в виде оборок. Кружево лучше изготавливать отдельно от ткани, а затем пришивать, т.к. ткань изнашивается быстрее, а кружево можно использовать многие годы.

    Поперечное кружево вяжется короткими рядами от кромки до конца зубцов, которым можно придать любую форму: остроконечную, серповидную, овальную, округлую. В ней нужно связать только, один зубчик, а все остальное является повторением. На основе поперечной каймы можно сделать много изделий.

    Гипюрное кружево наиболее сложное т.к. оно выполняется из отдельных связанных фрагментов (листиков, цветочков, кружков, квадратиков), которые соединяются затем в полотно изделия, с помощью заполняющих элементов. Композиция изделия составляется по замыслу вязальщицы.

    Филейное кружево – этот вид каймы самый распространенный. Вязание каймы по клеткам, очень похоже на старинную русскую вышивку перевить. Может быть поэтому оно было так любимо рукодельницами и очень часто встречается в качестве отделки на подзорах, полотенцах, женской одежде.[20]

    3.4. Региональные особенности русских счетных швов
    Способы вышивания подразделяются на две группы:

    1. Счетная техника, выполняемая по счету нитей ткани (более

    древняя).

    1. Несчетная техника выполняемая по намеченному контуру рисунка.

    Первая называется по числу, по расчету, вторая по наводу. К первой

    группе относится вышивка: а) по цельной ткани – набор, двусторонней шов, косой стежок, крестик, по счету нитей ткани, счетная гладь и д.р.

    б) по разреженной ткани – различные виды строчки. Ко второй группе относятся тамбур, несчетная гладь, крестик по канве и т.д.

    К наиболее древним и распространенным швам русской вышивки относят счетные швы. Эти швы называются счетными по тому что ими застилают узор, отсчитывая нити ткани. Стежки вышивке ложатся ровно на поверхность ткани.

    Счетная гладь. Это вышивка двухсторонняя. Выполняют ее по счету нитей стежками плотно прилегающими друг к другу толстыми нитками, не стягивая ткань. Сделав первый стежок на ткани, иглу выводят рядом с проложенным стежком и выполняют второй стежок и т.д. Счетной гладью обычно выполняют различные геометрические орнаменты – треугольник, ромбы, квадраты, полосы и т.п. Направления стежков может быть различное: прямое (горизонтальное и вертикальное), косое (с различным наклоном стежков). В прямой глади стежки располагаются вдоль нитей ткани, косой – с наклоном влево или право.

    Крест – простой. Выполняют его в такой последовательности: первый стежок – снизу справа вверх налево. От первого ко второму рабочая оходит на изнаночной стороне по вертикалям сверху вниз. Если надо выполнить несколько крестиков, расположенных рядом по горизонтали, то выполняют с начало первые (нижние), затем все вторые (верхние).

    Таким образом на изнаночной стороне получаются прямые стежки, расположенные по вертикалям. В зависимости от узора они могут быть расположены и по горизонталям, но не по диагоналям. При вышивке крестиков, расположенных по диагонали, в каждом втором крестике выполняют с начало верхний стежок, а затем, подведя под него иглу с рабочей ниткой, - нижний стежок. Все верхние стежки должны иметь одно направление (Прил.№6 ).

    Двусторонний крест – выполняют в 4 приема: сначала все нечетные, затем все четные крестики, располагая их между выполненными раннее.

    Двойной крест выполняют из четырех стежков, из них 2 диагональных и 2 прямых. Первый стежок надо сделать по диагонали снизу слева вверх направо, второй по горизонтали в направлении справа налево, третий – по вертикалям в направлении снизу вверх. Иглу с ниткой выкалывать на лицевую сторону в правом верхнем углу клетки. Начиная вышивать второй крест, первый стежок следует располагать по диагонали сверху слева вниз направо, а последний (вертикально слева вниз направо, а последний (вертикальный) в направлении сверху вниз. Для крестика отсчитывают по утку и основе четное число нитей.

    «Наборы» бывают горизонтальные и вертикальные. «Наборы» выполняют только по счету нитей ткани. Геометрический узор выполняют движением иглы с рабочей ниткой по всему узору то слева направо, то справа на лево. В соответствии с узором надо делать стежок, затем пропуск, снова стежок и т.д. Таким образом набрать нитки, ткани до конца узора по принципу шва «вперед иголку». На изнаночной стороне получается негативный узор.

    Шов полукрест или «роспись». Шов «роспись» выполняют двукратным движением иглы с рабочей ниткой по всему узору. Сначало швом «вперед иголку» надо обвести контур узора, выполняя по пути мелкие детали, расположенные с внешней стороны контура. Затем движением иглы в обратном направлении заполнить пропущенные места и детали узора, расположенные внутри контура. Узор получается четким, если все прямые стежки будут одинаковой длины, а между стежками не будет просветов ткани и рабочая нитка не закроет дважды один и тот же интервал.

    Шов «косая стежка». Если представить, что косой стежок шва является третьей стороной треугольника, то первая (горизонтальная) и вторая (вертикальная) стороны относятся одна к другой, как 1:2, например: по горизонтали отсчитывают 2 нити ткани, а по вертикали –4 или 3:6, 4:8 и так далее. Шов можно выполнить по вертикали, горизонтали и диагонали. Нитка по изнаночной стороне располагается по вертикали или горизонтали.

    3.5. Материалы для вышивки
    Материалом для вышивки служит основа, на которой она выполняется (ткань, кожа, замша и т.п.), и то, чем вышивают или расшивают – нитки из волокнистых веществ растительного или животного происхождения, из металла, а также жемчуг, бисер, волос, солома и прочее. У восточных славян древнейшими были ткани льняные, конопляные и из овечьей шерсти.

    Ткани (холст, пестрядь) использовали для собственных нужд крестьянской семьи и лишь отчасти шили на продажу. Основным материалом для вышивки был холст (полотно, порто) из льна – в северных и центральных областях и конопли (и поскони) и льна – в южной областях. Для вышивки шло преимущественно тонкая отбеленное полотно, вытканное из лучшего льна – кужели. (Новгородская губерня). Полотно такого качества называли новина (Ярославская, Костромская губернии) или устина (Олонецкая губерния). Термины эти упоминались еще в древних письменных источниках. Домашняя шерстенная тонкая ткань и сукно также нередко служили материалом для вышивки.

    Хлопчатобумажные ткани все больше начели входить в крестьянский обиход в XVIIIв, а особенно в XIX в. Для вышивки шел каленкор, миткаль, кисель. В строчевом и гладьевом шитье материалом служили батист, маркизет, тонкое фабричное полотно и т.п.

    Материалом для вышивки издавна служили шерстенные, льняные нитки. Уже в древности восточные славяне использовали привозные шелковые, хлопчатобумажные нитки. В XIX в. шерстенными нитками, окрашенными корнями марены в красный цвет, вышивали рубахи, полотенца и другие вещи, в южнорусских губерниях. В ряде мест вышивка шерстью предшествовала вышивке другими материалами (Рязанская, Тверская губернии).

    В Северных губерниях применяли льняные отбеленные или окрашенные (преимущественно в красный цвет) нитки, которые в XVIII-XIXвв. были почти вытеснены хлопчатобумажными. Имеются прямые доказательства на то, что в начале первой половине XVIIв. Красную хлопчатобумажную пряжу привозили в Москву и на Макарьевскую ярмарку из Крыма и Турции (через Украину), т.е. тем же путем, каким привозили и кумач, поэтому ее называли «крымской». В Вятском областном словаре 1772 г. упоминается досталь – красные бумажные нити. Интересно отметить, что кумак – хлопчатобумажную пряжу алого цвета русские коробейники доставляли в Прибалтику в XVIII-XXX вв. В Эстонии ее использовали для тканья и вышивки узоров по льняной ткани.
    Также для вышивки брали тонкий льняной пеньковый отбеленный домотканый холст, поверхность которого по счету нитей ткани позволяет точно повторять даже сложные узоры. Леш во второй половине XIX века все чаще стали применять хлопчатобумажные, коленкор, кумач и листкаль. Нитки- льняные или шерстенные своего изготовления, окрашенные специально изготовленными красителями. Вышивали счетную гладь в старину нитками белого, серого и красного цвета. И в наше время это сочетание создает прекрасные вышивки. Игра света и тени ниток, положенных по узору, создает впечатление разных оттенков. Для вышивки счетной гладью нужно иметь ткани равномерного переплетения, на которой легко отсчитывать нити. При работе не следует туго натягивать нити.

    Сейчас этой техникой вышивают различными материалами, нитями – шелком, шерстью, мулине, как толстыми, так и тонкими. Для нашего изделия была выбрана ткань двунитка, так как она подходит по требованиям предъявленным к тканям, используемых для вышивки по счету нити имеет полотняное переплетение, одинаковый рапорт по основе и утку, имеет минимальную усадку.
    3.6. Вышитые изделия и их роль в быту
    Художественные вышивки широко и разнообразно применяются для украшения современного интерьера. С традиционными атрибутами украшение жилища (скатерти, дорожки, салфетки, полотенца).

    Вышивка широко используется для украшения праздничной одежды, скатертей, концов полотенца, все это было украшено орнаментальными узорами. Красочными и разнообразными были плотенца, которые не только применялись в быту, но также традиционным русским подарком: на свадьбе жениху, всей его родне, свахе, дружкам и почетным гостям.

    Полотенце играло в народной жизни важную роль в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Полотенце развешивали в избе. Их красочные узоры оживляли ее бревенчатые стены, придавая праздничность, делая жилище нарядным. В прошлом крестьянский стол для трапезы, как правило, как покрывали скатертью столешником. После трапезы крошки со столешниц встряхивали в ведро, так как крошить хлебом и сорить крошками считалось грехом. Нарядные скатерти предназначались для свадьбы, праздника, особенно для пасхи и постилались под иконы, когда священники обходили дома для совершения молебна. В Устюженском у. Такая скатерть называлась запасной, ее берегли и расстилали только под иконы. Намогильную скатерть постилали на могилку во время поминальной трапезы, совершавшейся на кладбище.

    В словаре Ожегова с.и. дается такое определение. Скатерть – изделие из плотной ткани, которым покрывают стол. Обеденная скатерть была льняная.[21] Скатерти – столешницы ( скатерти, салфетки) сшивали обычно из двух полотнищ холста. Размеры крестьянского столешника – примерно0,75- 1,5 м, иногда ширина их достигает 90-95см, а длина почти 3 м. Ткани скатерти были белыми или расцвеченной другими нитками – обычно делали узорной с помощью браной техники тканья или способом многоремизного ткачества. Ткань называлась бранной, узоры были кругам, преничком (прямоугольниками) и др. Бранная скатерть упоминалась в былинах.

    Частью торжества был праздничный стол. Каждая такая скатерть была самобытна и отражала устойчивость местных орнаментальных мотивов. Скатерть в наше время, украшает повседневный быт, являясь неотемлемой частью торжества, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной. И мы решили создать свою скатерть – столешницу и декорировать ее орнаментом вышивки и кружевом.

      1. Разработка композиции скатерти и ее выполнения



    Композиция – процесс создания художественного произведения, составление его частей в единое целое.

    Характер композиции зависит от идейного замысла художника. Постоянное наблюдение окружающей среды питает творческое представление мастера, возбуждает стремление воспроизвести ее средствами искусства, в частности вышивки.

    Вышивка позволяет специфическими средствами, в опосредственной условной форме обусловленной традициями народного творчества, воспроизвести окружающий мир. Одной палитрой красок можно передать разные чувства: радость и печаль, ожидание и надежды. Повторение элементов и творческое применение их в определенной композиции, удачный подбор цветов рисунка создают своеобразный ритм а орнаменте, помогает художнику достигнуть конечной цели – передать общее впечатление. Художник старается внести в каждую свою работу что-то новое, оригинальное.

    Геометрический орнамент состоит из разнообразных простейших элементов, являющиеся средством не только декоративно-эстетического, но и символического языка. Геометрическим рисункам свойственны стройность, четкость.

    Характер композиции в большей степени определяется ритмом – закономерным чередованием отдельных элементов или групп элементов в орнаменте, что способствует достижению выразительности композиции четкости ее восприятия.

    Для композиции узоров русской вышивки наиболее характерна – симметрия – закономерное расположение основных линий, форм, красок относительно горизонтальной или вертикальной осей симметрии. Рисунок может быть построен относительно одной оси симметрии, основанный на зеркальном повторении рисунка. Построение композиции может быть основано на принципе равновесия, когда части узора уравновешивают друг друга.

    Часто узор строится в замкнутой плоскости, ограниченной какой либо геометрической формой. В зависимости от форм изделия и замысла исполнителя расположение и форма может манятся. Мы проанализировали различные варианты композиционного решения скатерти.

    Вариант № 1.

    Декор расположен по всей поверхности скатерти по принципу счетного орнамента.

    Вариант № 2.

    Орнамент располагается в углах скатерти, края и центр не орнаментируются.
    Вариант № 3.

    Орнамент располагается в углах скатерти, т.е. декорируется только столешница, а края остаются свободными от декора.

    Вариант № 4.

    Орнамент располагается по краям скатерти, углы не орнаментированы.

    Вариант № 5.

    Орнамент располагается по периметру, углы не акцентированы.

    Вариант № 6.

    Декор на скатерти располагается в центре и по углам скатерти. Мотивы могут быть одинаковыми, а могут представлять собой варианты одного мотива.

    Вариант № 7.

    Орнамент расположен в центре и по краям скатерти (углы не орнаментированы). Мотивы в центре и по краям – вариации одного мотива.

    Вариант № 8.

    Орнамент располагается по всему полю скатерти в виде концентрических замкнутых полос, размер которых к центру уменьшается. Орнамент или отдельные его элементы в разных полосах могут повторятся. Ширина полос может быть, как одинаковой, так и разной (более широкой по краям скатерти, наиболее узкой к центру и наоборот).

    Вариант № 9.

    Декор на скатерти расположен по краям, акцентированы углы скатерти. Столешница декорирована по периметру полосой меньшего размера малой полосы присутствуют в орнаменте большой.

    Проанализировав вышеприведенные варианты композиционно – схематического решения скатерти, мы оставили вариант № 4.


    Рис. 1-8.Варианты композиционного решения скатерти.





    Скатерти бывают прямоугольные, квадратные, круглые, овальные. Это зависит от того, на стол какой формы предполагается ее стелить от количества человек сидящих за столом. Учитывая особенности счетной вышивки, мы остановили свой выбор на скатерти квадратной формы. Так как она является боле удобной и ее можно использовать, как на круглом, квадратном, так и на овальном, прямоугольном столах, в эту форму орнамент хорошо вписывается. Из множества вариантов композиции был выбран вариант № 4 орнаментальные мотивы располагаются по краям скатерти углы не орнаментированы.

    Данная композиция характерна для русской вышивки. Мы продумали художественное решения в целом, определили расположение узоров на плоскости, отдельных его частей, пропорций, элементов.

    Основным мотивом является сказочная птица пава с пышным хвостом. Птицы на вышивке декоративны, не похожи на своих природных собратьев. Птицу и древо вышили в знак любви и пожелания добра и счастья молодым.

    Птицы располагаются по обеим сторонам древа. Таким образом композиция вышивки трех частная, что соответствует традиционным канонам декора вышитых народных изделий. Вышивку дополняет кружево, как отделка скатерти.

    За основу композиционного орнамента нашей скатерти выбрали наиболее характерные по композиции и технике исполнения для изделия образы русской северной вышивки.

    Декорированность изделия достигается путем активного использования цвета ткани, активного использования цвета ткани, кружева, фактуры.
    3.8. Поиск цветового решения
    Красный цвет в вышивки – один из основных. Оттенки его разнообразны, что зависит от материала ниток и ткани (бумага, лен, шелк, шерсть, и т.п.), от использованных для них красок: минеральных, растительных, животных или фабричных химических красителей. Красный цвет в русских документах XVI -–XVII вв. в зависимости от оттенков именовался: алый, червчатый, черемный, смородовый, маковый, брусничный, вишневый, кирпичный и т.д. Многие из этих названий сохранились в народе до настоящего времени. Слово «красный» в русском языке означало красивый, прекрасный, лучший.

    Отсюда видно то особое значение, которое придавалось красному цвету.

    Известно, что, цвет и сочетание цветов имеют определенную семантику. Красному цвету отдавали предпочтение многие народы Европы и Азии с древности. У некоторых из них он считался священным или ему придавали апотропейное значение.

    Наиболее красивые узоры получаются при использовании ниток одного цвета, по традиции ярко-красного или при сочетании двух основных цветов красного и черного. Вышивки красными нитками привлекают четкостью и гармоническим, ритмическим сочетанием белого фона с красными нитками орнамента.

    До XVII – XIX века в народной вышивке доминировал красный цвет. Рядом с красным чаще других использовались три дополнительных цвета: синий, зеленый и желтый. Красный цвет когда-то имел символический смысл. В народе верили, что красный цвет обладает чудодейственными свойствами и связывали его с представлениям о свете, об утренней заре, о весне. Красные узоры крестьянской вышивке воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способна дать жизнь всему живому. С течением времени теряется его символическое значение превращаясь лишь в художественную традицию.

    Белый цвет связывался в народный представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Видимо, не случайно фон на тканях называли мастерицы «земля». Белый цвет в вышивке олицетворял женское начало.

    Местные особенности включали в себя определенные цветовые сочетания. Так что опытный знаток по цвету может определить территорию, где по всей видимости, была выполнена вышивка. Каждый из цветов несет определенную смысловую нагрузку. Цвет подобен отражению физического и эмоционального состояния человека. Считается, что красный цвет способен возбуждать активность, укреплять, но если с ним переборщить, то он способен утомить, подействовать как раздражитель. Оранжевый и красный ассоциируется с слиянием солнца, огнем, кровью, зрелостью. Естественно что, при использовании этих цветов в изделии проявляется радость, стремление к светлому, доброму.

    Так, изучив историю и проанализировав цветовые сочетания для своей работы мы выбрали белый фон и красные нитки, так как все это является традиционным для счетной глади. Сочетание белого фона и кружева с красными нитками придает скатерти восприятие четкости, гармоничности, ритмичности.

    3.9. Технологическая последовательность выполнения скатерти «Праздничная»

    Для изготовления скатерти нам необходимо было выполнить следующие этапы:

    1. Выбор и подготовка материалов и инструментов к работе.

    2. Выбор техники вышивки и узора кружева.

    3. Расчет размеров деталей скатерти.

    4. Раскрой деталей скатерти.

    5. Вышивка деталей скатерти.

    6. Обработка срезов скатерти.

    7. Соединение деталей скатерти.

    8. Обработка краев скатерти.

    9. Окончательная отделка.

    1. В нашем распоряжении был материал двунитка. Ткань двунитка бежевого цвета с четко выраженным переплетением, но может быть изменена с помощью отбеливания. Проводился эксперимент, два одинаковых по размеру кусочка подвергали обработки. В первом случае раствором «Белизны», в течении 20 минут (1/2 стакана на 1 литр воды). Во втором случае воздействовали раствором 30 минут (3/4 на 1 литр воды). Оба образца дали значительную усадку. В результате желаемая белизна была достигнута во втором случае. Перед работой нитки мулине, обработали раствором (2ст. ложки 9% уксуса на 1 литр воды 90 – 100 С.) для устойчивости и прочности крашения (прил. № 5 ).

    2. Из рассмотренных нами различных техник, мы выбрали для декорирования скатерти технику счетная гладь (прил.№ 6). Для этого нам пришлось выполнить образцы в техники крест, счетная гладь и проанализировать их. Вышивка счетной гладью дает более плотное заполнение, ее стежки расположены параллельно, хорошо связаны со структурой ткани. Итак же, нам пришлось выполнить и проанализировать различные варианты кружева. Выбрали те, которые наиболее хорошо сочетаются с техникой счетной вышивки (прил. № 9).

    3. Выполнили контрольные образцы вышивки, фрагмента мотива птицы и сделали расчет. На первом образце стежков 3x4 размер вышивки 38 см. На втором образце стежков 4x5 размер вышивки 50 см. Мы выбрали первый случай при таких параметрах размеры более оптимальны (прил. № 7).

    4. Прежде чем приступить к вышивки, мы выровняли ткань по основе и утку. Края ткани выравнивали так, сначала выдергивали крайнюю нить и по ней отрезали. Ширину и длину изделия намечали таким же образом.

    5. Композиция вышивки трех частная. Птицы располагаются по обеим сторонам куста дерева. Вышивка с изнаночной стороны должна выглядеть так же красиво и аккуратно, как и с лицевой. Поэтому мы остановили свой выбор на техники счетной глади.

    6. Обработка кружевом квадратов (прил.№ 9 ).

    7. Соединения квадратов между собой выполняли обвязкой квадратов.

    8. Законченность этой модели придает скромная кайма с геометрическими узорами и зубчатым краем. Элементы кружева такие же, как и в соединительном кружеве, только количество рядов обвязки больше (прил. № 9).

    9. В окончательную отделку скатерти входит, чистка изделия и подкрахмаливание.

    Для определения себестоимости скатерти и норм времени на изготовление, мы выполнили следующие расчеты (таблица № 1, № 2).

    Таблица № 1

    Расход материалов для скатерти.




    Наименование

    Кол-во

    (штук)

    Расход

    (м)

    Расход

    (гр.)

    Цена

    (руб)

    Сумма

    (руб)

    1

    Ткань двунитка




    4,50




    18

    80

    2

    Нитки мулине

    10

    160

    2

    4

    40

    3

    Нитки «Снежинка»

    9




    25

    9.30

    83.70

    4

    Итого













    203.70


    Таким образом себестоимость скатерти составляет 203 рубля 70 копеек.
    Таблица № 2

    Определение норм времени на изготовления скатерти




    Наименование этапа

    Кол-во эл-ов

    Кол-во часов

    1

    Раскрой ткани

    9

    15

    2

    Вышивка

    4

    185

    3

    Сборка деталей

    9

    165

    4

    Оформление скатерти




    72




    Всего




    437


    При работе определили количество часов на выполнение скатерти 437 часов.

    Заключение



    В данной работе было проанализировано значение кружковой работы в воспитании личности ребенка. При написании своей работы мы исходили из понимания, что правильно организованная и систематически проводимая кружковая работа несет в себе большие воспитательные возможности.

    Сегодня для нас очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры. Поэтому мы убеждены, что оно может быть основой в воспитании нравственных, эстетических и др. качеств личности, так как позволяет обратиться к истокам национальной культуры, показать связи русского народа с искусством народов мира, установить духовную связь поколений.

    Организованные кружки декоративно-прикладного искусства имеют огромное значение для нравственного и эстетического воспитания школьников. Элементы культуры, знания о людях и окружающем их мире, о добре и зле, безобразном и прекрасном в жизни и в искусстве живо воспринимаются детьми. Функции воспитателя, разумно направляющего процесс развития личности, - это ставить школьника в позицию активного деятеля, вооружить его такими способами деятельности, которые дают возможность раскрыть его потенциальные способности.

    Нами были проанализированы и рассмотрены различные формы внеклассной работы, даны рекомендации по организации кружка и разработана программа кружковой работы, которая, надеемся, окажет необходимую помощь студентам и преподавателям в процессе их самостоятельной творческой деятельности.
    Таким образом, в данной работе нам удалось, на наш взгляд показать, что кружковые занятия способствуют формированию духовно развитой личности, способной к эстетическому познанию мира и культуры. Через систему организованных занятий на основе развития различных навыков и умений формируются важные качества личности школьника, связанные с национальным самосознанием - чувство своей причастности к народу, к его истории и культуре.

    В практической части дипломной работы мы рассмотрели историю возникновения и развития вышивки и кружева, охарактеризовали технические приемы вышивания. В результате этой работы выполнена скатерть «Праздничная» в технике счетных швов и вязаного крючком кружева.
    БИЛИОГРАФИЯ
    1.Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений-2изд., стериотип.-М: Изд.центр»Академия»,1999

    2.Богусловская И.Я.Русская народная вышивка.- М: «Искусство», 1972

    3.Воспитание школьников во внеучебное время: Сб.метод.материалов в помощь организаторам внеклассной и внешкольной воспит. Работы с учащимися.\Под ред.Л.К.Балясной,сост. Т.В.Сорокина.-2изд.,испр. –М:Пр,1980

    4.Вульф Б.З.,Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы:Содерж. и метедика деятельности.-2изж; перераб. и доп.-М:Пр,1983

    5.Вяжите крючком. Альбом №1\Сост.Софейкова Т.Ф.,Абакан

    6.Гасюк Е.О.,Степан М.Г.Художественное вышивание:Альбом.-Киев: Вища школа.Гл.изд-во,1981

    7.Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших шк-ов во внеклассной работе;Кн. для учителя нач.классов.-М.:Пр,1985

    8.Дюжик М.И. Планирование внеурочной и внешкольной воспитательной работы\\Кл.руководитель-1998-№8

    9.Изобразительные мотивы в русской народной вышивки: Музей народного искусства.Соств. П.П.Дурасов, И.П.Яковлева.М.:Сов.Россия 1990

    10.Козаренков В.И.Внеурочные занятия школьников по учебным предметам:Учеб.пособие Ростов и \Д:РГПИ,1994

    11.Коджаспирова Г.М.,Коджаспиров А.Т. Педагогический словарь:Для студентов: Выш и сред.пед.учеб.заведений.-М.-Академия,2000

    12.Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников:Основы дизайнообразования:Учеб.пособие для студентов сред.пед.учеб.заведений.-М: Изд.центр «Академия» 1999

    13. Кузнецов В.П., Рожнев АА Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учеб.пос. для уч-ся пед.уч-щ по специальности №2001 М.:Пр.,1981

    14.Литвинец Э.Н. Учитесь вышивать сам –1998-№4

    15.Лихачев Б.Т. Педагогика.Курс лекций:Учеб.пос. для студ.пед.учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК-М.:Юрайд,1998

    16.Лында А.С.Методика трудового обучентя:учеб.пос. по спец. «Общетехнич.дисциплины труд»,М.:1987

    17. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник.М.:Наука,1978

    18.Методика изучения коллектива, общения личности.Сост: Кучменко А.В.,Чупаров Л.Ф.,Абакан,1978

    19.Методика обучения технологии. Книги для учителя.Под ред. В.Д.Симоненко – Изд.Ишемского государственного педагогического института.НМЦ «Технология». Брянск-Ишим,1998

    20.Методические рекомендации для руководителей кружков вязвния.\Сост. Софейкова Т.Ф., Абакан,1991

    21.Ожегов С.И., Щведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений\Российская Академия Наук.Институт русского языка;Российский фонд культуры;-М:АЗЪ,1993

    22.Педагогика:педагогические теории, системы, технологии:Учеб, для студ. Высш. и сред.учеб.заведений\С.А.Смирнова,И.Б.Котова; Под ред.С.А.Смирнова.-3 изд.испр и доп.-М.:Издательский центр «Академия»1999

    23.Педагогика:Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов\Ю.К.Бабанский,В.А.Сластенин и др.; Под ред.Ю.К.Бабанского.-2 изд.,доп. и перераб.-М.,Просвещение 1998

    24.Словарь Том 1 И.А.Каиров (гл.редактор) Н.К.Гончарова

    26.Творческий проект учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ. Книга для учителя под ред. В.Д.Симоненко.- Научно методический центр «Технология».-Брянск 1998

    27.Чечета Е. Дамские рукоделия: немного истории


    Хакасский государственный университет им. Н.Ф.катанова

    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта