Главная страница
Навигация по странице:

  • Этапы развития средневековой философии

  • Особенности философско-религиозного мировоззрения

  • Идейное содержание и мироощущение Ренессанса. Гуманистические идеи. Натурфилософия эпохи Возрождения. (

  • ʼʼГуманизмʼʼ

  • Натурфилософия эпохи Возрождения

  • Н. Кузанскому

  • Социокультурное содержание

  • Ориентация философии на естествознание и математику

  • Основным вопросом философии. Проблема мирчеловек


    Скачать 115.4 Kb.
    НазваниеОсновным вопросом философии. Проблема мирчеловек
    Дата16.01.2020
    Размер115.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаVoprosy_po_filosofii_2019 (1).docx
    ТипДокументы
    #104362
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Характеристика этого периода: 1. Становление и расцвет эпохи феодализма. 2. Господство религии и церкви в общественном сознании. Христианство становится государственной религией 3. Церковь монополизировала все процессы развития образования и научного знания. Большинство учёных было представителями духовенства, а монастыри являлись очагами культуры и науки.

    Это определило характер философии Средневековья:

    -движение философской мысли было пронизано проблемами религии;

    -церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления;

    -философия довольно часто пользовалась религиозным понятийным аппаратом;

    -любая философская концепция, как правило, приводилась в соответствие с учением церкви.

    Этапы развития средневековой философии:

    Этап патристики(2- 8 век, конец этапа–деятельность Боэция–первого схоласта) Наиболее влиятельный из отцов церкви — Августин

    Этап становления схоластики((7–12 вв.)–Боэций, Эриуген, П.Абеляр)

    Расцвет схоластики(13 век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский)

    Патристика (II-VI век н.э.)- совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.

    Патристику можно условно разделить на несколько периодов:

    1)Апостольский период (до середины II века)

    2)Зрелая патристика (IV-VI)

    Основные проблемы патристики: формирование символов веры, проблема трех ипостасей, христология, креационизм и другие.

    Особенности философско-религиозного мировоззрения

    Креационизм— философско-методологическая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как намеренно созданные неким сверхсуществом или божеством. Идея креационизма возвышает Бога над природой. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом. Из идеи креационизма следует так называемый монистический принцип: есть только одно абсолютное начало - Бог, а все остальное - его творение. Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписывается те атрибуты, которыми античные философы надеяли бытие. Он вечен, неизменен, самотождественен, ни от чего другого не зависит и является источником всего сущего. Аврелий Августин (354-430) утверждает, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция, высшая форма, высшее благо. Теодице́я — совокупность религиозно-философских доктрин, призванных оправдать управление Вселенной добрым Божеством, несмотря на наличие зла в мире. В политеизме ответственность за существование мирового зла возлагается на борьбу космических сил, но уже в монолатрии, предполагающей возвышение одного божества над остальным пантеоном, практически возникает проблема теодицеи. Однако в собственном смысле этого слова проблема теодицеи конституируется в религиях теистического типа, поскольку в семантическом пространстве теистического вероучения Бог осмысливается как Абсолют, постольку он оказывается референтно последней инстанцией, несущей всю полноту ответственности за свое творение. Провиденциализм:– понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека. История понимается как «путь к Царству Божию» – судьба мира предопределена, и окончится апокалипсисом. Откровение: Многим знакомо состояние, когда где-то внутри рождаются неожиданные мысли — озарения, стихи, притчи, открытия на его родном языке, появляется состояние «я знаю», но не знаю точно откуда знаю — это божественное откровение.

    Каждому роду дан такой язык, такой набор слов в языке, чтобы любой человек мог с их помощью выражать любые мысли, соответствующие духовному развитию рода. Человеком вдохновенным можно назвать того, до кого достигают проблески этого Откровения, кто сознает воздействие единого мирового Духа на ту его отделившуюся частицу, которая воплотилась в человеке; того, который почувствовал просветляющее воздействие мирового Духа на свой Дух. Ни один человек не может познать истину в такой мере, чтобы сомнение стало невозможным для него, пока Откровение не осветит его разума, пока Божественное вне его не коснется внутреннего Бога в храме его сердца; и тогда он познает истину сам, без посредников. Эсхатоло́гия (от греч. ἔσχατον — «конечный», «последний» + λόγος — «слово», «знание») — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние. Также отрасль богословия, изучающая эту систему взглядов и представлений в рамках той или иной религиозной доктрины.В религии различается индивидуальная эсхатология (учение о судьбе личности) и всемирная эсхатология (учение о цели космоса и истории, а также их конце). Персонализм: Христианский персонализм утверждает личность как первичную творческую реальность, высшую ценность бытия. Весь мир в персонализме – проявление творческого действия Верховной Личности Бога в союзе с творческой личностью человека. Подлинный персонализм возможен только на основе личностного понимания Абсолюта. То, что называется персонализмом вне представлений об Абсолюте, соотнесенном с человеческой личностью, оказывается примитивным индивидуализмом. Безличный Абсолют можно духовно созерцать, но с ним невозможно вступить в личный диалог, ему невозможно богоуподобиться.


    1. Августин (Блаженный) Аврелий: природа зла и свобода воли. Предопределение, борьба с ересью пелагианства. Историософия: идея смысла и направленности истории.

    Августин Аврелий Августин Блаженный (354-430) - крупнейший средневековый философ, виднейший представитель западных «отцов церкви». Он оказал сильнейшее влияние на всю западноевропейскую жизнь Средневековья.

    Разделяя тело и душу человека, Августин признает превосходство человеческой души над телом. Он рассматривает душу как «разумную субстанцию, приспособленную для управления телом». Августин наделяет душу не только разумной способностью, но и способностью к волевой деятельности. В воле Августин видел характерную особенность человеческого существа, именно воля определяет человеческую активность, а не мышление, которое в основном пассивно отражает предметы окружающего мира. Рассматривая проблему человеческой воли, Августин приходил к утверждению о ее свободе. В связи с проблемой Бога Августин должен был решать и проблему теодицеи - проблему существования Бога-творца и зла в мире. В решении этой проблемы он исходил из неоплатоновского подхода, рассматривавшего зло не как нечто самостоятельное, а как недостаток добра. Августин руководствовался текстом Священного писания, в котором говорилось, что Верховный творец добр по своей природе и все, что он творит, творит по образу и подобию своему. Поэтому Бог создает определенный порядок и форму вещей в соответствии со своими идеями, которые являются образцами для любой сотворенной вещи. Следовательно, зло - это просто отсутствие добра, а не нечто самостоятельное. Здесь проявилось стремление Августина снять ответственность за зло в мире с Бога, так как божественные идеи творят только добро, а зло возникает вследствие искажения материей божественного образа и уменьшения добра в вещах. В своих произведениях Августин много внимания уделял проблеме греха и божественного предопределения. Бог, согласно Августину, творит только добро, зло же, которым наполнен мир, всецело лежит на совести человека, и повинна в этом его свободная воля. Свободная воля постоянно толкает человека на путь греха. Грех заключается в том, что человека влечет к земным благам, он впадает в самонадеянность, воображает, что может без помощи Бога жить в мире и овладевать им. Христианская политическая теология Августина построена па специфических противопоставлениях: “Бог – мир”, “государство Божье – государство земное”, “справедливость – деспотизм”, “свобода – принуждение” и т. п. – и в ее основе лежит концепция “государства Божьего”. | Согласно Августину, человеческий род, живущий во все времена, можно разделить на два разряда: живущих по человеку и живущих по Богу. Эти разряды мы символически назвали двумя градами: т. е. двумя обществами людей, из которых одному предназначено вечно царствовать с Богом, а другому подвергаться вечному наказанию с дьяволом. Августин также дает описание двух противоположных видов человеческой общности: “город земной” (т. е. государственность, которая основана “на любви к себе, доведенной до презрения к Богу,) и “град Божий” (т.е. духовная общность, которая основана “на любви к Богу, доведенной до презрения к себе”). Итак, в земном граде два вида: один, представляющий самую действительность этого града, а другой служащий посредством этой действительности для предызображения небесного Града. Граждан земного града рождает испорченная грехом природа, а граждан Града небесного рождает благодать, освобождающая природу от греха; почему те называются сосудами гнева Божия, а эти – сосудами милосердия.

    1. Фома Аквинский: метафизика, учение о гармонии веры и разума. Сущность и существование.

    Особенности средневековой философии нашли наиболее яркое воплощение в творчестве одного из наиболее крупных представителей Фомы Аквинского(1225–1274). Его заслугой является разработка одной из центральных в средневековой философии проблемы соотношения веры и разума. Ф. Аквинский создал учение о возникновении гармонии веры и разума, поскольку у них один предмет – Бог и созданный им мир; кроме того, вера и разум как методы познания дополняют, а не исключают друг друга.

    Но между ними есть не только сходство, но и существенные различия: разум постоянно сомневается в добытых им истинах, а вера принимает истину, основываясь на воле, желании. Поэтому вера выше разума.

    Принцип гармонии веры и разума получил воплощение в разработанных Ф. Аквинским пяти рациональных доказательств существования Бога. Поскольку все движется и изменяется, то должен быть и «перводвигатель», первоисточник, т. е. Бог. Мир многообразен и совершенен, следовательно есть Бог как высшее совершенство. Согласно Ф. Аквинскому, поскольку в живом мире есть цель, то должен быть и источник целесообразности, т. е. Бог. Хотя в мире и есть случайное, но в целом его развитие носит закономерный характер, что исходит от Бога. Мир единственен и конечен в пространстве, но в нем всюду есть упорядоченность, т. е. Бог. (Бог – перводвигатель, первопричина, первонеобходимость, первосовершенство, первоцель)

    Эти доказательства долгое время воспринимались как убедительные, несмотря на их односторонность, т. к. они являются доказательствами только абстрактно-логического характера. Однако приведенные Ф. Аквинским доказательства и сейчас активно используются церковью.

    Мир он представлял как систему, порядок, согласно которому всё разделено на несколько иерархических ступеней. Самая широкая ступень – неживая природа, над ней возвышается мир растений и животных, из которого вырастает высшая ступень – мир людей, который является переходом к сверхъестественной и духовной сфере. Наисовершеннейшей реальностью, вершиной, первой абсолютной причиной, смыслом и целью всего сущего является Бог. Фома Аквинский выступил систематизатором всей средневековой схоластики. Его учение пользовалось большим влиянием и было официально признано римской церковью.


    1. Идейное содержание и мироощущение Ренессанса. Гуманистические идеи. Натурфилософия эпохи Возрождения. (На примере философии Николая Кузанского или любого другого философа).

    Расцвет культуры Возрождения приходится на XV—XVI вв. Возрождение - направленность культуры к воскрешению античности. В этой связи культура Ренессанса рассматривается как отрицание средневековья, как антитеза средневековой схоластике. Отличительные черты:

    — индивидуализм практический и теоретический, означающий, что в центр своего мировоззрения и жизненной практики деятели Возрождения поставили человеческую индивидуальность;

    — культ светской жизни со стремлением к чувственным удовольствиям;

    — светский дух религии с тенденцией к язычеству. Представители Возрождения стали меньше придавать значения обрядовой и культовой стороне религиозной жизни, сосредоточив свое внимание на ее внутренней, духовной стороне;

    — освобождение от власти авторитетов, т.е иное отношение к авторам и учениям, признанным средневековой схоластикой. Деятели Возрождения смело критиковали, например, Аристотеля;

    — особенное внимание к прошлому, к древности;

    — чрезвычайный вкус к искусствам. Центр интересов деятелей Возрождения лежит в сфере художественно-эстетической.

    Среди современных исследователей существуют разногласия относительно философской основы Возрождения - соотношение платонизма и аристотелизма. Некоторые авторы отдают предпочтение первому, считая, что философской основой Возрождения явился христиански переработанный неоплатонизм. Другие подчеркивают значение трудов Аристотеля. Однако общим для современных исследователей Ренессанса является то, что для характера возрожденческой культуры решающим явился новый подход к античности, отличный от свойственного средневековью.

    Творцами ренессансной культуры были выходцы из самых разных социальных слоев, а ее достижения в гуманитарных знаниях, литературе, искусстве, архитектуре стали достоянием всего общества. ʼʼГуманизмʼʼ означал, прежде всего, воспитание и образование человека, но не в области специальных знаний, а в плане общего развития его духовной природы. Если ʼʼгуманизмʼʼ трактовать как миссию очеловечивания посредством гуманитарных наук, то он и есть в подлинном смысле возрождение человеческого духа.

    Натурфилософия эпохи Возрождения развивалась на основе пантеизма и гилозоизма. Особенно широко использовался принцип тождества микро- и макрокосмоса. Натурфилософия Возрождения выдвинула принцип целостного рассмотрения и ряд глубоких диалектических положений, однако понимание природы в целом носило во многом фантастический характер, включая астрологические и алхимические представления. Особая заслуга в развитии диалектики в эпоху Возрождения принадлежит Н. Кузанскому . Он исходил из христиански переработанного неоплатонизма. Опираясь на его идеи, Кузанский развил три главные части своего учения: структурно-математический метод, концепцию о совпадении абсолютного максимума и абсолютного минимума и раскрыл то, что он называет «ученым неведением». Первый аспект «ученого неведения» состоит в том, что ступенчатый путь познания бесконечного, состоящий из конечных вещей, должен приблизить нас к бесконечному. Второй аспект заключается в том, что, двигаясь по пути уподобления бесконечного конечному, наш разум не может постичь истину во всей полноте. Конечное содержит бесконечное. В бесконечности, т. е. в Боге, все различия и противопоставления тварного мира исчезают. Мир трактуется, как некое «развёртывание» Бога. Суть своих взглядов Николай Кузанский выразил в формуле «Бог во всём и всё в Боге». Принцип диалектики – совпадение противоположностей в едином предмете, Кузанский пришёл к антитеологической трактовке Бога: Бог- единое, которое становится всем. Далее следовал вывод: единое не имеет противоположностей, а значит, тождественно беспредельному и бесконечному. Понятие бесконечности становится мерой всего сущего. Человек есть особый микрокосмос. Главными способностями его ума является чувство, рассудок и разум. Бруно считал, что целью философии является познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «богом в вещах». Бог как единство содержит в себе все вещи и пребывает во Вселенной в целом и во всех ее частях. По Бруно, любое небесное светило можно рассматривать в качестве центра мироздания потому, что он находится повсюду и нигде, т. е. обосновывал идею бесконечности Вселенной. Духовным началом всего существующего у Бруно выступает Мировая душа. Она предстает как всеобщий разум, объединяющий все многообразие вещей в единое гармоничное целое. Мировая душа является внутренней движущей силой природы и каждой вещи в отдельности. Таким образом, принцип самодвижения содержится в самой природе. Материя и душа согласно учению Бруно не существуют отдельно друг от друга. Они совпадают в одной единой бесконечной субстанции. Эта субстанция есть высшее единство, причина и основание всего существующего, которое воплощено в бесконечном многообразии конечных вещей Вселенной. Природа у Бруно – это единая, бесконечная, неподвижная Вселенная, которая является единственным, несотворенным, самостоятельным бытием, сверх которого ничего не существует. Творческая мощь и причина движения принадлежат самой природе.


    1. Социокультурное содержание эпохи Нового времени. Ориентация философии на математику и естествознание. Полемика эмпиризма и рационализма. Теория познания Ф.Бэкона и Р.Декарта.

    Социокультурное содержание: Новое время - именно эта эпоха укореняет веру в разумные начала окружающего мира и человеческой природы. Не религиозная традиция, а разум начинает рассматриваться «последним источником авторитета». Человеческое начинает пониматься, прежде всего, как разумное. Крепнет уверенность в том, что человек превращается в хозяина мира и собственных страстей. Испытывая окружающую природу, - человек неизбежно пришел к необходимости углубления представлений о собственной природе, превратился в индивидуальность. Новое время - это начало мучительных поисков путей согласования логики закона и нравственных идеалов, разумного и прекрасного. Это расцвет великого гуманистического искусства и этики. Поэтому представляется уместным рассматривать Новое время и как существенный шаг в становлении ценностей духовной культуры.

    Ориентация философии на естествознание и математику. В философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религией: в борьбе против господства религиозных догматов, авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. В эту эпоху формируется вера в безграничные возможности разума.

    Новое время утверждало отличную от античных и средневековых ценностей роль науки. стремление философов 17 в. к совершенствованию философского знания, преодолению схоластических установок и предрассудков средневековой философии, опиралось на осмысление и обобщение результатов и методов новой науки, науки, направленной на познание природы, а не божественного духа. Таким образом, если в средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то в 17 в. философия выступает в союзе с наукой о природе. Она стала уподобляться естествознанию, переняв у него и стиль мышления, и принципы, и методы, и идеалы, и ценности. Наиболее разработанной и успешной наукой того времени была механика. Поэтому и философия того времени носила механистический характер. На первый план в философии Нового времени выходят проблемы теории познания.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта