Курсовая работа «ОСОБЕННОСТИ РЕЖИССУРЫ ЦИРКОВЫХ ПРОГРАММ». «ОСОБЕННОСТИ РЕЖИССУРЫ ЦИРКОВЫХ ПРОГРАММ». особенности режиссуры цирковых программ
Скачать 1.81 Mb.
|
1 2 Мы непрестанно ищем новые формы работы, тем самым стремясь приумножать ряды коллектива.Стало доброй традицией участие нашего коллектива в открытие Летнего спортивного сезона на городском стадионе. Где коллектив может продемонстрировать все свои навыки, и тем самым пропагандируя цирковое искусство. Немало важен и репертуар циркового коллектива. Прежде чем создать то или иное представление режиссер, он же и руководитель, циркового коллектива обязан тщательно подобрать репертуар, каждому участнику соблюдая основные правила:Подбирая цирковой номер участнику, руководитель-режиссер обязан учитывать возраст участника.Так же при подборе номера стоит не забывать о возможностях и опыте участника.Ко всему прочему немало важно при подборе репертуара учитывать характер ребенка.Важно не только номер правильно подобрать, но и команду, которая этот номер сможет исполнить – они должны понимать друг друга, а значит, у них должен быть один эмоциональный настрой в не зависимости от возраста.Композицию циркового номера определяют не только различные трюки, но и паузы, элементы других жанров, обязательное музыкальное и художественное оформление.Композиционно интересно построить номер помогают участнику и режиссеру знание цирка и его жанров, умелое использование приемов и средств смежных искусств, которые в той или иной мере включаются в произведение цирка. Создавая номера, необходимо, прежде всего, определить количество трюков. Если их мало, номер будет скудным, не сможет полно выразить замысел исполнителя; а если трюков чересчур много — номер станет затянутым, что снизит эмоциональное воздействие на зрителя. Практика показывает, что 4—8 комбинаций часто бывает вполне достаточно для номеров многих жанров (в каждую комбинацию может войти 2—4 трюка, а иногда и один трюк аттракционного характера). Возникает вопрос о распределении комбинаций и трюков: идти ли от простых к сложным или, сделав один-два трудных трюка, перейти затем к более легким, постепенно и последовательно наращивая их сложность. Этот вопрос можно верно решить, если руководствоваться общим замыслом номера или аттракциона. Например, в номере «Акробаты-прыгуны» мы вначале исполняем двойное сальто с трамплина. Это сразу же привлекает внимание зрителей. Но подобное эффектное начало не обязательно. Иное положение, например, в воздушных номерах. В них, как правило, сначала идет разминка вольтижеров, примерка к аппаратуре. Это важно, кстати, не только для артистов. Такое вступление нужно и для того, чтобы привлечь внимание зрителей к особенностям данного жанра, дать им почувствовать высоту, пространство и т. д. Хочу отметить, что режиссер обязан учитывать восприятие номера зрителями. Иногда на них большее впечатление производит не самый сложный трюк, а самый эффектный. Определение композиции — всегда большой и сложный поиск. При выпуске номера должно быть точно установлено его построение.Заключение Жизнь отражается в художественных образах всех видов искусств, как солнце – в каплях росы, в окнах домов, в глади реки... Каждое искусство отражает жизнь по-своему: средствами, присущими ему одному. Литература создает художественные образы с помощью слов, театр – посредством сценического действия, живопись – красками и линиями, музыка – звуками. И как только речь заходит об искусстве цирка, можно с уверенностью сказать, что это нечто иное. Да, цирк – полноценное искусство, выражающее наше суждение о человеке и жизни в обобщенном художественном образе. Как и всякое искусство, цирк не только вызывает у зрителя приятное волнение, но и расширяет границы нашего познания жизни, утверждая ее светлое, радостное, мажорное начало. Это искусство народное, потому что оно в концентрированном виде выражает отношение народа к жизни – оптимистическое и вместе с тем не лишенное грубоватого юмора. И в тех случаях, когда цирк изменяет своей природе, создавая образ уродливого, изломанного и не дорожащего жизнью человека, -- цирк перестает быть народным искусством. Так в чем же, в конце концов, заключается специфика этого искусства? Во всяком случае, не в эксцентрике, всегда выражающей скептическое или ироническое отношение к жизни и характерное только для части циркового представления, контрастирующей со всеми остальными слагаемыми программы. Эксцентричны клоунада и все те элементы сатирического, пародийного, комического, которые оттеняют мажорное, жизнеутверждающее звучание циркового представления. Выше мы говорили о неожиданности, пронизывающей все происходящее на манеже. Понятие неожиданности неизмеримо шире, чем эксцентрика. Неожиданность – прием, применяемый и там, где нужно выразить скептическое отношение к отрицательным явлениям действительности, и для выражения романтики и героики. Но и неожиданность не специфична для цирка: мы уже видели, что этот прием служит всем искусствам, чтобы обострить восприятие художественных образов. Специфика каждого искусства заключена в выразительных средствах, присущих ему одному. Выразительные средства цирка разнородны, и в этом-то и состоит его специфика. Искусство цирка тем и отличается от всех других искусств, что обобщенный образ человека оно создает контрастно чередующимися, разнородными и не связанными между собой трюками, демонстрирующими силу, ловкость и мастерство и, по контрасту, осмеивающими неуклюжесть и беспомощность. Цирк говорит со зрителем на своем языке, присущем только ему – на языке острых, подчеркнутых контрастов, головоломных трюков, парадоксальных неожиданностей, ярких красок, бравурной музыки, напряженного, быстрого темпа. И никакое другое искусство не может говорить на этом языке. Возникновение режиссуры, определяющей духовную сущность искусства эстрады, предопределило качественно новую ступень взаимоотношений между литературой и театром. Режиссер, ставший как бы посредником между двумя искусствами, принял на себя всю ответственность за перевод словесно-образных отношений. В систему зрелищной образности, каковой является произведение сценического искусства. Практически единогласно аудитория исследования подтверждает улучшение качества современных цирковых программ в эстетическом плане (свет, музыка, костюмы, грим и т.д.), также зрителей радует участие в представлениях молодых талантливых артистов, поражающих своим отточенным мастерством и артистизмом. Список используемой литературы Кузнецов Евг. Арена и люди советского цирка. Л.-М., 1947. С. 212. Немчинский М.И. Цирк России наперегонки со временем. М., 2001. С. 9. Бардиан Ф.Г. Советский цирк на пяти континентах. М., 1977. С. 14. Бардиан Ф.Г. Советский цирк на пяти континентах. М., 1977. С.21. Баринов, Вячеслав Александрович. Основы циркового творчества : учеб. пособие / .-Москва. : МГУКИ, 2004. – 179 с. Баринов, Вячеслав Александрович. Художественно-образная структура циркового искусства : учеб. пособие / . – Москва. : МГУКИ, 2005. – 190 с. Сергеев, Антон Владимирович. Циркизация театра. От традиционализма к футуризму : учеб. пособие / . – Санкт-Петербург : Изд-ль , 2008. – 160 с. Учебник «Основы системы Станиславского». http://www.ruscircus.ru / В мире цирка и эстрады. Цирк в России и мире Шароев И. Режиссура эстрады и массовых представлений. М., 1986; Многоликая эстрада. М.,1995. Бермонт Е. Конкурс эстрады. //Театр. 1940, №2, с.75-78 Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбунова Н.А. Кобэр. Гвоздь программы: Пер. с нем. Л., 1928. С. 232-233; Станишевский Ю. Номер и культура его подачи // СЭЦ. 1965. № 6. Конников А. Мир эстрады. М., 1980. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений Розовский М. Режиссер зрелища. М., 1973. Русская советская эстрада // Очерки истории. Отв. ред. докт. иск., проф. Е.Уварова. В 3-х Т. М., 1976, 1977,1981. Смирнов-Сокольский Н. Эстрада перед конкурсом. //Советское искусство. 1939, 24 сентября. Уварова Е. Эстрадный театр: Миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917-1945). М., 1983; Аркадий Райкин. М., 1986.; Как развлекались в российских столицах. СПб., 2004. Примечание 1 2 |