|
Лабораторная работа «Ощущение и восприятие». Лабораторные 2 семестр. Ощущение и восприятие
Лабораторная работа № 6 Тема: «Воображение» Методика: «Исследование творческого воображения»
Цель: оценить особенности творческого воображения
Объект: воображение
Предмет: творческое воображение
Материал и оборудование: бланки с напечатанными на них тремя словами: шляпа, дорога, солнце; стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.
Процедура исследования: испытуемым предлагается в течение 10 минут составить из трех слов как можно больше предложений.
Инструкция: «Прочитайте слова, написанные на бланке, и составьте из них
возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое из них входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу отводится 10 минут. Если все понятно, тогда начинаем!»
В процессе исследования экспериментатор фиксирует время и по истечении 10 минут дает команду: «Стоп! Работу прекратить!» Испытуемые:
№1- мужчина, 22 года
№ 2- женщина, 45 лет
№ 3- женщина, 50 лет Стимульный материал: дерево, тропа, сумка Показатели воображения:
- 3 уровня проявления творчества (определяется по максимальному баллу за предложение): 6- высокий; 5-4 – средний, 2-1 – низкий уровень
- продуктивность творчества - сумма баллов за все придуманные испытуемым в течение 10 минут предложения (только при сравнении испытуемых).
Представление данных испытуемых
Протокол испытуемого №1 № п/п
| Предложения
| Оценка предложения в баллах
| 1.
| Дерево перегородило тропу, и я, взяв сумку, отправился на рынок.
| 5
| 2.
| Идя по тропе, я понял, что сумка мешает мне перелезть через дерево, пришлось его обойти.
| 4
| 3.
| Продолжая идти по тропе, я думал о том, что зря люди придумали сумки, это очень неудобно, когда твой путь перегородило дерево.
| 6
| 4
| Чем портфель хуже сумки, ведь дерево-предмет неодушевленный, а значит, не понимает, что мешает на тропе по пути на рынок, а с сумкой перелезать через него неудобно вдвойне.
| 6
| 5
| Вообще, я очень люблю деревья, да и сумками пользуюсь редко, но сегодня, выйдя на эту тропу, все же обстоятельства сложились против меня.
| 6
| 6
| И зачем еще нужна тропа, если на нее может упасть дерево и перегородить путь в день, когда в руках сумка?
| 6
| 7
| Дерево не меняет моё отношение к тропам и сумкам, поэтому даже осенью, когда идет проливной дождь и надо обходить его по лужам и грязи, я по прежнему буду любить деревья.
| 6
| 8
| Сумка, как аксессуар, предназначенный для удобства, помогает лучше познать себя, идя по тропе, случайно перегороженной деревом.
| 6
| Сумма баллов
| 45
| Протокол испытуемого №2 № п/п
| Предложения
| Оценка предложения в баллах
| 1.
| Когда я гуляю по саду, то иду по своей любимой тропе, любуясь деревьями и обязательно беру с собой сумку, чтобы собирать цветы.
| 4
| 2.
| Когда я шла по любимой тропе, моя сумка случайно упала и зацепилась за ветви дерева.
| 5
| 3.
| Дерево не позволило моей сумке упасть на тропу, которая была пыльной.
| 5
| 4
| Это дерево меня привлекло незначительным событием, спасшим мою сумку, так же, как когда-то полюбилась мне эта тропа.
| 6
| 5
| Я сняла свою сумку с ветвей, мысленно поблагодарив дерево и направилась дальше по тропе.
| 6
| Сумма баллов
| 26
| Протокол испытуемого №3 № п/п
| Предложения
| Оценка предложения в баллах
| 1.
| Если ты идешь по тропе, окруженной деревьями, которые дают плоды, нужно взять сумку для их сбора.
| 4
| 2.
| Чем больше сумка и длиннее тропа, тем больше плодов с деревьев – фруктов и ягод, можно собрать.
| 3
| 3.
| Оставив сумку дома, можно пожалеть, особенно если в сезон деревья дают много плодов, а тропа без препятствий.
| 4
| 4
| На тропе под деревом лежала чья-то сумка.
| 4
| 5
| На тропу выскочил хозяин сумки и я с испугу спряталась за дерево.
| 6
| 6
| Дерево показалось мне надежным защитником, когда тебя пугает прохожий, идущий за тобой по тропе, ведь не знаешь, может он хотел вырвать твою сумку?
| 6
| 7
| Если брать с собой сумку по тропе, на которой растет много деревьев с плодами, нужно быть готовым к тому, что ты такой не один.
| 4
| Сумма баллов
| 31
| Таблица 1
Результаты исследования творческого воображения
Испытуемые
| Проявление творчества
| Продуктивность
| Максимальный балл
| Уровень творчества
| Сумма баллов
| Ранг
| №1
| 6
| высокий
| 45
| 1
| №2
| 6
| высокий
| 26
| 3
| №3
| 6
| высокий
| 31
| 2
|
Из таблицы 1 видно, что все испытуемые демонстрируют высокий уровень развития творческого мышления. Однако, испытуемый №1 выделился среди всех участников тем, что составил из 3х данных слов последовательно связанные между собой предложения, образующие небольшой рассказ и, тем самым, продемонстрировал максимальный уровень проявления творческого воображения, и максимальную продуктивность. Испытуемые №2 и №3 старались проявить свое творческое воображение, но были меньше заинтересованы в составлении последовательности и общности смысла предложений. Вывод: в результате исследования у всех испытуемых выявлен высокий уровень творческого воображения. По уровню продуктивности воображения первую позицию занимает испытуемый №1, вторую – испытуемый №3, третью – испытуемый №2.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
|
|
|