Сохин Развитие речи детей дошко возраст. От редактора
Скачать 1.11 Mb.
|
Рассказывание по игрушке Одно из самых интересных и любимых детьми занятий по родному языку — рассматривание и описание игрушек. Занятие по описанию игрушек с детьми, младшего дошкольного возраста идет в эмоциональной форме, обычно в виде простых дидактических игр («Чудесный мешочек», «Кто это?», «Что ты нашел?»). Подбор игрушек, предлагаемых для описания младшем детям, имеет некоторые особенности: игрушки могуч быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (большой и маленький мишки, кукла е косичками и кукла е бантиком, красная и зеленая пирамидки в т. д.). Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приема сравнения. Занятия по описанию игрушек начинаются с их рассматривания. Воспитатель обращает внимание детей на характерные особенности внешнего вида игрушки (цвет, форма, материал), следит за правильным использованием слов при их определении. Описание идет но вопросам педагога. Малыши не дают законченного рассказа, а высказываются отдельными фразами, поэтому он с помощью вопросов объединяет отрывочные детские фразы, слова, реплики в связный рассказ. После ответов детей педагог делает обобщение, предлагая послушать рассказ про игрушку. Этот, рассказ является, образцом. Постепенно малыши подходят к составлению описательного рассказа по образцу, фактически повторяя его. Воспитатель широко использует рассказы: сам составляет рассказ по игрушке или читает художественные произведения. Например, рассматривание игрушечных петушка, цыпленка., курочки можно закончить чтением рассказа К. Д. Ушинского «Петушок с семьей». Хороши для этой цели народные потешки, прибаутки, загадки. Использование разнообразных литературных вставок отель оживляет занятие, повышает эмоциональный настрой, воспитывает образность речи В средней группе дети постепенно подходят к составлению небольших самостоятельных описательных рассказов по игрушках. Наиболее эффективным приемом обучения является образец, который дается на каждом занятии. Место образца (в начале, в конце занятия) определяется уровнем умений детей в рассказывании. Во второй половине года дети начинают составлять рассказы по плану воспитателя. Сначала это небольшой план — два-три вопроса, объединяющие в небольшой рассказ название игрушки, основные ее качества и действия с ней («Расскажите, как называется игрушка, какая она по цвету, величине, как с ней можно играть»), Постепенно можно усложнить план, разнообразить вопросы («Из какого материала сделана эта игрушка? Нравится ли она тебе?»). Широко используются дидактические игры с игрушками: «Магазин игрушек», «Почтальон принес посылку». Эмоциональная форма проведения таких занятий создает благоприятные условия для обучения связной речи. Очень интересно проходят те занятия, на которых дети все вместе с помощью педагога придумывают загадки про игрушки. Образцом могут служить несложные народные или авторские загадки. Например: Сердитый недотрога Иголок очень много. Живет в глуши лесной. А нитки —ни одной! (Н. Артюхова.) Когда дети научатся достаточно хорошо составлять описательный рассказ, можно предложить им составить сюжетный рассказ по набору игрушек. Игрушки должны быть подобраны так, чтобы было нетрудно наметить простую сюжетную линию (девочка, грибок, корзинка; елочка, ежик). Вопросы воспитателя помогают детям построить сюжет рассказа, развернуть его, вовлечь в сюжетную линию все предметы или объекты: что могло случиться с девочкой в лесу? Кого девочка могла встретить в лесу? Что могла найти? Что из леса принесла в корзинке? Используется и рассказ-образец педагога. Дети обычно копируют его, поэтому образец целесообразно давать на каждом занятии. Образец должен не только учить детей составлять сюжетную линию, но и давать примеры речевых конструкций. Так, в рассказ целесообразно вводить прямую речь, образные выражения, небольшие описания. Вот пример рассказа-образца воспитателя: «Летом Маша жила у бабушки в деревне. Пошла она в лес. Вдруг видит — ежик бежит. Хотела она его в корзиночку положить и домой отнести, да раздумала. «Пусть ежик в лесу живет, хорошо ему в лесу»,— подумала Машенька и пошла дальше». Занятие, на котором составляются сюжетные рассказы по набору игрушек, состоит из двух частей: 1) рассматривания игрушек, 2) составления рассказов. Цель первой части — познакомить детей с игрушками, дать небольшое описание каждой. Эта часть заканчивается постановкой задания («Будем придумывать рассказ про эти игрушки») с коротким планом рассказа или образцом его. В старшем дошкольном возрасте занятия по развитию связной речи с использованием игрушек разнообразны: описание игрушки, сюжетный рассказ по набору игрушек, сюжетный рассказ по одной игрушке. Последний вид рассказывания вводится в старшей группе во второй половине года и типичен для подготовительной группы. К сожалению, рассказывание по игрушкам не всегда находит отражение в работе воспитателей, хотя дети эти занятия очень любят; Они по-новому смотрят на знакомые игрушки и следят за их действиями в рассказах с огромным вниманием. Шире используются занятия, побуждающие детей к творчеству и самостоятельности: «Придумаем загадки про игрушки», «Расскажем о своей любимой игрушке». Большие требования предъявляются к детской речи. Вопрос «Какая игрушка?» должен побуждать детей к детальному рассматриванию и описанию предмета (по форме, величине, цвету, материалу и т. д.). Они не сразу дают полное описание. Педагог предлагает детям дополнить рассказ или делает это сам, давая образец описания. Интересные сюжетные рассказы дети придумывают по набору игрушек, часто с удовольствием выбирая игрушки сами. Они рассказывают с увлечением и нередко отвлекаются от сюжета, забывают, что какие-то предметы еще не использованы. Руководя рассказыванием, воспитатель должен осторожно отводить ребенка от излишней детализации, возвращать к сюжетной, линии, если ребенок отошел от нее; своим вопросом, напоминанием, уточнением, дополнением помогать составить стройный, логичный, образный рассказ. Можно составить рассказ в виде инсценировки. Воспитатель дает образец такого рассказа. Например, рассказ о кошке и мышке: «Узнала кошка, что в ее доме мышка себе норку устроила. Вот стала она ее караулить. Тихонько ступает кошка мягкими лапками, и не слышно ее. Выбежала мышка — бархатная шубка, погулять. Далеко от норки убежала. И вдруг увидела кошку. Хотела ео кошка схватить. Да не тут-то было. Ловкая мышка юркнула в свою норку». Рассказ сопровождается действиями игрушек. Педагог предлагает детям подумать, про какие игрушки они будут рассказывать («Девочка и собачка», «Заяц и лиса» и т. д.), напоминает, что нельзя повторять ни персонажей, ни действий, которые придумали другие дети. Образец воспитателя дается лишь в том случае если в нем есть необходимость. (Он может быть дан и в середине занятия.) Особое внимание надо обратить на анализ рассказов, придуманных детьми. Сначала оценку дает воспитатель, отмечая и интересно задуманное содержание рассказа, и необычность поступков игрушечных персонажей, и язык рассказа — форму, в которой передано содержание. После занятия можно оставить игрушки на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ними и упражнялись в составлении различных инсценировок. Педагог должен обязательно подключаться к этим играм и следить за содержанием рассказов. Необходимо продумывать оборудование и набор игрушек для подобных занятий. Развитию живой, яркой связной речи помогают спектакли с игрушками, которые проводят старшие дети для малышей. Эти спектакли строятся на элементарной детской импровизации. Перед началом воспитатель проводит небольшую беседу с группой детей, предлагает придумать «историю» про эти игрушки и рассказать ее сначала товарищам, а потом малышам. Темы могут быть как реалистические, так и фантастические: «Что случилось со слоненком в зоопарке?», «Новогодняя ночь в магазине игрушек», Рассказы детей из опыта Этот вид рассказывания имеет большие значение в развитии связной речи. Дети приучаются к широкому речевому общению, развивается умение использовать свой чувственный опыт, передавать его в связной повествовании. Формируется умение четко, понятно, ясно, образно излагать свои мысли. Основа развитая этого вида рассказывания — содержательная жизнь детей. Темы для детских рассказов подсказывают прогулка, экскурсия, труд, праздник. Частые наблюдения предметов и явлений окружающей жизни, сопровождающиеся чтением стихотворений, отрывков из художественных произведений, дидактические игры на описание, обогащение детской речи образными словами и выражениями — необходимые условия и предпосылки развития у детей умения рассказывать о случаях из своей жизни. Рассказы из опыта вводятся в средней группе. Предлагаются конкретные, близкие дошкольникам темы о недавно пережитых ярких событиях: «Наш праздник», «Как мы готовили подарки маме», «Как мы ходила на речку». Могут быть предложены темы, связанные с ознакомлением детей с трудом людей ближайшего окружения («Кто работает на кухне», «Наш дворник дядя Вася», «Машины на нашей улице»), с трудом родителей («Где работает моя мама, мой папа»). Перед таким занятием воспитатель ведет детей на кухню, знакомит с трудом дворника, предлагает родителей кратко и просто рассказать о своем труде (кто, где и кем работает, чем важен этот труд), наблюдает с детьми, какой транспорт движется по их улице (как называются машины, куда едут машины «Хлеб», «Молоко», куда шофер везет кирпичи и т. д.). Прогулки, труд детей дают материал для составления небольших рассказов о природе. Сначала им легче составить сюжетный рассказ о предметах или явлениях природы. Трудность вызывает составление описательного рассказа, так как в ней отсутствует ярко выраженная сюжетная ситуация, и от ребенка требуется передача своего отношения к событий, что ему очень трудно. Поэтому лучше предложить темы рассказов, в которых четко выделилось бы сюжетная линия, ярко вырисовывалась бы последовательность действия («Как мы сажали огород», «Как мы вырастили щенка»). Подбирая темы для рассказов, воспитатель знакомится с ближайшим природным окружением, определяет программное содержание и цель прогулки или экскурсии. Предварительная работа, подготавливающая детей к составлению рассказа, проводится уже во время экскурсии, наблюдения. Педагог задает детям вопросы: «Как можно сказать о нашем парке, какой он?», «Расскажите, что мы увидели». Подводя итог наблюдения, прогулки, он дает небольшой рассказ-образец. Закрепляя впечатления, воспитатель проводит дидактическую игру, рассматривание картинок, читает поэтические произведения. Обучение рассказыванию на предложенную тему лучше начинать с коллективного рассказа. Педагог начинает и в основном ведет рассказ. Дети дополняют его запомнившимися деталями, небольшими описаниями. Желательно, чтобы воспитатель вел запись коллективного рассказа и в конце занятия прочел его. Важным методическим приемом является направление внимания детей на то, чтобы они вспомнили какие-то события и передали их в рассказе. В предварительной беседе педагог предлагает детям вспомнить, что они видели на прогулке, как трудились на огороде, намечает основные части рассказа (что расскажем сначала, что потом, чем закончим рассказ). Установлению последовательности, четкости повествования способствуют и указания воспитателя, которые должны даваться коротко, четко и быстро, чтобы не разрывать повествование. В этом виде рассказывания также большое значение имеет рассказ-образец педагога. Образец оказывает прямое влияние: ребенок находит для рассказа аналогичные случаи из своего опыта, постепенно овладевает формой изложения. В подобных случаях не стоит бояться подражания. Подражая, дети лучше усваивают содержание и находят форму для его выражения. Однако не следует забывать, что задача педагога — постепенно отучать детей от копирования образца. Установка воспитателя «расскажи по-другому» стимулирует развитие самостоятельности детского рассказа. Рассказ-образец воспитателя должен подчиняться следующим требованиям: 1) тема рассказа и его содержание должны быть близки детскому опыту, 2) четкость построения, отсутствие излишних деталей, динамичность действия, ясная концовка; 3) язык рассказа должен быть приближен к разговорному: эмоционален, лишен сухости и однообразия. В конце года в средней группе, учитывая умения детей, вводится образец в виде начала рассказа: воспитатель дает только завязку и намечает путь развития сюжета. Такой образец должен помочь развитию у ребенка умения довести начатое повествование до логического конца. Кроме того, он составляется так, чтобы можно было придумать разные концовки. Обучение рассказыванию приучает детей к более продолжительному разговору на близкую дня них тему и подводит к творческому рассказыванию. В старшей я подготовительной группах повышается роль занятий, на которых составляются рассказы без наглядного материала. Имеют место все виды рассказов по памяти: из индивидуального, коллективного опыта, дидактические игры на описание без наглядного материала. Расширяется круг ознакомления детей с явлениями общественной жизни, с трудом людей. Поэтому и темы их рассказов могут быть усложнены. Например, в старшей группе после наблюдения труда людей на стройке экскурсий в ателье и т. п. могут быть предложены такие темы: «Кто построил этот дом», «Как шьют одежду», «Кто потрудился, чтобы мы письмо получили». В подготовительной группе могут быть даны и такие темы: «Как мы побывали в библиотеке», «На уроке в школе», «Как к нам приходили пионеры», «Что мы видели на кондитерской фабрике» и др. Усложняются темы рассказов о природе. Наряду с сюжетными рассказами («Как мы растили цветы», «Наш огород», «Как мы кормили кролика», «Как дети зимой играют») предлагаются темы для составления описательных рассказов: «Наш участок зимой и летом», «Что мы видели в лесу (на реке)». Эффективность проведения занятий во многом зависит от того, насколько целенаправленно велась предварительная работа, определяющая богатство и разнообразие индивидуального и коллективного опыта, развитие умений детей отобрать для рассказа самое интересное и существенное и найти целесообразную форму передачи этого содержания. И в старших группах широко распространенным приемом в этих видах рассказывания являются образец воспитателя и его указания. Указания могут даваться в виде вопросов, а образец должен помочь детям отобрать случай из их опыта, использовать образные слова и выражения и дать им большой эмоциональный настрой. Рассказывание из личного опыта оказывает на детей большое воспитательное воздействие. Как и в средней группе, здесь очень важно установление контакта с родителями. С ними можно провести беседу о том, как обогатить детские впечатления в праздничные или воскресные дни, где побывать с ребенком, что и как посмотреть. Впоследствии можно составить красочный альбом с детскими рассказами о празднике и рисунками к этим рассказам. К этому виду рассказывания относится и составление коллективного письма заболевшему товарищу или переписка с детьми из другого города. Широко стали использовать в детских садах письма-поздравления: солдатам — с Днем Советской Армии, рабочим ближайшего предприятия — с праздником Октября и т. п. Воспитатель записывает за детьми то, что они расскажут, и помогает изложить содержание последовательно, интересно, грамматически правильно. Одновременно у детей развивается умение правильно составлять специальные тексты, потому что письмо отличается от обычного рассказа и своим содержанием, и своей структурой. Составление писем, помимо развития связности изложения, оказывает большое воспитательное воздействие, вызывая у детей дружеское отношение к детям других городов и республик, заботливое отношение к сверстникам и взрослым. Творческие рассказы Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию. Для того чтобы составить хороший рассказ, необходимо знать его композицию (завязку, кульминацию, развязку), владеть большим запасом слов, уметь построить содержание интересно и занимательно, точно и выразительно передать свой замысел. Ребенок может научиться умению связно излагать свои мысли и сочинять рассказы только путем систематического обучения, путем постоянных упражнений. Существуют различные варианты творческих рассказов. Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события и приключения героев придумывают дети. Примером может служить незаконченный рассказ Л. А. Пеньевской «Как Миша варежку потерял» (см.: Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М., 1976). Воспитатель задает детям вопросы: «Нашел ли Миша свою варежку? Как это произошло? Кто ему помог?» Это дает толчок творческому воображению детей. Однако его необходимо направить так, чтобы дети создавали правдоподобные, жизненные ситуации. Если рассказы составляются однообразно, следует поговорить о том, что еще могло произойти с Мишиной варежкой, т. е. предложить различные варианты (может быть, она зацепилась за куст или ее утащил щенок и т. п.). Обязательным условием является напоминание детям о том, чтобы они не повторяли сюжет товарища и придумывали свой вариант. Тематика рассказов самая разнообразная: «Что случилось с Юрой», «Как Володя помогал Леночке», «Случай в лесу». Это может быть и сказка: «Приключения зайца», «Что сказал мне ежик по секрету». Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания предстоит детям осуществлять самостоятельно. Л. А. Пеньевская предлагает составлять план в естественно-разговорной форме. Например, в придумывании сказки «Приключения ежика» воспитатель дает следующий план: «Сначала расскажите, как ежик собрался на прогулку, что интересного увидел он по дороге в лес, и придумайте, что же с ним произошло». В дальнейшем, когда дети научатся составлять рассказы по предложенному плану, надобность в нем отпадает. Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана), дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли, ребенок выступает автором, самостоятельно выбирает содержание рассказа и его форму. Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Некоторые рассказы могут быть объединены одной темой, например серия рассказов про Лену. «Новое платье Лены», «Какая игрушка понравилась Лене в детском саду» и т. д. Дети учатся наглядно в образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа. (Рекомендация Э. П. Коротковой.) Можно давать различные темы и для придумывания сказок о животных: «День рождения лисы», «Как заяц по лесу гулял», «Приключения волка» и т. д. Самый сложный вид рассказывания — это придумывание рассказа или сказки па самостоятельно выбранную тему. Здесь успехи во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом «Кто интереснее придумает сказку». Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки, придуманные их товарищами, видеть д положительные и отрицательные стороны рассказов. Для этого воспитатель дает образец оценки, например, говорит: «Мне понравилась сказка Оли. В ней интересно описаны приключения белки и ее друзей. Оля рассказала свою сказку выразительно. Очень хорошо она называет белочку — «рыжая шубка». Надо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой передано это содержание, внимательно следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения. Наиболее сложны для детей описательные рассказы о природе. Обучение этому виду рассказывания вдет постепенно, под влиянием точных указаний педагога. Так, перед рассказыванием о конкретном времени года («Весна», «Мое любимое время года») нужно предложить детям рассказать сначала о погоде, потом о растениях и деревьях, о том, что бывает в это время года с животными, как играют дети итрудятся взрослые. Можно предложить, например, такой план: 1) Чем весна отличается от зимы? 2) Какая погода бывает весной? 3) Что происходит весной с деревьями и кустами? 4) Как живут весной птицы и звери? 5) Что люди делают на огороде и в садах? На начальном этапе обучения творческому рассказыванию о природе полезно обращать внимание дошкольников на последовательность передачи содержания в рассказе. По мере освоения детьми умений составлять четкий а последовательный рассказ можно предоставить им возможность самим решать вопрос о плане в последовательности наложения. Особый интерес представляют творческие рассказы, построенные на «равнении природных явлений («Зима и лето», «Река осенью и весной», «Зимой и летом в лесу»). Такие темы создают широкие возможности не только для того, чтобы разнообразить содержание, но и для использования различных грамматических и синтаксических структур, в частности распространенных и сложных предложений. В занятия по обучению рассказыванию можно включать небольшие словесные упражнения, связанные с тематикой занятия. Например, в начале занятия, посвященного рассказыванию на тему «Весна», воспитатель дает детям задание подобрать эпитеты, сравнения, помогая тем самым овладеть элементарными средствами художественной выразительности. Занятия такого типа могут начинаться с загадки о временя года (может быть рассмотрена иллюстрация). Далее педагог предлагает придумать определения к слову небо: «Какое оно весной? (Голубое, безоблачное, синее, приветливое, радостное, солнечное). А в дождливый день?» (Хмурое, серое, черное, неприветливое, низкое и т. д.). Затем предлагается слово солнце (яркое, теплое, ясное, веселое, красное, золотое, румяное). Дети придумывают сравнения к слову ручеек (ручеек, как змейка, вьется; как колокольчик звенит; как будто змея в траве ползет). После этого они составляют рассказы о весне. Прилетели грачи (рассказ Жени Р.) Прилетели грачи. Землю клювом ковыряют, червяков ищут, прутики собирают. Стали они гнездо вить. Все трудятся: кто травку несет, а кто прутик. Много хлопот у грачей весной! Непослушные медвежата (рассказ Сережи К.) Медведица, когда проснулась весной, у нее в берлоге копошились медвежата. Медведица убрала снег и повела их на прогулку. Медвежата за ней побежали вприпрыжку, кругленькие, как комочки. Медведица подвела их к березе и стала копать яму и дала им сладкого корня. Эх, и вкусно было! На другой день медвежата одни побежали. Нашли корень, да не тот, не вкусный совсем. Мама вернулась и отшлепала их: «Эх вы, несмышленыши!» Хрустальный звон (рассказ Кати В.) Весной был жаркий день. Сосульки на лед падали и звенели звонко я весело А вечером сосульки подмораживало, они становились длинней я длинней. А утром падали снова звонко и весело. И целый день весной слышен был хрустальный звон! Дружба березки и травки (рассказ Светы Н.) Был снег, а потом яркое солнышко пригрело, и снег растаял, а около березки выросла травинка. А когда поднялся ветер, травинка стала шептаться с березкой. Она ей говорила: «Как я рада, что тепло! Я буду расти!» А березка сказала, что когда наступит май, она наденет свое нарядное зеленое платье. Как просыпаются деревья (рассказ Наташи О.) Солнышко весной пригрело и разбудило ручеек. Он потек, как змейка, разбудил все деревья. Они стали говорить: «Как хорошо, что пришла весна! Спасибо ручейку, что он нас разбудил!» Конечно, дети не сразу переносят в свои сочинения усвоенные средства художественной выразительности, но и в их рассказах постепенно будут появляться сравнения, эпитеты, интересные словосочетания. Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить детям нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это явится хорошим толчком для развития детского творчества. Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольников, на их речевую подготовку для дальнейшего обучения в школе. Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. «Программа воспитания в детском саду» ставит задачу — заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, определяет тот круг произведений художественной литературы, который надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть. Репертуар литературных произведений, данный в «Программе» по всем возрастным группам, является обязательным для каждого воспитателя, также обязательно выполнение всех задач, которые ставятся в связи с ознакомлением детей с художественной литературой. Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед воспитателем стоит сложная задача — каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, т. е. интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и прочувствовать его, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания — четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос). Только при условии выразительного донесения до ребенка литературного произведения каждого жанра можно говорить о правильном его восприятии. Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Конечно, это очень сложная задача — донести до ребенка и познавательную, и нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения, но это необходимо. При анализе текста очень важно соблюдать чувство меры, избегая прямолинейного морализирования, голого назидания, и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами о художественной форме произведения. К. Д. Ушинский писал: «...не педагогически поступает тот, кто, стараясь объяснить маленькому читателю каждое слово, навязывает на небольшой и иногда пустой рассказ целый том разнообразнейших словесных толкований». Многие положения К. Д. Ушинского о восприятии литературных произведений, о развитии «дара слова» путем упражнений, начиная с раннего возраста, не утратили своего значения и в наше время. В советской дошкольной педагогике в разработку методики ознакомления детей е художественной литературой большой вклад внесли Е. И. Тихеева, В. А. Флерина, О. И. Соловьева, Л. А. Пеньевская, М. М. Конина, Н. С. Карпинская, В. М. Федяевская, Р. И. Жуковская и др. При целенаправленном педагогическом руководстве, возможно обеспечить эстетическое восприятие литературного произведения и осознание ребенком и его содержания, и средств художественной выразительности. В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются своя задаче речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух. Мы рассмотрим лишь некоторые вопросы развития речи детей при ознакомлении, с художественной литературой но возрастным группам, начиная со второй младшей, потому что здесь эта работа занимает гораздо большее место, чем в предыдущей (в «Программе воспитания в детском саду» выделен специальный раздел «Художественная литература»). Вторая младшая группа Перед воспитателем стоят задачи «пробуждать у детей желание слушать рассказывание сказок, чтение художественных произведений воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям». В программу ознакомления детей с художественной литературой входят сказки, рассказы, стихи и произведения «малых форм» фольклора: потешка, песенки, скороговорки и т. а. Начиная с младшей группы детей необходимо подводить к различению жанров. Воспитатель обязательно должен называть жанр литературного произведения: «Сегодня я вам расскажу сказку», «Сейчас я прочитаю рассказ (стихотворение)». Конечно, углубление понимания специфики жанров, их особенностей произойдет в более старшем возрасте. В младшей группе дети, слыша название жанра, просто запоминают, что «Маша и медведь», «Кот, петух и ласа» — это сказки, «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» 3. Александровой — это стихотворения, а «Ясочкин садик» Н. Забилы — это рассказ. Необходимо избегать неправильных выражений («я вам расскажу стишок», «почитаю сказочку»). Названия жанров должны даваться четко и правильно: сказка, рассказ, стихотворение (а не стишок). Сказка рассказывается, рассказ читается, стихотворение читается и заучивается. Различные литературные жанры требуют разного характера передачи. Детям младшего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать сказки, а не читать их по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует пониманию основного смысл сказки. Когда воспитатель смотрит не в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Если сказка но содержанию невелика, можно рассказать ее два и даже три раза, а можно повторить только самые яркие места. После рассказывания рекомендуется предложить детям вспомнить наиболее интересные моменты и повторить их словами сказки. Например, после прослушивания сказки «Маша и медведь» можно спросить: «Что говорил медведь, когда он хотел съесть пирожок?» Дети, подражая воспитателю, низким голосом отвечают: «Сяду на пенек, съем пирожок». Вопрос: «А что Машенька отвечала медведю?» — побуждает их вспомнить слова: «Вижу, вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок! Неси бабушке, веси дедушке!» Повторяя эти строчки, дети лучше усваивают содержание сказки и учатся интонационно передавать слова ее героев. И пусть пока они повторяют интонации воспитателя. Это закладывает основы для самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте. После слушания сказок «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса» можно повторить песенки действующих лиц. А чтобы дети младшей группы приучались отвечать на вопросы педагога по одному, он вызывает ребенка и предлагает: «Коля, повтори, какую песенку лиса пела под окошком петушку» — или: «Аня, вспомни, какую песенку коза пела своим козлятушкам». Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легкой быстро запоминают такие образы, как петушок — золотой гребешок, козлятушки-ребятушки, коза-дереза и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, и они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам рекомендуются небольшие рассказы и стихотворения. Стихотворения для малышей, такие, как «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» 3. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, положительные эмоции. Их несложное содержание, близкое личному опыту ребенка, выражено в простой и доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Повторяя их, дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а затем и запоминают все стихотворение. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети усваивают смысл стихотворения, утверждаются в чувстве рифмы и ритма, запоминают отдельные слова и выражения и тем обогащают свою речь. В младшем возрасте большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи: при чтении стихов нужно научить малышей произносить их не спеша, четко выговаривая каждое слово. У детей есть привычка ставить ударения на рифмующихся словах, поэтому воспитатель особенно точно должен расставить логические ударения и добиваться, чтобы и дети произносили стихотворение правильно. После чтения рассказов и стихотворений, содержание которых близко и доступно каждому ребенку, можно напомнить детям аналогичные факты из их собственной жизни. Например, после чтения рассказа Н. Забили «Ясочкин садик» спросить у детей, играют ли они со своими игрушками в детский садик и как играют или с кем. Прочитав стихотворение Е. Благининой «Вот какая мама», воспитатель может задать вопрос: «Оля, а как твоя мама наряжала тебя к празднику?» Пусть, отвечая на эти вопросы, дети строят свое высказывание только из одного-двух простых предложений, но это уже подготовка к последующему развитию связной речи. Конечно, много вопросов малышам задавать не следует, но два три вопроса, выясняющих, как они поняли содержание произведения, какие слова запомнили и как это содержание связывается с личным опытом ребенка, задать надо. В течение года детям повторно читают знакомые рассказы, стихи, некоторые сказки или ритмические строчки из сказок, для того чтобы поэтические образы лучше усваивались и не забывались. Запоминание стихов и сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей. Надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные детьми на занятии, входили в их активный словарь. А для этого следует чаще повторять эти слова в самых разнообразных сочетаниях, иначе малыш воспримет новые слова просто как сочетание звуков, не постигнув их значения. Задача воспитателя — научить детей понимать слова, которые они произносят, показать, как их можно употреблять в сочетании с другими словами. В практике работы иногда встречается такой подход к ознакомлению с художественной литературой: педагог выразительно, эмоционально читает сказку или стихотворение и на этом «ознакомление» заканчивает. Дети, возможно, и хорошо поняли смысл прочитанного, но чтение не разовьет их мысли, содержание произведения и слова, которые они услышали, быстро забудутся. Конечно, очень важно соблюдать чувство меры, но работа над произведением, дальнейшее повторение слов и выражений, которые дети запомнили и усвоили, совершенно необходимы. Все малыши быстро запоминают строчки из стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр»: «Да здравствует мыло душистое!» А вот слово душистое (или душистый, душистая) в разговорной речи ими почти не употребляется. Причина в том, что дальнейшей работы с этим словом не было. А такая работа нужна. Например, после занятия, на котором дети услышали слово душистое, можно спросить, почему мыло названо душистым. Если они затрудняются ответить, нужно объяснить, что мыло приятно пахнет, а когда умываются им, то и руки становятся душистыми. На прогулке надо дать детям понюхать цветок и спросить, приятно ли он пахнет. Затем задать вопрос: «А каким словом можно сказать про цветок, который приятно пахнет?» (Душистый.) Закрепить это слово можно в последующие дни, показав разные цветы и назвав их душистыми. После чтения рассказа К. И. Чуковского «Цыпленок» можно спросить: «Какой был цыпленок?» (Маленький, желтый, пушистый.) «А какая была его мама?» (Большая, добрая, ласковая.) Если после каждого занятия повторять, закреплять слова, преподносить их в самых разнообразных сочетаниях, дети будут усваивать словарь и строй родной речи, расширится их активный словарь и они начнут свободнее оперировать этими словами в своей речи. Особое внимание надо уделять формированию грамматически правильной речи, следить, чтобы, отвечая на вопросы по содержанию литературных произведений, дети пользовались словами в правильной грамматической форме. Таким образом, ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь. Уже с младшего возраста закладываются основы развития связной речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи. Средняя группа В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по развитию восприятия литературных произведений детьми, по формированию способности глубже вникать в содержание. Дети ярче выражают свое отношение к героям и описываемым событиям, осознают возникающие у них чувства. Как и в младшей группе, воспитатель называет жанры изучаемых произведений: «Я расскажу вам русскую народную сказку «Жихарка» или «Прочитаю рассказ «Умей обождать» и т. п. Это называние в дальнейшем поможет детям осознать особенности каждого жанра. Тематика литературных произведений более разнообразна. Однако в средней группе можно останавливать внимание детей не только на содержании произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Это закладывает основы для дальнейшего развития поэтического слуха, «чувства поэтического слова». Очень важно продумать и правильно поставить вопросы после чтения произведения, чтобы помочь детям вычленить главное — действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно доставленный вопрос заставляет детей думать, размышлять, самим делать выводы, глубже осознавать нравственную сущность произведения и в то же время замечать и чувствовать красоту его художественной формы. Например, после чтения сказки «Жихарка» можно спросить: «О чем рассказывается в этой сказке? Кто и чаи понравился? Как можно сказать про Жихарку? Какой он? Какие слова здесьповторяются? Как в сказке говорится про Жихаркину ложку? Какая она?» Эти вопросы выяснят, поняли ли дети основное содержание сказки, запомнили ли повторы и образное описание Жихаркиной ложки («не простая, точеная, ручка золоченая»), выявят их отношение к героям. Используя в своих пояснениях отдельные строчки из сказки, или другого читаемого произведения, воспитатель выделяет их интонационно, привлекая внимание детей к языку художественных произведений. Правильный анализ литературного произведения делает художественную речь достоянием самого ребенка, и в последующем он будет осознанно использовать ее средства, особенно в таких видах деятельности, как самостоятельное рассказывание. При чтении стихотворений педагог, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность стиха, подчеркивая образные выражения, развивает у своих воспитанников способность замечать красоту и богатство родного языка. Повторяя текст, дети вначале подражают выразительности воспитателя, но потом начинают проявлять некоторую самостоятельность в использования интонаций, пауз, передавая этим свое отношение к стихотворению, свои чувства и настроения. Конечно, творческие способности в выразительном чтении проявляются здесь в еще очень элементарной форме. Обращая внимание детей на четкость и отчетливость произнесения звуков и слов, педагог развивает звуковую культуру детской речи, стремится, чтобы эти навыки были перенесены и в обычную разговорную речь. В средней группе продолжается работа над обогащением словаря. Как ив младшей, здесь необходимо закреплять слова, усвоенные на занятии. Например, после чтения стихотворения С. Маршака «Усатый-полосатый» спросить: «Почему так назван котенок?» Чтобы детям легчебылоответить, можно рассмотреть игрушку-котенка, показать, какие у него усы, в повторить слова усатый-полосатый. А затем задать другой вопрос: «А как еще можно сказать про котенка? Какой он?» (Мягкий, пушистый, веселый, озорной, забавный.) Такое закрепление расширяет понятия детей о данном предмете. Они также видят, что слова, относящиеся к одному предмету или существу, можно применить и к другому. Так происходит активное усвоение слов ипонятий. Если к тому же повторять закрепляемые слова, показывая картинку, игрушку, предмет, к которым данные слова относятся, они надолго войдут в активный словарь ребенка. При этом следует помнить, что если после чтения литературного произведения надо закрепить название предмета, то подобранные предмета, картишки или игрушки должны быть привлекательными для детей; если закрепляется качество предмета, то оно должно отчетливо выделяться. В средней группе продолжается подготовка ребенка воспринимать не только эмоционально, нои разумом то, что он слышит, Дети привыкают для выражения своих мыслей отбирать слова, точно передающие то, что они хотят сказать. А это является основой для последующего развития всех сторон речи. Старшая группа «Программа воспитания в детском саду» ставит задачу воспитывать у детей старшего дошкольного возраста «способность при восприятии содержания литературно-художественных произведений замечать некоторые выразительные средства». Дети старшей группы способны более глубоко осмыслить содержание литературных произведений и понять некоторые особенности формы, выражающей содержание, т. е. могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь, т. е. замечают ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строчек. Надо обращать внимание детей на особенности жанров, тогда они будут глубже осознавать художественные достоинства литературных произведений. После чтения сказки необходимо так проводить ее анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать и идейное ее содержание, и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились им. Например, после рассказывания сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» нужно спросить: «Что я вам рассказала? Почему вы думаете, что это сказка? О чем в ней рассказывается? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как она кончается. Кто из вас запомнил песенку козленочка и ответ Аленушки и может повторить их? Какие слова вам особенно запомнились?» Эти вопросы направлены на осознание детьми основного содержания и характеров героев сказки, средств ее художественной выразительности (зачин, повторы, концовка). При ознакомлении детей с жанром рассказа необходим такой анализ произведения, который раскрывает общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращает детское внимание на слова, какими автор характеризует и самих героев и их поступки. Вопросы, предложенные после чтения рассказа, должны выяснить и понимание основного содержания, и умение оценить действия и поступки героев. Так, после чтения рассказа Е. Пермяка «Торопливый ножик» можно спросить: «Как Митя научил ножик терпеливым быть? Каким стал сам Митя?» Если дети правильно поймут содержание рассказа, они ответят, что Митя сам стал терпеливым и выдержанным, т. е. самостоятельно сделают вывод, какие качества воспитывал в мальчике отец. Повторяя эти слова, соотнося их с действиями героев, дети глубже почувствуют и содержание рассказа, и слова, его отражающие. Особенно тщательно надо продумывать вопросы о средствах художественной выразительности в рассказах о природе. Например, после чтения рассказа К. Д. Ушинского «Утренние лучи» воспитатели обычно ставят вопросы, сосредоточивающие внимание детей лишь на последовательности появления лучей. «Куда попал первый луч?.. Второй?» и т. д. Эти вопросы помогают ребенку запомнить композицию рассказа. Но этого недостаточно. Вопрос: «Как автор рассказал про жаворонка и какую песенку жаворонок запел?» — заставит вспомнить слова: «Встрепенулся жаворонок, вспорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку». Можно спросить, почему автор назвал песенку жаворонка серебряной, и некоторые дети ответят, что эта песня звонкая, весенняя, поэтому автор так и назвал ее. Аналогичные вопросы можно задать про зайчика, про пчелку, собирающую мед с душистых цветов. Такое восприятие, когда наряду с содержанием дети усваивают и художественную форму, можно назвать полноценным, а образные слова и выражения впоследствии перейдут в их активный словарь. Особое внимание на восприятие литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы надо обратить при чтении стихотворений и заучивании их наизусть. Все стихи воспитатель должен читать не по книге, а наизусть, только тогда его слушатели поймут выразительность интонаций, ритм, размер. Не надо сразу давать установку на запоминание — это отвлекает внимание детей от музыки стиха. Пусть они почувствуют сначала красоту и напевность стихотворения, глубже осознают его содержание. После чтения надо провести беседу, выясняющую, правильно ли оно понято. Так, по стихотворению И. Сурикова «Зима» можно задать такие вопросы: о чем рассказывается в стихотворении? (О зиме, о снеге.) О каком снеге? (О первом снеге.) Как автор описывает лес? («Темный лес что шапкой принакрылся чудной».) С чем сравнивается снег? После беседы воспитатель читает стихотворение еще раз (если длинное, то два раза) и дает установку на запоминание, так как дети уже усвоили его содержание, прочувствовали художественную форму, запомнили отдельные слова и выражения. Воспитатель решает, кого из детей лучше вызвать: тех, кто хорошо запоминает текст, или наоборот. Это зависит и от содержания стихотворения, его объема, и от конкретных задач данного занятия. Итак, каждое занятие по заучиванию стихотворений ставит перед педагогом много задач: он должен выразительно читать стихотворение, правильно ставить вопросы, обращая внимание на содержание и выразительные средства произведения, учить выразительному чтению, находя правильные интонации, верно расставляя логические ударения, соблюдая паузы, управляя своим голосом (повышая или понижая его в нужных местах). А чтение детей должно показать, что они не только понимают то, что читают, но и умеют донести до слушателей свое отношение к произведению. В занятие необходимо включать (как часть занятия) повторение заученных стихотворений, чтобы образные слова и выражения прочно закрепляли установившиеся разнообразные ассоциативные связи. В дальнейшем, когда дети перейдут к самостоятельному рассказыванию, они будут использовать в своей речи усвоенные слова и выражения, легка перенося их на другое содержание. Это явится подготовкой для развития поэтического слуха дошкольников. |