Мейер вещное право. От редколлегии
Скачать 2.87 Mb.
|
(по назначению, сделанному завещателем при отдаче его на хранение, а если такого назначения не было, то – в подлежащий окружной суд [1410] . – А. Г.). Духовное завещание по смерти завещателя не тотчас получает силу, а только по утверждении его общественной властью, для чего завещание и предъявляется окружному суду, для утверждения к исполнению [1411] Это по смерти завещателя необходимо как для нотариального, так и для домашнего духовного завещания; оно, между прочим, имеет смысл утверждения в праве наследования сообразно завещанию: не право наследования предполагает открытие наследства, а наследство открывается только смертью завещателя, так что при его жизни, очевидно, не может быть речи об утверждении в праве наследования. Учреждение, которому предъявляется завещание к утверждению по смерти завещателя, независимо от суммы завещанного имущества, – окружной суд местожительства завещателя или местонахождения завещанного имущества [1412] Срок предъявления завещания к утверждению: для пребывающих в России – годовой, а для пребывающих за границей – двухгодовой со дня смерти завещателя: если в течение этого срока завещание не будет предъявлено, то оно уже не принимается к утверждению. Исключение допускается только тогда, когда наследник по завещанию докажет, что ему не было известно о существовании завещания или срок представления к утверждению пропущен по другой законной причине. Тогда ему предоставляется отыскивать свое право наследования до истечения общего срока давности по гражданским делам, считая этот срок также со дня смерти завещателя [1413] Утверждение духовного завещания к исполнению окружным судом имеет своим предметом удостоверение подлинности домашнего завещания, способности завещателя к составлению завещаний вообще, законности его относительно формы и отчасти содержания. Для удостоверения в подлинности домашнего завещания и способности завещателя к составлению этого акта окружной суд допрашивает лиц, подписавшихся на завещании свидетелями, а равно переписчика завещания и лицо, подписавшееся за завещателя: действительно ли такое-то лицо составило предъявляемое духовное завещание, и находилось ли оно тогда в здравом уме и твердой памяти. Наличные свидетели и другие лица допрашиваются непосредственно самим окружным судом, отсутствующие же – при посредстве мировых судей или полиции, по месту их пребывания. Но если в духовном завещании, как это нередко бывает, значится свидетелями большее число лиц, чем требуется по закону, то нет надобности допрашивать всех, подписавших завещание, а можно ограничиться лишь необходимым числом, т. е. двумя или тремя. Смерть одного или даже всех свидетелей не составляет препятствия к утверждению завещания: тогда или допрашиваются только свидетели, остающиеся в живых, или вовсе обходятся без их допроса, а завещание все-таки утверждается [1414] ( При утверждении нотариальных завещаний нет надобности в вызове и допросе свидетелей [1415] . – А. Г.) Относительно законности формы завещания окружной суд рассматривает, соблюдены ли определения законодательства о форме завещания, например, о формате бумаги (т. е. написано ли завещание на целом листе. – А. Г.), о скреплении завещания, о подписи его завещателем, свидетелями и т. д. [1416] Наконец, суд отчасти входит также в рассмотрение законности самих распоряжений завещателя, но только отчасти [1417] ; между ними различаются очевидно незаконные, и потому недействительные, ipso jure, и по видимости законные, и потому признаваемые действительными, пока действительность их не будет опровергнута судебным порядком. Так, (суд рассматривает только, имеет ли завещатель право завещать и способно ли лицо, в пользу коего завещание сделано, к принятию завещанного... – А. Г.), но не пускается в исследования о законности тех распоряжений, которые представляются законными. Если, например, в завещании говорится, что завещатель такое-то свое родовое имущество предоставляет чужеродцу, то завещание не утверждается; но если имущество названо в завещании благоприобретенным или по крайней мере не названо родовым, то завещание утверждается беспрепятственно, хотя впоследствии действительность его может быть и опровергнута. Когда в завещании содержатся различные определения, из которых одни, очевидно, незаконны, другие же представляются по видимости законными, то завещание относительно последних все-таки утверждается, так что, следовательно, утверждение может относиться только к части завещания [1418] – формула римского права «utile per inutile non vitiatur» применяется и к нашему духовному завещанию. Если, по рассмотрении завещания во всех этих отношениях... (оно окажется законным, и ни с чьей стороны споров против него предъявлено не будет, то суд его утверждает к исполнению, т. е. делает о том определение в порядке охранительном и соответствующую надпись на завещании, распоряжается о печатании объявления об утверждении завещания в «C енатских ведомостях». В случае отказа в утверждении или возникновении спора, дело об утверждении завещания подлежит рассмотрению окружного же суда в спорном порядке. Но право требовать рассмотрения дела в этом порядке ограничено двухлетним сроком со дня объявления определения, если последовал отказ в утверждении, или со дня публикации об утверждении завещания при его оспаривании; для малолетних этот срок считается со дня вступления в совершеннолетие [1419] . – А. Г.). Духовное завещание, выданное лицу, предъявившему его к утверждению, приводится в исполнение, сообразно его содержанию, или наследником по завещанию, или душеприказчиком. Нередко в духовном завещании указывается лицо, которому поручается от завещателя привести в исполнение его последнюю волю. И вот это-то лицо называется душеприказчиком [1420] , потому что в прежние времена главнейшей обязанностью такого лица были заботы об упокоении души умершего, т. е. молитвы по нем, вклады в церкви, монастыри и тому подобное: завещатель приказывал ему душу свою. Иногда душеприказчиком назначается то же лицо, которое является по завещанию и наследником, иногда – лицо, в пользу которого делается какой-либо отказ, а иногда лицо совершенно стороннее, но всегда близкое завещателю так, что он имеет нравственное ручательство за исполнение своей последней воли. Однако же только нравственное: юридически душеприказчик не обязан принимать на себя исполнение духовного завещания. (Разве бы при жизни завещателя между ним и душеприказчиком состоялся договор, по которому последний взял на себя исполнение завещания. Так или иначе выразив согласие исполнить поручение, душеприказчик становится полномочным представителем завещателя. Утверждения его в этом звании со стороны суда не требуется. Как представитель завещателя, он принимает все меры к осуществлению воли последнего – заботится об охранении наследства, берет имущество во временное свое ведение, выступает в защиту неприкосновенности завещания даже против наследников, собирает имущество завещателя и в случае надобности обращается к помощи суда и т. п. Но так как имущество, по поводу которого душеприказчик действует, имеет своего собственника в лице наследника и так как оно в то же время является фондом для удовлетворения отказопринимателей и кредиторов завещателя, то душеприказчик становится к ним в известные отношения. Так, он безусловно обязан отчитываться перед наследником, и завещатель его от этой обязанности освободить не может; отказоприниматели и кредиторы обращают к нему свои требования. Душеприказчик, не исполнивший надлежащим образом данных ему завещателем поручений [1421] , независимо от вознаграждения за убытки. – А. Г.) устраняется, и завещание приводится в исполнение или самим наследником по завещанию, или законным наследником завещателя. Примечания: [1398] Ст. 1035 1 [1399] Ст. 1026, 1027. [1400] Ст. 1036 1 –1042; Нот. пол., ст. 75, 87; У. г. с., ст. 371. [1401] Ст. 1045 и прим. [1402] Ст. 1046, 1051. [1403] Ст. 1048, 1054. [1404] Ст. 1056. [1405] Ст. 1050. [1406] Ст. 1046 2 [1407] Ст. 1071–1082. [1408] Нередко, впрочем, это делается уже в самом начале завещания, непосредственно после слов: «Во имя Отца...». [1409] Ст. 1043, 1058, 1060 1 , 1060 2 Отдача завещания для хранения опекунскому совету или комитету человеколюбивого общества даже обязательна, когда завещание составлено домашним порядком относительно родового имущества (см. также ст. 1070, 1468). [1410] Ст. 1058, 1059, 1061. [1411] Ст. 1060. [1412] Там же. [1413] Ст. 1063–1066. [1414] Ст. 1050, 1052. [1415] Ст. 1066 5 [1416] Ст. 1066 4 [1417] Ст. 1066 2 [1418] Ст. 1029. [1419] Ст. 1066 1 –1066 14 [1420] Ст. 1084; У. г. с., ст. 24, 25. [1421] Ст. 1084; У. г. с., ст. 24, 25. Дополнение, изменение и отмена духовного завещания. Случаи его недействительности § 65. Относительно духовного завещания следует сказать еще о его дополнении, изменении, отмене и о случаях его недействительности. Дополнение, изменение и отмена завещания вполне зависят от воли завещателя, так как и само завещание имеет вес только из уважения к воле завещателя [1422] Иногда после лица остается несколько духовных завещаний: одно относится к одному имуществу, другое – к другому и т. д. Так что каждое завещание относится к особому предмету. Каждое дополнение, как по форме, так и по содержанию, должно соответствовать всем условиям действительности духовного завещания, и каждое, собственно, есть отдельное, самостоятельное завещание, подлежащее по смерти завещателя утверждению, только нет надобности в отдельном утверждении каждого завещания, а все они могут быть утверждены сообща. Духовное завещание, по составу своему вполне действительное, может быть вполне или отчасти отменено самим завещателем. Отмена может выразиться различными способами [1423] 1) Завещание может быть отменено новым духовным завещанием, притом двояким образом. Или все содержание последнего завещания может заключаться только в отмене прежнего, вполне или отчасти, или позднейшее завещание может дать определения противоположные, вполне или отчасти, содержанию прежнего завещания, не упоминая о его отмене. В последнем случае, разумеется, легко могут возникнуть сомнения насчет отмены прежнего завещания; но они разрешаются теми же правилами толкования, которые имеют место по отношению к закону и договору, потому что и закон, и договор, и завещание суть выражения одной и той же силы – человеческой воли. Позднейшее завещание, прямо или косвенно отменяющее прежнее, должно удовлетворять всем условиям действительности духовного завещания: иначе прежнее завещание сохраняет свою силу. Кроме того, законодательство определяет еще, что нотариальное духовное завещание может быть отменено только нотариальным же, а домашнее завещание может быть отменено и домашним. Таким образом, если составлено нотариальное духовное завещание, а впоследствии, в отмену его, составлено домашнее, то как бы ни была несомненна воля завещателя, выраженная в домашнем завещании, нотариальное завещание все-таки остается в силе, и по смерти завещателя подлежит исполнению. 2) Духовное завещание, как нотариальное, так и домашнее, может быть также отменено завещателем с помощью нотариального акта, или... (в случае нахождения завещателя в походе или командировке – заявлением о том начальству [1424] . – А. Г.). Но одно наддрание акта завещания еще не составляет доказательства его отмены (наддрание выписи никакого значения не имеет, так как подлинное нотариальное завещание находится в актовой книге нотариуса. Что касается наддранного домашнего завещания... – А. Г.), то наследник по такому завещанию может доказывать, что наддрание произошло случайно, а не выражает отмену воли завещателя. Возможность изменения и отмены духовного завещания привела наше законодательство к запрещению общего завещания двух или более лиц, так что у нас акт завещания всегда составляет акт изъявления последней воли одного только лица [1425] Нельзя сказать, однако же, чтобы действительно возможность изменения и отмены завещания, по существу своему, делала несовместимым составление завещания несколькими лицами сообща. Например, А и В в одном и том же акте составляют свои духовные завещания; потом А, тем или другим способом, отменяет свои завещательные распоряжения: только они в общем завещании и лишаются значения, тогда как завещательные распоряжения В остаются в силе. Законодательство, кажется, имеет в виду, что чаще всего при общем составлении завещания двумя или более лицами завещатели взаимно распоряжаются один в пользу другого, так что завещание одного составляет как бы условие завещания другого, и тогда при отмене одного завещания возникает сомнение насчет действительности другого. Однако же при общем составлении завещания взаимность может и не иметь места, а оба завещателя могут распоряжаться в пользу какого-либо третьего лица, например, муж и жена – в пользу дитяти. Да и при взаимности завещательных распоряжений воля каждого завещателя может быть безусловной, независимой от распоряжения в его пользу со стороны другого завещателя: тогда при отмене одного завещания нет повода к сомнению в действительности другого. Подлинность духовного завещания, по видимости удовлетворяющего всем условиям его правильности и силы, по смерти завещателя может быть оспорена его законными наследниками. (Подлинность как действительное происхождение завещания от того лица, которому оно приписывается, может быть, согласно общим правилам нашего процесса, отрицаема двояким способом: или спором о подлоге, или заявлением сомнения в подлинности, причем последний способ может быть применен лишь к завещаниям домашним. Это вполне согласуется с общими правилами, но отступление имеется в том правиле, по которому в одинаковое положение с нотариальными завещаниями ставятся и некоторые домашние, а именно: походные, совершенные за границей и отданные на хранение нотариусу или одному из упомянутых выше учреждений; против этих завещаний нельзя выражать сомнения – подлинность их может быть опровергнута лишь предъявлением спора о подлоге [1426] Оспорено может быть завещание также ввиду отмены его со стороны завещателя. Тут, как мы видели выше, форма завещания – нотариальное оно или домашнее – имеет очень важное значение. Поводом к оспариванию завещания может служить несоблюдение формы завещания, неспособность лица к его составлению и к приобретению права по завещанию, незаконность сделанных в завещании распоряжений и самоубийство. Эти группы поводов к оспариванию завещания стоят вне связи со способом его совершения – со стороны завещательной способности, формы и содержания споры могут быть направлены против как нотариальных, так и домашних завещаний; различие заключается лишь в большей или меньшей трудности признания завещания недействительным. Для доказательства неправоспособности или недееспособности лица, оставившего нотариальное завещание, надо доказать лжесвидетельство, незаконность действий нотариуса и т. п., оспаривать же домашнее завещание не представляет таких трудностей. Спор может быть предъявлен до представления завещания в суд к утверждению, во время рассмотрения дела или после утверждения. Если спор предъявлен до утверждения завещания к исполнению, то утверждение отлагается до разрешения спора. Причем в том случае, когда завещанное имущество не поступило ни в чье владение, оно отдается в опекунское управление [1427] При предъявлении спора во время утверждения завещания дальнейшая процедура обусловлена поводом предъявленного спора: если он является в то же время основанием для отказа в утверждении сам по себе, помимо споров [1428] , то суд признает завещание недействительным, а в остальных случаях, – не входя в обсуждение спора, – отказывается утверждать завещание в охранительном порядке, и наследнику по закону приходится предъявить, в спорном порядке, иск о недействительности завещания. Наконец, что касается предъявления всякого рода споров уже по утверждении завещания к исполнению, то право это ограничено двухлетней давностью, которая исчисляется со дня публикации об утверждении завещания [1429] В заключение скажем несколько слов о самоубийстве завещателя как поводе к оспариванию его завещания. – А. Г.) Законодательство определяет недействительность завещания самоубийцы как вывод из того условия завещания, что оно должно составляться в здравом уме и твердой памяти [1430] , и тем наводит на мысль, будто самоубийство оно считает признаком умопомешательства, и потому завещание самоубийцы признает ничтожным, что акт составлен при ненормальном состоянии умственных сил завещателя. Между тем завещание самоубийцы недействительно совершенно независимо от того, составлено ли оно в припадке умопомешательства или при нормальном состоянии умственных сил лица. Если бы и было доказано, что самоубийца при составлении завещания вполне владел умственными способностями, то все-таки завещание его не признается действительным. Самоубийство, конечно, во многих случаях есть последствие помешательства, но не во всех же. Относительно же того, что законодательство отказывает самоубийце в христианском погребении можно сказать: если самоубийство – безусловный признак умопомешательства, то нельзя рассуждать о нем как о преступлении. Даже если предполагать, что завещание самоубийцы недействительно как завещание помешанного, то нет основания отказывать в признании составленному задолго до смерти, когда не было еще никакого повода к самоубийству: ведь не считается недействительным завещание по причине наступившего впоследствии помешательства завещателя. Но завещание самоубийцы, безусловно, ничтожно. Следовательно не умопомешательство завещателя препятствует действительности завещания самоубийцы, а сам факт самоубийства. (Новейшая практика, наоборот, признает: даже если будет доказано, что самоубийство совершено в безумии или беспамятстве, завещание сохраняет полную силу. Это последовательно. Признание завещания самоубийц недействительным есть... – А. Г. |