ахазез. А.О. Огнев. 1-36-08. Основы системологии
Скачать 1.8 Mb.
|
Элементность. Культура состоит из множества элементов. Как было отме- чено в предыдущих главах, элементы, входящие в систему, взаимодействуют лишь определенными сторонами, свойствами, функциями. Наука, выполняющая функции разработки и теоретической систематизации объективных знаний о действительности, находится в тесной связи с философией. Все лучшие дости- жения наук используются философией в качестве предпосылки для ее иссле- дований. Но философия и наука не сводимы друг к другу. Наука – это сфера дея- тельности по разработке и систематизации объективных знаний, философия – мировоззрение, система взглядов на мир, общество, место человека и одновре- менно форма ценностного сознания. Основная задача философии – постановка вопросов о конечном смысле бытия. Помимо науки философия взаимодейству- ет с религией, эзотерикой, искусством. В каждом взаимодействии проявляются различные качества философии. Во взаимодействии с наукой – оперирование понятийными формами, критическая направленность. Во взаимодействии с ре- лигией – вера в исходные постулаты, эмоциональная убежденность в правоте собственного видения мира, предоставление ценностно-идеологической ори- ентации. Во взаимодействии с искусством отражение объективного мира через различные формы, многообразие школ и направлений. Во взаимодействии с эзотерикой проявляется стремление к познанию бытия, личный, интимный ха- рактер философии. Рассмотрев взаимосвязь и взаимопроникновение элементов культуры, можно сделать вывод, что культура как система, качественно отлича- ется от сумм качеств составляющих ее элементов, и ни один из элементов куль- туры не имеет присущих ей свойств. 91 Эмерджентность. Благодаря наличию связей и взаимодействий между компонентами системы возникают новые интегративные свойства, отсутствую- щие у ее компонентов. В целом культура обладает свойством передачи социаль- ного опыта и выступает механизмом социального наследования, но в то же время нельзя выделить единственный компонент культуры, обладающий та- ким свойством. Культура обладает данными качествами благодаря наличию знаковых систем, процессу воспитания, образования, науке, искусству, устояв- шихся традиций в различных сферах. Иерархичность. Культура состоит из подсистем разного уровня, в кото- рых каждый низший уровень подчинен высшему, но в тоже время обладает от- носительной самостоятельностью, имеет свои специфические закономерности. Во-первых, культура является элементом еще более, крупной суперсистемы, бытия в целом. Во-вторых, ее структурные элементы также иерархически упо- рядочены. Причем можно говорить о многомерности существования, культуры. Одно измерение культуры определяется различными соотношениями порож- дающих ее материально-практической и духовной форм активности человека (см. рис. 10). Pиc. 10 Другое измерение культуры – масштабное. Поскольку культура является результатом человеческой деятельности как целенаправленной активности субъ- екта, а субъект может быть индивидуальным, групповым, или человечество в целом, можно выделить масштабы существования культуры: культура человече- ства; культура социальной группы; культура личности. То есть, рассматривая культуру необходимо учитывать специфические закономерности взаимодейст- вия культур отдельных личностей, культур социальных групп и всего человече- ства. Существование «культуры» основано на превращении человека из биологи- ческого существа в социальное и стабилизации его в этом качестве. Культура материальная духовная духовно- практическая духовно- теоретическая О ру дия т ру да Техника Жилище П редметы быта Экономика Политика П раво Язык Ми ф Религия На ука Филосо ф ия Иск усство 92 Сам человек и его культура родилась из необходимости приспособиться к изменившимся геоклиматическим условиям. Большую роль в этом процессе сыграл естественный фактор мутаций, произошедших под влиянием природных изменений. По предположению ученых возникла высокая вулканическая и текто- ническая активность, приведшая к обнажению урановых руд и значительному по- вышению естественной радиоактивности. Произошедшая мутация сказалась на появлении потомков с меньшей физической силой, и на развитии у них мозга: дифференциации функций правого и левого полушария, что способствовало по- степенному формированию абстрактного мышления. Овладение огнем, приобре- тение навыков изготовления одежды, жилища были вызваны необходимостью приспособления к холодному климату ледникового периода. Параллельно гене- тический механизм трансляции форм поведения заменялся генетически недетер- минированным и внеинстинктивным способом передачи поведенческих про- грамм. Культура начинает осуществлять передачу знаний и опыта от поколения к поколению, приобретая функцию трансляции, передачи социального опыта. Посредством данного механизма происходит процесс социализации, или социо- культурной адаптации, который ставит перед человеком задачу освоения знаний и навыков, необходимых для превращения его в полноценного члена общества. Культура способна концентрировать в себе опыт многих поколений людей, давать народам целостное представление о мире, человечестве, и создавать условия рас- ширения знаний, то есть культура обладает гносеологической (познавательной) функцией. Освоению знаний способствуют знаковые системы, которые форми- руются в культуре. На сознательном уровне человек манипулирует знаками, строя из них фразы, тексты, которые трансформируются, по мнению Леви- Стросса, в языках, мифологии, религии искусствах, обычаях, традициях и так да- лее. То есть, знаковые системы выступают еще и системообразующими факто- рами культуры, которые «были выработаны человеческим духом на уровне бес- сознательного мышления». Наличие знаковых систем способствует формирова- нию определенного поля понимания, коммуникационного процесса. Культура за- дает систему ценностных ориентации, которая выступает стимулом к достиже- нию определенных целей, приобретая функцию регуляции социального поведе- ния, создает систему норм, требований и запретов, обязательных для всех членов общества во имя поддержания его целостности и обеспечения гармонии. Еще одной функцией культуры можно назвать духовное совершенствование челове- чества. В целом, можно выделить несколько функций культуры: функцию адап- тации, трансляции, социализации, семиотическую (знаковую), гносеологическую (познавательную), коммуникационную, нормативную, аксиологическую (ценно- стную), гуманистическую. Культура является развивающейся системой. В основе развития культуры лежат противоречия. В целом в онтологическом статусе «культуры» можно вы- делить три основных противоречия, которые являются источником развития: 1. Между индивидуализацией и социализацией – культура дает возможность человеку через общение осознать свое «Я», свои потребности, включая человека в социальные отношения, подчиняет его «Я» потребностям «МЫ». 93 2. Между нормативностью культуры и свободой, которую она предоставляет. Уже отмечалось, что в основе культуры лежит обретенная человеком свобода непрерывного изменения своей поведенческой программы, но в процессе развития культура подчиняет человека определенным сложившимся нормам, 3. Между традиционностью и обновлением – это диалектическое отношение является законом существования и развития культуры: взаимодействия со- хранения и обновления. Развитие культуры происходит под влиянием как внешних, так и внутрен- них факторов. Во-первых, под влиянием внешней среды. Влияние внешней среды на раз- витие культуры мы рассматривали выше, отметим только, что изменения, про- исходящие в системах «природа» и «общество», будут внешними факторами воз- действия. К факторам влияния внешней среды можно отнести и целенаправ- ленное воздействие на культуру человека. Таким примером может быть креще- ние Руси в 988 г. князем Владимиром, которое способствовало развитию со- вершенно нового типа культуры. Данное событие затронуло не только сферу религии, но сферы искусства, морали, политической организации, права, науки, материальной культуры и так далее. Во-вторых, благодаря внутренним источникам развития. Внутренняя жизнь культуры представляет собой, с одной стороны, взаимодействие всех ее под- систем и элементов, где некоторые элементы или их взаимосвязь в процессе функционирования трансформируются, или возникает качественно отличное поведение элемента при количественном изменении его параметров, то есть би- фуркация. Развитие подсистем и их элементов, влечет за собой изменение системы в целом, поскольку культура обладает способностью к самоорганиза- ции. Примером может служить влияние научно-технической революции на ми- ровую культуру в целом. Научно-техническая революция явилась объективной закономерностью развития культуры, обусловленной как экономическими предпосылками, так и тенденциями развития науки и техники. На данном примере мы имеем возможность, рассмотреть, как количественные изменения переходят в новое качественное состояния. Накопленные знания в различных сферах науки привели к открытиям, которые способствовали автоматизации, применению робототехники, электронно-вычислительных машин, химизации, биологизации, использованию ядерной энергии в производстве. Все эти процес- сы составили качественные изменения в науке как системе знаний, превра- тившие ее в ведущий фактор развития не только производительных сил. НТР – многоплановое явление, включающее множество различных радикальных по своему характеру изменений в системах науки и техники, взаимодействующее с различными областями как материальной, так и духовной культуры. В-третьих, благодаря инерции движения, сохранения в течение некоторо- го времени тенденций развития. Любые трансформации, происходящие в культу- ре, долгое время сохраняют некий энергетический потенциал, способствующий движению системы в целом. Примером может служить влияние реформацион- ных движений XVI в. на Западно-Европейскую культуру. Реформация привела не только к возникновению протестантской церкви, но и сформировала особый 94 тип культуры со своими ценностными представлениями и мотивами действий во всей жизненной практике человека. По мнению М. Вебера, на основе про- тестантской этики возникло современное предпринимательство с его капитали- стическим расчетом, и даже после того, когда сама вера исчезла, стимулы по- ведения, берущие свое начало в религии, продолжали существовать и способ- ствовать дальнейшему развитию предпринимательской культуры. Отношения между элементами системы или внешней средой могут быть тождественны, тогда система будет находиться в состоянии равновесия. Любое из несовпадений на качественном уровне может привести к зарождению нового, еще не присущего системе, и к возникновению противоречия. В про- цессе развития системы противоречия углубляются, сначала распространяются на определенную область системы, а затем, в случае успешной трансформа- ции, распространяются на систему в целом. Культура как система, обладающая качеством самоорганизации, то есть адаптации системы к новым условиям существования, непрерывно изменяется в ходе истории, изменяется по своему содержанию и формам его проявления. Изменения эти обычно количественные и качественные, эволюционные и рево- люционные, плавные и скачкообразные, то есть процесс развития культуры яв- ляется нелинейным. Процесс развития культуры – это переход от одного уровня организованности к другому, более высокому, через разрушение сущест- вующего, через рассогласование упорядоченных определенным образом элемен- тов культуры, возникающей неупорядоченностью, через нарастание энтропии в меняющихся состояниях системы. Развитие культуры происходит не только во времени, она перемещается и в пространстве. Это порождает множество конкретных пространственных и вре- менных форм ее существования. Мы знаем о существовании уникальных ти- пов культуры – это культура Египта, Китая, Индии, России, Западно- Европейская культура и так далее. Но в то же время этапы развития Западно- Европейской культуры (Первобытность, Античность, Средние века, эпоха Воз- рождения, Новое время, эпоха Модерна, Постмодерн) совершенно несопостави- мы с этапами развития культуры, например, Египта, Китая или Индии. Фор- мирование особых типов культуры и их развитие обусловлено природными факторами и социальной организацией. История человечества есть постоянное изменение, расширение, обогащение способов и средств деятельности. Выража- ется это во всех сферах и уровнях деятельности, приводя к изменению в их со- держании и способах реализации, и к изменению их соотношения, определяю- щего структуру каждого исторического типа культуры. Развитие культуры мож- но представить в образе спирали, используемой обычно для иллюстрации идей прогресса. Таким образом, культура является сложной развивающейся системой со- стоящей из множества подсистем и элементов, способной к самоорганизации и саморазвитию. Множество проблем, возникших как в сфере культуры (на Западе – это прагматический утилитаризм, техницизм, вещизм, эгоцентрический ин- дивидуализм, а на Востоке – нищета, тоталитаризм, религиозный фундамента- лизм), так и в сфере взаимодействия с внешней средой (например, экологиче- 95 ский кризис), требуют изучения и прогнозирования процессов, происходящих в культуре. И именно системный подход позволяет определить общую направ- ленность и альтернативные пути движения культуры человечества и разрешить существующие проблемы. Контрольный вопросы 1. Определите, к какой разновидности систем можно отнести «культуру»? 2. На основании, каких признаков можно определить, что «культура» являет- ся системой? 3. Что можно отнести к внешней среде культуры как системы? Какие каналы взаимосвязи существуют между культурой и другими системами? 4. Назовите основные функции системы культура. 5. Назовите основные источники и факторы развития культуры как системы. 96 13. ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ Использование системного подхода в политологии: - во-первых, позволяет сформировать понимание политики как некой целостно- сти, системы, открывает возможность анализа различных способов её взаимо- действий с окружающей средой; - во-вторых, даёт возможность представить политику именно как систему пове- дения и деятельности людей, обусловленную властно-институциональными и социокультурными факторами, что представляется особенно важным при комплексном анализе политической системы общества [52]. Объектом политологии, как политической науки, являются политические системы, составляющие основу политической жизни общества, её организующим и направляющим началом. Правда, у специалистов отсутствует полное единство в понимании политической системы, но все согласны с тем, что понятие политиче- ской системы однозначно связано с наличием политической власти. Политиче- ская власть выступает как интергративное (эмерджентное) качество политиче- ской системы, порождённое совокупностью её взаимосвязанных элементов. Политическая система представляет собой сложное образование, обеспечи- вающее существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью, особую сферу, в которой субъекты поли- тики реализуют свои общие групповые интересы посредством осуществления власти или борьбы за её завоевание и использование. В работе [52] даётся следующее определение политической системы: Политическая система общества – это целостная, упорядоченная сово- купность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчинённых кодексу полити- ческих, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историче- ским традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система общества: • обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как единого, централизованного управляемого политической властью организма, сердцевину которого составляет государство; • взаимосвязывает политические институты (государство, политические пар- тии, организации и движения) через систему законов, традиций и политико- коммуникационных процессов; • контролирует основные направления политической деятельности людей, развитие политических процессов; • как форма политической деятельности выступает организацией её содержа- ния, возникающей в результате взаимодействия субъектов политики. Политическая система общества состоит из ряда структурных компонен- тов или основных подсистем: институциональной, нормативно-регулятивной, коммуникативной, идеологической (политическое сознание), политико- культурной, подсистемы политического участия. Политические институты образуют материальную основу, каркас всего здания политической системы, её властно-управляющих структур. 97 Политические нормы регулируют политические отношения в рамках су- ществующей политической системы. Политические отношения представляют собой структурную основу вер- тикальных и горизонтальных связей между элементами политической системы. Политическое сознание опосредует процесс создания и воспроизводства всех остальных частей политической системы. Политическая культура обусловливает ценностно-стилевые доминанты развития и требования к системе. Политическая коммуникация структурирует распространение соответ- ствующей информации. Политическое участие выражает соответствующую степень поддержки политической системы или оппозиции к ней со стороны граждан. В работе [52] приводится модель (рис. 11), в которой политическая система представляется в виде системы управления. Рис. 11. Модель политической системы управления обществом Здесь на первый план выдвигается взаимозависимость между воздействи- ем политической системы на общество, или среду (решения и действия) и об- ратной реакции общества на политическую систему в виде положительной реак- ции (поддержка) или отрицательной реакции (требования). В этой модели поли- тическая система управляет обществом (средой). Общество, взаимодействую- щее с политической системой, выступает в качестве надсистемы. Из внешней и внутренней проблемы складывается проблема оптимально- го политического режима. Внешняя проблема определяется агрессией среды, ин- тенсивностью внешнего воздействия, а внутренняя – возможностями и соот- ветствием адаптера системы и её границ (рис. 12). Когда в обществе появ- ляется ощущение, что возможностей адаптера и границы становится недоста- точно для переработки и отражения внешнего сигнала, в нем потребуются мерь Политичес- кая Обратная связь Внешняя среда (общество) Задание, требование входы выходы решения Внешняя среда (общество) 98 по повышению степени закрытости и наращивания возможностей механизма управления, и наоборот [52]. Механизм самоорганизации Механизм управления Рис. 12. Схематическое представление самоорганизующейся системы Известно, что обратная связь в управлении, в том числе и политическом управлении, есть свойство, которое принуждает субъекта управления корректи- ровать свои действия. К числу важных характеристик политической обратной связи, как и обратной связи вообще, относится направление её влияния – т.е. об- ратная связь положительная или отрицательная. Отрицательная обратная связь корректирует поведение управляющей подсистемы в сторону ослабления факто- ров рассогласования, тогда как положительная обратная связь корректирует по- ведение управляющей подсистемы в сторону усиления факторов рассогласова- ния, в результате которого усиливается отклонение. Соотношение положитель- ной и отрицательной обратной связи влияет на поведение системы, поэтому важная проблема политического управления заключается в отыскании опти- мального соотношения обратных связей различной полярности и формирования механизма их взаимодействия. Политическая обратная связь, как и обычная, ха- рактеризуется интенсивностью и жесткостью. Кроме того, политическая обрат- ная связь при управлении социальными объектами имеет явный или скрытый характер, а также имеет два типа: поддержка или требования. Жёсткость поли- тической обратной связи в определённой степени связана с её интенсивно- стью, но не тождественна ей. В обществе жёсткость обратной связи показывает степень зависимости субъекта управления (органы власти) от воздействия сни- зу (общества). Субъект Управляемый Адаптер 99 Жёсткая положительная обратная связь, как правило, влечёт за собой ла- винообразное нарастание отклонения от динамического равновесия (гомеоста- зиса) и может привести к системному кризису. Мягкая обратная связь менее опасна и находит широкое применение в об- ществе при гибком политическом управлении [52]. Роль и значение положительных и отрицательных, явных и неявных обрат- ных связей демонстрирует некоторая модель функционирования политической системы (рис. 13). Социальный взрыв Рис. 13. Упрощенная модель функционирования политической системы В политической системе важно найти оптимальное соотношение между ве- личиной положительной и отрицательной обратной связи, учитывая, что отрица- тельная обратная связь стабилизирует систему и обеспечивает гомеостаз систе- мы, а положительная может вывести систему и состояния гомеостаза. Если в обществе имеется жёсткое или чрезмерно имущественное равенство, то это тормозит социально-экономическое развитие общества, вследствие чего снижается уровень жизни общества, происходит дестабилизация политического участия населения для давления на власть (обратная связь). Это, со своей сторо- ны, может привести к дальнейшему усилению имущественного и социально- экономического равенства и так дальше, пока не возникнет социальное перена- пряжение, а затем и социальный взрыв. По характеру политической власти и принципам организации политиче- ской жизни общества выделяют три основных типа политических систем: демо- кратическую, авторитарную и тоталитарную, а также переходные между ними. [52]. |