1 диплом (1). Особенности самоотношения у беременных женщин, ожидающих первого ребенка
Скачать 149.96 Kb.
|
Особенности самоотношения у беременных женщин, ожидающих первого ребенка СОДЕРЖАНИЕ
Введение Термин «самоотношение» был введен грузинским психологом Н.И. Сарджвеладзе. В настоящее время в отечественной психологии доминирующим является категория «эмоционально-ценностное самоотношение». В отечественной психологии начало фундаментальных исследований феномена отношения человека к себе было положено благодаря трудам А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Спиркина, Е.В. Шороховой и теоретическим работам И.С. Кона и И.И. Чесноковой. В современной психологии отсутствует единый подход к определению такого феномена как отношение человека к себе, несмотря на то, что он активно изучается как отечественными, так и зарубежными исследователями. Анализ работ, посвященных изучению отношения человека к себе, позволяет говорить о большом разнообразии используемых для описания его содержания психологических категорий. Можно назвать такие понятия как обобщенная самооценка, самоуважение, самопринятие, эмоционально-ценностное отношение к себе, собственно самоотношение, самоуверенность, чувство собственного достоинства, самоудовлетворение, аутосимпатия, самоценность и др. Их содержание раскрывается с помощью таких психологических категорий как «установка» (Д.Н.Узнадзе), «личностный смысл» (А.Н. Леонтьев), «отношение» (В.Н.Мясищев), «аттитюд» (M.Rosenberg, R.Wylie, S.Coopersmit), «социальная установка» (И.С.Кон, Н.И.Сарджвеладзе), «чувство» (С.Л.Рубинштейн). Проблемы научного осмысления специфики самоотношения женщины и способов его изменения становятся на сегодняшний день все более актуальными для психологической науки и практики. Это связано с резкими изменениями в системах социальных ролей и общепринятых норм, что, в свою очередь влечет необходимость психологического сопровождения личности на ее жизненном пути. Одной из проблем, рассмотренной в научной литературе также является самоотношение беременных женщин. Разные аспекты данной проблемы исследовали Филиппова Г.Г., Брутман В.И., Мещерякова C.Ю., А.С. Батуев и другие. Наиболее остро обнаруживается проблема становления самоотношения женщин, ожидающих первого ребенка, когда вопросы осмысления собственного «Я» и его взаимодействия с миром приобретают новое звучание. Актуальными в этом возрасте становятся изменения в физическом и когнитивном развитии. В психологии беременность определяется, прежде всего, как этап развития материнской сферы женщины. В рамках материнской сферы женщина готовится к последующему выполнению в постнатальном периоде всех материнских функций. Отечественные исследователи В.Н. Мясищев, В.В. Николаева, А.Ш. Тхостов, рассматривают беременность как трехкомпонентную структуру, включающую эмоциональную, когнитивную и мотивационно-поведенческую составляющие. В экзистенциально-психологическом плане беременность рассматривается в качестве особой стадии полоролевой идентификации, значимой ситуации для благополучной адаптации к роли женщины. В период беременности актуализируются собственные неизжитые психологические проблемы детства, конфликты личности, нарастание уровня тревожности. Поэтому в психологическом плане беременность является определенным дискретным периодом, который зачастую имеет кризисный характер. При беременности существенно изменяется самосознание женщины, её отношение к себе и миру, возникает необходимость изменения своего образа жизни, вживание в роль будущей матери. В ходе развития беременности происходят очень существенные изменения образа «Я», потеря старой и обретение новой идентичности, перестройка личностных смыслов, при этом включаются механизмы защиты и актуализируются стратегии совладания с трудной жизненной ситуацией. Для многих женщин исход беременности может стать значительным сдвигом к подлинной зрелости и возрастанию самоутверждения и самоуважения. В результате успешного завершения беременности и рождения ребенка женщина обретает внутреннюю и внешнюю гармонию, принципиально другой социальный статус, становится женщиной. Рассматриваемый с такой позиции феномен самоотношения приводит к пониманию того, что без позитивной динамики в самоотношении беременных женщин многие проблемы не будут иметь стабильного разрешения. В связи с этим оказывается важным выявление закономерностей в особенностях самоотношения беременных женщин, ожидающих первого ребенка. Исходя из вышеизложенного, мы определили методологические основы исследования. Цель исследования: определить особенности самоотношения у беременных женщин, ожидающих первого ребенка. Объект исследования: самоотношение беременной женщины. Предмет исследования: особенности самоотношения у беременных женщин, ожидающих первого ребенка. Гипотеза: Существует специфика самоотношения у беременных женщин, ожидающих первого ребенка по сравнению с женщинами, ожидающими второго ребенка. Задачи исследования: Изучить библиографические источники, связанные с понятием самоотношение. Сформировать выборку и определить методы исследования. Провести эмпирическое исследование. На основе полученных результатов сформулировать и проинтерпретировать выводы. Методы исследования: 1.Организационные: - наблюдение для формирования выборки; - констатирующий эксперимент. 2.Эмпирические - Анкета; - Опросник самоотношения (В.В.Столин, С. Р. Пантилеев). 3.Методы математико-статистического анализа: - Метод процентных соотношений; - Критерий Манна-Уитни. База исследования: исследование проходило на базе «ГБУЗ СО Похвистневская ЦБГР» женская консультация. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2х глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения. Глава 1. Теоретические основы проблемы самоотношения беременных женщин Самоотношение как психологический феномен Термин «самоотношение» впервые возник в литературе в 1974 году. Д.А. Леонтьев определил анализ структуры и сущности образа «Я» как основного компонента самоотношения. Прежде этот термин в научной литературе не встречался [Колышко A.M.,2004]. В научных исследованиях к настоящему времени накоплены богатейшие экспериментальные и теоретические данные по изучению самоотношения как объекта психологического анализа. Ученые раскрыли механизмы формирования самоотношения, особенности его функционирования и строения. Серьезным вниманием у психологов пользуется проблема изучения механизма влияния самоотношения на поведение человека. Сущность отношения человека к себе наиболее глубоко и полно раскрывается при помощи таких наиболее употребляемых категорий, как: «общая» или «глобальная самооценка», «самоотношение», «самоуважение» и «эмоционально-ценностное отношение к себе». Понятие «общая самооценка» наиболее часто использовался в западной психологии (конец XIX века до 60-х годов ХХ века). Затем этот термин был заменен термином «самоуважение». По поводу «общей» или «глобальной самооценки» в психологии самосознания существуют расхождения относительно ее содержания. Сталиным В.В. «Глобальная самооценка» представляется как переживание, устойчивое чувство, пронизывающее «образ Я» [Сталин В.В.,1985]. Газизулин А.Т. и Пантилеев С.Р. рассматривают ее как устойчивое чувство по отношению к собственному «Я», и это чувство содержит некоторые специфические модальности, которые различаются по эмоциональному тону переживания «Я» и по семантическому содержанию [Газизулин А.Т., 1999; Пантилеев С.Р.,1989], как систему переживаний, которые включены в процесс самосознания, отражающую внутренние ценности личности, которые приняты личностью в отношении самой себя, рассматривает глобальную самооценку Чеснокова И.И. [Чеснокова И.И.,1977]. В работах А.В. Захаровой этот феномен рассматривается как «накапливающийся аффект на себя», который связан с мерой удовлетворенности своими действиями и с результатом реализации поставленных целей [Захарова А.В.,1989,1993]. В качестве чувства: самодовольства, недовольства собой феномен рассматривается Джемсом У. [Джемс У.,1991]; чувства собственного достоинства Раусте фон Врихтом [Раусте фон Врихт,1982]. Глобальная самооценка, не смотря на столь серьезные различия в понимании ее содержания, в целом она отражает такую важную сторону отношения человека к самому себе, как его чувство «за» себя или «против» себя. Характеризуется это чувство относительной недифференцируемостью, устойчивостью, амодальностью и мало зависит от реального самовосприятия. При этом чувство «за» себя или «против» себя как правило рассматривается в качестве устойчивой личностной черты, складывающейся постепенно и приобретающей привычный характер. Теоретические положения, подтвержденные на практике, утверждают, что человек, имеющий высокое самоуважение верит в себя и считает, что сможет преодолеть все свои недостатки. Высокоразвитое положительное чувство по отношению к «Я», как устойчивая личностная черта, является важнейшим звеном внутреннего психологического мира человека. Это чувство лежит в основе единства и целостности личности, оно согласовывает и приводит в порядок внутренние ценности, а также завершает структуру человеческого характера [Чеснокова И.И.,1977]. Самоотношение, как свойство личности, самым тесным образом связано с целями жизни и деятельности, с ценностными ориентациями личности. Оно выступает наиважнейшим фактором образования и стабилизации личностного единства [Ананьев Б.Г.,1980; Олпорт Г.,2002]. Являясь устойчивой личностной чертой, самоотношение тесно связано с другими личностными свойствами, прежде всего, с волей. Влияет оно и на формирование и содержания, и структуры, и формы проявления всей системы психологических особенностей личности [Чеснокова И.И.,1977]. Низкое самоуважение у человека приводит его к устойчивому чувству неполноценности и ущербности [Кон И.С.,1978]. Человек становится ранимым, чувствительным к внешним воздействиям, оторванным от реального взаимодействия с другими людьми. Такое отношение к себе в сфере деятельности может проявляться в нерешительности и непоследовательности. Личность со сниженным самоуважением характеризуется неустойчивым внутренним миром, а также не имеет твердой и последовательной линии поведения при общении и во взаимоотношениях с другими людьми [Чеснокова И.И.,1977]. В теоретических психологических исследованиях Г. Оллпорта и М. Якоби встречаются такие специфические обозначения чувств человека в собственный адрес как стыд или гордость [Олпорт Г.,2002; Якоби М.,2001]; у У. Джемс – высокомерие, тщеславие, заносчивость, самопочитание, заносчивость, чувство собственного достоинства, а также противоположные им – сострадание, скромность, смирение, застенчивость, сознание собственного позора, уничижение [Джемс У.,1991], у Т. Шибутани – чувство неполноценности, недовольство собой [Шибутани Т.,1969]. Близким по своей содержательной нагрузке к феномену глобальной самооценки является разработанный в аналитической психологии феномен «чувство уверенности в себе» [Якоби М.,2001]. Таким образом, глобальная самооценка как психологическое понятие является тем феноменом, в котором наиболее детально отражено такое отношение человека к собственно себе как чувство в адрес «Я». Чувство в адрес «Я» есть устойчивое психическое образование и обнаруживает себя как черта личности. В западной психологии «самоуважение»чаще всего рассматривается в связи с изучением личностных представлений о себе как системе социальных установок. Под установкой здесь подразумевается гипотетический конструкт, обозначающий на прошлом опыте основанное состояние готовности человека, которое направляет, искажает или иным образом воздействует на его поведение [Кордуэлл М.,1999]. К определению содержания самоуважения в качестве установочного по своей природе образования выделяют два подхода: – самоуважение, как общую установку личности по отношению своей ценности рассматривает Н.И. Сарджвеладзе. Здесь под самоуважением понимается положительная или отрицательная установка, которая обращена на специфический объект, называющийся «Я», и которая включает в себя познавательный (знание и представление о свойствах и себе, о своих качествах), эмоциональный (это оценка обозначенных качеств, а также связанные с этой оценкой чувства в отношении самого себя) и практический компоненты [Сарджвеладзе Н.И.,1989]; – самоуважение Р. Берне рассматривает как эмоциональный компонент установки [Берне Р.,1986; Кон И.С.,1978, 1989]. К. Роджерс считает, высокое самоуважение личности является условием ее максимальной продуктивности в деятельности, активности, реализации собственного творческого потенциала. Высокое самоуважение оказывает позитивное влияние на свободу выражения чувства, на уровень самораскрытия в общении [Роджерс К.,1994]. Устойчивое позитивное самоотношение лежит в основе веры человека в собственные возможности, в энергичность и самостоятельность; оно связано с готовностью человека к риску и обусловливает оптимизм по отношению к ожиданию успеха своей деятельности в ситуации неопределенности [Карнилова А.П.,1995]. Люди с позитивным самоотношением в меньшей степени погружены в свои внутренние проблемы, они страдают психосоматическими расстройствами значительно реже. Стремление человека сохранять положительное самоотношение является одним из мотивов, который побуждает человека соблюдать моральные нормы [Якобсон С.Г.,1989]. Самоотношение негативной окраски, при этом, является источником разнообразных сложностей в общении, так как человек с таким отношением к самому себе уверен заранее в том, что все окружающие к нему плохо относятся. Проблема чувства собственного достоинства и ценности своего «Я» поглощает его внимание почти полностью, по этой причине уровень активности человека повышается излишне, и это затрудняет сам выбор способа адекватного взаимодействия. Поведение человека становится ригидным [Раусте фон Врихт,1982]. Негативное, конфликтное отношение личности к самой себе приводит к ее отклоняющему поведению: то есть к совершению правонарушений, к наркомании, к алкоголизму, к агрессивному и суицидальному поведению. Такое отношение к себе связано с дезадаптивными и асоциальными формами поведения людей и является одной из причин девиации и положительно коррелирует с депрессией [Кон И.С.,1984; Налчаджян А.,2000]. В отечественной психологии начало фундаментальных исследований феномена отношения человека к себе было положено благодаря трудам таких ученых как А.Н. Леонтьев, А.Г. Спиркин, Е.В. Шорохова, С.Л. Рубинштейн и теоретическим работам таких ученых как И.С. Кон и И.И. Чеснокова [Сарджвеладзе Н.И.,1989]. В настоящее время многие авторы пользуются термином самоотношение. Современный уровень теоретического анализа не способен охватить в полном объеме все аспекты самоотношения – это необычайно сложно. Состояние данной проблемы сегодня не позволяет однозначно и точно определить это понятие. Во-первых, потому что отсутствует устоявшаяся и общепринятая терминология. Различные термины: самооценка, самопринятие, самоуважение, эмоционально-ценностное отношение к себе, самоотношение – многие авторы используют для того, чтобы обозначать компоненты самосознания, связанные с отношением к себе. Во-вторых, потому что понятие самоотношение во взаимосвязи с исследовательскими ориентациями включает разнообразное психологическое содержание. На самом деле в литературе отсутствует термин, способный наиболее полно отражать всю психологическую сущность этого понятия. Самоотношение как целостная личностная характеристика, обеспечивающая мотивацию поведения и деятельности, может способствовать всестороннему развитию личности, а также изменению ее позиции в социуме. На сегодняшний день самоотношение рассматривается как наиважнейший элемент внутренней структуры личности, а также как итог интериоризации ведущих общественных ценностей, который позволяет ориентироваться в рамках материальной и духовной культуры социума (основываясь на идеях А.В. Мудрика, Б.Г. Ананьева, В.В. Столина, Л.И. Божович, Н.И. Сарджвеладзе, С.Л. Рубинштейна). Таким образом, достаточно недавно возникший термин применяется учеными для описания широчайшего круга феноменов внутренней жизни личности. Многие авторы в своих работах используют такие понятия как «отношение личности к себе», а также «самоотношение». При этом, на современном этапе в научных исследованиях предлагается использовать эти понятия как идентичные. Подобное предложение обосновывается тем, что выделены единые структурные компоненты, лежащие в основе этих понятий. Что же касается понятия отношение к себе, то с этим термином связана значительно меньшая определенность. С этим термином, как мы уже упоминали ранее, связаны такие понятия как самоуважение и самопринятие, самооценка и эмоционально-ценностное отношение к себе, и, наконец, просто, самоотношение [Колышко А.М.,2004]. В своих исследованиях Д. Дембо, М. Розенберг, С. Куперсмит рассматривали самоотношение как своеобразную личностную черту, которая мало меняется от случая к случаю и даже с изменением возрастных характеристик. Два осносновополагающих внутренних мотива лежат в основании устойчивости самоотношения: это мотив самоуважения, а также потребность в устойчивости образа «Я», т.е. в постоянстве. Самоотношение как особое образование личности представлял Н.И. Сарджвеладзе: «Личность − системообразование, не только имеющее определенный статус в системе социальных отношений и установочное отношение к социальному окружению, но и особым образом относящееся к самому себе и характеризующееся особым образованием − подструктурой самоотношения» [Сарджвеладзе Н.И.,1989,с.56]. Ученый, изучая феномен самоотношения, рассматривает в качестве отдельных его сторон понятия: «самооценка», «самоконтроль», «эмоциональное к себе отношение», «самопознание», «саморегуляция». Понятие же «самоотношение» он считает родовым (основополагающим) применительно к таким понятиям как самооценка, самопознание и другим подобным понятиям, имеющим приставку «само» и отражающим обширный спектр понятий внутренней жизни личности. Как педагогическую цель в воспитании личности определяют самоотношение ученые А.М. Байбаков, Н.Г. Емузова, М.В. Корепанова. Объяснение строения самоотношения в психологии имеет 2 подхода. Первый рассматривают самоотношение как одномерное, второе, как сложноструктурированное психическое образование. Одномерный подход в ходе эмпирических исследований не подтвердился [Пантилеев С.Р., 1991; Столин В.В.,1983]. Такое самоотношение назвали «концептуально пустым понятием», «концептуальным фантомом» [Пантилеев С.Р., 1991]. Ведущими авторами по проблеме самоотношения явиляются В. В. Столин, Е. Т. Соколова, и С. Р. Пантелеев. Они преодолели традиционные представления о самоотношении личности, как одномерном образовании и стали рассматривать макроструктуру самоотношения, которая представлена разнообразными «измерениями», отличающимися друг от друга психологическим содержанием, а также и источниками формирования. Таким образом, в ходе теоретического и эмпирического изучения феномена наиболее оправданным оказался второй подход. В ходе содержательного анализа структурных компонентов самоотношения С.Р. Пантилеевым выделены две разные по семантическому содержанию, при этом, совместно функционирующие подсистемы: «оценочная» и «эмоционально-ценностная» [Пантилеев С.Р., 1991]. «Оценочная» подсистема определяется как «самоуважение», «чувство эффективности», «чувство компетентности». «Эмоционально-ценностной» самоотношение обозначается как «аутосимпатия», «самоценность», «чувство собственного достоинства», «самопринятие». Подсистемы находятся в отношениях взаимного превращения. С точки зрения общепсихологической концепции Н. И. Сарджвеладзе самоотношение включает в себя три компонента: когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты. Трехкомпонентный механизм реализации самоотношения в его концепции представлен в особенных актах самопознания, а также в действиях относительно самого себя и в эмоциональных состояниях. По мнению ученого, самоотношение не сводится к одному из проявлений обозначенных трех компонент, но являет собой особенное состояние единения внешнего и внутреннего факторов. Внутренний фактор – это потребности субъекта, внешний фактор включает в себя ситуации, связанные с удовлетворением этих потребностей. Когнитивный компонент. Представление о самом себе, о своем здоровье, о внешнем виде, об оптимальности собственного веса выступает в качестве важного звена саморегуляции и самоконтроля поведения человека, принимающего решение заниматься фитнесом. Когнитивный компонент самоотношения включает в себя самооценку. То есть личность оценивает свои возможности. Благодаря процессам самопознания человек, пришедший на занятия фитнесом, стремится понять что он сделал и что еще может сделать для своего здоровья, внешнего вида. Эмоциональный компонент. Человек не только знает о себе что-то, но и может любить или не любить себя по поводу этого. Эмоциональное отношение к себе является одним из компонентов самоотношения не приравнивается к целому понятию «самоотношение». Конативный компонент выступает в качестве собственных действий в свой адрес или еще как готовность к действиям такого рода. Для человека, пришедшего в фитнес-клуб это может быть: готовность заниматься физическими упражнениями для поддержания, здоровья, для снижения веса, для улучшения внешних данных, а может быть и для завязывания новых дружеских связей и др. В этом же компоненте рассматривается и готовность тратить деньги на занятия фитнесом, а также готовность к физическим нагрузкам и т. д. Действия относительно самого себя, могут быть различны в зависимости от того, как субъект относится к себе – как к объекту воздействия или как к субъекту действия. При этом, отношение к себе – «Я» как объекту или как субъекту – внутренне дифференцируют и действия в адрес самого себя (конативный компонент самоотношения), а также и познавательное и эмоциональное отношение к самому себе (когнитивный и эмоциональный компоненты самоотношения). Описательную составляющую, которая связана с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют исследователи самооценкой. Интегративность частных самооценок ими определяется как принятие себя. А вот поведенческие реакции, с их точки зрения, и образуют поведенческую компоненту самоотношения [Сарджвеладзе Н.И.,1989]. Таким образом, самоотношение, которое рассматривается с позиции всей структуры, является устойчивым образованием, состоящим из трех компонентов − когнитивного, аффективного и конативного, которые, в свою очередь, имеют, с одной стороны, относительно независимое логическое развитие, однако, с другой стороны, в своем реальном функционировании эти три компонента обнаруживают взаимосвязь. В.В. Столин утверждает, что основой самоотношения является потребность в самоактуализации, т.е. ситуация, когда собственное «Я» начинает определять условия самореализации [Столин В.В.,1983]. Самоотношение личности является сложным когнитивно-аффективным образованием, и зрелость его определяется качественностью взаимосвязи и степенью согласования его составляющих. Структура самоотношения представляется объединением двух компонентов. К этим компонентам относятся: 1. Рациональное отношение к себе как субъекту активности («образ − Я» или категориальное «Я»); 2. Эмоционально-ценностное отношение к себе − переживание и оценка собственной значимости как субъекта общественной активности. Эти компоненты образуют рефлексивное «Я». При помощи взаимодействия этих компонентов с потребностно-мотивационной сферой личности, отношение к себе внедряется в процесс личностной и деятельностной саморегуляции и стимулирует дальнейшее развитие личностной и деятельностной субъектности человека. В.В. Столину принадлежит еще одна из наиболее известных и значимых моделей строения самоотношения. Она основана на иных теоретических основаниях. Разработанное им ранее представление о личностном смысле «Я», являющимся основной единицей анализа самосознания, дало возможность показать, что самоотношение – не есть ни следствие знания о себе, ни реакция на определенный «образ Я». Но, напротив, самоотношение и знание о себе являются следствием одних и тех же причин, которые лежат вне субъекта, вне его деятельности. И, только вторично, отдельные особенности самооценки могут восприниматься самой личностью, в качестве способных порождать личностью истинное отношение к себе. В.В. Столин считает, что в самоотношении проявляются организмические, социально-индивидные и личностно-особенные признаки и состояния. Теоретические построения и экспериментальные разработки ученого это убедительно доказывают [Столин В.В.,1983]. В.В. Столин выделяет три эмоциональные оси самоотношения: симпатия – антипатия; уважение – неуважение; близость – отдаленность. Перенесем их в область исследуемой нами проблемы. У занимающихся фитнесом можно выделить симпатию к здоровому образу жизни, антипатию к вредным привычкам, уважение к физической культуре, неуважение к лености. Интересно, что эти оси, с точки зрения автора, определяют также и эмоционально-ценностное отношение человека к другому человеку, а представленность этих осей в структуре самоотношении объясняется приведенным Л.С. Выготским механизмом перехода интерпсихических отношений в интрапсихическую сферу [Выготский Л.С.,2003]. Как смысловое образование, самоотношение для субъекта имеет высокую значимость. Любое его изменение может быть связано с внутриличностными конфликтами и сопровождается переживанием возможной угрозы разрушения самоидентичности. Поэтому личностью оно активно защищается и поддерживается. Это является базовой потребностью защиты аффективного компонента в самосознании. Так считают практически все исследователи этого феномена [Захарова А.В.,1993; Кон И.С.,1978; Пантилеев С.Р.,1989; Сарджвеладзе Н.И.,1989; Столин В.В.,1983]. В конце теоретического анализа феномена самоотношения рассмотрим полифункциональность системы самоотношений и перечислим некоторые функции: Первая функция – «зеркало» (отображение себя). Человек не только отражается в сознании окружающих, но и переносит это «зеркало» внутрь, отображая, при этом, личность с позиции внешности (физическое самоотображение), равно как и во внутреннем плане. Роль этой функции особо отмечается в онтогенетическом развитии человека. «Стадия зеркала» в психическом развитии ребенка выделяется Ж. Лаканом [Сарджвеладзе Н.И.,1989]. Такое «физическое зеркало» часто применяется в качестве экспериментального средства при изучении генеза самосознания. При групповых тренингах у взрослых клиентов с целью самокоррекции своих поступков и самоотображения их применяются такого рода разнообразные видеопсихотехники. Вторая функция – самовыражение и самореализация. Третья функция – сохранение внутренней стабильности и континуальности «Я». Эта функция свойственна когнитивным представлениям о себе и эмоциональным реакциям по отношению к своим проявлениям и действиям, адресованным к себе. Четвертая функция – саморегуляция и самоконтроль. Личность может регулировать и контролировать свою собственную деятельность только в тех случаях, когда она имеет четкие представления о себе и определенным образом относится к себе. Пятая функция – психологическая защита. Если личность получает информацию, представляющую угрозу сложившимся представлениям о своем собственном «Я»; а также при жизненной неудаче или при разного рода психотравмах у личности включаются защитные механизмы, которые могут быть направлены на рационализацию, а также создание образа «фальшивого я» и т. д. Шестая функция – интракоммуникация. С точки зрения Э. Берна о трех позициях общающихся сторон [Берн Э.,1991], при внутриличностном общении возможными вариантами позиции занимаемой субъектом относительно самого себя могут являться позиции Родителя, Взрослого и Ребенка. Личность всегда включена в процесс постоянного взаимодействия с обществом, и, в то же время, для себя самой эта личность выступает в роли общества, взаимодействуя, при этом, с самой собой и осуществляя коммуникационные процессы во внутренней жизни. Базой же для этих интракоммуникационных процессов становится система самоотношений. Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы: − самоотношение − это понятие, используемое при обозначении специфики отношения субъекта к собственному «Я», при выражении смысла «Я» для личности, при переживании своей собственной ценности, выражающемся в чувстве самоуважения; − строение самоотношения включает в себя: самоуважение и самоунижение, самопринятие и самообвинение, чувство расположения, симпатии, любовь к себе, самооценку, самоуверенность, недовольство собой; − самоотношение – не следствие знания о себе, и не реакция на некоторые аспекты образа «Я». Но, напротив, самоотношение и знание о себе являются следствием общих одних и тех же причин, которые лежат вне субъекта, в его деятельности. И, только вторично, в феноменологически превращенных формах, некоторые самооценки смогут восприниматься самой личностью, как способные порождать ее истинное отношение к себе; − самоотношение активно защищается личностью. Человек может защищать свое «Я» от негативных эмоций и на относительно постоянном уровне поддерживать самоуважение. Негативная самооценка, нацеленная на возникновение позитивных реакций сочувствия, является одним из средств подобной защиты. |