Главная страница
Навигация по странице:

  • Требования к звуковой стороне речи

  • Требования к связной речи и ее лексико-грамматическому оформлению

  • Работа над собственной речью. Устранение недостатков произнесения звуков.

  • Упражнения для развития нижней челюсти

  • Упражнения для развития подвижности губ

  • Упражнения для развития мышц языка

  • Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах

  • Упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков

  • Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи

  • Интонационная выразительность

  • Связная речь и ее лексико-грамматическое оформление

  • Сохин Развитие речи детей дошко возраст. От редактора


    Скачать 1.11 Mb.
    НазваниеОт редактора
    Дата30.06.2019
    Размер1.11 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСохин Развитие речи детей дошко возраст.doc
    ТипДокументы
    #83384
    страница10 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    Ознакомление со звуковым строением слова

    Одной из важных задач подготовки к обучению грамоте является ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова. Если не ставится задача обучить старших дошкольников начаткам грамоты, то в ознакомление со звуковым строением слова не входит полный звуковой анализ. «Воспитатель... подводит их к звуковому анализу слов» '.

    Полный звуковой (фонетический) анализ слова включает определение и состава звуков в слове в их качественном своеобразии, и порядка их следования. Необходимо услышать в слове ударение, мягкость и твердость согласных звуков, их звонкость и глухость (лиса, лампа, мышка, мишка, зубы, суп), услышать в самом начале слова ёлка не один звук, а два (йо) и многое другое. Звуковой анализ слова обязательно требует установления последовательности звуков. Ведь звучащее слово — это процесс, как и вообще речь. Оно состоит из звуков, следующих один за другим. В слове, как и в предложении, и в связном высказывании, проявляются самые общие свойства речи — дискретность, отдельность составляющих его единиц (звуков) и их линейность, последовательность. Поэтому полный звуковой анализ слова — это установление последовательности звуков с их качественными особенностями (включая и выделение ударного гласного).

    Знакомиться со звуковой стороной слова, усваивать самые простые формы ее анализа дети начинают еще в средней группе на занятиях по звуковой культуре речи: они вслушиваются в потешки, стихи, которые читает воспитатель, подбирают слова с определенным звуком. Позже дети выполняют и более сложные задания, например подбирают слова, начинающиеся на мягкий согласный звук, на звонкий согласный и т. п. Выполнение подобных заданий совершенствует фонетический слух и звукопроизношение и вместе с тем подготавливает детей к звуковому анализу слова.

    На занятиях по звуковой культуре речи детей учат также регулировать громкость и темп речи: произносить слова громче или тише, быстрее или медленнее. Это воспитывает у детей отношение к слову как звуковому явлению и тоже имеет большое значение для подготовки к звуковому анализу. Дело в том, что в процессе речевого общения слово выступает для ребенка прежде всего со своей смысловой стороны: он понимает значение слова (воспринимая речь или выражая свои мысли), а на его звуковую сторону обращает внимание далеко не всегда.

    Однако на занятиях о звуковой культуре речи подготовка к звуковому анализу, подведение к нему осуществляется лишь попутно. Поэтому уже в старшей группе необходимо проводить специальные занятия (или отводить для этого часть занятия), направленные на ознакомление детей со звуковой стороной слова.

    Воспитатель говорит: «Сейчас я буду произносить разные слова, а вы внимательно слушайте, как они звучат (слова произносятся в медленном темпе, гласные звуки несколько растягиваются)... Листики, барабанщик. Листики... Какой звук несколько раз повторяется в этом слове?.. А в слове барабанщик?.. Правильно, в слове листики несколько раз повторяется звук и, а в слове барабанщик — звук а. Вот как по-разному звучат эти слова! А теперь послушайте стихотворение. Его написал поэт А. Шибаев:

    О твердом камне

    Говорит

    И слово твердое:

    Гранит.

    А для вещей,

    Что мягче всех,

    Слова — помягче:

    Пух, мох, мех.

    Читая стихотворение, воспитатель подчеркивает звуки р, X.

    Вслушиваясь в звучание слова, находя часто повторяющийся, звук, дети начинают осознавать, что слова звучат по-разному, состоят из разных звуков. Важно показать также различие слов по длительности звучания, сопоставляя короткие и длинные слова.

    Слушая, как произносит такие слова воспитатель, и но его заданию подбирая и произнося их, дети получают начальное представление о слове как звуковом процессе, о динамике слова, о его линейности.

    При ознакомлении детей со звуковой стороной слова широко используются звукоподражательные слова (шорох, шуршать, шелестеть, кукушка, квакать и т. п.), стихотворения, в которых они обыгрываются («Мышонку шепчет мышь: «Ты все не спишь, шуршишь»). Благодаря этому дошкольники легче воспринимают звуковой облик слова, обращают внимание на его звучание. Вместе с тем воспитателю нужно помнить, что снов, как бы изображающих своим звучанием определенные звуковые явления, в языке немного. Большинство слов любого языка по своему звуковому облику, по. звучанию не имеет ничего общего с теми предметами и явлениями, которые ими обозначаются, называются. Поэтому важно показать детям различие звуковой и смысловой сторож слова. .

    Для этого можно использовать синонимы (врач доктор, близко недалеко, вместе сообща, грустить унывать, лакомка сладкоежка, лентяй бездельник, непоседа егоза, маленькийнебольшой, около возле и т. п.) и омонимы — слова, одинаково звучащие, но совершенно различные по значению (ключ,, затопить, лисички, марка, ручка и т. п.),

    Воспитатель, например, предлагает детям послушать стихотворение В. Лифшица:

    Шел я с сумкой за плечом,

    Вижу, бьет в овраге ключ.

    Наклонившись над ключом,

    Уронил я в воду ключ.

    Шарю я в ключе по дну,

    Над водою спину гну.

    Если ключ я не найду,

    Как домой я попаду?

    С помощью педагога дети выясняют, какие два интересных слова встретились в стихотворении. Он говорит: «Вот какие интересные слова! Совсем одинаково звучат — ключ, ключ. А мы называем этими словами совсем разное. Одним словом мы называем родник, а другим — то, чем запирают и отпирают замок».

    Используя синонимы, воспитатель показывает детям, что есть слова, которые звучат по-разному, но обозначают то же самое или близкое по значению. Педагог, например, спрашивает: «Как называют человека, который лечит?» Отобрав из ответов слова врач, доктор, он говорит: «Послушайте, как по-разному звучат эти слова — доктор, врач. А обозначают они одно и то же. Этими словами мы называем людей, которые лечат больных».

    Такие задания даются и в старшей, и в подготовительной группе. Их легко использовать как на занятиях, так и на прогулке. Сочетание ознакомления со звуковой стороной слова и ознакомления с его смысловой стороной обогащает представления детей о слове как единице языка.

    В подготовительной к школе группе воспитатель, подводя детей к звуковому анализу, продолжает знакомить их со звучащим словом, с тем, что слова состоят из звуков, что звуки произносятся друг за другом, последовательно, что их бывает много и мало.

    Для сопоставления коротких и длинных слов можно взять, например, такие многосложные слова (одно-, двухсложные подобрать нетрудно): автопогрузчик, водопроводчик, выкарабкиваться, десятиклассники, землечерпалка, лиственница, металлический, недисциплинированный, переспрашивать, прислушиваться, противоположный, путешественник, радиоприемник, семидесятипятилетний.

    Демонстрируя детям динамику слова, последовательность звуков в нем, воспитатель может использовать линейку, о которой рассказано выше, в разделе об ознакомлении со словесным составом предложения (методика описана в статье Г. А. Тумаковой ).

    На занятиях по звуковой культуре речи и по родному языку детям даются задания определить место звука в слове («Где слышится звук ш в слове машина — в начале, в середине или в конце слова?»), вспомнить слова, в которых имеется определенный звук, добавить последний звук в слове, не до конца произнесенном воспитателем (до...м, но...с, помидо...р), сказать, какой первый звук в слове (осы, усы, эхо).

    Подводя Детей к звуковому анализу слова как установлению последовательности звуков, воспитатель демонстрирует звуковую линейность слова на простых примерах — на звукоподражаниях ау, у а: «Какой первый звук в слове ау?.. Какой слышится за ним?» Сопоставив слова, педагог поясняет, что они состоят из одних и тех же двух звуков — any, лишь порядок звуков разный. Можно дать и более сложные примеры (нос сон и т. п.), но звуковой анализ проводит только сам воспитатель: «В слове нос первый звук н, второй — о, третий — с. В слове сон звуки идут в обратном порядке...»

    При обучении звуковому анализу у детей формируют умение протяжно произносить звуки слова, последовательно выделяя их один за другим (шшшар, шааар, шаррр). Такое произнесение становится средством выявления состава звуков и их последовательности '.

    Подводя детей к звуковому анализу, воспитатель демонстрирует растянутое произнесение слова. Для этого подбираются слова, звуки которых можно произносить протяжно (шалун, луна, шалаш, сахар, сажа, жара и т. п.). Сначала педагог произносит слово сам: шшшааалллуууннн. Затем, выбрав более простое слово, говорит: «А сейчас мы так же произнесем все вместе слово луна. Только я буду говорить громко, а вы — совсем-совсем потихоньку, шепотом».

    При растянутом, протяжном произнесении всех звуков хорошо выступает динамика слова, следование звуков одного за другим. Оно лучше, чем при обычном произнесении, прослушивается, подобно тому как лучше, легче прослеживаются особенности движений гимнаста и их последовательность, когда на экране телевизора мы воспринимаем замедленное воспроизведение видеозаписи.

    Эти упражнения дают детям лишь первое представление о произносительном выделении звуков как средстве звукового анализа, но они облегчают переход к настоящему звуковому анализу.

    Речь воспитателя

    В «Программе воспитания в детском саду» сказано: «На речь ребенка сильно влияет непосредственное общение со взрослыми. Учить детей следует на лучших образцах родного языка». Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

    Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

    Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, Надолго запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.

    Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

    Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, так как в процессе общения внимание говорящего обращено прежде всего не на форму речи (как сказать), а на ее содержание (что сказать). Кроме того, в результате длительного небрежного отношения к своей речи некоторые недочеты могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться. Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов и другие несовершенства.

    Чтобы знать о несовершенствах собственной речи, воспитателю необходимо прислушиваться к замечаниям товарищей. Открытые занятия полезно записывать на магнитофон, с тем чтобы во время их разбора (или специально) можно было; обратить внимание на речь воспитателя, провести анализ ее звуковой стороны, использования лексических средств, грамматического оформления. Конечно, нужно иметь в виду, что при записи на магнитную ленту речь улучшается за счет усиленного самоконтроля. Тем более важно, чтобы проявившиеся недостатки речи стали предметом внимания и самого воспитателя, и его товарищей. Обнаруженные несовершенства своей речи (плохая дикция, нарушения в лексико-грамматическом оформлении и т. д.) воспитатель отмечает в специальной тетради, затем вырабатывает план и организует работу по их устранению.

    Какие же требования должен предъявить педагог к своей речи, с тем чтобы предупредить появление аналогичных недостатков у своих воспитанников?

    Требования к звуковой стороне речи

    Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у воспитателя с внятной, ясной и отчетливой речью, четко произносящего фразы, слова и каждый звук в отдельности, т. е. у педагога с хорошей дикцией. Чаще всего речь воспитателя страдает небрежным, неряшливым произношением, когда звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь зубы), недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные.

    Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

    К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (щастье) и т. д. Отклонением от нормы литературного произношения является речь с национальным акцентом, с характерными особенностями мест--ных говоров: яканьем (вясна вместо весна), цоканьем (цто вместо что и др.), с неправильным ударением в словах (магазин, километр).

    В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

    Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

    Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Торопливость речи столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия. Сказки, рассказы, стихи для детей мастера художественного слова читают, как, правило, в более замедленном темпе, чем тот, который характерен для разговорной речи. Замедленную речь детям легче воспринимать, легче следить за ее содержанием, запоминать текст.

    Нужно, однако, помнить, что это правило не всеобъемлюще. При чтении художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть оправдано передаваемым в данный момент содержанием, являться средством художественной выразительности.

    Голос — это профессиональный инструмент воспитателя, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе).

    Если все-таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить ее до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.

    Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями. Может быть устранена и неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

    Требования к связной речи и ее лексико-грамматическому оформлению

    Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.

    Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.

    Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

    Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз (пусть даже это будут сложноподчиненные предложения), так как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудна установить связь между частями, осмыслить и понять содержание.

    Нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений. Важно шире использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

    Рассказывая детям о проведенной экскурсии, о природе и т. д., необходимо выделять и давать им только главное, основное, т. е. то, что относится к данной теме, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия.

    При слушании рассказа, насыщенного сложными оборотами, дошкольникам трудно проследить за мыслью педагога, запомнить содержание, и такой рассказ не принесет им пользы.

    Доступность, понятность речи воспитателя достигается прежде всего благодаря правильному и точному использованию слов. Словарный запас русского языка богат, он постоянно пополняется новыми словами; исчезают слова, вышедшие из употребления.

    В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности: подбирать и употреблять в своей речи такие
    слова, которые были бы доступны для понимания и легки для усвоения.

    В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чём богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

    В качестве недостатков словаря воспитателя можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т. п.), засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит), в общении с более старшими детьми подлаживание под речь малышей, т. е. неуместное использование звукоподражательных слов (Где ав-ав?).

    Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи воспитателя.

    К использованию новых слов необходимо подходить очень осторожно. С одной стороны, следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, а с другой — постоянно вводить новые, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их значение.

    В целом рассказ педагога должен быть полным, красочным, с точно Подобранными словами, грамматически 'правильно оформлен, выразителен, между отдельными частями должна быть установлена логическая связь. При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты.

    Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.

    Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

    1.   Правильно произносить все звуки родного языка, устранять
    имеющиеся дефекты речи.

    2.   Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию.

    3.   Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм.

    4.   Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.

    5.   В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

    6.   Связно и в доступной форме рассказывать ипередавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей).

    7.   Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

    Работа над собственной речью.

    Устранение недостатков произнесения звуков.

    Своевременно не исправленные недостатки произношения звуков могут остаться на всю жизнь. Они нередко встречаются и у взрослых. Недочеты речи закрепляются, илюди, привыкая к ним, порой не замечают их.

    Как мы уже отмечали, работа с детьми при наличии дефектов речи недопустима. Иногда считают, что исправить недостатки произношения звуков и других дефектов речи в зрелом возрасте невозможно. Это неверно. При систематической и упорной работе педагог может улучшить свою речь и устранить недостатки звукопроизношения.

    Прежде всего, воспитателю следует обратить внимание на произношение звуков с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р, так как именно они чаще всего произносятся неправильно.

    Для уточнения артикуляции, для правильного произнесения звуков, а также для их постановки рекомендуется использовать специальную литературу (логопедическую или по технике речи). В трудных случаях, когда самим избавиться от дефектов речи не удается, следует обратиться за помощью к специалисту по исправлению речи — логопеду.

    Рассмотрим для примера, какое положение принимают органы речи при Правильном произнесении звука с1.

     Губы слегка растянуты, зубы сближены, между ними имеется щель в 1—2 мм. Кончик языка приближен к нижним резцам и почти касается передних зубов. Боковые края приподняты. Посередине языка образуется желобок, по которому проходит воздух. Звук с произносится без участия голоса.

    Аналогично произносится звук а, но при участии голоса.

    Речевое дыхание

    Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосои звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса.

    Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое — физиологического дыхания вне речи. (О некоторых различиях речевого дыхания и дыхания в покое см. в главе «Звуковая культура речи»).

    Упражнения для развития правильного речевого дыхания

    1.Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (живот при этом выпячивается вперед и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха «разу же произведите свободный, плавный выдох (живот а нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

    2.Произведите короткий, спокойный вдох через нос; задержите на 2—3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

    3.Сделайте короткий вдох яри открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

    4.Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

    Количество гласных, произносимых на одном выдохе; постепенно увеличивается. Следите за плавностью перехода от одного звука « другому. 5. Произведите счет на одном выдохе до 3—5 (один, два, три...), постепенно увеличивая счет до 10—15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

    6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе (сначала короткие, а потом длинные), добирайте воздух на смысловых паузах.

    Капля и камень долбит.

    Правой рукой

    Строят — левой ломают.

    Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

    Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.

    Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки.

    На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

    На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова—не руби дрова на траве двора.

    При выполнении упражнений соблюдать установку, данную в первом упражнении.

    7. Подберите стихотворения, рассказы ипрочтите их с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

    Упражнения для развития правильного речевого дыхания проводятся в хорошо проветренном помещении, в свободной одежде, за 30 минут до еды или не ранее чем через полтора-два часа после.

    Работа над дикцией

    Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией, при четком и внятном произнесении слов и фраз.

    Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо прежде всего укрепить артикуляционный аппарат (устранить вялость губ, малоподвижность языка, скованность в движениях нижней челюсти), наладить правильное речевое дыхание. Для этого используются специальные упражнения, направленные на развитие подвижности мышц нижней челюсти, языка, губ. Работа проводится под зрительным контролем (перед зеркалом).

    Упражнения для развития нижней челюсти

    Четкое и ясное произнесение слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и прежде всего умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот. При плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются следующие упражнения.

    1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.

    2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:

    (расстояние между зубами в два пальца) (расстояние между зубами в один палец) (рот слегка открыт)

    3. Произнесите гласные звуки (а, я, о, ё, и) с голосом:

    Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

    5.Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены
    гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.

    Мал, да удал.

    Два сапога — пара.

    4. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:

    Нашла коса на камень.

    Знай край, да не падай.

    Каков рыбак, такова и рыбка.

    Под лежачий камень вода не течет.

    Не красна изба углами, а красна пирогами.

    Мал язык, да всем телом владеет.

    Рыбак рыбака видит издалека.

    Щи да каша — пища наша.

    Лес рубят — щепки летят.

    У маленькой Сани сани едут сами.

    Король - орел, орел — король.

    У ежа ежата, у ужа ужата.

    Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

    6.Подберите и прочтите стихотворения, четко произнося звуки а, я.

    7.Подберите и прочтите прозаический текст, насыщенный звуками а, я. В процессе выполнения вышеуказанных упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

    Упражнения для развития подвижности губ

    При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звука у (ю), требуется вытянуть губы вперед трубочкой, для о (ё) — округлить губы, для с (з) — растянуть губы в улыбке и т. д. Для развития губ полезно использовать следующие упражнения:

    1. Растяните губы в улыбке без обнажения зубов.

    2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте.

    3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).

    4. Вытяните губы вперед в форме трубочки.

    5. Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке.

    6. Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом).

    7. Поднимите верхнюю, губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

    8. Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией), затем с голосом.

    10.При плотно сомкнутых губах образовывать взрыв при произнесении звуков п, б (папа, баба, бублик, крупа, барабан, палка).

    11.Закрепить четкость и ясность произношения звуков в словах. Слова для чтения: ива, игра, утюг, урок, утиль, окунь, ослик, юла, юрист, юг, ежик, елка, Ирина, институт, инкубатор, изумруд, укрытие, улитка, удилище, ощущение, окулист, оборудование, замок, колесо, зубы, шапка, школа, жук,
    живот, сушки, солнышко, железо, папка, барабан, веник, велосипед, фартук, фуфайка, кофта.


    При произнесении слов следить за положением губ (перед зеркалом).

    12.Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки (следите за правильным положением губ, за четкостью и ясностью произнесения слов и фраз).

    Друг за друга стой и выиграешь бой.

    От умного научишься, от глупого разучишься.

    Капуста любит воду да хорошую погоду.

    Один в поле не воин.

    Век живи, век учись.

    Что с возу упало, то пропало.

    Палец слаб, а кулак силен.

    У осы не усы, не усищи, а усики.

    У гусыни усов ищи, не ищи — не сыщешь.

    Волки рыщут, пищу ищут.

    У елки иголки колки.

    Клади в угол уголь.

    13.Подберите для чтения стихи я рассказы. Прочтите их вслух и проследите за тем, чтобы губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов.

    Упражнения для развития мышц языка

    Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит ее отчетливость. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, перед тем как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стечением согласных, четко отработайте его следующие движения.

    1. Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.

    2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем, наоборот, справа налево.

    3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые части слегка приподняты).

    4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка «почистите» верхние зубы с наружной и внутренней стороны (в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот).

    Контроль за правильностью выполнения движений осуществляйте при помощи зеркала. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения.

    Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах

    Прочтите слоги:

    По такому же принципу отрабатываются и остальные согласные звуки. Слоги должны произноситься энергично, отчетливо.

    Упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков

    Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков: вход, вложить, поклажа, турист, Нарта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.

    Подберите для произнесения слова со стечением других согласный звуков с учетом их позиционных условий (в начале, середине и в конце слова).

    При чтении слов добивайтесь четкости и ясности их произнесения.

    Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи

    Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово икаждый звук. Постепенно ускоряйте темп, во следите за тем, чтобы четкость иясность произнесения не снижались.

    Прочтите скороговорки:

    Прохор и Пахом ехали верхом.

    Галка села на палку, палка ударила галку.

    От топота копыт пыль по полю летит.

    У быка бела губа была туга.

    Водовоз вез воду из водопровода.

    У Фани фуфайка, у Фаи туфли.

    На семеро саней по семеро в сани уселись сами.

    Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.

    Пришел Прокоп — кипел укроп.

    Ушел Прокоп — кипел укроп.

    Как при Прокопе кипел укроп,

    Так и без Прокопа кипел укроп.

    Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

    Зажужжала муха, дожужжалась паука.

    Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

    Сшит колпак, да не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.

    На дворе трава, на трапе дрова: раз дрова, два дрова — не руби дрова на траве двора.

    Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

    Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

    Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения (не допускайте послогового их чтения).

    Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжить следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением согласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.

    Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.

    При работе над дикцией, как и над другими разделами по развитию речи, необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания, голоса и т. д. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.

    Занятия по отработке хорошей дикции проводятся ежедневно по 10—15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предшествующее.

    Орфоэпия

    Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием» Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться у дикторов радио, телевидения, у мастеров художественного слова, у окружающих людей, имеющих образцовую культурную речь.

    Рассмотрим некоторые правила литературного произношения слов.

    1.   Гласные звуки, находящиеся под ударением, всегда звучат четко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой. Сравните произношение звука о в таких словах: молодость (произносится как молъдъстъ — слабый, неясный звук, произносимый как средний звук менаду а и ы, условно обозначается знаком ъ), договор (произносится: дъгавор), сороконожка (съръканожкъ).

    2.   Безударные гласные а и о в произношении ослабевают (звук о заменяется и произносится как звук а или как средний звук между а и ы: вада (вода), акно (окно), мълакд (молоко), почтъ (почта), облъкъ (облако).

    Гласные звуки у, ю, ы, э и в некоторых случаях звук и в безударном положении не изменяются (утюг, юла, рыбак, экзамен, игра).

    3. Звуки е и я в безударном положении произносятся как короткий средний звук между е и и (условно обозначается знаком е/и, и/е: ве/и/сна (весна), те/и/ле/и/фон (телефон), е/и/гнёнок (ягнёнок), ли/е/гушка (лягушка).

    4. Звонкий согласный в конце слова и перед глухим в середине слова произносится как парный глухой: звуки б, в, г, д, ж, з произносятся как соответствующие глухие звуки п, ф, к, т, ш, с.

    Глухие согласные перед звонким, наоборот, переходят в звонкие: оддать (отдать), сгоретъ (сгореть), здатъ (сдать).

    5. Сочетания согласных сш, зш произносятся как долгий (удвоенный) звук ш: бешшумный (бесшумный), замершший (замерзший), бешшапки (без шапки).

    6. Сочетания согласных сж ш зж произносятся как долгий (удвоенный) звук ж: жжигатъ сжигать), ражжигать (разжигать), жжиром (с жиром), бежжира (без жира).

    7. Сочетания согласных звуков сч и зч произносятся как звук щ: щастье (счастье), ращеска (расческа), расскащик (рассказчик), щетчик (счетчик).

    8. Сочетания звуков тч и дч произносятся как звук ч: оччет (отчет), развеччик (разведчик); а сочетания звуков тц и дц — как долгий звук ц: оццу (отцу), дваццатъ (двадцать).

    9. В словах, имеющих окончания -ого и -его, вместо г произносится звук в: каво (кого), твоево (твоего), балъшова (большого), третьива (третьего) и т . п.

    10.Окончания глаголов на -тся и -тъся произносятся как цца: купаецца (купается), смеюцца (смеются), обучацца (обучаться), кусацца (кусаться).

    11.В прилагательных мужского рода единственного числа с безударным окончанием на -кий, -гий, -хий звук и произносится как средний звук между аиы (ъ): маленъкъй (маленький), стро-гъй (строгий), тихъй (тихий).

    12.При сочетании некоторых согласных могут выпадать отдельные звуки. В сочетаниях стн, стл, здн выпадают звуки т и д: леснща (лестница), счасливый (счастливый), празник (праздник);

    наблюдается выпадение и других звуков: так, ъ слове солнце не произносится звук л (сонце), в слове здравствуй — звук в (здраст-вуй), в словах сейчас, пожалуйста не произносится звук й (сечас, пожалуста).

    13.В разговорной речи при произнесении отчеств, при сочетании имен и отчеств иногда выпадают некоторые звуки и окончания: Алексан Иваныч (Александр Иванович), Михал Палыч (Михаил Павлович), Марь Иванна (Мария Ивановна).

    Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями-справочниками.

    Интонационная выразительность

    Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз (временной остановки голоса в речи), мелодии (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов (слогов), произнесенных за определенную единицу времени), изменения громкости голоса, тембра. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.

    Упражнения

    1.Прочтите фраза, подчеркивая голосом выделенные слова.

    Девочка играет в саду с куклой (играет девочка, а не мальчик). Девочка играет в саду с куклой (а не просто унесла ее туда). Девочка играет в саду с куклой (а не в парке, в лесу). Девочка играет в саду с куклой (а не с другой игрушкой). Прочтите фразы, поочередно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы.

    Шуба висела на вешалке. Мальчик прочитал интересную книгу. Дети совершили прогулку на теплоходе. На нашей улице открылся кинотеатр. Матькупила сыну новый велосипед.

    Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.

    Всякому овощу свое время.

    Мягко стелет, да жестко спать.

    Нет лучше дружка, чем родная матушка.

    Солнце сияет, а месяц только светит.

    Что написано пером, не вырубишь топором.

    Прочтите вслух стихотворение (или подберите прозаический текст) а выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.

    Белый снег пушистыйТемный лес что шапкой

    В воздухе кружится Принакрылся чудной

    И на землю тихо И заснул под нею

    Падает, ложится. Крепко, непробудно...

    И под утро снегом Стали дни коротки, Поле забелело, Солнце светит мало,

    Точно пеленою Вот пришли морозцы —

    Все его «дело. И зима настала.

    (И. Суриков.)

    2.Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

    За правое дело стой смело.

    Жизнь дана на добрые дела.

    Не верь началу, верь концу.

    Куда иголка, туда и нитка.

    Кудри завивай, да про дела не забывай.

    Старый друг лучше новых двух.

    Больше землю удобряй — выше будет урожай.

    Прочтите вслух текст, выделяя в нужных местах паузы.

    Мишка достал леденец, сунул в рот, а сахарницу хотел на место поставить. Взял ее, а она прилипла к рукам — и бух на пол. Разбилась на две половинки. Сахар рассыпался.

    Мишка испугался: «Что теперь мама скажет?»

    Взял он две половинки и прислонил друг к дружке. Они ничего, держатся. Даже незаметно, что сахарница разбита. Он сложил сахар обратно, накрыл крышкой и осторожно поставил в буфет.

    (Н. Носов).

    При чтении текста выделяйте голосом главные по смыслу слова; следите за дыханием, своевременно на паузах добирайте воздух.

    3.Прочтите фразы, в зависимости от текста повышая и понижая голос (е восходящей или с нисходящей мелодией).

    Книга издана в Ленинграде? (Восходящая мелодия.)

    Книга издана в Ленинграде. (Нисходящая мелодия.)

    К концу года завод перевыполнил план.

    К вечеру погода изменилась: подул сильный ветер, пошел дождь.

    Он почувствовал себя прекрасно!

    Ты был в Севастополе? — Нет, в Севастополе я не был.

    Прочтите отрывок из басни И. Крылова «Любопытный», учитывая мелодическую сторону речи.

    «Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» «В Кунсткамере, мой друг? Часа там три ходил; Все видел, высмотрел, от удивленья. Поверишь ли, не станет ни уменья Пересказать тебе, ни сил...»

    Подберите и прочтите вслух прозаический текст, учитывая мелодическую сторону речи.

    4.Прочтите скороговорки меняя темп речи при их произнесения.

    Около кола — колокола. (Произнесите по 3 раза медленно, в умеренном темпе, в ускоренном темпе.)

    Трое трубачей трубят в трубы.

    Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

    Расскажите про покупки.— Про какие про покупки? — Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

    5.Прочтите скороговорки, пословицы, поговорки, меняя громкость голоса (шепотом, тихо, умеренным голосом, громко).

    Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.

    По бревну бобры бредут.

    Без дела жить — только небо коптить.

    Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

    Новых друзей наживай, а старых не теряй.

    Счастье не в воздухе вьется, а руками достается.

    Дареному коню в зубы не смотрят.

    Прочтите известное вам стихотворение с различной громкостью голоса, так, как бы вы прочитали его для одного человека, для небольшой группы людей, для большой аудитории.

    6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки; меняйте темп речи и громкость (в разных сочетаниях: тихо и медленно, тихо и в умеренном темпе, тихо и в ускоренном темпе, умеренным голосом ж в медленном темпе, умеренным голосом и в ускоренном темпе и т. д.).

    Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. Языком не торопись, а делом не ленись. И волки сыты, и овцы целы. Слухом земля полнится.

    Пошел спозаранку Назар На базар. Купил там Козу и корзину Назар следует обращаться к специальным руководствам и учебникам по грамматике.

    Обогащению речи воспитателя способствует заучивание пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических оборотов (несколько слов, образующих целостное выражение: попасть впросак, медвежья услуга и др.). В книге О. И. Соловьевой «Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду» (Изд. 3-е, М., 1966) воспитатель найдет ряд русских пословиц и поговорок, выражающих ласку и шутку, поучение или наставление и т. д.

    Таким образом, речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически четко построены фразы, если она интонационно правильно оформлена и если мысли в ней изложены просто, последовательно, интересно, в доступной форме, с учетом возраста детей.

    В качестве тренировочных упражнений используйте поэтические и прозаические тексты. При их чтении соблюдайте нормы литературного произношения, четкость и ясность произнесения звуков и слов.

    Связная речь и ее лексико-грамматическое оформление

    Связность речи обеспечивается правильным подбором слов, правильным построением фраз, последовательностью изложения материала.

    Обогащение словаря, точное использование грамматических средств достигаются благодаря систематическому чтению художественной, научно-популярной, специальной и другой литературы. Однако это возможно в том случае, если читающий вдумчиво относится к слову, следит не только за содержанием, но и за его языковой, речевой формой: какие средства языка использует автор, чтобы точнее передать мысль, какие слова и грамматические формы и конструкции он употребляет, в какой последовательности излагает материал.

    Серьезное отношение к чтению, постоянная работа с книгой помогут глубже усвоить богатство и разнообразие родного языка.

    Большую помощь в работе над словом, над правильным использованием грамматических средств оказывают различные словари (например, Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова, Словарь русского языка, составитель С. И. Ожегов и др.), а также различные справочники, руководства, учебники.

    Словари помогут уточнить значение малопонятных слов, выяснить значение незнакомых и дадут возможность предупреждать ошибки и неточности их употребления. В словарях указаны нормы употребления ударения в словах, имеются данные об образовании некоторых грамматических форм, указаны нормы литературного произношения. В тех случаях, когда возникают сомнения в правильности использования грамматических форм и конструкций,
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта