Главная страница
Навигация по странице:

  • Иррационализм

  • Философия жизни

  • Фридрих Ницше

  • Освальд Шпенглер

  • Фридрих Ницше

  • Освальд Шпенглер

  • Экзистенциализм

  • Наиболее крупные представители: М. Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно. К. Ясперс (1883-1969)

  • Основным вопросом философии. Проблема мирчеловек


    Скачать 115.4 Kb.
    НазваниеОсновным вопросом философии. Проблема мирчеловек
    Дата16.01.2020
    Размер115.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаVoprosy_po_filosofii_2019 (1).docx
    ТипДокументы
    #104362
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Особенности неклассической философии.

    Во второй половине 19 в. возникают два главных направления, развивающих критику идеализма немецкой классической философии, особенно гегельянства. Они получили названия “критика слева” (материалистическая философия Л.Фейербаха, К.Маркса и Ф.Энгельса) и “критика справа” (С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, заложившие основы неклассической философии).

    Представители неклассической философии стремились объяснить мир, как и классики, с позиции идеализма, но только идеализма догегелевского (например, греческого). Они стремились найти новые подходы в рамках старого идеализма. Впоследствии взгляды неклассических философов оформляются в двух основных родственных направлениях: в иррационализме и “философии жизни”.

    Иррационализм отвергает логические связи в природе, понимание мира как целостной закономерной системы, а также критикует диалектику Гегеля и в целом идею развития. Окружающий мир с точки зрения идеализма – это разрозненный хаос, он не подконтролен разуму, а подчиняется слепым, бессознательным силам. Такую силу, например, А.Шопенгауэр называет “волей” (а именно “волей к жизни”). Это высший космический принцип, лежащий в основе мирозданья, весь окружающий мир – реализация ее. Иррационализм отвергает спокойную рассудочную “научность” гегелевской философии и рационализма в целом. С.Кьеркегор видел несостоятельность рационализма, во-первых, в том, что он стремится рационализировать религию, что невозможно, так как Бог – не предмет мысли, а предмет переживания. Во-вторых, в том, что истинным для рационализма является лишь то, что выражено в общем: в понятиях, логических умозаключениях (силлогизмах). Единичное же, случайное подавляется. Но именно в единичном, случайном и уникальном заключена жизненная ценность и истина. В попытке рационализма установить господство интеллекта над жизнью Ф. Ницше, например, видел регресс общества.

    Философия жизни - философское направление, которое в качестве центральных и наиболее значимых вопросов рассматривает вопросы о смысле , цели и ценности жизни, стремясь понять “жизнь из не самой”. “Философия жизни” отдает предпочтение живому чувству, инстинкту, а также иррационализму, мистике, выступает против подавляющего господства интеллекта и теоретического знания. Основоположниками этого направления являются Шопенгауэр и Ф.Ницше. В начале 20 в. это направление представлено Бергсоном, Зиммелем, Дильтеем. В настоящее время философия жизни имеет только историко-философское значение, являясь предшественницей экзистенциализма.

    Фридрих Ницше (1844-1900) - основоположник нового направления в философии, философии жизни, поэт, музыкант. С одной стороны гениален, с другой-психически больной, одинокий. Был академическим ученым. Основные идеи – это концепция воли к власти как основа всякой жизни, всего общественного и культурного процесса, а в связи с ней идея переоценки всех ценностей, идея сверхчеловека и идея вечного возвращения.

    В "Происхождение трагедии" рассматривает искусство как проявление воли или жизни вообще и противопоставляет "жизненное" искусство, символизируемое (иррациональное) интеллектуальному (рациональное). Отдавая приоритет первому, он не отвергает второе, но требует их гармонического сочетания. Жизненное искусство в современном ему мире, как полагает Ницше, утрачено, а без него невозможно творчество, творческое бытие и происходит крушение, деградация культуры.

    По Ницше воля к жизни – это всегда воля к власти. Воля к власти – это воля к господству, но это господство, прежде всего над собой, это постоянное преодоление себя, это творчество. Жизнь - единственная абсолютная ценность, безусловная ценность, существующая прежде разума и разум лишь средство для жизни. Познание - "воля к созиданию". Познавать – значит творить. Сущность вещи есть только мнение о вещи, а истина всегда субъективна, она есть не что иное, как своеобразное заблуждение.

    Переоценка всех ценностей: критика христианской нравственности, столь же безнравственной, как и любая вещь на земле (морали рабов) и стремление утвердить высший тип морали (мораль господ), более соответствующей условиям социального бытия. Надо поставить под сомнение человека. Мир не имеет ни цели, ни смысла, в силу этого человечество деградирует и неминуемо погибнет. Вместо человека должен прийти Сверхчеловек – это нравственный образ, который означает высшую ступень духовного развития человечества.

    Сверхчеловек Ницше – это, прежде всего, могущественный и господствующий над собой и окружающим миром. Любовь к дальнему, сильный не жалеет слабого, жалость унижает, нет прощения, власть, воля, любовь к войне, ответственность, правдивость, одиночество. Аристократ. Самое злое нужно для блага сверхчеловека. Злость призывает думать.

    Человек погряз в прошлом и планировании будущего. Теряем настоящее, жизнь. Надо наслаждаться моментом жизни (утратили из-за апологизма).

    Освальд Шпенглер (1880—1936). До 1910 г. Шпенглер был никому не известным учителем истории в обычном среднем учебном заведении. Получив большое наследство, которое позволило ему оставить свою профессию, он ушел с работы и начал писать труд, который и прославил его имя на многие десятилетия. Этот труд, получивший название «Закат Европы», развил некоторые идеи Ницше.

    Шпенглер указывает, что взгляд на мир — это всегда мировоззрение, а не истина, поэтому и исторический взгляд может быть также лишь взглядом мировоззренческим.

    Таким образом, в некотором едином целом, которое охватывается жизнью, вычленяются душа и мир, и две способности человеческого познания — рассудок и интуиция — могут воспринимать или мир, или душу. Так же, как у Ницше, жизнь у Шпенглера является первичным началом, которое лежит в основе всего бытия. Законом этого первичного начала, по терминологии Шпенглера, является судьба.

    В свою очередь рассудок, который постигает причинно-следственные связи, постигает лишь часть, как бы некоторую проекцию всего бытия, именуемого жизнью, и поэтому также не может дать объективную истину. Наука, по мнению Шпенглера, существует лишь как форма некоего приспособления к действительности. Главное в истории для Шпенглера не аргументы, а мифология, поэтому концепции его напоминают скорее создание мифов. Наиболее аргументированны у Шпенглера две культуры — античная и западноевропейская. Душа античной культуры — это аполлоновская душа, а душа западноевропейской культуры именуется у него фаустовской. Одновременность в понимании Шпенглера отличается от обычного понимания. В обычном понимании нашими современниками являются люди, которые живут одновременно с нами. У Шпенглера все иначе: для него современниками являются люди, которые живут в разных культурах на одной и той же стадии их развития (Будда, Зенон Китийский (основатель стоицизма) и Маркс или, скажем, Пифагор и Декарт).

    Говоря о понятии одновременности, Шпенглер рассматривает и феномен морали. Мораль всегда существует как некоторое проявление жизни в определенной культуре, поэтому каждая культура имеет свои собственные моральные ценности. Скажем, для античного грека такой высшей моральной ценностью являлась апатия — полное отсутствие всяческой заинтересованности, отсутствие стремлений и страстей. Для современного человека такое представление о счастье является совершенно чуждым.

    Человек эпохи культуры всегда направлен в себя, вовнутрь. Доминирующая область познания его — интуиция, поэтому культура — это такое время, когда созидаются все произведения искусства, это момент расцвета духа, момент расцвета наук и т. д. Эпоха цивилизации характеризуется рассудочной деятельностью и направленностью вовне. Человек эпохи цивилизации — прежде всего покоритель природы; именно для этой эпохи характерно также и создание империй. Противопоставление культуры и цивилизации: 1. Творцом культуры является личность, у цивилизации нет авторов. 2. Культура ориентирована на творчество, новое, а цивилизация - на повтор, зарабатывание денег (ремейки). 3.Культура ориентирована на землю (ей нужна почва, народная культура), а цивилизация живет в городе, массовом скоплении людей, моде. В цивилизации можно найти элементы культуры, если мы будем думать. Цивилизация в нас самих.

    Фридрих Ницше (1844-1900) - основоположник нового направления в философии, философии жизни, поэт, музыкант. С одной стороны гениален, с другой-психически больной, одинокий. Был академическим ученым. Основные идеи – это концепция воли к власти как основа всякой жизни, всего общественного и культурного процесса, а в связи с ней идея переоценки всех ценностей, идея сверхчеловека и идея вечного возвращения.

    В "Происхождение трагедии" рассматривает искусство как проявление воли или жизни вообще и противопоставляет "жизненное" искусство, символизируемое (иррациональное) интеллектуальному (рациональное). Отдавая приоритет первому, он не отвергает второе, но требует их гармонического сочетания. Жизненное искусство в современном ему мире, как полагает Ницше, утрачено, а без него невозможно творчество, творческое бытие и происходит крушение, деградация культуры.

    По Ницше воля к жизни – это всегда воля к власти. Воля к власти – это воля к господству, но это господство, прежде всего над собой, это постоянное преодоление себя, это творчество. Жизнь - единственная абсолютная ценность, безусловная ценность, существующая прежде разума и разум лишь средство для жизни. Познание - "воля к созиданию". Познавать – значит творить. Сущность вещи есть только мнение о вещи, а истина всегда субъективна, она есть не что иное, как своеобразное заблуждение.

    Переоценка всех ценностей: критика христианской нравственности, столь же безнравственной, как и любая вещь на земле (морали рабов) и стремление утвердить высший тип морали (мораль господ), более соответствующей условиям социального бытия. Надо поставить под сомнение человека. Мир не имеет ни цели, ни смысла, в силу этого человечество деградирует и неминуемо погибнет. Вместо человека должен прийти Сверхчеловек – это нравственный образ, который означает высшую ступень духовного развития человечества.

    Сверхчеловек Ницше – это, прежде всего, могущественный и господствующий над собой и окружающим миром. Любовь к дальнему, сильный не жалеет слабого, жалость унижает, нет прощения, власть, воля, любовь к войне, ответственность, правдивость, одиночество. Аристократ. Самое злое нужно для блага сверхчеловека. Злость призывает думать.

    Человек погряз в прошлом и планировании будущего. Теряем настоящее, жизнь. Надо наслаждаться моментом жизни (утратили из-за апологизма).

    Освальд Шпенглер (1880—1936). До 1910 г. Шпенглер был никому не известным учителем истории в обычном среднем учебном заведении. Получив большое наследство, которое позволило ему оставить свою профессию, он ушел с работы и начал писать труд, который и прославил его имя на многие десятилетия. Этот труд, получивший название «Закат Европы», развил некоторые идеи Ницше.

    Шпенглер указывает, что взгляд на мир — это всегда мировоззрение, а не истина, поэтому и исторический взгляд может быть также лишь взглядом мировоззренческим.

    Таким образом, в некотором едином целом, которое охватывается жизнью, вычленяются душа и мир, и две способности человеческого познания — рассудок и интуиция — могут воспринимать или мир, или душу. Так же, как у Ницше, жизнь у Шпенглера является первичным началом, которое лежит в основе всего бытия. Законом этого первичного начала, по терминологии Шпенглера, является судьба.

    В свою очередь рассудок, который постигает причинно-следственные связи, постигает лишь часть, как бы некоторую проекцию всего бытия, именуемого жизнью, и поэтому также не может дать объективную истину. Наука, по мнению Шпенглера, существует лишь как форма некоего приспособления к действительности. Главное в истории для Шпенглера не аргументы, а мифология, поэтому концепции его напоминают скорее создание мифов. Наиболее аргументированны у Шпенглера две культуры — античная и западноевропейская. Душа античной культуры — это аполлоновская душа, а душа западноевропейской культуры именуется у него фаустовской. Одновременность в понимании Шпенглера отличается от обычного понимания. В обычном понимании нашими современниками являются люди, которые живут одновременно с нами. У Шпенглера все иначе: для него современниками являются люди, которые живут в разных культурах на одной и той же стадии их развития (Будда, Зенон Китийский (основатель стоицизма) и Маркс или, скажем, Пифагор и Декарт).

    Говоря о понятии одновременности, Шпенглер рассматривает и феномен морали. Мораль всегда существует как некоторое проявление жизни в определенной культуре, поэтому каждая культура имеет свои собственные моральные ценности. Скажем, для античного грека такой высшей моральной ценностью являлась апатия — полное отсутствие всяческой заинтересованности, отсутствие стремлений и страстей. Для современного человека такое представление о счастье является совершенно чуждым.

    Человек эпохи культуры всегда направлен в себя, вовнутрь. Доминирующая область познания его — интуиция, поэтому культура — это такое время, когда созидаются все произведения искусства, это момент расцвета духа, момент расцвета наук и т. д. Эпоха цивилизации характеризуется рассудочной деятельностью и направленностью вовне. Человек эпохи цивилизации — прежде всего покоритель природы; именно для этой эпохи характерно также и создание империй. Противопоставление культуры и цивилизации: 1. Творцом культуры является личность, у цивилизации нет авторов. 2. Культура ориентирована на творчество, новое, а цивилизация - на повтор, зарабатывание денег (ремейки). 3.Культура ориентирована на землю (ей нужна почва, народная культура), а цивилизация живет в городе, массовом скоплении людей, моде. В цивилизации можно найти элементы культуры, если мы будем думать. Цивилизация в нас самих.


    1. Проблема отчуждения в философии К. Маркса.

    У К. Маркса проблема отчуждения была связана с анализом частной собственности и товарного производства. Одна из немногих его работ, где такой анализ был неотрывен от гуманистической направленности "Экономическо-философские рукописи 1844 года".
    К. Маркс подчеркивал отчужденный характер средств производства и производимого наемным рабочим товара и прибыли при капитализме (везде у него речь шла, конечно, о капитализме его времени).

    Понятие отчуждения по К. Марксу означало объективное превращение деятельности человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним самим и враждебную ему и связанное с этим превращение человека из активного субъекта в объект общественного процесса.

    Он рассматривал 4 уровня отчуждения (или отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия):

    • Отчуждение в опредмечивании труда (процесс труда это плохо) – обретение трудом предметного внешнего существования и превращение его в противостоящую, враждебную рабочему силу.

    • Самоотчуждение в процессе труда (мне на то чо я делаю и чо хочу делать насрать, надо кормить дитяток)– превращение труда из специфически человеческой (сущностной) деятельности в нечто навязанное извне, средство удовлетворения животных потребностей.
    • Отчуждение родовой жизни человека (я делаю,а куда это идет дальше мне плевать, я не часть общества, я машина, а дома надо кормить дитяток) – превращение социального (в том числе природы преобразованной человеком) в чуждую силу, служащую лишь средством индивидуального выживания.

    • Отчуждение человека от человека (люди уроды забирают мою работу и превращают в общественное благо)– антагонизация человеческих отношений, вызванная присвоением продукта труда другим человеком (не рабочим) и подчинение ему самого процесса труда.
    Это ступени тотального процесса превращения своего в чужое.


    1. Философия экзистенциализма: теоретические истоки и общая характеристика. Ж.П. Сартр, А. Камю.

    Экзистенциализм – это попытка подойти к человеку с точки зрения его собственных жизненных задач. В центре внимания – человек, его существование. Возникает экзистенциализм накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после войны – в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) - обстановка озлобления и уныния, в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). Своими предшественниками они считали Достоевского, Ницше, Гуссерля. 

    Смысл Э.: человек стоит перед альтернативой выбора подлинного бытия, в котором он обретает себя, и не подлинного существования, когда утрачивается «я». Что выберет человек, какое направление – это все зависит от него самого. Исходный пункт философии Э.- изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом.

    Наиболее крупные представители: М. Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно.

    К. Ясперс (1883-1969) ввел ключевое понятие «ось времени»:оно должно включить в себя универсальную точку отсчета, от которой бы брала начало всемирная история. Ясперс считал этой точкой «момент» появления человека как цивилизованного существа. В основе философии истории Ясперса лежит идея единства, целостности исторического бытия человечества. Единство Ясперс выражает с помощью "основных категорий", понятий. В противоречивых стремлениях времени есть одно, которое объединяет всех - свобода. вся человеческая деятельность состоит в том, чтобы, без вмешательства Бога найти свой путь среди открытых перед нами возможностей, чел. должен сам отвечать за свои решения. так рождается в нем истинное «Я», и чел. приблизится к Богу...
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта