Главная страница
Навигация по странице:

  • Ценности человеческого существования. Понятие ценности. Нравственные, религиозные, правовые и эстетические ценности и их роль в жизни человека. 1.

  • Проблема смысла жизни, смерти, любви, счастья с философской точки зрения. Судьба человека как единство свободы и необходимости. Свобода и ответственность, свобода внешняя и внутренняя.

  • Что такое «проект Просвещения» (Ю. Хабермас) За что постмодерн критикует модерн (идеологию Просвещения).

  • Язык постмодерна: Ризома, Симулякр, Гиперреальность.

  • Основным вопросом философии. Проблема мирчеловек


    Скачать 115.4 Kb.
    НазваниеОсновным вопросом философии. Проблема мирчеловек
    Дата16.01.2020
    Размер115.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаVoprosy_po_filosofii_2019 (1).docx
    ТипДокументы
    #104362
    страница7 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Линейные и циклические концепции цивилизации. Проблема направленности мировой истории.

    Линейные и циклические концепции цивилизации. Линейная концепция представляет собой человеческое развитие как движение в заданном направлении с условием прохождения ряда сменяющих друг друга стадий. В рамках этого направления принято выделять стадиально-цивилизационную и формационную модель общественного развития. Разрабатывали эту идею К.Маркс, У.Ростоу, А.Тоффлер. Смысл циклической концепции заключается в развитии общностей в рамках своего исторического цикла. Основатели – Н.Данилевский, А.Тойнби. Формационная модель: исторический процесс разделён на определённые периоды. В основе деления - производство материальных благ. Основа производственных отношений – форма собственности на средства производства. Человечество движется от одной стадии, формации, к другой, к более высокой, и таким образом как бы поднимается по лестнице прогресса. Например, Маркс выделял 5 ОЭФ: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Стадиально-цивилизационную модель предлагают историки, они выделяют стадии дикость, варварство и цивилизация, последняя- высшая степень. Циклические концепции, такие как цивилизация, являются замкнутыми обществами, обладающие определённым уровнем развития материальной и духовной культуры; существуют свои закономерности. Существуют несколько фаз развития: по А.Тойнби – возникновение, рост, стабилизация, разложение, гибель. По Шпенглеру: рождение, детство, молодость, зрелость, старость, закат. Все цивилизации подчиняются собственной логике развития от зарождения до заката.


    1. Проблема родовой сущности человека. Тело, душа, дух как модусы человеческого существования. Представления о совершенном человеке в разных культурах. Человек как единство индивидуального и личностного развития.

    1.Человек предстает перед нами как существо уникальное и сложное. Именно этим объясняется множественность образов человека в истории философии и различные подходы к определению его родовой сущности. Социальный мир людей - совокупность общественных отношений - не есть нечто внешнее по отношению к человеку, а составляет его "сущность", т.е. делает Человека общественным существом, формирует и определяет все особенности его деятельности, миросозерцания, восприятия и т.д. Каждый отдельный человек вынужден сразу же после появления на свет активно приобщаться к человеческой культуре, осваивать человеческий способ жизнедеятельности, чтобы стать человеком. Издавна многие философы считали главной своей задачей постижение человека. Канту принадлежит мысль о том, что о человеке можно философствовать отдельно и особо. Родовая сущность человека, согласно Фейербаху, «неизменна». Родовые качества человека неизменны, поскольку даны ему природой, подобно тому, как природа наделяет особыми чертами растения, животных и другие существа. Фейербах утверждал, что труд, сознание и язык являются родовыми признаками человека. Маркс подчеркивает, что исходным отношением человека к миру является активное восприятие. Человек взаимодействует с окружающей его действительностью на основе тех возможностей активного преобразования окружающей его среды, которые он приобретает в процессе своего развития как общественного существа в системе материальной и духовной культуры. Маркс отрицал индивидуальную сущность человека, признавал только родовую сущность.

    2. Понятие “Я” побуждает человека осознавать свою уникальность собственного существования. Когда говорят “Я”, противопоставляют себя всякой другой реальности. Противопоставление возможно благодаря второму понятию “сознание”, которое есть ясность, сконцентрированная в “Я”.В понятие “личность” “Я” выступает как сознательное “Я”, т.е ответственно осуществляет самостоятельный выбор. Названные три понятия составляют част духа. В духе человек поднимается до определения и уяснения высших ценностей. Он мысленно освобождается от непосредственных потребностей и рутины повседневности. В то же время человек может быть охвачен не только духом добра, но и духом зла. Но и в том, и другом случае дух остается тем, что выше человека, управляет им. Если духовная жизнь складывается благополучно, то человек устремляет свою душу ввысь в поисках возвышенного смысла и идеалов, способных облагородить его жизнь и его самого. Дух преобразует все природно-животные стороны человека. Понятие духа открывается через самоанализ. Как только человек понимает, что он есть дух, он превращается в хозяина самого себя. Дух постигает только тот, кто чувствует в себе его присутствие и развивает его в себе. Понятие души сопоставимо с понятием духа, но не тождественно ему. В духе человек как бы поднимается над собой, душа же есть непосредственно данное. Душевная жизнь - это сфера непосредственных переживаний, впечатлений, мыслей. В понятии души больше присутствует интимно-личностный аспект. В понятии же духа ярче выражено общее, универсальное. Душа более подвержена колебаниям и более подвижна, чем дух, который стремится сохранить устойчивость и основательность. Понятие тела отражает материально-вещественную сторону человека. Философию интересует взаимная зависимость тела, души и духа. Физиологически есть лишь материальный носитель души и духа. Но физиологические процессы сами по себе не являются, ни духовными, ни душевными. Вместе с тем, тело выполняет важные духовно-душевные и коммуникативные функции. Тело служит своеобразной «защитной оболочкой» для жизни нашей души. Тело скрывает от других наши внутренние переживания, мысли и чувства. Тем самым, оно дает нам возможность хранить и оберегать - те мысли и чувства, которые мы не можем или не хотим выставлять напоказ. Тело служит своеобразным средством коммуникации. Нашей осанкой, походкой, жестами, выражением лица, выражением глаз каждый из нас уже, что-то говорит окружающим, - говорит еще до того, как вступил с ними в вербальное общение.

    3.Обращаясь к культурам прошлого и современности можно увидеть отсутствие единого представления о совершенном человеке. В античности человек мыслился как часть Вселенной, как малый мир, микрокосмос. Совершенный человек, соответственно, это тот, кто постиг веления Судьбы и кто живет по закону Мирового Разума, управляющего жизнью природы, общества, индивида. По мнению древних, вышеперечисленным требованиям отвечала фигура Сократа. С одной стороны он был добропорядочным гражданином, храбрым и выносливым воином, веселым товарищем, с другой проводил время в беседах, в ходе которых принуждал сограждан давать самоотчет по поводу собственной жизни и указывал на ее истинный смысл. Совершенный человек в христианстве - это Иисус Христос. Своей жизнью и смертью Христос явил характер Божьей любви. Следуя за Христом, человек распинает силой Божией свои грехи, тем самым освобождаясь от власти беззакония и смерти. Бог наделяет человека самобытностью, способностью к творчеству, истинным знанием о духовном мире, способностью любить. Таким образом, благодаря Христу человек становится личностью. Совершенный человек эпохи Нового времени - это гений, разгадывающий тайны бытия, строящий собственную жизнь. В качестве образца совершенного человека этой эпохи может быть приведен Фауст Гете. Он стремится к познанию, которому не видно конца. Для части современников совершенным человеком является образ древнегреческого героя Сизифа, упорно совершающим свой бессмысленный труд.

    4.Человек формируется во взаимодействии индивидуальных и личностных качеств. Понятие «личность» характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек – это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций, которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Мировоззрение личности, формируемое социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств. Общество заинтересовано в создании условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности, формирование ярких, духовно и нравственно богатых индивидуальностей. Индивидуальность – это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь.


    1. Ценности человеческого существования. Понятие ценности. Нравственные, религиозные, правовые и эстетические ценности и их роль в жизни человека.

    1.Важнейшую роль не только в жизни отдельного человека, но и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации. Именно на основе ценностей каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям. Поэтому, потеря человеком смысла жизни – это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей и что бы обрести этот смысл вновь, ему необходимо создать новую систему, основываясь на общечеловеческом опыте и используя принятые в обществе формы поведения и деятельности. Одними из ценностей человеческого существования являются: Здоровье – это основа жизни. Одна из самых важных ценностей. Ценить здоровье человек в основном начинает тогда, когда в организме начинаются «неполадки». Остальные ценности, наверное, даже невозможны без хорошего здоровья. Время – это бесценный ресурс. Его нельзя купить, поменять, продать. Любовь – это важная личностная ценность, которая заслуживает особого места в жизни каждого человека. Знания – это основа развития. Развитие – это основа для свободы. Все развивается, все растет, все цветет. Свобода – это основа для творчества. У человека есть свобода воли, чтобы созидать. Человек свободен в любом выборе. Жизнь человека – это его выбор. И только человек ответственен за свой выбор. Настоящая жизнь начинается, когда человек полностью осознаешь свою свободу. Но в жизни часто люди становятся рабами, забывая эту ценность. Дружба. Друзья служат опорой в трудностях и всегда бывают рядом. Честность является основой, на которой стоят все другие жизненные ценности. Честность состоит не только в том, чтобы признаться в своей ошибке. Честность состоит в том, чтобы признаться себе, что вы не совершенны. Это единственный способ, с помощью которого можно повлиять на свою жизнь, чтобы изменить ее к лучшему. Творчество – это способность человеческого Духа. Быть духовным человеком значит быть творческим.

    2.Ценность - это все те предметы и явления, которые способны удовлетворить человеческие потребности и являются значимыми для человека. Основными видами ценностей являются материальные и духовные. Последние дарят человеку моральное удовлетворение. Основные виды материальных ценностей - это простейшие блага (жилье, пища, предметы быта) и блага более высокого порядка (средства производства). Однако и те и другие способствуют жизнедеятельности общества, а также повышению качества жизни его членов.

    A духовные ценности нужны людям для формирования и дальнейшего развития их мироощущений, а также мировосприятия. Они способствуют духовному обогащению личности.

    3.Религия основывается на безусловной вере в Бога, и она не требует никаких доказательств. Ценности в этой сфере – это ориентиры в жизни верующих, которые обусловлены нормами и мотивами их поступков и поведения в целом. А эстетические ценности - это все то, что доставляет человеку удовольствие. Они имеют непосредственное отношение к понятию "красота". Они связаны с творчеством, с искусством. Прекрасное является основной категорией эстетической ценности. Нравственные ценности человека, прививаются человеку в течение всей его жизни. Они являются значимой частью мировоззрения и оказывают большое влияние на мысли и поведение каждого индивида. Каждый человек имеет собственные нравственные ориентации. И они у разных людей могут в корне отличаться. То, что имеет значимость в глазах одного, для другого может быть отнюдь не ценным. На ценности личности имеют большое влияние такие факторы, как воспитание, образование, круг общения, окружающая среда и т. д. Конечно, наиболее сильное воздействие на личность оказывает семья. Первое представление о ценностях он получает именно в своей семье, однако с возрастом он может принять некоторые из них и отвергнуть другие. Правовые ценности представляют собой вид духовных ценностей, которые удовлетворяют потребности социальных групп общества в регулировании социальных отношений и поступков людей. Правовые ценности предназначены для создания, поддержания и укрепления социального порядка и дисциплины, нормального функционирования общества.


    1. Проблема смысла жизни, смерти, любви, счастья с философской точки зрения. Судьба человека как единство свободы и необходимости. Свобода и ответственность, свобода внешняя и внутренняя.

    1.Смысл жизни – это осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и стремится осуществить жизненные цели. Вопрос о смысле жизни всегда стоял перед философами, и ответ на него рассматривался с двух разных позиций: с точки зрения отдельного человека и человека как представителя человечества. В первом понимании смысл жизни – элемент уникальной духовной жизни индивида, то, что он формирует себя сам независимо от господствующих в обществе систем общественных ценностей. Вместе с тем смысл жизни существует и как феномен сознания человеческого рода. Его поиски подготовлены долгим процессом эволюции человека, развитием самоанализа его мышления, формированием сознания. Осуществление смысла жизни является для человека необходимостью по причине конечности бытия человека в мире, неповторимости тех возможностей, которые представляет человеку каждая конкретная ситуация. Осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет тем самым себя. Дать конкретный и однозначный ответ о проблеме смысла жизни не возможно, исходя из того что смысл жизни заключается в ценностях, которые для каждого человека разные. Счастье тесно связано с вопросом о смысле жизни. Говоря о смысле жизни, некоторые философы обращались к теме счастья. Василий Розанов – один из таких мыслителей. В основе его обращения к данной тематике лежит противоречие: с одной стороны, человек не может действовать иначе, как, повинуясь стремлению к счастью; с другой – человек должен следовать только этому влечению. Он также говорил о том, что счастье у каждого свое. Розанов писал, что под счастьем можно понимать такое состояние, когда человек достиг пика удовлетворенности, когда он уже не хочет к чему – то стремиться. Стоить отметить, что счастье составляет важную часть нашей жизни, но не является ее смыслом. Оно является неким спутником человека в стремлении к иным целям. Человек становится счастливым, когда отдается доброму стремлению, которое состоит в исполнении воли Бога. Только любовь нужна человеку, чтобы быть счастливым. Надо любить всех друзей и врагов, добрых и злых. Любовь – это единственное, чего хочет душа, причем любви не только к себе, но и от себя. Чтобы людям было хорошо, надо любить друг друга. А любовь и есть Бог. Любя Бога и людей, человек творит добро. Счастье зависит от нас. Единственное благо – это жизнь в любви. А осуществить это – под силу каждому. Таким образом, счастье – самое нужное для человека, оказывается легче всего достижимым, так как оно – в сердце, в котором царит любовь.

    2.Человеческая деятельность представляет собой единство свободы и необходимости. Свобода – это то, что в деятельности человека определяется его потребностями и нравственными нормами, а необходимость это то, что обусловлено закономерностями объекта и внешними условиями. Необходимость – это то, что обязательно, неизбежно произойдёт в данных условиях. Применительно к человеку – это то, что он обязательно, непременно должен делать. Свобода включает в себя несколько моментов. Во-первых, она предполагает способность выбора линии поведения и отсутствие принуждения. Свобода есть там, где имеется выбор целей, средств, условий и объектов деятельности. Во-вторых, свобода связана с познанием необходимости. Необходимость существует в виде законов объекта и окружающей среды, которые определяют их свойства. Если человек эти законы не знает, то он и не сможет эффективно воздействовать на объект. Эффективность деятельности человека зависит от степени познания им необходимости. Это знание необходимо для того, чтобы путём изменения условий и воздействий на объект заставить законы действовать для определённых целей. Необходимость по отношению к человеку выступает в виде совокупности внешних и внутренних требований, в форме некоей программы. Но эта программа имеет общий характер и в её рамках имеется много вариантов поведения и деятельности. Человек должен реализовывать социальную и биологическую необходимость, но он это делает по его желаниям. Поэтому деятельность необходима по содержанию и свободна по форме.

    3.Свобода – одна из основных ценностей общества и обязательное условие счастья. Существуют два вида свободы: внешняя и внутренняя. Внешняя свобода— это права человека. Этим видом свободы занимаются социология, политика и т. д. Другой вид свободы — свобода духовная. Сущность духовной свободы состоит в независимости от собственных страстей и пороков. Современный человек понимает свободу внешне, сущность духовной свободы им игнорируется, следовательно, им игнорируется его же собственная личность, которая может получить свободу на совершенно других основаниях. Основной непременный атрибут понимания свободы – это ответственность, без которого свобода может превратиться в порок. Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами и т.д. Свобода есть там, где есть выбор .'Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Ответственность —характеризует объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.



    1. Философия языка Л. Витгенштейна.




    1. Что такое «проект Просвещения» (Ю. Хабермас) За что постмодерн критикует модерн (идеологию Просвещения).

    2. Что такое лого-фоно-центризм? Вещь в культуре модерна и в мире постмодерна (Хайдеггер – Бодрийяр). Постмодернизм в философии, искусстве, политике, моде.

    3. Язык постмодерна: Ризома, Симулякр, Гиперреальность.

    д
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта