Основным вопросом философии. Проблема мирчеловек
Скачать 115.4 Kb.
|
Государство обладает наивысшей возможной властью. В каждом государстве власть суверена, по Т. Гоббсу, всегда абсолютна, т.е. она безгранична. Гоббс полагал, что человеческой природе свойственны эгоистические стремления к самосохранению и наслаждению, так что естественным состоянием человечества была война всех против всех. Чтобы избежать этого, люди на основе договора объединились в государство и стали повиноваться государю, получив защиту и возможность спокойной жизни. Абсолютный суверенитет государства избавляет граждан от опасностей гражданской войны. Функции: - поддержание мирных отношений с помощью гражданских законов и государственных институтов власти; - полицейско-охранительные функции; -обеспечение собственностью (которую люди приобрели путем взаимных переговоров) Французское Просвещение о связи человека и социальной среды, частного и общего интереса, о разумном эгоизме, общественном договоре, развитии общества, отчуждении (Гольбах, Гассенди, Ламетри, Гельвеций, Дидро, Руссо, Вольтер – по выбору). Французское Просвещение о связи человека и социальной среды, частного и общего интереса, о разумном эгоизме. Представления о человеке и обществе складывались во французском Просвещении в установке на природу: человек понимался как природное существо, все свойства и потребности которого телесны и определены природой, а ум, здравый смысл. Теория разумного эгоизма берет свое начало от философских построений таких выдающихся мыслителей как Локк, Гоббс и т.д. Эта новая общественная ситуация была отражена в представлениях просветителей о человеке как естественном, природном существе, все свойства которого, в том числе и личный интерес, определены природой. Ведь в соответствии со своей телесной сущностью каждый стремится получить удовольствия и избежать страданий, что связано с любовью к себе, или себялюбием, основанной на самом важном из инстинктов — инстинкте самосохранения. Итак, каждый индивид во всех своих действиях исходит из любви к себе. Но, будучи просвещен светом разума, он начинает понимать, что если будет думать только о себе и добиваться всего только для себя лично, то столкнется с огромным числом трудностей, прежде всего потому, что все желают одного и того же — удовлетворения своих потребностей. Поэтому люди постепенно приходят к выводу, что имеет смысл в какой-то мере ограничить себя; это делается вовсе не из любви к другим, а из любви к себе; следовательно, речь идет не об альтруизме, а о разумном эгоизме, но такое чувство — гарант спокойной и нормальной совместной жизни. Общая характеристика философии И. Канта: дуализм, агностицизм. Этика категорического императива. Антиномии чистого разума. Единство трансцендентальной апперцепции. Дуализм, агностицизм. И. Кант выделяет три формы познания — чувственность, рассудок, разум. Они участвуют в производстве особого типа знания— знания необходимого и всеобщего. Такое знание выражается через «синтетические суждения априори», или «априорные синтетические суждения». Их отличительные черты: 1) они носят доопытный — «априорный» — характер. 2) в них полагается нечто новое. Через них проявляется Дуализм И. Канта, который рассматривал сознание как деятельность, упорядочивающую данные опыта по независимым от внешнего мира законам — в соответствии с априорными формами. Гносеологический Дуализм неизбежно связан с агностицизмом — убеждением в непознаваемости мира для сознания. Согласно И. Канту, чтобы нечто могло быть познано, оно должно быть помыслено. Не помыленная вещь никак не представлена в сознании, и поэтому, не может быть познана. Этика категорического императива. Жизнь самосознающей себя личности подчиняется правилам, которые каждый индивид устанавливает для себя самостоятельно. Они выступают в качестве императивов, т.е. повелений. Условных императивов может быть много. Однако есть и императив безусловный, категорический — правило, одинаково обязательное и приемлемое для всех людей. Кант его формулирует: поступай так, чтобы человечество и в твоем лице, и в лице всякого другого всегда рассматривалось тобою как цель и никогда только как средство. Кантовский категорический императив формулирует принцип безусловного достоинства личности. Г.В.Ф. Гегель: общие характеристики философии. История как самопознание свободы. Право как бытие свободы. Диалектика как научный метод. Г. Гегель (1770—1831) создал грандиозную и всеобъемлющую философскую систему. Гегель — один из наиболее сложных философов за всю историю мировой философии. В ранних работах Гегеля интересуют проблемы человека, личности, человеческого духа, жизни. Гегель основой всего существующего полагает некое безличное духовное начало, которое он называет «абсолютной идеей». Гегель создал философскую систему, в которой обобщил все существенные достижения всех отраслей знаний. В первом произведении Г. Гегеля «Феноменология духа» рассматриваются этапы развития человеческого сознания. Г. Гегель исходит из различия души и духа. Душа, способная к восхождению до уровня объективного духа. Мышление превращает душу в Дух. В мышлении реализуется высшая способность духа — разум. Разум отличен от рассудка. Рассудок (в пределах правил формальной логики). Разум (теоретическое мышление). Философия же, согласно Гегелю, представляет собой высшую форму теоретического знания о мире и его познания. По Гегелю, логика есть наука о чистой идее, т.е идее в абстрактной стихии мышления. Поэтому мышление – это стихия, в которой живёт идея, в которой идея проявляется как логическая. Если Кант часто мыслит в терминах дуалистических противоположностей, то Гегель пытается примирить противоположности, помещая их в диалектический контекст. Разрешение противоположностей происходит путём «снятия», в операции которой противоречие не исчезает, но переходит на другой уровень. Гегель подметил, что развитие человеческой мысли всегда происходит путём разрешения противоречий. Время для Гегеля не важно, главное, что произошло единство. Он не видит человека. История как самопознание свободы. История человечества изображается Гегелем как прогресс в сознании свободы, которая, по его мнению, составляет внутреннюю природу человека, но лишь постепенно, на протяжении многовековой истории осознается им, и благодаря чему, в последствии, он и становится свободным. Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную, античную и германскую. В восточном мире человек еще не осознал, что свобода составляет его сущность (все – рабы). В античном мире некоторые уже осознали, что свобода образует их сущность: есть рабы, есть не рабы. Как идеалист Гегель фактически игнорирует связь рабства с определенными экономическими условиями. Лишь в германском, или христианском, мире все, по мнению Гегеля, сознают свою духовную сущность, и поэтому здесь все свободны. Право, как бытие свободы. Поскольку сущностью духа, согласно Гегелю, является свобода, то право определяется как осуществление, непосредственное бытие свободы. С этой точки зрения право противопоставляется феодальному произволу. Однако Гегель не видит классового характера правовых отношений, отражающего волю господствующего класса. Важнейшим выражением права является, по Гегелю, частная собственность, которая рассматривается не как определенная историческая форма общественных Национальные особенности русской философии. «Русская идея» как проблема самопознания отечественной философии и культуры. (П.Я. Чаадаев, Н.Я. Данилевский, В.С. Соловьёв, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев - по выбору) Национальные особенности русской философии. Характерные черты русской философии. 1) антропоцентризм. Тема человека, его судьбы, призвания и предназначения является ключевой в русской философии. 2) Нравственный аспект. Проблемы нравственности всегда составляли главное содержание русского философского мышления. 3) Глубокий интерес к социальной проблематике. Философские концепции русских религиозных мыслителей всегда были связаны с конкретной социально-политической ситуацией в стране. 4) Идея патриотизма. Тема Родины, судьбы России, ее места и предназначения в мировом сообществе является одной из центральных для русской философской мысли. 5) Религиозный характер. Религиозное направление в русской философии на протяжении всей истории ее развития было самым богатым и значительным в идейном отношении. 6) Синтез философского и литературно-художественного творчества. Художественная литература играла огромную роль в выражении философских идей в России, была сферой философских размышлений и закрепления философских традиций 7) Стремление к целостности, всеобщности. Русские мыслители рассматривают судьбу человека в ее неразрывной связи с обществом, а человечество – как составляющую мирового целого, Вселенной. 8) «русский космизм». Задачей космологии является изучение мира как целого, поиск ответа на вопрос о месте человечества в мире. Понятие «русская идея» стало интегральным выражением множества смысловых характеристик. Основные аспекты данной проблемы самопознания русской философии: 1) «русская идея» как выражение национального самосознания русского народа; 2) «русская идея» как размышление об исторической миссии России, ее месте и предназначении в историческом процессе; З) «русская идея» как выражение диалога культур Запада и Востока, понимание России в качестве посредника между Западом и Востоком; 4) «русская идея» как выражение религиозного предназначения России и православия; 5) «русская идея» как манифестация русской культуры в целом и русской философии истории в частности. «Русская идея» как проблема национального самосознания. В русской философии мысль сформировалась в русле так называемой ''Русской идеи''. Идея особой судьбы и предназначения России. Ее основоположниками являются Чаадаев, Достоевский, Бердяев. Доминирующий мотив ''Русской идеи'' - признание ее глубинным выражением идеи всечеловеческой, объединяющей народы мира в единое целое. Русская идея есть идея о том, что именно России суждено стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации на основе христианства. Приведу пример одного из основоположников: «Русская идея» Николая Бердяева В своей работе «Русская идея» Николай Александрович Бердяев даже цитирует Тютчева: «Умом Россию не понять…». Замысел Творца, по мнению Бердяева, постигаем через «добродетели веры, надежды, любви». В русском опыте, прежде всего историческом, было много отталкивающего. Бердяев считает, что русское сознание есть «вмещение противоположного и непредсказуемого». Бердяев объясняет это прерывистостью российского исторического процесса, но в отличии от славянофилов, он не считает эту прерывистость органичной и естественной. Неровная, сложная, иногда пугающая русская история – источник разных образов русского народа. По мнению Бердяева, Русь на каждом отрезке своего временного развития представляла собой отдельное и особенное государство: Киевская Русь, Русь времени ига, Московская, петровская, светская и будет еще новая, предсказать которую трудно. В определении характера русского народа необходимо выбирать время, век, характеризующий «русскую идею и русское призвание». Бердяев неоднократно обращается к творчеству своих предшественников (и Данилевского, и его оппонента Владимира Соловьева, и Константина Леонтьева) и, в общем, разделяет их взгляды на особый путь России. Но именно способность русского характера и сознания (как теперь говорят менталитета) выражать общечеловеческое определит позицию Бердяева относительно предназначения русского народа и его неизбежной роли в судьбе мира – русскому народу предстоит разрешить вопросы, перед которыми Запад капитулировал (и в первую очередь, это вопросы морали). В ХХ веке реализм утрачивает свои позиции не только в литературной критике и вообще в искусстве, но и в общественной жизни в целом. Со второй половины 80-х гг. Х1Х в. началась эпоха «русского духовно-культурного ренессанса», который левой интеллигенцией был воспринят как измена освободительному движению, предательство народных интересов, как реакция. Бердяев сравнивает русский Ренессанс с германским, но выделяет типично русские черты – «религиозное беспокойство и религиозное искание, постоянный переход философии за границы познания, а поэзии за границы искусства». Бердяев приходит к выводу, что «русские искания начала Х1Х и начала ХХ веков свидетельствует о существовании русской идеи, которая соответствует характеру и призванию русского народа… религиозного по своему типу и своей душевной структуре». По мнению Бердяева, нигилизм, атеизм и марксизм, попав на русскую почву приобрели религиозную окраску. Русские люди, даже не религиозные, продолжают искать Бога, Божью правду, создавать Царствие Божие на земле, что выражается даже в идее строительства коммунизма (несмотря на воинствующий атеизм Советского государства). И это царствие должно быть для всех, не только для соплеменников и соотечественников. Русский народ соборен – для нас невозможно личное индивидуальное спасение в лучшем мире и невозможно справедливое государство только для нас здесь на земле. Запад не знает «такой коммюнотарности», которая присуща русским, несмотря на то что в отличие от западных европейцев русские люди менее социализированы. По мнению Бердяева, мутации русского сознания в результате революции возможны и даже неизбежны, но божий замысел о народе изменить нельзя, русский человек сохранит его в своей душе, останется ему верным несмотря ни на что. Философские идеи Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Л.Н.Толстой (19век-нач.20)был воодушевлён поиском идеала – образа совершенной жизни и совершенного общественного устройства. В целом философия Л.Толстого может быть охарактеризована термином «панморализм». Это означает, что все явления он рассматривал и оценивал исключительно с позиций морали, с позиций нравственно-этических. В области философской антропологии Л.Толстой отправляется от осуждения эгоизма. Однако в осуждении эгоизма он заходит столь далеко, что вплотную подходит и имперсонализму, т.е. к отрицанию всякого положительного значения личности и личного начала. Отдельность личности, отделенность индивидуального человеческого существования, по Л.Толстому, есть всего лишь иллюзия, порождённая телесностью человека. Поэтому личное начало в человеке связывается с телесностью, с животными проявлениями человеческой натуры. Задача человека состоит в том, чтобы найти путь к единению с миром, преодолеть стремление к индивидуальному существованию. Л.Толстой не мыслит индивидуального блага, но мыслит его как всеобщее благо. Создал особую религиозно-философскую доктрину – толстовство. Суть толстовства: многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия; религия должна стать простой и доступной для народа; Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть; смысл жизни – самосовершенствование; главное зло на Земле – смерть и насилие; необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем; в основе поведения человека должно быть непротивление злу; государство – аппарат насилия, не имеет права на существование; всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его – не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т.д. Центральное место в философии Достоевского(19век) занимает исследование и осмысление человека. Именно человек поставлен в центр внимания, посредством осмысления человека писатель осмысливает все другие формы бытия. Его принято считать одним из предшественников философии экзистенциализма. Романы Достоевского представляют собой своеобразные исследования глубинных оснований человеческого духа. Он сосредотачивает свое внимание на противоречивости человека, на соединении и борьбе в нем светлого и темного. Свою задачу писатель видит в разработке метафизики души, вскрытии универсальных характеристик душевной жизни человека. По Достоевскому, любовь и познание суть 2 главных предназначения человека. Особое место в творчестве Достоевского занимает критика рассудочного познания. Достоевский выступает против односторонних, рационалистических представлений о человеке. Однако размышления писателя не сводятся к подчеркиванию стремления к свободе. Достоевский обращает пристальное внимание на этическую сторону проблемы. Наивысшие достижения Достоевского в соц.философии связаны с разработкой темы свободы. Путь человекобожества – путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя – вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. Данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах. Второй путь богочеловека – путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека. Будущее России он видел в опоре на русскую «национальную почву» - обычаи, традиции. Ключевую роль, как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий человека от грехов и зла. Достоевский отмечал «Философия есть тоже поэзия, только высший градус её». Особенности неклассической философии. Основные идеи «философии жизни»: Ф. Ницше, О. Шпенглер. |