Главная страница
Навигация по странице:

  • Физическое поле

  • Основными системами живого

  • Первый – популяционный

  • Второй надорганизменный уровень

  • Третий надорганизменный уровень – биогеоценозы

  • Четвертый надорганизменный уровень

  • Контрольные вопросы

  • 11. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

  • ахазез. А.О. Огнев. 1-36-08. Основы системологии


    Скачать 1.8 Mb.
    НазваниеОсновы системологии
    Анкорахазез
    Дата21.09.2022
    Размер1.8 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаА.О. Огнев. 1-36-08.pdf
    ТипУчебное пособие
    #689817
    страница11 из 20
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   20
    поле и вещество. Матери- альная сущность физического поля в настоящее время еще четко не определе- на, что естественно, затрудняет его описание. Поэтому, не касаясь различных точек зрения на природу поля, отметим лишь следующее: что бы ни представ- ляло собой поле, общепризнано, что оно проявляется в различных сосущест- вующих, взаимодействующих и взаимопроникающих видах. Физическое поле как обобщающее понятие включает в себя физический «вакуум», электронно- позитронное, мезонное, ядерное, электромагнитное, гравитационное и другие поля. Иначе говоря, поле представляет собой систему конкретных материаль- ных полей. Каждое конкретное поле, в свою очередь, имеет определенную структуру, т. е. тоже системно, причем оно имеет свои определенные условия, иначе говоря, оно как система развивается, например, от состояния «вакуума» до четко выраженного квантового состояния. Сам же квант поля представляет собой элементарную частицу. Элементарная частица, в свою очередь, лежит в основе качественно иной системы – вещества.
    Вещество – чрезвычайно сложная, глубоко дифференцированная, много- уровневая система. Если элементарная частица выступает и как завершающая форма существования физического поля, и как элемент качественно иной, ве- щественной системы, то две и более взаимодействующие элементарные части- цы представляют собой систему, которая может быть названа мельчайшей час- тицей вещества. Взаимодействие протона и электрона образует простейший атом легкого водорода, внутренне динамическую систему, элементы которой – элементарные частицы – подчинены целому и вследствие этого отличаются от свободных частиц по ряду параметров. Атом как система развивается, услож- няясь по составу и структуре, вплоть до такого состояния, когда начинается са- мопроизвольный распад атомного ядра. Взаимодействующие атомы образуют различные системы: молекулы, макромолекулы, кристаллы, ионы, радикалы.
    Молекула представляет собой материальную систему, состоящую из опреде- ленным образом расположенных в пространстве и взаимосвязанных атомов од- ного или нескольких химических элементов. Связь атомов в молекуле прочнее связи атомов со средой, что обеспечивает целостность системы. Молекула яв- ляется качественно новым материальным образованием по отношению к со- ставляющим ее атомам. Молекулы могут быть простыми, состоящими, напри- мер, из двух атомов, и сложными, содержащими тысячи атомов. Гигантские группы атомов образуют макромолекулы, качественно отличающиеся от про-

    76
    стых молекул. Такие сложные системы характерны, в частности, для синтети- ческого вещества.
    Однако не все вещества состоят из систем типа молекул. Ряд химических соединений, например карборунд, хлористый натрий и др., не имеют молекул в обычном понимании этого слова и являются открытыми системами, в которых ионы относительно независимы друг от друга. Такой тип вещественной систе- мы обычно называют кристаллом.
    Взаимодействие атомов одного типа образует химический элемент. Из хи- мических элементов слагаются минералы, из минералов – породы, из пород – геологические формации, из геологических формаций – ряды формаций, из ря- дов формаций – комплексы формаций, из комплексов формаций – геосфера, из геосфер – планета Земля. Каждая система, слагающая Землю, в свою очередь, сложна по структуре. Так, атмосфера представляет собой систему из пяти явно выраженных подсистем: тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера и эк- зосфера.
    Земля как планета выступает наряду с другими планетами элементом сол- нечной системы. В свою очередь, солнечная система входит в такую грандиоз- ную космическую систему, как Галактика. Взаимодействующие галактики об- разуют системы галактик, входящие в Мегагалактику, и т. д. При этом на каж- дом уровне развития неживой природы наряду с общими имеются и свои сис- темообразующие факторы, свои основные связи и взаимодействия. Вместе с тем принцип организации множества в единство остается одним и тем же. Не меняется он и при переходе к системам живой природы.
    Вопрос о системности живой природы не вызывает сомнений. Более того, именно изучение живых материальных образований способствовало в значи- тельной мере формированию системного представления о мире. Основными
    системами живого, образующими различные уровни организации, в настоящее время признаются: 1) вирусы – системы, состоящие в основном из двух взаимо- действующих компонентов; 2) клетки – системы, состоящие из ядра, цитоплаз- мы и оболочки; каждая из этих подсистем, в свою очередь, состоит из особых элементов; 3) многоклеточные системы (организмы, популяции одноклеточ- ных); 4) виды, популяции – системы организмов одного типа; 5) биоценозы – системы, объединяющие организмы различных видов; 6) биогеоценоз – систе- ма, объединяющая биоценозы поверхности Земли; 7) биосфера – система живой материи на Земле. Система каждого уровня отличается от систем других уров- ней и по структуре, и по степени организации.
    Рассмотрим четыре надорганизменных уровня:
    Первый – популяционный – начинается с изучения взаимосвязи взаимо- действия между совокупностями особей одного вида, которые имеют единый генофонд и занимают единую территорию. Такие совокупности, или, скорее, системы живых организмов, составляют определенную популяцию. Очевидно, что популяционный уровень выходит за рамки отдельного организма, и поэто- му его называют надорганизменным уровнем организации.
    Второй надорганизменный уровень организации живого составляют раз- личные системы популяций, которые называют биоценозами.Они являются

    77
    более обширными объединениями живых существ и в значительно большей мере зависят от небиологических факторов развития.
    Третий надорганизменный уровень – биогеоценозы содержит в качестве элементов разные биоценозы и в еще большей степени характеризуется зави- симостью от многочисленных земных и абиотических условий своего сущест- вования (географических, климатических, гидрогеологических, атмосферных и т. п.
    Четвертый надорганизменный уровень вытекает из объединения самых различных биогеоценозов и называется биосферой.
    В целом живая природа, также, как и неживая, представляет собой систему систем, причем она дает нам удивительные примеры разнообразия систем, ко- торые нередко оказываются объединением элементов различных уровней. На- пример, ландшафт как система включает в себя: 1) абиотические геосистемы
    (земная кора с рельефом, атмосфера, геосфера, криосфера; 2) геосистемы поч- венной среды; 3) биотические геосистемы, образующие биосферу; 4) социально
    – экономические геосистемы, возникшие в результате общественно – историче- ской деятельности человека. Все эти системы связаны между собой и воздейст- вуют друг на друга, образуя единую саморегулирющуюся систему. Изменение любой составной части ландшафта ведет, в конечном счете, к его изменению в целом. Вместе с тем каждая система живой природы, являясь ее элементом и определяясь ею, в то же время имеет достаточную самостоятельность самораз- вития, чтобы выйти на другой уровень организации материи.
    Контрольные вопросы
    1. Из каких двух суперсистем состоит неорганический мир?
    2. Поле как система.
    3. Вещество как сложная многоуровневая система.
    4. Наименьшая живая система.
    5. Что объединяет биосфера, как суперсистема живой материи на Земле?
    6. Назовите четыре надорганизменных уровня организации живого.

    78
    11. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА
    Стадо первобытных людей - завершающий этап эволюции животного ми- ра, иначе говоря, завершающий этап биологической формы движения, и одно- временно – исходный пункт в процессе становления общества. В том, что стадо является системой, нет никаких сомнений. За племенем также признается ста- тус системы. Но можно ли рассматривать как систему все человечество?
    Человечество уже как биологический вид представляет собой систему.
    Элементы человечества как системы связаны, во-первых, генетической связью, во-вторых, отношением к окружающей среде и, наконец, в-третьих, прямым повторяющимся взаимодействием между собой. Об этом свидетельствуют как палеонтологические, так и археологические данные. Общность культур, един- ство способа взаимодействия со средой, единство орудий труда с начальных времен существования человека – все это говорит не только об идентичности эволюции локальных человеческих сообществ, но и об их непосредственном взаимодействии. Конечно, известны и факты длительной изоляции различных групп человечества друг от друга, например цивилизаций Европы и Америки.
    Но это лишь временная изоляция. До нее связь между Европой и Америкой су- ществовала, и сейчас об этом уже накоплен убедительный фактический матери- ал [4].
    Итак, человеческое общество представляет собой развивающуюся систему, проходящую в своём развитии отдельные стадии, ступени, характеризующиеся возрастанием взаимосвязи и взаимоподавленности составляющих её элементов и подсистем.
    Человеческое общество является также сложной социальной системой, об- ладающей наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды, включающей и другие социальные системы.
    Остановимся подробнее на обществе как социальной системе [48].
    Каждое общество, каждая социальная система выступает некой целостно- стью, в рамках которой происходит воспроизводство материальных средств существования и самого человека, поскольку общество обладает особыми усло- виями: единством территории, единством экономической жизни, общностью языка (то есть средством общения), единством социальных норм, стереотипов и ценностей, позволяющие группам людей устойчиво взаимодействовать.
    Территория является основой социального пространства, на которой скла- дываются и развиваются отношения и взаимодействия между индивидами. Без определенной территории невозможна консолидация социальных связей. Ма- териальной основой и необходимым условием жизни общества является об- щественное производство – постоянный процесс взаимодействия людей с при- родой при помощи средств труда, приводимых в движение их коллективными усилиями на основе разделения и кооперации общественного труда. Этот про- цесс осуществляется в определенных формах экономических отношений, ко- торые являются системообразующими факторами. Отличительной чертой обще- ства является его высокая автономность и высокий уровень саморегуляции. Ав- тономность и саморегуляция общества достигается благодаря наличию институ-

    79
    тов, организаций, норм и принципов, которые возникают внутри общества и ре- гулируют социальные взаимодействия, то есть общество не нуждается в управ- ленческих импульсах со стороны внешней среды.
    Поскольку индивид включен в различные общественные группы, большие и малые (мировое сообщество, этническая общность, социальный слой, семья и так далее), в каждой из которых формируются собственные системы связи и взаимодействий, можно утверждать, что общество имеет сверхсложный иерар- хический характер. В нем можно выделить различные уровни в виде под- систем, частей, состоящих в свою очередь из элементов, которые связаны ме- жду собой и соподчинены. Причем каждая подсистема и каждый уровень со- циальной системы обладает известной степенью автономии, что позволяет ей гибко и оперативно отвечать на поступающие извне сигналы. Выделить все иерархические ступени в обществе невозможно в силу сверхсложности соци- альной системы, бесконечного многообразия связей между людьми и их из- менчивости.
    Общество обладает социальной структурой. Наиболее распространенный подход в социологии, сравнивающий общество с биологическим организмом, рассматривает социальную структуру как устойчивые упорядоченные отноше- ния между элементами общества, где элементами назывались группы людей, социальные роли, и чаще всего - социальные институты. Российские социологи
    В.В. Радаев и О.И. Шкаратан (1996 г.), интегрировав суждения различных авто- ров, предложили рассматривать социальную структуру как «размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга...», где «в качестве элемента выступают со- циальные институты, социальные группы и общности разных типов» [49]. Рос- сийский социолог М.Н. Руткевич (2001 г.) предлагает выделять три типа соци- альной структуры. Первый тип структуры будет характеризовать процессы ис- торического развития всего человечества на планете, «то есть глобальной структуре человеческого общества, как состоящего из этносов и государств и их объединений различного типа, взятом в его развитии» [50]. Этническая структура общества связана в значительной степени с биологической природой человека, хотя и является социальным образованием. Если рассматривать ста- новление этнической структуры в историческом контексте, то первыми форма- ми общности, возникшими в данной структуре, будут род и племя. Род – это объединение кровных родственников, обладающих общим местом поселения, общим языком, общими обычаями и верованиями. Экономической основой общности являлась общинная собственность на землю, охотничьи и рыболов- ные угодья. В основе племени также лежат кровнородственные связи, но уже появляются структурные элементы – парные семьи, то есть появляется новая форма семейно-брачных отношений. Более высокой формой общности является народность (или этнос), в основе которой лежат территориальные, соседские связи, экономические отношения, общие черты психологического склада, за- крепленные в культуре данного народа. В процессе усложнения социально- экономических отношений, с появлением потребностей в урегулировании кон- фликтов интереса различных социальных групп, сохранении целостности об-

    80
    щества и так далее, формируются государства как политические организации обществ. Современные государственные образования могут объединять десят- ки, а порой и сотни этнических групп. С возникновением государства, форми- руется поселенческая структура общества, которая является пространственной формой организации общества. Выделение отдельной поселенческой или тер- риториальной общности обусловлено наличием системы экономических, соци- альных, политических, ценностно-нормативных связей. Территориальная общ- ность объединяет людей, несмотря на все многообразие их классовых, профес- сиональных, демографических или иных различий. Где объединяющим нача- лом выступают традиции в сферах досуга и труда, организации семейного быта и общения, профессиональная ориентированность, общая культура людей, именно здесь происходит овладения ценностями и нормами, присущими дан- ному социуму.
    Второй тип – «это структура отношений между различными областями, сторонами общественной жизни» [50]. Каждый индивид принимает участие в различных сферах жизни общества (экономике, политике и так далее), выпол- няя определенную социальную роль, он входит в любой из видов структуры этого типа. Различные сферы человеческой деятельности формируют структуру общества второго типа.
    Третий тип – «структура отношений между социальными группами, слоя- ми и другими общностями людей, из которых состоит каждый данный социум»
    [50]. Данный тип структуры описывает концепция «социальной стратифика- ции». Преобладающая часть моделей стратификации раскрывает отношения групп людей по поводу распределения власти, собственности, знаний в сфере профессиональной деятельности, социальной позиции. Четырьмя основными историческими типами стратификации были рабство, касты, сословия и классы.
    Рабство – это форма максимально жесткого закрепления людей в непривилеги- рованных стратах, когда раб считался собственностью хозяина. Примером мо- жет служить античное рабство в Древней Греции и плантационное рабство в
    США до 1865 г. Касты – это пожизненное закрепление индивида за своей стра- той. Так, в Индии существовало 4 основных каст (варн) и около 5 тысяч не ос- новных каст и подкаст. Сословия – это социально-правовые группы, различаю- щиеся объемом прав и обязанностей по отношению к государству. Сословия обладали особыми обычаями и традициями, членство в них передавалось по на- следству, но разбогатевший торговец, например, имел возможность купить дворянское звание и тем самым перейти в более высокое сословие. В России во второй половине 18 века можно было выделить, пять сословий: дворянство, ку- печество, крестьянство, мещанство (средние городские слои). Классовый под- ход при рассмотрении общества был предложен К. Марксом. В его понимании класс - это большая социальная группа людей, владеющая, либо не владеющая средствами производства. Но более распространенный подход в современной социологии, рассматривает класс как любую социальную страту в современном обществе, отличающуюся от других доходом, образованием, властью и пре- стижем. Классы в таком понимании, формируются под влиянием промышлен- ной революции XVIII-XIX века. Глобальные преобразования такие, как индуст-

    81
    риализация, урбанизация, информатизация общества усложняют социальную дифференциацию общества. В современном информационном обществе возни- кает множество новых профессий, требующей высокой квалификации и высо- кого уровня знаний, они более престижные и лучше оплачиваются. То есть, об- разование, уровень профессиональной подготовки становятся определяющими стратификационными факторами. Сегодня в современных обществах выделяют высший, средний, низший классы, каждый из которых состоит из множества слоев или страт. Выделенные структуры находятся во взаимосвязи и взаимо- проникновении.
    Как уже отмечалось, элементами социальной структуры являются соци- альные группы, социальные институты и социальные роли. Социальной груп- пой в социологии принято называть «совокупность индивидов, взаимодейст- вующих определенных образом на основе разделяемых ожиданий каждого чле- на группы в отношении других» [50]. Социальные группы являются результа- том деятельности людей. Люди объединяются для удовлетворения потребно- стей и интересов (экономических, политических, духовных), разделяя при этом функции, объединяясь, кооперируясь. В социологии выделяют ингруппы («моя семья», «мое племя», «моя профессиональная группа») и аутгруппы («другая компания», «другая религиозная группа»), первичные группы (основанные на личностных, неформальных контактах) и вторичные (группы, где социальные контакты носят безличный, утилитарный характер). Но элементарной частицей общества принято называть малую группу. В малой группе существуют только личные контакты, она может быть как первичная, так и вторичная. Большие со- циальные группы состоят из индивидов со схожим социальным статусом («ста- тусом» называют позицию или место индивида в иерархически организованной структуре общества). Поскольку индивид может быть членом семьи, рода, эт- нической, профессиональной группы, горожанином либо селянином, студен- том, членом футбольной команды и так далее, он может занимать множество позиций или статусов в обществе. Со статусом индивида связано ожидаемое от него другими людьми поведение – «роль». «Социальная роль есть социальная функция, модель поведения, объективно заданная позицией личности в системе общественных и межличностных отношений» [49]. То есть последним недели- мым элементом социума можно назвать не индивида, а социальную роль, по- скольку существует огромное многообразие общественных связей, в которые включен индивид.
    Еще одним ключевым элементом социальной структуры будет «социаль- ный институт». «Институт» – понятие, обозначающее устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регули- рующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему статусов и ролей. Основная функция институтов - упорядочение соци- альных отношений. Например, «институт материального производства» подра- зумевает не конкретную социальную организацию одного из предприятий, а комплекс норм, реализующийся во множестве социальных организаций пред- приятий, выпускающих продукцию. Институт семьи – это совокупность опре- деленных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельно-

    82
    сти отдельных малых групп (конкретных семей). Институт семьи регулирует сексуальные отношения, деторождение и воспитание детей, производство и распределение экономических ресурсов и социализацию людей, особенно де- тей. То есть семья как институт, обладает множеством функций, которые необ- ходимы для общества. По мере развития общества происходит дифференциа- ция социальных институтов. Современное общество – высокоинституализиро- ванное общество. Институты семьи, образования, охраны, здоровья, материаль- ного и духовного производства, досуга и отдыха, обеспечения безопасности членов общества и многие другие обеспечивают функционирование социально- го организма. Социальные институты в обществе выступают как механизмы управления. Благодаря ним социальные системы становятся самоуправляемыми и саморегулирующимися.
    Социальные системы обладают интегративными (эмерджентными) качест- вами, не свойственными образующим их частям и компонентам, но присущими системе в целом. Благодаря чему обеспечивается их относительно самостоя- тельное существование и функционирование. Так, к примеру, качества соци- альной группы, раскрывающие место группы в системе отношений в обществе, ее функции в экономике, культуре, политике, идеологии и так далее, не своди- мы к характеристикам индивидов, входящих в ее состав.
    Таким образом, можно сделать вывод:
    Во-первых
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   20


    написать администратору сайта