Главная страница

Я регуляция. Особенности связи субъектной регуляции и яконцепции у младших школьников


Скачать 113.62 Kb.
НазваниеОсобенности связи субъектной регуляции и яконцепции у младших школьников
АнкорЯ регуляция
Дата12.05.2021
Размер113.62 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1KhAJRULLINA1.docx
ТипДокументы
#204054
страница2 из 5
1   2   3   4   5

Глава 1 Проблема субъектной регуляции и Я-концепции




1.1 Понятие субъектной регуляции и Я-концепции


Понятие «саморегуляция» (лат. Regulare – приводить в порядок, налаживать) значит процесс управления человеком личными физическими и психическими состояниями, а так же действиями [18].

Рассмотрим определение понятия саморегуляции с точки зрения различных наук: биологии, психологии и педагогики.

А.А. Деркач в акмеологическом словаре рассматривает саморегуляцию как:

1) понятие, которое раньше использовалось в биологии и общей теории систем, получившее обширное использование в психологии, обозначает произвольный и непроизвольный психический и личностный механизм самоорганизации. Понятие саморегуляции связано с новой парадигмой психологической науки, которая заключается в преодолении структурной и статической методологии и переходе к методологии функциональной;

2) индивидуальный способ координации психических процессов, состояний, свойств, компенсации дефицитарных и оптимизации потенциальных качеств, свойств и возможностей человека. Она согласует темпы, ритмы и направления психических процессов с событиями, условиями и требованиями деятельности во времени и пространстве последней;

3) поддержание стойкости психики как целостной системы по отношению к деструктивным внешним влияниям, а также подчинение содержания и структуры работы приятным личностью целям [15].

В психологии предлагают следующие определения саморегуляции:

С.Ю. Головин рассматривает саморегуляцию психологическую, как целенаправленное изменение индивидом работы всевозможных психофизических функций, для чего требуется формирование особых средств контроля за деятельностью [9].

В словаре аналитического специалиста по психологии В.В. Зеленского выделяется психическая саморегуляция как понятие, которое основывается на компенсаторных взаимоотношениях между сознанием и бессознательным [11].

В психологическом словаре А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского саморегуляция характеризуется как целесообразное функционирование живых уровней организации и сложности. Психическая саморегуляция считается одним из уровней регуляции активности этих систем, которая выражает специфику реализующих её психических средств отражения и моделирования реальности, в том числе рефлексии субъекта [27].

Педагог А.И. Шипилов объясняет психическую саморгеуляцию как систему намеренных актов и поступков, которые ориентированы на поддержание и достижение необходимого психического состояния, управления собственной психикой. Саморегуляция имеет возможность достигаться самовнушением, самоубеждением, самоприказаом и самопринуждением, а так же путем систематической аутогенной тренировки и некоторыми другими способами.

Понятие регуляции впервые ввел П. Жанэ, который утверждал, что способность к саморегуляции является высшим критерием развития личности. Саморегуляцию он рассматривал как процесс опосредования общественных норм и ценностей, как система внутренних требований, превращающих человека в активного субъекта [28].

В. Франкл в концепции логотерапии нарочно выделял смысловую регуляцию поведения, подразумевая под ней поиск и принятие того или иного смысла жизни, которым должны быть пронизаны все жизненные события.

В современной зарубежной психологии, несмотря на то, что существует множество и разнообразие определений саморегуляции, большинство авторов под саморегуляцией все же понимают следование образцам поведения, которые одобряются обществом. При этом развитие саморегуляции рассматривается как подчинение ребенка требованиям взрослых, навязанных извне, которые противостоят личным желаниям ребенка [15].

По мнению Г.С. Прыгина, субъектная регуляция – это целостная, замкнутая по структуре, информационно открытая система, в которой степень сформированности ее отдельных компонентов, их содержательное наполнение и отношения между ними, отражая уникальность личности, приводит к согласованию ее активности с требованиями деятельности, и тем самым, к достижению цели, принятой субъектом.

Такой подход к субъектной регуляции позволяет осуществить ее системный анализ с учетом индивидуальных особенностей личности, поскольку дает возможность, говоря словами П.К. Анохина, «объяснить и поставить на определенное место даже тот материал, который был задуман и получен исследователем без всякого системного подхода» [26].

Саморегуляция- это процесс, имеющий сложную иерархическую структуру, которая включает сознательно-волевой уровень регуляции и в различной степени, автоматизированные ситуативные уровни.

В зависимости от вида осуществляемой активности, основными параметрами саморегуляции могут быть:

–психодинамические (эмоциональная стабильность, сопротивление стрессовым воздействиям);

–содержательно-смысловые (противодействие ситуативным средовым воздействиям или же импульсивным влечениям, способность защищать собственные убеждения и т.д.);

–волевые и др.

Структура саморегуляции характеризуется еще и наличием регуляционного контура, который включает в себя установки целевого типа, ключевые критерии, параметры, показатели эффективности реализации программы саморегуляции с психическими механизмами обратной связи и информации, носителями которой могут быть разные формы, как чувственные, так и понятийные.

Возможности саморегуляции могут ограничиваться, с одной стороны, сверх важными для данной личности влияниями общественной и предметной реальности, которые приводят к отказу от ранее принятой цели и программы, а с другой – вероятностями деятельностной мобилизации при реализации принятой цели и программы. В связи с этим общий потенциал саморегуляции формируется из содержательно-смысловой устойчивости личности и её деятельностных возможностей [15].

Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод, саморегуляция это:

1) особый уровень программирования деятельности на основе процессов предвидения;

2) управление человеком собственными чувствами, эмоциями и переживаниями;

3) целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и нервно – психических состояний в целом;

4) целенаправленный осознанный выбор характера и способа действий;

5) «внутренняя» регуляция поведенческой активности человека;

6) взаимодействие внешнего и внутреннего в поведении и деятельности индивида и т.д.

А. Адлер связывал процессы регуляции с механизмами развития комплекса неполноценности, который рассматривался им как патологический результат гипертрофированного чувства неполноценности.

«Сверхкомпенсация» и «уход в болезнь» понимались Адлером как неудавшиеся способы саморегуляции, в центре которых стоит переживание «быть лучше других», «быть не таким как другие», которое противоречит сложившимся нравственным нормам и ценностям [22].

Г. Олпорт считал, что в процессах саморегуляции основную роль играет система ценностей, своеобразная жизненная философия, обобщающая и систематизирующая опыт и сообщающая смысл действиям человека [22].

Концепция А.Н. Леонтьева положила начало изучению “связной системы личностных смыслов”, межмотивационных отношений, характеризующих собой строение личности. Самым сильным регулятором жизненных процессов А.Н. Леонтьев считал «личностный смысл».

Саморегуляция в контексте рассмотрения «личностных смыслов» понимается Леонтьевым как особая деятельность, «внутренняя работа» или же «внутреннее движение душевных сил», которое нацелено на связывание систем личностных смыслов [25].

Смысловая сторона процесса саморегуляции нашла отражение в таких понятиях динамической теории К.Ц. Левина как «временная перспектива», «надситуативное и волевое поведение».

С.Л. Рубинштейн связывал высшую степень саморегуляции с появлением мировоззренческих чувств, которые понимались им как осмысленные ценностные отношения человека к миру, другим людям и себе самому [32].

В настоящее время понятие саморегуляции активно разрабатывается в работах многих авторов, предпринимающих попытки вычленения видов и уровней саморегуляции. Саморегуляция рассматривается ими как системный процесс, который гарантирует адекватную условиям изменчивость и пластичность на всяком её уровне.

Таким образом, краткий обзор современных представлений о видах и уровнях саморегуляции показывает, что понятие саморегуляции следует рассматривать как интегративный процесс, который имеет возможность проявляться в целостной жизнедеятельности человека на различных уровнях её функционирования, охватывая как внутренние – чувственные, смысловые, рефлексивные, когнитивные, мотивационные и поведенческие процессы, так и внешние – социальные процессы. Саморегуляцию следует рассматривать как целостную динамическую систему функционирования различных уровней и аспектов.

Изменения на одном из уровней будут воздействовать на другие её уровни и на систему в целом. К примеру, изменения смыслового аспекта саморегуляции повлияют на её чувственные, мотивационные и поведенческие аспекты. Можно предположить, что смысловая саморегуляция играет главную роль в общей системе саморегуляции, а так же порождает новые смысловые системы и ориентирована на гармонизацию мотивационной сферы. В то же время смысловая саморегуляция подразумевает сформированность индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека, психологическую направленность, некоторую недоверчивость, а так же принятие, как положительных, так и отрицательных проявлений своей сущности как естественных.

Рассмотрим содержание понятия Я-концепции. Первым из психологов, который начал изучать проблематику Я-концепции был Уильям Джеймс. Глобальное, личное «Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором объединяются Я-сознающее (чистый опыт) и Я – как объект (содержание этого опыта). Эти две стороны всегда существуют одновременно. Именно Джеймсу принадлежит первая и весьма глубокая концепция личностного «Я», который рассматривается в контексте самопознания. Джеймс выдвинул гипотезу о двойственной природе интегрального «Я». Почти все его формулировки, которые касаются дескриптивной, оценочной категории «Я» послужили впоследствии почвой для развития представления Я-концепции [13].

Продолжая логику У. Джеймса, Р.А. Ахмеров предположил, что в самосознании человека отражаются все ипостаси человека как индивида, личности, субъекта разных видов активности (не только как субъекта деятельности) и индивидуальности [3].

Так же Р.А. Ахмеров считает, что Я-концепция предоставляет субъективной картине жизненного пути знания о тенденциях и потенциях человека во всех его ипостасях и о доминирующей сфере самоосуществления [2].

В первые десятилетия двадцатого века исследованием понятия Я-концепции занимались не только многие психологи, но и социологи. Главными теоретиками стали Чарлз Кули и Джордж Мид.

Чарлз Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, которую мы получаем от других людей, как основной источник данных о собственном «Я». Так же он предложил теорию «зеркального-Я», в котором утверждал, что представления индивида о том, как его оценивают другие значимо влияют на его Я-концепцию. «Зеркальное-Я» возникает на основе символического воздействия индивида с различными первичными группами, членом которых он является. Такая группа, которая характеризуется непосредственным общением её членов между собой, относительным постоянством и высокой степенью тесных контактов между небольшим количеством членов группы, приводит к взаимной интеграции индивида и группы. Непосредственные отношения между членами группы дают индивиду обратную связь для самооценки. Таким образом, Я-концепция формируется в осуществляющемся методом проб и ошибок процессе, в ходе которого усваиваются ценности, установки и роли.

Джордж Мид думал, что развитие человеческого «Я», как целостного психологического явления, в сущности, есть социальный процесс, который происходит внутри «индивида». Мид считал, что через условия культуры (как сложной совокупности символов, обладающих общими значениями для всех членов общества) человек способен предсказывать как поведение другого человека, так и этот другой человек имеет возможность предсказывать наше личное поведение, что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем осмысления и принятия представлений, существующих у других людей сравнительно этого человека. По мнению Мида, человек не одинокое существо, так как именно общество обусловливает форму и содержание процесса формирования Я-концепции [31].

Многие психологи и социологи изучали понятие Я-концепции, но современное состояние теоретических разработок в исследовании Я-концепции индивида в значимой мере достигнуто было благодаря работам Карла Роджерса и его клинической практике.

Самость или же Я-концепция определяется Роджерсом, как организованный, последовательный концептуальный гештальт, который состоит из восприятий свойств «Я» или же «меня» и восприятий взаимоотношений «Я» или «меня» с другими людьми и с разными аспектами жизни, а так же ценности, связанные с данным восприятием.

По мнению Роджерса, Я-концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но так же и то, какими бы хотели бы быть. Данный компонент «Я» называется Я- идеальное – это «Я», которое более всего ценится человеком и, к которому человек более всего стремиться. Я-концепция считается продуктом социализации и отсюда вытекают значимые для развития Я-концепции условия:

Условия ценности – это то, как человек оценивает свою ценность. Фактически с годами получая определенные навыки, дети запоминают, что если их действия одобряются родителями, то их будут хвалить и любить. И наоборот, в случае если они будут действовать неправильно или же недопустимо с точки зрения родителей, то их не будут любить и ценить. Такая обусловленная положительная забота со стороны других людей приводит к тому, что человек в одних отношениях чувствует свою ценность, а в других – нет.

Потребность в положительном внимании – для всякого человека важно, чтобы его любили и понимали другие. Данная потребность универсальна и развивается как осознание «Я», она всепроникающая и стойкая. В первый раз она проявляется у младенца как потребность в любви и заботе, а после чего она выражает себя в удовлетворении человека, когда его одобряют другие, когда им недовольны. Безусловное позитивное внимание нужно для человека, чтобы он мог чувствовать, что его принимают таким какой он есть, а человек поступает так как он хочет.

Роджерс утверждал, что по большей части поведение человека согласуется с его Я-концепцией. Иными словами, человек стремиться сохранить состояние согласованности самовосприятия и переживания. Отсюда следует логический вывод, что переживания, находящиеся в соответствии с Я-концепцией человека и его условиями ценности, могут осознаваться и точно восприниматься. И наоборот, переживания, находящиеся в конфликте с «Я» и его условиями ценности, образуют угрозу Я-концепции. Они не допускаются к пониманию и точному восприятию. Следует отметить, что человеческая концепция себя является критерием, по которому переживания сравниваются и или символизируются в осознании, или символизация отрицается [20].

Рассмотрев Я-концепцию с точки зрения разных ученых, можно прийти к общему определению, что Я-концепция – это относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой строятся взаимодействия с другими людьми и отношение к себе. Я-концепция – это предпосылка и следствие общественного воздействия, которое определяется социальным опытом.

Я-концепцию можно рассмотреть как совокупность установок, которые ориентированы на самого себя. В основном установки подчеркивают три ключевых элемента:

1. Убеждение, которое имеет возможность быть обусловленным и не обусловленным. Когнитивная составляющая установки (образ Я) – представление индивида о самом себе, как правило кажутся ему убедительными независимо от того, базируются ли они на объективном знании или же субъективном мнении, являются ли они истинными или же ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа «Я», могут быть самыми различными.

2. Эмоциональное отношение к этому убеждению. Эмоционально-оценочная составляющая, то есть самооценка – аффективная оценка этого представления, обладающая разной интенсивностью, поскольку определенные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, которые связаны с их принятием или осуждением. Данная оценка может быть обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде. Источником оценочных знаний различных представлений о себе считается социальное окружение, в котором они нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть социальные реакции на его проявления и самонаблюдения.

3. Соответствующая реакция, которая имеет возможность выражаться в поведении. Поведенческая составляющая или потенциальная поведенческая реакция, то есть те определенные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой [21].

Я-концепция держит под контролем и интегрирует поведение индивида, но она оказывает воздействие скорее на выбор направления активности, чем непосредственно направляет эту активность. Обладая относительной устойчивостью, Я-концепция обусловливает достаточно стойкие схемы поведения, которые свойственны для данного человека.


1   2   3   4   5


написать администратору сайта