Главная страница

план. План. Основы профессиональной этики и этикета муниципального служащего на примере Администрации города Нижнего Новгорода


Скачать 162.4 Kb.
НазваниеОсновы профессиональной этики и этикета муниципального служащего на примере Администрации города Нижнего Новгорода
Дата04.03.2022
Размер162.4 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПлан.docx
ТипДокументы
#383071
страница2 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

Глава 1. Этика как явление: теоретические аспекты

    1. Понятие этика и этикет, категории и специфика этики


Термин «этика» — древнегреческого происхождения (греч. ethika). Слово «этика» явилось производным от ethos, обозначавшего первоначально местопребывание живых существ. В этом смысле оно встречается еще в «Илиаде» Гомера. Позднее оно приобрело новое значение: образец, внутренняя форма, обычай, привычка, нрав1.

В научный оборот это понятие ввел Аристотель (384—322 гг. до н.э.), дав первое систематизированное изложение этики как теоретической науки. Этикой философ называл совокупность добродетелей, присущих совершенному человеку. «Цель данного учения — не познание, а поступки»1. В первом развернутом и систематизированном научном труде по этике — трактате «Никомахова этика» Аристотель исследует содержание таких добродетелей, как мужество, самообладание, умеренность, щедрость, благородство, благоразумие, величавость, честолюбие, кротость, правдивость, скромность, дружелюбие, любознательность, справедливость, дружба. Быть достойным человеком, утверждал философ, — значит обладать добродетелями.

Понятие «этика» используется Аристотелем и для обозначения той области знаний, которая исследует эти добродетели. Цель этой науки, по мнению философа, — научить человека, как стать добродетельным, а значит, ограничить стихию эгоистических потребностей и направить свою деятельность на общественное благо. Поэтому философ называл эту область теоретического знания «практической философией».

Авторы академического учебника «Этика» А. А. Гусейнов и Р. Г. Апресян предлагают в рамках учебной дисциплины «этикой» называть науку, область знания, интеллектуальную традицию, а «моралью», или «нравственностью» (употребляя эти слова как синонимы), — то, что изучается этикой, ее предмет, понимая под моралью:

  1. господство разума над аффектами;

  2. стремление к высшему благу;

  3. добрую волю, бескорыстие мотивов;

  4. способность жить в человеческом общежитии;

  5. человечность или общественную (человеческую) форму отношений между людьми;

  6. автономию воли;

  7. взаимность отношений, выраженную в золотом правиле нравственности.

Таким образом, этика изучает мораль на трех внутренне связанных уровнях:

— эмпирическом;

— теоретическом;

— нормативном2.

Этика — теоретическая дисциплина, изучающая мораль (нравственность), ее происхождение и этапы развития, природу, сущность, функции; нормативная дисциплина, которая систематизирует и формулирует моральные требования, складывающиеся в нравственном сознании общества; система универсальных и специфических нравственных принципов, норм и правил поведения, реализуемых в процессе общественной жизни.

Термин «мораль» (лат. moralitas от moralis — относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам) явился латинским аналогом древнегреческого термина «этика». Этимологически эти понятия совпадают. Цицерон (106—43 гг. до н.э.), опираясь на учение Аристотеля, называл этику «моральной философией». Однако в ходе историко-культурного развития эти термины стали наполняться различным содержанием. Сегодня этика обозначает науку, изучающую мораль как реальное явление и предметную сферу этой науки, как особый феномен человеческого бытия, одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни, некое основание, из которого произрастают все остальные проявления культуры, духовной жизни людей.

Мораль — специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; форма общественного сознания, выступающая как способ духовного существования личности, один из духовных рычагов развития человека и общества; совокупность общественных норм поведения и оценочных понятий3.

Мораль предстает в двусдинствс личностных качеств, которые характеризуют человека с точки зрения его способности к взаимодействию с другими людьми, и совокупности общественных норм поведения и оценочных понятий. Следовательно, мораль выступает в двух ипостасях: в форме нравственного сознания (должного) и общественного отношения (сущего).

Самобытный русский термин «нравственность» (по В. И. Далю, «нрав — одна половина, или одно из двух основных свойств духа человека») появился в русских словарях лишь в конце XVIII в. как эквива лент древнегреческого термина «этика» и латинского «мораль», совпадая с ними и по этимологическому содержанию, и по происхождению. В русском словаре Ф. П. Поликарпова-Орлова 1704 г. мы находим только слово «нрав», но еще отсутствуют прилагательное «нравственный» и существительное «нравственность». Прилагательное «нравственный» появилось впервые в словаре И. Нордстета в 1780 г. В форме существительного это слово впервые было включено в Академический словарь русского языка в издании 1793 г.

В процессе развития европейской культурной традиции и научной мысли понятия «мораль», «нравственность» то отождествлялись, то разводились, отражая различные подходы к их осмыслению. Одни ученые рассматривали мораль преимущественно в ее идеальных проявлениях как форму человеческого сознания, оставляя за нравственностью область практического поведения в формах обычаев, нравов и поступков. Другие отличали мораль как средство регуляции поведения посредством строго фиксированных норм, социального контроля и моральных санкций от нравственности как сферы нравственной свободы личности, внутреннего самопринуждения, побуждающего творить добро. Гегель представлял право, мораль и нравственность в качестве трех последовательных ступеней в развитии «объективного духа». И. Кант рассматривал мораль исключительно в границах феноменологии сознания. С точки зрения Н. А. Бердяева, «этика... это — философская дисциплина, устанавливающая нормы должного... Этика... не есть научное исследование сущей нравственности, нравов и нравственных понятий: нравственная проблема, с которой она имеет дело, лежит по ту сторону обыденной, условной житейской морали и эмпирического добра, и зла с их печатью сущего». Противоположной позиции придерживалась марксистская этика, рассматривавшая мораль как продукт реальной жизнедеятельности людей, их практического поведения в конкретных условиях общественной жизни.

В результате многолетних дискуссий ученые сошлись во мнении, что этика есть наука о морали (нравственности), тем самым определив соотношение этих понятий.

Представляя собой совокупность принципов, норм и правил поведения, установленных в обществе или отдельной социальной группе, мораль включает в себя как область морального сознания, т.е. должное в виде системы ценностей, категорий, принципов, норм, нравственных позиций, так и реальные нравственные отношения людей, т.е. сущее, проявляющее себя в формах конкретных поступков, реального индивидуального поведения и деятельности человека и его отношений с другими людьми.

По соотношению должной и сущей морали в каждом конкретном обществе или социальной группе можно судить о состоянии его (ее) нравственного здоровья. Поэтому главной проблемой современной этической науки становится проблема выявления соотношения сущего и должного, идеальных норм и фактических нравов, абстрактной моральной личности и конкретных индивидов, принадлежащих данному времени, данной культуре, данному народу.

Существуя на двух уровнях — личностном и общечеловеческом, мораль выступает способом согласования индивидуального и всеобщего и разрешения противоречий между ними. Это объясняет множественность подходов к осмыслению морали и подчеркивает многоаспектный и всеобъемлющий характер этого феномена.

Существование человека в среде себе подобных, взаимодействие друг с другом в процессе общения и совместной деятельности является одной из важнейших составляющих бытия, способом саморазвития, самореализации себя как личности, познания не только окружающих, но и самого себя. Вне общения нет личности. Но для того, чтобы процесс общения не носил спонтанного, непредсказуемого характера, протекал нормально и приводил к ожидаемым и значимым для обеих сторон результатам, он должен подчиняться не только установленным законом правовым нормам и требованиям общественной морали, но и определенным правилам поведения, совокупность которых обозначается понятием «этикет».

Этикет (фр. etiquette — ярлык, надпись, этикета) — составная часть культуры человека и общества; совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления взаимоотношений людей в процессе общения и их поведение4.

Глобализация многих социальных процессов, интернационализация всех сфер общественной жизни, расширение международных связей, с одной стороны, требует поиска некоего общего «языка» кросс-культурного взаимодействия, с другой — актуализирует внимание не только на базовых ценностях других культур, но и на национальных и даже региональных особенностях их проявления во внешних признаках — обычаях, традициях, ритуалах, привычках, манерах и стиле поведения. Человек учится жить и строить отношения не только в своем «доме», но и с представителями других культур, с которыми приходится общаться не только в гостях, на бытовом уровне, но и в повседневной служебной и трудовой жизни в условиях полинациональных коллективов.

Большой знаток человеческих отношений Д. Карнеги считает, что успехи любого человека на 15% зависят от его профессиональных знаний и на 85% — от его умения общаться с людьми. Не к месту сказанное слово, неуместное замечание, неверно истолкованный жест или взгляд могут надолго испортить отношения. Если не складываются отношения с руководством, подчиненными, коллегами, «не вписываешься» в новый коллектив, причина лежит на поверхности и заключается часто в том, что подчас не хватает такта, знания этикета и правил поведения, умения правильно ими пользоваться, наконец, просто понимания важности хороших манер. Причиной неудач могут стать и такие незначительные, на первый взгляд, вещи, как неумение высказать или правильно принять критику, найти верную, деликатную форму для замечания подчиненному или коллеге, не унижающую его достоинства5.

Развитие этической мысли проходило в три этапа.

Первый этап в развитии этической мысли связан с распадом родоплеменного строя и осмыслением человеком себя как личности, как «Я», выделенного из общего целого.

Второй этап - классический этап в развитии античной этики начался с деятельности Демокрита (5 - 4 вв. до н.э.), который первым начал выражать философские и этические идеи в системе специальных понятий. Главной его заслугой является попытка сформулировать критерий, по которому можно разделить добро и зло. В качестве такого критерия он выделил удовольствие - не в обиходном смысле слова, - а удовольствие как философский термин.

Следующей фигурой в классическом периоде развития этики является Аристотель. В отличие от Демокрита, Аристотель большее внимание уделял проблемам самовоспитания (а не воспитания). Он отмечал, что в процессе самовоспитания человек практически абсолютно свободен, ибо выбор поступка — это результат его индивидуальных размышлений.

Школа «Софистов» (софия - мудрость). После Демокрита они продолжили разработку проблем воспитания и оставили нам в наследство 2 главных положения:

1) Идея о трехступенчатой системе воспитания (семья, школа, воспитание через право).

2) Единство нравственного и художественного воспитания. Идея, о сращивании нравственного и художественного воспитания, использовалась, прежде всего, в разработке духовных ценностей государства, в символике, в представлении образцов требуемого поведения и т.д6.

Поздний этап - период значительного ослабления античных государств. В этот период этика из единого древа распадается на ряд течений: гедонизм, скептицизм, стоицизм и др.

Эпикур (древнегреческий философ) - певец удовольствия, создатель концепции гедонизма. Эпикур впервые сформулировал положение о разумности, рациональности человеческих потребностей.

В процессе воспитания каждый человек должен пройти через систему ограничения потребностей, тогда он будет знать, что для полноценного, достойного существования нужно очень немного, и оно вполне достижимо собственным трудом. Тогда, если человек лишится возможности удовлетворять две последние группы потребностей — это не будет для него трагедией. Это положение Эпикура взято на вооружение всеми элитными школами (Смольный институт и др.) - холодные обливания, простая одежда и т.д.

Под этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения и механизмов, способствующих их передаче (ритуалы, обычаи, обряды, традиции и т.п.). Термин «этика» здесь употребляется в смысле «мораль», скорее всего, такое словоупотребление связано со спецификой формирования профессиональной морали и тем, что с ранних этапов её становления многие нормы фиксировались в письменной форме, вводились в право, поддерживались благодаря различным профессиональным предписаниям.

Становление норм этики относится к периоду раннего рабовладельческого общества, когда стали оформляться первые относительно массовые профессии. Однако прошло длительное время, пока в рабовладельческом обществе Древней Греции начали складываться первые прообразы будущих профессиональных моральных кодексов. Едва ли не первая клятва на верность профессии появилась в среде людей, призванных служить человеку.

Мораль первоначально складывается в среде профессий, представители которых непосредственно при выполнении своего профессионального долга контактировали с людьми: врачи, учителя, воспитатели, политики, писцы, жрецы, служители при храмах и т.п. В этих контактах они могли оказывать воздействие на физическое и моральное состояние людей, причинить им вред, дестабилизировать общественную обстановку. Количество норм в первых этических кодексах было невелико. Они затрагивали наиболее общие аспекты профессиональной деятельности, многие из них носили описательный характер и не достигали степени всеобщей абстракции, как это имело место в более поздние периоды оформления моральных норм.

Второй этап в развитии профессиональной морали наступает в эпоху позднего средневековья, к этому послужило несколько причин. Прежде всего, укрепление государственности и складывание норм абсолютистской власти, что предопределило становление и укрепление таких социальных институтов как армия, церковь, государственная служба. Во-вторых, бурный рост городов в средневековой Европе, который породил к жизни обособление профессий, обслуживающих население и поставил людей в зависимость от труда друг друга. Новый этап в развитии профессиональной морали ознаменовался формированием нескольких тенденций:

1) значительно расширился круг профессий, в отношении которых формировались нравственные требования, в основном за счёт профессий, которые контактировали с населением не напрямую, а через результат своего труда.

Яркими свидетельствами данного процесса являются кодексы ремесленных цехов (уставы), которые включали в себя требования к выполнению определённых нравственных обязательств.

2) Нормы внутри профессиональных нравственных кодексов стали делиться на две ярко выраженные группы: нормы и принципы, определяющие общение и отношения внутри профессии и нормы, определяющие отношения представителей профессии с остальным населением.

Данное деление было вызвано тем, что к этому моменту люди оценили то, насколько оценка и признание их труда зависит от особенностей труда, поведения и отношения к профессии их коллег по ремеслу. Это связано с тем, что в Западной Европе в это время бурно развивались города, торговля, поэтому люди, покупая товар, меньше всего думали о личности изготовившего этот товар. Прежде всего, новые моральные нормы были обращены на обеспечение должного качества труда и производимых изделий всеми членами профессионального братства, затем ряд норм определял специфику общения между людьми одной профессии, для создания благоприятной обстановки в труде и в реализации результатов своего труда всеми членами профессионального сообщества. Ремесленники одной профессии жили на одних улицах (например, улица гончаров, сапожников, и т.д.), и им было строго запрещено завлекать разными способами того клиента, с которым уже договаривается их коллега /24/. Также на витрине можно было выставлять только свою продукцию, без приукрашивания её различными способами и без других, отвлекающих внимание вещей. Впоследствии эти моральные требования, складывающиеся внутри профессий, составят с одной стороны основы служебной этики, а с другой лягут в основание формировавшейся корпоративной этики со всеми её положительными и негативными чертами.

3) Стали складываться моральные нормы, а впоследствии и кодексы таких социальных институтов, как армия, церковь, медицина и др7.

Эти нормы объединяли едиными нравственными требованиями людей, чья деятельность уже не могла определяться только как профессия. Например, в армии есть пехотинцы, артиллеристы, кавалеристы и другие воинские профессии; в медицине - врачи, сиделки, медсёстры и пр. По мере укрепления государств значимость социальных институтов в жизни общества возрастала, усиливалось их влияние на общественные отношения, причём зачастую господствующая в этих социальных системах мораль воздействовала не только на отношения внутри государств, но и на международные отношения, представляя и характеризуя свои страны в глазах других народов. Примером могут служить нравственные основы деятельности армии или государственного аппарата.

Третий период в развитии этики наступает в XX веке, вернее в его второй половине. Он отражает реалии современной цивилизации - высочайший уровень развития науки, формирование единой мировой системы хозяйства и мировых систем коммуникаций, высочайший уровень кооперации в процессе производства, всё возрастающий уровень техногенной опасности существованию каждого отдельного человека и Земли в целом.

Вторым важным фактором, влияющим на дальнейшую дифференциацию норм профессиональной морали, являются происходящее углубление специализации не просто в рамках профессии, а в её отдельных направлениях.

Таким образом, этика берет свои начала со времен Аристотеля. В русле философских течений высказывание этических идей выражалось в чувственно - образной форме, большое внимание уделяется описанию и осмыслению сложившегося практического поведения. Во второй половине ХХ века происходящая непрерывно дифференциация норм профессиональной морали привела к тому, что практически не осталось профессий, которые не имели бы в рамках своей деятельности специальных нравственных требований.

В современных условиях наблюдается особый интерес к этике - этой старейшей и вместе с тем неповторимо молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие России по направлению к демократическому правовому государству, регулирование всех ее социальных структур, невозможно без утверждения этики

Современная дискуссия об этике государственного служащего обязана своим возникновением антагонизму - мнимому или действительному - морали и хозяйства, этики и этикета. Во взаимозависимых, фундаментально определяющих сосуществование людей сферах вступают в конфликт, согласно этому распространенному взгляду, два самостоятельных требования по отношению к действию, а именно мораль и рентабельность.

Таким образом, основой этики являются моральные нормы. Эти нормы основываются на языке, культуре и традиции страны и народа. Этика имеет также социальную основу, т.е. она является сводом лучше воспринимаемых этических норм и понятий. Понятие ценностей подразумевает те из них, которым общество или каждый индивид оказывает свое предпочтение. В полном смысле слова, этика является сводом правил, которые основываются на общепринятых ценностях. Общественные ценности включают в себя такие качества, как совесть, правильность, уважение, справедливость и др.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта