планир Литература 5 класс 3 ЧАСА НОВЫЙ КОРОВИН. Основные элементы содержания
Скачать 63.74 Kb.
|
2 29 | Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино». | Метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения в тексте; композиция произведения, характеристика его героев, патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. | метафоры сравнения олицетворения | | | | | |||||||||||||||||||||||
3 30 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место». | Слово о Н.В. Гоголе. Чтение вступительной статьи о писателе. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Чтение повести «Заколдованное место». Сюжет и герои произведения. Национальный колорит повести. Словарная работа. | | | | | | |||||||||||||||||||||||
4 31 | «Заколдованное место». Реальное и фантастическое в сюжете повести. | Фольклорные традиции в создании образов. Реальное и фантастическое, трагическое и комическое в повести. Прослушивание фрагмента повести в актерском исполнении, обсуждение. Чтение статьи «Из воспоминаний современников о Н.В. Гоголе», вопросы и задания к ней. | фантастика | | | | | |||||||||||||||||||||||
5 6 32 33 | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге». | Биографические сведения о поэте, нашедшие отражение в стихотворении «На Волге», содержание стихотворения, его тональность; характеристика особенностей поэтики Некрасова, роль эпитетов, сопоставление содержания стихотворения Некрасова с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге». | | | | | | |||||||||||||||||||||||
7 34 | ВЧ. Ч. Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. | Выяснить влияние детских впечатлений на создание поэтического образа русской женщины. Жестокий и беспощадный образ Мороза в поэме. Сравнения, эпитеты, способы рифмовки, роль просторечий, их образность. | способы рифмовки | | | | | |||||||||||||||||||||||
8 9 35 36 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. | Сведения о детстве и семье писателя, о начале его литературной деятельности, история создания произведения, содержание рассказа; значение понятий «крепостное право», «крепостничество», сюжет рассказа, описание быта и нравов крепостнической России в рассказе и знания детей об этом периоде из истории, описание жизни крепостных в рассказе в сопоставлении с изображением на полотнах художников. | рассказ | | | | | |||||||||||||||||||||||
10 37 | Герасим - «самое замечательное лицо» в рассказе. Герасим в доме барыни. Герасим и Татьяна. | Сюжет рассказа, духовные и нравственные качества Герасима, сопоставление главного героя с его окружением, характеристика героя по его поступкам, поведению (цитаты из текста), отношение к нему автора, составление плана характеристики героя. Детали портретов героев. Роль образа Татьяны в рассказе. | | | | | | |||||||||||||||||||||||
11 38 | Герасим и Муму. Счастливый год. | Образ барыни. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Словарная работа. Приём иронии в сцене штурма каморки Герасима. Роль пейзажа в конце рассказа. Анализ иллюстраций. | пейзаж | | | | | |||||||||||||||||||||||
12 39 | Р.Р. Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму». | Составление плана характеристики литературного героя. Ответить на вопрос: какую роль в создании характера Герасима играют портрет, интерьер, пейзаж? Подготовка к написанию сочинения (выбор темы, подбор материала). | портрет интерьер пейзаж | | | | | |||||||||||||||||||||||
13 40 | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». | Биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения; художественные приемы, которые использует автор для описания природы, анализ лирического произведения, выразительное чтение (отработка умения передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы); авторское отношение к природе. | изобразительно-выразительные средства | | | | | |||||||||||||||||||||||
14 41 | Ф.И.Тютчев – великолепный певец природы. | Автор и биографические сведения о нём; выраженное в стихотворении настроение поэта и его мироощущение; природа для Тютчева - живое, возвышенное существо, слышать музыку стиха, сопоставление произведений разных видов искусств о природе, изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры), помогающие поэту создать картины родной природы и одновременно «высказать» собственные чувства и настроения. | изобразительно-выразительные средства | | | | | |||||||||||||||||||||||
15 16 42 43 | Р.Р. Р.Р.Стихотворные размеры. Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. | Закрепление. Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Наблюдения над рифмовкой и ритмом в поэтических текстах А.А.Фета и Ф.Ф.Тютчева. Понятия ямб, хорей дактиль, амфибрахий. Работа по определению двух и трёхсложных размеров в стихотворных текстах. | Стихотворные размеры. Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. | | | | | |||||||||||||||||||||||
17 18 44 45 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. | Слово о Л.Н. Толстом. Роль Ясной Поляны в жизни и творчестве писателя. Заочная экскурсия по Ясной Поляне. Историческая основа и сюжет рассказа «Кавказский пленник». Определение автором жанра быль. Простота и ясность языка писателя. Прослушивание первой главы в актерском исполнении, обсуждение. Тест на знание содержания прочитанного произведения. Тема бессмысленности и жестокости национальной вражды. Работа над терминами «идея», «сюжет», «рассказ». | быль идея сюжет рассказ | | | | | |||||||||||||||||||||||
19 20 46 47 | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. | Озаглавить эпизоды, в которых ярче всего проявилось различие характеров Жилина и Костылина. Рассказ от лица Жилина, как он встретился с врагом, что он думал и чувствовал в бою. Составление плана эпизода «Неудавшийся побег». Ответить на вопрос: зачем Толстой обращается к противопоставлению Жилина и Костылина? Ответить на вопросы (устно): почему Дина перестала видеть в Жилине врага? Как проявляет себя Жилин в момент расставания с Костылиным и Диной? Характеристика Дины (детали её портрета, поведение, отношение к Жилину). | эпизод | | | | | |||||||||||||||||||||||
21 48 | Резервный урок. | | | | | | | |||||||||||||||||||||||
Итого за II четверть – 21 урок, в т.ч. сочинений – 1 | | |||||||||||||||||||||||||||||
III ЧЕТВЕРТЬ | | |||||||||||||||||||||||||||||
1 49 | Любимый рассказ Л.Н. Толстого. Смысл заглавия рассказа. Роль картин природы в рассказе. | Ответить на вопросы: в чем своеобразие языка и композиции рассказа; как описания природы помогают понять переживания героев; о чём «говорят» фамилии героев, почему Л.Н.Толстой сам считал рассказ своим лучшим произведением? | | | | | | |||||||||||||||||||||||
2 50 | Р.Р.Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник». | Составить план текста и план сочинения. Определить события, позволяющие сопоставить и оценить поведение Жилина и Костылина в минуты опасности. | | | | | | |||||||||||||||||||||||
3 51 | А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хирургия». Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия». | Биографические факты жизни писателя; сведения о детстве и юношеских увлечениях А.П. Чехова; историю создания, содержание рассказа «Хирургия». Сообщение о городе Таганроге; определение понятий: «юмористический рассказ», «сюжет», «фабула», «литературный герой». Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор», «речевая характеристика». | юмористический рассказ сюжет фабула литературный герой речевая характеристика | | | | | |||||||||||||||||||||||
4 52 | ВН.Ч. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Рассказы Антоши Чехонте. | Художественный пересказ, чтение в лицах, инсценирование. | | | | | | |||||||||||||||||||||||
5 6 53 54 | Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова. | Образы природы в русской поэзии. Чувство родины и его связь с восприятием природы. Краткие сведения о поэтах. Средства создания образов родной природы в стихотворениях А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова, А.В.Кольцова. Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы. Элементы анализа поэтического текста. Репродукции картин. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение. Конкурс на лучшее чтение стихов о Родине и родной природе. | пейзаж изобразительно-выразительные средства | | | | | |||||||||||||||||||||||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (22 ч.) | | |||||||||||||||||||||||||||||
7 55 | ВН.Ч. И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе. | Сведения о детстве И.А. Бунина; сюжет и содержание рассказов; сравнить произведение Бунина со стихотворениями русских поэтов о родной природе и родине; объяснить, что их сближает, сопоставить произведение художественное с живописным полотном, проникнуться особым сочувствием к косцам, понимать их удаль и свободу, их чувство любви к родной стороне. | | | | | | |||||||||||||||||||||||
8 9 56 57 | В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Описание городка Княжье-Вено. Портрет как средство изображения героев. | Краткий рассказ о писателе. Автобиографичность повести и гуманистический смысл произведения. Изображение города и его обитателей в повести. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих элементы композиции повести (городской пейзаж). Комментированное чтение главы «Я и мой отец». Ответить на вопросы: что гонит Васю из родного дома? Каковы причины отчуждения между Васей и его отцом? Устное словесное рисование «Вася и судья на скамейке». Подбор цитат к теме «Портрет как средство характеристики литературных героев». | повесть | | | | | |||||||||||||||||||||||
10 58 | Контраст судеб героев в повести «В дурном обществе». Счастье дружбы в повести Короленко. | Ответить на вопросы: как и почему изменился Вася за столь короткий промежуток времени, почему знакомство с «детьми подземелья» оказалось судьбоносным для всей семьи Васи? Составление плана ответа на вопрос: какими средствами пользуется автор, чтобы создать ужасающую картину жизни детей подземелья? | | | | | | |||||||||||||||||||||||
11 59 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина. | Основные события жизни С.Есенина, факты его жизни; причины различия ритма в стихотворениях; каким настроением окрашены стихотворения, передача этого настроения в процессе выразительного чтения. Защита проектов «Иллюстрации к стихотворениям С.А.Есенина». | изобразительно-выразительные средства | | | | | |||||||||||||||||||||||
12 60 | П.П.Бажов. Слово о писателе. Сказ «Медной горы Хозяйка». | Основные сведения о жизни и творчестве П.П.Бажова. Содержание и герои сказа. Обучение анализу эпизода. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «реальность» и «фантастика». Характеристика Данилы-мастера. Словарная работа. | сказ | | | | | |||||||||||||||||||||||
13 61 | Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка. | Отличительные черты жанра сказа, отличие от сказки. Подбор цитатных примеров. Иллюстрирующих понятия «сказ», «сказка» и сопоставление этих понятий. Работа в группах: анализ иллюстраций. | сказ | | | | | |||||||||||||||||||||||
14 62 | К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб». Роль пейзажа в сказке. Нравственные проблемы произведения. | Основные сведения о жизни и творчестве К.Г.Паустовского. Особенности изображения героев в сказке «Тёплый хлеб». Анализ произведения, элементы сказки в произведении; диалектные и устаревшие слова. Работа с иллюстрациями. | пейзаж | | | | | |||||||||||||||||||||||
15 63 | ВН.Ч. К.Г.Паустовский Рассказ «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении. | Сюжет рассказа, взаимоотношения героев, смысл названия рассказа, роль зайца в судьбе внука деда Лариона, роль описания природы в понимании событий, изображённых в рассказе. Работа с иллюстрациями и соотнесение их с текстом. | рассказ | | | | | |||||||||||||||||||||||
16 64 | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. | Сведения о С.Я Маршаке и факты его жизни, определение понятия «драма», «пьеса», особенности пьесы как особого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки (заимствование сюжета, образов, создание собственной оригинальной сказки); отличие пьесы от других произведений, чтение драматического произведения по ролям. | драма пьеса пьеса-сказка | | | | | |||||||||||||||||||||||
17 65 | Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Победа добра над злом – традиция русской народной сказки. | Гуманистическая идея сказки, ее связь с русским фольклором, что достигает автор сочетанием фантастического и реального в пьесе, сопоставить сказку Маршака с народными сказками. | | | | | | |||||||||||||||||||||||
18 66 | А.П. Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита». | А.П.Платонов и факты его жизни, сюжет рассказа; поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простота и человечность рассказа, трогательный образ фантазера Никиты. Составление плана рассказа о главном герое. Ответить на вопрос: какую роль играет эпизод встречи Никиты с отцом? | | | | | | |||||||||||||||||||||||
19 67 | А.П. Платонов. «Никита». Представление о фантастике в литературном произведении. | Сюжет рассказа, комментированное чтение; фантастический мир детской души. Сопоставление реальных и фантастических элементов рассказа. Комментирование необычных слов и выражений. Описание иллюстраций и соотнесение их с текстом. | рассказ сюжет | | | | | |||||||||||||||||||||||
20 68 | В.П Acтафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои. | Краткий рассказ о писателе. Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро». Композиция рассказа (экспозиция-вступление, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Работа в парах (составление тезисного плана отрывков рассказа при консультативной помощи учителя, озаглавливание отрывков текста), самостоятельное составление цитатного плана с последующей взаимопроверкой. | сюжет | | | | | |||||||||||||||||||||||
21 69 | В.П Acтафьев. «Васюткино озеро». Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя рассказа. Человек и природа в рассказе. | Составление тезисного плана сообщения по теме «Характер героя рассказа». Работа в группах «Картины природы. «Открытие» Васюткой нового озера». Пересказ истории с глухарём. Ответить на вопрос: зачем эта история введена писателем в рассказ? Чтение по ролям эпизода встречи Васютки с экипажем бота «Игарец». | тезисный план | | | | | |||||||||||||||||||||||
22 23 70 71 | К.М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете…». Война и дети. А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. | Сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского и К.М. Симонова (кратко); содержание стихотворений о Великой Отечественной войне. Каково было значение поэзии в годы Великой Отечественной войны? Обучение анализу стихотворений, сопоставительный анализ стихотворений. | изобразительно-выразительные средства | | | | | |||||||||||||||||||||||
24 25 72 73 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин. Образ Родины в стихах о природе. | Создание поэтического образа Родины в стихотворениях поэтов 20 века; выразительное чтение, анализ поэтического текста, описание картин. Составление алгоритма для анализа поэтического текста с последующей взаимопроверкой. Сопоставление образов русской природы в волшебных сказках и лирических стихотворениях. Работа в группах: выполнение заданий по темам «Тема Родины», «Пейзаж», «Средства художественной выразительности (эпитет, метафора, образ-символ и т.д.)» | средства художественной выразительности (эпитет, метафора, образ-символ и т.д.) | | | | | |||||||||||||||||||||||
26 74 | ВН.Ч. Н.А.Тэффи. «Валя». | Слово о писателе. Происхождение псевдонима, анализ текста с точки зрения изобразительно-выразительных средств (намёк и языковая игра), определение их роли. Главная тема рассказов Тэффи - обыденная, повседневная жизнь, герои – обычные люди; ситуации, описанные в миниатюрах, знакомы каждому, характеры – легко узнаваемые (в своих произведениях писательница возвышает и облагораживает повседневную суету. Юмор Тэффи не обличает, не акцентирует внимание на злом, а примиряет нас с действительностью, превращая все мелкое, грязное, ненужное и ничтожное в нашей жизни в смешное). | псевдоним | | | | | |||||||||||||||||||||||
27 28 75 76 | Саша Чёрный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Ю.Ч.Ким «Рыба-кит». Юмор в стихотворной форме. | Слово о писателях. Автобиографичные черты в произведениях Саши Чёрного. Выявление способов создания комического в рассказах Саши Черного. Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах. Подбор из рассказов цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор». Р.Р. Мини-сочинение «В роли какого литературного героя я могу себя представить». | юмор | | | | | |||||||||||||||||||||||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (11 ч.) | | |||||||||||||||||||||||||||||
29 77 | Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. | Сведения о жизни писателя, события, о которых рассказывается в балладе; черты характера, которые прославляет автор, признаки жанра баллады в «Вересковом меде» Р.Л. Стивенсона. Групповая работа – составление рассуждения по теме «Подвиг героя во имя сохранения традиций предков». | баллада | | | | | |||||||||||||||||||||||
30 78 | Резервный урок. | | | | | | | |||||||||||||||||||||||
Итого за III четверть - 30 уроков, в т.ч. сочинений – 1 | | |||||||||||||||||||||||||||||
IV ЧЕТВЕРТЬ | | |||||||||||||||||||||||||||||
1 2 3 79 80 81 | Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» – произведение о силе человеческого духа. Характер главного героя романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | Автор и факты его биографии, сюжет романа; анализ характера героя, его поступков, изменения в поведении и характере; авторское отношение к изображаемому, глубокое уважение к человеческому труду, изображение труда как основы жизни. Значение романа в истории литературы. Работа в парах: составление «Словаря путешественника», работа в группах: составление рассуждения по теме «Гимн неисчерпаемым возможностям человека». | роман | | | | | |||||||||||||||||||||||
4 82 | ВН.Ч. Х.К.Андерсен. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Снежная королева». Композиция сказки. | Слово об авторе. Своеобразие художественного мира Андерсена-сказочника, определяемого эпохой, национальными особенностями и личной судьбой писателя; события его жизни, повлиявшие на выбор замысла сказок; понимать сюжет сказки «Снежная королева», особенности ее композиции, деление на главы (самостоятельность сюжета каждой главы), создание портретной и сравнительной характеристики героев; жанровые и композиционные особенности сказки. Соотношение реального и фантастического. Составление схемы путешествия Герды в поисках Кая. | | | | | | |||||||||||||||||||||||
5 83 | ВН.Ч. Характеристика героев сказки «Снежная королева». | Составление рассуждения по теме «Противопоставление красоты внешней и внутренней – Герда и Снежная королева». Выбор эпизодов для характеристики персонажей, установление ассоциативных связей с иллюстрациями. Конкурс инсценировок. | | | | | | |||||||||||||||||||||||
6 7 84 85 | Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише». | Краткий рассказ о писателе. Сюжет рассказа, его герои; обычаи, верования, нравы северного народа, показанные писателем; Составление цитатного плана рассказа, пересказы эпизодов (краткий, выборочный, от лица героя). | цитатный план | | | | | |||||||||||||||||||||||
8 9 86 87 | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера. | Сведения о жизни и творчестве М. Твена (кратко); сюжет и содержание романа «Приключения Тома Сойера». Инсценирование эпизодов романа; характеризовать героя и его поступки. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. Юмор и ирония в романе. Приемы иронии (повторы, нагнетания, неожиданность, контрасты). Прослушивание фрагментов романа в актерском исполнении, обсуждение. | юмор ирония | | | | | |||||||||||||||||||||||
10 88 | ВН.Ч. Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. Том и Гек в романе М. Твена. | Том и Гек, дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Пересказ эпизода (игра Тома и Джеда в Робин Гуда), сравнение Тома и Сида в эпизоде (Сид съел сахар и свалил вину на Тома). Анализ сцены «В пещере». | | | | | | |||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | |||||||||||||||||||||||
МККК. | | |||||||||||||||||||||||||||||
11 12 89 90 | |