Главная страница
Навигация по странице:

  • Контрольные вопросы.

  • 12. КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА [48]

  • Целостность.

  • Структурность.

  • ахазез. А.О. Огнев. 1-36-08. Основы системологии


    Скачать 1.8 Mb.
    НазваниеОсновы системологии
    Анкорахазез
    Дата21.09.2022
    Размер1.8 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаА.О. Огнев. 1-36-08.pdf
    ТипУчебное пособие
    #689817
    страница12 из 20
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   20
    , общество обладает всеми качествами системы: целостно-
    стью, иерархичностью, структурностью, элементностью, эмерджентно-
    стью.
    Во-вторых, общество можно рассматривать как устойчивую систему и
    универсальный способ организации социальных связей, отношений и
    взаимодействий как больших, так и малых групп и общностей людей, под-
    держиваемых силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и
    так далее.
    Общество как сверхсложная, самоуправляемая система обладает множест- вом функций, где каждая подсистема и каждый компонент общества так же об- ладают собственными функциями. Все функции выполняемые системой можно свести к двум основным:
    1. Функция сохранения системы, ее устойчивого равновесия (гомеостазиса).
    Здесь можно выделить подфункции воспроизводства компонентов системы и, прежде всего, биологического и социального воспроизводства человека, подфункции воспроизводства внутрисистемных отношений, подфункции воспроизводства основных сфер деятельности и так далее.
    2. Функция совершенствования системы, ее оптимизации как во взаимодейст- вии с внешней средой, так и оптимизации внутренних взаимодействий.
    Общество принадлежит к «открытым системам», то есть социальная сис- тема испытывает на себе влияние внешней среды и в то же время, оказывает на нее свое воздействие. Внешней средой по отношению к социальной системе будут: природная среда, культура и другие социальные системы и внесистем- ные факторы, с которыми она находится в разнообразных видах взаимодейст- вия.

    83
    Общество так же является развивающейся системой. Развитие системы происходит под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. Источни- ками развития выступают как противоречия, существующие во взаимодействии с внешней средой, так и внутренние противоречия. К внутренним для социума противоречиям можно отнести противоречия между сторонами, областями жизнедеятельности общества (к примеру, противоречия между экономически- ми и политическими отношениями) и противоречия между социальными груп- пами и иными общностями людей (к примеру, социальное неравенство), вхо- дящих в данный социум.
    Рассматривая развитие общества как системы необходимо подчеркнуть, что в современной социологической литературе еще много разночтений, по- этому можно выделить несколько мнений касающихся процессов изменения:

    во-первых, в обществе постоянно происходят изменения, поэтому можно лишь говорить о равновесном (стабильном) или о неравновесном состоянии;

    во-вторых, если рассматривать развитие общества в рамках стабильного со- стояния, можно говорить о системно-функциональных и исторических цик- лах развития и о линейной динамике;

    в-третьих, если рассматривать общество в неравновесном состоянии, необ- ходимо опираться на теорию бифуркаций.
    Развитие общества в рамках системно-функционального цикла свидетель- ствует о его относительно стабильном состоянии: воспроизводятся естественно сложившиеся социальные общности (этносы, касты, сословия, классы, страты), устойчивые формы деятельности социальных субъектов, их традиционные роли в обществе, социальные институты. Выведенная, из равновесия социальная система, через определенное время вновь возвращается в свое первоначальное состояние, либо в несколько измененное новое состояние. Системно- функциональный цикл развития является способом существования и сохране- ния общества. В категориях системного анализа данная устойчивость называет- ся динамическим равновесием или гемеостазисом, а данный тип развития мож- но было бы назвать «самоподдерживающимся развитием». К примеру, в китай- ском обществе на протяжении почти двух тысячелетий сохранялись феодаль- ные отношения, несмотря на культурные, идейные, научно-технические ново- введения. Геополитическая изоляция, политическая централизация, строгая ие- рархическая структура власти, регламентация хозяйственной жизни, социаль- но-экономическая этика конфуцианства явились условием стабильности китай- ского общества. Даже многочисленные движения народных масс способствова- ли стабилизации и упорядочению общественных отношений, освобождая об- щество от явных противоречий. Исторический цикл развития характеризуется рождением, расцветом и распадом социальных систем. Так, когда-то существо- вала Римская империя, пройдя все стадии развития, прекратив свое существо- вание. На основании теории циклического развития построены концепции культурно-исторических типов Д. Вико, Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера,
    А. Тойнби. К примеру, А. Тойнби рассматривал историю как рождение, разви- тие, расцвет и угасание нескольких слабо взаимодействующих цивилизаций, развитие которых обусловлено ответами на вызовы истории.

    84
    Говоря о стабильном состоянии общества, необходимо отметить и линей- ные процессы: линейный прогресс и линейный регресс. Где линейный регресс трактуется не как простое повторение в обратном порядке пройденных стадий и фаз, поскольку общество развивается, повторяя лишь формы, а иногда и содер- жание, в новых социальных условиях. Поэтому необходимо говорить об асим- метричной направленности линейного прогресса и линейного регресса. Отли- чительной особенностью линейных процессов является кумулятивный харак- тер, суть которого заключается в том, что каждое новое явление есть не меха- ническое добавление к старому, а генетическое его продолжение. Причем воз- никающие необратимые состояния не полностью отрицают предшествующие, а частично вбирают в себя их свойства, обогащают их, усложняя тем самым весь процесс в целом.
    В процессе развития системы время от времени возникают переломные си- туации, когда перед обществом стоит проблема исторического выбора, если ис- пользовать язык синергетики – точки бифуркации. Суть бифуркации лучше все- го иллюстрирует витязь на распутье, который стоит пред камнем с надписью:
    «Направо пойти – женатому быть, налево пойти – коня потерять, прямо пойти – буйну голову сложить». Такие ситуации в обществе могут возникать под влия- нием множества факторов, например, вследствие недостаточной ассимиляции или неправильного применения технологических инноваций, гонки вооруже- ния, экономического кризиса или политического конфликта и так далее. Неза- висимо от своего происхождения возникающие нестабильные ситуации могут распространиться на все сегменты общества, то есть будут происходить быст- рые и глубокие изменения. В такие периоды происходит распад традиционных связей, формируются новые качества, поэтому возникают ситуации нескольких вариантов развития. В процессе выбора системой варианта развития происхо- дят необратимые изменения.
    Современная социология использует новые методы исследования, сформи- ровавшиеся в рамках системного и синергетического подхода. Наблюдаются попытки применения методов математического моделирования при изучении процессов происходящих в обществе. И хотя это лишь первые шаги, дальней- шее применение и развитие системного подхода в социологии, будет способст- вовать более точному прогнозированию процессов, меняющих траекторию раз- вития больших сообществ на исторических масштабах.
    Контрольные вопросы.
    1. Что представляет собой общество с точки зрения теории систем?
    2. Назовите основные качества общества, по которым можно определить, что оно является системой.
    3. На чем основывается суждение, что общество представляет собой некую це- лостность?
    4. Докажите, что общество является самоорганизующейся, саморазвивающейся иерархической системой.
    5. Что принято называть социальной структурой? Какие типы социальной структуры можно выделить?

    85 6. Назовите основные элементы социальной структуры.
    7. Приведите примеры, подтверждающие эмерджентность общества как систе- мы.
    8. Назовите основные функции социальной системы.
    9. Назовите основные факторы развития социальной системы

    86
    12. КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА [48]
    На протяжении всей истории человек стремился познать мир, свое суще- ствование в нем. Уже в античности греки осознали собственную творческую силу, благодаря которой человек стал по выражению Протагора «мерой всех вещей». Противопоставляя себя, результаты своей деятельности, «натуре»
    (природе), человек осознал, что создает новую форму бытия, которую римля- не, обобщив определения всех форм человеческой активности, назвали «куль- турой». Но ни в античности, ни в средневековье, ни в эпоху Возрождения, ни даже в 17 в. культура как специфическое явление не стала предметом позна- ния, Необходимость в философском осмыслении культуры возникла только то- гда, когда в ней увидели некую целостность, объединяющую разнородные ее составные части. Большое количество концепций, возникших в культурологии на протяжении последних двух столетий, с разных точек зрения объясняли фе- номен «культуры». Представители теории эволюционизма, диффузионизма, структурализма, функционализма, семиотического анализа культуры и так да- лее, своими исследованиями заложили основу для применения системного ана- лиза.
    Новый методологический подход, объединивший в себе элементы струк- турного, функционального и исторического анализа, стал не только новой пара- дигмой, но и новым стилем мышления. Системный подход позволил рассмотреть культуру как систему, функционирующую в среде и взаимодействующую с другими системами, и ответить на вопросы: Что есть культура? Почему и для чего возник такой неизвестный природе способ существования? Как устроена культура? Какова ее структура и механизмы функционирования? Какие законы управляют ее историческим развитием?
    При использовании системного подхода, в первую очередь, выделяют сис- тему из среды посредством установления границы между средой и системой и последующим отображением функциональных особенностей системы. Руково- дствуясь системным подходом М.С. Кагана, выделим «метасистему», состоя- щую из четырех форм, бытия: «природа», «человек», «общество», «культура».
    Первая форма бытия – это «природа», которая представляет собой стихийно сложившуюся форму, существования материи, охватывающую неорганические и органические ее структуры. «Общество» – внебиологический способ связи лю- дей в их совместной жизни и деятельности – это вторая форма бытия. «Чело- век», синтезирующий в своем реальном существовании и поведении природные и общественные закономерности, является носителем третьей формы бытия, не сводимой ни к биологической, ни к социальной, поскольку человек есть эле- мент природы, способом существования которого является не спонтанная жиз- ненная активность, а осознанная продуктивная деятельность. Его осознанное со- циальное существование и творческая деятельность приводит к формированию новой формы бытия – «культуры». Причем возникновение культуры обусловлено жизненно важными потребностями, по выражению Б. Малиновского «базовы- ми» потребностями человека: «Человек должен, во-первых, и прежде всего, удовлетворять все потребности организма. Он должен создавать условия и осу-

    87
    ществлять деятельность для того, чтобы питаться, обогреваться, иметь жилье, одежду» (Б. Малиновский, 1983). Человек начинает изменять физическое окру- жение, используя при этом материальные объекты, «артефакты», т.е., создавая материальную культуру.
    Возникающая оппозиция «индивид – общество», с противоречиями в инди- видуальных и коллективных устремлениях, приводит к возникновению по- требности в неких механизмах регуляции. Формируются нормы, обычаи, тра- диции, ценности, которым подчиняется деятельность человека и социума. Так же возникает потребность в механизмах социального наследования и образования.
    То есть, культура конструировалась субъектом для удовлетворения нужд: с од- ной стороны она способствовала защите человека от природы, с другой созда- вала механизмы регуляции и механизмы социального наследования. Таким обра- зом, если рассматривать культуру как систему, погруженную в среду, то элемен- тами этой среды можно назвать «природу», «общество», «человека», между ко- торым существует взаимосвязь (pиc. 9).
    Рассматривая взаимоотношение «культура/природа», можно выделить ве- щественно-предметную деятельность, которая будет каналом взаимосвязи меж- ду этими двумя системами.
    Рис. 9
    В основе культуры лежит обретенная человеком свобода непрерывного из- менения своей поведенческой программы ради ее совершенствования, повыше- ния коэффициента полезного действия, приспособления к меняющимся услови- ям среды. Но человек вынужденне только сам приспособливаться природным условиям, но и адаптировать природу к своим нуждам. Он одомашнивает жи- вотных, выращивает растения, создает и использует орудия труда, строит зда- ния и так далее, создавая «сверхприроду». Культура, которая является результа-
    Культура
    Общество
    Человек

    88
    том человеческой деятельности, формируется под влиянием природного факто- ра. Так под влиянием географического фактора складывается особый тип хозяй- ствования, в каждом из которых формируется своя собственная материальная и духовная культура. Любые изменения, происходящие в природе, отражаются на культуре. Например, экологический кризис на рубеже XII-X тысячелетий до н.э.
    (период последнего оледенения), выразившийся в неблагоприятных изменениях климата, привел к вымиранию мегафауны (мамонтов, шерстистых носорогов и др. видов животных, служивших источником питания человека) в ряде регионов земного шара. Это создало угрозу существованию человечества как биологиче- ского вида. Ответом на указанное обстоятельство явилась «неолитическая ре- волюция» – переход от присваивающего к производящему хозяйству. В резуль- тате в районе Ближнего Востока примерно в VII тыс. до н.э. сформировался зем- ледельческий тип культуры, который и положил начало изменениям окружаю- щей среды.
    Рассматривая взаимоотношение «культура/общество» можно так же выде- лить канал взаимосвязи – это организационно-коммуникативная деятельность, создающую форму для содержания. «Культура» необходима обществу для вос- полнения отмеревшей биологической формы регуляции совместной жизни и деятельности людей, а общество необходимо культуре для обеспечения ее по- требности самоосуществления и развития. Культура вырабатывает необходимые обществу ориентиры, обоснования, духовные позиции. Так, например, развитие общества, усложнение социальной организации в IV тыс. до н.э. на территории
    Северо-восточной Африки привело к изменениям в сфере духовной культуры, выразившимся не только в появлении новых политических и правовых институ- тов, .но и в изменении религиозных воззрений. К политеистическим зооморф- ным религиозным представлениям (пантеон египетских богов был очень велик, их культ восходит к тотемистическим поклонениям, когда племена поклоня- лись зверю-покровителю) и культу солнечного божества добавляется культ фа- раона. Возникают мифы, оправдывающие власть фараона. По одному из них фа- раона объявляли ипостасью божества, побеждающего силы мрака. Согласно данному мифу, бог плодородия Осирис некогда был царем Египта и научил египтян возделывать землю, сажать сады. Он был убит своим братом Сетом, олицетворяющим начало мрака и зла. Сын Осириса, Гор вызвал Cera на поеди- нок и победил его; после этого. воскресил Осириса. Воскресший Осирис уже не вернулся на землю, он стал царствовать в подземном мире, а наследником его на земле, царем живых стал Гор. И каждый фараон отождествлялся с сыном бога Гором.
    Другим мифом, оправдывающим сложившуюся социальную структуру, были представления о том, что фараон кроме телесной оболочки и души об- ладает жизненной силой, частицей «Ка», которая способна воскресить не только самого фараона, но и призвать к воскрешению всех живущих и умерших в его время. Именно поэтому фараону необходимо оказывать величайшие почести и при жизни, и после смерти. Человек с одной стороны, является творцом культуры через деятельность опредмечивания и общения, а с другой стороны - является творением культуры, через процесс распредмечивания. Каждое новое

    89
    поколение людей находится на более высокой деятельностной ступени, чем пре- дыдущее, – оно освоило переданное ей культурное наследие и умножило тра- диционное тем, что само изобрело.
    Таким образом, культура является сложной развивающейся систе-
    мой, состоящей из множества подсистем и элементов, образовавшейся в
    результате творческой человеческой деятельности, направленной на
    удовлетворение как .материальных, так и духовных потребностей.
    Рассматривая культуру как систему можно выделить ее основные призна- ки: целостность, структурность, элементность, иерархичность, эмерджентность.
    Целостность. Культура является самостоятельной формой бытия, несмотря на взаимосвязь с другими формами бытия. Ее самостоятельность обусловлена многофункциональностью, способностью удовлетворять разнообразные потреб- ности, наличием внутреннего порядка, который поддерживается традициями.
    Культура объединила в себе материально-практические и духовные формы че- ловеческой активности, которые неразрывны и взаимосвязаны. Нет ничего, что было бы чисто материальным, или чисто духовным. Так уровень производи- тельных сил обусловлен уровнем научных знаний, религии используют искус- ство как основной способ воплощения мифа и организации обрядового дейст- вия, идеологические концепции могут способствовать трудовым свершениям.
    «Культура» качественно и структурно отличается от «природы» и «общества», представляя собой многомерную, многоаспектную целостность, суть которой определяется структурной сложностью, а структура основными функциями.
    Структурность. Деятельность человека, создающего культуру, как уже было отмечено выше, имеет общие цели: удовлетворение материальных и ду- ховных потребностей (создание механизмов регуляции, механизмов передачи социального опыта, предоставление смыслонесущих ценностных ориентации и так далее). В соответствии с этими целями, культура приобрела специфическую структуру, которую можно представить в виде трех подсистем, между которыми существуют взаимосвязи:
    - предметно-практическая (сфера создания материальных ценностей);
    - духовно-практическая (сфера политики, экономики, права);
    -духовно-теоретическая (область языка, мифологии, религии, морали, искусства, науки, философии).
    В данных сферах человеческой деятельности устанавливается порядок, обу- словленный функциональной необходимостью существования системы как це- лостности, который поддерживается традициями и обычаями, происходит упо- рядочивание элементов и их связей, то есть процесс организации, который со- провождается уменьшением числа степеней свободы. В роли параметров поряд- ка выступают элементы духовной культуры. Самые первые формы из них, табу и нормы, зародились тогда, когда человек выделил свое «Я» из «МЫ», отде- лил свои индивидуальные потребности от потребностей рода. Появление дан- ных механизмов связано с потребностью ограничить коллектив от индивидуа- лизма, то есть защитить общество от своеволия. «Коллективизм» возникает в ус- ловиях борьбы за существование, а групповые интересы защищаются тради- циями, обычаями.

    90
    «Индивидуализм» же есть самое сильное проявление личности, он опасен для существующих традиционных институтов. Именно благодаря «индивидуа- лизму» человек личные потребности может ставить выше потребностей обще- ства.
    Структура культуры непрерывно изменяется. Так, структура первобытной культуры кардинально отличается от структуры культуры первых цивилизаций.
    В ней не будет духовно-практической подсистемы и многих элементов духов- но-теоретической подсистемы. Основу первобытной духовной культуры соста- вил миф, который выполнял важнейшие функции – он выражал и обобщал пред- ставления о мире и верования, обосновывал моральные нормы, доказывал целе- сообразность обрядов и культов, содержал практические правила поведения.
    Структура культуры первых цивилизаций усложняется, духовная подсистема распадается на духовно-практическую и духовно-теоретическую подсистемы, где формируются новые элементы. Миф становится органичной частью рели- гии и политики, возникает наука, экономика, качественно и функционально ме- няются сфера искусства и так далее. Усложнение структуры, сопровождается упорядочиванием связей между элементами, постепенно в связи включаются новые их свойства, развиваются специфические связи между группами элемен- тов.
    В целом структура выступает системообразующим и системоохраняющим фактором культуры.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   20


    написать администратору сайта