Артхашастра Каутильи (ред.). Артхашастра Каутильи (ред. Отделение литературы и языка ленинградское отделение института востоковедения литературные памятники
Скачать 4.7 Mb.
|
РАЗДЕЛ 177. СРЕДСТВА ДЛЯ УНИЧТОЖЕНИЯ ВРАГА» Глава 1 Для того чтобы охранять порядок среди четырех каст следует действовать против творящих беззаконие согласно тайным учениям.2 Существует целый ряд ядов, как калакута3 и др. Их следует вводить в тело врага или в предметы его потребления, пользуясь для этого услугами женщин и мужчин, знакомых с этим делом, варварского происхождения,4 имеющих вид горбатых, карликов, уродов, глухих, немых, слабоумных или слепых. Место (применения яда), одежда (отравителя), образ действий его и вместилище (яда) не должны возбуждать подозрения.5 Среди скопления предметов, служащих для увеселения (враждебного) владетелен, среди принадлежащих ему ценных предметов и вещей, которыми он пользуется, тайные агенты должны подсовывать оружие. Шпионы же, действующие по ночам, и такие, которые по роду своих занятий имеют дело с огнем,6 должны производить поджоги. (Известны): порошок, приготовленный из (кожи) пестрой лягушки, из мочи и испражнений,7 куропатки,8 из пяти предметов, принадлежащих растению куштха,9 из стоножки, яд скорпиона,10 от известной породы червей,11 из растений с сотней корней,12 порошок из чеснока, из ящерицы, живущей в дровах,13 порошок из домашней Раздел 177 (Глава 1) 475 ящерицы, ужа, червя криканака,14 «вонючего червя» 15 и яда, убивающего коров 16 — все это, смешанное с соком бхаллатака и авал-гука,17 убивает в одно мгновение, равно как и дым от всех этих предметов. Если сжигать любое из указанных насекомых вместе с черной змеей и растением приянгу,18 то эта смесь способствует иссыханию тела или, как говорят, убивает на месте. Корни растения дхамаргава 'i9 и ятудхана,20 смешанные с порошком из цветов бхаллатака, рассчитаны на то, чтобы причинить смерть через полмесяца после приема.21 Корень растения вьягхатака,22 смешанный с порошком из цветов бхаллатака и соединенный с препаратом из указанных насекомых, рассчитан на то, чтобы вызвать смерть через месяц. Для умерщвления людей требуется только Vie часть (этой смеси) ,23 вдвойне — для ослов и лошадей и в четверном размере — для слонов и верблюдов. (Далее, можно получить) дым от стовидной грязи,24 от яда скорпиона, от средства для отравления лошадей,25 от катутумби 26 и от рыб. Если он (дым) смешивается с (дымом от) растений мадана,27 кодрава,28 от стеблей растения, дающего касторовое масло,29 или палаша, то, двигаясь по ветру или против ветра, он умерщвляет все на своем пути. Порошок из «вонючего насекомого»,30 рыбы, из горького огурца,31 стовидной грязи, из дров и светляка32 или же порошок из «вонючего насекомого», растения кшудра,33 ладана, цветка кешара,34 видари,35 смешанный с порошком, приготовленным из толченых козлиных рогов и копыт, дает ослепляющий дым. Листья растения путикаранджа,36 золотистая краска харитала, красный мышьяк,37 ягода гунджа33 и стебли красного хлопкового растения, а также тесто, приготовленное из растения аспхота,39 вместе с наваром из козьего навоза дает ослепляющий дым. Змеиная кожа, испражнения коров и собак, а также голова ужа гоже дают ослепляющий дым. Моча и испражнение голубей, лягушек, хищников, слонов, людей и свиней, железный купорос,40 расте- 476 Четырнадцатый отдел. Применение тайных средств ние хингу,41 отруби, кусочки стеблей и зерна ячменя, семена хлопкового растения,42 гарного жасмина43 и кошатаки,44 корни растения гомутрика и бханда,45 далее, в толченом виде, нимба, шигхру, пха-нирджака, акшиба и пилука,46 кожа змей и самок карпов, равно как и порошок из ногтей и бивней слонов дают дым, который в соединении с дымом, полученным от сжигания стеблей мадана и кодрава, и со стеблями от растения, дающего касторовое масло, и растения палаша умерщвляет во всяком отдельном случае, где он распространяется. Корень от растения кали,47 куштха,48 камыша (тростника) и растения шатавари49 или порошок от змей, павлиных хвостов,50 куропатки и пяти предметов от растения куштха дает дым, который, будучи применен как указано ранее,51 или в соединении с мокрыми или с сухими стеблями вообще, ослепляет всякое живое существо и может быть употреблен в бою, при нападении и приступе, причем (употребляющий его) должен принять предохранительные меры, натирая глаза лекарственной мазью. Помет от галок, голубей, цапель и журавлей, образуя тесто вместе с растением акши, арка, пилука и молоком растения спухи-кпшра 52 дает ослепляющую мазь и отравляет воду. Препарат из ячменя, корней растения шала,53 плодов мадана, листьев мускатного ореха и человеческой мочи, смешанный с корнями растений плакша и видари,54 и в соединении с наваром из растений мука,55 удумбара,м мадана и кодрава, или же с наваром из растения, дающего касторовое масло, и палаша дает опьяняющее вещество. Препарат из растения нгринги,57 дерева гаутама,58 кантакара,59 «павлиньей нош»,60 препарат из ягод гунджа,61 растения лангали,62 ядовитого корня 63 и растения ингуди,64 препарат из олеандра, акши, пилука, арка и «яда, убивающего антилоп»,65 смешанные с наваром из мадана и кодрава или с наваром из растения, дающего касторовое масло, и палаша 66 дают опьяняющее вещество. Все они вместе отравляют кормовые травы, деревья, годные на топливо, и воду. Дым, (получающийся при сожжении) специально приготовленных сухожилий, хамелеона, домашней ящерицы и ужа, ослепляет и делает безумным. Раздел 177 (Глава 1) 477 Препарат из хамелеона и домашней ящерицы вызывает проказу. Этот же препарат, в соединении с внутренностями пестрой лягушки и медом, вызывает чрезмерное болезненное течение мочи.67 Он же, в соединении с человеческой кровью, вызывает чахотку. Яд, уничтожающий силу лекарств,68 порошок из мадана и кодрава, препарат из муравьев,69 препарат из летучей мыши,70 анджаликара .(особый вид лекарства), павлиньих хвостов, лягушки, растений акши и пилука вызывает холеру. Препарат из пяти предметов растения куштха, яда, приготовленного из мочи и испражнений, цветов «царского дерева» 71 и меда, вызывает лихорадку. Препарат из языковых узелков стервятников72 и ихневмонов, образуя тесто вместе с молоком ослиц, делает глухонемым спустя месяц или полмесяца после приема. Для людей требуется Vie часть и т. д. как было указано ранее. Лекарственные растения следует толочь и приготовлять из них навар. Препараты же из живых существ следует делать в виде порошков. Иначе можно из всех делать навары; таким образом они будут более действительными. Вот, что касается наибольшего совершенства в препаратах. Если человек ранен стрелой, приготовленной из злаков шал-мали73 и видари, смешанных с корнем перца,74 и пропитанной кровью крысы чучундари, то он способен искусать десяток людей. Искусанные таким образом, в свою очередь, способны искусать 10 других. В соединении с цветами бхаллатака,75 ятудхана, апа-марга76 и бана,77 навар из кардамона, акши, гуггулу78 и халахала,79 соединенный, кроме того, с кровью козлов или людей, вызывает бешенство, так что принявший (этот препарат) кусает других. Половинная доза такого препарата, вместе с ячменной мукой и жмыхами, разведенная в воде, может отравить водоем длиною в сто луков. Стаи рыб, отравленных или только затронутых этим препаратом, отравляются, равно как и тот, кто пьет такую воду или касается ее. Если ящерицу закопать на три месяца вместе с красными и белыми горчичными семенами в землю, притом в сосуд, имеющий 478 Четырнадцатый отдел. Применение тайных средств форму верблюда,80 а затем извлечь ее при помощи человека, осужденного на смерть, то она способна умерщвлять все, на что она посмотрит. То же относится и к черной змее. Если молния зажжет древесный уголь, который не пылает, и если его разжечь при помощи дров, также зажженных молнией, то огонь от этого, будучи применяем в жертвоприношениях в честь Рудры 81 во время созвездий Криттика и Бхарани 82 и употребленный против врага, является неотразимым. Если добыть огонь из кузницы, то следует приносить жертву особым образом, сжигая мед. Огонь из виноторговли следует питать вином. Огонь, добытый от сплавления металлов, следует применять для жертвоприношений, сжигая препарат бхарта 83 и топленое масло. Огню, принадлежащему благочестивой супруге, следует приносить жертву венком, а огню развратной женщины — зернами кунжута. В огонь, который горит около родильниц, следует бросать простоквашу, в огонь, принадлежащий брахману, постоянно поддерживающему священные огня, — зерна риса. Огню чандалы следует приносить жертву мясом, огню, сжигающему трупы, — человеческим мясом. Всем этим видам огней вместе следует приносить жертву козлиным жиром, человеческим мясом и лепешками. Жертвовать следует, произнося заклинания в честь огня и употребляя дрова от «царского дерева». Такой огонь явится неотразимым и ослепит врагов. Слава тебе, Адити,84 слава тебе, Анумати,85 слава тебе, Сара- свати,86 слава тебе, божество Солнца. Слава Огню, слава Соме,87 слава Земле, слава Воздуху. Так в Артхашастре Каутилъи гласит первая глава «Средства для уничтожения врага» в четырнадцатом отделе «Применение тайных средств». От начала сто сорок шестая глава. Раздел 178 (Глава 2) 479 РАЗДЕЛ 178. ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ОБМАНА» Глава 2 Порошок от шириша,2 удумбара и шами 3 в соединении с маслом образует средство против голода, действующее в течение полу-. месяца. Препарат из кашерука,4 клубней угнала,5 корней сахарного тростника, стеблей лотоса,6 дурва,7 молока и топленого масла есть средство против голода, действующее в течение месяца. Порошок из бобов, ячменя и корней кулатха 8 и дарбха 9 вместе с молоком или топленым маслом или же сок валли (ползучее растение) с топленым маслом в равных частях и тесто из корней дерева сала10 и пришнипарни11 образуют напиток, дающий возможность поститься в течение месяца, если его выпить или же приготовить с медом и топленым маслом и данную смесь съесть. Если приготовить масло из белых горчичных семян,12 которые перед тем держались неделю в моче белого козла, и держать это масло в горьком огурце в течение месяца или полумесяца, то получится средство для искажения вида двуногих и четвероногих. Масло белых горчичных семян, приготовленное вместе с ячменем и навозом белого осла, который в течение недели питался только молоком и ячменем, дает средство для искажения вида. Масло белых горчичных семян, приготовленное вместе с мочей и жидкостью из навоза одного из них (т. е. белого козла или осла) с подсыпкой порошка из арка, хлопка или риса, имеет силу окрашивать в белый цвет. Препарат из помета белого петуха и удава окрашивает в белый цвет. Равным образом это относится к белым горчичным семенам, продержанным в течение недели в моче белого козла, а также пахтанью, арка, молоку, хлопку, катука13 и средству для отравления рыб.14 Эти средства окрашивать в белый цвет действительны на полмесяца. Препарат из морской лягушки, раковин, лекарства судха,15 бананов, черной соли и пахтанья окрашивает в белый цвет. 480 Четырнадцатый отдел. Применение тайных средств Кислоты из бананов, авалгуджа1б и черной соли, смешанные с вином, пахтанье, арка, хлопок, снухп,17 соль и хлебная кислота 18 дают средство, окрашивающее в белый цвет и действительное на полмесяца. Сухой ямбирь, положенный в горький огурец, привешенный в свою очередь к валли (ползучее растение) и сбереженный таким образом в течение полумесяца, а также мука из белых горчичных семян окрашивают волосы в белый цвет. Арка, хлопок, два вида арджуна,19 насекомые 20 и белая ящерица дают тесто, которое, если им натереть волосы, окрашивает их в пвет блестяще белый, подобный цвету раковины. Если намазать кому-либо тело тестом из коровьего навоза или из плодов тиндука21 и аришта22 и вымазать его (соком) ореха бхаллатака,23 то это является средством вызвать проказу, действующим в течение месяца. Ягоды гунджа, которые держались в течение недели в пасти черной змеи или домашней ящерицы, также являются средством вызывать проказу. Равным образом проказу вызывает натирание жидкостью, приготовленною из желчи и яиц попугая. Навар и тесто из прияла 24 суть средство против проказы. Употребляющий пищу, смешанную с корнями куккути,25 коша-таки,26 шатавари27 делается желтовато-белым по прошествии месяца. Выкупавшийся в наваре из вата28 и натертый тестом из саха-чара29 становится черным. Желтое красящее вещество харитала и красный мышьяк, смешанные с маслом от семени кангу,30 служащего пищей птицам, окрашивает в коричневый цвет. Порошок из светляков, смешанный с маслом горчичного семени, ночью пылает огнем. Порошок из светляков и червей гандупада 3I или же порошок из морских растений, из аконита,32 черепов (животных) и цветов кхадира33 и карникара,34 смешанньш с маслом птичьего семешг кангу, дает воспламеняющийся порошок. Раздел 178 (Глава 2) 481 Сажа от коры парибхадрака,35 смешанная с лягушечьим жиром, дает средство, чтобы все тело пылало огнем. Тело, натертое тестом из сажи парибхадрака и сезама,36 пылает огнем. Шарик из сажи от коры пилу37 пылает в руке. Натертый лягушечьим жиром, такой шарик пылает огнем. Если таким шариком растереть тело, опрыскать его маслом из травы куша и цветов манго в соединении с порошком из самки морской лягушки, пхенака 38 и смолы растения сарджараса,39 то тело пылает огнем. Жидкость, приготовленная из лягушечьего жира, и масло (растительное), приготовленное вместе с жиром раков и проч., дают натирание, от которого все тело пылает огнем. Тот, кто натрется лягушечьим жиром, также пылает огнем. Тело, натертое (препаратом из) корней бамбука и шайвала 40 и вымазанное лягушечьим жиром, пылает огнем. Тот, кто натрет ноги тестом, приготовленным из корней парибхадрака, ванджула,41 пратибала,42 ваджра,43 бананового дерева, пропитанным лягушечьим жиром, а также растительным маслом, может ходить на углях. Следует приготовить масло вместе с тестом из корней пратибалы, ванджула и парибхадрака, растущих у воды,44 и с лягушечьим жиром. Если этим (препаратом) натереть ноги, когда они совершенно чисты, то можно ходить по куче горящих углей, как будто бы это — пучки цветов. Если к хвостам гусей,45 журавлей и павлинов или же иных плавающих больших птиц привязать фитили, приготовленные из камыша, (и пустить этих птиц летать), то ночью получится впечатление, что падают звезды. Зола от дерева, спаленного молнией,46 имеет свойство тушить огонь.47 Бобы, пропитанные менструальной кровью, и корни растения враджакули,48 смешанные с лягушечьим жиром, имеют свойство прекращать кипение на очаге. Для того чтобы противодействовать этому, следует вычистить очаг. 482 Четырнадцатый отдел. Применение тайных средств Пилюля, сделанная из растения пилу и имеющая внутри огонь (?),49 перетянутая (узлом) корнями суварчала50 или простыми нитями и окутанная оболочкой из хлопка, дает возможность испускать изо рта огонь и дым. Если подлить в огонь масло, приготовленное из травы куша и плодов манго, то такой огонь горит во время дождя и сильных бурь. Каракатица,51 вымазанная кунжутным маслом, способна пылать огнем, плавая по воде. Огонь, разведенный на костях обезьян при помощи пятнистой камышевой трости, не может быть потушен водою, а наоборот, пылает, если на него полить воды. Огонь, разведенный при помощи трости из пятнистого камыша на ребрах левого бока мужчины, убитого мечом или посаженного на кол, а также огонь, разведенный на костях мужчины или женщины при помощи человеческого ребра, имеет свойство прекращать действия всякого другого огня там, где его (т. е. приготовленный указанным способом огонь) передвигали слева направо.52 Если мелко растолочь мускусную крысу, трясогузку и насекомое, вызывающее чесотку, и (приготовленный таким образом порошок) смешать с лошадиной мочой, то получается средство для разбивания цепей. Такое же свойство имеет магнит. Мазь из раковых яиц и жира лягушек и червей, вызывающих чесотку, и, вместе с ней, свиной зародыш,53 взятый в двойной пропорции, а также тесто, приготовленное из ребер цапли и ястреба54 вместе с стеблями синего лотоса и водою, образует средство для натирания ног двуногим и четвероногим. Если кто напрет свои сандалии, сделанные из верблюжьей кожи, жиром совы или коршуна и покроет листьями фигового дерева, то он сможет пройти без усталости 50 йоджан. Если же (для такого натирания употребляется) костяной мозг 55 или семя сокола, цапли, вороны, коршуна, гуся, журавля и впчи-ралла (?),56 то можно пройти без устали 100 йоджан. То же свойство имеют костяной мозг и семя львов, тигров, леопардов, ворон и сов.57 Раздел 178 (Глава 3) 483 Если выжать выкидыши, принадлежащие (женщинам) всех четырех каст, в сосуде, имеющем форму верблюда, или же детские трупы на месте их сожжения, то полученный таким образом жир дает возможность (если им натереть ноги) пройти без устали 100 йоджан. Страшными чудесными явлениями следует приводить в ужас врага. Но если распространится молва, что (такие действия) идут не на пользу государству, то получится общая смута. Так в Артхашастре Каутилъи гласит вторая глава «Применение средств обмана» в четырнадцатом отделе «Применение тайных. средств». От начала сто сорок седьмая глава. |