Артхашастра Каутильи (ред.). Артхашастра Каутильи (ред. Отделение литературы и языка ленинградское отделение института востоковедения литературные памятники
Скачать 4.7 Mb.
|
* * * Согласно установившейся традиции, как индийской, так и европейской, трактат Артхашастра приписывается ученому индийскому 70 С. Ф. О л ь д е н б у р г. О документе в феодальной Индии, стр. 45. 71 Р. V. Kane. History of Dharmaeastra. (Ancient and Mediaeval Reli gions and Civil Low). Poona, Bhandarkar Oriental Research Institute (Govern ment Oriental Series, Class B, № 6), vol. I, 1930; vol. II, parts I—II, 1941; vol. HI, 1946; vol. IV, 1953. 72 Там же, т. I, стр. VII, 99—104; т. II, ч. I, стр. XI (Chronological Ta ble); т. Ill, стр. XVII (Chronological Table); т. IV, стр. IX (Chronological Table), где из указанных крайних дат (300 г. до н. э.—100 г. н. э.) автор склонен придерживаться ранней даты, нежели поздней. Артхашастра — важнейший памятник индийской культуры523 брахману Каутилье (Kautilya), которого обычно отождествляют ■с именами Чанакья (Canakya) п Вишнугупта (Visnugupta). О личности самого Каутильи нет сколько-нибудь достоверных данных. Одни считают его простым брахманом, другие — государственным деятелем, а некоторые считают его министром или даже канцлером Чандрагупты I, основателя династии Маурья.73 Так, например, Г. Якоби называл Каутилью «индийским Бисмарком»,74 а С. А. Данге называет его «величайшим организатором царства и твердой царской диктатуры».75 Другие склонны видеть в Каутилье индийского Макиавелли 76 или сравнивают его с Клаузевицем.77 Однако подобные •сравнения не могут являться вполне доказательными, ибо они основываются либо на индийском предании, а именно Вигпнупу-ране,78 либо на некоторых литературных памятниках, где так или иначе имеется упоминание о том, что Каутилья был сокрушителем Нандов, предшественников Чандрагупты, и возвел последнего на трон.79 Для выяснения личности Каутильи небезынтересно также отметить, что даже среди индийских ученых нет твердо установленного чтения имени автора Артхашастры, этимология его объясняется различно. Так, Н. Ч. Бандьйопадхьяя читает: Kautilya, что в буквальном переводе означает «кривизна», «извилина», т. е. как абстрактное имя, произведенное от слова kutila — «кривой», «изогну- 73 V. R. Ramachandra Dikshitar, ук. соч., стр. 304, 307. 74 Bernhard Breloer, ук. соч., I, стр. 68; V. R. Ramachandra Di kshitar, ук. соч., стр. 303. 75 С. А. Данге. Индия от первобытного коммунизма до разложения рабовладельческого строя. Перевод с английского А. М. Осипова. Предисло вие А. М. Дьякова и А. М. Осипова. Изд. иностр. лит., М., 1950, стр. 80. ?б См.: Th. Stcherbatsky. Buddhist Logic. In two volumes, vol. I. Изд. АН СССР, Л., 1932 (Bibliotheca Buddhica, XXVI), Introduction, стр. 15— 16; Джавахарлал Неру, ук. соч., стр. 126. 77 Джавахарлал Неру, ук. соч., стр. 126.' ?8 Visnupurana, IV. 24; см об этом: R. Sham asas try. Preface, стр. VI; G. D. Tamaskar, ук. соч., стр. 2; В. И. К а л ь я н о в. Артхашастра — политико-экономический трактат древней Индии. Вестн. древн. истории, № 2, М., 1939, стр. 95. 39 См. выше, стр. 504 и ел. 524 В. И. Кальянов тый». Ганапати Шастрп производит это имя от слова kutala, которое обозначат название готры (рода), и читает Kautalya, что означает буквально «происходящий из готры (рода) Кутала».80 Однако на основании эпиграфических и других данных первоначальным именем следует считать Каутилью, а не Кауталью. На Нидхапурской плите Бхаскаравармана упоминается о готре (родр) Каутильи; во втором действии драмы «Малатимадхава» Бхавабхутп содержится ссылка на имя Каутильи и его учение.81 А в Мудрарак-шасе (первое действие) отождествляются Чанакья и Каутилья и подсказывается этимология последнего имени от kutila — «изворотливый» : Kautilyah kutila-matih sa esa yena krodhagnau prasabham adahi nanda-vancah | т. е. «Тот самый Каутилья с изворотливым умом, которым яростно был сожжен в огне гнева (словно тростник) род Нандов» (Mudra. I, 7).82 Кроме того, в «Праварадарпане» Камалакары Kautali считается одной из групп Джамадагнья-Ватса, входящей в древний род Бхригу, a Kautilya приписывается к группе Яски из рода Бхригу, в то время как Kutala не упоминается ни в Ашвалаяна-Шраутасутре, ни в Апастамба-Шраутасутре среди различных родовых групп.83 Поэтому утверждение, что имя Kutala или Kautalya было известно среди риши (мудрецов), которые принадлежали к той или иной готре (роду), в древние времена, представляется крайне сомнительным.84 80 См.: N. Ch. Bandyopadhyaya, ук. соч., стр. 1; Jaganlal Gupta aur Bhagavandas К el a. Kautilya ke artbik vicar (на хинди). Vrndaban, 1933, стр. 3; V. R. Ramachandra Dikshitar, ук. соч., стр. 310—313. 81 P. V. Kane, ук. соч., т. I, стр. VI и ел. 82 Mudrarakshasa by Vi^akhadatta, with the commentary of Dhundhiraja. Edited with Critical and Explanatory Notes by KaSinath Trimbak Telang. Sixth Edition. Revised by Professor V. S. Ghate. Bombay, 1918, стр. 61; см. также:- P. V. Kane, ук. соч., т. I, стр. 88. 83 P. V. Капе, ук. соч., т. I, стр. 91. 84 Там же. Артхашастра — важнейший памятник индийской культуры525 Как уже отмечалось выше, в заключительном стихе Артха-шастры говорится: «Видя многочисленные противоречия в трудах комментаторов, Випшугупта сам составил основной текст и толкования к нему». Хотя имя Каутильи обычно отождествляется с Ча-■накьей и Вишнугуптой, но на основании этого заключительного •стиха памятника явствует, что имя Впшнугупты не может быть идентичным с Каутильей, которому, согласно традиции, приписывается составление Артхашастры. Ибо здесь говорится, что Артхашастра составлена Вишпугуптой, а пе Каутильей. Согласно же традиции, авторство этого трактата приписывается последнему, который в тексте памятника цитируется 72 раза в 3-м лице: iti Kaufilyah — «так считает Каутилья» или noti (па iti) Kautilyali — «нет, говорит Каутилья»,85 в то время как на Вишнугупту во всем трактате нет ни одной такой ссылки.86 На этом основании, согласно установившейся уже традиции, Артхашастра часто называется «Каутилия» (Kautillya) или «Кауталня» (Kautallya)— т. е. «Про-лзведение Каутильи» или «Произведение Каутальи». * * * Ознакомление с содержанием всего памятника приводит нас к убеждению, что он отражает переходный период — период разложения рабовладельческого строя и складывания феодальных отношений. Акад. С. Ф. Ольденбург в ряде своих работ считает Артхашастру памятником, отражающим строй феодальной Индии.87 Такое мнение разделялось тогда большинством ученых-индологов. В последнее время среди некоторых западных ученых наблюдаются в6 V. R. Ramachandra Dikshitar, ук. соч., стр. 308; Р. V. Капе, ук. соч., т. I, стр. 89. 86 На это обстоятельство обратил наше внимание известный ученый Индии наш почтенный друг махамахопадхьяя П. В. Кане в личной беседе с нами В Кембридже во время работы XXIII Международного конгресса востоковедов 21—28 августа 1954 г. 8' С. Ф. Ольденбург. 1) О некоторых новых индийских работах по истории и экономике Индии, стр. 3; 2) О документе в феодальной Индии, стр. 45. 526 В. И. Кальянов попытки пересмотреть эту точку зрения. Так, в некоторых своих работах, вышедших недавно в Германской Демократической Республике, известный немецкий санскритолог академик Вальтер Рубен относит Артхашастру к III в. до н. э. и считает, что в ту эпоху общество в северо-западной Индии было рабовладельческим.88 Подобную же мысль высказал еще в 1949 г. Д. А. Сулейкин, который также утверждал, что в Индии в этот период существовало рабовладельческое общество, хотя и с присущими ему специфическпмп чертами. «Своеобразие древнеиндийского общества состоит в том, — писал Д. А. Сулейкин, — что оно представляет собой органическое соединение двух антагонистических элементов — рабовладельческого уклада и сельских общин, несмотря на то что развитие первого возможно только на основе разрушения второго, т. е. сельских общин».89 Рабство в Индии носило примитивный характер. «Древняя Индия, — говорит далее Д. А. Сулейкин, — не знала крупных рабовладельческих предприятий, но существо дела от этого не изменяется^ это означает лишь то, что Индия в силу отмеченных выше обстоятельств не достигла и не могла достигнуть высших форм рабовладельческого общества».90 Правда, и сам автор Артхашастры говорит о рабстве и называет различные формы рабовладения, которые более рельефно выступают в книгах законов Ману и Нарады. Как видно из свидетельств Артхашастры, рабовладение в древней Индии по своему характеру резко отличалось от классического рабовладения, существовавшего в древней Греции.91 Рабы в Греции не имели никаких личных прав, 88 Walter Ruben. 1) Einfiihrung in die Indienkunde, стр. 72 и ел., 160 и др.; 2) Geschichte der indischen Philosophie, стр. 107, 150 и др.; 3) Inter- State Relations in Ancient India and Kautalya's ArthaSastra. Indian Yearbook of International Affairs, Madras, 1955, стр. 1; 4) Die Lage der Sklaven in der altindischen Gesellschaft. Berlin, Akademie-Verlag, 1957, стр. 6, 103 и др. 89 Д. А. Сулейкин, ук. соч., стр. 188 и ел. эо Там же, стр. 188. 91 R. Shamasastry. Preface, стр. XXXII; см. также: Bernhard Bre-loer, ук. соч., II, раздел «Der dasa des Kautalya». Артхашастра — важнейший памятник индийской культуры527 их даже не считали за людей, в Индии же, согласно данным памятника, рабы имели некоторые личные права: кабальный раб мог откупиться сам или быть выкупленным другими за известную сумму. Особенно большие преимущества предоставлялись рабам из ариев в зависимости от их кастовой принадлежности по сравнению с представителями других этнических групп, именуемых Каутпльей млеччхами (mleccha) — «варварами». Если последним не возбранялось продавать или закладывать свое потомство, то для ариев это не дозволено было делать, в противном случае с виновных взыскивался большой штраф.92 Из этого явствует, что преследовалась продажа в рабство несовершеннолетнего из ариев. Очевидно, продажа в рабство или превращение в раба, при соответствующих обстоятельствах, совершеннолетнего ария было обычным и законным явлением в тогдашней Индии.93 Различные неопровержимые факты, встречающиеся в памятнике, ярко свидетельствуют об узаконении социального неравенства и кастового деления общества, которое должно считаться незыблемым. Каждый должен строго соблюдать свой закон и исполнять предписанные ему обязанности. «Соблюдение (каждым) своего закона, — говорит Каутилья, — ведет на небо и к вечности. При его нарушении мир погибает от смешения каст. Поэтому царь не должен до пускать нарушения своего закона живыми существами, ибо соблюдающий свой закон радуется здесь и после смерти. Ведь мир 92 См.: Артхашастра, отдел III, глава 13 (данного издания). 93 В. Кальянов. Артхашастра — политико-экономический трактат древ ней Индии, стр. 97 и ел. Более подробно о рабстве в Индии см.: Д. А. С у- лейкин, ук. соч.; Г. Ф. Ильин. 1) О некоторых особенностях рабства в Индии в эпоху Маурьев. Доклады и сообщения Исторического факультета МГУ, вып. VIII, Изд. МГУ, М., 1948, стр. 98—101; 2) Шудры и рабы в древ неиндийских сборниках законов. Вестн. древн. истории, № 2, М., 1950, стр. 94—107; 3) Вопрос об общественно-экономической формации в древней Индии в советской литературе. Вестн. древн. истории, № 2, М., 1950, стр. 174—178; 4) Индия в VI—II вв. до н. э.; Всемирная история, т. II, гл. XVII, стр. 546—551; см. также: Walter Ruben. Die Lage der Sklaven in der altindischen Gesellschaft. 528 В. И. Кальянов с твердо установленными разграничениями между ариями, при установлении каст и ступеней жизни, охраняемый тремя ведами, процветает и не гибнет» (Artha. I, 3/13—16). Как из этого отрывка, так и из других мест памятника, где, например, говорится, что для ария не должно быть рабства (Artha. Ill, 13/7), явствует, что здесь «имеются в виду не жители Индии вообще, а лишь „ария", т. е. представители господствующих классов».94 Соблюдение каждым своего закона могло обеспечиваться применением наказания, т. е. особым аппаратом, созданным для подавления эксплуатируемого большинства общества эксплуатирующим меньшинством. Узаконение социального неравенства здесь представляется как необходимое условие благополучия господствующих классов общества. «Люди, — говорит Каутилья, — принадлежащие к четырем кастам и к четырем ступеням жизни, охраняются царем при помощи наказания; преданные своим обязанностям и занятиям, они благополучно живут в своих обиталищах» (Artha. I, 4/16). Узаконение социального неравенства в Артхашастре весьма наглядно показано, например, в тех многочисленных фактах, которые предписывают особые привилегии брахманству. Эти привилегии, в частности, выражаются в том, что ученым брахманам (crotriya) предоставляются полошенные им земли (brahmadeya), свободные от штрафов и налогов и приносяпще соответствующий доход (Artha. II, 1/8); в том, что брахманы наряду с некоторыми другими категориями лиц должны бесплатно переправляться через реку, имея лишь документы с печатью надзирателя за судоходством (Artha. Ill, 28/24), и, наконец, в том, что брахманы освобождаются от платы за перевоз и от платы при проходе военных постов и что в противном случае с нарушителя взимается штраф в размере 12 пана (Artha. И, 20/18) .9S 94 С. Ф. О л ь д е н б у р г. О некоторых новых индийских работах по исто рии и экономике Индии, стр. 5. 95 См. об. этом: Ram Sharan S harm a. Some Economic Aspects of the Caste System in Ancient India. Patna, Swatantra Nava Bharat Press, 1952, стр. 6 ел. и др. Мы глубоко благодарны шри Рам Шаран Шарме за его Артхашастра — важнейший памятник, индийской культуры529 Среди разнообразных методов государственной политики, рекомендуемых Каутильей в качестве эффективных средств, способных удержать в повиновении подданных царя, широко использовалась религия и связанные с ней религиозные предрассудки и суеверия.96 В настоящей работе не ставится задача осветить все богатство мысли, изложенной в Артхашастре, или дать окончательное определение характера общественно-экономической формации эпохи, отраженной в памятнике. Это дело историков и экономистов, занимающихся изучением древнего индийского общества. Однако вполне возможно предположить, что в этот период мы наблюдаем уже сложившееся раннее феодальное общество, с присущими ему специфическими чертами, а именно: наличие элементов рабовладения и т. п., аналогично тому, что мы находим в странах Ближнего и Среднего Востока.97 * * * Название памятника Артхашастра мы условно переводим «Наука политики», что более соответствует ее содержанию. В этимологическом смысле Артхашастра (artha-$astra) означает «наука о выгоде», или «руководство к достижению полезного», т. е. «наука о накоплении ценностей». Почему произведение, приписываемое Каутилье, называется именно Артхашастрой (artha-castra), а не Нитишастрой (nlti-castra) — «наука политики» (в буквальном смысле), явствует из самого понимания автором значения слова artha. По мнению Каутильи, царь и те высокопоставленные лица, для которых составлялось руководство политики, должны были служить в равной мере трем главным целям в жизни человека, трем факто- интересную статью, которая вместе с другими важными его работами была столь любезно преподнесена нам автором во время нашего посещения города Патны в конце 1956 г. 36 Подробнее об этом см.: Ram Sharan S barm a. Superstition and Politics in the ArthaSastra of Kautilya. Journal of the Bihar Research Society, vol. XL, part 3, Patna, 1954, стр. 7 и ел. 97 См.: Н. Пигулевская. Города Ирана в раннем средневековье. М.—Л., 1956. 530 В. И. Кальянов рам, т. е. «тройке» (trivarga), состоящей из закона, или религии (dharma); пользы, или богатства (artha), и любви, или наслаждения (kama). Предпочтение, отдаваемое тому или другому фактору нарушает их единство. В главе об отвержении объединения шести врагов (в разделе «Победа над чувствами») Каутилья говорит: «Пусть он (т. е. царь) отдается любви, не нарушая закона и пользы: пусть не будет лишен наслаждения или пусть в равной мере отдается трем целям, части которых связаны друг с другом. Ибо одно из трех — закона, пользы и любви — чрезмерно чтимое, вредит себе и двум другим» (Artha. I. 7/6—9). Однако предпочтение из этих трех факторов Каутилья отдает пользе, считая ее главной, ведущей. Об этом далее говорится: «Каутилья считает, что главное — польза, ибо закон и любовь основаны на пользе» (artha eva pradhana iti Kautilyah | artha-muJauhi dharma-kamav iti | . — Artha. I, 7/10—11). Очевидно, автор трактата исходил из этих именно установок, когда дал своему трактату название Артхашастра (artha-castra). Артхашастра — большое произведение, состоящее из 15 отделов, или книг. Каждый отдел в свою очередь имеет разделы и главы. Всего насчитывается 150 глав, 180 разделов, или 6000 шлок (стихов) ; в число последних включается и общее количество всех фраз трактата. Первый отдел памятника начинается вступительной (первой) главой, где дано перечисление отделов и разделов всего трактата, и излагает правила поведения царя. Он заключает в себе разделы и главы о классификации наук, общении с учеными, подавлении чувств, назначении министров и главного советника, об испытании честности и нечестности министров, о назначении тайных агентов и руководстве ими, о наблюдении в своих и чужих пределах за враждебными и дружескими партиями, о совещаниях и о направлении послов, о наблюдениях за царскими сыновьями, о царском жилище и о самоохранении царя. Второй отдел, наиболее обширный в памятнике, говорит об обязанностях многочисленных надзирателей за рудниками и мастерскими, за добычей золота и его обработкой, за складами припа- Артхашастра — важнейший памятник индийской культуры531 сов и сырыми материалами, за арсеналом, за прядильным делом, хмельными напитками и гетерами, за земледелием, скотом и торговлей, за лошадьми, слонами, колесницами и пехотой, за судоходством, за мерами веса, пошлинами и печатями и др. Здесь также говорится об обязанностях хранителя казны, собирателя дохода, военачальника, градоначальника и др. Сюда также входят положения о заселении страны, распределении земли, постройке крепостей, ведении счетов, составлении указов, об испытаниях чиновников, о действиях различных агентов и др. Третий отдел — судебный. В нем рассматриваются дела, связанные с браком, с разделом наследства, с исполнением договоров и взысканием долгов; дела, касающиеся вкладов и закладов рабов и работников, совместных предприятий, прав собственности, насилия, различных видов оскорбления, игр об заклад и др. Четвертый отдел говорит об устранении препятствий на пути к общественному порядку, о наблюдении за ремесленниками и купцами, о противодействии стихийным бедствиям, об охране нравов, задержании по подозрению, о расследовании случаев внезапной смерти, допросах словесных и посредством пыток, о наблюдении за всеми ведомствами, способах наказания — простых и осложненных, о наказании за различные проступки и др. Пятый отдел излагает действия тайных агентов и утонченные средства государственной политики. В этом отделе говорится также о назначении тайных наказаний, пополнении казны, поведении придворных, укреплении государства, единовластии и др. Шестой отдел посвящен основам государственности — о совершенствах основ государства, о мире и труде. Седьмой отдел излагает шесть методов внешней политики, дает определение состояния упадка, застоя и прогресса. Здесь рассматриваются различные вопросы военной хитрости, двойственной политики, приобретения друзей и союзников; вопросы о причинах разорения, жадности и недовольства подданных царя; способы отражения врага, вопросы заключения мира, заключение и разрыв договоров, образ действий в отношении круга государств и ряд других вопросов. 532 В. И. Кальянов Восьмой отдел трактует о различного рода бедствиях, стихийных, внутренних и др., о непорядках, подрывающих основы государства и власть царя и нарушающих спокойствие его державы. Девятый отдел говорит о действиях намеревающегося напасть. Сюда входят такие вопросы, как: время и место применения войск, их вооружение и подбор для отражения врага; соображения о волнениях в тылу, о гибели людей и потере имущества; меры против волнений внешних и внутренних; соображения об опасностях, возникающих от предателей и врагов, о предупредительных мерах и др. Десятый отдел трактует о войне. Сюда включены такие вопросы, как расположение лагеря и его продвижение, охрана войска во время бедствий и нападений, различные способы ведения войны хитростью, воодушевление собственного войска, расположение собственного и чужого войска, поле битвы, действия пехоты, конницы, колесниц и слонов, боевое построение войска и противострое-ние ему. Одиннадцатый отдел излагает образ действий по отношению к союзам и объединениям, а именно: действия, вызывающие разногласия в объединениях и применение тайных карательных мер. Двенадцатый отдел говорит о положении сильнейшего правителя и освещает вопросы внешней политики. В нем рассматриваются также обязанности послов, вопросы войны при помощи интриг, подстрекательство, вызывающее раздоры цреди соседних государств, вопросы шпионажа, говорится об уничтожении врага при помощи тайных мер, одолении врага при помощи войска и единоличной победе. Тринадцатый отдел трактует о средствах к овладению крепостью, о подстрекательстве, выманивании врага из крепости посредством тайных мер, применении тайных шпионов, осадных операциях, захвате крепости и умиротворении захваченной области. Четырнадцатый отдел говорит о применении тайных средств и обмана, направленных на уничтожение врага, о противодействии вреду, наносимому собственным силам. Артхашастра — памятник большой исторической ценности533 Пятнадцатый отдел посвящен методике трактата и излагает различные методы науки. Таково краткое изложение содержания Артхашастры Каутильи. |