Главная страница
Навигация по странице:

  • Теория познания Ф.Бэкона и Р.Декарта.

  • Бенедикт Спиноза

  • Учение о монадах Лейбница

  • В этом проявляется панлогизм Лейбница

  • Эпоха Просвещения

  • Английское просвещение

  • Индивидуализм в понимании эпохи Просвещения

  • Основным вопросом философии. Проблема мирчеловек


    Скачать 115.4 Kb.
    НазваниеОсновным вопросом философии. Проблема мирчеловек
    Дата16.01.2020
    Размер115.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаVoprosy_po_filosofii_2019 (1).docx
    ТипДокументы
    #104362
    страница3 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Полемика эмпиризма и рационализма.

    Эмпиризм – направление в теории познания, согласно которому чувственный опыт является единственным источником знаний, все знания обосновываются в опыте и посредством опыта

    Рационализм – направление в теории познания, согласно которому безусловная всеобщность и необходимость, являющиеся признаками достоверного знания, не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения или в виде задатков

    Главный пункт разногласия рационалистов и эмпириков состоит в том, что:

    1. эмпирики (Бэкон, Гоббс, Локк):

    -выводят всеобщий и необходимый характер знаний из опыта.

    -преувеличивают роль чувственного опыта

    -недооценивают роль научных теорий в познании,

    -отрицают активную роль и относительную самостоятельность мышления.

    2. рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц):

    -на первый план в получении знаний выводят психические функции, врожденные задатки

    -мотивы и принципы сводят к нравственной деятельности

    -верят в силу разума

    -отрицают опыт происхождения всеобщности и достоверности знания

    Теория познания Ф.Бэкона и Р.Декарта.

    Френсис Бэкон(1561-1626), учился в Кембридже, работал адвокатом, был членом анг парламента, его обвинили во взяточничестве. Полагал, что наука должна исходить из опыта, но не приравниваться к общераспространенным взглядам, которые содержат в себе много ложного. Человеческий ум может быть уподоблен зеркалу с неровной поверхностью, на которое падают лучи от предметов, и которое искажает их. Научное исследование - ϶ᴛᴏ разумная деятельность. Разум должен контролировать сам себя. Ошибки разума Ф. Бэкон называл идолами.

    «Идолы рода»-϶ᴛᴏ ошибки разума, которые присущи многим людям и выражают нашу склонность приписывать вещам то,чего в них нет,наложение чувств на разум. (Пример: оживление природы-животные в сказках разговаривают)

    «Идолы пещеры». Каждый человек смотрит на мир из своей пещеры, ᴛ.ᴇ. имеет свои специфические предрассудки. Идолы пещеры вытекают из прирождённых свойств индивида, его образования, воспитания и т.п.

    «Идолы рынка» связаны с неточностью языка и некритичностью использования слов, ставящей перед людьми мнимые проблемы. В качестве примера идолов рынка Ф. Бэкон приводит понятия ʼʼсудьбаʼʼ и ʼʼперводвигательʼʼ, которых в реальности, с его точки зрения, нет. Много похожих слов, в них вкладывают разный смысл.

    «Идолы театра» представляют из себя философские категории, которым приписывается самостоятельная реальность и которые выступают как значимые персонажи. Это слепая вера в авторитеты. Реклама.

    Рене Декарт создает научный метод на основе геометрических правил, геометрического вывода. Его метод включает 4 правила: 1.Включать в свое рассуждение только те идеи, которые разум усматривает ясно и отчетливо. 2.Необходимо делить каждое изучаемое явление на столько частей, сколько необходимо для лучшего их постижения. 3.Соблюдать последовательность в рассуждении, двигаясь от простого к сложному. 4.Составлять перечни и каталоги изучаемых явлений, чтобы ничего не упустить.

    Интеллектуальная интуиция. Под этим он понимает ясное, отчетливое представление нашего ума. Естественный свет человеческого разума. Это не только самая совершенная форма познания, но и критерий истины (у Декарта). Декарт отдает предпочтение интеллектуальному познанию перед чувственным, оно дает достоверное познание мира. Интеллектуальное познание совершенно. Идеи могут быть врожденными, приобретёнными при помощи чувств и сконструированные. Человек тот, кто мыслит.

    Цель Декарта-построить строгую, логически обоснованную философскую систему. Предпосылками этого построения являются: ориентировка на математическую модель познания (геометрия), все знание о мире, едино, целостно, взаимосвязано друг с другом, необходимо найти первый принцип, фундаментальное основание философии, опираясь на который можно вывести всё содержание научного знания о мире логически дедуктировано, необходимо прибегнуть к методологическому сомнению для определения первого принципа философии. Всё знание можно уподобить дереву.


    1. Учение о субстанции, ее атрибутах и модусах Б.Спинозы. Монадология и панлогизм Г.В.Лейбница.

    Бенедикт Спиноза (1632-1677) - нидерландский философ-рационалист, противопоставивший дуализму Декарта принцип монизма, натуралист, один из главных представителей философии Нового времени. Родился в Амстердаме и воспитывался в ортодоксальной еврейской семье, учился в еврейском религиозном училище, которое готовило служителей еврейского культа.

    Учение о субстанции:

     Субстанция, по Б. Спинозе, обусловливает единство мира. Она вечна, вне времени. Бог-субстанция есть абсолютная бесконечность, атрибутами субстанции являются протяженность и мышление. Иначе говоря, две субстанции Р. Декарта были рассмотрены Б. Спинозой как два атрибута субстанции. Субстанция у Б. Спинозы рассматривается в итоге как абсолютно трансцендентальное понятие и бесконечное бытие.

     «Кроме Бога никакая субстанция не может ни существовать, ни быть представляема».

     Бог - субстанция:

    1. свободная, ибо существует и действует «единственно по законам своей природы»,

    2. вечная, потому что существование заключается в ее сущности,

    3. является единственно существующей субстанцией, ибо «все, что только существует, существует в Боге, и без Бога ничего не может ни существовать, ни быть представляемо».

     Спиноза утверждает, что, несмотря на существование бесчисленного множества атрибутов, нам известны только два: «мышление» и «протяженность» - именно эти две сотворенные субстанции, признанные Декартом, Спиноза сводит к атрибутам. У Спинозы это два атрибута одной субстанции - Бога. Атрибуты совершенно независимы, т.е. не могут влиять друг на друга.

    Природа творящаяя и сотворенная:

     Природа разделяется на природу творящую и природу сотворенную.

     Природа творящая есть Бог, единая субстанция . Отождествляя природу и Бога, Спиноза отрицает существование какого-либо надприродного или сверхприродного верховного существа. Такой подход называется пантеизмом.

     Единичные, конкретные вещи (модусы) - это природа сотворенная, то есть видоизменения субстанции.

     Все явления в физическом мире, будучи модусами атрибута протяжения, развиваются в той же последовательности, как и все модусы в сфере мышления. Поэтому порядок и связь идей, по словам Спинозы, соответствует порядку и связи вещей, причем и те и другие суть только следствия божественной сущности. Отсюда вытекает спинозовское определение души как идеи человеческого тела.

    Модус это то, что существует не само по себе, а в другом. Субстанция – едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся к субстанции как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой. Модусы двух видов – бесконечные и вечные (атрибуты) и конечные

    Свобода есть осознанная необходимость:

     Человек является ничем иным, как модусом двух атрибутов, а именно, протяженным телом и мыслящей душой.

     Понятие свободы вводится в связи с понятием субстанции. Свобода имеет место тогда, когда субстанция сама определяет себя к действию. Нет зависимости от других и в существовании, и в действии. Такой свободой обладает только субстанция. К характеристикам свободы относятся:

     отсутствие внешней зависимости и способность к самоопределению в действии.

    Свобода и необходимость в субстанции соединяются в единое целое.

    Основные идеи философии Спинозы изложены в его основном труде - " Этике»

    "Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать"

    Учение о монадах Лейбница

    Лейбниц противопоставил учению Спинозы о единой субстанции учение о множественности субстанций, которые он назвал монадами. По взглядам Лейбница, монада проста и неделима. Сущность каждой монады составляет деятельность, которая выражается в непрерывной смене состояний. Лейбниц наделяет монады восприятием, представлением, стремлением и влечением. В силу этого он сравнивает их с человеческой душой. Монады называются душами, когда у них есть чувство, и духами, когда они обладают разумом. Монадам чужда пассивность. Жизнь монад проявляется не только в деятельности, но и в осознании себя. Стороны монады: стремление и восприятие.

    Все монады можно условно разделит на 3 класса:

    1. «голые» монады, которые составляют неорганическую природу,

    2. монады, обладающие ощущениями и созерцаниями, и присущи животным.

    3. самый высокий класс монад образуют души людей. На вершине высшая монада – Бог. Перехол от одного класса к др. классу монад означает возрастание их степени сознантельности или разумности, что тождественно со степенью ее свободы. отдельная монада не подвержена влиянию со стороны других монад. Все монады приведены в движение согласно одному и тому же Божественному плану. В этом смысле все вещи, все монады общаются через Бога (телеологический аспект Вселенной). В этом проявляется панлогизм Лейбница, то есть оформленность и разумность универсума.

    Концепция предустановленной гармонии Это учение, объясняющее всеобщую взаимосвязь и согласованность в мире существованием предустановленной Богом гармонии между независимыми друг от друга физическими и духовными субстанциями. Связующей нитью субстанций выступает Бог, и именно благодаря его участию феномены одной монады согласуются с феноменами другой, а наши восприятия — объективны.

    Панлогизм – теория о тождестве бытия и мышления, согласно которой все развитие природы и общества является осуществлением логической деятельности Мирового Разума, Абсолютной идеи.


    1. Философия Б. Паскаля

    Паскаль соглашался со многими положениями Монтеня в его отношении к скептицизму. Он также говорил, что полной истины человек никогда не сможет достичь, так как, во-первых, мир бесконечен, а человек, затерянный между двумя бесконечностями, есть существо конечное, ограниченное, и своими ограниченными силами познать истину целиком не может. Во-вторых, человек есть существо сложное, состоящее из души и тела, а мир есть создание, состоящее только из материи. Но материя сама себя познавать не может, поэтому, познавая мир, человек познает не мир, а некоторый идеальный его образ. Поэтому человек, познавая своей душой, своим разумом, познает не подобное — познает материю.

    Разум тоже не может познать истину, потому что он, кроме того что затерян между двумя бесконечностями, в конечном мире действует также в ограниченном интервале. И разум, и другие способности человека не переносят крайностей. Истина достигается только в некотором очень малом интервале звуков, цветов и т.п. И, что немаловажно для Паскаля в познании истины человеку всегда мешает его личный интерес.

    Паскаль видит некоторые особенности человеческой природы. Он видит непреодолимую преграду для познания человеком истины. Он пишет, что жужжание мухи может отвлечь величественный разум от созерцания истины.

    Но нельзя соглашаться и со скептиками, которые утверждают, что истина непознаваема. Паскаль возражает скептикам-пирронистам, что законченного пиррониста никогда нельзя увидеть. Пирронисты противоречат сами себе, так как нельзя найти человека, который сомневался бы во всем; такой человек сомневался бы даже в своем собственном существовании.

    Природа, по утверждению Паскаля, поддерживает немощный разум, поэтому истина доступна всем познавательным способностям человека, но доступна лишь как некоторая относительная истина. Эта истина доступна всем человеческим способностям: разуму, чувствам, сердцу, вере. Поэтому, как и эпикурейцы, Паскаль говорил, что чувства никогда нас не обманывают.

    Человек — существо парадоксальное. Паскаль предпочитает использовать парадоксы и противоречия для описания природы человека. Один из наиболее известных образов, который он использует, — это образ мыслящей тростинки. Человек — это тростинрка, но это тростинка мыслит; не нужно всей вселенной ополчаться на человека, чтобы раздавть, — достаточно дуновения ветерка или песчинки, чтобы убить человека. Но при этом человек выше всей вселенной, так как вселенная не почувствует, что ее уничтожают, а человек это чувствует. Поэтому величие человека состоит в осознании своего собственного ничтожества.

    Именно эту парадоксальную природу человека подчеркивает Паскаль. Человек есть существо, предназначенное для самых высших целей, для спасения посредством христианской Церкви. Однако человек занимается чем угодно, но не спасением себя.

    Тот факт, что самое важное — это спасение человека, и что человек предпочитает заниматься сиюминутными делами, уделяя им гораздо больше внимания, чем своему спасению, говорит о том, что человек находится в плену у сатаны, поскольку действительно невозможно себе представить, что, находясь в здравом уме, можно выбрать пятиминутное развлечение взамен вечного блаженства. Так необычно Паскаль доказывает существование диавола.

    Паскаль всегда чувствует потерянность человека в этом мире, его ответственность перед Богом, его стояние перед Богом один на один, и главная мысль позднего Паскаля состоит в том, что человек должен познать истину о своей смертности. Он сравнивает человечество с узниками, помещенными в камеру смертников, и спрашивает, чему посвящают себя люди, знающие, что на рассвете их казнят. Конечно, они будут думать только о смерти.

    Человечество напоминает ту же камеру смертников, но не знающих дату своей смерти. Люди думаю о чем угодно, только не о самом главном — о смерти. Главная же задача человека состоит именно в осознании смерти, в спасении себя, а оно может быть достигнуто только на путях осознания своего ничтожества перед Богом. Только осознав свое ничтожество, человек осознает и свое величие.

    1. Философия М. Монтеня.




    1. Просвещение как культурно-историческая эпоха: специфика идей и принципов. Индивидуализм и натурализм в понимании общества. Идея войны «всех против всех» в философии Гоббса. Общественный договор и происхождение государства: абсолютный суверенитет и функции.

    Эпоха Просвещения – эпоха духовного развития европейского общества XVII-XVIII веков, основой для которой стал рационализм. просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством – первый характерный признак эпохи. цели и идеалы Просвещения: свобода, благосостояние, счастье людей и мир, и др. Признаки просвещения: вольнодумство, критическое отношение к авторитетам, неприятие догм. просветители создали обращенную к человеку систему ценностей, которая органически вошла в западную цивилизацию.

    Английское просвещение. Видные его деятели придерживались догматов христианства, так как английская церковь отвечала идеалу веротерпимости. Программа английского Просвещения была сформулирована философом Дж. Локком. Он считал, что возникновению государства предшествовало естественное состояние, состояние полной свободы в отношении действий. Переход от естественного состояния к гражданскому обществу был следствием общественного договора. Государство не могло покушаться на неотчуждаемые права граждан. Взгляды Локка воплотились в политическом строе Англии первых десятилетий после революции 1688 г.: были закреплены права и свободы граждан, религиозная терпимость. Понятия добра и зла выводятся из ощущений удовольствия или страдания. Правила, регулирующие чел. отношения, должны отличаться удобством, полезностью. Английское Просвещение признавало право каждого человека преследовать частный интерес. Большое влияние оказало учение Томаса Гоббса об эгоистической природе человека, которое послужило основой этики разумного эгоизма. Одним из важнейших достоинств человека признавалась его способность к общению.

    Гоббс выступил защитником мощной государственной власти. Его заслуга состоит в том, что он впервые показал естественное происхождение государства, политических институтов и отношений иных сфер общественной жизни.

    Общество, по Т. Гоббсу, - это подобие гигантского механизма, а человек - элементарная его часть. По своей природе человек является эгоистом, живущим исключительно инстинктом самосохранения.

    Индивидуализм в понимании эпохи Просвещения - это способность утвердить себя как носителя разума, способность преобразовать реальность в согласии с требованиями разума, сделать ее достойной природы человека. Гоббс делает вывод: в центр исследования следует поставить интересы и сущность человека, что позволит выяснить особенности его естественной и общественной жизни.

    О человеке и естественном состоянии общества. Человек, по определению Гоббса, - это сумма физических и духовных способностей. люди равны от природы по своим физическим и умственным способностями. Эгоизм и стремление к самосохранению - вот два стимула поведения человека. Отношения между людьми, в которых проявляется влечения к эгоизму, охарактеризованы им формулой - " человек человеку волк". Отсюда фатальная неизбежность в обществе "войны всех против всех". Сущность человека во всей полноте его страстей раскрывается в условиях естественного состояния - догосударственная форма существования людей, где их отношения строятся на основе естественного права. В этом состоянии царит произвол и война всех против всех. Пагубность такой войны вынуждает людей искать путь к прекращению естественного состояния; этот путь указывают естественные законы. Все они регулируются в правиле: не делай другому того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано тебе. Чтобы естественные законы стали всеобщими и обязательными, они должны были приобрести статус законов гражданских. возникает необходимость в особом "искусственном теле" – государстве.

    Согласно представлениям Гоббса, переход к общественному, государственному состоянию совершался с помощью общественного договора, но он допускал и возможность завоевания власти с помощью силы. Общественный договор заключался между людьми (каждый соглашается с каждым) по поводу вручения государством их естественных прав (за исключением права самозащиты). Общественный договор предполагал, что люди доверяют единому лицу верховную власть над собой и обязуются признавать все решения действия государства. Более того, верховная власть не могла быть "уничтожена решением тех людей, соглашением которых она была восстановлена".

    По общественному договору государство становилось абсолютным носителем всех властных отношений, независимых от своих подданных и требующих от них полного и беспрекословного подчинения.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта